Введение.
Уже несколько раз я посещал этот необычный остров – остров Свияжск. Он расположен в 30 км от Казани, на высоком холме, обрамленный водами рек Волги и Свияги. И вот, этим летом я задумался, как же появился этот красивейший уголок нашего края. Мне захотелось подробнее узнать историю этого места. Ранее я слышал, что этот город был построен для взятия Казани. А так ли это? Этот вопрос и привел меня к выбору моей исследовательской работы.
Цель.
Изучить историю возникновения острова-града Свияжск.
Задачи.
Изучить литературу, в которой описывается история происхождения града Свияжск.
Являлся ли град Свияжск ключевым объектом для взятия Казани.
Гипотеза: град Свияжск был построен как опорный пункт для наступления на Казань.
Объект исследования:
Град Свияжск
Предмет исследования:
Причастность града Свияжск к взятию города Казани.
Методы исследовательской работы:
1. Наблюдение.
2. Анкетирование.
При выполнении работы нами использовались монографиии, статьи, словари, интернет-сайты посвященные граду Свияжску.
Глава I. Исторический экскурс.
Борьба с Казанским ханством началась уже в 1460-х годах, но имела переменный успех. Обе стороны в этой борьбе объективно преследовали свои цели. В русскоязычной литературе XX века необходимость завоевания Казанского ханства нередко обосновывается защитой от Османской империи. Собственно русские источники времён самих войн обосновывают завоевание следующими причинами:[1]
Многолетнее противостояние (около 115 лет) Казани и Москвы.
Богатством Казанского ханства. Так, Иван Пересветов призывает царя завоевать Казань: «военники удалые посылать на улусы на казанские да велети их жечи и людей сечи и пленити», мотивируя это тем, что: «А слышал есми про тую землю, про Казанское царство у многих военников, которые в царстве Казанском бывали, что про неё говорят, применяют ея к подрайской земле угодьем великим» «хотя бы таковая землица угодная и в дружбе была, ино было бы не мочно терпети за такое угодие». Невиданное по московским меркам богатство Казанского ханства, в контексте его завоевания, отмечается и другими русскими участниками и современниками событий.
Рассматривалась Казань и как плацдарм для дальнейшего усиления обороны страны с востока, так, Максим Грек, призывавший к завоеванию Казани, писал Василию III в 1521 году: «Находясь в Казани, мы легко будем бороться с остальными врагами, будучи грозны оттуда».
«Казанский Летописец» помимо прочего оправдывает завоевание Казани восстановлением «исторической справедливости», поскольку она, по его мнению, раньше принадлежала русским царям.[2]
К войне с Казанью молодого царя подталкивали и экономические причины, в первую очередь, стремление беспрепятственно осуществлять торговлю по всему пространству волжского пути.
Русско-татарские отношения резко обострились в первой половине XVI века в связи со сменой династии в Казани. В 1534—1545 годах казанцы регулярно совершали набеги на восточные и северо-восточные владения Русского царства.
В 1545—1552 годах Иван Грозный организовал так называемые Казанские походы. Эти кампании оказались дорогостоящими мероприятиями, поскольку русские форпосты (Нижний Новгород и Арзамас) были отдалены от расположения главных русских сил и не увенчались успехом.
Царское правительство испытывало острую необходимость в базе, расположенной в непосредственной близости от Казани. Усилиями русского военного инженера Ивана Выродкова в 1551 году всего за 28 дней под фактически осаждённой Казанью была возведена деревянная крепость Свияжск, ставшая главным опорным пунктом для взятия Казани русскими войсками. Впоследствии Иван Выродков руководил операциями по осаде Казани, соорудив за одну ночь 13-метровую осадную башню ручной сборки.
Что мы знаем о Свияжске, о его историческом прошлым и его возникновении.
Историческое сельское поселение Свияжск в составе Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан расположено на острове площадью около 62 га в живописной акватории реки Свияги и Свияжского залива Куйбышевского водохранилища реки Волги, в 30 км к юго-западу от города Казани.
