Введение
В этом году мы в школе начали изучать историю Древней Руси. Одной из самых важных тем была тема крещения Руси и прихода христианства в нашу страну. По мере изучения исторических событий и личностей, на уроках мы узнали о значимых для нашей страны людях, которых причислили к лику святых. Это княгиня Ольга, и князья Борис, Глеб и Владимир. Но одно имя заставило меня задуматься, а был ли этот человек на самом деле. Это былинный герой Илья Муромец.
Актуальность темы. Во все времена человечеству было свойственно определять для себя героев, которые олицетворяли силу и могущество своего народа. Память о них играет важную роль в духовном и патриотическом воспитании современного школьника. Самый известный из национальных героев, который является символом мощи и несокрушимости русского человека - Ильи Муромца.
Проблема: низкая популярность исторических национальных героев у современной молодёжи, связанная с неосведомлённостью об истинной роли их образов в истории государства.
Цель моего исследования: изучить образ Ильи Муромца, оценить его значение для истории России и духовно-патриотического воспитания современного школьника.
Объект исследования: образ Ильи Муромца.
Предмет исследования: оцифрованные исторические источники, архивные документы, биографические и археологические данные, предполагаемое место рождения и жизни Ильи Муромца, останки Преподобного Ильи Муромца Печерского.
Гипотеза: является ли образ Преподобного Илии Муромца, веками почитаемый русским народом, символом традиционных ценностей в наше время?
Практическая значимость. Использование полученных материалов на уроках истории и литературы. Организация мини-выставки в музее МБОУ Барвихинской СОШ.
Задачи:
изучение архивных документов;
анализ источников;
выявление связи с событиями, повлиявшими на жизнь богатыря;
систематизация найденной информации.
Методы: поисково-исследовательский; историко-сравнительный, интервью, беседы; метод анализа.
Материал для исследования: архивные документы, фотографии, воспоминания представителей старшего поколения, исторические интернет-ресурсы; исторические факты и события.
Христианство - основа становления Древней Руси
1.1 Принятие христианства
До крещения Руси в 988 году восточные славяне исповедовали язычество. Христианство, возникшее в Римской империи в начале I тысячелетия, оказало влияние на восточных славян благодаря контактам с Византией (Восточной Римской империей). Эти контакты, включавшие торговлю и военные столкновения, познакомили славян с христианской верой.
Первые христиане на территории Киевской Руси появились ещё во времена князя Игоря. Об этом свидетельствует текст договора между Русью и греками, указывающий на наличие христиан в варяжской княжеской дружине1. Причем летописец подчеркивает: "Было много христиан среди варягов". При этом в составе русов оставалось и много язычников.
Княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе около 955 года и получившая имя Елена, способствовала распространению христианства на Киевской Руси и привезла греческих священников. Однако христианство в то время не стало массовым явлением, поскольку Ольга не использовала насильственные методы для его распространения. Позже, в 1547 году княгиня Ольга будет причислена к лику святых.
Сын княгини Ольги Святослав остался язычником. Распространение христианства произойдет при ее внуке, князе Владимире.
Церковное предание гласит, что князь Владимир принял крещение 27 апреля 988 года в Корсуни, получив при крещении имя Василий в честь византийского императора Василия. После крещения Владимира состоялся его брак с византийской царевной Анной. Вернувшись из Корсуни в Киев, князь Владимир привёз священников из Константинополя, в том числе епископа Михаила, назначенного митрополитом. На Днепре состоялось массовое крещение, в котором участвовало множество людей. В XIII веке князь Владимир тоже будет причислен к лику святых. Позже я узнаю, что к лику святых были причислены и Ярослав Мудрый, и убитые братья Борис и Глеб и многие другие.
1.2 Канонизация
Причисление человека к лику святых в церкви называется - канонизация.
С точки зрения церкви человека делает святым не сама канонизация, а его подвиг и вера. Канонизация — подтверждение факта святости конкретного человека для всех христиан и призыв к его почитанию2. Православный христианин причисляется церковью к лику святых только после смерти. Наиболее распространены условия канонизации:
праведная жизнь;
народное почитание и чудотворение;
страдание за православную веру.
нетленность мощей (как дополнительный, не определяющий критерий);
мученическая кончина за веру.
Решение о причислении к лику святых принимает Синодальная комиссия по канонизации святых. Комиссией изучаются житие, подвиги, труды канонизируемого, воспоминания современников о нем, факты, подтверждающие чудотворения, если таковые были, изучаются также мощи праведника. Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский.
