Введение.
Когда речь заходит о Великой Отечественной войне, то сразу вспоминаются подвиги людей, их героические поступки, смелость, отвага, мужество и безграничная преданность Родине. Однако мало кто знает, что во время ВОВ рядом с солдатами гордо и отважно сражались за мир животные и птицы. Собаки, кошки, лошади, голуби и многие другие, также как и люди выполняли боевые задания, совершали подвиги и конечно также погибали. Как и герои ВОВ, боевые животные спасли тысячи человечески жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы. Им не давали орденов, они не получали званий. Своими качествами, такими как стойкость, выносливость и верность животные и птицы заслужили, чтобы их бескорыстную помощь в военные годы помнили всегда. Спустя годы, их подвигам было установлено большое количество памятников. Расскажу о них далее в проекте.
Актуальность. В нашем городе Тюмень расположена одна из точек на моей интерактивной карте – «Сквер Сибирских кошек». Однажды я заинтересовался вопросом: «Какие другие животные кроме кошек могли помогать на войне?». Изучив большое количество интернет источников, я был удивлен такому разнообразию среди животных, принмавших участие в ВОВ. Проведенный небольшой опрос среди моего окружения показал, что большинство взрослых и детей знают далеко не о всех четвероногих героях войны, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Это можно увидеть по вопросам и на диаграммах из Приложениий 1 и 2.
В результате подробного изучения этого вопроса, возникла идея собрать полученную информацию вместе и разработать информативную карту на базе интернет-платформы. С помощью такой карты-гида мы сможем узнать много новой информации о ходе и участинках ВОВ. Практическая значимость моей работы заключается в том, что карту-гид можно использовании в путешествиях по городам России (так как на карте обозначены точные координаты каждого памятника), также карту-гид можно будет использовать процессе обучения на уроках истории, географии, биологии, при изучении военных дисциплин, не только дети, но и многие взрослые смогут расширить свой кругозор.
Цель. Составить интерактивную карту-гид «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны» по территории России при помощи интернет-платформы.
Задачи:
Изучить в открытых источниках информацию, которая описывает службу и подвиги животных в годы ВОВ.
Найти информацию о всех памятниках, которые были установлены в России в честь животных, воевавших в годы ВОВ.
Собрать и структурировать информацию для оформления карты-гида «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны» по территории России (текст, фото, адреса и тп.).
Подробно изучить процесс создания интерактивная карта на базе интернет-платформы izi.TRAVEL (как добавляются на нее объекты, как происходит наполнение информацией по каждому объекту и тд).
Разработать алгоритм создания каждого объекта на карте, с подробным описанием процесса создания.
Создать интерактивную карту-гид с памятниками животным ВОВ.
Гипотеза: я предполагаю, что карта-гид, созданная на основе интернет-платформы izi.TRAVEL, поможет ее пользователям расширить свои знания ходе истории ВОВ, узнать новые факты о способностях животных.
Объект исследования: интерактивная карта-гид как способ обощения и систематизации информации.
Предмет исследования: интерактивная карта «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны на территории России».
Методы исследования:
метод эмпирического исследования – анкетирование. В моем случае я провел открытый опрос среди одноклассников и близких взрослых людей.
методы теоритического исследования - сбор, обработка, обобщение информации, анализ источников литературы, интернет источников, описание, системный подход (рассмотрение интерактивной карты как системы для изучения интересующей информации с разных сторон).
методы практического исследования – обработка данных после проведения опроса и работа с диаграммами, моделирование - поэтапное создание собственной интерактивной карты на базе интернет платформы для путешествий https://izi.travel/.
При написании моей работы я использовал различные источники информации, включая интернет ресурсы по службе животных во время ВОВ, а также обучающие видео-ролики по работе на интернет-платформе «izi.TRAVEL».
Глава 1. Понятие и особенности интерактивных карт.
Интерактивные карты - это электронные карты, предоставляющие пользователям возможность взаимодействия с объектами на карте, изменения масштаба, просмотра подробной информации и многое другое. Использование таких карт в образовании может принести множество преимуществ:[5]
Визуализация информации, делает географические и исторические данные более доступными и понятными.
Увеличение мотивации учеников к изучению географии, истории благодаря интерактивным и занимательным методам.
Развитие критического мышления и навыков решения проблем через анализ географических, исторических данных.
Поддержка индивидуального и группового обучения, а также дистанционного образования.
