Введение
9 мая 1945 года – День Великой Победы, который навеки останется в истории. Это величайшее событие, которое положило конец фашистской Германии. Неописуемое ликование и облегчение испытали люди в этот день, в День Победы! Невозможно оценить мужество всех тех, кто пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений…
Победа в Великой Отечественной войне – одно из главных событий в истории нашей страны. За Победу сражались миллионы солдат на фронте, мирных граждан в тылу и животных и птиц! Четвероногие и крылатые бойцы наравне с людьми участвовали в опаснейших военных операциях, доставляли важные грузы, работали минерами и разведчиками, связистами и санитарами.
Писатель Виктор Кокосов собрал истории о собаках, кошках, лошадях, ослах, лосях, голубях, верблюдах и даже одном козле, насколько важным и ценным был вклад животных в нашу Победу.
Цель: формирование представлений о вкладе животных в достижение победы советского народа над фашистскими захватчиками; узнать, какие животные и чем помогали людям на войне.
Задачи:
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне: узнать, какие животные и как помогали на фронте в годы Великой Отечественной войны
Изучить литературные источники: прочитать и проанализировать рассказы Виктора Кокосова
Воспитывать любовь к Родине и гуманное отношение к животным.
Провести опрос по теме исследования.
Провести «Единый день чтения вслух» по рассказам В. Кокосова для обучающихся нашей школы в рамках работы литературно – краеведческого музея «Кораблик».
Методы исследования: сбор информации; изучение научно-популярной литературы и электронных ресурсов; анализ; обобщение.
Объект исследования: животные «сражавшиеся» за Родину.
Предмет исследования: вклад животных в приближении Победы в Великой Отечественной войне.
Гипотеза: животные внесли огромный вклад в Победу над фашистской Германией.
Структура работы: моя работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений
Основная часть
Глава 1. Легендарные собаки на фронте
1.1.Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки. Наши собаки несли самую разную службу. В. Кокосов повествует о самой знаменитой немецкой овчарке. Собака-миноискатель Джульбарс обладала феноменальным чутьём на взрывчатку, превышающим все показатели почти в два раза. За два военных года службы он отыскал семь с половиной тысяч мин и полторы сотни снарядов. Именно Джульбарс занимался разминированием могилы Тараса Шевченко в Каневе и Владимирского собора в Киеве, старинных замков в Праге, соборов в Вене, дворцов в Будапеште. Как рассказывали многие ветераны, из-за ранения Джульбарс не мог участвовать в Параде Победы в Москве в 1945 году (где среди прочих войск шли и кинологи с собаками), и тогда Сталин лично распорядился пронести собаку на своём кителе. Джульбарс - единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги».
Дина – первая собака-диверсант, участник «рельсовой войны» в Белоруссии, смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника на перегоне Полоцк – Дрисса (19 августа 1943 год), в результате чего было уничтожено 10 вагонов и большая часть железной дороги была выведена из строя.
Пёс Бульба – пёс, воспитанный вожатым Терентьевым, был связистом. За время своей службы Бульба передал более 1500 депеш и проложил десятки километров телефонного кабеля. Нередко он вместо документов доставлял на передовую боеприпасы.
Лайка Бобик помогла рядовому Дмитрию Трохову за три года на собачьей упряжке вывезти с передовой 1580 раненых. Стоит отметить, что санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза.
