Введение
Актуальность данной исследовательской работы определена нечетким представлением школьника о процессе обучения. Для многих школа – это ранний подъем, уроки, домашние задания и общение с друзьями. Из года в год эта рутина идет по заданной схеме и зачастую неосознанно: мы ходим в школу «потому что так надо». Не все понимают ценность образования и не осознают какое влияние оно оказывает на развитие личности. Ключом к ответу на вопрос зачем ходить в школу и является данная исследовательская работа. Чем раньше придет понимание, тем более продуктивным, интересным и эффективным станет процесс обучения.
Что необходимо узнать школьнику о процессе обучения, чтобы обеспечить осознанное и эффективное развитие его личности?
Сформулированная проблема определила выбор темы: «Школа – как этап формирования разносторонней личности в жизни каждого человека.»
Объект исследования составляет процессобучения в школе.
Предмет исследования:позиция ученика по отношению к процессу обучения.
Цель данной исследовательской работы: узнать школу с новой стороны, чтобы открыть ее для себя заново.
Задачи исследовательской работы:
прочитать статьи по проблеме данного исследования;
изучить понятия «твердые» и «мягкие навыки» и проанализировать, какое влияние они оказывают на школьников;
узнать, как школьные мероприятия оказывают влияние на формирование личности;
провести анкетирование среди учеников 5-11 классов Гимназии «Жуковка»;
проанализировать свой опыт обучения в гимназии и выявить, как различные аспекты школьной жизни влияют на формирование личности.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что если ученик поймет причинно-следственные связи между школой и влиянием, которая она оказывает на формирование и развитие личности, то процесс обучения будет осознанным, интересным и эффективным.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования: теоретические и эмпирические.
Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирические: анкетный опрос, анализ собственного опыта.
Данная исследовательская работа написана на русском и английском языкаx. Я с детства изучаю английский язык, и он играет важную роль в моём обучении. Например, я занимаюсь программированием, где знание языка часто выручает, помогая мне быстрее осваивать новые знания как на самих занятиях, так и при изучении дополнительной информации с целью расширения знаний в программировании. Кроме того, в следующем году мне исполнится 14 лет, и я планирую официально трудоустроиться на летнюю подработку. Знание языка расширяет круг доступных вакансий. Мне захотелось испытать себя в рамках данной исследовательской работы, попробовать максимально раскрыть свой потенциал, применив как твердые, так и мягкие навыки, приобретенные в школе и за ее пределами. На английском языке были изучены некоторые материалы по теме работы, а также изложен мой опыт обучения в гимназии «Жуковка» в практической части, где я рассказываю о том, как различные школьные мероприятия оказывают влияние на формирование моей личности.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Зачем человеку школа?
В начале текущего учебного года среди учащихся 5-11 классов Московских школ был проведен опрос. Ученикам задали вопрос: «Зачем нужно учиться?». Результаты данного опроса были опубликованы в журнале «Вечерняя Москва» в разделе «Вопрос ребром». [4]
Главная мысль самых популярных ответов заключалась в том, «что учеба нужна для улучшения качества жизни и для личностного роста», что «учеба необходима для разностороннего развития личности». [4]
Как оказалось, правильно ответа на этот вопрос не существует. Каждый воспринимает смысл обучения исходя из своиx ценностей и ориентиров на жизнь. По нашему мнению, важно для себя понимать, как именно школа влияет на те или иные аспекты становления нашей личности.
Безусловно, школа – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Здесь мы проводим свое детство и юность. Когда человек заканчивает школу и университет, а затем приходит в профессию, он начинает развиваться в узком направлении, на большее зачастую не остается ни сил, ни времени. Поэтому школьные годы – без преувеличения самый удачный период, когда мы можем впитывать знания из разных областей. [2; 6]
Формирование личности происходит на протяжении всей жизни, и у школы есть особая роль в этом процессе. Она выступает начальным пунктом социальных взаимодействий, где закладываются основы для будущего. [9] Это период, когда у человека формируются характер и ценности. Именно в школе ученики формируют свои представления о мире, учатся взаимодействовать с другими людьми и понимают, как строить отношения.
