Введение
Известные люди в целом, и исторические деятели, в частности, всегда привлекают к себе большое внимание. Их жизнь начинает обрастать фактами и домыслами. И часто очень трудно разобраться в том, какая же информация является объективной, а какую нужно проверять. Но, как говорится, нет дыма без огня: у существующих мифов чаще всего есть те или иные основания. Я решила понять, как нужно работать с информацией, чтобы получить более-менее реальный портрет известной личности.
Я очень люблю историю, и для рассмотрения вышеизложенного вопроса решила выбрать историческую фигуру Петра I. Он, на мой взгляд, очень хорошо подходит для анализа официальной и неофициальной информации о нём. Для изучения разного рода сведений выбраны документальные источники и официально существующий взгляд, изложенный в актуальных школьных учебниках. Второй ракурс – художественная литература, где достаточно часто мы сталкиваемся с созданием образа известной исторической личности, показанной в ситуации, интересной для писателя. Третья составляющая рассмотрения исторического деятеля – это его видение глазами художников. Интересно, почему тот или иной художник выбирает изображение известной личности в определённой обстановке, в рамках конкретного сюжета и с чёткой застывшей эмоцией на лице.
Цель проекта – научитьсяработать синформацией из разных источников, разной степени объективности об известном историческом деятеле и научиться формировать правдивое представление о нём.
Проблема – большое количество информации может создавать значительные шумы и способствовать появлению недостоверной информации, которая приводит к искажённому представлению о той или иной известной личности.
Актуальность. В современных условиях возрастающего количества информации нужно уметь работать с ней, выявляя ложные факты и не поддаваясь на информационные провокации. Надо уметь анализировать разные источники информации и создавать объективное представление о той или иной личности.
Задачи
Изучить особенности информации из разных источников: документальных, художественных, визуальных.
2. Выявить степень объективности информации из разных источников.
3. Изучить информацию личности Петра I, опираясь на разные источники: документальные, литературные и визуальные.
4. Провести анкетирование среди сверстников для выявления степени сформированности правдивого образа Петра I.
Методы исследования:
1.Чтение и анализ литературы.
2. Сравнение.
3. Наблюдение.
4. Анкетирование.
Объект – историческая личность.
Предмет – восприятие исторической личности с помощью разных источников информации.
Гипотеза– если знать специфику каждого источника информации и иметь представление о степени его объективности, то можно способствовать формированию правдивого образа известной личности.
Структура работы. Проект состоит из теоретической и практической части. В первой части исследования я рассматриваю общие подходы к информации, изучаю особенности источников информации, а также анализирую их с точки зрения объективности. В практической части я представляю результаты изучения документальных, литературных и изобразительных источниках, посвящённых Петру I.
Теоретическая часть. Историко-культурологический взгляд на историческую личность
Научный подход к изучению исторической личности
В данном параграфе мы рассмотрим основы научного подхода к исторической личности как объекту изучения. Данный подход основывается на исследовании исторических источников.
Объективность исторического источника обуславливается тем, что:
1. Сам источник является своеобразной частью исторической действительности.
2. Творцы источника способны объективно отображать действительность.
Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на семь групп: письменные, устные, вещественные, этнографические, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы. [7]
Виды исторических документов и требования к ним
Документы, применяемых в обучении истории, подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.
Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи).
Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий.
К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения) [6].
Наиболее стройную систему классификации и систематизации письменных источников выдвигает Л. Н. Пушкарев:
1) Картографические - карты, исторические планы; б) планы политические планы.
2) Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.
3) Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
4) Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.
5) Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.
6) Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.
7) Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.
8) Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания [8].
Требования к историческим документам:
- соответствовать целям задачам обучения истории;
- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
- быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным;
- содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда [9].
Таким образом, исторические источники во всём своём многообразии призваны решать разные задачи. Но основными являются получение дополнительной информации о том или ином объекте исследования, а также уточнение уже имеющейся информации во избежание искажения фактов.
Роль художественной литературы в формировании образа исторической личности
В данном параграфе я постараюсь определить роль художественной литературы в формировании образа исторической личности.
