Введение
Что есть искусство? Это выражение художественных образов и зрительных впечатлений путем применения изобразительных средств и словесных интеграций души в мир осязаемый или же искусство является необходимым аспектом и знаком эволюции человечества, который не прекратится никогда по причине великой движимой силы культуры. А что есть тогда культура? По определению, культура - это все что было создано человеком, соответственно вся его осязаемая и неосязаемая деятельность. Соответственно человек культурный - это тот человек, который просто что-либо делает.
Деятельность - основной аспект развития человечества, именно деятельность является признаком гармонично совершенствующего общества. Для меня культурный человек - это тот, который на улице выбросит брошенный фантик (даже не свой) в урну. В этом примере я привожу факт того, что культура - высшая форма сознательной деятельности, где разум берет высшую форму своей производительности, ведь для создания художественных образов и воплощение их в материальном и осязаемом виде требуется осознание своего жизненного опыта, определение себя в контексте общества и определение того как будет относиться общество к тем или иным художественным образам, воспроизведенным в процессе художественной деятельности автора.
Таким образом, культура - это высшая форма существования действительности, а ее изучение - это светлый процесс познания себя в мире, мира внутри себя и устройства общества в целом.
Переходя к дальнейшим рассуждениям и исследованиям стоит сказать о цели и задачах работы. Целью моего исследования стал глубинный анализ события из мира искусства, его влияния на культуру, общество и мои личные чувства, также для меня немаловажен был теоретический подход к изучению искусства. Среди задач я определила для себя изучить различные мнения на счет культуры и искусства, саму суть искусства в различных его методах и формах проявления, проанализировать выбранное мною культурное событие и на основе данного анализа сделать вывод и подвести итог своего личного видения искусства.
Объектом моего исследования стала выставка “Передвижник”, проходящая в Третьяковской галерее на Кадашевской набережной, а предметом исследования - теория изучения искусства, его влияния и взаимосвязи с обществом, глубинные смыслы художественных образов и самоопределение искусства в мире человека.
1. Искусство как формула гармоничного развития человека и общества.
“Не бойтесь совершенства, вы никогда его не достигнете”.
Сальвадор Дали
Так как культура является формой деятельности, а деятельность - это признак эволюции общества, определяющий успешность и стремительность эволюции, а также прогрессивность или регрессивность ее проявления (эти два аспекта мы можем объяснить примерами революций и кризисов в мировой художественной культуре), то человек создающий и деятельный пытается сотворить определенно что-либо прогрессивное и лучшее, чем было прежде (не всегда этого получается достичь, как и из-за уникального мировоззрения автора и блоков в его сознании, создающих определенную картину действительности, так и из-за внешних обстоятельств, от автора независящих, но прямо или косвенно влияющих на формирование его личности, предпосылки конкретной деятельности и оценочные суждения, исходящие как из групп общества, в которых состоят автор того или иного художественного произведения, так и прочих групп общества, которые взаимодействуют с создателем в реальное для него время,).
Эстетика и этика изучения культурологии.
Эстетика культурологии проявляется в вещественных объектах, созданных человеком. Она является первородной формой прекрасного, так как культурология изучает предметы, возникшие задолго до науки. Этика на периферии граничит с эстетикой, представляя нравственное отношение к изучаемым вещам и понимание культурного кода. Она воспринимается как высшая форма гуманизма, применимого к культурным объектам. Общество, занимающееся культурологией, должно этично относиться к исследуемым предметам, так как культурология сохраняет вечные ценности, ставшие основой нравственности и морали.
Таким образом два столпа в теории культурологии есть эстетика и этика, безусловно сюда можно отнести и эстетику этики, ведь гуманность и осознание миссии сохранения важнейших ценностей является понятием и высшим определением красоты души и материи изучаемого. Эстетика и этика в первом единстве своем связаны тем что относятся к такой форме постижения основ мироздания, воссозданных человеком в зримых и осязаемых а также незримых и абстрактных образах, к которым применима сила порыва души и привнесение определенной значимости в сам процесс создания определенного культурного объекта. Данный процесс является обобщением и высокой ступенью уровня познания, расширяющего парадигму человеческого взора на определенные вещи а также усложняющий мировоззрение.
1.1 Метафизическая сторона исследовательского подхода к изучению искусства. Герменевтика изобразительного искусства как ключ к его пониманию.
Под метафизикой изучения искусства следует понимать современный подход к искусствознанию и исследованию художественных образов. Искусство является высшей формой знания и объединяет все доступные человечеству блага на данном этапе развития и формирования общества, а также формирования личности человеческой, как определенной ячейки существующей и взаимодействующей с обществом. По Шеллингу искусство - лучшее средство для выражения абсолюта, так как сочетает в себе противоположное и стремится к гармонии. Философия же, как считал Шеллинг стремится к постоянному поиску истины, как мере преодоления ограничений и совершенства всех сознательных путей в целом. Искусство же воплощает эту истину посредством художественных образов, истина здесь факт восприятия мира творцом, человеком, создающим искусство. Поэтому философия нуждается в искусстве, так как мир ничто иное как истина, а искусство эту истину создает само, представляя в осязаемых и абстрактных вещах. Искусство преодолевает ограничения, рождая собой истинно гармоничные образы в понятии человеческого сознания, те образы истины, к которым стремится философия.
