ЗЕМЛЯКИ - ФРОНТОВИКИ И ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТИ ВОЙНЫ

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗЕМЛЯКИ - ФРОНТОВИКИ И ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТИ ВОЙНЫ

Загороднюк А.В. 1
1МБОУ гимназия № 3 г. Мурманск
Загороднюк А.В. 1
1МБОУ г. Мурманска Гимназия №3
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы - важность сохранения памяти о Великой Отечественной войне. Природа исторической памяти заключается в том, что она становится особенно значимой с течением времени и с уходом свидетелей тех событий. Важно не только помнить о подвиге тех, кто сражался на фронте, но и уделять внимание тем, кто работал в тылу, поддерживая армию и налаживая жизнь в изменившихся условиях. Дань и уважение к тем, кто пережил эти ужасы, формирует у молодого поколения осознание ценности мира, свободы и стабильности. Это не только патриотический акт, но и moral responsibility – обязанность помнить и делиться историями, чтобы будущие поколения могли осознать значимость этих событий.

Желание узнать больше о своей семье и их связи с войной свидетельствует о глубоком понимании того, насколько личные истории влияют на наше восприятие истории в целом. Сам факт, что наше поколение готово общаться с «детьми войны» и изучать их воспоминания, уже говорит о том, что память о прошлом живет в нас; это важно для формирования идентичности и общей культуры уважения к истории.

Великой Победе – 80 лет! 9 мая 2025 года, наша страна будет отмечать 80-летие этой значимой даты, и эта годовщина — отличный повод вспомнить о героизме тех, кто сражался на фронте, и о той безмерной работе, которую выполняли люди на тыловых фронтах. Победа далась очень дорогой ценой. Весь народ встал на защиту своей Родины: мужчины пошли воевать, в тылу остались женщины, дети и старики. Среди них были и дети, сейчас - труженики тыла, вклад которых в общую победу над врагом бесценен из-за их возраста. Все трудились во имя Победы над врагом, не щадя себя, приближая долгожданную победу.

Мы должны стремиться к единству и сплоченности, особенно в современные трудные времена. Понимание и уважение к прошлому объединяет нас как нацию, помогает формировать крепкие моральные ценности и воспитывает патриотизм. Это особенно важно для молодежи, чтобы они осознавали, какой ценой завоёвывались мир и свобода, и чтобы эти уроки не были забыты.

Великая Отечественная война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Тем самым она вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.

Цель работы: узнать о жизни наших земляков в период тяжелого времени, их вкладе в общую Великую Победу, о жизни тружеников тыла на примере военного детства моих двух прабабушек их жизненном пути в пересказе моей бабушки.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

По литературным источникам изучить информацию о земляках-участниках войны и тружениках тыла нашего региона, а также о детях войны. Собрать информацию некоторых тружениках тыла в Мурманске. И рассказать в своей работе о своих прабабушках детях войны), по воспоминаниям о фактах их жизни.

Объект исследования – фронтовики, труженики тыла и дети войны.

Предмет - военное детство моих прабабушек Сарры Афанасьевны и Галины Ивановны, в пересказе моей бабушки Наталии Феодосьевны.

Новизна работы заключается в том, что до меня в моей семье никто не занимался исследованием судьбы моих прабабушек – как думаю самых настоящих детей войны.

В ходе работы использовались следующие методы:

Теоретический: анализ литературы и интернет – источников. Интервью (беседы) с моей бабушкой о жизни прабабушек. Обобщение полученных данных.

В последнее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а говорить о патриотизме, не зная истории своей Родины, края и семьи, не имея представления о таких понятиях, как ветераны, труженики тыла и дети войны просто невозможно. Мы должны знать правду о той жестокой войне и тяжелом труде, который лег на плечи фронтовиков и тружеников тыла. О жизни этого поколения мы мало знаем. Мы должны гордиться своей Родиной и знать, какой ценой досталась Победа.

Предполагаю, что работа по исследованию этого периода и личных судеб, вероятно, поможет другим людям в осознании значимости памяти о Великой Отечественной войне. Считаю, что стоит продолжать популяризировать эти знания и делиться их с окружающими, чтобы память о тех временах оставалась живой.

При написании работы были использованы материалы документальной литературы, архивные данные, интернет-ресурсы, рассказы бабушки о жизни детей войны на примере прабабушек, документы и фотографии, хранящиеся в семейных архивах.