Методы вовлечения учеников с помощью интерактивных карт:
1. Создание собственных карт. При помощи специализированных программ, сервисов, платформ, таких как Google My Maps, ArcGIS или IZI.Travel, ученики могут самостоятельно создавать интерактивные карты на разные темы.
2. Виртуальные путешествия. Использование сервисов типа Google Earth или IZI.Travel позволяет ученикам «путешествовать» по миру без выхода из классной комнаты. Такой подход помогает лучше ощутить особенности различных регионов, их культуру и природные условия, а также стимулирует интерес к изучению географии, истории.
3. Игровые методы обучения. Вовлечение учеников в процесс изучения географии, истории может быть усилено с помощью игровых методов. Например, учитель может создать интерактивные квесты, викторины или соревнования, в которых ученикам предстоит решать задачи, связанные с географическими, историческими объектами и явлениями.
Сегодня, в эпоху мощного развития информационных технологий, все более актуальным и уместным является использование новейших технических достижений в геоинформационного картографирования вообще и в учебном процессе в частности. Современные образовательные тенденции показывают, что перед учителями стоит основное и довольно интересная задача: повысить интерес учащихся к изучению своего предмета через активизацию познавательной деятельности на уроке. А это возможно только тогда, когда учитель грамотно строит преподавания, используя новые информационные технологии.[17]
Плюс в использовании интерактивной карты – человек не ограничен в выборе иллюстративного материала: все, что нужно, можно выводить на экран последовательно, совмещая работу с картами и работу с другими иллюстративными ресурсами.
Второй положительный момент заключается в возможности увеличения той или иной области для более детализированной демонстрации. Например, работая с настенной полиграфической картой, учитель может представить ученику лишь «общий план», то интерактивная позволяет изучить мельчайшие, но очень важные подробности, надписи, условные обозначения. Это бывает особенно актуально при работе с большим количеством информации.
Основной дидактический смысл использования интерактивных карт в процессе обучения заключается в реализации принципа интерактивной наглядности, благодаря чему можно создавать эффект погружения в обучающую программную среду и устанавливать взаимодействие с ней. Все это способствует формированию чувственно-наглядного образа изучаемого явления. Ученик получает не просто карту, но и механизм управления ею, способ создания собственной, удобной ему наглядности.
Что такое интернет платформа izi.TRAVEL?
Это сервис для путешественников, включающий не только широкий диапазон уже готовых аудиогидов и аудиотуров, разработанных профессионалами, но и предоставляющий возможность разработать собственный виртуальный тур. Работа на платформе бесплатна, можно создавать любое количество аудиогидов, есть возможность приглашать по электронной почте других участников для совместной работы над виртуальным путешествием. Для работы на платформе izi.TRAVEL от пользователей требуются базовые навыки работы на компьютере и в интернете, поэтому она может быть использована может в любой предметной области, а ткже может быть полезной педагогам, преподающим в различных дисциплинах. Готовый аудиогид можно опубликовать, просмотреть и прослушать на своем смартфоне в любое время. [9]
В ряде вузов изучение платформы вошло в программу обучения и студенты записывают аудиогиды как результат своей исследовательской работы. Подобные перспективы есть и у современных школьников. На платформе izi.TRAVEL ученики могут создавать аудио-туры: по городу (поселку и др. населенному пункту), аудиогиды по музеям (библиотекам, выставочным центрам, галереям и т.д.); квесты (разновидность тура, ориентированная на игру, приключение); аудио-истории к фото-произведениям. Для разработки таких интерактивных экскурсий или карт нужны умения как предметного (исторического, литературного, географического), так и визуального содержания.[1]
При изучении исторических/географических фактов через интерактивные сервисы, у человека включается в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчается процесс запоминания изучаемого материала, помогает «погрузиться» в предмет изучения, создать иллюзию присутствия, сопереживания с изучаемым объектом.
Глава 2. Алгоритм создания интерактивной карты-гида «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной
войны» по территории России.
Изучив различные статьи, очерки, художественные прозведения, просмотрев огромное количество фотографий времен ВОВ, я составил список всех животных, которые были задествованы нашей армией в ходе ВОВ. В список таких животных вошли: собаки, кошки, лошади, лоси и олени, голуби, верблюды, дельфины и тюлени, обезьяны, мыши, ослы. (Приложение 3).
