Тайны бабушкиного сундука

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны бабушкиного сундука

Афанасьева В.М. 1
1МКОУ Брылинская сОШ"
Копытова Т.М. 1
1МКОУ Брылинская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Ничто так не сближает родных людей как общее дело. Для нашей большой семьи – это пополнение домашнего музея новыми экспонатами. Инициатор создания музея мой дедушка, Кузнецов Александр Иванович, продолжает активно его пополнять. (Рис.1)

Несомненно, в каждой семье есть предметы прадедушек, прабабушек, которые хранятся для того, чтобы сохранять историю своей семьи.  Меня всегда интересовал огромныйсундук, который является частью экспозиции нашего музея: почему хранится до сих пор в нашей семье, что в нём находится? (Рис.2) Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук. Открыв его, мы увидели много интересных вещей: фотографии, одежду, иконы, книги, посуду. У меня возник вопрос: зачем столько лет хранить в сундуке вещи, которые давно никто не носит и, вряд ли,  кто будет носить; что за книги в нём находятся; иконы, на которых почти не видно изображение? (Рис.3) Прабабушка Кузнецова Анастасия Никифоровна (1933 г.р.) сказала, что содержимое сундука, как и сам сундук, принадлежит её свекрови Елисавете Афанасьевне (1896 г.р.), которая соблюдала обычаи старообрядцев1. А той передала её свекровь, Аксинья Андреевна (1871 г.р.). (Рис.4)

Так появилась тема моей исследовательской работы «Тайны бабушкиного сундука».

Гипотеза: предположим, если сундук  -  хранилище семейных реликвий, то через его содержимое можно узнать о неизвестных страницах истории нашей семьи. Можно лишь догадываться, какие тайны  хранят сундуки! Думаю, что в ходе исследования о многих из них мне станет известно.

Цель исследования - изучить историю семьи через семейную реликвию – прабабушкин сундук.

Задачи:

- узнать, кто такие староверы и как они появились на территории Брылинской волости;

- выяснить, как мои предки связаны с распространением старообрядчества в нашем крае;

- изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев; составить сборник, отражающий жизнь старообрядцев.

Объект исследования: вещи из бабушкиного сундука.

Предмет исследования: жизнь и быт старообрядцев.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что изучение старообрядчества поможет конкретизировать исторические процессы на территории нашего края, так как опубликованы только отдельные материалы по данной теме.

Новизна исследования заключается в том, что данная тема раньше не рассматривалась, выполненных работ по данной теме нет.

Используемые методы:

- теоретический: поиск и систематизация информации из печатных источников, сети Интернет, работа с музейными экспонатами позволила собрать теоретический материал о староверах;

- эмпирический: беседы с родственниками, опрос населения восполнил недостающую информацию.

Краткий обзор литературы и использованных источников:

- при написании работы использованы неопубликованные источники, которые хранятся в личном архиве нашей семьи;

- работа с архивными материалами, полученными в ходе работы из Государственного архива Курганской области, позволила узнать достоверные статистические данные о распространении староверчества на территории Курганской области;

- поиск очевидцев, беседа с родственниками позволили узнать новую информацию, найти фото-подтверждения, не отраженные в архивных материалах и в документальных источниках.

Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться на уроках истории и краеведения, внеурочных занятиях, а также людьми, которым интересно изучать прошлое России.

1. История старообрядчества.

1.1. Возникновение старообрядчества в России.

Из учебника истории мы узнали, что в 1653 году патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, начал вводить изменения в церковной жизни людей, которые имели отрицательные и даже трагичные последствия. [3, с.75] Новые обряды, богослужебные книги и другие нововведения вводились без одобрения собора2, самовольно. Что вызвало резкое несогласие различных слоёв населения. Это и послужило причиной церковного раскола. Последователи реформ Никона стали называться никонианами или новообрядцами. А сторонников прежних порядков – старообрядцами (аввакумовцами), так как во главе них стоят протопоп Аввакум. По указу Петра I все раскольники мужского и женского пола облагались обязательным двойным налогом, который был отменён лишь Екатериной II, поэтому их ещё называли «двоеданами, т.е платили двойную дань. На самом же деле противники никоновских реформ не совершали ничего плохого: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам. Поэтому и называли себя староверами. (Рис.5)

Не приняв новых измененных правил русской Церкви, староверы подвергались гонениям, а особо восставшие были казнены. В результате чего раскольники стали объединяться в общины и уходили в леса, селились по берегам маленьких лесных речушек и озёр, где создавали поселения: в Поморье, на Дон, в Сибирь, и даже за пределы России.