Каждый день в школе — это бесконечное множество жизненных ситуаций, в которых можно проявить себя, попробовать решить сложные задачи и научиться справляться с рисками. Не стоит забывать о том, что результаты в учебе формируют систему ценностей, на которую опирается личность в будущем. [3] Успехи и неудачи в образовании — это ступеньки, которые ведут к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.
Разностороннее образование, получаемое в школьные годы, становится фундаментом для будущих профессиональных достижений и личностного роста. Таким образом, школа является уникальным этапом формирования личности, где каждый̆ ученик находит свое место и начинает путь к осознанию своего потенциала, приобретая навыки, необходимые для успешного и гармоничного развития в будущем. [8]
Также стоит отметить, что школа становится первым местом, где мы учимся мечтать и ставить перед собой амбициозные цели. Именно здесь зарождаются стремления, которые могут определять жизненный путь на многие годы вперед.
1.2 Твердые и мягкие навыки – навыки разносторонней личности
Что делает каждого из нас уникальным и ценным членом общества? В современном быстро меняющемся мире каждому человеку необходимо обладать умениями, которые способствуют успешному становлению его личности. Школа предоставляет колоссальные возможности для того, чтобы формировать и развивать твердые и мягкие навыки.
Твёрдые навыки – это знания и умения, которые мы получаем на уроках. Например, когда мы решаем задачи по математике, читаем тексты на уроках русского языка и литературы или изучаем основы информатики, мы развиваем твёрдые навыки. [1]
Приведём примеры твердых навыков, формирующиеся в рамкаx школьного обучения:
Математические навыки: Умение выполнять арифметические действия, решать задачи по математике, работать с геометрическими фигурами и понятиями.
Навыки чтения и письма: Грамотное чтение, понимание прочитанного, умение формулировать мысли в устной и письменной форме, написание небольших сочинений и рассказов.
Знание русского языка: Знание правил грамматики, орфографии, пунктуации, а также умение правильно употреблять слова в речи.
Знание иностранного языка: Начальные знания английского или другого иностранного языка, развитие словарного запаса, умение воспринимать на слух и использовать базовые фразы в общении.
Базовые компьютерные навыки: Умение работать с компьютером, знание основ работы с текстовыми редакторами, поиск информации в интернете и понимание основ кибербезопасности.
Научные знания: Основы естественных наук, таких как биология, физика, химия, позволяющие понимать явления окружающего мира.
Исторические и географические знания: Знакомство с основными историческими событиями, понимание географического устройства страны и мира, умение работать с картами.
Информационная грамотность: Навык находить, анализировать и систематизировать информацию из разных источников, что помогает в выполнении школьных проектов и заданий.
Полученные знания можно легко проверить с помощью тестов и контрольных работ. Они помогают понимать мир вокруг и строить ориентиры на своё будущее. [1]
Мягкие навыки – это умения, которые помогают нам общаться, работать в команде и решать разные жизненные задачи. Мягкие навыки позволяют быть гибкими в изменяющемся мире, уметь находить общий язык с разными людьми и создавать новые идеи. [5]
В ряде изученных источников приводится классификация мягкиx навыков. Такие навыки можно условно разделить на 4 большие группы: коммуникативные, интеллектуальные, волевые, лидерские (рис.1). [1; 5]
рис.1
Приведём примеры мягких навыков и покажем их значимость для каждого школьника:
Коммуникация: умение ясно выражать свои мысли и слушать других, что важно для дружбы и работы в коллективе.
Эмоциональный интеллект: способность понимать свои эмоции и эмоции окружающих, что помогает управлять конфликтами и поддерживать хорошие отношения.
Работа в команде: умение сотрудничать с другими, делиться идеями и принимать совместные решения.
Креативность: способность придумывать новые идеи и находить необычные решения в сложных ситуациях.
Стрессоустойчивость: умение подстраиваться под изменения, быть гибким и не бояться нового.
Лидерство: навык организовывать работу группы, мотивировать других и брать на себя ответственность за результат.
Умение видеть и решать проблему: способность анализировать ситуацию и находить пути выхода из трудностей.
Именно такие умения будут особенно ценны в будущем, когда успех во многом будет зависеть от способности работать в команде и общаться в быстро меняющемся мире. Таким образом, развивая мягкие навыки, ты готовишь себя не только для учёбы, но и для жизни, делая свой путь к успеху более уверенным и гармоничным.