Изучая период правления Владимира Мономаха, я узнал, что Илья Муромец, которого я знаю, как былинного героя, также был причислен к лику святых и звали его Илия Печерский
Монах Илия Печерский или былинный герой Илья Муромец?
2.1 Биографические данные
Во второй половине XII века русские земли стали постепенно утрачивать единство. Участились княжеские междоусобицы. За эпохой расцвета Руси при Ярославе Мудром последовал период распрей между его потомками. Одновременно с этим, продолжалась борьба с внешним врагом – половцами. Однако, с приходом к власти Владимира Мономаха в 1113 году, Русь на некоторый период окажется в сильных княжеских руках.
Именно на этот период могли приходиться годы жизни Илии Печерского, ставшего прототипом Ильи Муромца, героя русских былин и сказок. Жития монаха Илии Печерского не было составлено. Поэтому нет точных дат рождения и смерти Ильи Печерского. Это скорее всего связано с тем, что в то время записи о жизни рядовых монахов не велись, либо могли быть утрачены с течением времени.
По данным некоторых исследований, будущий святой, известный как Илия, предположительно родился в селе Карачарово недалеко от Мурома, ориентировочно между 1150 и 1165 годами (по другой версии, около 1143 года). Он происходил из крестьянской семьи Ивана Тимофеевича и Евфросиньи Яковлевны. Предание гласит, что Илья обладал необычайной силой. Про Илию мы знаем, что он долго защищал землю русскую, но после тяжелого ранения принял решение уйти в монастырь в Киеве и стал Илией Печерским. Точной даты смерти этого святого мы не знаем, предположительно 1188 год. В 1643 году Илия Печерский был причислен к лику святых под именем «преподобный Илия Муромец».
Почему же мы так мало знаем о жизни Илии Печерского, как монаха. В данном вопросе существует также несколько мнений. Ученые изучали останки Илии Печерского, на момент смерти ему было около 45-50 лет. И так как часть жизни он болел, а потом служил в дружине князя, монахом Илья был не долго. И умер он насильственной смертью, предположительно от удара копья. Похоронен Илия Печерский в Ближних пещерах Киевско-Печерской лавры. Там же захоронены мощи нескольких сотен святых и далеко не у всех из них есть жития.
2.2 Былинный герой Илья Муромец
Илья Муромец самый известный герой русских былин и сказок. Если про Илию Печерского сохранилось крайне мало биографических сведений, то про Илью Муромца мы знаем достаточном много. В былинах русского богатыря Илью, называют то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином. Из-за этого существует несколько версий места рождения героя. Большинство историков придерживается версии, что Илья родился под Муромом. Но есть мнение, что он родился в городе Моровийск, входившего в XII веке в Черниговское княжество. Пока это еще не разгаданная загадка.
В детстве и юности Илья Муромец страдал от паралича, но вместо того, чтобы жаловаться, смиренно молился. Болезнь обрекла его на «сидение сиднем» на печи в течение долгих тридцати лет и трёх месяцев. Согласно народному поверью, причиной недуга было проклятие, тяготевшее над родом Ильи из-за языческого поступка его деда. Несмотря на безуспешные попытки исцеления, Илья продолжал упорно тренировать руки. Илья горевал лишь о том, что не может защищать Русь от врагов. Однажды в его дом пришли странники и велели ему принести им воды. Илья повиновался, и в этот момент произошло чудо — он исцелился и встал на ноги после 33 лет неподвижности. Эти же странники благословили его на защиту родной земли.
Илья — идет в Киев и поступает на службу к князю Владимиру. Защищает русскую землю. Илья Муромец в былинах предстает мужчиной, могучего телосложения, очень физически крепким и сильным. Богатырь всегда побеждает в схватках, но никогда не проявляет жестокости к врагу.
Известно множество былинных сюжетов об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др. Причем эти былины могут рассказываться по-разному. Литераторы нашли более ста вариантов самой известной былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»3.
2.3 Упоминание в источниках
Первые исторические упоминания об Илье Муромце датируются 1574 годом и принадлежат литовскому воеводе Кмиту Чернобыльскому. Спустя два десятилетия немецкий дипломат Эрих Лясота в своих записях упоминает о Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Лясота видел мощи Ильи, прозванного «Чеботок». Позже у него же в дневниках найдут запись о том, что в Софийском соборе: «С внешней стороны церкви была гробница Ильи Моровлина. Он был знатный герой, или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нем много басен. Гробница эта ныне разрушена». Таким образом, дипломат не очень понятно упоминает эти захоронения. Видимо речь идет о там, что изначально Илия был захоронен у Софийского собора, а позже мощи перенесле в Антониевы печеры. Уже в XVI веке былинный герой и русский богатырь предстают как одно лицо.