Художественная литература, по мнению ряда исследователей, обращаясь к историческим сюжетам и выводя в качестве главных или второстепенных персонажей реальных исторических лиц, не просто составляет конкуренцию официальной исторической науке, но смело дополняет ее, с той или иной степенью точности оживляя в воображении читателей события прошлого. Художественные произведения на исторические темы могут иллюстрировать позиции историков, встраиваться в русла определенных научных школ. Не являясь точной наукой, история традиционно прибегает к реконструкции событий по закону достаточного основания, сближаясь в этом смысле с беллетристикой. Писатели часто выступают как историки, и можно привести немало примеров того, как в одном человеке сочетаются исследователь прошлого и беллетрист.
Обращаясь к проблеме соотношения научной историографии и художественной прозы на исторические сюжеты, можно отметить готовность большинства беллетристов признать первенство ученых в изображении прошлого. Однако последние далеко не всегда примиряются с идеей ущербности изображаемых ими исторических картин. Так, М. Горький уверенно заявлял, что «подлинную историю человека пишет не историк, а художник».
Безусловно, значимость работ и писателя, и ученого-историка определяется степенью их одаренности, образованности и осведомленности. Если речь идет о серьезных писателях и профессиональных исследователях, то и те, и другие воссоздают прошлое в русле определенной философии истории, на основе фактов и их осмысления, требующего не только аналитической работы, но и полета фантазии.
Из этих рассуждений с неизбежностью возникает вопрос о достоверности портретов исторических деятелей, изображенных и в научной, и в художественной литературе. Безусловно, в обоих типах источников они в той или иной степени определяются политическими установками эпохи, в которую создается произведение.
Таким образом, художественная литература помогает конкретизации исторического материала и формированию ярких образов прошлого, являющихся составной частью исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений помогают ввести в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.
Влияние изобразительного искусства на восприятие исторической личности
В данном параграфе мы рассмотрим вопрос о роли изобразительного искусства в создании образа исторической личности.
Изобразительное искусство влияет на восприятие исторической личности, позволяя погрузиться в эпоху, прожить вместе с героями исторические моменты, определить свою позицию в изображённом конфликте. 1
Некоторые способы влияния изобразительного искусства на восприятие исторической личности:
Создание коллективных образов. Изображения способствуют формированию представлений о ключевых исторических фигурах и событиях, вокруг которых складываются исторические нарративы. Эти образы задают эмоциональную этическую оценку прошлому, направляют исторический дискурс в определённое русло.
Вовлечение зрителя в процесс. Рассматривая картины на исторические темы, зритель начинает ощущать сопричастность к важнейшим историческим событиям страны, постигает нравственные идеалы, духовно обогащается.
Углубление понимания. Художественные образы иллюстрируют научный материал истории, комментируют его художественными сюжетами, углубляют понимание, возбуждают живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Передача подтекста. Каждая картина или скульптура доносит до зрителей не только реальные исторические события, но и образ, прочувствованный автором, который часто говорит даже сильнее изображения: в композиции, в движении, в цвете.
Изобразительное искусство является незаменимым зеркалом, отражающим исторические события и общественные процессы. Художники, будучи свидетелями или участниками значимых событий, передают свои впечатления и эмоции через произведения искусства.
Художники не только отражают исторические события в своих произведениях, но и интерпретируют их, придавая им свой взгляд и выражая свои мысли и чувства. Например, картины на тему войн или революций могут увидеться как метафора защиты свободы и справедливости или как критика насилия и разрушения. Таким образом, художественные произведения становятся не только источником информации о прошлом, но и возможностью для анализа и осмысления истории через призму искусства.
Художественные произведения различных жанров и форм искусства могут быть использованы для передачи и интерпретации исторических событий. Например, исторические романы позволяют взглянуть на прошлое через призму личных историй и чувств героев, а скульптуры и памятники – создать вечную память о важных событиях и личностях.
В современном мире роль искусства в интерпретации и передаче исторических событий остается неизменно важной. Художественные произведения помогают нам осознать историю, увидеть ее через глаза разных художников и понять различные точки зрения на прошлые события. Искусство открывает перед нами новые грани истории, заставляя задуматься о ее значимости и влиянии на нашу жизнь сегодня.