Мотивы и составляющие сути искусства мы можем увидеть и в триаде Иммануила Канта. Выдающийся мыслитель XVIII века, сформулировал концепцию, в которой человеческая жизнь основывается на трёх фундаментальных ценностях: истине, добре и красоте. Истина относится к сфере науки и познания мира. Она постигается через логику и разум, позволяя нам глубже проникнуть в тайны окружающей действительности. Добро связано с моралью и этическими нормами. Оно указывает нам, как следует поступать, чтобы жить в соответствии с принципами справедливости и нравственности. Красота охватывает мир искусства и эстетики. Она воспринимается через чувства и эмоции, принося радость и вдохновение. Кант рассматривал эти три аспекта как самостоятельные, но тесно связанные между собой. Они существуют параллельно и дополняют друг друга, создавая гармоничное представление о человеческой жизни. Исходя из рассуждений Канта, красота является фундаментальной ценностью наравне с истиной и добром. Красота есть эстетическое и этическое восприятие действительности.. А как было сказано выше эстетика и этика являются основой культуры и искусства в целом. Соответственно искусство же является великой силой и фундаментальной ценностью человечества, ибо существовало с человеком всегда и рождает собой мораль и добро, воспроизводит истину этого мира и доносит ее обществу. Таким образом изучение метафизики искусствознания содержит в себе пути к познанию фундаментальной сути эстетически прекрасных вещей, которыми могут быть как произведения искусства, так и различные художественные практики. Любое проявление искусства является его серьезной формой, ведь в своих глубинах художественное произведение, каким бы оно не было создает человек разумный, значит человек мыслящий и обладающий идеей к созданию художественного произведения. Мотивом творческой деятельности же являются определенные обстоятельства, душевное состояние и невидимая нам энергия творчества, которая определенно идет из души и доступна не каждому. И именно истоки этой энергии, ее путь и проблематика являются основой фундаментального познания метафизической стороны искусства.
Основной аспект герменевтики изобразительного искусства состоит в красоте, как рожденном предмете, существовавшем изначально и явленным творцом искусства в виде художественного образа. От этого тезиса стоит отталкиваться и воспринимать красоту как смысл и как значение. Х. Ортега-и-Гассет в эссе «Эстетика в трамвае» говорит об идеале, который присущ каждой вещи в отдельности и определяет логику формы этой вещи или человека: сам предмет содержит в себе смысл. И этот смысл заключается в некоторый художественный образ. Содержащий красоту эстетический объект рассматривается не формы его материального существования, происходит начало, рождение художественного образа, того что является предметом герменевтики изобразительного искусства.
2. Современный культурный процесс
2.1 Основные аспекты развития культуры в постиндустриальном обществе и важность ее изучения
Культура и ее развитие в постоянно обновляющемся обществе содержит в своем естественном проявлении и заявленной сущности три акцента:
1. Акцент на стабильности. Применим к традиционному обществу. В данном контексте прослеживается логика прецедента, основанная на убеждении в неизменности традиций: «Так было всегда, и так будет впредь». Следуя принципу уважения к древности, люди обращаются к образцам, которые были созданы высшими силами в далёком прошлом. Культура впитывала традиции и даровала нам образы, в которых запечатлелось устройство жизни традиционного общества, где большое значение имели власть и религия
2. Акцент на динамике. Рассматривается сопоставимо с индустриальным обществом. Происходит слияние культур Запада и Востока, миром движет глобальная индустриализация. Больше совсем неактуальны образы, что применялись в традиционном обществе. Появляются новые виды искусства, в том числе и благодаря развитию технологий. Рационализм, предложенный Декартом дает начало эпохе Просвещения. Культура здесь выступает как универсальная роль разума, рассматривающая и воплощая в художественных образах вещи с точки зрения сциентизма и рационализма.
3. Акцент на вариативности. Актуальная вещь для постиндустриального общества. Переход к обществу нового типа характеризуется процессами деконцентрации и децентрализации. Техническая база общества основывается на процессах развития современного, гуманного производства, сохранения экологии и введения информационных технологий в социальную жизнь. Культура применяет совершенно различные формы. Больше нет правил и обязательств перед определенной эпохой и стилем. Мир стал совершенно иным по сравнению с предыдущими эпохами. Теперь в жизни человека, создающего искусство нет рамок и границ, можно мыслить в том ключе, который наиболее отвечает внутренним ценностям.
Проблема современного мира состоит в сложном поиске понятного искусства, а также в огромной разнице мнений на предмет творчества, безусловно это говорит о вовлеченности общества в культурный процесс, но участвовать, это не значит понимать. Поэтому создаются выставки, музеи, галереи и экспозиционные пространства, где посетители могут наблюдать за развитием мировой художественной культуры, искать смыслы и отсылки, а самое главное понимать и чувствовать, ведь чувства являются “маячком” или “компасом” наличия души и здравого смысла. Данные пространства будут актуальны всегда, ведь пока есть человек, существует и культура.
