Введение
Артек – столица Страны Детства, которой в 2025 году исполняется 100 лет. Этот детский лагерь живет своей интересной, насыщенной и яркой жизнью, частичкой которой мечтает стать почти каждый ребенок. В советские годы Артек был самым знаменитым пионерским лагерем страны. После 2014 года он стал крупнейшим детским образовательным центром планеты, который в настоящее время носит гордое название: Международный детский центр «Артек» (МДЦ «Артек). Ежегодно в лагере отдыхает и учится почти 40 тыс детей со всех уголков нашей необъятной Родины, а также из других стран.
Круглый год в Артеке кипит жизнь: приезжая из разных уголков нашей страны и даже планеты, ребята встречаются, общаются, получают новые знания, а главное – дружат. Смена длится 21 день, каждый из которых наполнен различными мероприятиями, не похожими друг на друга.
История Артека неразрывно связана с историей нашей Родины, знать которую должен каждый гражданин.
Все артековцы знакомятся с историей лагеря и его традициями, некоторые из которых соблюдаются уже почти сто лет. Артек интересует не только тех, кто в нем уже побывал, но и тех, кто только мечтает стать частью артековской семьи. Чтобы как можно больше детей узнало об истории, традициях и интересных фактах Артека, мы решили создать настольную игру «Сто лет дорогой детства». Считаем, что игра будет интересна не только тем ребятам, которые уже побывали в лагере, но и тем, кто только мечтает об Артеке.
Предмет исследовательской работы: исторические факты про МДЦ «Артек».
Объект исследования: МДЦ «Артек».
Цель исследовательской работы: создать настольную игру, основанную на исторических фактах и традициях Артека, провести игры со школьниками, для ознакомления с МДЦ «Артек» и повышения интереса к нему.
На основе цели, предмета и объекта исследования была сформулирована гипотеза: «Предположим, что созданная настольная игра поможет узнать историю и интересные факты о МДЦ «Артек» любому желающему и заинтересовать детей этим лагерем и его историей, как частичкой истории нашей Родины».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие «настольная игра».
Изучить вопрос использования настольных игр при обучении детей.
Изучить историю, традиции и интересные факты МДЦ «Артек».
Собрать информацию про знаменитых людей, побывавших в Артеке.
Провести анкетирование школьников, что они знают про МДЦ «Артек».
Создать настольную игру про МДЦ «Артек».
Провести игру с учениками своей гимназии.
Провести анкетирование после проведения игры.
Проанализировать полученные данные после анкетирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что созданная настольная игра не только знакомит с МДЦ «Артек», но и помогает заинтересовать детей его историей, как частичкой истории нашей страны. Также изучение информации об Артеке повышает интерес детей к поездке в этот лагерь, путевки в который выдаются на основании личных достижений или при победе в конкурсах, проводимых тематическими партнерами лагеря. Желание поехать в МДЦ «Артек» побуждает детей принимать активное участие в различных конкурсах и олимпиадах, проявлять социальную активность, что в свою очередь ведет к повышению интеллектуального и культурного развития.
Методы: изучение источников информации, накопление, систематизация данных, анкетирование.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что созданная настольная игра помогает объединить процесс изучения информации о МДЦ «Артек» с изучением его истории, знаменитых людей, побывавших в нем, с историей нашей страны. Игроком может стать любой желающий. Игру можно использовать на внешкольных мероприятиях, во время нахождения в детском лагере, во время длительного пути в поезде и т.п. Неоднократное использование игры позволяет проверить как дети усваивают информацию. Во время игры дети легче усваивают новую информацию, что повышает мотивацию к изучению нового.
Перспективы: продолжить работу над изучением истории Артека и повышением его популярности среди детей нашей страны.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и виды настольных игр
До начала создания настольной игры мы решили выяснить, что понимается под термином «настольная игра», как давно человечество играет в такие игры, и какие виды настольных игр существуют.
«Настольная игра – игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих1». Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря, например, компьютера, или специальных сооружений, игровых площадок, полей.
В «Товарном словаре» дается такое понятие настольной игры: «Настольные игры предназначаются для игры за столом0».
История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет, за которые они прошли интересный путь развития. Некоторые игры не дошли до наших времени, а в какие-то мы играем до сих пор, например, нарды.
Видов настольных игр очень много. Они бывают со специальным полем, карточные, кости, солдатики, и другие. Рассмотрим некоторые виды настольных игр:
- Классические. Эти игры появились много лет (некоторые – даже тысячелетий) назад. Развиваясь и совершенствуясь, они стали частью истории человечества. К таким играм можно отнести шашки и шахматы, нарды и лото, игральные карты и маджонг.
- Карточные. Основным компонентом в таких играх являются карты. Они, как правило, более компактные и доступные за счёт отсутствия (или минимального присутствия) иных компонентов, вроде полей, фишек, жетонов и так далее. Например, «Свинтус», «Мафия», «Спящие королевы» и др.
- Дуэльные. Игры предназначены для двух игроков, обостряют чувство конкуренции, но позволяют весело провести время. Например, «Это безумное королевство».
- Кооперативные. В таких играх участники действуют сообща и объединяют усилия, чтобы одолеть саму игру. Такие игры учат взаимодействию друг с другом. Например, «Обитель тьмы», «Пандемия».
- Стратегические. Такие игры подходят для тех, что, кто ценит логичность и последовательность даже в развлечениях. Эти игры отличаются прозрачным процессом, чёткими правилами, выверенным балансом и минимальным влиянием случайностей на результат. Например, «Каркассон», «Шакал».
- Экономические. Игрок становится той самой «рукой рынка» и разрабатывает собственные цепочки производства и сбыта товаров. Цель таких игр – стать наиболее эффективным управленцем и извлечь наибольшую выгоду из доступных ресурсов. Например, «Монополия», «Индустрия».
В последней четверти XX века начался настоящий бум настольных игр, который не завершился до сих пор: ежегодно появляются десятки новых наименований, в городах появляются специализированные магазины настольных игр, игровые кафе, клубы, огромный выбор настольных игр имеется на маркетплейсах. Несмотря на появление и широкую популярность электронных и компьютерных игр, настольные игры сохраняют и укрепляют свои позиции.
Изучив понятие и виды настольных игр, мы узнали, что настольные игры существуют уже множество веков, некоторые игры дошли до наших дней и активно используются в современном обществе. Также мы узнали, что существует очень много видов настольных игр, и среди этого разнообразия каждый может найти подходящую игру для него.