С середины 17 века до начала 20 века Свияжск формировался как монастырский городок, а в середине 20 века он стал подразделением ГУЛАГа, затем местом размещения исправительной колонии и психиатрической больницы. В 1957 году в результате разлива Куйбышевского водохранилища, Свияжск превратился в настоящий остров. Сегодняшний возрожденный Свияжск является одним из основных туристических объектов Татарстана, городом, вернувшим свое прошлое, восстановившим свои исторические памятники, обновленным и гостеприимным, удивительным и очень живописным.[3]
Сам остров, на котором раскинулся Свияжск, представляет собой высокий холм-останец, который в восточной части переходит в низкую надпойменную террасу.
Исследователями предлагались разные версии об освоении Свияжского останца, но в большей степени они основывались на преданиях, легендах и поздних сведениях в письменных источниках. Ряд исследователей высказывали мнение, что на Свияжском останце еще в дорусское время существовало урочище «Круглая гора» —древняя стоянка времен язычества, а в XIII—XIV вв. «Кара кирман» («Черная крепость»). Население приграничного края конца XIV —первой половины XVI века в этническом плане было довольно пестрым. Это связано со стремлением Москвы и Казани влиять на местное марийское и чувашское население, а также контролировать транзитную торговлю, заняв стратегическую точку в устье Свияги. Уникальное природно-географическое положение этой территории, богатая природа окрестных мелководий, озер, заливов и островов издревле привлекали сюда человека, благоприятствовали активному освоению местности в различные исторические эпохи.
Археологические находки свидетельствуют о том, что люди активно заселяли эти места еще 4—6 тысяч лет до нашей эры и появились на этой территории в эпоху неолита. Здесь открыты одни из самых ранних в средней полосе Российской Федерации и в целом Восточной Европы следы обитания человека в среднепалеолитическое время. Имеются объекты неолита, энеолита, раннего железа, эпохи бронзы.
Позднее бассейн Свияги населяли исторически известные народы: черемисы, буртасы, чуваши и татары. Предшественниками черемисов (предков марийского народа) были так называемые пьяноборские племена во II—III вв. н.э., пришедшие в Среднее Поволжье под натиском кочевников с юга. Позднепьяноборская культура функционировала в пределах III—VII вв. н.э. и затем легла в основу формирования черемисов (финно-угорская языковая группа). Соседями черемисов в бассейне Свияги были буртасы. Вместе с последними пришли на берега Волги и Свияги чуваши —народность тюрко-финского происхождения. В IX—XIV вв. бассейн реки Свияги являлся западным рубежом Болгарского государства, населенного предками казанских татар-болгарами.
В период существования Казанского ханства эти земли входили в подконтрольные этому государству территории. Круглая гора в те времена была поросшим густым лесом холмом посреди заливных лугов, на котором, согласно летописным источникам, была священная роща языческих черемисских племен.
На рубеже 40-х и 50-х годов XVI века в области русской внешней политики в отношении стран Востока и в отношении Казанского ханства, в частности, происходит существенный перелом. Возникает идея проведения активной завоевательной политики к востоку и югу от среднего течения Волги, о присоединении к Московии пространств от Волги до Урала и от Казани до Каспийского моря включительно. В то время главным препятствием на пути проведения такой политики была Казань и Казанское ханство.
В 1550 году после второго неудачного Казанского похода царь Иван IV остановил свое войско на отдых в устье реки Свияги. Царь пришел к выводу, что не сможет завоевать Казань без прочной базы недалеко от столицы ханства. Ему указали на Круглую гору, покрытую лесом. Лесистый остров со стратегической точки зрения удачно возвышался над Волгой, что позволяло контролировать речные пути и местные дороги, а также подходы к Казани.