Далее я собрал информацию по тем памятникам, которые были установлены в честь животных ВОВ, а также животным за помощь людям в тылу во время войны. На территории РФ и в соседних государств таких памятников оказалось чуть больше 20 штук, все они визуально представлены в Приложении 4.
Существует несколько способов, которые позволят любому желающему познакомиться с этими уникальными памятниками: прослушивание лекций, прочтение статей в журналах, газетах, посещение памятников вживую, а также онлайн экскурсии, которые совместят в себе несколько этих способов за один раз. Изучение таких памятников может быть увлекательным и познавательным, особенно если использовать интерактивныую карту-гид. Она дает возможность пользователям погрузиться в атмосферу города, где установлен памятник, посмотреть в какой части города где он расположен, что находятся рядом с ним. Удобно, что пользователь карты делает это удаленно, не выходя из дома. Можно будет посмотреть точный адрес расположения памятника, на случай, если человек окажется в этом городе и решит посмотреть его лично. Благодаря интерактивной карте-гиду, изучение новых фактов об истории ВОВ становится увлекательным и доступным для всех.
С помощью интерактивной карты-гида можно не только прочитать размещенныую в кажом разделе информацию о памятнике, но и посмотреть реальные фото памятника, фото военных лет с протатипами животных, которые были взяты за основу при изготовлении макета памятника, понять, насколько бы было интересно поехать в этот город и посмотреть памятник лично.
Использование результатов интерактивной карты-гида «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны» – многоаспектно (исторический, культурный, социальный, географический, образовательный аспекты), поэтому карта-гид может быть использована в самых разных областях и сферах нашей жизнедеятельности.
Иторический аспект. Информация, полученная после использования карты-гида гораздо глубже раскрывает тему ВОВ в истории России. Несмотря на то, что уже известно большое количество исторических фактов о ВОВ, данные о подвигах животных особо не освещаются, особенно в таких подробностях. Животные оставили свой яркий след в истории ВОВ, этот факт должны узнать как можно больше людей.
Культурный аспект. О подвигах животных на фронтах ВОВ написано большое количество художественных произведений и картин. Возможно те люди, которые познакомятся с памятниками животным-героям онлайн, в дальнейшем захотят углубиться в эту тему, изучить ее более подробно и разносторонне, начнуть знакомиться с новыми авторами и художниками.
Социальный аспект. Первый социальный аспект - существует высокая вероятность того, что люди, которые узнают с помощью карты-гида о подвигах четвероногих солдат, начнут больше уважать этих животных, а кто-то захочет и взять такое животные к себе в дом. Повышается социальная сознательность граждан страны.
Второй социальный аспект – это увлекательное путешествие по городам России и не только. Такая онлайн экскурсия, может стать для человека стимулом спланировать будущие поездки в города, отмеченные на интерактивной карте. Соответственно, граждане нашей страны начнут больше знакомится с ее огромной территорией, узнавать детально каждый ее регион.
Географический аспект. Интерактивная карта-гид позволяет лучше запомнить расположение территорий регионов РФ на географической карте, запомнить города, которые находятся в отмеченных регионах. Возможно, благодаря памятникам животных ученики смогут запомнить географическую информацию для дальнейшей учебы.
Образовательный аспект. Например, на уроках истории, в тех классах, которые проходят период ВОВ, учитель может дать задание ученикам, подготовить сообщения на тему «Помощь животных во время ВОВ», а на самом уроке сопровождать рассказы детей фотографиями и фактами из карты-гида, наглядно показывать животных-героев и их памятники. Когда учебный материал подается в такой интересной и необычной форме, то ученику гораздо легче запомнить его и оставить эту информацию с собой надолго.
Немаловажно и то, что в процеесе изучение данной темы у детей формируются патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за свою страну, уважение и сострадание к животным.
Таким образом, мы видим, что одним из основных достоинств интерактивной карты-гида «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны» является универсальность ее использования.
В своей работе я рассмотрел один из вариантов использования интерактивной карты-гида «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны», это в сфере образования.
Прежде чем приступить к разработке интерактивной карты-гида, я ознакомился с обучающими видео по работе с интернет платформой izi.TRAVEL. [16]
Рассмотрим основные этапы создания интерактивной карты-гида на базе интернет платформы izi.TRAVEL (Приложение 5).
Этап 1. Регистрация на платформе. Для создания своего гида на данной интернет платформе нужно сначала пройти все стандартные этапы регистрации, наглядно описанные в пунктах 1 - 4 Приложения 5.