Спаситель Павловского дворца — это шотландский колли Дик, он за время войны обнаружил свыше 12 тысяч мин, принимая участие в разминировании Ленинграда, его пригородов, Сталинграда, Лисичанска и Праги. Со своим вожатым он совершил главный подвиг - спас знаменитый Павловский дворец, обнаружив фугас весом в 2,5 тонны с часовым механизмом в фундаменте за час до взрыва. Причем уже после того, как здание считалось разминированным.[1]
1.2. Отважные птицы. В русской армии военно-голубиную почту учредили в конце 19 века. Каждый голубь, и даже каждое яйцо находились на строгом учёте, существовали инструкции по воспитанию и тренировке птенцов, уходу за крылатыми связистами. Голуби переносили голубеграммы - депеши, которые писались на тонкой бумаге. И даже занимались разведкой с помощью прикрепленного к ним миниатюрного фотоаппарата. Как только немцы входили в город, село, деревню, они объявляли приказ о сдаче в комендатуру всех голубей. Солдатам вермахта было приказано расстреливать всех летающих голубей без разбора, потому что они хорошо оценивали вред, который могут принести эти птицы.В Летопись Великой Отечественной войны занесён беспримерный подвиг крылатого разведчика под номером 48. Этот голубь, невзирая на многочисленные атаки специально обученного фашистского ястреба, используя специальные полётные характеристики, из последних сил долетел до своего голубевода и передал ему важное известие. [1]
1.3. Нужнее кошки – зверя нет. Кошки нужность свою для армии доказали еще до нашей эры. А в Новейшей истории - во время первой мировой войны, когда они были «нюхачами» - предупреждали солдат о газовых атаках немцев. Во время второй мировой войны круг кошачьих обязанностей заметно расширился. Они служили и в госпиталях, и при зенитных батареях, и связными. Отдавали свое домашнее тепло, ласку и спасали жизнь своим чутьём на авианалёты. Есть отдельный памятник кошке блокадного Ленинграда,а в 1943 году в ещё не освобождённый от фашистской блокады Ленинград доставили спецгруз стратегической важности: два эшелона дымчатых кошек, чтобы спасти город от крыс. Вскоре в Сибири была сформирована еще одна кошачья «дивизия» - свыше 5000 усатых бойцов для охраны Эрмитажа и других музеев Северной столицы от крыс.[1]
1.4.Ишаки особого назначения внесли немалый вклад в успех битвы за Кавказ в 1942-1943 годах. Именно ишаки перевозили боеприпасы, военное снаряжение, были незаменимым транспортом на горных тропах. И замечательно проявили себя на Малой Земле под Новороссийском, участвовали в десанте, доставляли грузы, незаметно пробирались к вражеским позициям, доставляя нашим бойцам миномётные мины. Они ни в разведки, ни в атаки не ходили, но были просто незаменимы в горах.[1]
1.5. Верблюды в Берлине. В 1942 году, в самый разгар Сталинградской битвы в Астрахани была произведена мобилизация верблюдов, чтобы доставлять артиллерию на боевые позиции. Из степей пригнали свыше трёхсот «кораблей пустыни». Чтобы везти тяжёлую пушку, требовалось запрячь три пары лошадей, а верблюдов достаточно было две пары, а могла и одна пара справиться. Также они везли на спинах по степи и ящики со снарядами, прочие грузы. Аккуратно тянули фуры с ранеными и больными. Почти все верблюды погибли в том сражении. И для многих красноармейцев оно стало последним. Оставшиеся в живых бойцы и немногие уцелевшие верблюды вместе с частями Красной армии двинулись на Запад. Свыше трёх тысяч километров прошагали они до столицы Германии. Сдружившись со своими мохнатыми друзьями, бывший астраханский рыбак, а теперь командир орудия сержант Нестеров отказывался даже от машины, чтобы не расставаться со своими верблюдами. Так вместе и штурмовали они Берлин.[1]
1.6. Лошадь помогла победить. Большая глава посвящена лошадям и кавалерийским войскам, которые сохранялись вплоть до Победы. Они уже не неслись в бой конным войском, но часто вносили элемент внезапной сокрушительной атаки, прорываясь в тылы противника. Рассказывается о породах военных лошадей, о помощи наших союзников - Тывы и Монголии в обеспечении лошадьми, об известных лошадях советских военачальников, о Параде Победы 1945 года.[1]
1.7.Козел парадного расчета. Глава про козла Малыша, который прибился к партизанам и разделял с ними все тяготы жизни в лесах, помогал носить сумки с медикаментами. И потом участвовала в партизанском параде 16 июля 1944 года в освобождённом городе Минске.[1]
1.8. «Арктические танки» вступают в бой. Если в сталинградских степях на помощь армии пришли верблюды, то войска Карельского фронта очень широко использовали своих местных животных. «Арктические танки», вот как называли оленей. Именно благодаря храбрости и выносливости этих красивых и благородных животных, немецкие и финские войска не смогли захватить базу Северного флота Полярный, город Мурманск, порт, в который прибывали суда союзников с необходимыми для фронта и тыла грузами, а также перерезать дорогу, по которой они отправлялись вглубь страны. Оленьи упряжки подвозили по горным тропам орудия и боеприпасы, продовольствие, в тыл вывозили раненых. Олени даже участвовали в морских десантах. Именно олени со своими товарищами-красноармейцами вскоре стали главными противниками немцев на арктическом побережье. Они внезапно и тихо появлялись, словно ниоткуда, разрушали мосты и дороги, а затем, как призраки, исчезали в тундре.[1]
Глава 2. Памятные места, посвященные животным на войне и служившим с ними людям
Памятник дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта: скульптор Александр Чернощековы; архитектор памятника В. В.Цехомский. Санкт-Петербург, парк «Сосновка» (к юго-западу от пересечения Северного и Тихорецкого проспектов).
