Введение
Это было более двух лет назад. Ранним утром я проснулась от того, что папа собирал свои вещи в большой рюкзак, который много лет пылился у нас в шкафу , а мама с растерянным видом стояла рядом. Я понимала, что что-то происходит, но мне никто ничего не объяснял. И только когда мы проводили папу к автобусу, идя обратно к дому, мама обронила фразу: « Твои прадеды не сидели по домам, и отец твой не может. Победили в 45- ом, победим и сейчас » .
Кого победим ? Что произошло в 45–ом? Какое общее дело у моего папы с прадедами? Почему они не остались дома, и куда едет мой папа?
Эти вопросы вызвали у меня большой интерес и послужили поводом для начала исследовательской работы.
Актуальность темы:
Я выбрала номинацию исследования – «Нет в России семьи такой, где б не
памятен был свой герой» , так как я считаю, что данная тема является актуальной по нескольким причинам.
Во-первых: в этом году наша страна отмечает 80-летие Великой Победы. Президент издал указ1 и объявил о проведении Года защитника Отечества, что является знаком глубокого уважения и признательности к ветеранам Великой Отечественной войны, а также данью уважения к подвигу участников специальной военной операции.
Во-вторых: я считаю, что каждый из нас , должен помнить страшные годы Великой Отечественной войны, когда война постучалась в двери каждой семьи в моей стране. Интересоваться историей своей семьи, знать имена тех, кто защищал и защищает нашу Родину от фашизма.
Цель исследования:
Изучить историю моей семьи и показать ее вклад в Победу над фашизмом
Задачи исследования:
1. Собрать сохранившийся материал по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания.
2. Исследовать, систематизировать материал, касающийся защитников Родины .
3.Углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне, о людях, сражающихся с фашизмом.
4. Формировать у молодого поколения чувства гордости за проводимую Россией политику по защите национального суверенитета.
Предмет исследования:
Подвиг и сплоченность народа в борьбе с фашистами на примере моей семьи и других защитников Родины.
Методы исследования:
Анализ документов (архивные источники нашей семьи, фотографии, наградные документы), анализ воспоминаний ветеранов; обобщение и систематизация; работа с порталом «Общедоступный электронный банк документов "Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.»
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков истории, создании презентаций, тематических классных часов и Уроков Мужества.
Место проведения исследования:
МБОУ СОШ №12 г Пятигорск
Сроки проведения исследования:
Декабрь 2024г – февраль 2025г
I. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
Война! Что означает это страшное слово?
Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы, обладают равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым.
На официальном сайте https://kartaslov.ru/ я нашла следующее определение термина «война».
Война — это организованное вооружённое насилие. Вооруженная борьба между государствами или общественными классами; противоп. мир.
Именно она постучалась в двери всем гражданам нашей страны. Шел 1941 год. Июнь. На пороге стояла фашистская2 Германия. Это она лишила нашу Родину с 1941 года по 1945 год более 25 миллионов сынов и дочерей, 14 тысяч человек убивала ежедневно. С этой страшной войны не вернулся домой каждый восьмой житель нашей страны.
22 июня 1941 года жизнь моего народа навсегда разделилась на « до» и «после». Война не выбирала города, улицы, людей. Война пришла в каждый дом, в каждый сантиметр нашей земли, в каждую семью. Гитлеровская Германия развязала войну против нашей страны внезапно, без объявления войны. Этой внезапностью Гитлер хотел быстро одержать победу и покорить мою страну.
Но он не учел одну удивительную особенность жителей моей страны –
«Как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет»
2)Мне повезло, что я живу в Пятигорске. Сейчас мой край не знает звуки взрывов и летающих ракет, но что мы знаем о войне, о фашизме? Кто и от кого ценой своих жизней , защитил и защищает сейчас мою Родину?
Для того ,чтобы найти ответы на эти вопросы, я провела опрос среди учеников моей школы. Опрос проводился посредством анкетирования и вот, что я выявила:
(в опросе принимали участие -60 человек ученики 2-3 классов)
5% не знают точную дату начала Великой Отечественной войны3
50% думают, что фашизм существовал только в Германии
30% не могут назвать имена тех, кто защитили и защищают мою Родину в эти дни
5% не знают, где найти информацию о своих близких (участниках Великой Отечественной войны).