Открываем сайт izi.TRAVEL и находим вкладку «Войти» сверху, справа.
Регистрируемся на сайте в стандартном фомате, заполняя все необходимые поля.
На указанную при регистрации электронную почту придет сообщение. Переходим по ссылке из письма, заканчиваем процесс регистрации.
Этап 2. Создаем свой тур на платформе (пункты 5-7 Приложения 5).
1. Сверху на синей полосе в середине находим вкладку «Тур».
2. Создаем тур, придумываем ему запоминающееся название, выбираем тип тура (уличный или квест), категорию тура (пеший, велосипедный, автобусный и тд). Снизу нажимаем красную кнопку «Создать».
3. Начинаем наполнять наш тур, добавляем общее описание тура (ограничение по количеству слов 5000), обложку для тура, внизу есть возможность прикрепить аудиофайл, например в качестве напутсвия от автора, или удалить тур, если передумали его создавать. После внесения всей общей информации по туру нажимаем внизу синюю кнопку «Сохранить».
4. После сохранения можем выходить на карту в созданный нами тур, нажатием вкладки «Тур» сверху слева.
Этап 3. Наполняем тур объектами на карте России (пункты 8 - 11 Приложения 5).
Попадаем в созданный тур, сверху слева выбираем значок координаты , затем в поисковой строее выбираем «поиск по Google» и начинаем вбивать в поисковую строку название памятника/объекта или его адрес, если точно его знаем.
Усли нужный вам памятник/объект занесен в Google, то он появится в самом верху поискового списка, выбираем его в списке и нажимаем кнопку «Добавить в тур»
Присваиваем памятнику/объекту название, которое будет отображать на интерактивной карте и сохраняем его в составе своего тура, нажав на красную кнопку «Сохранить» внизу окна.
Пободным образом добавляем в состав тура все необходимые памятники/объекты.
Получаем интерактивную карту с точками , которые обозначают место расположения объекта на карте страны.
Этап 4. Заполняем объекте различной информацией (пункты 12 - 14 Приложения 5).
Слева от карты формируется список памятников, добавленных в тур на карте. Теперь каждый памятник необходимо наполнить информацией, иначе тур будет не интересен для пользователя интерактивной картой-гидом. Для этого нажимаем слева поочередно на название каждого памятника и попадаем в карточку этого объекта.
Для наполнения карточки объекта перемещаемся по верхним вкладкам:
- История (текстовое описание истрии создания памятника, его идеи, значения и т.п.)
- Свойства (можно поменять в свойствах видимость/невидимость объекта для других пользователей платформы),
- Расположение (показывает точно расположение объекта на местности, можно посмотреть, что расположено вблизи к памятнику),
- Изображения (Загрузите фотографию достопримечательности в формате JPEG или PNG. Эта фотография будет показана пользователю мобильного приложения на смартфоне или планшете. Используйте качественные, но не слишком большие фотографии),
- Использование в турах (отражает информацию в каких турах еще используется этот объект. Для добавления достопримечательности в тур достаточно выбрать из списка название туры и нажать кнопку «Добавить в тур»),
- Ссылки (Аудиогид может содержать ссылки на другие музеи и/или туры. Для этого используйте кнопки «Добавить ссылку на музей» или «Добавить ссылку на тур»),
- qr-код (Сгенерированный QR-код предназначен для размещения рядом с достопримечательностью. В этом QR-коде находится информация о странице достопримечательности в мобильном аудиогиде и на сайте izi.TRAVEL. Если на смартфоне пользователя установлен мобильный аудиогид, то сканирование этого QR-код откроет аудиогид на странице достопримечательности. Если у пользователя не установлен мобильный аудиогид, то будет открыта страница достопримечательности на сайте izi.TRAVEL),
- Удалить достопримечательность,
- снизу под текстовым описанием есть возможность загрузить аудиофайл
3. Во вкладке «История» справа от текста есть возможность добавить
- видео (к описанию достопримечательности можно присоединить небольшое видео или дать ссылку на YouTube. В этом случае на странице достопримечательности в мобильном аудиогиде появится кнопка проигрывания видео. Имейте ввиду, что загружая большой файл с видео вы увеличиваете объем данных для скачивания (оффлайн).
- викторину (Можно создать вопрос викторины. Таким образом можно внести элемент игры в аудиогид. Отвечая на вопросы викторины пользователи лучше усваивают материалы).