1.2. Использование настольных игр при обучении детей
В. Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Настольные игры развивают у детей мелкую моторику, внимательность, логическое и образное мышление, память, учат взаимодействовать с другими игроками, делиться, проигрывать, подчиняться правилам. Многие дети в игре познают новое легче, проще и с особым интересом. Именно в игре ребенок может раскрыть свои способности, о которых ранее не было известно. Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
Настольная игра – это одновременно и удовольствие, и развитие определенных навыков, это возможность собраться с друзьями, с семьей, одноклассниками и вместе провести время с пользой. Ценность настольных игр заключается именно в этой неразрывной взаимосвязи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что ценность настольных игр при развитии детей в современном мире огромная и заключается в том, что они выполняют не только развлекательную функцию, но и образовательную, стимулируют творческую реализацию и самовыражение. Игровая деятельность развивает нестандартное самостоятельное мышление, интуицию, интеллект.
1.3. Изучение истории, традиций и интересных фактов об Артеке
Артек находится в Крыму в посёлке Гурзуф. Лагерь получил своё название по месту расположения – в урочище Артек на берегу одноимённой реки. Есть версия, что название связано с большим количеством обитавших здесь перепелок, а по второй, что слово «артек» скифского происхождения и означает костер.
Артек был создан в 1925 году по инициативе председателя Российского общества Красного Креста З.П.Соловьева. Вначале он был лагерем-санаторием для детей, больных туберкулезом. В первую смену в лагере было всего 80 детей, которые жили в 4 брезентовых палатках с деревянным полом-настилом. Лучшая палатка была отведена под изолятор, ведь многие дети нуждались в лечении, обеденные столы и лавки стояли прямо на улице под навесом, на берегу моря была организована площадка-амфитеатр для сборов. Здесь загорелись первые артековские костры, ставшие одним из его символов. В первый год в Артеке отдохнули 320 детей0.
Постепенно из санатория для туберкулезников Артек превратился в лагерный комплекс, куда детей направляли за различные заслуги, например, успехи в учебе и общественной работе. Также туда часто приезжали иностранные гости.
Постепенно лагерь разрастался, в 1927 году после землетрясения, в котором, к счастью, не пострадали дети, началось строительство капитальных корпусов. Второй лагерь – «Верхний» открылся в 1930 году, а через пять лет лагерей уже стало три. Количество детей в смене увеличилось до 200, а в год перевалило за две тысячи. Появились штатные вожатые, спортивные инструкторы, заработала техническая станция и музей Артека.
Военные годы в Артеке называют самой длинной артековской сменой. Она продолжалась 1301 день. Когда началась Великая Отечественная война лагерь был полон. Дома многих детей были захвачены врагом и им не куда было возвращается, и они вместе с персоналом лагеря отправились в Сталинград, который был в то время глубоким тылом. Когда война стала приближаться к городу, детей эвакуировали в поселок Белокуриху, находившийся на Алтае. Там лагерь старался жить в соответствии со своими традициями. Дети не только учились, но и помогали семьям фронтовиков и в госпиталях, работали на приусадебном участке, делали посылки для фронта. Летом 1944 года Крым был освобожден и лагерь вернулся на свое привычное место. В августе в лагере уже отдыхало почти 500 детей. Конечно, после освобождения лагеря от фашистов многое пришлось строить заново.
В 1958 году началась новая жизнь лагеря, он был передан из медицинского ведомства в ведение ЦК ВЛКСМ, и стал флагманом пионерского движения и центром международной детской общественной жизни.
К 1969 году в Артеке насчитывалось уже 150 зданий, три медицинских центра, школа, киностудия «АртекФильм», три плавательных бассейна, стадион на 7000 мест и детские площадки для различных нужд. Артек состоял из пяти лагерей. Круглогодично лагерь принимал до 27 тысяч детей в год! В Артеке побывали дети из многих стран мира, также приезжали интересные гости: политики, ученые, писатели, артисты, космонавты, спортсмены.
Про период истории во времена после распада Советского Союза, когда Крым и Артек стали украинскими, мы писать не будем.
6 июня 2014 года после вхождения Крыма в состав нашей Родины, распоряжением Правительства РФ было создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек». Приоритетным направлением была определена инновационная образовательная деятельность. Осенью 2014 года в Артеке начались работы по благоустройству территории, развитию и капитальному ремонту корпусов. Была проделана колоссальная работа. Сейчас МДЦ «Артек» – это лагерь, оборудованный современной техникой, мебелью, красивой территорией, квалифицированным персоналом. Здесь отдыхают тысячи детей в год, проводится множество мероприятий и конкурсов.
Так как МДЦ «Артек» существует уже 100 лет, традиций у него сложилось очень много. Мы решили остановиться только не некоторых из них (Приложение № 1).
Изучив интересные факты, мы узнали про знаменитых людей, побывавших в Артеке, а также многое другое, например, что ежегодно в лагере проводится кинофестиваль «Алые паруса», идейным вдохновителем которого был Василий Лановой, самым известным игроком в Артбол был Юрий Гагарин. В 1983 году по приглашению главы Советского государства Ю. Андропова в лагере «Морской» отдыхала американская школьница Саманта Смит, в память о которой впоследствии названа одна из аллей парка лагеря, установлен мемориальный камень.
Изучив историю и традиции МДЦ «Артек», мы узнали, что в 2025 году ему исполнится 100 лет. Этот лагерь открывался как оздоровительный, а в настоящее время имеет статус международного детского образовательного центра. В Артеке побывали многие знаменитые люди. С первой смены в лагере существуют традиции, некоторые из них соблюдаются до сих пор.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Выбор формата игры.
Изучив историю Артека и интересные факты, связанные с ним, мы пришли к выводу, что для более увлекательного и познавательно изучения детям будет интереснее играть в настольную игру, параллельно узнавая новые для себя факты. Свой выбор мы остановили на карточной игре, которую можно взять с собой в путешествие, на природу, на внеклассное мероприятие. Она не требует большого пространства для игры, в нее может играть от 2 человек и более, не требуется много дополнительного инвентаря.
2.2. Выбор названия игры
При выборе названия для игры мы руководствовались тем, что оно должно сочетать в себе исторические факты, связь с детьми и лагерем, и в то же время показывать нашу любовь к этому прекрасному месту в нашей стране. Название игре мы решили дать «Сто лет дорогой детства» – такое же, как название 6 смены 2024 года, именно оно, на наш взгляд, более полно отражает суть лагеря Артек по нескольким причинам:
1. Историческая значимость: Артек был основан более ста лет назад, и за это время он стал символом детства для многих поколений. В лагере прививается любовь к истории нашей родины, прививая уважение к прошлому и наследию.