Глава 1. Исторические факты о фронтовиках Заполярья

1.1. Наши земляки - фронтовики и труженики тыла в том числе дети войны.

Военно-антропологические исследования на территории Мурманской области, т.е. в той части российского Заполярья, где наиболее активно велись военные действия в 1941-1944 гг., стали проводиться лишь в самое последнее время. Начало этой работе было положено в 2005 г., к 60-летию Великой Победы, когда научным сотрудником Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН И.А. Разумовой совместно с В.Д. Носковой была опубликована подборка рассказов по устной истории, записанных по результатам интервьюирования пяти участников и очевидцев Великой Отечественной войны, один из которых находился в военное время на территории Мурманской области.

В 2014 г. стартовал проект «Жизнедеятельность и повседневные коммуникации детского населения Мурманска в годы Великой Отечественной войны (устная история и семейные архивы)», поддержанный Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Мурманской области.

Данный проект продолжает исследования по устной истории среди старожильческого населения северных районов Мурманской области, которые проводились в 2012-2013 гг. экспедиционной группой Мурманского государственного гуманитарного университета. Этот проект призван помочь в осмыслении проблемы военной повседневности применительно к истории Мурманска 1941-1945 гг. и направлен на сбор, описание и архивацию источников, отражающих культурную память так называемых «детей войны» – детского населения прифронтового Мурманска периода Великой Отечественной войны.

Как показывает анализ исторических заметок Вторая мировая война была самой кровавой из всех сражений в истории. Она унесла более 50 миллионов человеческих жизней. Были уничтожены сотни городов, тысячи деревень и промышленных предприятий, стерты с лица земли целые государства.

Огромные потери в войне понесла наша Родина, особенно в тяжелые месяцы 1941–1942 гг. Миллионы красноармейцев попали в плен и погибли в концлагерях. Огромная территория СССР была оккупирована фашистами. За годы Великой Отечественной войны СССР потерял 27 млн человек. Вот почему россияне не забывают военные события 1941–1945 гг., чтут память погибших и дорожат мирной жизнью.

Осенью 2024 года Мурманская область отметила 79-летите разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Каждый год все больше отдаляет нас от тех дней. С уходом из жизни ветеранов мы теряем уникальную возможность услышать правду о войне. И только документы, в которых сохранены воспоминания, уникальные свидетельства фронтовиков, тружеников тыла и всех тех, кто сражался за Родину, останутся будущим поколениям.

Оборона Советского Заполярья во время Великой Отечественной войны началась 29 июня 1941 года. Боевые действия проходили на территории Мурманской области, Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карских морях. В октябре 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции границы северных рубежей страны были полностью очищены от немецко-фашистских захватчиков.

Воспоминания ветеранов имеют исключительную ценность, их память хранит то, что еще не описано в книгах, не показано в кинофильмах. Статьи с воспоминаниями земляков расскажут нам о драматических событиях и исторических фактах одного из самых долгих и упорных противостояний советских и фашистских войск в Великой Отечественной войне, о пережитых трудностях, героизме и легендарных подвигах северян на фронте и в тылу, стойкости, мужестве и бесстрашии защитников Заполярья, их беззаветной любви к Родине и родному краю.

В преддверии знаменательной годовщины проводился проект «Вспоминают ветераны». Мной были изучены и предложены вниманию фрагменты из воспоминаний участников Великой Отечественной войны – защитников Советского Заполярья, которые в разные годы были опубликованы в газете «Кировский рабочий»

Из воспоминаний Веревкина Федора Григорьевича его боевой путь начался 3 августа 1941 года на Кандалакшском направлении в составе 273-го стрелкового полка 104-й стрелковой дивизии, он был — радистом-разведчиком, защитник Советского Заполярья. Е. В 1942 году был откомандирован в качестве радиста в 234-й отдельный батальон связи. Федор Григорьевич обеспечивал телефонной связью подразделения, под вражескими обстрелами восстанавливал оборвавшуюся связь, с радиостанцией часто участвовал в вылазках за «языком», ходил в тыл противника. В одном из боев под горой Лысой был сильно контужен. После возвращения из госпиталя воевал на Мурманском направлении в «Долине смерти». В конце 1944 года в составе 3-го Украинского фронта освобождал Венгрию, Югославию, Румынию, закончил войну в Австрии. После демобилизации в 1946 году приехал в Кировск. Работал в автотранспортном цехе производственного объединения «Апатит». За боевые заслуги награжден орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», значком «Отличный разведчик» см. приложение №1.

