«Старые пожелтевшие фотографии…» (История моей семьи в истории Великой Отечественной войны)

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Старые пожелтевшие фотографии…» (История моей семьи в истории Великой Отечественной войны)

Семенова У.С. 1
1МОУ «СОШ №14» г. Воркуты
Гапоненко А.Н. 1
1МОУ «СОШ №14» г. Воркуты
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Президент Российской Федерации В.В. Путина объявил 2025 год - Годом защитника отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 годов. Этот год станет данью уважением к ратному подвигу всех, кто сражался за Родину в разные исторические эпохи. Этот год символ национального единства и патриотизма.

В современных интерпретациях исторических событий акцент на значимость Великой Отечественной войны приобретает особую актуальность. Эта война оставила глубокий след не только в истории России, но и в сознании мирового сообщества. Память о событиях 1941-1945 годов формирует единую историческую идентичность, которая объединяет новые поколения под знаменем боевых и трудовых подвигов. Через призму этой памяти формируется и социальное сознание, которое подчеркивает роль каждого человека в стремлении к победе, ее значимость для будущих поколений [1].

Следует также отметить, что хранимые в обществе уроки войны продолжают оказывать влияние на современность. В ходе исследования, проведенного рядом ученых, было установлено, что история войны несет в себе многослойные уроки, которые стоит усваивать, чтобы избежать повторения трагических ошибок прошлого. Образ победы как символа не только национального единства, но и стойкости духа народа, который выстоял перед лицом агрессии, продолжает служить основой для формирования национальной идентичности [2]. В контексте формирования массового сознания, особое значение имеет коллективная память о страданиях и жертвах, понесенных во время войны, что служит для современного общества своего рода моральным ориентиром.

За свою историю наша страна пережила немало войн. Они были беспощадны, кровопролитны. Но самой жестокой является Великая Отечественная война. Долгих четыре года советский народ боролся с фашистскими захватчиками за свободу и независимость. Никто не остался в стороне от этого ужаса, все – от мала до велика, ощутили на себе тяготы войны. Если кто-то и не воевал, то в тылу всеми своими силами пытался помочь своей любимой Родине. На защиту страны встали мужья, сыновья, матери, отцы, дети. Большое количество людей погибло, а сколько детей осиротело!    

9 Мая каждого года мы ходим на торжественный митинг, посвящённый Дню Победы, возлагаем цветы к памятнику погибшим воинам. 

Готовя свой проект, я выяснила, что мои предки моей семьи участвовали в боях и прошли всю войну. Мне очень захотелось поподробнее узнать о их судьбе и поделиться с ребятами историей.

Задачи:

Учиться:

  • собирать и изучать материалы семейного архива;

- анализировать и обобщать собранный и изученный материал;

  • подбирать фото и документы для презентации и защиты работы;

  • кратко и четко излагать суть исследовательской работы;

- проводить презентацию итогов работы.

Цели:

- изучить и систематизировать  документальные  материалы об участниках Великой Отечественной войны

  • внести свой вклад в воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения;

  • приобщение учащихся к традициям и истории своей семьи;

  • возрождение отечественных традиций духовно-нравственного образования и воспитания учащихся.

Объект исследования: материалы семейного архива.

Метод работы:

- просмотр и анализ материалов;

- беседа с родственниками, опрос;

- чтение специальных справочников, энциклопедий, каталогов.

Тип работы:

ознакомительно-ориентировочный (информационный): направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории детей и подростков.

Формы работы:

для достижения решения задач и реализации поставленных целей в процессе работы по данной  теме были использованы различные формы и методы:

- поиск, изучение и исследование информации в интернет -источниках, просмотр телепередач;

- анализ и обобщение полученной информации;

- интервьюирование (проведение беседы с родственниками);

- изучение и копирование фото архива и документов;

- компьютерная обработка материала;

- создание презентации. Защита проекта.

Этапы работы:

  1. Изучение теорий, понятий, а также фактов, событий, имеющих отношение к исследуемой проблеме.

  2. Проведение собственно исследования и добывание новых знаний о рассматриваемом объекте.