2. Дорогие воспоминания и фокус на детстве: фраза «дорогой детства» включает в себя и время, проведенное в Артеке, которое запоминается надолго и становится одной из самых ярких и ценных частей детства, и развитие детей, их творчество, воображение и дружбу.
Таким образом, название «Сто лет дорогой детства» находит отклик в идеалах и ценностях, которые пропагандирует Артек, подчеркивая значимость и уникальность времени, проведенного в этом лагере.
2.3. Выбор вопросов для настольной игры
Для создания карточек с вопросами нами были подобраны вопросы и варианты ответов. Для вопросов были использованы исторические факты, сведения об Артеке и знаменитых людях, связанных с ним (Приложение № 2).
2.4. Определение правил игры
Для того, чтобы игра была понятна любому игроку нами были разработаны и оформлены правила игры (Приложение № 3).
2.5. Изготовление игры
После определения вида игры, ее названия и установления правил, мы приступили к ее изготовлению.
Так как игра посвящена 100-летию Артека, мы определили, что она будет состоять из100 карточек. С помощью программы Power Point нами были сделаны заготовки двусторонних карточек: на одной стороне – вопрос и варианты ответов, на другой – правильный ответ. Карточки было решено сделать по 5 темам, по 20 карточек в теме, каждая тема обозначена определенной буквой:
1. Традиции МДЦ «Артек». Обозначены буквой «А».
2. История МДЦ «Артек». Обозначены буквой «Р».
3. Про МДЦ «Артек» и его лагеря. Обозначены буквой «Т».
4. Знаменитые люди МДЦ «Артек». Обозначены буквой «Е».
5. Интересные факты об МДЦ «Артек». Обозначены буквой «К».
Получившиеся карточки распечатали и склеили (Приложение № 4).
Далее мы изготовили макет игрального кубика, на гранях которого расположили буквы «А», «Р», «Т», «Е», «К», на одной грани – рисунок Абсолюта. Макет распечатали и склеили (Приложение № 5).
Затем мы изготовили, распечатали и вырезали шаблоны карточек с костром-эмблемой Артека (Приложение № 6)
Для удобного хранения элементов настольной игры нами была изготовлена коробка (Приложение № 7).
Получившуюся игру мы проверили на соответствие цели проекта.
2.6. Проведение игры и анкетирование
Мы решили, что игру необходимо провести в нескольких разных группах детей: среди побывавших в Артеке, и среди тех, кто в этом лагере никогда не был (Приложение № 8).
До начала игры с детьми, которые уже побывали в Артеке, нами было предложено пройти анкетирование. Во время игры они с радостью отвечали на вопросы и делились своими воспоминаниями о днях, проведенных в лагере.
Проанализировав данные анкеты с вопросами до начала игры, мы установили, что 100% побывавших в Артеке детей мечтает вернуться туда вновь; 75% ответили, что во время пребывания в Артеке узнали интересную информацию о нем; 100% отметили, что во время пребывания в лагере узнали много интересного из истории нашей страны; 100% игроков отметили, что хотят узнать новое о лагере и его истории; 100% вспоминают дни, проведенные в Артеке (Приложение № 9).
После игры им было предложено ответить на вопросы, анализ которых показал, что для 50% детей многие вопросы и ответы на них были уже знакомы; для 100% детей в анкете были вопросы, ответы на которые они узнали во время пребывания в Артеке или в результате самостоятельного изучения информации о нем; 100% детей было интересно узнать новую информацию об Артеке во время игры; 100% игроков желали бы изучить дополнительную информацию про Артек; 100% игроков отметили, что после игры им захотелось изучать историю нашей Родины, чтобы побольше узнать о этапах развития нашей страны, ее знаменитых людях; 100% детей игра понравилась, 100% игроков выразили желание поиграть в данную игру еще (Приложение № 10).
Игру, для тех, кто не был в Артеке, мы также начали с ответов на вопросы анкеты, проанализировав которые было установлено, что 40% детей не знают, что в России есть МДЦ «Артек»; 60% знают про Артек и мечтают побывать в этом лагере; 80% участников ответили, что не знают ничего про историю Артека и о его знаменитых людях; 90% игроков отметили, что хотят узнать историю, интересные факты и знаменитых людей Артека (Приложение № 11).
Во время игры дети проявляли интерес к вопросам, выпавшим им на карточках. Они бурно обсуждали возможные варианты ответов, анализировали и устанавливали связь с известными им фактами из историей нашей страны. Данный анализ в некоторых вопросах помогал им дать правильный ответ. После игры дети выразили желание сыграть в нее вновь, но через некоторое время, чтобы проверить сколько фактов они запомнили.
После игры детям было предложено пройти анкетирование, анализ которого показал, что 80% детей заинтересовались Артеком; 80% будет изучать информацию о том, как получить путевку в Артек; 80% игроков выразило желание в будущем участвовать в олимпиадах и конкурсах, которые помогут получить путевку в Артек; 100% детей было интересно узнать новую информацию об Артеке во время игры; 100% выразили желание изучать дополнительную информацию про Артек; 100% игроков выразило желание подробнее изучать историю нашей Родины, чтобы побольше узнать об этапах развития нашей страны, ее знаменитых людях; 100% детей выразило желание сыграть в игру еще раз; 100% игрокам игра понравилась (Приложение № 12).
Проведенные игры и анализ анкет показали, что получившаяся игра интересна всем участникам: тем, кто был уже в Артеке она напомнила дни, проведенные в лагере, открыла для них новые факты о Стране Детства, а тем, кто не был – рассказала про этот замечательный лагерь, про людей, которые с ним связаны и заинтересовала получением путевки, чтобы тоже стать частичкой этой замечательной сраны.
3. Заключение
Изучив историю, традиции и интересные факты про МДЦ «Артек», мы пришли к выводу, что на протяжении века этот детский лагерь является мечтой миллионов детей. Побывав однажды в этой замечательной Стране Детства, почти каждый старается вернуться сюда вновь, для этого дети стараются хорошо учиться, участвуют в различных конкурсах, соревнованиях, программах тематических партнеров.
Во время работы над настольной игрой нами была изучена история МДЦ «Артек», как частички нашей страны. Мы узнали много интересного о традициях, о людях, которые когда-то побывали здесь. Также мы узнали, что после возвращения Крыма в Россию, МДЦ «Артек» стал быстро развиваться, была проведена его масштабная реконструкция. Престиж Артека повышается с каждым годом. Все больше и больше детей стремятся побывать в этом лагере.