Учитывая результаты опроса, я обратилась к моему классному руководителю- Мамедовой Виктории Александровне. Она подсказала мне интернет - ресурсы ,на которых я могу найти информацию о своей семье в годы ВОВ, рассказала об истории ее семьи.
Мы посетили Народный музей Боевой Славы поста №1 в г Пятигорске(фото №1), музей России, отсмотрели много видеоматериалов. В библиотеке нашей школы я нашла много литературы на интересующую меня тему.
В ходе исследования, я узнала ,что в годы Великой Отечественной войны ежедневно сотни мужчин и женщин отправлялись на железнодорожный вокзал ,чтобы ехать на фронт. Одних призывали выполнить свой воинский долг повестки в военкомат, другие шли защищать Родину добровольно.
Не остались в стороне и мои прапрадеды :
Печегин Дмитрий Петрович( прадедушка моей мамы) , ушел на фронт добровольцем в 1943 году, хотя у него была бронь. Так как был машинистом поезда и нужен был в тылу.
Мне удалось найти в результате исследования полную информацию о его боевом пути. На сайте «Память народа»4 эти документы были рассекречены в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года) , и моя семья не знала о них.
По боевому пути Дмитрия Петровича можно изучать историю сражений и операций в ходе Великой Отечественной войны. Он начал свой путь в Краснодарском крае, дошел до Берлина , но Победу встретил в Праге, где еще до 12 мая 1945 года шли бои с немецкими солдатами, не желавшими сдаваться.
Мама моего прапрадедушки очень ждала его дома и надеялась, что все ее четыре сына, ушедшие на фронт, вернутся живыми .Вернулись трое! Старший сын Михаил пропал без вести.( фото №2)
После возвращения домой летом 1945 года, Дмитрий Петрович вернулся работать на железную дорогу, где и проработал до пенсии много лет. Возглавлял совет ветеранов г. Таганрога. Умер в 82 года,
Рассказывать о своих подвигах он не любил, но я знаю точно ,что он был настоящим героем.
Этому свидетельствуют его награды : две Медали «За Отвагу» и Орден Красной Звезды.
Работая над исследованием, мне посчастливилось найти переписку Дмитрия Петровича с фронтовыми друзьями (фото№3,4). Долгие годы они поддерживали друг друга, вспоминая, как и какой ценой досталась моей стране Победа 9 мая 1945 года.
День Победы приближали каждый день и другие члены моей семьи
( прадедушки моего отца):
Шигин Дмитрий Никанорович и Симонов Иван Васильевич.
Данные взяты с сайта « Дорога памяти» 5
Судьба распорядилась так, что они не вернулись с войны. Но мы всегда помним о них и не забываем, что благодаря им мы живем в свободной стране.
В ходе моего исследования я выяснила, что семья моего классного руководителя Мамедовой Виктории Александровны потеряла в годы Великой Отечественной войны Василия Тимофеевича Артемкова. В сентябре 1944 года Василий Тимофеевич пропал без вести.
Дедушка Виктории Александровны - Артемков Кирилл Тимофеевич тоже внёс свой вклад в Победу, но информация о его военных годах еще засекречена, так как в 1943 году он был переведен из действующей армии на Урал. В то место, где строились военные заводы, разрабатывалось наше первое ядерное оружие.
Читая материалы моего исследования , я хочу сделать вывод словами из текста песни из к/ф. «Офицеры» :«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
Хочу обратить внимание на неопровержимый факт, что дух советских людей оказался совершенно неожиданным фактором в этой войне для немецких захватчиков. Это подтверждают свидетельства ветеранов Великой Отечественной войны, архивные документы, фильмы и, конечно , память народная.
Именно сплоченность советского народа сорвала планы фашистов.
II«Победили в 45 -ом, победим и сейчас».
Отгремели салюты победного 1945 мая. Моя страна стала постепенно восстанавливаться после войны. Россия поднялась из руин, отстроилась и расцвела на зависть врагам. Успели под мирным небом родиться и вырасти наши дедушки и бабушки, мамы и папы, как украинские последователи нацизма задались целью во что бы то ни стало уничтожить русское население Донбасса.