История постройки города удивительна и является беспрецедентным в мировой практике примером единовременной закладки и заселения города-крепости. По описанию летописцев зимой 1550 года почти за 800 километров от Круглой горы, в далеких лесах под Угличем, был срублен город со стенами, башнями, церквями и жилыми домами, а затем, весной 1551 года перевезен в разобранном виде в устье Свияги. Под руководством дьяка Ивана Выродкова 75 тысяч воинов за 24 дня очистили от леса территорию в 150 га, выровняли площадку под строительство, срезав вершину горы и отсыпав 30 тыс. куб. м земли, собрали самую большую крепость Московского царства, превышавшую по своим размерам тогдашние крепости Москвы, Пскова и Новгорода. От возникновения идеи строительства нового города до ее полной реализации прошло всего 16 месяцев.
Первоначально город получил название Иван-город в честь Ивана IV (Грозного), позже - Новоград Свияжский. В конце XVI —начале XVII века за ним закрепилось название Свияжск. Со строительством города был заложен Троице-Сергиевский монастырь.
Уже в 1552 году Иван IV во главе 150 - тысячного войска, двигающегося на Казань, осмотрел новый город и остался доволен его строительством.
Взятие Казани.
В отличие от предыдущих осад, к предстоящей осаде русские войска готовились планомерно, планируя даже зимовать под стенами города. Войска готовились к войне с весны, а передовые отряды русских войск под предводительством воеводы Александра Горбатого уже разместились в Свияжске. 16 июня 1552 года после большого смотра царские войска выступили из Москвы к Коломне. Сам царь во главе крупного войска выступил из Коломны к Владимиру. Из Владимира войско прибыло в Муром, и далее путь лежал на Свияжск. Русские войска преодолели путь до Свияжска за пять недель. В Свияжске царские войска провели неделю, ожидая прибытия других отрядов. Ещё раньше царя в Свияжск прибыла «судовая» рать, двигавшаяся на судах по Волге.
5 августа русские войска по приказу царя в боевом порядке переправились через Волгу на луговую сторону на специально приготовленных для этого боевых судах. 16 августа к Ивану Грозному перешёл служить казанский мурза Камай Хусейнов с семью казаками, сообщивший сведения о состоянии татарского войска.
17 августа царь переправился через Волгу и во главе своих войск расположился на Арском поле. Там же царь произвёл разделение своих войск для организации предстоящей осады.
Город был окружён 23 августа, все попытки казанцев прорвать кольцо успеха не имели. Русские ратники начали строительство тур вокруг осаждённого города. Туры (осадные башни) были построены против всех городских ворот. Туры строились под руководством итальянских инженеров «фряжским обычаем» с тремя «боями». В строительстве принимал участие и русский инженер — Иван Выродков.
На второй день после прибытия царских войск под Казань по распоряжению Ивана IV в городбыла послана делегация послов с предложениями о мире. В случае капитуляции жителям гарантировалась жизнь, неприкосновенность имущества, а также возможность свободного исповедования мусульманской веры и возможность свободного выбора места проживания. Казанского хана царь призывал поступить к нему на службу, став его вассалом. Требования делегации были отклонены, а сами послы с позором были изгнаны из города.
Русские войска вели тщательную подготовку к решительному штурму. Штурм состоялись 2 октября. Основная битва внутри города произошла умечети ханского дворца. Обороной мечети руководил имам Кул Шариф, сражавшийся и погибший вместе со своими учениками в бою с русскими войсками. Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины, попавшие в плен, казнены.
Глава II. Духовное наследие.
После взятия Казанского царства огромное значение Свияжска для молодого государства Российского не закончилось. Он сразу стал известен по всей Руси и очень популярен. Многие люди приезжали туда, желая стать подданными Московского царства. По православному обычаю людей нужно было окрестить, а в Свияжске уже стояли готовые монастыри православной веры. Таким образом, приграничный городок стал местом крещения многих, приобщенных к православной вере. И в этом случае Иван Грозный подтвердил свою гениальность!