Считаем, что поставленная в начале работы цель достигнута: нами создана настольная игра на основе истории и фактов про МДЦ «Артек». Выдвинутая гипотеза также подтвердилась: созданная игра помогает узнать новое про МДЦ «Артек» любому желающему и заинтересовывает детей этим лагерем и его историей.
Проведенные игры и опросы показали, что детям интересна история Артека, как частички истории нашей страны. Детям понравилось, что изучение нового материала было в игровой форме, ненавязчиво, и позволяло выбирать правильный ответ методом рассуждения, анализа, сопоставления известных фактов. Знание истории и традиций МДЦ «Артек» оказывает положительное влияние на подрастающее поколение детей, не только посетивших этот лагерь, но и мечтающих в нем побывать, а следовательно, ведет к повышению мотивации хорошо учиться в школе, развиваться в области культуры и спорта, а также принимать активное участие в волонтерской жизни нашей страны.
Практическая значимость данной работы очень большая. Мы не только узнали сами историю и традиции МДЦ «Артек», но и создали настольную игру, которая в игровой форме помогает ближе познакомиться с этим замечательным детским лагерем, повышая у детей интерес к обучению, достижению новых высот.
В будущем хотелось бы продолжить работу по изучению истории МДЦ «Артек», знаменитых людей, побывавших в нем.
Литература и информационные ресурсы
Кондрашенко Л.И. Артек. Симферополь: Крым, 1970.
Пронина Н. М.,Оконова Н. Д. Крым. Артек. Страницы документальной истории, 2022. ISBN: 978-5-8243-2510-2.
Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – Москва : Азбуковник, 1997, 1999, 2001, 2003. – 943 с. ISBN 5-89285-003-Х.
https://www.kp.ru/daily/26918.7/3964406/
https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=77648
https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=32116
https://artek.lenta.ru/artek_1/
https://histrf.ru/read/articles/artiek-planieta-sovietskogho-dietstva
https://artek.org/ob-arteke/istoriya/
https://vk.com/wall-165205956_5724
https://www.kommersant.ru/doc/2481131
https://fishki.net/1786869-zabytye-istorii-arteka.html
https://djvu.online/file/Zf3hkPeFAL1q6?ysclid=m1dmnk5fkf397924909
Приложение 1
Традиции Артека
1.Официальное открытие смены – вначале смены происходит поднятие флага и зажжение первого костра. Костер зажигают капитаны вместе с вожатыми.
2.Линейка – одна из самых узнаваемых традиций, которая сохранилась с самой первой смены. Первая линейка прошла в Артеке 16 июня 1925 года. Этот день считается Днем рождения Артека.
3.Аплодисменты Стелле Артека. Каждый раз, проезжая мимо Стелы Артека, артековцы громко хлопают в ладоши. Эта традиция соблюдается даже через многие годы после пребывания в Стране Детства.
4.«Звезда Артека» – ежегодный конкурс общественного признания, который проводится начиная с 2016 г. Этот знак общественного признания присуждается по итогам конкурса за высокие личные достижения, активное участие в программах детского центра, креативность, лидерство, гуманность, отношение к здоровому образу жизни, уважение к сверстникам. Награды победителям в конкурсе «Звезда Артека» вручается на общеартековской торжественной церемонии закрытия смены – вечер «Встреча перед расставанием» начальниками детских лагерей.
5.Артековское приветствие. Артек — это одна большая семья, здесь принято здороваться с каждым. Знаменитое артековское приветствие звучит так: «Всем, всем — добрый день!»
6.Посвящение в артековцы происходит на горе Аю-Даг — одном из символов Артека. При хороших погодных условиях дети поднимаются на нее пешком всем отрядом. При посвящении в артековцы, достигнув вершины, ребятам рисуют на лбу букву А, на одной щеке – первую букву названия лагеря (например, «Озерный»), на второй щеке – номер отряда. Все вместе ребята делают селфи и общее фото на память.
7.Поднятие камней на вершину горы Аю-Даг. Во время подъема на Аю-Даг дети несут на верх горы камни. Считается, что каждый поднятый на вершину камень с загаданным артековским желанием символически увеличивает высоту горы.
8.Почитание Абсолюта. Много лет в Артеке почитают старичка Абсолюта, который живет на вершине Аю-Дага в старом дупле огромного дерева. Он любит немного поворчать на ребят, которые никак не угомонятся во время тихого часа, но вообще-то очень добродушный. Поначалу Абсолют означал просто тихий час – дневной сон после обеда. Но в 1975 году в Артек приехали композитор Владимир Боганов и поэт Владимир Орлов, которые написали песню про старичка Абсолюта. А учившийся в этой смене мальчик из Латвии Эгилс Витолс нарисовал Абсолюта таким, каким мы его видим сейчас, с огненно-рыжей шевелюрой и бородой.
9.Сигнал горна. Ежедневно в 12 часов с Пушкинской площади в лагере «Лазурный» раздается сигнал горна. Это одна из самых старых традиций Артека. Артековский горн – больше, чем музыкальный инструмент: его звуки – это призыв к дружбе и добрым делам.
10.Одежда. В Артеке всем приезжающим детям выдают одежду с символикой лагеря, у каждого из которых свой цвет одежды. Форма появилась в Артеке в год его основания в 1925 году: тогда это были белые рубашки с шортами и для мальчиков, и для девочек. С годами она менялась в зависимости от сезона и назначения — появилась парадная, спортивная, повседневная.
11.Артековские песни. Про Артек написаны десятки песен. За более чем 90-летнюю историю их сочинили на все случаи жизни: для походов и танцев, прогулок и игр. Самая известная – «Артековская клятва», ее написали в 1965 году журналисты газеты «Пионерская правда» Владимир Боганов и Анатолий Ануфриев. Слова из нее стали неофициальным девизом «Артека»: «Артековец сегодня – артековец всегда!»
12.Артбол - это азартная спортивная игра, появилась в Артьека после воны. В нее играют команды из 10 человек, используя волейбольный мяч и стараясь выбить игроков противников. Самыми известными игроками в артбол были Юрий Гагарин и Герман Титов: в сентябре 1961 года, приехав в Артек, они сразились с ребятами из лагеря «Морской».
13.День подвига неизвестного матросаотмечают ежегодно 13 июля, начиная с 1962 года. Артековцы возлагают цветы и вспоминают подвиг неизвестного матроса-черноморца. В феврале 1943 года у берегов «Артека» состоялся неравный бой, в котором корабли Черноморского флота противостояли превосходящим силам противника.