В 1638 году будет издана книга инока Афанасия Кальнофойского «Тератургим», в которой также есть упоминание о мощах святых, хранимых в Печерской обители «святой монах Илья, которого напрасно люд простой Чоботком зовет»4.
К сожалению, для нас дошло очень мало письменных источников, связанных с Илией Печерским, в которых бы упоминалось его служение в монастыре в качестве инока. Самое известное из них оставлено московским священником-старообрядцем Иоанном Лукьяновым: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». Дата этой записи 1701 год.5
Историки связывают это с пожаром, который произошел в 1718 году и при котором погибла богатейшая библиотека Печерского монастыря. В более поздние времена упоминания о мощах богатыря Ильи в киевских пещерах встречаются все чаще.
2.4. Значение образа Ильи Муромца в истории русского народа
Особенно активно и широко образ Ильи Муромца стал использоваться в фольклоре и в культуре поэтами, писателями, художниками начиная с середины XVII века. Одной из причин этого могла стать канонизация Ильи Печерского в 1643 г. и установление празднования Собора преподобных отцов Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Днями памяти были назначены 11 октября и 1 января. В XVII-XVIII веках богатырь становится героем не только устных сказаний, но и официально записанных былин. Его образ активно используется в воспитательном процессе, фигурирует в художественных и литературных произведениях известных авторов: стихотворение Н.М. Карамзина «Илья Муромец»,баллада А.К. Толстого «Илья Муромец», картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри». Во время первой мировой и гражданской войны его именем называют подразделения Красной и Белой армий, а также военную технику: фрегат Российского императорского флота «Илья Муромец», самолет-бомбардировщик И.И. Сикорского «Илья Муромец», бронепоезд белой армии «Илья Муромец» (приложение 1). Данную традицию наши предки продолжат и во время Великой отечественной войны: бронепоезд красной армии «Илья Муромец».
В иконописи наиболее ранним изображением Ильи считается гравюра, созданная для издания Киево-Печерского патерика 1661 году6. Персональные образы святого до 1990-х годов отсутствовали, и его можно было увидеть лишь в группе Собора Киево-Печерских святых. Первая современная самостоятельная икона богатыря «Преподобный Илья Муромец» была написана в Муроме в 1992 г. художником И.В. Суховым. Позднее, по всей стране начинают строиться храмы и часовни с пределами Преподобного Ильи Муромца. Появляется заинтересованность православного населения в официальном обретении мощей святого богатыря, которые до 2006 г. находились только на территории Украины.
3.Установление личности Ильи Муромца.
3.1 Судебно-медицинская экспертиза.
При выборе темы своего исследования я руководствовался не только интересном к личности Ильи Муромца, но и уникальной возможностью пообщаться с людьми, принимавшими непосредственное участие в изучении мощей Преподобного Илии Печерского.
Для получения точных данных мы смогли посетить ГБУЗГМ Бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения города Москвы. Нам удалось встретиться с уникальным человеком Сергеем Алексеевичем Никитиным, экспертом-криминалистом, главным специалистом Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Мой дедушка Свиридов Георгий Гурамович, участвовал в попечительском совете по реконструкции останков Кремлевского некрополя, где и познакомился с С.А. Никитиным. Сергей Алексеевич занимается пластической реконструкцией скульптурных портретов по знаменитому методу известного антрополога Михаила Михайловича Герасимова. Сергей Алексеевич восстанавливал по останкам облики членов царской семьи Романовых, Есенина и конечно, Ильи Муромца (приложение 2).
В ходе встречи с известным экспертом-криминалистом С.А. Никитиным, мне удалось получить много важной и полезной информации из первых рук. Исследование останков Преподобного Ильи Печерского проводилось в период с 1989 по 1992 гг. в Киеве(приложение 3). В процессе принимали участие специалисты из различных областей: судебные медики, патологоанатомы, эксперты из Геологического института Академии наук, которые помогли определить возраст останков. С помощью аминокислотного анализа удалось установить, что Илья Печерский жил в XI-XII веках, а на момент смерти ему было около 45-50 лет. Также важным фактом стало определение антропометрических данных останков, рост 177 см, который являлся высоким для мужчины того времени (рост других святых из лавры составлял от 160 до 165 см).
Перед С.А. Никитиным стояла важная задача - воссоздать внешний облик Преподобного Ильи Печерского. В связи с тем, что изъять череп из мумифицированных останков для реконструкции было невозможно, эксперты приняли решение о проведении рентгенологического исследования мощей.
