Введение.
Недавно с родителями мы смотрели фильм «Несокрушимый»: про танк КВ-1 и подвиг Зиновия Колобанова. Мне стало интересно, а действительно ли был такой подвиг во время Великой Отечественной Войны или это легенда. И что это за танк такой КВ-1.
Актуальность: 9 мая 2025 года исполняется 80 лет Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной Войне. Все мы помним героизм наших соотечественников, которые мужественно отдавали свои жизни. Наряду с личным человеческим вкладом наших воинов в Победу, огромное значение для того, чтобы её одержать имели легендарные виды вооружений Советской Армии, в том числе и танки.
Цель: изучить танк КВ-1.
Задачи:
1. Изучить литературу о танке КВ-1.
2. Узнать какие подвиги были совершены на танке КВ-1.
3. Собрать модель танка КВ-1 (лего).
4. Ознакомить одноклассников с изученной информацией.
Гипотеза: Любой подвиг бессмертен.
Методы:
1. Изучение литературы.
2. Сборка модели танка КВ-1.
3. Рассказать одноклассникам о подвиге Зиновия Колобанова и танке КВ-1.
Танк КВ-1.
КВ-1 – тяжелый танк.
КВ-1 (названный в честь Климента Ворошилова, как и остальные танки серии КВ) — советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной Войны (Приложение № 1). Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс.
Этот танк заслужил у падких на мистику гитлеровских солдат прозвище «Призрак» за то, что снаряды 37-миллиметровых противотанковых орудий вермахта не оставляли на его броне даже вмятин. Его появление на поле боя стало неприятной неожиданностью для немецких танкистов, оказавшихся практически беззащитными перед тяжелым КВ. И хотя история этой машины была не столь долгой, как у появившегося почти одновременно с нею Т-34, свой весомый вклад в историю Великой Отечественной войны она внесла. И не стоит забывать, что в конечном счете именно танки КВ стали прародителями тяжелых танков ИС-2 – лучших в своем классе за всю историю Второй Мировой Войны.
Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года.
История создания.
Одна башня вместо трех
Своим появлением на свет танк обязан двум другим советским тяжелым танкам, оставшимся в статусе экспериментальных – СМК (то есть Сергей Миронович Киров) и Т-100. Оба тяжеловеса проектировались по классической для того времени многобашенной схеме. Этого требовала теория применения тяжелых танков: предназначенные для прорыва вражеских укреплений, они должны были иметь орудие для борьбы с ДОТами, орудие для борьбы с вражескими танками и пулеметы для борьбы с живой силой противника. Поэтому и СМК, и Т-100 сначала получили по три башни, которые потом превратились в две. Как гласит легенда, во время рассмотрения макетов у Сталина тот снял одну из башен и спросил главного конструктора Кировского завода Жозефа Котина, сколько она весит. Узнав, что три тонны, советский руководитель потребовал избавиться от лишней башни и нарастить за ее счет бронирование.
Был ли такой диалог в действительности, сегодня установить уже трудно. Однако после того как с СМК была убрана одна из трех башен, конструкторский коллектив Кировского завода попробовал убрать еще одну – в качестве эксперимента. При таком условии стал не нужен длинный корпус, и его сократили на два опорных катка, что сразу же сделало экспериментальный танк более подвижным. Вдобавок к этому решено было установить на новой машине и другой тип двигателя – дизельный В-2, производство которого только-только осваивали в Харькове.
Первый экспериментальный образец нового тяжелого танка, носивший условное название У-0, получил очень необычный с нынешней точки зрения комплект вооружения. В единственную башню втиснули оба орудия, которые приличествовали танку прорыва: и 76-миллиметровое основное орудие, и 45-миллиметровую пушку для борьбы с танками. При этом боекомплект «главного» орудия составлял больше сотни снарядов, а «вспомогательного» – всего полсотни. На полигонных испытаниях быстро стало понятно, что преимущества в бою такой дуплекс танку не дает, зато осложняет жизнь экипажу, вынужденному тесниться в небольшой башне.
Рождение КВ
В конце ноября 1939 года будущий КВ вместе с «прародителем» СМК и тяжелым танком Т-100 отправили воевать на Карельский перешеек – проверить теоретические выкладки конструкторов в реальном бою. Из трех этих танков с Зимней войны только один вернулся не просто со славой, а еще и со статусом принятого на вооружение. И это был У-0, которому 19 декабря, то есть через два дня после его первого боя, присвоили индекс КВ – «Клим Ворошилов» – в честь тогдашнего наркома обороны.