  3. Описание и объяснение полученных знаний.

  4. Разработка предложений по использованию добытых знаний в практической жизни.

Практическая значимость исследования:

- данная работа дает возможность для более тесного сплочения семьи.

- для использования материала на уроках и классных часах

Результат работы над проектом:

- получение новых знаний об истории семьи,

- получение знаний об истории фотографии.

Проблема: О чём может рассказать фотография из семейного альбома? История прошлого моих предков?

Актуальность

Тема данной исследовательской работы является актуальной в наши дни, когда разрушаются устои семьи, забывается и искажается история страны, принижаются достижения и завоевания наших предков. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность, будет непобедимой и уважаемой в мире державой.

Любить свой народ – это, прежде всего, дорожить всеми своими родственниками, ближними и дальними, соблюдать культуру родственных связей. Поэтому найти и узнать о них, разобраться, кто есть кто, очень важная задача, которая позволит мне стать настоящим гражданином своей страны. Исследовательская работа по истории фотографий из семейного альбома дает возможность не забывать свои корни. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность, будет непобедимой и уважаемой в мире державой.

Многие из ныне живущих были свидетелями и участниками различных трагических событий, войн и локальных вооруженных конфликтов. И нет ни одной семьи в нашей стране, которая не потеряла бы на полях сражений кого-то из своих родных и близких. Память о них всегда жива и обязывает нас сделать все возможное, чтобы имя каждого участника в боях осталось в истории нашей страны.

Память о Великой Отечественной войне должна выполнить свою функцию не только как свидетельство о прошлом, но и как противоположность разобщенности, служа основой для дальнейшего объединения вокруг общего идеала. Через понимание значения этих событий молодежь сможет выработать активную жизненную позицию и следует идти по пути, который был проложен героизмом предшествующих поколений.

Основная часть

Гордиться славой своих предков

Не только можно, но и должно…..

А.С.Пушкин

Исторические события уходят в прошлое, но не забываются, ведь они и затронули многие семьи. Вот и для меня далекие события ХХ века не пустой звук, потому что в них участвовали мои родственники.

Тема войны будет актуальна во все времена, когда разрушаются устои семьи, забывается и искажается история страны, принижаются достижения и завоевания наших предков. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность, будет непобедимой и уважаемой в мире державой.

21 век открывает новые возможности для исследования событий Великой Отечественной войны благодаря цифровизации и открытию архивных материалов.

В 2024-2025 годах ожидается значительное пополнение архивов, что позволит расширить наш взгляд на войну и её последствия. Среди новых данных числятся 1,8 миллиона карточек, относящихся к раненым, и 35 новых историй о героях войны, которые обогатят наше понимание личных судьб людей, затронутых войной [3].

Наиболее значимым среди современных ресурсов является электронный банк документов "Подвиг народа", предоставляющий уникальные сведения о наградах и награждённых. Этот ресурс становится все более популярным среди исследователей и потомков ветеранов, поскольку он позволяет легко находить информацию о судьбах участников войны [4]. Кроме того, музейный комплекс "Дорога Памяти" и банк данных "Мемориал" предлагают информацию о погибших, пропавших без вести и местах захоронений, что делает эти ресурсы незаменимыми для восстановления исторической памяти [3]. Благодаря этим банкам, я смогла найти своих родственников.

Фотографии … Как много они могут рассказать нам! Они – как окошко в далекое для нас прошлое. Они – наша память о родных, память о людях, которых мы никогда не видели, но обязаны о них знать.

Старые, пожелтевшие от времени фотографии имеют необъяснимое свойство – переносить нас в те годы и мгновения, когда они были сделаны.

Нашей семье не очень повезло: фотографий в архиве семьи мало. Работая над исследовательским проектом, я собирала фотографию по родственникам. Некоторые из них перекладывала и забывала, над другими задумывалась, третьи вызывали интерес. Я задавала много вопросов: «Кто изображен? Когда сделана эта фотография? Кто ее делал?» Рассматривая старые фотографии и слушая рассказы, мне хотелось больше узнать о своих предках.