Памятник «Фронтовой собаке». Организаторомсозданияпамятника выступило Российское военно-историческое общество. Скульптор А. Коробцов. Москва, Поклонная гора.
Памятник «Военный инструктор с собакой». Скульптор Салават Щербаков. Москва, парк «Терлецкая дубрава».
Памятник собакам- подрывникам, истребителям танков Архитектор Чекистов. Николай Карпов. Волгоград, площадь Чекистов.
Памятник героям-медикам и санитарным собакам. Ессентуки, территория санатория «Виктория», улица Пушкина, 22.
Памятник Вите Черевичкину. Скульптор Николай Аведиков. Ростов-на-Дону, Советская улица, 56/2.
Детский парк имени Вити Черевичкина. Ростов-на- Дону, Театральная площадь, 6.
Памятник почтовым голубям. Скульптор Юрий Григорьев. Самара, Барбошина поляна, санаторий имени В. П. Чкалова, 9-я просека, 5-я линия, 1, корп.5.
Сквер сибирских кошек. Архитектор Марина Альчибаева. Тюмень, нечётная сторона Первомайской улицы.
Памятник блокадной кошке. Скульптор Наталья Рысева. Санкт-Петербург, улица Композиторов, 4.
Памятник «Мы победили!». Скульпторы Пётр Солод- ков, Вадим Жуков и Василий Маринин.
Памятник посвящён бойцам 902-го стрелкового полка и их помощникам верблюдам. Астраханская область, город Ахтубинск, площадь Ленина.
Памятник «По дорогам войны». Архитекторы Аюурзана Очирболд (Монголия), Алексей Тихонов и Василий Перфильев (Россия). Скульптура изображает монгольских лошадей, тянущих за собой артиллерийское орудие по фронтовому бездорожью. Москва, парк Победы, Поклонная гора.
Мемориал «Слава русской кавалерии». Скульпторы Ирина Макарова и Юлия Роткова. Московская область, Ленинский район, деревня Орлово, Орловский проезд, территория национального конного парка «Русь».
Памятник «Подвигу участников оленно - транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны». Скульптор Сергей Сюхин. Ненецкий автономный округ, Нарьян-Мар, улица Победы. Памятник военным Стела выполнена по эскизам и на средства сотрудников.
Глава 3. Практическая часть
3.1 Анкетирование
Я провела анонимный опрос среди учащихся 9-х классов. Сначала я продумала вопросы, а потом, используя платформу Microsoft_Excel, «загрузила» их.
Всего респондентов – 28. Мною учащимся 9-классов было задано пять вопросов.
На первый вопрос «Какие животные, по вашему мнению, использовались на войне?» Ответило: 10 человек «Собаки» (35,7%), 5 человек ответили «Кошки» (17,8%), 5 человек ответили «Голуби» (17,8%), 8 человек ответили «Лошадь» (28,7%)
На второй вопрос «Знаете ли вы примеры героизма животных на войне?»
Ответило: 14 человек «Нет» (50%), 4 человека ответили «Да» (14,3%) 6 человек ответили «Диверсант Дина» (21,4%), 4 человек ответили «Рассказ «Чук и Грек» Гроссман» (14,3%)
На третий вопрос «Какие качества животных вы считаете важными для их службы на войне?»