1.3 Школьные мероприятия как основа развития мягкиx навыков
Школьные годы — это не только время за партами и учебниками. Это период активного развития личности, формирования характера и развития талантов. [7] Различные школьные мероприятия представляют собой огромную ценность для развития мягких навыков: мы учимся общаться, выражать свои мысли, слушать других, работать в команде, находить компромиссы и решать конфликты.
Более того, благодаря участию в различных проектах, кружках и концертах, учащиеся получают возможность увидеть результаты своей деятельности, что значительно повышает их мотивацию к саморазвитию.
Покажем на конкретныx примераx значимость школьных мероприятий и определим, как именно они влияют на развитие личности человека.
Школьные концерты:
- учат работать в команде при организации и проведении мероприятия, что важно для развития коммуникативных и организационных навыков;
- стимулируют творческое мышление и самовыражение через музыку, танцы или театральные постановки;
- развивают уверенность в себе и навыки публичных выступлений, поскольку ученикам приходится выступать перед аудиторией;
Предметные викторины и конкурсы:
- развивают критическое мышление и способность быстро ориентироваться в знаниях по предмету;
- способствуют развитию навыков работы в команде, когда участники совместно обсуждают и принимают решения;
- мотивируют к активному обучению, стимулируя интерес к новым знаниям и развитию интеллектуальных способностей̆.
Тематические недели:
- расширяют кругозор и способствуют критическому мышлению за счёт глубокого изучения определённой темы;
- стимулируют творчество и инновационный подход через создание презентаций или художественных работ, связанных с темой недели;
- учат планированию и тайм-менеджменту, поскольку мероприятия часто требуют детальной подготовки и соблюдения сроков.
Конкурс чтецов:
- помогает развить выразительность речи, улучшает дикцию и интонацию, что является важной частью навыков коммуникации;
- повышает уверенность в себе и умение справляться с волнением при публичном выступлении;
- стимулирует любовь к литературе и помогает лучше воспринимать и анализировать тексты.
Благотворительные ярмарки:
- способствуют развитию эмоционального интеллекта, поскольку вырученные с ярмарки деньги школа направляет в различные благотворительные организации;
- развивают предпринимательские навыки: планирование, расчет бюджета и принятие решений;
- развивают умение работать в команде, когда организаторы распределяют обязанности и координируют свои действия.
Подготовка стенгазет:
- развивает навыки визуальной коммуникации и креативность при создании информативных и привлекательных материалов;
- способствует умению анализировать и обобщать информацию, так как ученикам необходимо выбирать и структурировать данные;
- улучшает командную работу, когда группа совместно разрабатывает дизайн, содержание и оформление газеты.
Участие в школьных мероприятиях — это не просто развлечение, а важный этап взросления и становления личности. Это возможность не только получить новые знания и навыки, но и обрести уверенность в себе, научиться взаимодействовать с другими людьми, проявить свои таланты и стать частью школьного сообщества. [7]
Выводы по Главе 1
Школа – это не только место получения знаний, но и уникальное пространство, где закладываются основы будущей личности. Здесь каждый ученик учится не только математике, литературе или истории, но и приобретает навыки общения, самоорганизации и критического мышления. В школьных стенах мы впервые сталкиваемся с коллективом, учимся уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения и принимать решения в группе. Именно в этом процессе зарождается наша способность к сотрудничеству и самовыражению.
Кроме учебных предметов, школа предоставляет множество возможностей для развития творческих и спортивных способностей. Вне уроков учащиеся принимает участие в кружках, секциях, конкурсах и олимпиадах, что позволяет им найти и развить свои таланты. Эти занятия помогают осознать, что у каждого человека есть уникальные способности, а также понять важность постоянного самосовершенствования. Благодаря разнообразию школьных мероприятий, учащиеся могут попробовать себя в разных ролях: от организатора школьных праздников до лидера спортивной команды, что закладывает основы уверенности в себе и умения брать на себя ответственность.
