Железная дорога ради жизни на Земле

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Железная дорога ради жизни на Земле

Широбоков А.С. 1
1БОУ УР Столичный лицей
Туктарова А.А. 1
1БОУ УР Столичный лицей
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2022 году я со своей семьей ездил в гости на поезде в Москву. Это была моя первая поездка на поезде. Раньше я поезд видел только на картинках и по телевизору. А тут я увидел впервые настоящий, огромный, красивый поезд, и был в восторге от этого. Мне так понравилось. Когда мы ехали в поезде, мама рассказала мне, что ее бабушка, получается моя прабабушка строила железную дорогу Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны. И я решил взять эту тему для проекта и рассказать вам.

А также я побывал на станции Балезино, где находится памятник посвященный основателям станции и строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас-

Все им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьей быть должны!

Мы всех ветеранов войны поздравляем

Их подвиг на благо страны вспоминаем

Большою ценою победа добыта.

Никто не забыт и ничто не забыто.

В этом году страна празднует 80 лет Великой Отечественной войны. Мы с большой скорбью и гордостью вспоминаем всех тех, кто защищал нашу родину.

Моя прабабушка Невоструева Екатерина Кузьмовна тоже участвовала в этой страшной войне. Она строила железную дорогу Ижевск-Балезино. Когда я родился, к сожалению, ее уже не было. Я никогда не слышал, как она вспоминала и говорила про войну. Но моя мама часто разговаривала с ней на эту тему, и я считаю своим долгом собрать как можно больше информации о прабабушке.

Цель исследования моей работы заключается в том, чтобы изучить все найденные материалы и получить как можно больше правдивой информации о моей прабабушке входе строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

Чтобы добиться заданной цели, я поставил перед собой задачи:

  1. Изучить материалы строительства железной дороги Ижевск -Балезино.

  2. Провести беседу с бабушкой, с дедушкой, и дочерями прабабушки записать их воспоминания.

Объект и предмет моего исследования: сведения строительства железной дороги ради жизни на Земле.

Мною были использованы следующие методы исследования:

  1. изучение информации о Великой Отечественной войне;

  2. изучение информации о строительстве железной дороги Ижевск-Балезино;

  3. интервью с бабушкой, дедушкой, родственниками, односельчанами;

  4. исследование отдельных случаев личных документов, фотодокументов.

1.Основная часть

    1. Жизнь до Великой Отечественной войны

Моя прабабушка Малых (Невоструева) Екатерина Кузьмовна родилась 10 января 1928года в деревне Жувам Юкаменского района, вторым ребенком. Детей в семье было четверо: старшая сестра Анна, потом брат Арсений, и сестра Зоя. Ее отец Невоструев Кузьма Васильевич участвовал в трех войнах: Советско-Финской 1939-1940 гг., Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и Советско-Японской войне 1945 года.

1.2. Жизнь во время Великой Отечественной войны, строительство железной дороги Ижевск-Балезино

Когда началась Великая Отечественная, моей прабабушке было 13 лет. Из деревни все мужчины ушли на фронт, и вся тяжелая работа легла на плечи женщин и подростков.

Екатерине Кузьмовне приходилось очень тяжело и конечно не только ей, но и всей семье. Она часто вспоминала о том, что жили очень плохо, не было хлеба, еда в основном была из травы, все время голодали. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали женщины. А в деревню один за другим приходили письма о смерти односельчан.

Первого января 1942 года началось строительство железной дороги, а завершилось 1 марта 1943 года. На момент начала стройки моей прабабушке было 14 лет. Сначала она работала в лесу. Колхозу было дано задание посылать всех на строительство дороги. Мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на женские плечи. Но в то время люди были привычные к тяжелому труду. Домой ездили редко, жили в деревнях, ближе к строительству: в Яру, Омутнице, Андрейшуре.

Женщины вручную делали самую трудную работу, с утра до позднего вечера, строили железную дорогу пилами и топорами, кирками и лопатами. Вначале ездили на лесозаготовки - рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой было работать еще труднее. Земля мерзлая, ломом не бралось, аж искры летели, когда долбили ее. Землю возили на лошадях. У прабабушки была лошадь бойкая, все старалась убежать, несколько раз она падала с саней, даже два раза в речку падала.

Деньги они не получали - они шли в Фонд обороны. Одежда, обувь изнашивалась. Ходили в лаптях, которые тоже изнашивались, а купить было не на что- стоили 10 рублей. Лапти плели сами из лыка, жизнь всему научит. Было голодно, но мы были все молодые, здоровые, и никогда не унывали. Работали хорошо, а вечером отдыхали. В деревнях было очень много пустых домов, мы в них заходили и топили печь, чтобы согреться.

Основная цель строительства сокращение времени транспортировки угля и древесины с севера на оборонные заводы. Дорога дала возможность освоить новые лесные массивы и открыла «широкие перспективы по развитию всех отраслей народного хозяйства Удмуртии». Железная дорога Ижевск-Балезино дала кратчайшую связь Северного Урала с районами Поволжья и Юга. 146 км новых путей соединили Пермскую и Казанскую железные дороги. После открытия движения по дороге Ижевск-Балезино только за год перевезли более 1млн 600 тыс. тонн различных грузов.

1.3. Послевоенная жизнь

После войны моя прабабушка вышла замуж за Малых Ивана Трофимовича. Вместе они вырастили шестерых детей: Анатолий, Валентина, Тамара, Нина, Юра (мой дедушка), Елена.

Работала прабабушка телятницей в колхозе имени Ленина. Имеет много наград за доблестный труд после войны, а также награждена Медалью «Медаль Материнства», которая дана родившей и воспитавшей шестерых детей, награждена медалью «Ветеран труда». Прабабушка прожила 82 года. Умерла 2 декабря 2010 года.

2.Практическая работа

Память об участии строительства железной дороги моей прабабушки, я с папой решил смастерить «Паровоз-Победы». Мы его специально сделали из дерева, из подходящих обрезков пиломатериала. Сначала подготовили материал, а потом вырезали с помощью разных методик фигуры, собрали, соединили и получился наш паровоз. Я очень рад, что все у меня получилось.

Заключение

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Память о Великой Отечественной войне должна передаваться из поколения в поколение. Мне очень жаль, что я не смог взять интервью у моей прабабушки. Но в то же время я очень рад, что узнал о своей прабабушке. Я очень благодарен своей маме Широбоковой Надежде Юрьевне за предоставленные фотодокументы, личные документы.

В результате проделанной работы мной была собрана информация, касающаяся родственников. Я изучил сохранившиеся вещественные источники своей прабабушки.

Собирая факты для этой работы, мне пришлось опросить родственников. Они с удовольствием делились своими воспоминаниями, это способствовало объединению семейной династии и создавало атмосферу тепла и дружбы.

Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работа, над раскрытием вопросов поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива, по сей день.

Поставленная цель - изучение жизни прабабушки в годы строительства железной дороги Ижевск-Балезино достигнута.

В заключении я хочу сказать, что очень горжусь, что моя прабабушка внесла личный вклад в историю нашей страны, наша Страна Победила в этой страшной войне.

Список использованной литературы

  1. Личный архив.

  2. Газета «Сусанин»

Просмотров работы: 17