Мне выпала честь прикоснуться к Победе

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мне выпала честь прикоснуться к Победе

Симонова Ю.М. 1
1МБОУ СОШ №12 г Пятигорск
Мамедова В.А. 1
1МБОУ СОШ №12 г Пятигорск
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Это было более двух лет назад. Ранним утром я проснулась от того, что папа собирал свои вещи в большой рюкзак, который много лет пылился у нас в шкафу , а мама с растерянным видом стояла рядом. Я понимала, что что-то происходит, но мне никто ничего не объяснял. И только когда мы проводили папу к автобусу, идя обратно к дому, мама обронила фразу: « Твои прадеды не сидели по домам, и отец твой не может. Победили в 45- ом, победим и сейчас » .

Кого победим ? Что произошло в 45–ом? Какое общее дело у моего папы с прадедами? Почему они не остались дома, и куда едет мой папа?

Эти вопросы вызвали у меня большой интерес и послужили поводом для начала исследовательской работы.

Актуальность темы:

Я выбрала номинацию исследования – «Нет в России семьи такой, где б не

памятен был свой герой» , так как я считаю, что данная тема является актуальной по нескольким причинам.

Во-первых: в этом году наша страна отмечает 80-летие Великой Победы. Президент издал указ1 и объявил о проведении Года защитника Отечества, что является знаком глубокого уважения и признательности к ветеранам Великой Отечественной войны, а также данью уважения к подвигу участников специальной военной операции.

Во-вторых: я считаю, что каждый из нас , должен помнить страшные годы Великой Отечественной войны, когда война постучалась в двери каждой семьи в моей стране. Интересоваться историей своей семьи, знать имена тех, кто защищал и защищает нашу Родину от фашизма.

Цель исследования:

Изучить историю моей семьи и показать ее вклад в Победу над фашизмом

Задачи исследования:

1. Собрать сохранившийся материал по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания.

2. Исследовать, систематизировать материал, касающийся защитников Родины .

3.Углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне, о людях, сражающихся с фашизмом.

4. Формировать у молодого поколения чувства гордости за проводимую Россией политику по защите национального суверенитета. 

Предмет исследования:

Подвиг и сплоченность народа в борьбе с фашистами на примере моей семьи и других защитников Родины.

Методы исследования:

Анализ документов (архивные источники нашей семьи, фотографии, наградные документы), анализ воспоминаний ветеранов; обобщение и систематизация; работа с порталом «Общедоступный электронный банк документов "Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.»

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков истории, создании презентаций, тематических классных часов и Уроков Мужества.

Место проведения исследования:

МБОУ СОШ №12 г Пятигорск

Сроки проведения исследования:

Декабрь 2024г – февраль 2025г

I. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

  1. Война! Что означает это страшное слово?

Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы, обладают равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым.

На официальном сайте https://kartaslov.ru/ я нашла следующее определение термина «война».

Война — это организованное вооружённое насилие. Вооруженная борьба между государствами или общественными классами; противоп. мир

Именно она постучалась в двери всем гражданам нашей страны. Шел 1941 год. Июнь. На пороге стояла фашистская2 Германия. Это она лишила нашу Родину с 1941 года по 1945 год более 25 миллионов сынов и дочерей, 14 тысяч человек убивала ежедневно. С этой страшной войны не вернулся домой каждый восьмой житель нашей страны.

22 июня 1941 года жизнь моего народа навсегда разделилась на « до» и «после». Война не выбирала города, улицы, людей. Война пришла в каждый дом, в каждый сантиметр нашей земли, в каждую семью. Гитлеровская Германия развязала войну против нашей страны внезапно, без объявления войны. Этой внезапностью Гитлер хотел быстро одержать победу и покорить мою страну.

Но он не учел одну удивительную особенность жителей моей страны –

«Как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет»

2)Мне повезло, что я живу в Пятигорске. Сейчас мой край не знает звуки взрывов и летающих ракет, но что мы знаем о войне, о фашизме? Кто и от кого ценой своих жизней , защитил и защищает сейчас мою Родину?

Для того ,чтобы найти ответы на эти вопросы, я провела опрос среди учеников моей школы. Опрос проводился посредством анкетирования и вот, что я выявила:

(в опросе принимали участие -60 человек ученики 2-3 классов)

5% не знают точную дату начала Великой Отечественной войны3

50% думают, что фашизм существовал только в Германии

30% не могут назвать имена тех, кто защитили и защищают мою Родину в эти дни

5% не знают, где найти информацию о своих близких (участниках Великой Отечественной войны).

