Введение
Современные танки. Их часто показывают по телевизору, их изображения есть даже в детской азбуке Т- танк. Снимается много фильмов про 2 мировую войну с участием танковых войск. И в основном мы видим такие модели, как Т-34, ИС-3, КВ-1. А со стороны Германии такие танки, как Pz Kpfw III (Т-3), Pz Kpfw V (Т-5) Пантера, Pz Kpfw VI (Т-6) Тигр.
Я видел много моделей танков в разных военных музеях – я являюсь кадетом полиции ,хранителем истории движенния первых.
Вид современного танка стал настолько привычным для нас, что если бы мы увидели первые образцы танков, то очень бы удивились. Про некоторые прототипы танков вообще с трудом можно сказать, что это танк. Мне очень захотелось узнать, как повлияли первые модели танков на отечественное и мировое танкостроение.
Проблема состоит в том, что в рамках школьного курса истории не изучается история танкостроения России и учащиеся об этом имеют отрывочные представления.
Цель: развитие интереса обучающихся к истории танкостроения России путем ознакомления с основными моделями российских танков, предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения, способствует формированию чувства гордости за свою Родину.
Продукт: исследование развития танкостроения и определение значимой роли танков и танковых войск в наземных военных операциях.
Этот продукт поможет достичь цель проекта, т.к. после того как учащиеся узнают, какую роль сыграли танки в значимых исторических событиях, как развивалось танкостроение в России, какие люди были в этом задействованы, как ценятся наши танки во всём мире, то мы сможем ещё раз убедиться, какие великие мастера живут в нашей стране; что наше государство путём своих достижений влияет на ход истории всего мира. А создание и усовершенствование военной техники это один из показателей силы и могущества государства.
Гипотеза: я предполагаю, что я своим исследованием и предоставленной информацией, ещё раз покажу безграничные возможности людей и техники нашей страны, вызову чувство гордости и патриотизма и, возможно, стремления и желания способствовать росту и развитию нашего государства.
Основная часть
Один из первых прототипов танка создал Леонардо да Винчи. Он родился в Италии в 1452 г. Леонардо да Винчи был изобретателем, художником, архитектором, анатомом, музыкантом и писателем. Имея столь разносторонние интересы, Леонардо да Винчи нарисовал множество чертежей придуманных им машин. Но танк впечатлил меня больше всех. Ещё в 4 года я посетил выставку изобретений Леонардо да Винчи и даже забрался в этот танк!
А какой же интересный и необычный танк был изобретён в России?
И оказалось, что первый Российский танк был изобретён ещё в 1915г. Про эту модель знают очень немногие, поскольку она не была применена в сражениях.
Я хотел бы подробно рассказать об удивительной машине.
Это - Царь танк.
Эта машина имеет много имен - Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт.
Изобретать эту машину Николаю Лебеденко помогали Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину.
На идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с лёгкостью преодолевают ухабы и канавы.
Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, а задний каток был около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный корпус имел ширину 12 м, на крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулемётной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.
Рис. 1. Танк Николая Лебединко 1915г.
Размеры
Длина корпуса, мм 17800
Ширина, мм12000
Высота, мм9000
Бронирование
Тип брони Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10 (7 в проекте)
Борт корпуса, мм/град. 10 (7 в проекте)
Корма корпуса, мм/град. 10 (7 в проекте)
Днище, мм 8 (5 в проекте)
Крыша корпуса, мм 8 (5 в проекте)
Борт башни, мм/град.8 (5 в проекте)
Рис. 2. Танк Николая Лебединко 1915г.
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 × 76,2-мм орудия
Тип пушки капонирная
Боекомплект пушки ~ 60 выстрелов
Углы ГН, град. ~ 180
Прицелы оптические
Пулемёты
8-10 × 7,92-мм Максим, 8-10 тысяч патронов
Тип двигателя
«Майбах», авиационный карбюраторный высокооборотный
Мощность двигателя, л. с. 2 × 240 при 2500 об/мин.
Скорость по шоссе, км/ч 17
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км ~ 60
Запас хода по пересечённой местности, км ~ 40
Удельная мощность, л. с./т 8,3 (12,5 по проекту)
Колёсная формула 3 × 2
Тип подвески жёсткая.
Когда проект был готов, на его реализацию нужны были немалые средства. И Лебеденко посчастливилось попасть на аудиенцию к самому царю Николаю II.
Решающая аудиенция состоялась 8 января 1915 года; в ходе ее Лебеденко подарил Николаю II заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате.
Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трёх томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился выделить на проект 210 тыс. рублей из собственных средств.
Детали танка изготавливались на заводе в Хамовниках.
Работы под императорским патронажем шли быстро — машина вскоре была изготовлена в металле и с весны 1915 года скрытно собиралась в лесу.27 августа 1915 года были проведены первые ходовые испытания.
Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях — машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, из-за своих малых размеров почти сразу увяз в мягком грунте. Также испытания выявили значительную уязвимость машины — главным образом колес — при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами.