Глава 2 Практическая часть
2.1 Личный опыт обучения в новой школе и выводы, к которым я пришел
The first 5 years of school I spent in a local municipal one, which is a 5-minute walk from my home. But at the beginning of the current academic year, I transferred to gymnasium “Zhukovka”. I am still getting used to the gymnasium routine and rules, but I can already say that I like it here very much. I would like to share some internal activities and leisure time we have in the light of the theoretical information I have studied. And I would like to reflect on how the gymnasium environment has so far influenced my personality. After all, if we take all the eleven years of school life, it can be said that six years is my “equator” of studying. The earlier I find the answer to the question “Why do I need to go to school?”, the more productive I'll be.
Our gymnasium has a strict rule: no phones during the day. Also, just like in many other schools, we are to wear school uniform. In my first school we also had these rules but students hardly ever followed them. That's why at first it was quite difficult for me to get used to the new way of life at gymnasium. But now I realize that “no phones rule” helps me to concentrate on the studying and to talk to people here and now. Not in a chat but in a real conversation, which influences not only my communicative skills but also has an impact on my emotional intellect and the ability to solve problems if there are any. And wearing school uniform is not because of we are told to do so but to show us the professional culture and teach us discipline. Thanks to those rules we develop self-organization and responsibility skills.
We do not use our phones during school day but it does not mean we get bored at class breaks. There is table tennis in the hall both on the first and second floor. There is even a piano so student can play it. At the corridors we have cupboards with lots of games, such as chess, UNO, ‘What am I?’, Memo and so on. So, walking along the corridors during the class break you will see students involved in games, spending time together. I like it so much that our gymnasium gives so many options for leisure time. It helps us to develop skills of communication, self-organization and allow us to express ourselves. In autumn I brought my guitar to school and we had a lot of fun playing it and singing our favourite songs.
There is a big gym inside as well as a football pitch and a court both for basketball and volleyball outside. PE lessons help us to develop physical skills. We learn to work as a team, we learn to achieve results and understand the value of a healthy competition.
The canteen in our gymnasium made a special impression on me. The food is delicious and a three-course menu of the day is always varied and balanced. Each grade has its table and during the meal time we eat and spend time together. This not only makes us tight-knit, but also has an impact on our social skills.
There is a wonderful drama class in our Gymnasium. We prepare performances for various holidays and special dates. For example, in December, a week before the New Year, we had a big concert called “Winter Road” («Зимняядорога»). The whole performance was based on the works of Alexander Pushkin. I had a chance to participate in it as one of the main characters. Such events have a great impact on confidence in public speaking, develop our memory and creativity skills as well as emotional intelligence. The same positive impact on our personalities has the annual “Poem Contest” («Конкурсчтецов»). In this year it was also dedicated to the memory of the great Russian poet.
In the end of the school year there is a very special day when all the students bring their pets to the gymnasium. Students and their little friends gather outside at the football pitch, meet each other’s animals, pet them, share interesting and funny stories about their pets. This event is called “My Animals” (Зверьемое») and I am waiting for the end of the year to participate and bring my cat there, too. Undoubtedly, this event teaches empathy, responsibility, and the ability to find a common language not only with people, but also with animals.
From time to time there are subject weeks (предметныенедели) in the gymnasium. During these weeks, teachers organize quizzes and games on the topic of the week, and students prepare wall posters with interesting tasks for students in other grades. The wall newspapers are hung along the corridors, creating an atmosphere and showing overall engagement. Creating such posters allows us to express our creativity and develop our communication skills while preparing tasks together. It also helps us to get new knowledge from such posters and have fun solving different crossword and riddles.
We also have themed Fridays (тематическиепятницы) – days when people get dressed unlike on a regular school day. Sometimes such Fridays are connected with holidays like the New Year or April’s Fool Day. And sometimes the clothes we are to get dressed according to a given theme. For example, we have a “Denim Day” or “White Day”. Such days allow us to express both our personalities and creativity.
In the beginning of the school year, we celebrate an A-Student Day (деньотличника). On this day the canteen workers prepare a festive breakfast. And although I was not among the A-students, I was sincerely glad to congratulate those who worked hard during previous academic year. This means that this event has a positive effect on my emotional intelligence.