14.День вожатого. Первые вожатые в штате «Артека» появились в 1927 году. До этого они приезжали вместе с ребятами из своих губерний и уезжали обратно. Спустя 80 лет, в 2007 году в детском центре впервые отметили День вожатого. А с 2014 года праздник стал официальным.
15. Верстовые столбы. В апреле 2018 г. в Артеке появилась традиция устанавливать на верстовые столбы на набережной имени Гагарина таблички с расстояниями от Артека до своих городов (или столиц государств). Таблички ребята делают сами на творческих занятиях. На обратной стороне они пишут свои имена.
16. Волшебные места и желания. В Артеке много волшебных мест, где принято загадывать желания – и они обязательно сбываются! Но самых любимых два: это Дерево желаний и Адалары, проплывая между которыми, артековцы загадывают желание.
17. Стена Дружбы. Каждый артековец оставляет на Стене Дружбы табличку из керамической плитки со своим именем. Стена Дружбы, объединяющая разные поколения артековцев, протянулась на несколько километров: ее мозаичное панно соединяет разноцветным серпантином все лагеря Артека.
18. Фотография отряда. Каждый ребенок, уезжая из Артека, увозит с собой фотографию своего отряда. Это правило соблюдается с 1925 года: тогда первые воспитанники пионерлагеря сфотографировались на память вместе с первым директором Артека, знаменитым крымским доктором Федором Шишмаревым. За десятилетия черно-белые карточки сменились цветными, а традиция осталась неизменной.
19. «Встреча перед расставанием» – эта встреча проводится в конце смены. На нее собираются артековцы всех детских лагерей, чтобы подвести итоги и вспомнить самые яркие события смены. Дети становятся зрителями ярких спектаклей, поют, танцуют и замечательно проводят прощальный вечер. Событие может проходить на разных площадках: «Артек-Арене», Дворцовой площади, на костровых детских лагерей.
20. Роза Артека. Каждую «Встречу перед расставанием» мальчики дарят девочкам розу в знак дружбы и благодарности за яркие дни и воспоминания.
21. Прощальный костер. В конце смены в лагерях проводят прощальный костер, после которого артековцы везут домой на память уголек из костра.
22. Ниточки на память. На прощание артековцы повязывают друг другу ниточки. В этот момент дети говорят своим друзьям самые искренние и добрые слова. Артековцы увозят ниточки с собой на память о своем отряде.
Приложение 2
Вопросы и варианты ответов для карточек
Карточки с буквой «А» (Правильный ответ выделен жирным шрифтом)
1. Что делают артековцы проплывая между Адаларами? а) кричат «Ура» б) хлопают в ладоши в) поют песни г) загадывают желания Ответ: г) загадывают желания |
2. Эта традиция появилась в Артеке в апреле 2018 г. Ребята устанавливают на верстовые столбы, расположенные на набережной имени Гагарина, таблички с расстояниями от «Артека» до ……. а) своих городов (или столиц государств). б) любимой звезды на небе в) Солнца |
3. По одной из самых старых традиций «Артека» ежедневно в 12 часов с Пушкинской площадки в лагере «Лазурный» б) раздается звук барабана в) раздается сигнал горна |
4. Одна из самых узнаваемых традиций «Артека», которая сохранилась с самой первой смены – это в) линейка |
5. Эта традиция объединяет всех артековцев разных поколений. Во время подъема на Аю-Даг дети несут на верх горы…. а) цветы б) воду в) камни |
6. По традиции в конце смены в лагерях проводят прощальный костер, после которого артековцы везут домой на память а) сгоревшую веточку б) уголек из костра в) шарик |
7. В одной из артековских песен есть такие слова: «Есть традиция такая у артековских ребят на пути людей встречая…» О какой традиции идет речь? а) обниматься б) пожимать руку в) здороваться |
8. По традиции, награды победителям в конкурсе «Звезда Артека» вручается на общеартековской торжественной церемонии закрытия смены – вечер «Встреча перед расставанием»: а) директором МДЦ «Артек» |
9. По одной из традиций посвящение в Артековцы происходит на горе «Аю-Даг». Гора Аю-Даг — один из символов «Артека». При хороших погодных условиях артековцы поднимаются на нее пешком всем отрядом. Достигнув вершины, артековцы рисуют на лице: а) артековский костер б) заглавные буквы названия лагеря и номер отряда в) пишут свое имя |
10. Одна из первых традиций, с которыми знакомятся дети в «Артеке» — приветствие, ведь «Артек» — это одна большая семья, здесь принято здороваться с каждым. Как звучит знаменитое артековское приветствие: а) «Всем, всем — добрый день!» б) «Привет, арековец!» |
11. Каждый ребенок, уезжая из «Артека», увозит с собой ………. . Это правило соблюдается с 1925 года. а) список ребят с адресами б) фото вожатых в) общую фотографию отряда |
12. По традиции на прощание артековцы повязывают друг другу а) галстук б) ниточки в) бантики |
13. В конце смены артековцы всех детских лагерей собираются вместе, чтобы подвести итоги и вспомнить самые яркие события смены. Как называется это мероприятие? а) «Прощальный вечер» в) «Лагерный круг» |
14. Каждую «Встречу перед расставанием» мальчики дарят девочкам в знак дружбы и благодарности за яркие дни и воспоминания: а) шарик б) гвоздику в) открытку г) розу |
15. Посвящение в артековцы одна из старых традиций. Где оно происходит? а) на Артек Арене б) на горе Аю-Даг в) на Центральной площади |
16. Ежегодно, начиная с 2016 г. в «Артеке» проходит конкурс общественного признания а) «Юный артековец» б) «Звезда Артека» в) «Звездочка Артека» |
17. Что делают ребята, когда приезжая в Артек, проезжают стелу «Артек» а) кричат «Ура» б) поют песни в) хлопают в ладоши |
18. По традиции, ежегодно 13 июля, начиная с 1962 года, в Артеке отмечается а) День подвига неизвестного матроса б) День военно-морского флота в) День моряка |
19. По традиции вначале смены происходит официальное открытие смены: поднятие флага и зажжение первого костра. Кто зажигает костер? а) директор лагеря г) капитаны вместе с вожатыми |