В результате удалось установить, что кости черепа имеют необычно большую толщину, по мнению С.А. Никитина, такой череп мог легко выдерживать удары тяжелыми предметами. Также на рентгене были обнаружены дефекты позвоночника, которые могли быть причиной временного паралича, что соответствует былинному описанию. Причиной смерти Ильи Печерского могла стать сквозная рана на груди, вероятнее всего от копья.
С.А. Никитин получил необходимые параметры, которые позволили ему выполнить уникальную работу по реконструкции образа святого и косвенно подтвердить тот факт, что Илья Печерский является реальным прототипом былинного героя, богатыря Ильи Муромца (приложение 4).
3.2 Родина Ильи Муромца
В ходе моего исследования я посетил город Муром Владимирской области, в котором, согласно преданиям, родился Илья Муромец.
Побывав в краеведческом музее, я узнал, что история города Мурома уходят корнями в глубокую древность, являясь одной из самых древних в России.
Первое упоминание Мурома встречается в «Повести временных лет» и датируется 862 г. Название происходит от названия финно-угорского племени мурома, которое изначально населяло эти земли. И уже в это время Муром являлся значимым центром на торговом пути по Оке и Волге. Но больше всего меня интересовала информация, связанная с Ильей Муромцем.
В ходе экскурсии мне удалось пообщаться с научными сотрудниками Муромского историко-художественного музея (приложение 5). О. А. Сухова – заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор книги «Илья Муромец», рассказала о том, как относятся местные жители к почитанию памяти Ильи Муромца. Существуют разные мнения исследователей по поводу происхождения Ильи Муромца, но большинство из них всё же указывают на то, что истиной родиной богатыря является село Карачарово (в настоящее время - микрорайон города Мурома).
В самом селе сейчас находится дом, где проживает семья Гущиных. Считаются, что они являются прямыми потомками Ильи Муромца. До работы С.А. Никитина это было очень спорное утверждение. Однако, после того как была создана реконструкция образа Ильи Муромца, делегация исследователей, изучившая архивные фото семьи Гущиных, обнаружила удивительное сходство между воссозданным образом богатыря и внешностью прапрадеда Валентины Гущиной - Афанасием. Мне, в ходе моего исследования, также удалось побывать в доме семьи Гущиных. Согласно воспоминаниям, Афанасий был крепким мужчиной, обладающим богатырской силой, без устали мог работать в поле и часто участвовал в кулачных боях (приложение 6). Даже визуально видно сходство между Афанасием Гущиным и образом Ильи Муромца.
3.3 Мощи Илии Печерского. Традиционные ценности моей семьи.
Стоит отметить, что жители Мурома особенное трепетно относятся к памяти национально героя. В городе находятся различные памятники, мемориалы, исторические реконструкции, посвященные Илье Муромцу. И именно сюда в 2006 году из Киева впервые была привезена частица мощей преподобного Ильи Печерского, что неразрывно связало с историей моей семьи.
В 2006 году после проведения переговоров с украинской стороной, игумен Кирилл (настоятель Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря) и члены попечительского совета привезли в дар Киево-Печерской лавре бюст Ильи Муромца, работы С.А. Никитина. С благодарностью в ответ российской делегации был передан перст преподобного Ильи Муромского, который теперь как одну из величайших святынь, бережно хранят в Спасо-Преображенском монастыре (приложение 7).
Перст был помещен в серебряный ковчег в раке святого. Рака и резное деревянное скульптурное изображение были выполнены муромским художником С. Субботиным, с соблюдением роста и внешнего облика Ильи Муромца. Воссозданный мастером образ очень точно передаёт силу великого защитника. В правой руке у него меч, а левая кисть – серебряный ковчег с мощами. Тысячи людей и паломников приезжают в монастырь, чтобы помолиться мощам святого, но ковчег и раку запрещено трогать руками, поэтому мало кто знает, что на его оборотной стороне имеется памятная надпись: «Подобие руки преподобного Илии Муромца воссоздано Сергеем Никитиным на пожертвования Илии Свиридова. Июль 2006 год». Указанный в подписи Илья Свиридов – мой отец. В 2006 году мой дедушка Свиридов Г.Г. оказывал содействие в создании мощевика. В благодарность за это, с благословения настоятеля монастыря игумена Кирилла, решено было оставить памятную надпись, в которой упоминалось имя моего отца, названного при рождении в честь могучего русского богатыря. В нашей семье преподобный Илья Муромец почитается особо. Образ непобедимого богатыря Ильи - защитника Руси подтолкнул моего отца к выбору профессии военного. Сейчас, являясь русским офицером и ветераном боевых действий, он в том числе на примере муромского воина объясняет для меня важность таких нравственных ценностей, как – любовь к Родине, служение Отечеству, уважение и почитание родителей и многих других добродетелей, которыми обладал преподобный Илья Муромец.