1.2. Старообрядцы на территории Зауралья.

Из краеведческого пособия «История Курганской области» мы узнали, что на территории Зауралья первые раскольники появились в 60-80 гг XVII века. Главными центрами старообрядчества стали Мехонская слобода по реке Исети и Утяцкая слобода по реке Тобол. На раскольников начались гонения. Однако жестокие расправы не остановили распространение старообрядчества. Приверженцы старой веры переселились по реке Ирюму в Мехонской и реке Ик в Брылинской волостях. [2, с.78] (Рис.6)

Изучив карту Курганской области, мы узнали, что исток реки Ирюм находится на границе Свердловской и Курганской областей. Длина реки составляет всего 85 км. Ирюм впадает в полноводную реку Исеть. Именно эти глухие места облюбовали старообрядцы,надеясь, что здесь будут жить «как у Христа за пазухой», и их тут никто «век не сыщет». Обживаясь в новых местах, раскольники старались сохранить старинные обряды и элементы быта, завещанные прадедами.

1.3. Брылинская волость и раскольники.

Подавляющее большинство населения Брылинской волости состояло в расколе. В справочном издании, составленном губернским статистическим комитетом по распоряжению господина Тобольского губернатора «Список населенных мест Тобольской губернии», отмечается, что в XVIII веке к Брылинской волости3 относились следующие населенные пункты: Брылинское, Бралгина, Белоусова, Локти, Мамонова, Пустуева, Савина, Хабарова [1, стр.74]. (Рис.7)

В статистических данных книги Г. Плеханова «Страницы былого» указано, что в данный период в волости проживало 3872 человека, из них почти половина (1670 человек) состояли в расколе. [5, с.131] (Рис.8)

Как мы видим, больше всего двоедан проживало в д. Савина (из 812 душ населения 569 человек – староверы). Она и стала центром, к которому стремились все живущие в округе приверженцы старой веры – старообрядцы.

Из беседы с местным краеведом Гладковой Л.Г. (1959 г.р.) выяснили, что в д. Савино в 1820 г. был построен первый раскольничий дом, где проводились богослужения. Часовня4 находилась на левом берегу р. Ик на середине холма, «деревянная, о трёх отделениях, находящихся один близ другого; покрыта тёсом на два ската».[1, с.106]

В 1900 г. единоверцы Брылинской волости начали строительство в д. Савиной единоверческой церкви-школы (третьей по счету). За основу был взят перевезённый из с. Чинеевского Курганского уезда старый деревянный храм. Место под строительство отвели на площади при въезде в деревню со стороны с. Брылинского. Из воспоминаний Григорьева М.А. (1932-2015 гг), коренного жителя д. Савиной, в строительстве церкви принимал участие его дед Григорьев Григорий Васильевич. Он же ходил с шапкой по округе, собирая средства на постройку. А потом служил в ней дьяконом, обладая великолепным басом (по словам прихожан, не уступающим самому Шаляпину).В часовне хранилось множество старопечатных и рукописных старообрядческих книг. Иконостас устроен во всю стену на восточной стороне. В последний раз в архивных документах единоверческая церковь д. Савинского упоминается в 1925 г. [10]. Дом, в котором была расположена церковь, находился на месте современной усадьбы Брагиной С.Ф. (д. Савина ул. Центральная, д. 2). Точная дата перенесения здания из д. Савина в центр села Брылино неизвестна. Вид здания сверху подтверждает тот факт, что оно имеет крестообразную форму, присущую только церковным зданиям. (Рис. 9,10).

После революционных потрясений 1917 г. какие-либо вероисповедания были запрещены. Поэтому верующие ушли в «подполье». Из молельного дома иконы, утварь староверцы разнесли и спрятали по домам.