20. «Артек» и спорт тесно связаны. Еще в 1956 году в здесь родилась традиция поддержки олимпийцев. Тогда юные артековцы объединились в клуб «……» и направили спортсменам XVI Олимпийских игр телеграмму в Мельбурн. И сегодня своими делами артековцы декларируют, что все отечественные спортсмены воспринимаются гражданами нашей страны монолитной командой, представляющей Россию. б) «Артековец» в) «Юный Олимпиец» |
Карточки с буквой «Р»
1. Сколько человек было в первую смену в «Артеке»: а) 80 б) 100 в) 300 г) 500 |
2. Назовите День рождения «Артека»: а) 16 июня 1925 года б) 01 июня 1923 года в) 21 июля 1924 года г) 16 июля 1925 года |
3. В каком году был основан «Артек»? а) 1939 год б) 1925 год в) 1901 год |
4. Кто был в первую смену в «Артеке»: а) только девочки в) и девочки и мальчики |
5. Ежегодно, начиная с 1992 года, в одну из смен «Артека» проводится Международный детский кинофестиваль. Как он называется? а) «Алые паруса» им. В.С.Ланового б) «Делай как «Артек» в) Детская «Новая волна» |
6. Сколько человек побывало в «Артеке» за лето 1925 года? а) 520 б) 1020 в) 420 г) 320 |
7. Что в переводе с тюркского языка означает слово «Суук-Су»? б) «Морской берег» в) «Холодная вода» |
8. Как с древнегреческого переводится слово «Артек»? а) Перепелка б) Ласточка в) Медведь |
9. Чье имя носит набережная «Артека»? а) Юрия Алексеевича Гагарина б) Зиновия Петровича Соловьева в) Владимира Ильича Ленина |
10. В 30-е годы артековцев будили… а) барабанным боем б) вожатским криком в) колокольным звоном |
11. С востока «Артек» охраняет гора Аю-Даг. Как переводится с тюркского языка название горы? б) «Спящий медведь» в) «Спящий вулкан» |
12. Музеи и выставки «Артека» являются визитной карточкой лагеря. Какой из музеев является старейшим в истории «Артека»? а) Музей краеведения б) Музей Военно-морского флота в) Музей истории «Артека» |
13. Основатель «Артека» – врач, один из организаторов советского здравоохранения. Ему было поручено организовать санаторий для лечения детей от туберкулеза. Назовите его имя. а) Федор Федорович Шишмарев б) Зиновий Петрович Соловьев в) Сергей Иванович Метальников |
14. 16 июня 1940 года на территории детского лагеря «Лазурный» на приморской аллее были установлены полутораметровые фарфоровые статуи детей в национальных костюмах союзных республик страны. В годы Великой Отечественной войны фашисты расстреляли статуи. После освобождения «Артека» от захватчиков восстановить аллею не удалось. Как она назвалась? б) Детская аллея в) Аллея национальностей |
15. Склеп Березиных – одно из памятных мест лагеря «Лазурный». Внутри склепа находится уникальная мозаика. Кто изображен на ней? б) Иисус Христос в) Юрий Гагарин |
16. По легенде эти две скалы образовались от взмаха трезубца. В переводе с тюркского языка их название означает множество островов. Как называются скалы? б) Скалы-Корабли |
17. Назовите дату, когда в Артеке отмечают День вожатого. а) 24 мая б) 24 июня в) 24 июля |
18. Как переводится с тюркского языка слово адалары? а) острова б) камни в) скалы |
19. Как назывался лагерь «Морской» в 30-е годы? |
20. Этот сказочный персонаж, по легенде, живёт на горе Аю-Даг в старом дупле огромного дерева. Как его зовут? а) Дед Артек б) Абсолют в) Аюрчик |
Карточки с буквой «Т»
1. Какие лагеря едят в столовой «Теремок»? а) «Озерный» и «Речной» б) «Полевой» и в) «Лазурный» и «Янтарный» |
2. Где в Артеке празднуется день России? а) На набережной б) На Русской поляне в) На Артек-Арене |
3. В каком лагере находится Пушкинский грот? а) «Кипарисный» б) «Янтарный» в) «Хрустальный г) «Лазурный» |
4. Какой и3 перечисленных лагерей находится ближе всего к Артек-арене? б) Хрустальный в) Морской г) Кипарисный |
5. Ближе всего к какому лагерю находится школа Артека? б) «Янтарный» в) «Лазурный» г) «Морской» |
6. Сколько лагерей входит в комплекс а) 2 б) 3 в) 4 г) 5 |
7. Какой лагерь прославился благодаря Ю.А. Гагарину? а) «Полевой» б) «Морской» в) «Хрустальный» |
8. Какой основной цвет формы у лагеря Полевой? а) зеленый б) оранжевый в) желтый |
9. Где празднуется День рождение Артека? а) на набережной б) на Артек-Арене в) во Дворце Суук-Су |
10. Стадион «Артека» был построен и открыт: б) к 40-летию «Артека» (1965г.); в) к 60-летию «Артека» (1985г.). |
11. Корпуса лагеря «Лесной» носят названия деревьев. Какого названия корпуса не существует? а) Тополь б) Клен в) Береза г) Рябина |
12. На территории какого лагеря в сентябре 1967 года был открыт уникальный памятник «Врачам – героям науки», посвященный 100-летию Российского Общества Красного Креста? а) «Лесной» г) «Морской» |
13. Корпуса лагеря «Полевой» носят названия цветов. Какого названия корпуса не существует? а) Незабудка б) Фиалка в) Ландыш г) Василек |
14. В 1936 году территория дома отдыха «Суук-Су» была отдана «Артеку», и с 15 марта 1937 года начал свою историю новый детский лагерь Артека. Назовите его. |
15. Этот лагерь является первенцем «Артека». Именно на этом месте когда-то, в далеком 1925 году, стояли палатки первых артековцев, а 16 июня состоялась первая артековская линейка. Как называется этот лагерь? а) «Речной» б) «Морской» в) «Полевой» г) «Кипарисный» |
16. В августе 1988 года студенты Уфимского нефтяного института завершили строительство Пушкинской тропинки. Строить этот оригинальный уголок студенты начали летом 1985 г. и продолжали в летнее каникулярное время 1986-87 гг. В парке какого лагеря расположен этот сказочный городок? б) «Хрустальный» в) «Янтарный» г) «Кипарисный» |
17. Корпуса лагеря «Речной» носят названия рек. Какого названия корпуса не существует? а) Амур б) Иртыш в) Лена г) Волга |
18. Какой лагерь ранее назывался «Верхний»? а) «Полевой» б) «Морской» в) «Хрустальный» г) «Алмазный» |
19. Лагерь «Кипарисный» включает в себя 5 дач. Какой дачи нет в этом лагере? а) дача графини Кавкасидзевой б) «Туполевская» в) «Губернаторская» г) «Наумовская» |