Every rule and every event in our gymnasium have made an impact on my personality and my character, helped me to work both on my hard skills and soft skills. Due to the variety of opportunities, I am learning to be a flexible, versatile and confident person.
2.2 Анкетирование учеников 5-11 классов и его результаты
Изучив материал по теме исследования, было решено провести анкетирование среди обучающихся 5-11 классов. (Приложение 1) В анкетировании, состоящем из 10 вопросов, приняло участие 52 человека. Вопросы были составлены таким образом, чтобы выявить, насколько, по мнению учеников, школа влияет на формирование их личности, а также узнать, какие аспекты школьной жизни им интересны.
Как показало анкетирование, большинство учеников любит ходить в школу. Ребятам нравится проводить время с друзьями, им интересно ездить на экскурсии. Менее трети опрашиваемых любят участвовать в школьных мероприятиях, а вот уроки занимают незавидное место среди аспектов школьной жизни. Конечно, для большинства школа привлекательна прежде всего возможностью общения, а не учебным процессом. Это не хорошо и не плохо. Важно при этом понимать, что знания, которые мы получаем на уроках – это ступени нашего развития, наши твердые навыки.
Мнения разделились ровно пополам в вопросе о том, раскрывают ли школьные мероприятия наши таланты? Думаю, ответ зависел от того, насколько человек инициативен при проведении мероприятий. Конечно, те, кто в них участвует, несомненно, ощущают на себе результат своих стараний, и наоборот.
Треть опрашиваемых считает, что школа влияет на формирование их будущего. Мы не знаем наверняка, кем станем, когда вырастем. По результатам анкетирования больше половины учеников еще не определились с выбором профессии. Поэтому важно расширять свой кругозор, пробовать себя в новом, оттачивать свои навыки. Школа предоставляет колоссальные возможности для того, чтобы проявлять себя, раскрывать свой потенциал, быть разносторонне-развитыми и закладывать фундамент своего успешного будущего.
2.3 Личный вклад в традицию гимназии
В нашей гимназии есть интересная традиция – увековечивать в памяти успехи и достижения каждого учебного года. Они запечатлены на страницаx «Жуковского хронографа». Гимназия печатает его и дарит учителям и ученикам на протяжении многих лет. Я считаю – это чудесная возможность не только окунуться в пережитые события, но и узнать о теx событияx, в которых ты не принимал участие, познакомиться с достижениями ребят из других классов. Мне так понравилась эта традиция, что захотелось сделать что-то свое в этом направлении. Так родилась идея создать информационный буклет о нашей гимназии.
Подобные буклеты – не редкость для образовательных организаций, поскольку они располагают полезной информацией об учреждении и интересны потенциальным клиентам. В нашем буклете содержится общая информация как о самой гимназии, так и о детском центре развития, который действует при ней. Также, в буклете находятся сведения о внеурочных мероприятиях и секциях дополнительного образования. Помимо этого, было решено включить в буклет гимн нашей гимназии. Музыка для гимна написана Андреем В., а автор слов –Вадим С. Конечно, в буклете вы найдете и контактные данные, а также имена управляющих и директора нашей гимназии.
Данный буклет может быть интересен не только потенциальным ученикам, но и учащимся нашей гимназии, ведь с его помощью можно взглянуть на любимую школу со стороны, целостно и наглядно. Полученный буклет можно использовать в маркетинговых целях для привлечения новых обучающихся. Кому-то он, наверняка, поможет выбрать именно «Жуковку» среди других образовательных учреждений.
Выводы по Главе 2
Трудно переоценить те возможности, которые предоставляет нам школа. Каждый урок и каждое мероприятие формируют нашу личность, оказывают влияние на наше будущее. Важно разобраться в том, как именно это происходит, чтобы по-новому взглянуть на процесс обучения.
Не все осознают какую роль школа на самом деле играет в иx жизни, что безусловно препятствует образовательному процессу и мешает с удовольствием проводить время в стенаx учебного заведения. Школа – не просто место, где передаются знания, но и среда, формирующая наши навыки, характер и отношение к жизни.
Если осознанно подходить к процессу обучения, можно извлечь из школьных лет максимум пользы, превратив их в прочный фундамент для успешного будущего. Именно поэтому важно относиться к школе не как к обязательной рутине, а как к возможности для самосовершенствования и раскрытия своего потенциала.