Учитывая результаты опроса, я обратилась к моему классному руководителю- Мамедовой Виктории Александровне. Она подсказала мне интернет - ресурсы ,на которых я могу найти информацию о своей семье в годы ВОВ, рассказала об истории ее семьи.

Мы посетили Народный музей Боевой Славы поста №1 в г Пятигорске(фото №1), музей России, отсмотрели много видеоматериалов. В библиотеке нашей школы я нашла много литературы на интересующую меня тему.

В ходе исследования, я узнала ,что в годы Великой Отечественной войны ежедневно сотни мужчин и женщин отправлялись на железнодорожный вокзал ,чтобы ехать на фронт. Одних призывали выполнить свой воинский долг повестки в военкомат, другие шли защищать Родину добровольно.

Не остались в стороне и мои прапрадеды :

Печегин Дмитрий Петрович( прадедушка моей мамы) , ушел на фронт добровольцем в 1943 году, хотя у него была бронь. Так как был машинистом поезда и нужен был в тылу.

Мне удалось найти в результате исследования полную информацию о его боевом пути. На сайте «Память народа»4 эти документы были рассекречены в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года) , и моя семья не знала о них.

По боевому пути Дмитрия Петровича можно изучать историю сражений и операций в ходе Великой Отечественной войны. Он начал свой путь в Краснодарском крае, дошел до Берлина , но Победу встретил в Праге, где еще до 12 мая 1945 года шли бои с немецкими солдатами, не желавшими сдаваться.

Мама моего прапрадедушки очень ждала его дома и надеялась, что все ее четыре сына, ушедшие на фронт, вернутся живыми .Вернулись трое! Старший сын Михаил пропал без вести.( фото №2)

После возвращения домой летом 1945 года, Дмитрий Петрович вернулся работать на железную дорогу, где и проработал до пенсии много лет. Возглавлял совет ветеранов г. Таганрога. Умер в 82 года,

Рассказывать о своих подвигах он не любил, но я знаю точно ,что он был настоящим героем.

Этому свидетельствуют его награды : две Медали «За Отвагу» и Орден Красной Звезды.

Работая над исследованием, мне посчастливилось найти переписку Дмитрия Петровича с фронтовыми друзьями (фото№3,4). Долгие годы они поддерживали друг друга, вспоминая, как и какой ценой досталась моей стране Победа 9 мая 1945 года.

День Победы приближали каждый день и другие члены моей семьи

( прадедушки моего отца):

Шигин Дмитрий Никанорович и Симонов Иван Васильевич.

Данные взяты с сайта « Дорога памяти» 5

Судьба распорядилась так, что они не вернулись с войны. Но мы всегда помним о них и не забываем, что благодаря им мы живем в свободной стране.

В ходе моего исследования я выяснила, что семья моего классного руководителя Мамедовой Виктории Александровны потеряла в годы Великой Отечественной войны Василия Тимофеевича Артемкова. В сентябре 1944 года Василий Тимофеевич пропал без вести.

Дедушка Виктории Александровны - Артемков Кирилл Тимофеевич тоже внёс свой вклад в Победу, но информация о его военных годах еще засекречена, так как в 1943 году он был переведен из действующей армии на Урал. В то место, где строились военные заводы, разрабатывалось наше первое ядерное оружие.

Читая материалы моего исследования , я хочу сделать вывод словами из текста песни из к/ф. «Офицеры» :«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».

Хочу обратить внимание на неопровержимый факт, что дух советских людей оказался совершенно неожиданным фактором в этой войне для немецких захватчиков. Это подтверждают свидетельства ветеранов Великой Отечественной войны, архивные документы, фильмы и, конечно , память народная.

Именно сплоченность советского народа сорвала планы фашистов.

II«Победили в 45 -ом, победим и сейчас».

Отгремели салюты победного 1945 мая. Моя страна стала постепенно восстанавливаться после войны. Россия поднялась из руин, отстроилась и расцвела на зависть врагам. Успели под мирным небом родиться и вырасти наши дедушки и бабушки, мамы и папы, как украинские последователи нацизма задались целью во что бы то ни стало уничтожить русское население Донбасса.