- заметки редактора (Вы можете добавить текстовый блок для служебной информации. Это могут быть заметки автора, ссылки на исходные материалы и пр. В мобильных аудиогидах эта информация не отображается)
4. Далее сохранем всю заполненную информацию, нажимая на синюю кнопку во вкладке «История» снизу под текстом «Сохранить».
Этап 5. Проверяем работу созданного тура (пункты 15 - 18 Приложения 5).
Наполнив информацией каждый объект, переходим на интерактивную карту и проверяем тур на то, как он будет выглядеть для пользователя платформы. Сверху справа нажимаем значок экрана, который подсвечивается как «Показать на izi.TRAVEL».
Нажав на кнопку экран у нас открывается созданный гид в том виде, как его будут видеть пользователи платформы
- обложка тура
- все точки на карте
- qr-код тура
- отзывы пользователей на свой тур
- ссылка, чтобы у пользователя была возможность им поделиться с кем-то другим.
3. Нажимаем на каждый памятник и раскрывается вся загруженная нами информация по нему: можно пролистывать фотографии, читать текст, слушать айдиофайлы, поделить ссылкой на памятник.
4. Стрелочки <Пред и Вперёд> позволяют переходить от одного памятника к другому, двигаясь по списку памятников вперед и назад.
5. Наша интерактивная карта-гид на тему «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны» по территории России и близлежайших соседей готова к использованию.
Заключение.
Подводя итоги моей проделанной работы, хочу отметить, что гипотеза исследования полностью подтвердилась: карта-гид, созданная на основе интернет-платформы izi.TRAVEL, поможет ее пользователям расширить свои знания об истории ВОВ, качествах и способностях животных, а также запомнить географическое расположение городов на карте Росссии.
Цель моей работы достигнута. Я создал собственную интерактивную карту-гид на тему «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны» по территории России и близлежайших соседей. Опробовал ее на практике со своими одноклассниками. Интерактивность карты, ее наполненность разной информацией, наличие большого количества фотографий и возможность онлайн, не выходя из дома, прогуляться по городам России привлекает внимание пользователей и значительно облегчает запоминание информации. Правила пользования интернет-платформой достаточно просты, что не вызвало никаких затруднений с её использованием. Еще один немаловажный факт, использование данной платфрмы доступной для всех, как для пользователя, так и для разработчика работа на платформе izi.TRAVEL является бесплатной.
Выполнив опрос учащихся до и после использования моей интерактивной картой-гидом, я сделал вывод, что этот инструмент оказывают существенную помощь в образовательном процессе. Количество правильных ответов значительно увеличилось после прохождения тура, ведь мои одноклассники не только вспомнили забытые факты о ВОВ, но и познакомились с абсолютно новой для них информацией.
Кроме того, мою интерактивную карту-гид можно расширять за пределы России, добавляя новые точки на карте других государств, создавать по этой теме квесты. Следовательно, карта-гид никогда не потеряет своей актуальности и будет интересна пользователям.
Интерактивную карта-гид, которую я разработал способствует повышению интереса обучающихся к изучению истории Родины, истории прохождения ВОВ, расширению историко-культурного кругозора, формированию ценностных ориентаций и проявлению чувств сострадания и сопереживания животным.
Одним из главных достоинств интерактивной карты-гида на тему «Памятники четвероногим солдатам Великой отечественной войны» по территории России является её универсальность в использовании. Многоаспектность карты-гида позволяет использовать её в самых разных областях и сферах нашей жизнедеятельности: образовательной, познавательной, социальной, культурной.
Список использованных источников и литературы.
Виноградова Н.С. «Использование платформы izi.TRAVEL в проектной деятельности учащихся» // Сайт «Учительский журнал. Всероссийское педагогическое издание». – Электронный ресурс. – URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/20/articles/914 (дата обращения 15.04.2025).
Гусева Ольга. «Голубь птица мира или войны?» // Группа в Вкантаке печатного издания «Ржевская правда». – Электронный ресурс. – URL: https://vk.com/wall-91737892_11418 (дата обращения 18.03.2025).
Животные-герои Великой отечественной войны // Официальная группа в Вконтакте «Банк РНКБ». – Электронный ресурс. – URL: https://vk.com/@rncb_bank-zhivotnye-geroi-velikoi-otechestvennoi-voiny (дата обращения 17.03.2025).