Из воспоминаний Усолкиной (Артемьева) Александры Петровны: «Летом 1942 года в Мурманской области было создано два партизанских отряда: «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Двадцать пять месяцев вели они боевые действия, совершили 13 выходов в тыл врага, пройдя около шести тысяч километров на лыжах и пешком. Партизаны Заполярья наносили удары по дорогам, взрывали мосты, линии электропередач, захватывали пленных, добывали важные разведывательные данные. Им приходилось воевать в труднейших природных и климатических условиях, нередко походы продолжались по 5-6 недель. В основном партизанами были мужчины, но в каждом отряде было несколько девушек. Одной из них была Александра Петровна Усолкина, которая в возрасте девятнадцати лет вступила в партизанский отряд «Большевик Заполярья». За боевые заслуги А.П. Усолкина была награждена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» I степени см приложение № 2.

Из воспоминаний Счетчиковых Василия Ивановича и Николая Ивановича явствует «В годы Великой Отечественной войны на фронт уходили целыми семьями. Так и братья Счетчиковы с первых дней войны ушли на защиту Родины. Каждый из них прошел свой длинный боевой путь, о котором сегодня мы можем узнать из их воспоминаний. Василий Иванович воевал на Мурманском, Кандалакшском, Кестеньгском направлениях. Сначала, став политруком батальона 112-го запасного полка, обучал солдат военному делу, участвовал в формировании полков будущей Полярной дивизии, затем воевал в 255-м стрелковом полку 341-й стрелковой дивизии. А только что приехавший с военных сборов Николай Иванович стал командиром взвода 181-го отдельного пограничного батальона, с которым ходил по тылам врага до 1943 года. Затем его отправили в пограничный отряд, где он и служил до победы. За боевые заслуги оба брата были отмечены орденами и медалями. Василий Иванович награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Николай Иванович награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья»1 см. приложение № 3.

Война разделила всех, находившихся на Кольском полуострове летом 1941 года: на тех, кто сражался с оружием в руках, и тех, кто трудился на оборону. Из большого списка военнослужащих - пограничников, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, моряков - надо прежде всего отметить красноармейцев и командиров фронтовых частей и соединений. 

Поначалу их было немного - три пограничных отряда и четыре стрелковые дивизии. Это где-то около 30-40 тысяч человек, т.к. дивизии доукомплектовывались на ходу. И вот этому личному составу предстояло остановить горно-егерские полки генерала Э. Дитля на Мурманском направлении и отборные части рейхсвера и финнов под Кандалакшей.

С первых часов войны выяснилось, что батальоны и полки, защищавшие границу, неоднородны по своему составу. Если кадровые красноармейцы и младшие командиры неплохо понимали свои задачи, позиции и поведение, то прибывшее пополнение, призванное в первые дни войны, не знало ни оружия, ни тактики, ни тем более стратегии. А немцы усиленно бомбили эти пополнения (так было в Титовке), вызывая растерянность и панику.

И вот в тех местах, где находились эти необстрелянные и растерянные «солдатики», немцы чаще всего и прорывали линию фронта. Оставшиеся в живых рассказывали, что самыми тяжелыми были июнь и июль 1941 года: «Если тебя не убили в первые дни боев, то еще поживешь, попривыкнешь, оглядишь­ся, найдешь свою нишу и будешь воевать». Так что главный девиз пехотинца, находящего­ся в окопе, - «без надобности не высовываться».

Это не означает, что ты сидишь в обороне, как мышка в подполье. Нет, ты делаешь все, что и твой товарищ по отделению, расчету, взводу. Но делаешь осмысленно и вместе со всеми.

Везение - везением, судьба - судьбой, но каждый красноармеец поти­хоньку привыкал к обстановке, акклиматизировался, иногда переучивался, приноравливался к местности, командиру, традициям и обычаям фронто­вого бытия. Круглосуточное нахождение в окопах и блиндажах, холод и нерегулярное питание, неясность общей обстановки в стране и тревога за своих близких - все это накладывало отпечаток на психологию военно­служащих.