Проверка боем доказала безусловное преимущество однобашенного короткого тяжелого танка перед длинными многобашенными. Получивший за счет уменьшения габаритов более тяжелое бронирование, У-0 не получил ни одного сквозного пробития корпуса или башни во время прорыва Хоттиненского укрепрайона. Единственное сквозное попадание пришлось на пушку – то самое, оставленное в распоряжении танкистов, 76-миллиметровое орудие. 45-миллиметровое сняли еще до отправки танка на фронт, и это оказалось совершенно справедливое решение. Обитаемость трехместной башни повысилась, а отсутствие противотанкового орудия никак не мешало У-0 отбиваться от вражеских танков. Зато для борьбы с вражескими укреплениями, то есть для выполнения своей основной функции, орудие Л-11 оказалось слабовато.
И все равно результат боевых испытаний был триумфальным. С отремонтированным стволом и после устранения других повреждений танк У-0 вернулся на фронт и успел еще некоторое время повоевать против белофиннов. Его действиями был весьма впечатлен командующий 7-й армией командарм 2-го ранга Кирилл Мерецков, будущий маршал Советского Союза. Даже через пять лет, в 1944-м, когда Карельский фронт готовился переходить в наступление, командовавший им Мерецков настоял, чтобы в его распоряжение передали все имевшиеся на тот момент в действующей армии танки КВ.
Опасная спешка
Торопливое принятие КВ на вооружение Красной армии сыграло двоякую роль. С одной стороны, к началу Великой Отечественной войны в распоряжении РККА оказалось достаточно новых машин, превосходящих по боевым возможностям любые танки противника. Это блестяще доказали несколько знаменитых эпизодов полного разгрома многочисленных колонн гитлеровцев всего одним (!) танком КВ. Конечно, противниками преимущественно были легкие чешские Pz.35(t), но и средние «тройки» и «четверки» первых модификаций не были серьезным соперником КВ, которые могли расстреливать их с гораздо большей дистанции.
С другой стороны, страдающая многочисленными «детскими болезнями» бронированная машина принесла много головной боли самим советским танкистам. Неслучайно самые результативные бои Великой Отечественной, о которых говорилось выше, КВ вели из танковых засад. Низкая надежность трансмиссии этих танков стала притчей во языцах, да и боевая подвижность тоже была невысокой. Машина получилась крепкой и сильной, но переутяжеленной, она зачастую даже не могла взять с лету откос, на который легко взбирались другие танки.
Если бы КВ, прежде чем его приняли на вооружение и начали массово выпускать, прошел традиционный для других танков путь, с длительными полигонными испытаниями, с неоднократными доводками и доделками выявленных на них недостатков, возможно, его дальнейшая судьба сложилась бы иначе. Но страна в спешке готовилась к приближающейся войне, и крепкая, способная выдержать огонь почти любых орудий противника машина нужна была ей немедленно.
Серийное производство КВ, который к тому времени в связи с появлением КВ-2, вооруженного 152-миллиметровой гаубицей, получил индекс КВ-1, началось уже в феврале 1940 года на Кировском заводе. Темпы производства были запланированы колоссальные, но выдержать их не удалось. Поэтому Великую Отечественную Войну советские танкисты встретили, имея на вооружении меньше трехсот машин этого типа. Как показали первые бои, и при таком небольшом насыщении войск танками КВ они способны приносить немало неприятностей немцам. Проблема была в другом: эти танки не предназначались для встречных или засадных танковых боев или для применения в качестве машин сопровождения пехоты. Их стихией был прорыв укрепленных рубежей обороны, а летом 1941-го если кто и прорывал такие линии, то это были только немцы. В итоге КВ приходилось выполнять несвойственные им задачи и покрывать сотни километров, чтобы добраться до места, где им предстояло пойти в бой. Из-за этого быстро изнашивались механизмы, особенно трансмиссия, и многие «кавэшки», как их стали называть в армии, были потеряны не в бою, а на марше.
Бронированный скороход
Многочисленные претензии военных привели к тому, что в конце весны – начале лета 1942 года под руководством Жозефа Котина, теперь уже главного конструктора Челябинского тракторного завода – Танкограда, была разработана более легкая и подвижная модификация КВ, проиндексированная как КВ-1с, то есть тяжелый танк «скороходный». Танк существенно «похудел» как в прямом, так в переносном смысле. Чтобы придать ему большую подвижность, конструкторы рискнули снизить бронирование, прежде всего на бортах и на верху кормы. Снижение было небольшим, от нескольких миллиметров до полутора сантиметров, но это кардинально – на пять тонн! – изменило вес танка.