Далее Свияжск за время своего существования множество раз трансформировался: из военной крепости в монастырский городок, из монастырского городка в режимный объект, из ухоженного красивого городка в заброшенное село, из заброшенного забытого села в популярный туристический объект!В настоящее время Свияжск – это место, где можно прикоснуться к истории посредством изучения возведения и жизни монастырей и храмов, здесь расположенных.
С давних времен этот город считался городом монастырей. Это был уникальный случай, когда возведение крепостной стены шло параллельно со строительством религиозных храмов, которые и стали главными достопримечательностями посёлка в будущем. Хочу рассказать о двух древних здешних монастырях.[4]
Непростая судьба у Успенского монастыря. Это первый монастырь, воздвигнутый здесь, состоял из двух церквей: Троицкой и Сергиевской. Именно они составляли комплекс Троице-Сергиевого монастыря. Настоятелем обители был архимандрит святитель Герман Казанский и Свияжский архиепископ, знаменитый созданием одной из первых на Руси типографий для издания церковной литературы.
Его мощи находятся сейчас в соборе Богоматери Всех Скорбящих Радости, который тоже находится на острове Свияжск, в Иоанно-Предтеченском монастыре.
Интересный факт, что монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы возводился сразу из камня, несмотря на то, что в те давние времена это был достаточно дорогой материал. И, обычно, все строения были деревянными. Это еще раз подчеркивает то, что Иван Васильевич Грозный придавал большое значение этому месту как центру дальнейшего распространения христианства в Поволжье.
В 18 веке на территории монастыря начало работать монастырское училище. Позже, с наступлением советского времени обитель стала переживать тяжёлые времена. Успенский Пресвятой Богородицы мужской монастырь закрыли. В здании располагалась больница для психически больных. В 1918 году здесь проходили массовые расстрелы. После поражения в битве за Казань, когда не удалось освободить город от белочехов, по приказу Троцкого расстреляли каждого десятого красноармейца из близлежащих воинских формирований. В 1928 году в Успенском соборе и монастыре острова-града Свияжск разместили детскую коммуну, которая со временем стала исправительным учреждением (колонией). В ней содержалось 200 заключённых, ещё не достигших совершеннолетия. В годы войны там размещалась тюрьма НКВД для военнопленных и политзаключённых.
В этих стенах было расстреляно около 5000 человек. В память о погибших здесь установлен памятник «Жертвам политических репрессий». На этой скульптурной композиции изображен политический заключенный (интеллигент в очках), и он сквозь решетку отпускает на свободу голубя.
Позже исправительное учреждение снова стало трудовой колонией, а затем психиатрической лечебницей. На этом заканчивается «чёрная полоса» в жизни обители. С 1997 года монастырь вновь возобновил свою работу. В настоящее время он является действующим. Совсем недавно Успенский собор Свияжска стал одним из объектов, включённых в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
За 5 веков, естественно, многое изменилось, и в настоящее время здесь открыт Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь. В его архитектурный комплекс входит Никольская церковь с трапезной и высокой колокольней, которая белоснежной стрелой стремится ввысь.
Ее высота 43 метра, и по словам экскурсовода звон колоколов прекрасно слышен на противоположном конце острова. А расстояние это — более 1 км.[5]
Еще хочется отметить Иоанно-Предтеченский монастырь
Известно, что монастырь, основанный в 16 веке, изначально назывался Троице-Сергиевым, и его основали монахи Троице-Сергиевой Лавры. Именно в честь Троицы и св.Сергия были построены и освящены два главных храма на его территории.
В конце 18 века обитель была закрыта, а его насельники вернулись в Сергиев Посад. А затем на это место «переселяется» Иоанно-Предтеченский монастырь. Он до этого момента также располагался в Свияжске, но сильно пострадал во время пожара. Ну а когда территория освободилась, то монахини перебрались сюда.