2.2 Визуальные экспозиционные пространства как средство коммуникации и социальной интеграции культуры в общество
Места интеграции культуры в общество, а именно те места, в которых концентрация культуры и смыслов, изображенных в образах художественной действительности, достигает своего максимума, являются неотъемлемой и важной частью современного городского пространства. Для одних людей выставки и музейные пространства являются местом встречи с единомышленниками, увлеченными искусством, для других людей данные пространства - место встречи с чем-либо недостижимым, местом слияния и путешествиям в предыдущие эпохи, ощущения себя в этих эпохах и всецелого слияния с великими умами, создавшими мировое искусство, ставшее классикой и ориентиром всех времен. Нельзя не отметить и образовательный и обучающий аспект музейных пространств, ведь в современном мире некоторые школы и образовательные организации практикуют посещение выставок учениками режиме уроков или же как дополнительной внеурочной деятельности. Такая практика невероятна важна для гармоничного формирования личности ребенка, таким образом прививается любовь к прекрасному и знания исторических ценностей, формирующих культурный контекст общества. Музеи и выставочные пространства можно рассматривать и как объединяющие общество пространства, ведь в настоящее время проводится большое количество мероприятий, создается невероятное число выставок, лекций и образовательных программ для всех желающих, куда можно прийти и узнать для себя нечто новое и полезное, определенно влияющее на понимание и осознание культурного контекста в жизни общества и ощущения себя в нем.
2.3 Влияние развивающегося культурного процесса на общество и значение этого влияния в аспекте совершенствования мировой культуры
В настоящее время мы являемся свидетелями великого процесса преобразования и создания новейших форм искусства, что постепенно вкладывается в наш культурный код, ибо каждый человек своей жизнью и действиями уже участник доступного всем культурного пространства,граничащего с реальностью и метафизикой сознания. Глобализация культурных процессов является основной движущей силой развития современного общества. Также культура и искусство несут в себе функции обеспечивающие как постоянство так и прогресс в обзоре на определенные вещи и чувства конкретного человека. Культура не только объединяет общество но и дает самовыражение какому-либо конкретному человеку и поэтому история помнит имена великих деятелей искусства, проявивших свою наибольшую креативность и оставивших культурное наследие на многие поколения вперед. Культура - высшая сила возникшая вместе с возникновением человека разумного и поэтому благодаря нашим действиям мы развиваем культуру, а значит и развиваемся сами, создавая новые образы и ориентируясь на уже достигнутое и созданное, растем к постижению высших форм и границ сознания.
Обзор современного культурного события - выставка “Передвижники” в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной
3. Новый взгляд на творчество Передвижников
3.1 Выставочное пространство новой Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, его устройство и концептуальный смысл презентации творчества передвижников.
Проект экспонирования передвижников в новом здании Третьяковской галереи был изначально обречен на успех, это действительно хороший “заход”, ведь товарищество передвижников с самого начала своей деятельности имело огромную сверхзадачу просвещения общества и продвижения нового “реального” искусства, искусства настоящей действительности. Передвижники плотно закрепились в народном коде и ассоциируются с некоторой “русскостью” и отличительным признаком художественных ценностей нашей страны, которые содержат изображения исторического и ментального контекста событий, коллективного сознания народа
Впечатление от выставки начинается конечно от самого нового корпуса Третьяковской галереи, который был построен летом, а позже закрыт для составления и монтажа экспозиции творчества товарищества. Стоит отметить оригинальность и новизну архитектурного решения корпуса на Кадашевской. Фасад имитирует “Шпалерную развеску” картин, которая как раз таки использовалась на выставках товарищества и восходит к развеске картин в старых музеях. Таким образом данное решение фасада проводит связь с собранием Третьякова, коллекция которого достигла своей осознанной зрелости в период творчества передвижников. Основным
|
|
|
Рис.1. “Здание Новой Третьяковской галереи на Кадашевской набережной” |
Рис.2. “Внутренне пространство здания” |
Рис.3. “Внутренне пространство здания” |
замыслом пространства нового корпуса является размещение выставок-блокбастеров и масштабных событий в мире культуры, это подтверждают экспозиционные залы галереи. Залы представляют собой цельные пространства, которые можно видоизменять в зависимости от
|
|
Рис.4. “Экспозиционное пространство выставки “Передвижники” |
Рис.5. “Экспозиционное пространство выставки “Передвижники” в процессе монтажа” |
проводимой экспозиции при помощи фальш-стен, создавая таким образом основные акценты выставки, требующие определенного внимания зрителя. Такое конструктивное решение использования и устройства пространства залов как помогает, так и ставит в заблуждение
кураторов выставки, ведь попадая в экспозиционное пространство, зритель находится в самой большой его части и постепенно, продвигаясь по выставке пространство сужается. Но в случае “Передвижников” пространство выстраивается пластично и благозвучно за счет самой интрепретации темы
3.2 Значимые сопоставления. О чем говорит развеска картин на выставке «Передвижники» в ГТГ 2024–2025?
Татьяна Юденкова устраивает экспозицию картин товарищества в новой третьяковской галерее на Кадашевской набережной таким образом чтобы показать полемику взглядов на творчество передвижников, где старый взгляд утверждает передвижников как революционеров, обративших свое искусство к народу, данный тезис содержит точку зрения искусствоведов, которые анализируя творчество передвижников, забывали о радостных моментах в живописи членов товарищества. Также, мнения о творчестве передвижников, существовавшие в прошлом сопоставляют конгениальность художников, как революционеров в контексте культуры их периода с конгениальность Льва Толстого и Федора Достоевского, чье творчество было наполнено философией, производящей неимоверные впечатления и движущей литературный мир, как средство коммуникации и образования общества. Стоит обратить внимание и на грамотную выборку картин для экспозиции, ведь нетрудно заметить, что передвижники занимают большую часть пространства постоянной выставки Третьяковской галереи на Лаврушинском переулке, таким образом, исходя из современного взгляда на искусство и выставочную жизнь галерей в целом, в настоящем времени выставка является представлением актуальных на данный момент передвижников и их сюжетов, здесь обзор передвижничества в новом качестве, утверждающее не только русскую художественную жизнь, но и духовную.Цель художника-передвижника не только показать неустройство быта и общества, свое видение мира и отношение к нему, но и продать картину для получения прибыли, как средств реализации творческого процесса и благополучного существования семьи.