Таким образом, изобразительное искусство является мощным инструментом передачи и интерпретации исторических событий, играя важную роль в нашем понимании прошлого и его связи с настоящим. Художественные произведения отражают живую эмоциональную реакцию на исторические события, придают им символическое значение и помогают нам увидеть их глубину и сложность. Искусство позволяет нам не только исследовать прошлое, но и понимать себя и мир вокруг нас, открывая новые пути к познанию истины и мудрости прошлого.
Практическая часть. Историко-культурологический анализ исторической личности Петра I
2.1. Личность Петра I в документальных источниках.
В практической части проекта я рассмотрю исторического деятеля Петра I с трёх сторон: официальная позиция на его деятельность и вклад в развитие России, образ Петра I, который формируется с помощью литературных источников, а также восприятие данной исторической личности с помощью произведений изобразительного искусства.
В качестве объекта исследования я выбрала Петра I, т.к. его личность отличается противоречивыми оценками. За основу я возьму официальный взгляд на данную историческую личность.
В официальной российской историографии Петра I считали одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.
Некоторые аспекты официального взгляда на Петра I:
Пётр I — политический мыслитель, который на законодательном уровне представил развёрнутое объяснение задач, поставленных перед страной. Законы, написанные лично Петром I или подготовленные при его участии, представляли собой проект будущего устройства Российского государства.
Пётр I руководствовался теорией «всеобщего блага» (или теорией «общей пользы»). По убеждению императора, именно эта теория отвечала задаче идеологического обоснования инициированных им реформ.
Проведённые Петром I реформы во многом изменили судьбу России, сблизили страну с европейским миром и заложили основы дальнейшего развития российской государственности.
Однако в исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. Многие историки и политические деятели, в том числе Николай Карамзин, Василий Ключевский, Павел Милюков и другие, высказывали резко критические оценки.
Своими взглядами Карамзин стал в некоторую связь с критическими воззрениями на Петра I упомянутых нами людей XVIII в. Карамзин ставил Петру I упрек, что «страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия». Карамзин справедливо указывал, что нравы и обычаи народа можно изменять очень постепенно, «в сем отношении Государь, по справедливости, может действовать только примером, а не указом», у Петра же «пытки и казни служили средством нашего славного преобразования государственного». "Мы, — пишет Карамзин, в своей записке о древней и новой России, поданной им Александру I, — стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях гражданами России. Виною Петр".
Новую точку зрения внес в науку тот же С.М. Соловьев. Необходимо заметить, что его взгляды на реформу Петра I с самого начала его научной деятельности отличались некоторой двойственностью. В одной из ранних своих статей в 1851 г., говоря о критическом положении Московского государства в XVII в., Соловьев не ограничивается только указанием на явление этого кризиса, но замечает, что государи XVII в. для удовлетворения новых нужд государства начали ряд преобразований.
В своих "Чтениях о Петре Великом" в 1872 г. Здесь он прямо называет Петра I "сыном своего народа", выразителем народных стремлений. "Народ собрался в дорогу, – заканчивает он, – и ждал вождя"; этот вождь явился в лице Петра Великого.
Историк М.П. Погодин так говорил о Петре I:
«Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!».
П.Я. Чаадаев (русский мыслитель XIX в.): «Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена, заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!»
Василий Осипович Ключевский обвинял царя в самодурстве и деспотичности. Среди множества «дел Петровых» положительную оценку Ключевского заслужило лишь одно: осторожность при заимствовании всего чужеземного. Историк пришёл к выводу, что реальные заслуги царя не столь уж значительны.
Павел Николаевич Милюков одним из первых усомнился в величии Петра. Он утверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царём лишь частично. Петровские реформы для Милюкова — непрерывная цепь просчётов и ошибок.
Чаадаев П.Я. писал: «Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена, заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!».
2.2. Образ Петра I в литературных произведениях
В данном параграфе я рассмотрю образ Петра I на примере некоторых литературных произведениях. Самое развёрнутое повествование, посвящённое становлению царя-реформатора мы видим и известном историческом романе А.Н. Толстого «Пётр Первый», где главный герой показывается как живая личность со своими слабостями и сильными сторонами. Автор подчёркивает, что именно Пётр мог стать тем «преобразователем», в котором нуждалась Россия, так как в полной мере понимал потребности времени.