1.4. У истоков моей родословной…

Изучая родословную своей семьи, я узнала, что все мои предки родом из д. Савина. Носили самую распространённую фамилию на селе – Кузнецовы. Родословное древо насчитывает 237 имён. (Рис.11) Кузнецовы по вере были староверами. Бережно хранили традиции предков. Основателем рода считается Павел Иванович Кузнецов (1830 г.р.) и трое его сыновей — Трофим, Кондратий и Федор. Наша ветвь идёт от Трофима Павловича (1859 г.р.) (Рис.12).

2. Особенности уклада жизни и быта старообрядцев Брылинской волости.

Особенность данной работы заключается в том, что большая часть информации взята не из интернет – источников и печатных изданий разных лет, а из живого общения с людьми, родственниками, родившимися в 20-30х годах прошлого века, из воспоминаний старожил села.

2.1. Уклад жизни староверов.

Для староверов характерен общинный уклад жизни, поэтому все дела решались всеми членами общины. Старообрядчество имело крепкие семейные устои. В семье, где иногда под одной крышей одновременно жили два-три поколения, всё строилось по принципу старшинства: уважали и почитали старших, помогали и воспитывали младших. Хотя детей воспитывали в строгости, но никогда не били. Находили иные способы наказания: ставили в угол «на горох», могли лишить пищи и т.д. В семьях не принято заводить ссоры, подшучивать, обманывать или насмехаться над другими; также запрещалось курить, пить, сквернословить. Имена детям давали по святцам: мальчикам в первые восемь дней после рождения, а девочка после. Поэтому многие двоедане носили редкие имена, а в наше время практически позабытые. Так в нашем роду Кузнецовых девочек называли Аксинья, Анисья, Афимья, Прасковья, Стюра, Феоктиста. Мальчиков – Афонасий, Ерефелий, Харитон, Трофим, Моисей, Поликарп, Карпий, Лука, Кодратий. В каждой семье был обязательно заведен поминальник5, где для молитвенного поминовения записывали имена родственников живых или уже умерших. (Рис.13)

Хранительницами семейного очага были женщины. На их плечи ложился тяжёлый труд: работа по дому, в огороде, в поле, уход за детьми. Женщины стирали вручную в корытах, ходили летом полоскать бельё в озере или реке, зимой – в проруби. Помимо этого женщины умели ткать сукно и половики, шить одежду для всей семьи, вышивать.

Хотя двоедане замкнутые из-за нежелания общаться с людьми иной веры, гостей всегда принимали. Однако гость без разрешения хозяина не мог переступить порог избы. Но при этом существовали обычаи принимать пищу только из своей тарелки, ложки, кружки, которые отличались размером. Для гостей всегда приготовлена специальная посуда, изготовленная из бересты или дерева, которая сразу же сжигалась. (Рис.14)Также гостям давали отдельную посудину для умывания. Все сосуды, и даже печка, должны быть закрыты, чтобы туда не попала нечистая сила. Бабушка до сих пор нам не разрешает в солонку макать пищу. Это называлось «предаёшь Христа».

Респонденты отмечают, что староверы были очень чистоплотны, аккуратны, немногословны. С недоверием относились к людям другой веры, поэтому даже болезни лечили сами, чаще обращались к своим бабкам-знахаркам.

Любое дело начинали и заканчивали молитвой.

2.2. Дома и внутреннее убранство изб старообрядцев.

В беседе родственники отмечают, что люди «старой» веры работящие, строгих правил. Всё делали основательно. Дом и надворные постройки строили из толстого соснового леса. Покрывали строения тесовыми двухскатными крышами. Обычно в таком жилище делалось от 6 и больше окон. Поэтому в избе было очень светло. Стоит отметить, что с северной стороны окон не было. Усадьбу огораживали высоким плотным забором, колодец закрывали на замок. (Рис.15)

Жители деревни дома старались украсить оберегами на калитках и воротах, на окна и карниз украшали резьбой. Краску не использовали ни в доме, ни с наружи. (Рис.16,17)

В дом вело высокое крыльцо с двустворчатыми дверями. (Рис.18) Под крыльцом или под домом находился погреб (или погребушка), который летом служил в качестве холодильника. Там староверы хранили мясо, молочные продукты, квас. Также был и зимний погреб. (Рис.19) Ещё одной особенностью избы являются круглые углы, в которые, по мнению двоедан, не могла поселиться нечистая сила. (Рис.20) Всего в доме было три комнаты: горенка, горница и изба. Горница - главная комната, куда дети заходили очень редко, только по надобности. В ней ставили стол и сундуки, в которых хранили ценные вещи, одежду, холсты. В горенке жили маленькие дети и девушки.