Бытовые условия жиз­ни советских солдат были очень тяжелыми: землянки были сделаны наспех и плохо отапливались, палатки легко продувались, в них тоже было тесно, мучили дожди и ветры - летом, снежные заносы и метели - зимой. На карту была поставлена жизнь, и в этой борьбе за существование все болячки, вроде бы, отступали на второй план. От холода в окопах, землянках, блиндажах пытались спастись двумя способами - поддерживанием огня и теплой одеждой. В топки «буржуек», камельков, самодельных печей шло все, что могло гореть: жгли остатки окру­жавших лесов и кустарник. Привезенные из тыла дрова были на вес золота.

Один из журналистов, описывая боевые заслуги будущего Героя Социалистического Труда, мурманчанина Германа Михайловича Коптякова, писал о его прибытии на заполярный фронт так:

«Север встретил солдат морозами. Была уже глубокая осень. Воинам выдали валенки, рукавицы, овчинные полушубки, но палаток не было. Ох и намерзлись защитники Заполярья. Зима в тот год была лютая, и весна пришла запоздалая. Снег не спешил таять. С нетерпением дожидались солдаты, пока он сойдет, и можно будет землянки вырыть. Только в июне смогли они обзавестись жильем. В 42-м году солдатам был дан приказ собирать оружие убитых, а потом и одежду с погибших стали снимать. Фронт задыхался от нехватки оружия и обмундирова­ния. И приходилось думать о живых. Помогали посылки с рукавицами и носками, с провиантом и куревом. Тыл поддерживал солдат. А солдаты держали оборону».

Знаменитые сталинские-микояновские фронтовые сто граммов получали не для веселья и храбрости, а для «обогрева». Водка хотя и нена­долго, но согревала человека. А кроме того, водка возбуждала аппетит, ­ведь пища была однообразной и часто невкусной. Да и психологическую разрядку сто граммов давали тоже.

В период контрнаступлений и разведывательных операций особое зна­чение приобретали трофеи. Наиболее ценными из них были немецкие на­ручные часы, сапоги, шоколад, ножи, кинжалы, автоматическое оружие, кроме того, среди трофеев были норвежские шпроты, сига­реты, изюм в целлофановых мешочках, а также крепкий шнапс во флягах2.

В приближении Великой Победы не мало важную роль играли женщины и дети Заполярья. Роль женщин в войне – отдельная тема в истории России. Из десяти-одиннадцати миллионов военнослужащих Красной Армии 800 тысяч составляли женщины. И в Заполярье они воевали санинструкторами и телефонистками, радистками и снайперами. В основном девушки составляли службу МПВО и зенитных частей.

Наряду с женщинами в событиях 1941–1945 гг. активное участие принимали и дети Кольского Севера. Укоренившееся мнение, что летом 1941 г. из Мурманской области были эвакуированы все дети, несостоятельно. Не одна сотня ребятишек оказались не включенными в списки эвакуации и дети остались там, где они жили до войны: на окраинах городов, в маленьких поселках и заброшенных домах. Эвакуация практически не затронула и восточную часть Кольского полуострова. Эти мальчишки и девчонки искали место, где можно было прокормиться и выжить. Они группировались около воинских частей (поближе к солдатским кухням), вокруг госпиталей и больниц, на вокзалах и вблизи порта. Те же, у кого были родственники, стали помогать взрослым: рыли щели, заклеивали окна бумажными лентами из газетных листов, дежурили на крышах домов, сбрасывали оттуда зажигательные бомбы во время вражеских авианалетов. Ребята постарше были включены в дружины МПВО и отряды истребителей. Сколько «шпионов» выловили они в окрестностях Мурманска, Мончегорска, Кировска и Кандалакши (шпиономания была одной из «болезней» начального этапа войны)…

О том, как эвакуировали маленьких детей из Кировска в июле 1941 г., рассказывает воспитательница детского сада Татьяна Ивановна Колованова: как 2 июля 1941 г. к Кировскому вокзалу подали поезд, и родители стали прощаться с малышами, как ехали 10 суток на восток, как их встретили в Ижевске, как развезли по районам Удмуртской АССР. Пишет Т.И. Колованова и об учебе первоклассников, и о заботе колхозников об их детдоме и, главное, радуется, что все дети в 1945 г. вернулись в Кировск.