|
Рис.7. “Стена с развеской портретов художников- передвижников”
|
|
Рис.6.“Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)”
|
Теперь перейдем к обзору самой выставки, как пространства-посредника между миром обывателя, зрителя и миром талантливого творца, его чувств и мыслей. Войдя в экспозиционный зал нам он обозревается практически весь и взгляд падает прямо на портреты членов товарищества передвижных художественных выставок. Такой концептуальный прием дает нам обращение к самим творцам и определение кому посвящена выставка. На портретах художников-передвижников мы можем наблюдать как известных творцов данного объединения, так и ранее неизвестных зрителю, но хорошо раскрывающихся в творческом плане контекста выставочного помещения. Невероятные образы художников смотрят на посетителей экспозиции, в некотором роде даже охраняя свои произведения. В этой развеске картин мы видим людей, полностью отданных своей сверхзадаче, основной задаче передвижничества - показ настоящей реальной жизни, в глазах виден пыл и ярость к искусству. К слову интересен факт что передвижников на портретах писали как передвижники, так и художники, не входящие в товарищество. На отдельном пространстве стены, находящемся
справа от развески портретов передвижников находится портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Ефимовича Репина, наверное самый известный из изображений величайшего русского коллекционера. Безусловно понятен факт размещения Третьякова рядом с портретами передвижников и вынесения его портрета на отдельное место, ведь Павел Михайлович был и сам по себе, часто критикуя сюжеты картин художников, и за одно с передвижниками, поддерживая средствами их искусство, меценат сделал огромный вклад в развитие товарищества, поддерживая художников финансово и покупая их работы для пополнения своей коллекции. Но вернемся к самому началу выставки.
|
|
Рис.8,9. “Грачи” - работа Николая Полисского |
Выставку открывает работа Николая Полисского “Грачи” 2008 г. Ироничные и очень душевные грачи встречают зрителя сразу у входа в пространство экспозиции. “Грачи” Полисского представляют собой слияние высокого искусства и умелого народного творчества (что также имеет отсылку к передвижникам, ведь их искусство про народ и обращено к народу.) Воплощенная в легком примитивизме объемная работа Саврасова сопровождает нас к следующему блоку выставки. От “Грачей” Николая Полисского мы проходим к длинной темно-бордовой стене, расположенной по правую сторону от нас. Здесь стоит сказать и о цвете стен, на которых развешены картины. Конечно, внимание к себе привлекает темно-бордовая стена. Обратимся к восприятию цвета и его значению. В очерке “Учения о цвете” Гёте писал о чувственно- нравственном действии цветов. Гёте определял бордовый как цвет революции, неостановимого движения, жизненной силы. Действительно эти качества подходят по своей характеристике первой передвижной выставке, как настоящей революции в искусстве и очень смелому шагу, давшему начало другим стилям современной живописи и определившему пути развития искусства.
|
Рис.10. “Грачи прилетели” Алексей Константинович Саврасов |
Пространство бордовой стены содержит в себе картины, которые были выставлены на первой выставке товарищества в 1871. Этот ряд работ открывает невероятно лиричная картина Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”, которая полностью изменила представление о русскости. Саврасов удивляет своей камерностью и душевность,представление о размерах картины совсем не сходится с
реальностью, зачастую кажется что картина больше. Но грачей Саврасова действительно хочется рассматривать, тонкий психологизм весенней русской природы, в который художник вкладывает боль от своей жизненной утраты (Саврасов переживает смерть новорожденной дочери и для восстановления от горя отправляется на Волгу, где рисует свою знаковую картину). Все глубже вглядываясь в картину мы пытаемся понять местонахождение изображенного пейзажа и каждый находит в нем что-либо похожее с краями, увиденными в реальной жизни, однако на самой картине создается некий собирательный образ русской весны. Саврасов переживает глубокое горе, а своей картиной говорит о неизбежности и трагичности жизни духовной и человеческой, при этом указывает на цикличность времен года и постоянства природы, независимой от переживаний ее обитателя - человека. Все в жизни проходит и меняется, любое горе пройдет, снег растает и вновь прилетят грачи, принеся с собой весну, стоит лишь всегда оставаться человеком и с любовью в сердце смотреть на этот мир и нести эту любовь в окружающее тебя общество.