Ответили так: 8 человек «Верность» (28,8%), 4 человека ответили «Ум» (14,4%), 2 человека ответили «Бесстрашие» (7,1%), 2 человека ответили «Здоровье» (7,1%), 2 человека ответили «Физ. подготовка» (7,1%), 2 человека ответили «Не знаю» (7,1%), 2 человека ответили «Послушность» (7,1%), 2 человека ответили «Храбрость» (7,1%), 2 человека ответили «Смелость» (7,1%), 2 человека ответили «Выносливость» (7,1%).
На четвертый вопрос «Какие эмоции вызывают у вас истории о животных на войне?» результаты следующие:
«Гордость» - 6 человек (21,5%),
«Жалость» и «грусть» - по 4 человека ответили (14,4%), «Трепетные чувства», «сожаление», «удивление», «восторг», «сопереживание» и «печаль» - по 2 человека
В Excel я создала таблицу с вопросами анкеты. Каждый вопрос был размещен в отдельной строке, а возможные ответы — в столбцах. После сбора ответов я применила функции Excel и сводные таблицы для анализа и визуализации результатов. Для представления данных я создала графики и диаграммы, чтобы наглядно продемонстрировать результаты анкетирования. (Приложение 4)
3.2. Единый день чтения вслух
В школьном литературно – краеведческом музее «Кораблик» есть много традиций. Одна из них проведение Единого дня чтения вслух. Так, например, одна из встреч была посвящена знакомству с рассказами Виктора Кокосова "Животные на войне. Знакомство с книгой приурочено к дню памяти Битвы под Москвой. (30 сентября 1941 г. - 20 апреля 1942 г.).
Животные: собаки, лошади, верблюды, голуби, кошки - помогали людям в самые тяжелые для всей страны дни, дни и годы Великой Отечественной войны. Животным не давали орденов и званий, они совершали подвиги, не зная этого, они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. И мало кто понимает, что некоторые участники войны остались живы, благодаря подвигу бескорыстных и преданных помощников. Они спасали человеческие жизни и помогали человеку в любых ситуациях, зачастую отдавая при этом собственные жизни.... С произведением уже успели познакомиться ребята 7б, 7в, 7д, 5а, 5г, 3а и 2э класса. Все слушатели поблагодарили меня и Викторию Жеребятьеву. Об этом говорят отзывы ребят. Приходите, мы Вас ждем. (Фотоотчет Вы найдете по данной ссылке vk.com/album-212299064_2851...) (Приложение 5)
3.3. Создание продукта по теме исследования (этапы)
Отобрала материал для создания продукта по теме исследования: книга Виктора Кокосова «Животные на войне. Как птицы и звери помогли нашей армии победить» была написана в 2021 году. Автор собирал материал для произведения, искал новые факты, неизвестные ранее эпизоды участия в войне животных и птиц, а также документальные подтверждения этих подвигов. Книга построена в форме увлекательной беседы автора с дочкой-третьеклассницей, в которой он рассказывает собранные за много лет истории и воспоминания ветеранов, а также описывает конкретные эпизоды операций и сражений в годы Великой Отечественной войны. Издание вышло в издательстве «Речь» (Санкт-Петербург). В 2024 году книга была переиздана в том же издательстве с новым названием — «Животные на войне: как птицы и звери помогли нашей армии победить». Автор собрал истории о собаках, кошках, лошадях, ослах, лосях, голубях, верблюдах и даже об одном козле. Четвероногие и крылатые «бойцы» наравне с людьми участвовали в военных операциях, доставляли важные грузы, «работали» минёрами и разведчиками, связистами и санитарами. Виктор Кокосов перечисляет памятники, установленные благодарными потомками фронтовиков в разных городах России братьям нашим меньшим, отважно сражавшимся вместе с их отцами и дедами. И это тоже – памятники Победителям!