Пётр показывается как человек решительный, мужественный, внутренне сильный. Он идёт против боярства, да и во многом — наперекор желанию народа. Но Пётр и расчётливый, умный политик, который смог «перебороть» первую волну сопротивлений, а после вывести страну на кардинально новый уровень. Не чужда Петру и жестокость. Например, в сцене подавления стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни. Ужасом была охвачена вся страна. Кончалась византийская Русь».
Образ Петра в романе не статичен: читатель наблюдает развитие в герое его «бойцовских» качеств уже с юношеских лет. Он энергичен, трудолюбив, прост в обращении с людьми. Всё это противопоставляется размеренной, сытой жизни без занятий и увлечений, свойственной для «власть имущих».
Петром руководит страстное желание блага России — «сонной, нищей, неповоротной». Оказавшись в Архангельске, герой понимает необходимость экономического развития своей страны, создания флота и налаживания торговых отношений.
Несмотря на раскрытие образа Петра как не падающего духом, самостоятельного, вдумчивого, талантливого правителя, автор не идеализирует своего героя. Неоднократно подчёркивается классовая ограниченность Петра, его стремление укрепить крепостнический строй, чрезмерное благоговение перед западными идеями, неполагающее обращение с женой и др..
В поэме А. С. Пушкин «Медный всадник»,великий российский самодержец, император Пётр I, задумав возвысить Россию и доказать её превосходство, он решил возвести прекрасный город, способный затмить своим величием все остальные города на европейском континенте. Так на берегах Невы появился Петербург – прекрасный город, который быстро стал столицей России. Однако беды простых людей не могли тронуть самодержца, которого заботило лишь одно – любой ценой продемонстрировать величие России на зависть соседям: Образ Петра Великого весьма сложный и неоднозначный. Автор не скрывает своего восхищения личностью самодержца, в котором видит идеал правителя: сильного, волевого, бесстрастного – “Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!”.
Недаром Пушкин так описывает императора: “О мощный властелин судьбы!”, “лик державца полумира”, “кумир”. Так автор передаёт историческую ценность героя, который благодаря твердой воле и решительности смог поднять Россию. Будучи амбициозным, горделивым человеком, Пётр стремился доказать всему миру, что Россия может быть одной из ведущих держав. Используя всю силу своего волевого характера, он сделал невозможное, чтобы “в Европу прорубить окно”, и стать достойным соседом европейских государств. Так, волевым решением он безлюдный край смог превратить в “красу и диво полнощных стран”.
При всём своём преклонении перед харизматичной личностью Петра Великого Пушкин понимал, что он был всего лишь человеком со всеми слабостями и недостатками. Желая выделить императора среди остальных смертных, сделать его чистым воплощением самодержавной мощи, поэт перенёс героя на 100 лет вперед и придал его образу монументальности, заменяя живого Петра величественным медным изваянием.
В поэме А. С. Пушкина «Полтава» Пётр I предстаёт как символ государственной мощи, целеустремлённости и непоколебимой воли. Пётр — доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя можно назвать разумным стратегом, который взвешивает все риски. Во время главного сражения под Полтавой автор даёт яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен., так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Пётр и прекрасен, как считает автор. Пётр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов.
Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Пётр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Пётр — прекрасен и щедр. Пётр — человек, глубоко понимающий государственные интересы. Он принимает решения не исходя из личных эмоций, а опираясь на долг перед Родиной. Победа в Полтавской битве становится символом его упорства и дальновидности.
Также Пётр изображён как человек, способный к состраданию и человечности. Он проявляет себя как лидер, который понимает внутренние конфликты и сложные судьбы людей, подданных и врагов. В этом проявляется его гуманизм и мудрость.
Благородный герой, борющийся за интересы своего государства. Умелый политик и искусный полководец, он решает проблемы страны, заботясь о судьбе своего народа. В образе Петра автор показывает новые веяния управления государством, силу и мощь русской империи. Пётр совершает ошибку, отдав Кочубея на растерзание Мазепе, но он её осознает, это честный и умный человек.