Этот монастырь был женским и просуществовал до революции 1917 года. А в конце 20 века вновь преобразован в мужской. Здесь находится древнейшее строение всего Свияжска: Троицкая церковь. Она полностью деревянная и построена ещё в 1551 году. Вместе с брёвнами для строительства крепости на судах были доставлены и «составляющие части» этой церкви. Её собрали всего за один день и, как рассказывают летописи, «без единого гвоздя». А ещё в них написано, что накануне взятия Казани в ней молился сам Иван Грозный. Доказательством того, что это «та самая» церковь, которая была собрана еще в 16 веке под Угличем, а затем перевезена сюда вместе с другими объектами Свияжской крепости, служит наличие маркировки на бревнах. Эти знаки десятичного исчисления до сих пор сохранились. Для того, чтобы зайти внутрь, нужно подняться по такому замечательному деревянному крыльцу. Совсем незначительный ремонт в храме был произведён только в 19 веке. Внутри церковь сохранила свои старинные интерьеры. Храм напоминает простую русскую избу. Под ногами широкие половицы, по бокам стоят лавки. [6]
Очень круто прикоснуться к тем лавкам, на которых, возможно, отдыхал Иван Грозный.
Глава III. Практическая часть.
Я решил провести исследование (опрос) среди учащихся моего класса знают ли они какое сакральное место находится недалеко. Опрашиваемым были даны карточки с вопросами
Опросник
Где находиться остров-град Свияжск
а. Недалеко от Москвы
б. На острове Сахалин
в. Недалеко от Казани
Какие реки окружают остров-град Свияжск
а. Волга, Свияга, Щука
б. Свияга, Щука, Секерка
в. Волга, Сулица, Сура
Бывали вы в Свияжске
а. Да
б. Нет
Хотели бы вы побывать в Свияжске
а. Да
б. Нет
Кто дал распоряжение построить Свияжск
а. Путин
б. Петр I
в. Иван Грозный
Для чего был построен Свияжск
а. Для красоты
б. Для взятия Казани
в. От нечего делать
Результаты, следующие:
В опросе приняли участие 27 человек. На поставленные вопросы ответы были такие (таблица на стр.7)
Где находиться остров-град Свияжск |
Недалеко от Москвы |
На острове Сахалин |
Недалеко от Казани |
0 |
5 |
22 |
|
Какие реки окружают остров-град Свияжск |
Волга, Свияга, Щука |
Свияга, Щука, Секерка |
Волга, Сулица, Сура |
22 |
5 |
0 |
|
Кто дал распоряжение построить Свияжск |
Путин |
Петр I |
Иван Грозный |
1 |
10 |
16 |
|
Для чего был построен Свияжск |
Для красоты |
Для взятия Казани |
От нечего делать |
5 |
18 |
4 |
Результат опроса
Проанализировав ответы, я сделал вывод о том, что большинство обучающихся моего класса знают о расположенном не далеко историческом памятнике и его истории.
Заключение.
Итак, можно смело сказать, что это место — судьбоносное место для России. Ведь, если бы не Свияжск, то неизвестно, когда бы взяли Казань и как бы тогда шло развитие истории российского государства.
Возвращаясь к моей гипотезе, сопоставив ряд фактов я сделал вывод: Свияжск был построен как опорный пункт для наступления на Казань. Именно в нем было сосредоточение войск перед осадой во главе с Иваном Грозным. Он стал точкой, с которой началось наступление на Казань
Список источников и литературы
Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с. — (Истоки). — ISBN 978-5-699-05914-0.
Постников В. В. «Казанская история»: К вопросу об идеологических основах восточной политики России. — Ойкумена: Регионоведческие исследования. — № 1(2) — 2007. Архивировано 19 сентября 2020 года.
Министерство науки РТ https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2127287.htm
Республиканский фонд «Возрождение» https://yanarysh.tatarstan.ru/Sviyazhskhistory.htm
Свияжский Успенский монастырь: судьба монастыря с 1917 года до наших дней https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=65562
Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь https://tatmitropolia.ru/hramy_tatarstana/monastery/ioanna_predtechi_sviyazhsk/