Сетевой проект «Мы этой памяти верны», посвященный 80- летию победы в Великой отечественной войне и включает в себя несколько этапов. Конкурс направлен на воспитание власти в истории и поддержание гражданской позиции в стране. Четвертый этап: «Читают дети о войне», в рамках которого необходимо рассказать о книге, на страницах которой речь идет о событиях великой Отечественной войны. Как необходимо оформить? Для этого организаторы проекта предложили шаблон оформления отзыва о прочитанной книге в канале Сферум:
Информация о конкурсе размещена в канале «Сферум»
https://web.vk.me/channels/-225879245?tab=all&folder=2&sferum=true
Канал команды нашей школы «Патрионты_15» размещен https://web.vk.me/channels/-227731038?tab=all&folder=2&sferum=true
(Приложение 6)
Участники проекта могут выразить свои чувства и уважение к подвигу героев войны через художественное творчество. Задача состоит в том, чтобы создать рисунок, отражающий темы памяти, патриотизма и героизма, который позволит сохранить историческую память и передать ее следующему поколению. Я погрузилась в историю героев, их подвиги и самоотверженность, которые становятся нашими о тех событиях. Вдохновение пришло от рассказов ветеранов и книг, которые я прочитала. Используя акварельные краски, я старалась передать чувства гордости и глубокой благодарности за мирное небо над нашей головой. В процессе рисования я не только создал свой художественный проект, но и размышлял о важности сохранения памяти о войне для будущих поколений. После завершения работы я сделала скан цветного рисунка и оформила его для участия в конкурсе. Я была очень рада, что смогла сделать свой шаг в этом важном проекте и выразить уважение тем, кто сражался за нашу свободу. Продукт будет востребован: 1) в образовательных учреждениях. Например, учителя могут использовать читательский дневник для обсуждения рассказов на уроках литературы, что поможет ученикам глубже понять содержание и тематику произведений. 2) в библиотекахлюди смогут использовать читательские листы для организации мероприятий, таких как чтение вслух или обсуждение книг, что привлечет читателей и повысит интерес к произведениям Кокосова. (Приложение 6)
Заключение
Истории о преданности и смелости показывают, как животные становились верными спутниками и героями, спасая жизни и поднимая боевой дух солдат.
Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки. Наши собаки несли самую разную службу: ездовые собаки, подвозившие на небольших телегах боеприпасы и увозившие на них же раненных солдат; собаки-связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самое пекло боевых действий; собаки-миноискатели и собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь; собаки – истребители танков, этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков, собаки разведывательной службы помогали нашим разведчикам успешно проходить через передовые позиции врага, они четко и слажено работали со своим проводником при захвате «языка», собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов.
В ходе анкетирования мы собрали мнения и впечатления участников о роли животных в военных конфликтах, что дало возможность выявить уровень осведомленности и интереса к данной теме. Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов осознает значимость животных на войне, однако многие из них не имели четкого представления о конкретных примерах их участия и о том, как это влияло на ход исторических событий. На основе собранной информации я разработала продукт, по книге Виктора Кокосова "Животные на войне". Этот продукт направлен на повышение осведомленности и интереса к теме, а также на привлечение внимания к важности сохранения памяти о животных-героях. Проект не только обогатил наши знания о роли животных в истории, но и способствовал развитию навыков работы с информацией, анализа данных и креативного мышления. Я уверена, что полученные результаты будут полезны не только участникам проекта, но и широкой аудитории, заинтересованной в изучении данной темы.
Список литературы
Кокосов, В.Н Животные на войне. Как птицы и звери помогли нашей армии победить/ В.Н. Кокосов; художник Л.Анисимова.- Санкт- Петербург; Москва: Речь, 2021.- 144с.: ил.