|
Рис.11. “Охотники на привале” Василий Григорьевич Перов
|
Далее наш взор бросается на невероятно эмоциональную картину Василия Григорьевича Перова “Охотники на привале”, которая естественно знакома каждому, пусть даже не названием и историей создания, а взглядами охотников-шутников, рассказывающих дружеские байки о невероятной величины дичи, пойманной на охоте. К слову, настоящие опытные охотники говорят что на картине Перова инструменты охоты совсем не так точны как реальные. Но задача художника была в другом - показать менталитет охотников, их задор, веселость и конечно же вовлеченность в разговор. Из ряда картин, показанных на первой передвижной выставке впечатлает и картина Николая Николаевича Ге “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”. Работа над которой проводилась художником в преддверии крупной даты – двухсотлетия со дня рождения императора. Тогда в обществе возрос интерес к личности Петра и полезности проведенных им реформ. Николай Ге идет против
|
Рис.12. Николай Николаевич Ге “Петр I допрашиваетцаревича Алексея Петровича в Петергофе” |
традиций исторической живописи и наполняет картину глубоким психологизмом, но лишает ее острых жестов и кульминационных движений, что тогда было присуще историческому жанру живописи. Ге не оставляет никаких оценочных суждений персонажам картины, ведь в обществе может быть огромное количество мнений, поэтому задачу оценки личности героев Ге оставляет своему зрителю. Во время работы над картиной художник значительно менялся во взглядах и отношении к изображаемым героям. Левее мы увидим картину Василия Ивановича Сурикова “Утро стрелецкой казни”, а правее шедевр Ильи Ефимовича Репина “Крестный ход в Курской губернии”.
|
|
Рис.13. Василий Суриков “Утро Стрелецкой казни” |
Рис.14. Илья Репин “Крестный ход в Курской губернии” |
Все это очень хороший заход, эмоциональное начало выставки с глубокой проблематикой, дающий нам не только два абсолютных шедевра, но и два философских размышления о жизни народа - первый, картина Суриков представляет гибель массы, судьбу народа, попавшего в жернова истории, второй, картина Репин являет своим образом неостановимый русский народ, несклонемый дух русского народа, русскую современную жизнь, пугающую и непроходимую, но правдивую для общества, к слову, многолюдность и мощь на картине Ильи Репина напоминает по силе эмоционального воздействия Гойю. Обе картины по определению критика Владимира Стасова являются “хоровыми”, то есть не содержат в себе конкретного одного действующего лица или же явного главного героя, стоит отметить, что такие художественные произведения создавали не только отечественные деятели искусств. К примеру современник передвижников Адольф Менсель - немецкий живописец и реалист тоже создавал картины без определенного действующего лица, на которых есть масса, философия, народ. Но для русской живописи создание “хоровых картин” крайне важно, так как
идейно перекликается с 4тым томом “Войны и мира”, произведения имеющего схожую с хоровыми картинами философию. Пройдя дальше двух масштабных и выдающихся произведений Репина и Сурикова, мы выходим на совершенно невероятный портрет Модеста Мусоргского кисти Ильи Ефимовича Репина. Здесь художник смог взять верх над болезнью великого композитора, он показал нам весь его блистательный ум и достижения в одном лишь взгляде и невероятной голубизны глазах. В данном портрете Мусоргский словно не сожалеет, а достойно принимает свою судьбу и рассуждает над ней, с гордостью смотрит на свои достижения и вклад в культуру
|
Рис.15.Илья Репин“Портрет композитора Модеста Мусоргского” |
|
|
Рис.16. Николай Ге “Что есть истина”(Христос и Пилат) |
Рис.17. Николай Ге “Голгофа” |
Далее, за портретом Мусоргского нам открываются лица 19го века (Но чтобы выйти на портрет Модеста Мусоргского, следует пройти несколько выгородок, которые и являются ядром выставки, ее смысловой основой, ведь в них метафизика передвижников, о которой не было принято говорить, но тем не менее о ней сейчас много мнений и высказываний, здесь мы видим передвижников не как борцов и экономических агентов, а именно как мыслителей.
|
Рис.18. Исаак Левитан “Владимирка” |
Далее начинается ряд невероятных сопоставлений и интерпретация жизненных смыслов в творчестве передвижников, метафизическая сторона их творчества, осознание которой рождает невероятное озарение и заставляет думать. Мы выходим в пространство в глубине экспозиции, где рядом висят картины замечательного Никола Ге на евангельские сюжеты - “Что есть истина ”(Христос и Пилат) и “Голгофа” , а между ними экспонирована “Владимирка” Левитана. Из истории следует тот факт, что Владимирский тракт - это путь, по которому гнали заключенных, в том числе и политических на каторгу, путь в один конец и конец этот, как и сам путь явно не несет в себе доброго значения. Расположение же картины Левитана между картинами Ге, рассказывает о сути “Владимирки”, ведь она здесь как раз и является путем на Голгофу. К слову работы Ге совсем неоднозначны и зачастую не принимались и не понимались публиков в момент показа их на выставках. Но прошло время и мы видим в Ге невероятный талант, зарождающийся экспрессионизм и особенную точность чувственного изображения. Левитан же изображая на первый взгляд обычный пейзаж невероятно лирично трактуем его значение и культурную историю.