Мое внимание привлекли несколько фотографий. В основном они касаются моих прадедушек и прабабушек. Собрав эти фотографии, решила написать небольшую исследовательскую работу. Начав ее, я будто сама окунулась в то время, когда жили эти люди, и вместе с ними переживала все тяготы, выпавшие на их долю.

Мой прадед Степан (Стефан) Васильевич Гапоненко 1906 года рождения, прошел не одну войну. (Приложение 1). Он участвовал еще Финской войне 1939-1940гг.

А в 1941 году в возрасте 35 лет ушёл на Великую Отечественную судьбу

Харьковская операция 1942 боевые действия советских войск Юго-Западного направления против германской группы армий «Юг» под Харьковом 12–29 мая во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.Атака советских танков Т-34 на Харьковском направлении 1942. В начале мая 1 942 г. войска Юго-Западного фронта (21, 28, 38, 6-я армии, Советского Союза С. К. Тимошенко) и правого крыла (57-я и 9-я армии) Южного фронта (генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский) занимали рубеж восточнее Белгорода, река Северский Донец, западнее и севернее Славянска. Им противостояли германские 6-я армия и армейская группа «Клейст» (1-я танковая и 17-я полевая армии) группы армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок). Общее соотношение сил по артиллерии (в 1,2 раза) и танкам (в 1,6 раза) было в пользу советских войск, а по личному составу (в 1,1 раза) и самолётам (в 1,6 раза) – в пользу противника.  Артиллерийский расчёт 76-мм пушки меняет позицию в ходе боёв на Юго-Западном фронте. 1942.Советское командование планировало нанести 2 удара по сходящимся направлениям на Харьков: главный – войсками 6-й армии (генерал-лейтенант А. М. Городнянский) и оперативной группой Бобкина с барвенковского выступа; вспомогательный – войсками 28, 21 и 38-й армий. Наступление Юго-Западного фронта предполагалось обеспечить с юга силами двух армий Южного фронта. Германское командование также готовилось начать 18 мая наступательную операцию (кодовое название «Фридерикус-1»), планируя разгромить основные силы Юго-Западного направления, ликвидировать барвенковский выступ и овладеть выгодным рубежом для дальнейшего наступления.( Приложение 2) .12 мая ударные группировки Юго-Западного фронта перешли в наступление с целью овладеть Харьковом и создать условия для наступления на Днепропетровск. За 3 суток напряжённых боёв они прорвали оборону 17 мая германские войска прорвали оборону Южного фронта и нанесли удар в тыл главной группировки Юго-Западного фронта, создав угрозу её окружения. Но советское командование, недооценив опасность, продолжало наступление на Харьков. Только 19 мая С. К. Тимошенко отдал приказ перейти к обороне. Войска 28-й армии под ударами противника отошли на исходные позиции. 23 мая войска группы «Клейст» и германской 6-й армии соединились южнее Балаклеи, перерезав пути отхода главным силам советских войск.

С 24 по 29 мая они вели ожесточённые бои с превосходящими силами противника в условиях господства в воздухе его авиации, нехватки боеприпасов, горючего и продовольствия. Советское командование предприняло попытку частью сил 38-й армии прорвать фронт окружения ударом извне, благодаря чему из окружения вышли около 22 тыс. человек, основная часть окружённых войск погибла или была взята в плен. Так мой прадед попал в плен и оказался в концлагере г. Нора в Германии. (Приложение 3) Нора был первым из ранних нацистских концентрационных лагерей в Германии, созданным 3 марта 1933 года в школе на аэродроме в Норе . Лагерь находился в ведении министерства внутренних дел Тюрингии . Заключенные были исключительно коммунистами и включали половину фракции Коммунистической партии в парламенте Тюрингии . Заключенных не заставляли работать или систематически подвергали жестокому обращению, но им приходилось страдать от плохих гигиенических условий и не иметь кроватей. Лагерь был снова закрыт через несколько месяцев, а здание было снесено в 1950-х годах. Мемориальная доска в память о лагере была установлена ​​в 1988 году, но снята в 1990 году; по состоянию на 2023 год мемориальной доски для лагеря нет.