Таким образом, образ Петра I в «Полтаве» предстает как воплощение мудрости и гуманности. Это царь, который сочетает в себе мощь и сострадание, что делает его не только сильным, но и справедливым лидером.
Петру I также посвящены такие произведения, как: А. С. Пушкин «Арап Петра Великого», Д. С. Мережковский «Петр и Алексей», А. Волкова «Два брата», Ю.Тынянова «Восковая персона» и др. Но к этим произведениям мы обратимся в случае продолжения работы на проектом.
2.3. Петр I в произведениях изобразительного искусства
В данном параграфе я обращусь к основным картинам, посвящённым изображению Петра I. Необходимо определить роль изобразительного искусства в формировании образа Петра Великого. Нужно установить, какая информация передаётся с полотен известных художников и является ли она объективной.
С картинами, изображающими Петра I в различных ситуациях, можно ознакомиться в Приложении.
Изобразительное искусство стремилось выразить отношение к личности Петра-реформатора в самых разных жанрах: от традиционного в XVIII веке парадного портрета и монументальной скульптуры до театрально-условной живописи рубежа XIX–XX века. Каким видели художники императора и как отразили его деяния в разные периоды его жизни широко представлено в художественных альбомах, книгах и журнальных публикациях.
Именно при Петре I в России стала развиваться светская живопись, на смену старинным парсунам пришли картины в европейском стиле.
В первой четверти XVIII века сформировалось новое мировоззрение и новое представление о ценности человека, сознательного участника коренных преобразований в стране.
Наиболее яркое воплощение новые тенденции нашли в творчестве одного из первых русских художников европейского уровня Ивана Никитича Никитина, любимого художника Петра I, и художника-миниатюриста Григория Семёновича Мусикийского.
Анализируя образ Петра 1, создаваемый с помощью изобразительного искусства, можно сказать, что нет явного искажения фактов его биографии. Большинство картин посвящены реально существовавшим фактам его жизни, а часть передаёт его эмоциональное состояние.
Таким образом, Пётр I как историческая личность предстаёт более наглядно, помогает представить его реальный образ.
Заключение
Данный проект, посвященный Петру I в историческом и культурном контекстах, позволил комплексно исследовать личность и эпоху этого выдающегося правителя. Объединив теорию изучения исторической личности с практическим анализом документальных источников, литературных и художественных произведений, мы получили многогранную картину
В теоретической части были рассмотрены различные подходы к анализу исторических личностей, подчеркнута важность научного подхода и показана значительная роль художественной литературы и изобразительного искусства в формировании общественного восприятия.
Практическая часть позволила выявить, как документальные источники, литературные произведения и произведения изобразительного искусства представляют личность Петра I. Анализ различных источников показал, что образ Петра I является сложным и противоречивым, сочетающим в себе черты реформатора, деспота, героя и тирана.
Самое главное, чему мы научились в этом проекте, – это умение анализировать информацию. Мы поняли, что нельзя слепо верить всему, что говорят и пишут. Нужно сравнивать разные источники и искать противоречия. Умение разбираться в информации помогает нам не поддаваться на обман и формировать собственное мнение, а это очень важно для каждого человека, особенно в наше время.
Проект продемонстрировал, что образ Петра I, сформированный в общественном сознании, является результатом сложного взаимодействия исторических фактов, литературных вымыслов и художественных интерпретаций. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейших исследований, а также в образовательных целях для формирования у студентов и школьников более глубокого и всестороннего понимания российской истории и культуры.
Список литературы.
1. Актуальные проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А. Г. М., 1984, с.226-229
2. Вагин А. А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959, С.69
3. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории, М., 2003, С.25, 33
4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000, С.107-110
5. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988, С.117.
6. Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. и др. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986, С.158
7. Источники Российской истории. М., 1998, С.124.
8. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5.
9. Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3.
10. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004., С.133
11. Умбрашко К.Б. Источниковедение истории России [Электронный ресурс] : методические рекомендации / К. Б. Умбрашко. - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 76 с.