Мой папа- Симонов М. С. ушел защищать свободу русских людей в сентябре 2022 года. Он не смог терпеть, как бьют снарядами по мирному Донецку, как плачут дети, держа за руки, погибших родителей, как рыдают матери над бездыханными детьми.

В ходе исследования я нашла интернет-канал, где идет оповещение о бомбовой и ракетной опасности сейчас, в феврале 2025 года.

Могли ли представить наши прапрадедушки ,что через много лет их родные будут опять бояться звуков, пролетающих самолетов, и искать безопасные места, чтобы укрыться?

Изучая материалы исследования, я точно могу сказать, что современные боевые действия не похожи на боевые действия и тактику в годы Великой Отечественной войны . Иная техника боя, иное вооружение. Но ,что же осталось прежним?

Стойкость наших солдат , сила духа ,сплоченность и вера в «Победили тогда в 45-ом, победим и сегодня».

Не может фашизм, нацизм поднимать опять свою голову и заставлять русских людей прятаться по подвалам, бояться говорить на своем родном языке, убивать мирных граждан, захватывать города и творить беззаконие!

Мой папа продолжил дело прадедов. Он освобождает мою Родину и с каждым днем приближает Победу, не жалея своей жизни и сил.

Мой отец - Симонов М. С. награжден медалью «За храбрость» II степени.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод: мне посчастливилось прикоснуться к Победе. Это позволила сделать история моей семьи и те люди, которые защищали и защищают сейчас мою Родину. Метр за метром спокойно и уверенно отодвигают врага все дальше от границ нашего Отечества.

Сколько бы ни прошло лет, но в памяти людей, в их сердцах будет жить и не загладится никогда подвиг и героизм наших людей.

IV Заключение.

Великая Отечественная война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для меня и моих сверстников -это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний

Своим исследованием я призываю каждого подростка и взрослого помнить, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Помнить тех, кому мы обязаны своей жизнью сегодня.

Выводами, сделанными в ходе исследования, я поделилась с одноклассниками и учениками МБОУ СОШ №12, подготовила и провела классный час на тему «День Победы! Этот день мы приближали как могли!», рассказала и показала материалы, который нашла для данной работы.

Подведя итоги вышесказанного, я провела повторный опрос(в опросе принимали участие -60 человек ученики 2-3 классов)

Опрос выявил:

0% не знают в каком году началась Великая Отечественная война

1% думают, что фашизм существовал только в Германии

18% не знают фамилии земляков, сражавшихся против фашистских оккупантов .

80% поддерживают выводы моего исследования, что сплоченность один из факторов Победы

1% не знают где можно найти информацию о своих близких, участниках Великой Отечественной войны

Следовательно, моя работа принесла результаты ,но я не хочу останавливаться только написанием исследования. На мой взгляд было бы полезно и интересно организовать в МБОУ СОШ №12 « Уголки Мужества», где рассказывать ребятам о подвигах людей. приближающих Победу над фашизмом.

Планирую продолжить изучать архивные материалы и написать новое исследование о создании ядерного оружия, основой которого послужит биографии Кирилла Тимофеевича Артемкова.

Работа над исследованием дала мне возможность найти неизвестные данные о моих прапрадедушках, создать семейный « Альбом памяти».

Все вышесказанное доказывает, что, сплоченность творит чудеса и помогает выжить в самые тяжелые моменты жизни. Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы

1. Великая Отечественная Война. Девствующая Армия. М., 2005

2. Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005

3. Великая Отечественная Война 1941-1945. М., 2012

4.Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В. Великая Отечественная без грифа секретности. М. 2010

5. Мединский В.Р. Мифы СССР, 1939-1945 М., 2011

6.http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm – дети в период ВОВ

7.http://www.world-war.ru/cat_index_130.html – Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне

8.http://www.schans.ru/forum/13

9.http://patriotrus.ru/society/deti-vojnyi-kotoryix-net.

10. https://obd-memorial.ru/html/

Приложение

Фото №1 Фото №2

Фото №3 Фото №4

1 Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2025 №28 «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества» 

2 ФАШИ́ЗМ, -а, м. Политическое течение, пропагандирующее расизм, подавление всех демократических свобод, подготовка и развязывание захватнических войн.

3 Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005

4 https://pamyat-naroda.ru/

5 https://1418museum.ru/heroes/72384510/

Просмотров работы: 7