Сколько искренности и деталей в этих детских впечатлениях о жизни в прифронтовых Мурманске и Мончегорске: первый рассказывает о дне 22 июня 1941 г. – утро «было облачным, прохладным, без дождя», о том, как рыли щели («построенное нами убежище многократно спасало всех нас от пуль из самолетов фашистских стервятников…»), «с питанием было очень плохо.

Мной была затронута тема «Война и дети» по двум соображениям. Во-первых, чтобы подчеркнуть, что Великая Отечественная война носила всенародный характер – воевали все россияне: от пионеров до стариков. Во-вторых, хочется поднять престиж таких общественных организаций, как «Дети Великой Отечественной войны», «Дети военного Мурманска». Люди, входящие в эти организации, передают свою память о войне следующим поколениям. А это важно – хранить память о Великой войне и нашей Победе.

1.2. Труженики тыла в военное время

Много художественных фильмов снято о Великой Отечественной войне (далее — ВОВ), о подвигах солдат и командиров, о решительных наступательных и победоносных сражениях, нам многое известно из книг и документальных источников.

В 2024 исполнилось 79 лет со дня окончания ВОВ. Участников боевых действий осталось очень мало. Большинство участников тех событий – это труженики тыла, сироты войны и дети войны.

Труженики тыла - лица, которые работали в тылу во время ВОВ в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев имеют право на звание «Труженик тыла».

Через воспоминания живых свидетелей военных лет о своём военном детстве, через историю судьбы каждого человека мы постигаем историю нашей страны.

Многие жизни и разные судьбы перечеркнуло одно страшное слово — ВОЙНА.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют 86—90-летних людей. Их воспитала война. Дети войны были не по годам серьёзными, взрослыми, рассудительными. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети, — голод, холод. Им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, — они, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Ради будущей победы они готовы были выдержать любые испытания и совершать свой маленький, но великий подвиг. Дети трудились на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектаклей, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Трудовой героизм был нормой поведения. Свыше 16 млн. тружеников тыла удостоены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.». Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих были направлены на увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.

В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...

«Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов.

Работники тыла стояли в одном ряду с доблестными солдатами Советской армии и ковали победу для фронта. Они делали танки, пушки, самолёты, плавили сталь, добывали уголь, растили хлеб. Труженики тыла заслуживают такого же уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений.

Глава 2. Годы, опаленные войной

Я хочу рассказать об истории моих двух прабабушек, которые пережили тяготы войны на своих плечах, в то время одна была подростком, а другая совсем маленьким ребенком, но судьбы их и судьбы миллионов таких же, как и они детей не пощадила это страшное слово – ВОЙНА!

Их история начинается одинаково несмотря на то, что территориально они находились в разных частях нашей необъятной Родины.

Родина одной моей прабабушки это - город герой Мурманск, а родина моей второй прабабушки это - город герой Одесса. В этих городах шли самые ожесточенные бои. Самые стратегически важные территории для немецких войск — это выход к Баренцевому и Черному морям.

Город Мурманск, расположенный на севере России, был ключевым портом для союзников, обеспечивающим поставки в Советский Союз через Северный морской путь. Город подвергался массивным бомбежкам и атакам немцев, но защищался с большим мужеством.

Город Одесса, расположенная на юге Украины, также играла важную роль во время войны. Бои за этот город были очень жестокими, и он долго сохранял сопротивление против немецких и румынских войск. Одесса была важным портом на Черном море, что делало её стратегически значимой для обеих сторон.

Из повевствований моей бабушки Наталии, которая пересказала мне все воспоминания, о которых ей поведала моя прабабушка Сарра Афанасьевна, прабабушка родилась в д. Николаевка, Одесской области. По ее воспоминаниям оборона Одессы во время Великой Отечественной войны началась в августе 1941 года. Она рассказывала, что огромный вклад в защиту своего родного города внесли жители города. В возведении оборонительных укреплений приняли участие много человек см приложения. В короткий срок были построены баррикады на улицах города Одессы. Первые пять дней войска вели бои на дальних подступах к Одессе. Однако 13 августа 1941 года румыно-немецкие войска вышли к Черному морю восточнее Одессы и полностью блокировали город с суши, отрезав его от войск Южного фронта. В конце августа войска противника прорвались к Днепру, и Одесса оказалась в глубоком вражеском тылу см. приложение № 4.