Далее разворачиваемся и видим “Христа в пустыне” кисти Ивана Крамского. Работа в свое время получила неодобрительную оценку, ведь со времен Рафаэля было принято определенное каноническое изображение Иисуса, где не приветствовались иудейские черты в его внешности, которые как раз такие есть в работе Крамского. Однако же насколько глубок смысл работы, представляемый через композиционные решения картины. Христос Крамского в искусстве получил определение “русского Гамлета” ведь картина развивает тему неизбежного в жизни каждого человека нравственного выбора. В образе Христа Крамской изображает всю бренность и смирение с путем, на который так или иначе обречена жизнь, в Иисусе сосредоточена максимальная концентрация, сдержанность, пик осознанных чувств и эмоций во время
|
Рис.19.Иван Крамской“Христос в пустыне” |
|
Рис.20. Михаил Нестеров“Пустынник” |
столкновения со своей судьбой. Композиция абсолютно логична с точки зрения построения и расположения фигур. Линия горизонта делит композицию на две равные части - небо и землю, трактовать это можно как единство Бога и человека в личности Иисуса. В геометрическом центре произведения, на границе двух миров, мы видим переплетённые руки, образующие замок. Этот замок и лик Христа, расположенные на одной линии круга, становятся ключевыми элементами полотна, приковывающими наше внимание к его глубинному смыслу. Круг, как символ наивысшего напряжения, представляет собой точку соприкосновения мыслей и чувств. Он олицетворяет торжество человеческого духа, воли и разума над хаосом, злом и пороком. Христос Крамского становится воплощением этой вселенской победы, напоминая нам о её высокой цене.
Рядом с “Христом в пустыне” Крамского нам является картина “Пустынник” Михаила Васильевича Нестерова, трогательный и обаятельный образ, олицетворение тишины и покоя. Седоволосый старец в монашеской камилавке опирается на посох и словно растворяется в невероятно одинокой природе осени. Он не требует от мира чего-либо, уже не стремится что- либо доказывать, вся его прелесть заключена в покорном смирении.
И у Крамского и у Нестерова философские размышления достигают глубины мысли достоевского и толстого и объединены одной смысловой сверхзадачей. Но если встать на историческую почву, то у “Христа в пустыне” и “Пустынника” совершенно разный исторический контекст. Между датой их написания десяток лет, а соответственно и разница в отношениях к сюжетам, изображаемым на данных картинах. Обратимся к картине “Пустынник” Нестерова как к более современному изображению и объекту прогрессивных размышлений контекста своей эпохи. После того как Нестеров напишет “Пустынника”, картину сразу же покупает российский меценат Павел Михайлович Третьяков, таким образом в данной ситуации полностью меняется отношение к русскому духовенству (Если вспомнить предыдущее поколение передвижников - Перова и Репина, а конкретнее, обратиться к картине “Протодьякон” Ильи Репина, его было принято интерпретировать в виде вельможи и огромной властной силы.) Здесь в “Пустыннике” новое поколение передвижников. В отсылках здесь и Старик Зосима и уже прочитанные братья Карамазовы. Такого настроя не могло появиться в предыдущие годы. У Михаила Нестерова мы видим абсолютно положительную трактовку образа духовенства, как нечто светлого, несущего веру в народ. Художник достигает духовно- мистической, возвышенной интерпретация образа. “Пустынник” Нестерова - реализм, вещь, говорящая о прекрасном, думающая о положительном будущем.
Обозревая и анализируя пространство выставки хочется отметить также еще одно важное и значимое сопоставление на одной из выгородок пространства выставки. Перед нами висящие рядом “Мечты” - картина Василия Дмитриевича Поленова, а также известное своим тихим умиротворением полотно Исаака Ильича Левитана “Над вечным покоем”. Здесь Иисуса у Поленова, совершенно простого в человеческом образе следует интерпретировать как сидящего и наблюдающего за этим самым покоем с полотна Левитана
|
|
Рис.24.“Рожь” Ивана Ивановича Шишкина |
Рис.25.“Березовая роща”Архипа Ивановича Куинджи |
Перейдем к двум, находящимся рядом картинам, изображающих пейзажи. “Рожь” Ивана Ивановича Шишкина и “Березовая роща” Архипа Ивановича Куинджи. Интересно сопоставление классического и невероятно точного к каждой мелкой детали подхода Шишкина и более нового, образного подхода Куинджи, делающему акцент на контрасты и цвет. Здесь стоит обратить внимание и на рамы картин (которые дополняют смысловой контекст большинства произведений на выставке). Полотно Шишкина словно не кончается за пространством картинной рамы, тем самым отвечает на сверхзадачу художника - показать величие и простор русской природы. “Рожь” являет собой невероятную статику, достигнутую за счет вертикалей и горизонталей и невероятную свободу, достигнутую легкой дымкой и невероятным изображением колорита природы. У Куинджи наоборот, картина очень уютно устроилась в пространстве своей рамы и своей камерностью привлекает внимание к невероятному владению художника цветом. “Березовая роща” содержит в себе предпосылки новых пластических решений, ведь здесь композиция цветом и ее элементами разделена на 4 равные части - по вертикали и по горизонтали. Полотно Куинджи по своей сути воплощает динамику благодаря диагоналям и извилистым линиям. С этого момента начинаются уже новаторские поиски в искусстве
Далее начинаются тематические блоки, которые пронизывают невероятными смыслами всю выставку. Здесь мы видим панорамную жизнь предыдущей эпохи в различных волнующих вопросах. Женский вопрос в русской живописи практически не прочитывался до творчества передвижников или же имел не такое важное значение. Большое внимание на выставке уделяется портретам женщин и воспеванию образа женщины как революционерки, идущей против общества и его мнения, или же женщина изображается ка прекрасная муза, творец и идейный вдохновитель, или же как удрученная бесконечными тяготами судьбы и своим положением в обществе. Картина Репина “Царевна Софья”, “Неизвестная” и “Неутешное горе” Крамского - знаковые произведения, касающиеся женского вопроса в живописи передвижников, конечно нам представлено еще множество душевных портретов, но основной психологизм и проблематика положения женщины в обществе сконцентрированы именно в данных работах.