Интернет - источники
Парад партизан и козёл Малыш https://yandex.ru/video/preview/14117692608
Литературно – краеведческий музей «Кораблик» ссылка Электронный ресурс Режим доступа 10.12.2024 https://vk.com/public212299064
Приложение 1
Поиск материала по теме исследования
|
Приложение 2
Подвиги животных (по книге Виктора Кокосова «Животные на войне)
Название главы |
Место действий событий |
Подвиг |
Награды |
Кличка животного |
Памятные места |
Почему Европа в долгу у Джульбарса |
Харьков |
1943 года 19 августа подорвала вагоны противника |
Весна 1945 Медаль «за боевые заслуги» И.С. Сталин « Красная площадь» |
Собака Дина Джульбарс |
Волгоград |
«Генерал от кинологии» и его войско |
Сталинград |
Впрягались в специальные носилки и вытаскивали раненых поля боя |
Орден Красной звезды», «За отвагу», За возрождение служебного собаководства в России» |
Собака лайка Бобик |
Ессентуки |
Спаситель павловского дворца |
Сталинград |
Уже в 1945 году он имел на личном счету свыше 10500 обнаруженных им мин |
_ |
Дик (Декойт) |
Москва |
«Крестный отец» Бибигона |
Германия |
Спасал брошенных собак |
_ |
Бибигон |
Одинцово |
Отважные птицы |
_ |
переносили голубеграммы |
_ |
_ |
Ростов-на Дону |
Нужнее кошки - зверя нет! |
Ленинград |
Спасли Ленинград от крыс |
Два пакета печёнки |
Рыжик, мурка, Черчиль, Максим |
Тюмень |
Ишаки особого назначения |
Кавказ |
Помогли нашим солдатам отбить гору Эльбрус |
Орден и медали |
_ |
Благодарная память |
Верблюды в Берлине |
Астрахань |
Перевозили на спинах ящики со снарядами, прочие грузы |
_ |
Яшка, Тамарка, Васька |
Ахтубинск |
Лошадь помогла победить |
Ленинград |
Перевозили мины, раненых, в основном применяли как транспортную силу |
_ |
Малыш, мальчик, МАМОНТ, ПИЛОТ, ТАНКИСТ |
Москва |
Приложение 3
Памятные места, посвященные животным на войне и служившим с ними людям
Название памятника |
Авторы памятника, мест о расположения |
Памятник дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта. |
Скульптор Александр Чернощёков; архитектор памятника В. В. |
Памятник «Фронтовой собаке» |
Организаторомсозданияпамятника выступило Российское |
Памятник «Военный |
Скульптор Салават Щербаков. Москва, парк «Терлецкая |
Памятник собакам- |
Архитектор Чекистов. Николай Карпов. Волгоград, площадь |
Памятник героям-медикам и |
Ессентуки, территория санатория «Виктория», улица Пушкина, |
Памятник Вите Черевичкину. |
Скульптор Николай Аведиков. Ростов-на-Дону, Советская |
Детский парк имени Вити |
Ростов-на- Дону, Театральная площадь, 6. |
Памятник почтовым голубям |
Скульптор Юрий Григорьев. Самара, Барбошина поляна, |
Сквер сибирских кошек |
Архитектор Марина Альчибаева. Тюмень, нечётная сторона |
Памятник блокадной кошке |
Скульптор Наталья Рысева. Санкт-Петербург, улица |
Памятник «Мы победили!» |
Скульпторы Пётр Солод- ков, Вадим Жуков и Василий |
Памятник посвящён бойцам 902-го стрелкового полка |
Астраханская область, город Ахтубинск, площадь Ленина. |
Памятник «По дорогам |
Архитекторы Аюурзана Очирболд (Монголия), Алексей |
Мемориал «Слава русской кавалерии» |
Скульпторы Ирина Макарова и Юлия Роткова. Московская |
Памятник «Подвигу |
Скульптор Сергей Сюхин. Ненецкий автономный округ, Нарьян-Мар, улица Победы. |
Приложение 4
Результаты анкетирования, опроса по теме исследования
«Какие животные, по вашему мнению, использовались на войне?» |
«Знаете ли вы примеры героизма животных на войне?» |
«Какие качества животных вы считаете важными для их службы на войне?» |
«Какие эмоции вызывают у вас истории о животных на войне? |
Приложение 5
Единый день чтения вслух
Приложение 6
Сетевой проект «Мы этой памяти верны», посвященный 80-летию Великой Отечественной войны».
Информация о конкурсе размещена в канале «Сферум»
https://web.vk.me/channels/-225879245?tab=all&folder=2&sferum=true
Канал команды нашей школы «Патрионты_15»
размещен https://web.vk.me/channels/-227731038?tab=all&folder=2&sferum=true
Шаблон оформления отзыва о прочитанной книге
Приложение 7
Продукт исследовательского проекта
Читательский дневник.
Отзыв о прочитанной книге (Виктор Кокосов «Животные на войне»)
PAGE \* MERGEFORMAT1