Этим изменения, внесенные в конструкцию КВ-1с, не исчерпывались. Машина получила новую литую башню, более обтекаемую и с более рациональными углами наклона брони. Она стала чуть больше прежней, что наряду с изменением расположения рабочих мест экипажа в ней прибавило удобств наводчику, заряжающему и командиру танка. Последний, кстати, получил еще и командирскую башенку, что позволило избавиться от самого главного недостатка КВ-1 – изрядной «слепоты» в бою. Заменили на «скоростном» КВ и коробку передач; новая вызывала гораздо меньше нареканий и отличалась большей надежностью, что сразу отметили в войсках.
Тяжелый танк КВ-1с появился в один из самых драматических моментов Великой Отечественной войны – накануне Сталинградской битвы. Именно на Волге и Дону ему довелось сыграть важную роль в разгроме противника и еще раз доказать свою малую уязвимость. Все резко изменилось после того, как на вооружение вермахта стали массово поступать новые тяжелые и средние танки с длинными пушками крупных калибров – «Тигры» и «Пантеры». Теперь уже советские танкисты попали в то положение, в котором находились их враги летом 1941 года: чтобы пробить «кошачью» броню, требовалось подойти к цели на 300-500 метров, а их могли расстреливать с дистанции вдвое большей.
Все это поставило точку в судьбе танков КВ: армии требовались машины с совсем другими возможностями. Попытка глубокой модернизации «кавэшек» привела к появлению тяжелого танка ИС-1, на базе которого вскоре был создан легендарный ИС-2 (Приложение № 2). Вооруженный 122-миллиметровым орудием, с формами, напоминающими КВ, но более приземистый и длинный, он стал по-настоящему грозным противником для тех же «Тигров» и «Пантер». Прародитель некоторое время даже сражался бок о бок с потомком: к концу 1944 года на фронте еще воевали почти две сотни КВ-1 и КВ-1с из 4775 танков всех модификаций, выпущенных всего за четыре с небольшим года.
Технические характеристики танка КВ-1.
Справка: ТТХ танка КВ-1
Классификация: тяжёлый танк.
Боевая масса: 43 т (1939 год), 47,5 т (1941 год)
КВ-1 Зиновия Колобанова был дополнительно экранирован и имел вес больше, чем указанный в штатных характеристиках.
Экипаж: 5 человек.
Размеры:
длина корпуса - 6.675 мм;
ширина - 3.320 мм;
высота - 2.710 мм;
клиренс - 450 мм.
Тип брони: стальная катаная гомогенная средней твёрдости марок 49С и 42С.
Толщина брони корпуса и башни – 75 мм, при экранировании лобовых деталей толщину брони увеличивают до 95 мм.
Вооружение:
калибр и марка - 76-мм Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5;
тип пушки - нарезная;
длина ствола, калибров - 41,6 (для ЗИС-5);
боекомплект пушки - 90 или 114 (в зависимости от модификации);
прицелы - телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6.
Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхкратный дизельный жидкостного охлаждения.
Подвиг Зиновия Колобанова.
20 августа 1941 г. – дата подвига танкового экипажа под командованием З.Г. Колобанова в ходе сражения за Ленинград.
Бой пяти советских танков КВ-1 с колоннами немецких бронемашин, в результате которого было подбито 43 немецких танка. Экипажем КВ-1 командира роты старшего лейтенанта З.Г. Колобанова в этом бою уничтожено 22 немецких танка.
19 августа 1941 года командира 3-й танковой роты из состава 1-го батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова вызвал к себе лично командир дивизии генерал-майор В. Баранов и отдал приказ перекрыть любой ценой три дороги, которые вели к Красногвардейску (Гатчине) со стороны Кингисеппа, Волосово и Луги. Проведя анализ местности, Колобанов отправил 2 танка в засаду на лужскую дорогу, два на кингесеппскую, а сам остался охранять приморское направление. Колобанов занял позицию напротив Т-образного перекрестка. Место для засады было выбрано очень удачно. По обеим сторонам дороги были заболоченные поля, которые затрудняли маневр немецкой техники.
Поскольку главной задачей роты Колобанова было не допустить прорыв немецких танков, боекомплект собрали в основном из бронебойных снарядов.
К бою готовились тщательно: вырыли для каждой машины по два замаскированных капонира, определились с ориентирами для корректировки стрельбы. Для противника со стороны дорог советские танки были малозаметны: их вкопали прямо по башню.
Дальнейшие события показали, что расчеты Колобанова, опытного танкиста, отличившегося во время советско-финской войны, оказались верными.