В переднем углу в избе находилась полочка для икон (её в нашей местности называют божничка). Её накрывали вышитым полотенцем или прикрывали занавеской. (Рис.21)

Главным источником тепла и еды служила глинобитная русская печь с полатями6. Около печи из досок был сделан «голбчик», на котором хранили овощи, сушёные ягоды и семечки, зимой – носки, валенки. Между стеной и печью находился дверной проем, который вел в голбец7. В нем хранили овощи, соления и некоторые вещи. (Рис.22) Под самым потолком находилась длинная палка, прикрепленная к стене. В нашей местности ее называют «грядка». На нее свешивали для хранения на зиму лук, мешки с сушеными грибами, с сухарями. Прабабушка до сих пор на ней сушит лук. (Рис.23)

Вдоль стен располагались широкие лавки. На них спали, использовали вместо стульев. Стол ставили под иконостасом в углу около лавок.

  Младенцев качали в зыбке8. К потолку прикрепляли металлическое кольцо, в него вставляли толстую палку, к нему привязывали колыбель. На дно клали   соломенный матрасик, пеленку, сверху завешивали тканью. (Рис.24)

Дом хозяева убирали несколько раз в день. Печь регулярно подбеливали. Деревянные лавки, полы, полки скребли, оттирали песком каждую субботу.

2.3. Книги.

В бабушкином сундуке мы увидели книги. По внешнему виду определили, что они очень старинные. Дедушка рассказывал, что книга у староверов высоко ценилась. Прежде всего, её ценность заключалась в пользе для души - чтение считается богоугодным делом. Вместе с этим старообрядцы признают книги, изданные до никонианской реформы. Рассматривая печатные раритеты, мы заметили, что они очень тяжелые, обложки изготовлены из тонкого дерева, странички потерты, застежки металлические. Написаны они старинным, не понятным мне языком.  Первые буквы на каждой странице выведены красным цветом и украшены узором, остальное написано черными чернилами. (Рис.25)

Из беседы с родственниками мы выяснили, что Аксинья Андреевна Кузнецова (1872 г.р.) в период «лихих годов» спасенные книги и иконы из староверческой часовни закопала в голбце в железном ящике. Её правнучка, Екатерина Тихоновна (1946 г.р.) вспоминает, что семья продолжала бережно хранить реликвии и в последующие годы: бабушка, Елисафета Афанасьевна (1896 г.р.) учила ее читать на церковнославянском, не вынося книг, а уводя девочку в погреб с керосиновой лампой.

2.4. Староверческий крест и иконы.

Также в сундуке мы обнаружили несколько икон. (Рис.26) Отличить староверческую икону от произведений православного церковного искусства позволяет ряд особенностей. Это множество надписей на полях, лики на иконах тёмные, написание имени Христа как «Исус». На всех старообрядческих иконах изображены восьмиконечные кресты.

В сундуке мы нашли и главный символ веры двоедан - крест. (Рис.27) Он имеет восьмиконечную форму, вписанный в четырёхконечный крест.

2.5. Особенности одежды староверов.

Рассмотрев вещи из сундука, фотографии, изучив воспоминания Москвиной Е.Т., мы пришли к выводу, что женщины в роду были отличными рукодельницами. Вся одежда для семьи изготавливалась своими руками. Повседневная одежда шилась из тканей неброских однотонных оттенков, праздничная могла быть ярких цветных тонов. Мужчины носили широкие брюки и рубашки, которые не заправляли. На ногах – сапоги. Женщины ходили в длинной одежде: блуза с рукавами, сарафан или юбка с жакетом. Рубашки и блузы украшали вышивкой. Обязательно и мужчины и женщины носили пояс. Отличительная особенность у женщин – это платок, застегнутый у подбородка. В будние дни он был коричневого или темно-серого цвета, в праздник – цветной, но обязательно должен закрывать плечи. Одежду, полотенца и другие вещи украшали вышивкой чёрно-красного цвета. Это был своего рода оберег от злых духов. (Рис.28) Встречать «чужих» в избе женщина должна была с покрытой головой и в переднике9. Мужчинам запрещалось стричь бороды и волосы.