Животные, принимавшие участие в Великой отечественной войне // Сайт МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Ессентуки. – Электронный ресурс. – URL: https://xn--90aiamjrzbaml1a.xn--p1ai/?view=article&id=2069:zhivotnye-prinimavshie-uchastie-v-velikoj-otechestvennoj-vojne&catid=8 (дата обращения 18.03.2025).
Интерактивные карты в образовании, как вовлечь студентов в изучение географии // Интернет-магазин карт «Mapny». – Электронный ресурс. – URL: https://mapny.ru/blog/interactive-maps-education/ (дата обращения 16.04.2025).
Катерова Наталья. «Четвероногие солдаты Красной армии» // Официальный сайт исторического журнала «Делитант» . Электронный ресурс. – URL: https://diletant.media/articles/45285468/ (дата обращения 20.03.2025).
Клевцов Александр. «Животные-участники Великой отечественной войны» // официальный сайт «Центр экологического образования». – электронный ресурс. – URL: https://eco-study.org/2020/05/12/zhivotnye-uchastniki-velikoj-otechestvennoj-vojny/ (дата обращения 19.03.2025).
Кузнецова Мария. «Взяты на вооружение, или Как животные сражались с врагом»//МВД Медиа. – Электронный ресурс. – URL: https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/bylo-delo/vzyaty-na-vooruzhenie-ili-kak-zhivotnye-srazhalis-s-vragom/ (дата обращения 20.03.2025).
Мастер-класс по работе в сервисе izi.TRAVEL // Сайт Мастер-класс. – Электронный ресурс. – URL: https://sites.google.com/view/masterklass2018/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C-2-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B5-izi-travel (дата обращения 16.04.2025).
Нечеловеческая храбрость: животные на фронтах Великой Отечественной войны // Официальный сайт МБУ «Центральная детская библиотека» Томской области. – Электронный ресурс. – URL: https://detskaya-seversk.ru/obzory-nechelovecheskaya-hrabrost-zhivotnye-na-frontah-velikoj-otechestvennoj-vojny/ (дата обращения 20.03.2025).
Окунев Дмитрий «Животный натиск» // официальный сайт интернет издания Lenta.ru. – Электронный ресурс. – URL: https://lenta.ru/articles/2023/06/18/jivotnie/ (дата обращения 22.03.2025).
Орешко М.А. «От виртуальной экскурсии до музея и квеста. Возможности платформы izi.Travel» // видео на Rutube. – Электронный ресурс. – URL: https://rutube.ru/video/73406f32798e482a768f95b9c7141eba/?&utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=73406f32798e482a768f95b9c7141eba&utm_term=yastatic.net&t&referrer=appmetrica_tracking_id%3D1037600761300671389%26ym_tracking_id%3D17633831412568665000 (дата обращения 17.04.2025).
Ослики на войне // Официальная группа в Вкантекте «»Библиотека Короленко НСК». – Электронный ресурс. – URL: https://vk.com/wall-193355989_264 (дата обращения 16.03.2025).
Подвиг животных в Великой отечественной войне // Сайт «Читальный зал Центральной городской библиотеки имени М.Горького в г.Ростов-на-Дону». – Электронный ресурс. – URL: https://zalgorkogo.blogs.donlib.ru/?p=5139&doing_wp_cron=1713038223.5103690624237060546875 (дата обращения 17.03.2025).
Таранец И.П. «Они тоже сражались за Родину» // Официальный сайт журнала «Заповедные острова». – Электронный ресурс. – URL: https://www.wildnet.ru/magazine-zapoved-islands/23/108/ (дата обращения 22.03.2025).
Троянский Виктор онлайн-лекция «Работа с платформой izi.Travel и создание аудиогидов» // Сайт «Мобильное краеведение». – Электронный ресурс. – URL: https://vk.com/video-223251729_456239087 (дата обращения 21.04.2025).
Филоненко В. И. «Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности» // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75982/ (дата обращения ).
Izi.TRAVEL // Официальный сайт интернет платформы для путешествий. – Электронный ресурс. – URL: https://izi.travel/ru?locale=ru (дата обращения ).
Приложение 1. Вопросы для опроса респондентов.
Известен ли вам тот факт, что в Великой отечественной войне (далее ВОВ) принимали участие не только люди, но и животные? Обведите свой ответ.