На следующий день на горизонте появились 22 немецких танка (Приложение № 4). Колобанов подпустил их как можно ближе и отдал приказ открыть огонь по головным танкам под крест. Точными выстрелами командира орудия - Усова Андрея Михайловича были подбиты 2 головных машины. В рядах противника возникла неразбериха. Танки стали натыкаться друг на друга. А после того как были подбиты 2 замыкающих танка, колонна немцев оказалась в западне. Сначала немцы, не видя своего противника, открыли беспорядочный огонь по стогам сена, приняв их за замаскированные танки. Но определив источник огня, они начали интенсивно обстреливать танк Колобанова. Танк выдержал около 150 попаданий. Немцы попытались свернуть с дороги в поле, но стали застревать в заболоченной местности. Экипаж танка методично уничтожил все немецкие танки.
В целом же рота Колобанова 20 августа 1941 года уничтожила 43 вражеских танка и бронемашины. Экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева подбил 8 машин, экипаж лейтенанта Евдокименко - 5, а экипажи младшего лейтенанта В. Ласточкина и младшего лейтенанта И. Дегтяря - по 4. На свой счет рота записала также артиллерийскую батарею, штабной автомобиль и около двух рот пехоты.
После этого боя весь экипаж Зиновия Колобанова (Приложение №3) был представлен к званию Героя Советского Союза (Приложение № 5), но, по не до конца понятным причинам, бойцы получили более скромные награды: Колобанов З.Г., Никифоров Н.И. были награждены орденами красного знамени, Усов А.М. был награжден орденом Ленина и Кисельков П.И. получил медаль «За отвагу».
Много позже станет понятно, что успех способствовал роте Колобанова и его экипажу не только потому, что их личный состав был умелым и опытным. Судя по всему, немецкое командование просто не ожидало встретить сопротивление на участке фронта, который уже считало прорванным. Иначе трудно объяснить, почему колонна из 22 танков, большинство из которых составляли легкие чешские LT vz.35, шла очень плотно, держа укороченную дистанцию, а члены экипажей многих машин выбрались на броню, загорая под нежарким августовским солнцем.
2.От теории к практике
Сборка модели танка КВ-1.
Меня очень впечатлили мощность и неуязвимость танка КВ-1. Я рассматривал фотографии, мне очень захотелось увидеть танк «живьем». Но ближайший музей, где есть танк КВ-1 находится в Москве (Центральный музей вооруженных сил). Тогда я попросил маму купить мне конструктор, я захотел сам собрать модель танка (лего).
Ознакомление одноклассников с танком КВ-1 и подвигом Зиновия Колобанова.
Выполняя работу, я узнал очень много нового и интересного. Мне захотелось поделиться своими впечатлениями и рассказать ребятам про подвиг Зиновия Колобанова.
Я рассказал ребятам про подвиг, показал модель танка КВ-1 и схему боя.
Ребята слушали очень внимательно, с любопытсвом рассматривали модель танка.
Я надеюсь, что им захочется узнать и про другие подвиги наших солдат.
Заключение.
В процессе работы я смог добиться своей цели – изучил танк КВ-1. Чтобы добиться этой цели я изучил литературу о танках и конкретно о танке КВ-1. Собрал модель танка КВ-1. Рассказал и продемонстрировал модель танка КВ-1 одноклассникам. Познакомил одноклассников с подвигом Зиновия Колобанова.
Из этой работы я сделал вывод, что советский народ сделал все, чтобы одержать победу: солдат на войне, а труженик в тылу. Конструкторы разрабатывали и усовершенствовали технику и вооружение, без которых была бы невозможна Победа!
Наш долг – помнить и передать память об этом бессмертном подвиге и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям.
Моя мечта посетить Центральный музей вооруженных сил в Москве. Увидеть своими глазами танк КВ-1 и другое вооружение, с помощью которого мы смогли одержать победу в Великой Отечественной Войне.
Литература
Поликарпов Н. «Энциклопедия военная техника 1941-1945». Умка, 2020.
Барятский М. «Все танки СССР. Самая полная энциклопедия». Москва, «ЭКСМО», «Яуза», 2013
https://histrf.ru/read/articles/kv-1-neprobivaemyy-klim-voroshilov
https://ru.wikipedia.org/wiki/КВ-1
https://histrf.ru/read/articles/podvigh-kolobanova-event
Приложения
Приложение № 1
Танк КВ-1
Приложение № 2
Танк ИС-2
Приложение № 3
Экипаж танка Зиновия Колобанова
Приложение № 4
Схема боя Зиновия Колобанова
Приложение № 5
Наградной лист Колобанова З.Г.
Приложение № 6
Модель Танка КВ-1 (лего)
Приложение № 7
Выступление перед одноклассниками