Мой папа- Симонов М. С. ушел защищать свободу русских людей в сентябре 2022 года. Он не смог терпеть, как бьют снарядами по мирному Донецку, как плачут дети, держа за руки, погибших родителей, как рыдают матери над бездыханными детьми.
В ходе исследования я нашла интернет-канал, где идет оповещение о бомбовой и ракетной опасности сейчас, в феврале 2025 года.
Могли ли представить наши прапрадедушки ,что через много лет их родные будут опять бояться звуков, пролетающих самолетов, и искать безопасные места, чтобы укрыться?
Изучая материалы исследования, я точно могу сказать, что современные боевые действия не похожи на боевые действия и тактику в годы Великой Отечественной войны . Иная техника боя, иное вооружение. Но ,что же осталось прежним?
Стойкость наших солдат , сила духа ,сплоченность и вера в «Победили тогда в 45-ом, победим и сегодня».
Не может фашизм, нацизм поднимать опять свою голову и заставлять русских людей прятаться по подвалам, бояться говорить на своем родном языке, убивать мирных граждан, захватывать города и творить беззаконие!
Мой папа продолжил дело прадедов. Он освобождает мою Родину и с каждым днем приближает Победу, не жалея своей жизни и сил.
Мой отец - Симонов М. С. награжден медалью «За храбрость» II степени.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод: мне посчастливилось прикоснуться к Победе. Это позволила сделать история моей семьи и те люди, которые защищали и защищают сейчас мою Родину. Метр за метром спокойно и уверенно отодвигают врага все дальше от границ нашего Отечества.
Сколько бы ни прошло лет, но в памяти людей, в их сердцах будет жить и не загладится никогда подвиг и героизм наших людей.
IV Заключение.
Великая Отечественная война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для меня и моих сверстников -это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний
Своим исследованием я призываю каждого подростка и взрослого помнить, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Помнить тех, кому мы обязаны своей жизнью сегодня.
Выводами, сделанными в ходе исследования, я поделилась с одноклассниками и учениками МБОУ СОШ №12, подготовила и провела классный час на тему «День Победы! Этот день мы приближали как могли!», рассказала и показала материалы, который нашла для данной работы.
Подведя итоги вышесказанного, я провела повторный опрос(в опросе принимали участие -60 человек ученики 2-3 классов)
Опрос выявил:
0% не знают в каком году началась Великая Отечественная война
1% думают, что фашизм существовал только в Германии
18% не знают фамилии земляков, сражавшихся против фашистских оккупантов .
80% поддерживают выводы моего исследования, что сплоченность один из факторов Победы
1% не знают где можно найти информацию о своих близких, участниках Великой Отечественной войны
Следовательно, моя работа принесла результаты ,но я не хочу останавливаться только написанием исследования. На мой взгляд было бы полезно и интересно организовать в МБОУ СОШ №12 « Уголки Мужества», где рассказывать ребятам о подвигах людей. приближающих Победу над фашизмом.
Планирую продолжить изучать архивные материалы и написать новое исследование о создании ядерного оружия, основой которого послужит биографии Кирилла Тимофеевича Артемкова.
Работа над исследованием дала мне возможность найти неизвестные данные о моих прапрадедушках, создать семейный « Альбом памяти».
Все вышесказанное доказывает, что, сплоченность творит чудеса и помогает выжить в самые тяжелые моменты жизни. Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы
1. Великая Отечественная Война. Девствующая Армия. М., 2005
2. Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005
3. Великая Отечественная Война 1941-1945. М., 2012
4.Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В. Великая Отечественная без грифа секретности. М. 2010
5. Мединский В.Р. Мифы СССР, 1939-1945 М., 2011
6.http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm – дети в период ВОВ
7.http://www.world-war.ru/cat_index_130.html – Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне
8.http://www.schans.ru/forum/13
9.http://patriotrus.ru/society/deti-vojnyi-kotoryix-net.
10. https://obd-memorial.ru/html/
Приложение
Фото №1 Фото №2
Фото №3 Фото №4
1 Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2025 №28 «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества»
2 ФАШИ́ЗМ, -а, м. Политическое течение, пропагандирующее расизм, подавление всех демократических свобод, подготовка и развязывание захватнических войн.
3 Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005
4 https://pamyat-naroda.ru/
5 https://1418museum.ru/heroes/72384510/