20. В 1930 году завершено строительство круглогодичного лагеря. В настоящее время здесь расположились корпуса лагерей «Янтарный», «Хрустальный». Как назывался этот лагерь? |
Карточки с буквой «Е»
1. Самый известный игрок в Артбол? а) Юрий Гагарин б) Алексей Леонов в) Аркадий Гайдар |
2. Чье имя носит лагерь «Янтарный»? а) Аркадия Гайдара в) Вениамин Каверин |
3. Кто был организатором и идейным вдохновителем кинофестиваля «Алые паруса», который проводится в Артеке уже более 30 лет? а) народный артист В.С.Лановой. в) народный артист В.В.Тихонов |
4. Назовите имя первого руководителя а) Зиновий Петрович Соловьев б) Фёдор Фёдорович Шишмарёв в) Сергей Иванович Метальников |
5. «Для меня дорога в Артек пролегла через космос» - говорил инициатор создания артековской космической выставки, расположенной во дворце «Суук-Су». Кто он? б) Алексей Леонов в) Герман Титов |
6. Как называется дача, на территории «Артека», где в 1916 году Ф.И. Шаляпин отдыхал с семьей? Многие говорят, что ее название связано с высоким месторасположением, другие, что там отдыхали Шаляпин, Суриков, Горький и др. в) Дача-дворец Стамболи |
7. 23 сентября 1961 года состоялся первый артековский розыгрыш Кубка космонавтов по игре «снайпер» (сейчас эта игра называется артбол). Вместе с Юрием Гагариным почетным судьей турнира был: б) Алексей Леонов в) Андриян Николаев |
8. В 1983 году по приглашению главы Советского государства Ю. Андропова в лагере «Морской» отдыхала американская школьница, в память о которой впоследствии названа одна из аллей парка лагеря, установлен мемориальный камень. Назовите ее имя. б) Саманта Смит в) Кристина Агилера |
9. Назовите имя детского поэта, который на одной из встреч с детьми на вопрос нравится ли ему в лагере, ответил четверостишием: б) С.Михалков г) С.Маршак |
10. Имя какого выдающегося авиаконструктора носит одна из дач лагеря «Кипарисный», где 23 декабря 1973 года была открыта мемориальная доска в память об этом человеке. б) Павел Сухой в) Сергей Ильюшин |
11. В 1945 году во время Ялтинской конференции она посетила «Артек» и подарила пятнадцать военных палаток на 40 мест. Назовите её имя. а) Клементина Черчилль б) Индира Ганди г) Мать Тереза |
12. Путевкой в «Артек» эту девочку наградили за роль в картине «Дочь партизана» (1935 г.). Про нее написано несколько книг, одна из них «Четвертая высота». 23 ноября 1942 года в Сталинграде во время ожесточенного боя за высоту 56,8 она вынесла на своих плечах 50 раненых, в том же бою была смертельно ранена. Назовите ее имя. а) Зоя Космодемьянская б) Гуля Королева в) Зина Портнова |
13. В 1931 году этот писатель впервые приехал в «Артек». Своего сына Тимура он «определил» в отряд, а сам поселился в маленьком домике на территории «Верхнего» лагеря. Написал повесть «Военная тайна». На стене корпуса детского лагеря «Янтарный» установлен памятный знак в его честь. Кроме того, лагерь носит его имя. а) Аркадий Гайдар б) Борис Полевой в) Сергей Михалков |
14. Как звали французского писателя, журналиста и члена Французской коммунистической партии, который стал первым из иностранных гостей, принятых в почетные артековцы? а) Жюль Верн б) Анри Барбюс г) Пьер Данинос |
15. Возле костровой площади одного из детских лагерей комплекса «Горный» было посажено семь туй. Они олицетворяют количество приездов в «Артек» космонавта, которого звали… а) Юрий Гагарин б) Герман Титов в) Владимир Комаров |
16. Этот известный политик приезжал поздравить «Артек» с 90-летием. Ему принадлежит знаменитая фраза «Возрожденный «Артек» выглядит фантастически. Ребята, я вам искренне завидую, здесь здорово отдыхать». Кто этот политик? а) Владимир Путин б) Владимир Мединский в) Дмитрий Медведев |
17. Ежегодно с 2016 года в «Артеке» в майскую смену при поддержке благотворительного Фонда социально-культурных инициатив проводится Международная военно-историческая ассамблея «Вечный огонь». Детей приветствует президент организации. Это… а) Светлана Медведева б) Валентина Матвиенко г) Ирина Хакамада |
18. Кто их этих голливудских актрис посещал «Артек» в рамках празднования его 80-летия? а) Дженифер Лопез б) Анджелина Джоли г) Дженифер Энистон |
19. Многоуважаемый, дорогой товарищ Соловьев! Мне хочется сердечно поблагодарить вас за предоставленную возможность посетить пионерский лагерь «Артек». После посещения у меня осталась искренняя симпатия и признательность за вашу грандиозную идею и ее осуществление». Это сказала известная немецкая коммунистка, активистка борьбы за права женщин. Кто она? а) Роза Люксембург б) Клара Цеткин в) Ангела Меркель |
20. Народный артист России, бывший артековец, на праздновании 91-й годовщины лагеря подарил новую песню об «Артеке», об Аю-Даге, Адаларах, о походах, о дружбе. «Все, что до сих пор осталось в моем сердце», - сказал он. Назовите его имя. а) Олег Газманов б) Николай Басков в) Дмитрий Маликов |
Карточки с буквой «К»
1. Ежегодно со всей России в Международный детский центр съезжаются юные моряки на Всероссийский сбор юных моряков, который называется: а) «Дорога в море» б) «Юный моряк» |
2. В 30-е годы ХХ века совнарком Вячеслав Молотов часто приезжал в «Артек», оказывал всяческую помощь, поощрял лучших артековцев дорогими подарками. Правда ли, что одному из артековцев он подарил скрипку самого Страдивари? а) нет б) да |
3. На сколько км протянулась береговая линия «Артека»: от горы Аю-Даг (Медведь — гора) до поселка Гурзуф: а) на 5 км б) на 7 км в) на 10 км г) на 15 км |
4. История «Артека» едва не завершилась досрочно 11 сентября 1927 года в 00 часов 20 минут. Что произошло в то время? а) сильнейший шторм б) землетрясение в) цунами |
5. Как называется толстовка на артековском языке? а) худи б) свитер в) пайта |
6. Юрий Гагарин помогал создавать музей космоса. В музее живет всеобщий любимчик «Иван Иваныч», манекен который два раза побывал в космосе. Во что одет «Иван Иваныч»: а) в подлинный скафандр самого Гагарина б) в копию скафандра Гагарина г) в современный скафандр |