2.6. Старообрядческая свадьба.

Двоедане вступали в брак очень рано. Молодые люди уже в 17-19 лет женились, а девушки в 16 лет уходили в замужество. Женатый мужчина должен был сам содержать и обеспечивать семью. Девушки к этому возрасту ужу умели вести хозяйство, воспитывать детей. Так как приходилось присматривать за младшими братьями и сёстрами. Чаще всего молодых не спрашивали о выборе будущих супругов. А договаривались между собой родители. Поэтому новобрачным очень сложно было приспосабливаться друг к другу. Если же будущие супруги были другой веры, то такой брак запрещался. Но молодых людей это не останавливало. Часто свадьбы у староверов случались «уходом». Т.е., жених крал невесту из родительского дома. Тогда родители или не принимали невесту (жениха), либо требовали принять свою веру. После венчание молодых в часовне д. Савина раскольники начинали обряд искоренения никонианского духа. Если же не соглашались принять двоеданскую веру, то такие семьи распадались. [1, стр.107].

Если же все было по согласию, то будущий жених сообщает своим родителям о женитьбе. Родители же, в свою очередь, назначают день просваток. В определенный день жених со сватами ехал в дом невесты. Сват хвалит добра молодца, называя его купцом, говорил, что наслышан о хорошем товаре в этом доме, т.е. о красной девице. Родители невесты чаще всего соглашались «продать товар», т.к. знали о выборе дочери. Здесь же договаривались о дне свадьбы, о расходах. Обычно решали один день гулять в доме жениха, а второй в доме невесты. Накануне свадьбы в доме невесты собирался девичник. Девушки вспоминали беззаботное время детства и юности, играли, пели песни. Отличаясь своей чистоплотностью, староверы, готовясь к свадьбе, проводили тщательную уборку, пол застилали новыми половичками, стол скатертью, украшением служили вышитые полотенца. В день свадьбы жених ехал из своего дома с дружками на красиво украшенных повозках. В первой тройке сидели дружки и жених, в других остальные гости. На всю деревню слышались весёлые песни, во всём чувствовался праздник. Дорогу к невесте жениху обязательно преграждали односельчане, требуя «выкуп»: конфеты, сладости или вино. Выкупив невесту, молодые катались по селу, все им желали добра и счастья. В доме жениха всё уже было готово к встрече молодых. Родители встречали их хлебом солью. Гуляние продолжалось два дня. Традиционным было «мести мусор», в который гости бросали подарки, деньги. Молодые должны были выбрать деньги и подмести пол. Чисто подметенный пол говорил о том, насколько чистоплотны и быстры молодожёны. Наряды к свадьбе не покупали, надевали самое лучшее из того, что было. Старинная свадьба сейчас вышла из живого обихода, но некоторые её элементы сохранились и на современных свадьбах.

2.7. Похоронный обряд старообрядцев.

Похоронный обряд у староверов имел свои особенности. Вот как об этом рассказывает прапрабабушка Кузнецова А.Н. Двоеданское кладбище находится далеко от деревни Савина, на высоком берегу реки. Чтобы ни скот, ни люди «понапрасну не беспокоили усопших», а дожди, омыв могилки, скатывались вниз.

Предчувствую скорую смерть, многие умирающие люди находятся в беспамятстве. В этот момент с умирающим никто не должен разговаривать, в изголовье ставят свечку, а после смерти обмывает тело специальный человек, который не раз уже выполнял этот обряд. Это делают для того, чтобы умерший уходил в иной мир совершенно чистым. Воду после обряда обмывания выливают в угол ограды, чтобы через нее никто не мог переступить, и ничего туда не сажают. А посудину закапывают в землю. Ещё при жизни люди готовили «смертный узелок», где находились вещи, предназначенные для одевания покойного. Вместе с тем есть строгое правило: одежда должны быть только с длинными рукавами, обувь закрытая. В одежде обязательно присутствует чёрный цвет. Брюки женщинам надевать нельзя.