|
|
|
Рис.26.Илья Репин“Царевна Софья” |
Рис.27.“Неизвестная” Иван Крамской |
Рис.28.“Неутешное горе”Иван Крамской |
|
|
Рис.29.“В детской” Елены Поленовой |
Рис.30.Эмилия Шанкс“Новенькая в школе” |
|
|
|
Рис.31.Григорий Мясоедов “Земство обедает” |
Рис.32.Константин Савицкий “Ремонтные работы на железной дороге” |
Рис.33.Виктор Васнецов “С квартиры на квартиру” |
Также в творчестве передвижников показаны такие важные сюжеты как детский вопрос и мир детства, семейные взаимоотношения, которые могут быть колоссально разными от милых детских и спокойных сценок “В детской” Елены Поленовой до полных неизвестности и напряжения сценок Эмилии Шанкс “Новенькая в школе”. К слову здесь женщины фигурируют как создательницы искусства.
Крестьянскому вопросу, как вопросу положения народа в обществе, повседневной жизни простых людей уделено тоже большое количество внимания. Григорий Мясоедов “Земство обедает”, Константин Савицкий “Ремонтные работы на железной дороге”, Виктор Васнецов “С квартиры на квартиру” - знаковые произведения, говорящие о тяжелой судьбе крестьянского народа, сочетающие в себе огромное количество смыслов и глубокой трагедии. В самом центре экспозиции мы попадаем в круглое пространство, содержащее повествование о лицах эпохи. Здесь собраны портреты известных деятелей того времени,
царской семьи, парадные изображения покровителей наравне с портретными изображениями прекрасных дам и простых людей. Данная часть выставки позволяет нам обратиться к взгляду людей предыдущих эпох
Экспозиция близится к своему финалу поисками новых пластических решений и показом влияния творчества передвижников на современное искусство. Мы видим невероятной красоты пейзажи Василия Поленова, наполненные импрессионизмом работы Константина Коровина, яркие сюжеты Абрама Архипова, кричащие русским красным цветов. Внимание уделено и отвергнутым шедеврам, среди них работа Сергея Виноградова “Бабы(Подруги)”. Стоит отметить что новые живописные решения и отвергнутые шедевры размещены на стенах глубокого синего цвета, обращаясь к значению которого улавливается смысл новизны и великой духовной энергии продолжающегося творчества. К слову, основное пространство выставки сооружено из стен бело-серого цвета, что отсылает нас к реальности передвижных выставок. Завершается экспозиция закатом передвижничества и великолепными закатами Архипа Куинджи, которые дают надежду на развитие искусства, ведь после заката всегда наступает рассвет и новый день
3.3 Реакция общества на выставку передвижников и контекст культурных событий
Касаемо выставки и самого нахождения в её пространстве, стоит отметить то, что на экспозиции картин передвижников всегда много людей. Данный факт говорит о вовлеченности
общества в культуру и является хорошим знаком сохранения и развития культуры, как формы духовной жизни, объединяющей общество. Выставка “Передвижники” является культовым событием года в мире искусства, так как подготовка и обустройство выставки, ее замысел и показ известных художников стоят огромного труда и ценны по своей светлой идеи трансляции культурного кода, живописных сюжетов и “актуальных” для современного контекста событий передвижников. Искусство дает силы жить и развиваться, объединяет многих людей со схожими мыслями, рождает собой невероятную атмосферу вдохновения и своим проявлением различных форм создает историю. Ради понимания сути искусства стоит участвовать в различных культурных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, посещать выставки, ибо такой ритм жизни станет истинной основой гармоничного нахождения и жизни человека с культурой связанного в обществе.
4. Вдохновение от соприкосновения с искусством
4.1 Психологический аспект в культурологии.Художник и зритель на выставке: грань сквозь картинную раму.
В культурологии существует особый метод исследования, который фокусируется на изучении субъективных аспектов поведения и деятельности представителей определённой культуры. Этот метод направлен на анализ индивидуальных и личностных характеристик людей, а также на исследование как осознанных, так и неосознанных аспектов их психики. Культурология придаёт большое значение применению психологического подхода для глубокого понимания особенностей национальной культуры. К слову, так как культура создается полностью человеком, то и неотделима от взаимодействий с психологией личности. Ведь культура является воспроизведением пережитого опыта из реального мира в виде осязаемых или абстрактных художественных образов, которые рождаются у художника в сознании. Сознательная сторона художника, его видение мира и воплощение его это важная часть психологического аспекта в культуре. С другой стороны, рассматривая изучение искусства с точки зрения психологии, стоит обратиться и к духовному миру зрителя, который напрямую участвует в диалоге с замыслом художника, рассматривая то или иное его произведение. Психологический аспект в “общении” с искусством очень важен для восприятия полного контекста и всей сути работы. Разное искусство вызывает различный эмоциональный отклик у зрителя. Здесь стоит помнить о том, что негативный опыт - это тоже опыт и не бояться плохих впечатлений, страха, печали или некомфортного ощущения от художественного произведения, ведь возможно в этом и был весь концептуальный смысл, заложенный в данную работу художником.