Интернет-источники
https://dzen.ru/a/ZmjVFAtRFmZISkCQ
https://videouroki.net/razrabotki/istoriki-o-pietrie-i.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-lichnost-petra-pervogo-v-ocenkah-istorikov-i-sovremennikov-2128915.html
https://lib39.ru/inform/rarity/index.php?ELEMENT_ID=27989
https://kraevushka.livejournal.com/878912.html
https://bigenc.ru/c/piotr-i-ed3825
https://blog.tutoronline.ru/a-tolstoj-petr-pervyj-problema-lichnosti-v-romane
https://obrazovaka.ru/sochinenie/mednyy-vsadnik/harakteristika-mednogo-vsadnika.html
hhttps://dzen.ru/a/ZvzQnm6wxwxOvC2z ttps://obrazovaka.ru/sochinenie/poltava/glavnye-geroi-harakteristika.html
https://www.chitalnya.ru/work/3646955/
https://peterburg.center/ln/pyotr-i-velikiy-v-zhivopisi-kartiny-izobrazheniya-risunki-i-portrety-imperatora.html
https://www.modern-theatre.ru/repertuar/petr-i/petr-i-na-kartinah-hudozhnikov.html
https://dzen.ru/a/Y99PxZLOQWvXtrV9
https://volkovtspu.tilda.ws/peter_der-grosse
https://vk.com/wall-58286822_279401?z=photo-58286822_456255306%2Fwall-58286822_279401
Приложение 1.
«Здесь будет город заложен!» (Приложение 1), Николай Добровольский, 1880 год. На картине Пётр I планирует строительство Петропавловской крепости и закладку города Санкт-Петербурга. Мы видим Петра I, стоящего все на том же берегу Финского залива с мечтательным выражением лица.
Приложение 2.
«Размышления Петра Великого об идее строительства Санкт-Петербурга на берегу Балтийского моря» (Приложение 2), Александр Бенуа, 1916 год. Высокая и решительная фигура царя одиноко стоит на берегу, его взгляд устремлён в будущее.
Приложение 3.
«Экзамен Петра», Ю.Кушевский, 2005 год (Приложение 3). Пётр лично экзаменует вернувшихся из-за границы дворян.
Приложение 4.
«Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга»,(Приложение 4) Алексей Венецианов, 1838 год.
Мы видим как будущий император обдумывает строительство новой столицы государства на берегу Финского залива. На заднем плане виден огромный валун, напоминающий Гром-камень, который является пьедесталом для самого известного памятнику Петру - Медного всадника. Любопытно, что до 2005 года картина имела несколько иной вид (листайте галерею): неизвестно кто внес свои "правки" в полотно Венецианова, но тем не менее они были убраны, и теперь мы можем лицезреть первоначальный замысел автора картины.
Приложение 5.
«Пётр I усмиряет ожесточённых солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году» (Приложение 5), Николай Зауервейд.
Приложение 6.
«Пётр Великий спасает утопающих на Лахте» (Приложение 6), Пётр Шамшин, 1844 год. Царь при спасении попавших в беду моряков.
Приложение 7.
«Пётр I», Валентин Серов, 1907 год (Приложение 7). Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи.
Приложение 8.
«Пётр I в Полтавской битве» (Приложение 8), Иоганн Готфрид Таннауэр, 1724 год. Прижизненный портрет императора, батальная сцена, Пётр на поле боя в момент победы, одержанной над армией короля Карла XII.
Приложение 9.
"На берегу пустынных волн...", Л.Ф. Лагорио (Приложение 9), 1897. Мемориальный музей А.В. Суворова, СПб
Приложение 10.
П. Деларош. Портрет Петра I (Приложение 10)
Здесь Петр представлен как сильная романтическая личность. На картине - воплощение мечты Петра о величии и силе Российской Империи: одна рука Петра свободно лежит на карте - России открыты все горизонты; другая уверенно сжимает шпагу и опирается на пушку - символ военной мощи и славы русского оружия.
Приложение 11
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Николаевича Ге (1894) (Приложение 11) — тоже передвижническая картина, изображающая эпизод из жизни Петра, когда он допрашивал своего сына, царевича Алексея, за побег и попытку государственной измены.