ДА НЕТ
Выберите из предложенных ниже животных тех, которые по вашему мнению могли бы принимать участие в ВОВ. Обведите свои ответы.
2.1. собаки 2.7. верблюды
2.2. кошки 2.8. дельфины
2.3. лошади 2.9. тюлени
2.4. лоси 2.10. обезьяны
2.5. олени 2.11. мыши
2.6. голуби 2.12. ослы
3. По вашему мнению достойны ли подвиги животных на ВОВ того, чтобы им устанавливали памятники в разных городах нашей страны? Обведите свой ответ.
ДА НЕТ
4. Обведите названия памятников, которые вам знакомы, о которых вы когда-то слышали
4.1. «Памятник фронтовой собаке»
4.2. «Военный инструктор с собакой»
4.3. «Истребителям фашистских танков посвящается…»
4.4. «Военным дрессировщика и служебным собакам Ленинградского фронта»
4.5. «Героям-медикам и санитарным собакам»
4.6. «Памятник героям-пограничникам и служебным собакам»
4.7. «Сквер Сибирских кошек»
4.8. «Памятник кошкам блокадного Ленинграда»
4.9. «Елисей и Василиса»
4.10. «Памятник плачущему коню»
4.11. «По дорогам войны»
Приложение 2. Результаты опроса, проведенного среди 27 человек.
Приложение 3. Животные, принимавшие участиве в ВОВ.
Собаки
Ездовые собаки.
Собаки-связисты.
Собаки-миноискатели.
Собаки-санитары.
Собаки-подрыватели (истребители танков).
Собаки-разведчики.
Собаки-диверсанты.
Как и среди людей, так и среди собак существуют герои. Вот самые известные из них: овчарки Дина и Джульбарс, колли Дик, Мухтар, Джек, Аста, Рекс и другие.
Кошки.
Лошади.
Лоси и олени.
Голуби.
Верблюды.
Дельфины и тюлени.
Обезьяны.
Мыши.
Ослы.
Приложение 4. Памятники четвероногим солдатам ВОВ, расположенные на территории России и рядом с ней.
N пп |
Животные |
Название памятника/ его место расположения |
Фото памятника |
1 |
Собаки |
«Памятник фронтовой собаке» г.Москва, Поклонная гора |
|
2 |
Собаки |
«Военный инструктор с собакой» г.Москва, парк «Терлецкая дубрава» |
|
3 |
Собаки |
«Истребителям фашистских танков посвящается…» г.Волгоград, площадь Чекистов |
|
4 |
Собаки |
«Военным дрессировщика и служебным собакам Ленинградского фронта» г.Санкт-Петерберг, парк «Сосновка» |
|
5 |
Собаки |
«Героям-медикам и санитарным собакам» г.Ессентуки, территория санатория «Виктория» |
|
6 |
Собаки |
«Памятник героям-пограничникам и служебным собакам» Украина, Черкасская область, Тальновский район, село Легедзино |
|
7 |
Кошки |
«Сквер Сибирских кошек» г.Тюмень, ул.Первомайская |
|
8 |
Кошки |
«Памятник кошкам блокадного Ленинграда» г.СанктПетербург, во вдворе дома 4 на улице Композиторов |
|
9 |
Кошки |
«Елисей и Василиса» Г.Санкт-Петербург, ул.Малая Садовая, д.1 и 8 (на фасадах домов) |
|
10 |
Лошади |
«Памятник плачущему коню» республика Северная Осетия-Алания, Куртатинское ущелье, вблизи поселка Верхний Фиахдон |
|
11 |
Лошади |
«По дорогам войны» г.Москва, парк Победы, аллеся защитников Москвы. |
|
12 |
Лошади |
«Памятник в честь воинов 116-й Донской казачьей кавалерийской дивизии»Ростовская область, г. Сальск, на въезде в город с западной стороны у реки Средний Егорлык |
|
13 |
Олени |
«Арктические танки»г.Мурманск, Первомайский округ, 301-й микрорайон |
|
14 |
Олени |
«Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы ВОВ»Ненецкий автономный округ, г.Нарьян-Мар, ул.Победы, между Краеведческим музеем и Центральной библиотекой |
|
15 |
Голуби |
«Пионеру Вите Черевичкину» (мальчик с голубем)Ростовская область, г.Ростов-на-Дону, Кировский раойн, парк им. В.Черевичкина |
|
16 |
Голуби |
Памятник почтовым голубям с надписью «…они также сражались за Родину»г.Самара, на территории санатория имени Чкалова. |
|
17 |
Голуби |
«Голуби мира»(17 голубей) Иркутская область, г.Ангарск, 12а микрорайон |
|
18 |
Верблюды |