После освобождения советскими войсками Степан Васильевич вернулся в ряды в Красной армии и участвовал в войне с Японией. Там он был ранен в бедро и в 1946 году демобилизован. Вернувшись домой, прадедушка работал в колхозе, в селе Черная речка Казахская ССР

Моя прабабушка, Ульяна Леонтьева Гапоненко во время Великой Отечественной войны работала в сельском хозяйстве, была награждена медалью « Труженик тыла». (Приложение 4). Она воспитала четверых детей, среди которых и мой дедушка, Николай Степанович Гапоненко, мастер спорта международного класса по стендовой стрельбе, десятикратный чемпион Вооруженных Сил СССР. По рассказам моей мамы, бабушка была ее любимицей. (Приложение 5)

Брат моего прадедушки, Алексей Васильевич Гапоненко, тоже прошёл войну. Он был артиллеристом и получил тяжелое ранение – ему оторвало кисть руки. Ему тоже пришлось испытать, что такое немецкий плен. Но он почти ни чего не рассказывал об этом. И всё же он дожил до освобождения-Победы! Не сломила его и потеря руки – Алексей Васильевич научился делать всё одной рукой. А после войны он стал учителем математики. (Приложение 6)

Другой мой прадедушка, Иван Васильевич Комаров 1912 года рождения, достойно прошёл всю войну, пережив самые страшные её моменты: голод, холод и разруху. ( Приложение 7). В 1943 году важнейшим событием в войне стала битва на Курской дуге. Курское сражение — крупнейшее в истории противостояние с участием танковых соединений. Приказ о начале наступления под Курском 3 мая 1943-го Гитлер отдал еще 15 апреля. Но из-за скепсиса генералитета, встревоженного «усилением обороны русских», операцию перенесли на июль. В 6 утра 5 июля 1943-го на северной части фронта немцы нанесли бомбовый и артиллерийский удары — это принято считать началом Курской битвы. 18 и 23 августа были завершены Орловская и Белгородско - Харьковские операции — финал Курской битвы. Непосредственно Курская оборонительная операция длилась с 5 по 23 июля 1943 года. В этом сражение мой прадед получил сильное ранение и был демобилизован. Иван Васильевич трудился рабочим на стройке. Он сам воспитал четверых детей.

Наша семья как хранительница воспоминаний о войне не только сохраняет уроки истории, но и передает их дальше, формируя представления о том, что значит быть частью семьи, как выдерживать испытания и находить в себе силы для жизни, даже когда обстоятельства складываются не в твою пользу

Память о Великой Отечественной войне продолжает жить в сердцах и душах людей, особенно в тех семьях, которые гордятся своими родственниками, прошедшими этот тяжелый путь.

Я никогда не видела этих замечательных людей – моих прадедушек и прабабушек. Знаю о них из рассказов мамы, а так же рассказы моего деда Коли и слушаю его с большим интересом и гордостью. Но мне близки эти люди, и я горжусь ими. (Приложение 8)

Заключение

В заключение нашего проекта, посвященного Великой Отечественной войне и её влиянию на судьбы людей, в том числе и на судьбы членов моей семьи, необходимо подвести итоги проделанной работы и осмыслить полученные результаты. Великая Отечественная война, как одно из самых значительных и трагических событий в истории нашей страны, оставила неизгладимый след в сердцах и судьбах миллионов людей. Она затронула каждую семью, и наша не стала исключением. Исследование личных историй, воспоминаний и документов, связанных с военными годами, позволило глубже понять, как именно война повлияла на жизни людей, их чувства и переживания.

Для меня и всей нашей семьи они являются героями, и мы гордимся ими. Они с честью прошли те испытания, которые им выпали. Тяготы и опасности войны, боль ран, муки немецкого плена – вот такой была достигнута ими Великая Победа!