Прабабушку вывезли в тыл, и она трудилась на полях в колхозе (приложение 5). В годы войны сельское хозяйство, как и весь тыл, оказалось в тяжелом положении. Оно должно было обеспечить продуктами не только себя, но и воюющую армию. Из воспоминаний прабабушки очень много приходилось работать, так как мужчины ушли на фронт, а в селе остались старики и женщины. В летние каникулы каждому школьнику давали разное задание (работали за трудодни) - собирать в поле колоски, полоть свеклу, капусту, кто постарше, того отправляли на сенокос. Обычно сентябрь, октябрь старшие и средние классы не учились, а работали на совхозных полях, на токах, куда машины привозили с полей собранное зерно, а школьники его просушивали. Но кроме работы надо было еще и учиться. Многие дети за свой труд были удостоены званиями «Ударник Социалистического труда».

С окончанием войны работы не убавилась. Вернувшись в родной город, она продолжила работу в Трамвайно-троллейбусном управлении с 1945 года (сейчас это КП «Одесгорэлектротранс» — коммунальное предприятие, управляющее городским электротранспортом в Одессе) и проработала там до 70 лет. Была награждена медалью «За многолетний добросовестный труд» и медалью «ВЕТЕРАН ТРУДА» см. приложение № 5. А уже 06.03.1998 году была награждена медалью «За доблестный труд в великой отечественной войне 1941-1945гг».

Вторую свою прабабушку Галину Ивановнуя расспрашивал лично. В июне 1941 года ей было 5 лет. Как и все дети, она вместе с мамой уехала в Костромскую область и там жила, но рассказывала, что, было очень голодно. Иногда по несколько дней ничего не ели. Но несмотря на это она наравне со взрослыми работала на кухне и даже успевала трудиться в поле. Хоть прабабушка не любила рассказывать нам, о жизни во время войны, мы знаем, что работать в тылу было нелегко. Летом питались всем, что растёт в лесу: ягодами, грибами, а зимой – сложнее: суп из картофельных очистков, болтушка из отрубей и летние заготовки: жёлуди, засушенные травы, хлеб с клевером, оладьи из картошки. Иногда ходили собирать на поля оставшиеся колоски и гнилую картошку – вот и вся наша еда, рассказывала она см приложение № 6.

Когда окончилась война, бабушке Гале было 10 лет. Весть о победе быстро облетела Кострому, все радовались и плакали одновременно. Кто-то от счастья, что скоро мужья, отцы вернутся домой, а кто-то от горя, что своих родных они уже не увидят никогда.

Но всё же - это было моё детство рассказывала она.  Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. На фронте мы не воевали, но вместо спокойного и мирного детства мы испытали участь немецкой оккупации. Мы жили в тылу, где не было военных действий, где не рвались мины, самолеты не сбрасывали бомбы, не стреляли танки, и не врывались в дома фашисты. Несмотря на все невзгоды, тяготы и лишения, Родина победила. Главное для всех была победа над врагом. Окончилась война и наша жизнь стала легче.

Позже она продолжила учится в школе, закончила товароведческий техникум и продолжила работу в бывшем магазине «Альбатрос». Вышла замуж и посвятила свою жизнь городу герою Мурманск.

Выслушав внимательно истории, я думаю, что, несмотря на тяжёлое детство, ни одна и ни другая не стали злыми или капризными девочками, они стали - очень порядочными, скромными и отзывчивыми людьми. Военное время оставило отпечаток в их душе, но не сломало их. Мои прабабушки всегда оставались жизнерадостными, милыми и добрыми.

О той незабываемой беде нашего народа написано много книг, создано большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы моих бабушек. Такое не должно повториться! Великая Отечественная война навсегда останется в памяти людей, которые ковали победу в тылу не ради себя и не для награды, а на благо своих родных, на благо той земле, где родились и жили. И никакая сила, даже смерть, не могли убить эту любовь и веру в победу.

Заключение

Исследуя данную тему, я сделал вывод, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в их воспоминаниях.

Человек, не знающий свою историю, не имеет будущего! Слушая воспоминания, понимаешь, насколько тяжелы были военные годы и каждый уважающий себя человек должен знать и помнить исто­рию своей Родины. И мы должны знать не только историю своей страны, но и историю своего города, района, страны и своей семьи и испытывать огромную благодарность к тем, кто отстоял Родину.

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту – 10, это страшная арифметика!