Умершего человека клали не в гроб, а выдолбленную из целого ствола дерева колоду (домовину). Дно гроба заполняли щепой, опилками или листьями. Подушку набивали тем же или волосами покойника, собранными ещё при его жизни. В доме закрывали тканью все зеркала. Пока покойник находился в доме, читали Псалтырь10. Приглашали специально обученных женщин-плакальщиц, которые оплакивали и поминали добрым словом умершего. Хоронили только на третий день после смерти. В день похорон гроб закрывали и несли на кладбище. Гроб несли до самого кладбища, причём его не должны нести близкие родственники. На могиле устанавливали деревянный крест, фотографию не ставили. Посреди креста могла быть расположена икона. Табличку с именем крепили внизу. (Рис.29) После похорон родственники умершего устраивали в его доме поминальный обед. Эти традиции в селе сохранились и до сих пор.

Заключение.

В данной исследовательской работе познакомились с историей семейных реликвий из домашнего музея, узнали о появлении старообрядческого течения, изучили быт и культуру староверов.

Наша гипотеза, сундук-хранилище семейных реликвий, подтвердились. Открыли новые страницы нашей семейной истории.

В ходе работы убедились, что старообрядческая вера широко распространялась на территории Зауралья и Брылинской волости. Несмотря на вековые гонения, старообрядцы смогли сохранить свою самобытность, традиции и обряды. Их реликвии, долгое время истребляемые, сейчас представляют огромную духовную ценность. Некоторые строгие, но разумные и полезные обычаи двоедан сегодня ушли из жизни. Некоторые из них до сих пор соблюдают жители нашего села.

Хочется верить, что лучшее сохранится в памяти людей, в работах учёных и краеведов.

Список используемых источников:

1) История Белозерского, Каргапольского, Щучанского районов, сел Брылинского Каргапольского района и Птичьего Шумихинского района в досоветский период/ Краеведческий сборник «Земля Курганская: прошлое и настоящее», выпуск 13 / – Курган: Изд-во Курганского гос. Пединститута, 1995. – 197 с.

2) История Курганской области (с древнейших времен до 1991 года): краеведческое пособие для обучающихся, студентов и педагогов/ отв.ред. Д.Н. Маслюженко. Курган: Изд-во Курганского гос. Университета, 2017. 296 с.

3) История России.7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. И90 в 2 ч.Ч.2/[Н.М. Арсентьев, а.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. торкунова.-2-е изд., дораб. - М. Просвещение, 2017. – 128 с.

4) Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/под редакцией докт. Филол. Наук, профес. Н.Ю. Шведовой.- 14-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1982. – 816 с.

5) Плеханов Г.М. Страницы былого. I часть [Текст] – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2000 – 156 с.

6) Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1 : А-3 / В. И. Даль. - 6-е изд., стереотип. - М. : Дрофа ; Рус. Яз.- Медиа, 2011.- LXXXVIII, 699, [9] с., 4 с. ил.

7) Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3 : П/ В. И. Даль. - 6-е изд., стереотип. - М. : Дрофа ; Рус. Яз.- Медиа, 2011.- 555, [3] с., 1 портр.

8) Физическая учебная карта Курганской области, ГУГК при Совете министров СССР, Москва, 1983 г.

9) Государственный Архив Курганской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gako.archives.kurganobl.ru/m17.html?searched=СТАРООБРЯДЧЕСТВО+БРЫЛИНСКАЯ+ВОЛОСТЬ&advsearch=oneword&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2+ajaxSearch_highlight3 (свободный) – дата обращения 24.02.2025 г

10) Курганские храмы от А до Я. Государственный архив Курганской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа- http://gako.archives.kurganobl.ru (свободный) - дата обращения 21.02.2025 г.