И они победили, а потом восстанавливали страну, трудились для неё, воспитали достойных детей

Жертвовать своими интересами во имя блага окружающих – это качество в характере моих предков. Они мечтали о том, чтобы дети жили в мирной, процветающей стране. Ради этого, собственно, и воевали, и трудились многие годы.

Люди, всегда помните о наших героях, ведь именно они подарили нам мирное небо над головой. Мы должны быть вечно благодарными им за это. Нельзя допустить ещё одной войны, нужно помнить, какой ценой досталась эта не лёгкая Победа.

Эти старые фотографии – реликвия всей нашей большой семьи. И я уверена, что связь поколений в нашей семье не будет потеряна с годами, если мы трепетно будем относиться к реликвиям, а старые фотографии заговорят живым голосом истории. Таким образом, моя гипотеза о том, что знание семейной истории сохранит связь поколений, подтвердилась. В ходе работы над проектом я расширила знания о своих близких родственниках, узнала много интересного, полезного, познавательного, хочу продолжить изучение своей родословной. Нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Я еще не знаю, кем точно я хочу стать, как сложится моя жизнь, но я постараюсь быть достойной продолжательницей своего рода. Я уверена, что воспоминания о жизни моих предков, я передам и своим детям, чтобы сохранить память об их героическом и трудовом подвиге в военные и послевоенные годы. Для меня мои предки – это достойный пример мужества, стойкости, трудолюбия и бескорыстного служения своей Родине. И мне кажется, что надо быть достойными таких славных предков, учиться их мужеству, стойкости, любви к Родине!

В заключение, наш проект стал не только исследованием истории, но и важным шагом к сохранению памяти о тех, кто пережил Великую Отечественную войну. Мы осознали, что память о войне – это не просто набор фактов, а живая история, которая продолжает жить в сердцах людей. Наша задача – передать эту память следующим поколениям, чтобы они знали о подвиге своих предков, о том, как важно ценить мир и свободу. Мы надеемся, что наш проект станет вкладом в сохранение этой памяти и поможет другим людям осознать, как война затрагивает судьбы, формирует характер и определяет будущее.

9 мая 2025 года наша страна отметит 80-летие Великой Победы над

фашистской Германией. Во всех городах, поселках, селах по главным улицам

пройдет «Бессмертный полк». Я призываю всех ребят пройти в рядах

«Бессмертного полка» с портретами, фотографиями прабабушек и прадедушек,

которые подарили нам Победу!

Я думаю, что каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

Использованная литература и источники:

1. «Военные годы и были полны смысла». Что делать, если... | Дзен [Электронный ресурс] // dzen.ru - Режим доступа: https://dzen.ru/a/z_snmhe8rxaq0qxk, свободный. - Загл. с экрана

2. Как влияют на жизнь людей воспоминания о Великой... | TextPlus [Электронный ресурс] // textplus.ru - Режим доступа: https://textplus.ru/195284-kak-vliyayut-na-zhizn-lyudey-vospominaniya-o-velikoy-otechestvennoy-vo, свободный. - Загл. с экрана

3. Великая Отечественная война: Хронология Основных Событий [Электронный ресурс] // dzen.ru - Режим доступа: https://dzen.ru/a/z85pbbzbtrzajgrx, свободный. - Загл. с экрана

4. Как война разрушает семьи | B17.ru — Сайт психологов [Электронный ресурс] // www.b17.ru - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/433985/, свободный. - Загл. с экрана

5. Память народа: Подлинные документы о Второй Мировой войне [Электронный ресурс] // pamyat-naroda.ru - Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/, свободный. - Загл. с экрана

6.Архивные семейные документы

7. Воспоминания родных и близких.

8.Редакция военной истории. Опубликовано 8 июня 2022 г..

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение1

Прадед Степан (Стефан) Васильевич Гапоненко

Приложение 2

Приложение 3.

Концлагерь « НОРА»

Приложение4

Прабабушка Ульяна Леонтьева Гапоненко

Приложение 5

Дедушка Гапоненко Николай Степанович

Приложение 6

Алексей Васильевич Гапоненко

Приложение 8

Общая фотография моих родственников

Приложение 9

Просмотров работы: 84