Шагнувшие в третье тысячелетие ветераны войны, труженики тыла - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа в ушедшем столетии.

Мы не должны забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим. Мы всегда будем помнить о героизме и мужестве прошедших ее людей. Сохранить мир и память о прошлой войне — это долг живущих на земле – ЭТО НАШ ДОЛГ!

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Проанализировав полученный материал, я понял, что моим родным, не пришлось встретить врага лицом к лицу на поле боя, на их счету нет ни одного убитого фашиста. Но победа над врагом одерживалась не только на поле боя, но и в тылу. Если бы не труд женщин, которые растили хлеб, чтобы кормить бойцов, если бы не труд детей и подростков на заводах по выпуску снарядов, если бы не работа врачей и медсестёр, спасавших раненых… Если бы не работа тружеников тыла—не одержать бы нашей армии победы над врагом. Победа была общей. И одну из страниц этого общего дела написали мои близкие.

Я думаю, что, если были бы еще живы мои прабабушки моя работа была для них поводом для гордости, что кроме меня еще кто-то узнает о их нелегкой судьбе, услышит про их тяготы жизни.

В результате своей работы я пришёл к следующим выводам: действительно, вклад тружеников тыла в Победу был огромен. Они работали в тяжелейших условиях, обеспечивая фронт всем необходимым: оружием, боеприпасами, продовольствием и одеждой. Женщины, дети и старики заменили ушедших на войну мужчин на заводах, фабриках и в колхозах. Их труд стал основой для успеха Красной Армии на фронте. Женский подвиг особенно впечатляет. В годы Великой Отечественной войны женщины проявляли невероятную стойкость и мужество. Они не только работали на производстве, но и сражались на передовой, были медсестрами, связистками, летчицами. Их героизм вдохновлял многих и служит примером для будущих поколений.

Современная молодежь должна помнить и уважать этот подвиг. Важно передавать эту память через рассказы, книги, фильмы и музеи, чтобы молодое поколение могло черпать вдохновение из истории своей страны и понимать, насколько важна сплоченность и самопожертвование в трудные времена.

Также хочу сказать, что каждый из нас должен и обязан ценить воспоминания своих родных, ветеранов и тех людей, чье детство пришлось на это непростое время, чтобы знать и не забывать свою историю, быть патриотами своей Родины.

В Мурманской области еще остались и ветераны войны, и труженики тыла и дети войны всех их не описать в моей работе, но на примере своих прабабушек можно сказать, что цел моей работы достигнута, рассказы о их жизни и трудовых подвигах во время Великой Отечественной Войны нашли свое подтверждение.

Думая, что в работе предоставлено достаточно материала, который позволяет оценить огромный вклад наших земляков в приближение Дня Победы.

Считаю, что наша гипотеза верна: труженики тыла нашей страны внесли немалый вклад в победу над фашизмом.

Список использованных источников и литературы

  1. Алексеев С. Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014 – С 152.

  2. Жизнь, опалённая войной (воспоминания тружеников тыла и детей войны) /сост. Т.И.Царегородцева, Г.К.Нечаева. – Омск: Изд – во «Амфора», 2015. – С 120.

  3. П.В. Федоров «Великая отечественная война в памяти «детей военного Мурманска» (полевые исследования по устной истории) 2014 г. С .113

  4. Интернет источник:

https://archive-kirovsk.ru/event/vspominayut-veterany-k-80-letiyu-razgroma-nemeczko-fashistskih-vojsk-v-zapolyare/?ysclid=m7mzu30ek270747897

  1. Интернет источник:

https://www.murmanarchiv.ru/images/stories/news/24042015/frontovoy-albom.pdf?ysclid=m7nb72c0e8203521419

  1. Фронтовой альбом: сборник документов и воспоминаний: к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов и 70-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье / Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской обл., ГОКУ «Госархив Мурманской. обл.»; [сост.: С. А. Заборщикова и др.; редкол.: Н. А. Пыхтина и др.]. - Мурманск: РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2015. − 312 с.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

1 газета «Кировский рабочий» фрагменты из воспоминаний участников Великой Отечественной войны – защитников Советского Заполярья, которые в разные годы.

2 ФРОНТОВОЙ АЛЬБОМ «Сборник документов и воспоминаний к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и 70-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье» Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской области ГОКУ «Государственный архив Мурманской области»

Просмотров работы: 142