7. Что до Революции 1917 года располагалось во Дворце Суук-Су? а) резиденция царя Николая II б) курорт г) гостиница для знатных людей |
8. 9 мая 1945 года впервые в истории лагеря артековцы попробовали… а) Блинчики с вареньем б) Печеные яблоки в) Мускатное вино |
9. В 60-е годы прошлого века в «Артеке» была традиция: перед каждой поездкой в город-герой в лагерях МДЦ «Артек» проходил вечер «Слово о Севастополе». К этому мероприятию ребята разучивали песню: а) «Ода Севастополю» |
10. В «Артеке» есть «дерево желаний». Это хвойное вечнозеленое дерево гигантских размеров родом из Северной Америки также называют «Мамонтово дерево». А как звучит его официальное название? а) Секвойядендрон гигантский б) Таксодий обыкновенный в) Кедр атласский |
11. В мае 1935 года на экраны страны вышел первый звуковой, полнометражный художественный фильм об Артеке и артековцах, снятый Ялтинской киностудией по сценарию Лукашевича и Юренева, режиссёром Юреневым. Как называется этот фильм? б) «Артековская семья» |
12. «Артек» назвали «Страна треугольных рассветов». Как думаешь, почему? а) Потому что пионеры носили треугольные галстуки цвета рассвета б) Потому что кипарисы в лучах восходящего солнца отбрасывают треугольные тени в) Потому что первые атрековцы видели утреннее небо в треугольном вырезе платок |
13. Осенью 1957 года артековцами была построена моторная лодка, которая получила название… а) Спутник б) Ракета в) Юрий Гагарин |
14. Какой курортный поселок называли Алтайским «Артеком»? б) Бирюзовая Катюнь в) Белокуриха |
15. Как долго продолжалась самая длинная артековская смена? б) 1301 день в) 531 день Ответ: б) 1301 день |
16. Как называется игра, которая появилась в Артеке в послевоенные годы. В нее играют команды из 10 человек, используя волейбольный мяч, стараются выбить игроков противников. Эта спортивная игра настолько азартная, что в «Артеке» учредили два Кубка, которые разыгрывают между собой лагеря. а) пионербол б) артбол в) матчбол |
17. Весной и летом 1958 года на территории лагеря шли съемки кинофильма по повести Аркадия Гайдара, сценарий которого написала жена писателя Лия Соломянская. Фильм снимала Ялтинская студия художественных фильмов. В массовых сценах фильма снимались отдельные артековские отряды. Как называется этот фильм? б) «Тимур и его команда» в) «Судьба барабанщика» |
18. Во время подготовки к XVI Олимпийским играм (1956 год), которые проходили в Австралии, артековцы вместе с вожатым Юрием Сорокиным обсуждали предстоящие соревнования, составы олимпийских команд и их возможности. Так в лагере родилась «Трибуна болельщиков», которой суждено было на долгие годы стать доброй артековской традицией и переросла в пионерский спортивный клуб. Под каким названием мы знаем этот клуб сейчас? в) Спортивный клуб «Артековец» |
19. Сколько раз посетил «Артек» Иосиф Сталин? а) два б) три в) пять г) ни разу |
20. В конце 2001 года на артековской киностудии снимался фильм об «Артеке», где по сценарию должна была звучать именно артековская новогодняя песня. К сожалению, она не вошла в окончательную версию этого фильма, но во многих лагерях «Артека» стали разучивать с ребятами эту песню. А написал её Владимир Евгеньевич Чуклинов. Музыкальным руководителемя какого лагеря он работал? в) «Полевой» |
Приложение № 3
Необходимый реквизит:
100 карточек с вопросами и вариантами ответов
Игральный кубик, разработанный специально для этой игры.
Песочные часы или телефон с секундомером.
Приложение № 4
Готовые карточки
Образец
Приложение № 5
Макет игрального кубика
Приложение № 6
Шаблон карточек с костром-эмблемой Артека
Приложение № 7
Коробка для хранения готовой игры
Приложение № 8
Фото детей во время игры
Приложение № 9
Вопросы и анализ анкетирования тех,
кто был в Артеке (до игры)
Вопрос: |
Анализ ответа |
Мечтаете ли вы еще раз |
|
Узнали ли вы во время |
|
Узнали ли вы во время пребывания в Артеке |
|
Хотели бы вы узнать новое об истории Артека, |
|
Вспоминаете ли вы дни, |
Приложение № 10
Вопросы и анализ анкетирования тех,
кто был в Артеке (после игры)
Вопрос: |
Анализ ответа |
Все ли вопросы игры вам были знакомы? |
|
Были ли вопросы, ответы на которые вы узнали во время пребывания в Артеке или самостоятельного изучения информации о нем? |
|
Было ли вам интересно узнать новую информацию об Артеке во время игры? |
|
Желали бы вы изучить дополнительную информацию про Артек? |
|
Появилось ли у вас после игры желание изучать историю нашей Родины, чтобы побольше узнать о этапах развития нашей страны, ее знаменитых людях? |
|
Хотели бы вы поиграть в данную игру еще? |
|
Понравилась ли вам игра? |
Приложение № 11
Вопросы и анализ анкетирования тех,
кто не был в Артеке (до игры)
Вопрос: |
Анализ ответа |
Знаешь ли ты, что в России есть Международный детский центр «Артек»? |
|
Хотел бы ты побывать в Артеке? |
|
Знаешь ли ты историю, интересные факты и знаменитых людей Артека? |
|
Хотел бы ты узнать историю, интересные факты и знаменитых людей Артека? |
Приложение № 12
Вопросы и анализ анкетирования тех,
кто не был в Артеке (после игры)
Вопрос: |
Анализ ответа |
Заинтересовал ли вас Артек? |
|
Будете ли вы изучать информацию о том, |
|
Появилось ли у вас желание в будущем участвовать в олимпиадах и конкурсах, которые помогут им получить путевку в Артек. |
|
Было ли вам интересно узнать новую информацию об Артеке во время игры? |
|
Желали бы вы изучить дополнительную информацию про Артек? |
|
Появилось ли у вас после игры желание изучать историю нашей Родины, чтобы побольше узнать об этапах развития нашей страны, ее знаменитых людях? |
|
Понравилась ли вам игра? |
|
Хотели бы вы поиграть в данную игру еще? |
1 https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0
0 http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/199/
0 https://artek.lenta.ru/artek_1/