Вскоре проект был свёрнут в результате отрицательного заключения комиссии. До 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем о машине забыли и больше не вспоминали. Огромная фантастическая конструкция ещё 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.
Рис. 3. Схема. Танк Николая Лебединко 1915г.
Первые модели танков на отечественное и мировое танкостроение.
Идея создать такую машину возникла у А.А. Пороховщикова в 1914 году, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше не людям, беззащитным против свинцового ливня, а боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.
Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).
История промышленного танкостроения в России началась во время Гражданской войны. В русской армии в Первой мировой войне не было ни отечественных, ни импортных танков. Во время гражданской войны Белая армия использовала танки, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М «Русский Рено»(рис.2) на основе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа М получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин». В течение 1920—1921 годов было изготовлено 15 танков. Весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект был свёрнут. В боевых действиях эти танки не участвовали, их использовали в сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах.
Танкостроение во время Великой Отечественной Войны
Бронетанковые войска на начало войны
Накануне Великой Отечественной войны бронетанковые и механизированные войска стали главной ударной силой Красной Армии. Советские конструкторы создали машины с противоснарядным бронированием, сильным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили танки других государств и полностью отвечали требованиям тех лет. Принятые на вооружение 19 декабря 1939 года танки: легкий Т-40, средний Т-34 и тяжелый КВ, начали поступать в войска со второй половины 1940 года. К началу войны было изготовлено 1861 Т-34 и КВ. Из них в пограничных военных округах, принявших первый удар гитлеровской военной машины, насчитывалось 967 Т-34 и 508 КВ. Основу же танкового парка Красной Армии — более 23 тысяч машин составляли танки, производство которых началось в 1931-1932 годах, в первую очередь легкие Т-26 и БТ.
Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны.
Лёгкие танки
Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60, в 1942 году —Т-70.Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы. Он отличался простотой конструкции и недорогим производством. Но боевой опыт показал, что легкие танки недостаточно боеспособны по причине слабого вооружения и бронирования. Поступивший накануне войны на вооружение Красной Армии танк Т-40 оказался непригодным для боевых действий ввиду слабости вооружения и защиты. В то же время армия остро нуждалась в массовом танке. В период, когда основные танковые заводы эвакуировались на восток, для резкого увеличения выпуска танков можно было использовать автомобильные заводы. В этом смысле база танка Т-40 заслуживала внимания, поскольку на нем применялись автомобильные агрегаты. Конструкторы во главе с Н.А. Астровым занялись переделкой Т-40, в первую очередь усилением вооружения и брони. Для начала пришлось пожертвовать способностью плавать. Затем много усилий потребовало улучшение вооружения.
В ходе войны относительное количество легких танков уменьшалось, хотя поначалу в 1941-1942 годах их выпуск возрос. Это было вызвано необходимостью скорее дать армии возможно больше боевых машин. Наладить же выпуск легких танков, используя автомобильные агрегаты, было сравнительно просто.
Средние танки
Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но также увеличить мощность пушек и защиту средних танков, поэтому решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк получил индекс Т-34–85. Машина прекрасно себя зарекомендовала. (Слайд №6)
Тяжёлые танки
Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.
Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34.
И в 1945 году выпуск бронетанковой техники практически не снижался — в первом полугодии изготовили более 15 тыс. танков . Всего же с начала войны и до 30 июня 1945 года армия получила их более 95 тыс. Причем самым тяжелым для производства был октябрь 1941 года (640 танков), когда заводы эвакуировались на восток. С мая 1942 года промышленность перешла двухтысячный месячный уровень и ниже уже не спускалась.
Лучшие танки
Лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85 с разными модификациями 85-мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2. С первых же часов войны танки Т-34 приняли участие в боях и показали непревзойденные боевые качества, могли расстреливать вражеские машины с предельных расстояний прямого выстрела. Прошел год, прежде чем немцы противопоставили им более или менее равноценные по мощи огня и бронированию машины. Хотя Т-34 как средний танк не имел себе равных и полностью удовлетворял наших танкистов, особенно после выпуска в 1944 году модификации Т-34-85, конструкторы, учитывая опыт боев, создали новый средний танк Т-44.
Парк Победы
В 2004—2006 годах танкТ-90был существенно модернизирован и возобновилось его производство для ВС России под индексом Т-90А. 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания.
(Слайд №10) Традиции советских танкостроителей не исчезли после распада СССР. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14«Армата» с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он принимал участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступил в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие машины серий Т-64, Т-72,Т-80 и Т-90.
Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны
Современный танк представляет собой грозную боевую машину оборудованную:
- мощным вооружением;
- броней обеспечивающей надежную защиту от современных средств поражения;
- системой управления огнем, которая позволяет экипажу выполнять боевую задачу в любое время суток и при любых погодных условиях;
- многотопливной силовой установкой способной работать в различных условиях местности, в том числе на высокогорных участках и в широком диапазоне температур;
- современными средствами связи, обеспечивающими двухстороннюю связь между членами экипажа танка, а также между отдельными танками на расстоянии до 20 км;
- различными устройствами защиты, которые совместно с броневой защитой обеспечивают противодействие обнаружению противником, создание помех против высокоточного оружия, уменьшение воздействия кумулятивных и подкалиберных снарядов, защиту экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва и бактериологических средств, автоматическое тушение пожара в танке. Она способна совершать марши на большие расстояния при любых погодных условиях, с высокой средней скоростью, как при любых дорожных условиях, так и по бездорожью, с преодолением как естественных, так и искусственных препятствий и водных преград.
ОПРОС
Я провел опрос среди учеников нашей школы и узнал мнение ребят о времени создания первых прототипов танка.
А также, какие модели танков являются самыми известными. Результат опроса показан на диаграмме.
Как вы думаете, в каком веке был придуман первый прототип танка?
Какие модели танков вам знакомы?
Заключение .
Судьба танка Лебеденко в целом схожа с судьбами других опытных образцов того времени, когда ещё не было устоявшихся канонов проектирования таких боевых машин. Очень жаль, такой грандиозный и технически сложный проект оказался провальным.
Уже первые испытания показали уязвимость этой машины — простой залп шрапнели по спицам колёс выводил танк из строя. При этом колоссальные размеры танка и невысокая скорость передвижения делали его идеальной мишенью. Скрытая переброска танка к фронту тоже была невозможной. Таким образом, единственный успех, на который могли рассчитывать эти боевые машины — это психологический эффект. Несомненно, большинству простых солдат того времени подобная машина могла разве что присниться в кошмарных снах. Я так и представляю себе, как солдаты стоят на месте, раскрыв рты от удивления.
Я построил модель Царь танка из лего, а также сделал модели деревьев. Было интересно играть с ним – как будто он настоящий и громит все на своем пути!
Рис. 4. Танк из конструктора «лего».
Итак, подведя итоги, можно с уверенностью утверждать, что огромные размеры, тонкая броня и крайне малая мощность двигателя танка сделали проект не имеющим перспектив.
К сожалению проектирование и постройка Царь-танка не оказали сколько-нибудь существенного влияния на отечественное танкостроение.
Единственным положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми специалистами. Все, кто работал над этим проектом, в дальнейшем совершили много нужных и важных разработок в области авиастроения.
Только в 1927 году был разработан легкий танк «Т-19», образцом стал Итальянский Фиат.
Рис. 5. Танк Т-19. Легкий танк.
Он был принят на вооружение под индексом «МС-1» — Малый танк Сопровождения 1. «МС-1» имел классическую компоновку — МТО в корме, отсек управления и боевое отделение во лбу. Танком управляли всего 2 человека — командир и механик-водитель. На дне танка был люк для выброса стреляных гильз. Поворот башни производился вручную, при помощи спинного упора. Командир в башне сидел на подвешенном ремне.
Рис. 5. Лёгкий танк МС-1
«МС-1» оказался первым танком, запущенным в серийное производство:
1927 — 1 шт.
1928 — 23 шт.
1929 — 85 шт.
1930 — 407 шт.
1931 — 445 шт.
Итого: 961 танк.
С этого исторического момента отечественное танкостроение стало развиваться достаточно быстро. Танки совершенствовались практически каждый год. К началу II мировой войны СССР уже имел на вооружении такие модели как:
Легкий танк Т-40
Средние танки А-20, А-32, А-34
Тяжелый танк КВ-1
Тяжелый танк КВ-2
Средний танк Т-34 образца 1940 г.
Легкий танк Т-50
(Приложение1.)
Благодаря современному танкостроению, мы сейчас имеем на вооружении современные, практически неуязвимые машины. Наша Родина под надежной защитой!
Список используемой литературы:
1. Лиско В. В., Проказов Б. Б. "Танки и бронетехника"
2. Доменико Лауренцы, Марио Таддея, Эдуард Дзанола, издательство Нила-пресс «Машины Леонаро да Винчи Тайны и изобретения в рукописях учёного»
Интернет ресурсы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Царь-танк
2.TrunkMonkeys › Блог › "Железные герои" — автомобили и техника Первой мировой
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Танк_Леонардо_да_Винчи
4. http://vspomniv.ru/nashi_tanki.htm
5. http://vspomniv.ru/nemetskie.htm
6. https://zen.yandex.ru/media/tanki_bronetehnika_artilleria/ms1--znamenityi-t18-pervyi-krupnoseriinyi-tank-sssr-5f46268bcc336558bd6832f8
Приложение1.
Легкий танк Т-40 (Парк Победы)
Средний танк А-20 (Парк Победы)
Средний танк А-32 (Парк Победы)
Средний танк А-34 (Парк Победы)
Тяжелый танк КВ-1(Парк Победы)
Тяжелый танк КВ-2 (Парк Победы)
Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Парк Победы)
Легкий танк Т-50 (Парк Победы)