Заключение
Подводя итоги данной исследовательской работы, можно с уверенностью сказать, что все задачи, поставленные в начале проекта, выполнены, цель достигнута.
Мы рассмотрели такие понятия как «твердые» и «мягкие навыки» и на конкретных примерах удостоверились, что их развитие в каждом из нас проходит красной нитью через весь процесс обучения и времяпрепровождения в стенах учебного заведения.
Гипотеза подтвердилась: если ученик поймет причинно-следственные связи между школой и влиянием, которое она оказывает на формирование и развитие личности, то процесс обучения будет осознанным, интересным и эффективным.
Можно не без основания утверждать, что, вопрос того, как школа влияет на формирование личности и какую роль в этом играют твердые и мягкие навыки, должен подниматься в обсуждениях в рамках классных часов и разговоров о важном. Это подтверждают результаты проведенного анкетирования. Как оказалось, не все ученики осознают, какое огромное влияние школа оказывает на нас и наше будущее.
Я убедился в этом на собственном опыте, проанализировав свой опыт обучения в гимназии. Понимание того, что учебные занятия и различные школьные мероприятия влияют на мой личностный рост, сказалось на моем отношении к учебе. Я рад быть с активной ученической позицией, чтобы оставшиеся пять лет моего нахождения в школе были осознанными и наполненными интересными событиями.
Список использованной литературы
Hard Skills простыми словами: что это и как их развить https://sotkaonline.ru/blog/lifehacks/hard-skills-specifika-professionalnyh-navykov/ дата обращения 12.02.25
Top 5 Reasons Why Going to School Every Day Is Important https://getschooled.com/article/935-5-reasons-to-go-to-school-every-day/ датаобращения 13.02.25
Why Don't Students Like School?: A Cognitive Scientist Answers Questions About How the Mind Works and What It Means for the Classroom / Daniel T. Willingham
А зачем нужно учиться? https://edupressa.vm.ru/gazeta/shpargalka/kak-vy-schitaete-dlya-chego-nuzhno-uchitsya/ дата обращения 11.11.24
Гибкие навыки (soft skills) — компетенции будущего : метод. пособие / Дальневост. гос. науч. б-ка, отд. науч.-исслед. и науч.-метод. работы ; сост. М. П. Лопушенко ; редкол.: Т. Ю. Якуба и др. — Хабаровск : ДВГНБ, 2023. — 36 с.
Зачем ходить в школу: ключевые причины для школьников и родителей https://g1-tula.ru/articles/zachem-hodit-v-shkolu-klyuchevye-prichiny-dlya-shkolnikov-i-roditelej/ дата обращения 17.11.24
Почему важно участвовать в школьных мероприятиях? https://telegra.ph/Pochemu-Vazhno-Uchastvovat-v-SHkolnyh-Meropriyatiyah-Razvitie-Lichnosti-i-Formirovanie-Garmonii-12-03 дата обращения 10.12.24
Роль образования в развитии личности https://sky.pro/wiki/profession/rol-obrazovaniya-v-razvitii-lichnosti/ дата обращения 29.11.24
Роль школы в формировании личности https://peak-leds.ru/blog/rol-shkoly-v-formirovanii-lichnosti/ дата обращения 09.12.24
Приложение 1
Анкетирование учеников 5-11 классов
Вопрос 1 Нравится ли тебе ходить в школу?
Вопрос 2 Раскрывают ли школьные мероприятия твои таланты? (выступления, творческие работы и т.п.)
Вопрос 3 Какие аспекты школьной жизни тебе наиболее интересны?
Вопрос 4 Помогает ли тебе школа понять свои сильные стороны?
Вопрос 5 Способствует ли школа формированию у тебя целей на будущее?
Вопрос 6 Считаешь ли ты, что школа оказывает влияние на твое будущее?
Вопрос 7 Как думаешь, школа помогает формировать твою личность?
Вопрос 8 Повышают ли успехи в школе твою уверенность в себе?
Вопрос 9
Есть ли у тебя четкое представление о своей будущей профессии?
Вопрос 10 Зачем нужно учиться? Как бы ты ответил(а) на этот вопрос?