«Мы победили! От Баскунчака до Берлина»Астраханская область, г.Ахтубинск, площади имени В.И. Ленина |
|
19 |
Тюлени |
«Тюленю-спасателю Архангельска и блокадного Ленинграда»г.Архангельск, набережная реки Северная Двина, недалеко от площади Мира |
|
20 |
Обезьяны |
На памятнике была выбита надпись: «Многие болезни людей были изучены с помощью опытов на обезьянах»Абхазия, г. Сухум на горе Трапеция, на территории Научно-исследовательского института экспериментальной патологии и терапии Академии наук Абхазии |
|
21 |
Журавли |
Мемориальный комплекс «Журавли»г.Саратов, Соколова гора, парк Победы |
Приложение 5. Этапы создания интерактивной карты с памятниками на интернет платформе izi.TRAVEL
N пп |
Описание этапа |
Скриншот экрана, показывающий действие на данном этапе |
1 |
Открываем сайт izi.TRAVEL и находим вкладку «Войти» сверху, справа |
|
2 |
Регистрируемся на сайте в стандартном фомате, заполняя все необходимые поля |
|
3 |
На указанную при регистрации электронную почту придет сообщение. Переходим по ссылке из письма, заканчиваем процесс регистрации |
|
4 |
Перейдя по ссылке из письма, попадаем в свой профиль и выбираем вкладку «Тур», сверху, справа |
|
5 |
Создаем тур, придумываем ему название, выбираем тип тура (уличный или квест), категорию тура (пеший, велосипедный, автобусный и тд) Снизу нажимаем красную кнопку «Создать» |
|
6 |
Начинаем наполнять наш тур, добавляем описание, фото, внизу есть возможность прикрепить аудиофайл |
|
7 |
Выходим в созданный нами тур, нажатием вкладки «Тур» сверху слева |
|
8 |
Попадаем в созданный тур, сверху слева выбираем значок координаты, затем в поисковой системе выбираем «поиск по Google» и начинаем вбивать в поисковую строку название памятника/объекта или его адрес и тд |
|
9 |
Когда нужный вам объект найден, нажимаем кнопку «Добавить в тур» |
|
10 |
Называем объект и сохраняем его в составе своего тура |
|
11 |
В составе тура появилась первая достопримечательность вверху слева, она активна, ее можно раскрыть и дополнить информацией На карту также добавилмя значок объекта |
|
12 |
Раскрываем каждый созданный на карте памятник и начинаем наполнять его информацией, для заполнения переходим по верхним вкладкам. Можно поменять в свойствах видимость объекта для других пользователей, поставить точное расположение, загрузить фото, сгенерировать qr-код А внизу добавить аудиофайл и сохранить всю информацию. |
|
13 |
Сверху во вкладке «История» справа от текста есть возможность добавить к туру: 1) видео 2) викторину 3) заметки редактора |
|
14 |
Подобным образом заполняем каждый объект в составе интерактивной карты-гида |
|
15 |
Чтобы после сохранения инфрмации вернуться на карту с объектами нужно нажать в самом верху слева красную стрелку над словом «Тур» |
|
16 |
Наполнив информацией каждый объект, переходим на интерактивную карту и проверяем тур на то, как он будет выглядеть для пользователя платформы. Сверху справа нажимаем значок экрана «Показать на izi.TRAVEL» |
|
17 |
Нажав на кнопку экран у нас открывается созданный гид в том виде, как его будут видеть пользователи платформы - обложка тура - все точки на карте - qr-код тура - отзывы пользователей на свой тур - ссылка, чтобы у пользователя была возможность им поделиться с кем-то другим. |
|
18 |
Нажимаем на каждый памятник и раскрывается вся загруженная нами информация по нему: можно пролистывать фотографии, читать текст, слушать айдиофайлы, поделить ссылкой на памятник. 4. Стрелочки <Пред и Вперёд> позволяют переходить от одного памятника к другому вперед и назад. |
Приложение 6. QR-код для интерактивной карты.
QR-код на мою интерактивную карту «Памятники четвероногим солдатам ВОВ на территории России».
Страница 49 | 49