Сейчас частицы мощей святого Ильи Печерского имеются в разных храмах и церквях России. В Одинцовском районе, поселке Власиха, находится храм Ильи Муромца и Святой Варвары, возведенный в 1998 г. по инициативе командования ракетных войск стратегического назначения. Это единственный храм в России, где надвратной иконой являете образ Преподобного Илии Муромца. Силами храма был утвержден православный военно-патриотический клуб «Илья Муромец», участники которого занимаются поисковыми операциями, обучаются основам выживания, огневой и тактической подготовке.
На Донецком направлении ведет боевые действия батальон им. Святого Ильи Муромца. Из Бурятии 03 января 2025 г. в зону СВО была доставлена икона с частицей мощей преподобного Илии Муромца. Воины-пограничники также считают Илью Муромца своим покровителем.
Заключение
К сожалению, стоит отметить, что среди моего поколения, современных школьников, личность Ильи Муромца не является популярной, многие дети не интересуются или имеют ограниченное или искаженное представление о нем. В ходе моей работы я сделал самый главный вывод: история прошлых поколений прочно соединила былинные и духовные составляющие русского героя, через многие века слава о его подвигах дошла до наших дней.
Гипотеза моего исследования подтвердилась. Мне удалось изучить образ Ильи Муромца, оценить его значение в истории русского народа и в формировании традиционных ценностей современных школьников и моей семьи. Я хочу познакомить с результатами моей исследовательской работы учеников нашей школы и, таким образом, популяризировать среди своих ровесников настоящего героя.
Президент России В.В. Путин объявил 2025 год – годом «Защитника Отечества». Сейчас самое время для российской молодежи активно изучать историю национальных героев. Я планирую продолжить изучать историю воинов, причисленных к лику святых, потому что одной из важнейших задач является сохранение их памяти для будущих поколений. Так как, пока мы помним про таких выдающихся людей как непобедимый богатырь Илья Муромец, знаем их историю и чтим традиции – «Русь земля не одна стоит»!
Список литературы
Беспалов Н.А Илья Муромец- первый русский воин-святой. Издательско-полиграфический центр МИ ВлГУ 2003.
Козлов М.Н К вопросу о происхождении Ильи Муромца. Культурное наследие, №1, стр.3-11
Перевезенцев С. В. Первые свидетельства святости на Руси [Электронный ресурс// Образовательный портал Слово [Сайт] URL: https://portal-slovo.ru/history/35146.php?ELEMENT_ID=35146
Посадский Н. Святые Киево-Печерской лавры. М.: Сибирская Благозвонница 2017
Православная энциклопедия. М., 2009.
Рябухин С. Родные нам колокола. М.: Театралис 2024.
Сухова О.А, Смирнов Ю.М. Илья Муромец. М.: Арт-Волхонка 2014.
Сайт Журнал Фома https://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muromskij.html
Сайт Дышу православием https://dishupravoslaviem.ru/ilya-muromec-bylinnyj-geroj-i-pravoslavnyj-svyatoj/
Сайт Православие.ru https://pravoslavie.ru/143742.html
Н.М. Карамзин «Илья Муромец» https://www.culture.ru/poems/44503/ilya-muromec
А.К. Толстой «Илья Муромец» https://www.culture.ru/poems/47985/ilya-muromec
Приложение 1
Приложение 2
Рентгеновские снимка черепа Ильи Печерского
Приложение 3
Документы из личных архивов С.А.Никитина
Приложение 4
Восстановленный облик Ильи Муромца по методу М.М. Герасимова
Приложение 5
В краеведческом музее г. Мурома с заслуженным работником культуры Российской Федерации О.А.Суховой
Приложение 6
Фотография из архива семьи Гущиных.
Приложение 7
1 Перевезенцев С. В. Первые свидетельства святости на Руси [Электронный ресурс// Образовательный портал Слово [Сайт] URL: https://portal-slovo.ru/history/35146.php?ELEMENT_ID=35146
2Сайт Журнал Фома https://foma.ru/kak-stat-svyatyim-ofitsialno.html
3 Сайт Дышу православием https://dishupravoslaviem.ru/ilya-muromec-bylinnyj-geroj-i-pravoslavnyj-svyatoj/
4Сайт Журнал Фома https://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muromskij.html
5 Козлов М.Н К вопросу о происхождении Ильи Муромца// Культурное наследие, №1, стр.3-11
6Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Илья Муромец. – М.: Художник и Книга, 2007