Искусство - это про чувства и эмоциональное восприятие как действительности и переработка её в некоторый художественный образ, так и восприятие этого художественного образа со стороны зрителя и интерпретация его в свою жизнь. Поэтому психологический аспект занимает невероятную важность в изучении искусства и позволяет открыть новые смыслы и границы восприятия художественных образов.
4.2 Восприятие искусства и культуры в современном мире как движущей силы духовного развития общества
Основатель позитивистской социологии Огюст Конт считал что искусство - тот проводник знаний, что добыт точными науками и в то же время началом, украшающим и преобразующим жизнь. Таким образом можно выделить еще одну важную роль искусства и культуры в мире постиндустриального общества - межкультурное взаимопонимание и разнообразие форм художественного языка. Культура она есть в любой из сфер современного общества, ибо общество современное - общество развивающееся и деятельное. В настоящее время мы не имеем границ и рамок выражения мировоззрения художника, общество может выражать радость или недовольство по поводу созданного художественного произведения, но все равно сохраняет к нему гуманное отношение на сознательном уровне, такое же отношение применяется и к уже созданным задолго до существования постиндустриального общества произведениям, как дань уважения культурному объекту и великой мысли его автора.
Культура развивается и является формообразующим принципом постоянства общества, несет в себе обращение к старому и прогресс в виде новых форм художественного творчества. Культура является созданием осознанного человека и тем самым управляющей им здравой силой. Прогрессивное общество должно сохранять и развивать культуру для своего самоопределения в течении исторических событий и создания среды в которой имеют значение высшие ценности духовного.
Выводы
Данная работа стала для меня взлетной полосой в изучении искусства и восприятия себя в искусстве. Проведя анализ картин с выставки “Передвижники” и аналитическую работу над своими чувствами, а также сопоставив изученные материалы и свои размышления я открыла для себя метафизическую сторону искусства и герменевтический подход к его образам, что отвечает на многие вопросы в сфере искусствознания. Искусство и культура есть жизнь и постоянно происходящее действо вокруг человека и внутри его души, поэтому искусство стоит ценить и изучать различные стороны его проявления. Культура являет собой абсолют формы слияния эстетики и этики, ибо эстетика составляет визуальную сторону восприятия искусства и изучения культуры, а этика его духовную форму. Экспозиционное пространство Новой Третьяковской галереи, посвященное творчеству передвижников содержит в себе невероятные отсылки и образы, данное культурное событие действительно имеет огромное значение и останется в истории. В выставке “Передвижники” как раз и видны два аспекта искусства - сохраняющий (кураторы возвращают нас к творчеству великих мастеров предыдущей эпохи и представляют нам их работы как пространство для осмысления их действительности и для сопоставления их опыта творчества в контексте культуры и собственной жизни), а также прогрессивный (экспозиция производилась в новом здании, были применены самые совершенные технологии при составлении выставки, а также организации ее пространства. Прогрессивная сторона здесь в привлечении большого количества посетителей, открытия кому-то искусства, не виданного ранее и определенное изменение представления о передвижничестве в целом, с применением различных сторон и мнений о творчестве ТПХВ, а также показ различных сторон и аспектов изображения действительности глазами художников.). Определенно, передвижники - это наш культурный код, который важен для понимания настоящей действительности и смысла их творчества. Передвижники заинтересовывают, заставляют думать, изучать, становиться ближе к истокам мысли и сознания, как к основам постижения фундамента искусства и культуры в целом.
Предложения
В настоящее время миссией современного человека является сохранение нравственного и прекрасного в материальном мире и глубинах души. Именно поэтому стоит изучать искусство, как средство выражения действительности посредством применения художественных образов. Изучать его стоит просто потому, чтобы искусство не заканчивалось, не угасала культура, так как если культура будет продолжать цвести и обретать новые формы, то будет жить и развиваться человеческое общество. По результатам проведенных исследований в области культуры, в частности изученного материала по искусству товарищества передвижных художественных выставок, был создан интерактивный онлайн ресурс, в котором содержится краткий обзор выставки “Передвижники” и некоторые размышления о картинах, представленных на ней. Данный интернет ресурс несет в себе просветительский характер и создан для привлечения общества к изучению искусства и посещению различных культурных мероприятий для познания мира искусства и себя в нем. https://gamma.app/docs/20242025-xpp93u6vj42ehor?mode=doc (ссылка и кью-ар код на сайт)
Список источников
1. Железняк, В. Н. Метафизика искусства: многообразие подходов / В. Н. Железняк // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2017. – № 4. – С. 7–14. – DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.4.01.
2. Zhelezniak, V. N. Metaphysics of art: diversity of approaches / V. N. Zhelezniak // Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law. – 2017. – No. 4. – P. 7-14. – DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.4.01.
3. Культурология : учебное пособие / под ред. Г. В. Драча. – Москва : Альфа-М, 2003. – 432 с. – ISBN 5-98281-003-7.
4. Кривцова, Л. А. Герменевтика изобразительного искусства: от смыслополагания к пониманию / Л. А. Кривцова // Журнал Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Искусствоведение. - 2013.
5. Тань, Сичжу. Влияние культуры и искусства на развитие общества / Сичжу Тань // Культура и цивилизация. – 2024. – Т. 14, № 1А. – С. 110-117. – DOI: 10.34670/AR.2024.25.17.014.
6. Хьюэлл, Уильям. Конт и позитивизм / Уильям Хьюэлл // Эпистемология и философия науки. – 2017. – Т. 54, № 4. – С. 209–224.