11) Сайт «ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия» [Электронный ресурс ]. Режим доступа: Карта Брылинской волости https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Курганский_уезд,_1913.jpg (свободный) - дата обращения 18.02.2025 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

   

Рис.1. В домашнем музее (фото автора)

   

Рис.2.3. Кузнецова А.Н., бабушкин сундук (фото автора)

Рис.4. Староверческая община Брылинской волости, 1920-е гг

(из личных архивов автора)

Первый ряд слева на право: Кузнецовы Елизавета Афанасьева (1896 г.р.)

и Александр Трофимович (1894 г.р.)

До реформы

После реформы

Крестились ДВУМЯ перстами

Крестились ТРЕМЯ перстами

Поклоны клали ДО ЗЕМЛИ

Поклоны - до ПОЯСА

«Аллилуйя» пели 2 раза

«Аллилуйя» пели 3 раза

"Исус" писали с одной буквой И

"Иисус" писали с двумя буквами И

Рис.5. Сравнительная таблица обрядов «раскольников и никонианцев» (составил автор)

Ирюмская волость

Брылинская волость

Рис.6. Карта Ирюмской и Брылинской волостей [8]

Деревня или село

Православные

человек

Старообрядцы

человек

Всего

человек

Брылинское

343

345

688

Локти

282

346

628

Савина

243

571

814

Хабаровка

146

0

146

Мамонова

76

166

242

Пустуево

344

0

344

Белоусова

544

59

603

Бралгина

224

183

407

Всего

2202

1670

3872

Рис.8. Статистические данные о количестве верующих

на территории Брылинской волости, 1850-е гг [1]

Рис.7. Карта Курганского уезда Тобольской губернии [11]

Рис. 9. Фото здания (вид сверху) (фото автора)

Рис. 10. Фото здания молельного дома, перенесенного из д. Савина,

70-е годы XX века (из личных архивов старожилов села)

     

Рис. 13. Поминальник (фото автора)

 

Рис.14. Берестяная посуда (фото автора)

Рис.15. Дом старообрядческого типа, в настоящее время проживает Кузнецова А.Н.

(фото из личных архивов автора, 1950-х гг)

Рис.11. Родословная семьи Кузнецовых (составлена Кузнецовым А.И.)

Рис.12. Родословная Афанасьевой В.М. (составлена втором)

   

Рис.16. Ворота дома

(фото из архива автора)

Рис. 17. Окно старообрядческого дома

(фото автора)

   

Рис.18. Дом старообрядческого типа, в настоящее время проживает Кузнецова А.Н., вход в дом, крыльцо

(фото из личных архивов автора)

Рис.19. Вход в погребушку (фото автора)

   

Рис.20. Закруглённые углы в доме

(фото автора)

Рис.21. Домашний иконостас (божничка)

(фото автора)

   

Рис. 22 Голбчик , вход в голбец (фото автора)

   

Рис.23. «Грядка» (фото автора)

Рис.24. Колыбель (фото автора)

   
 

25. Старообрядческие книги (фото автора)

   
   

Рис.26. Староверческие иконы (фото автора)

   

Рис.27. Староверческий крест (фото автора)

   

Рис.28. Одежда староверов с вышивкой (фото автора)

1 Старообрядчество - религиозное направление, возникшее в результате церковного раскола в XVII веке, стремившееся к сохранению старых церковных правил [4, с.679]

2 Собор – в старину собрание, съезд [4, с.658]

3 Волость – административно-территориальная единица в сельской местности, подчиненная одной власти[4, с.85]

4 Часовня - маленькое здание для молений, богослужений – с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря

5 Поминальник - синодик, список, лист, тетрадь с именами усопших для поминанья в молитвах [7, стр.272]

6 Полати-в избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной [4, стр.489]

7 Голбец- род загородки, чулана или казенки в крестьянской избе между печью и полатями, со ступеньками для всхода на печь и на полати, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье [6, стр.367]

8 Зыбка - род качающейся кроватки, в которой укачивают ребенка [4, стр.253]

9 Передник- часть одежды, разного вида и покроя для прикрытия и оберегу передней и больше нижней части тела; запон, занавеска, фартук [6, стр.49]

10 Псалтырь - часть библии, читают над умершим [4, стр.562]

Просмотров работы: 25