Народные традиции и культура села Муги Акушинского района республики Дагестан

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народные традиции и культура села Муги Акушинского района республики Дагестан

Магомедова Ж.С. 1
1НОЧУ " ЦО "Международная гисназия в Новых Вешках"
Голоктионова А.А. 1
1НОЧУ "ЦО "Международная гимназия в "Новых Вешках"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Да будут благословенны родные горы Дагестана,

Их снежные выси и синие долины, повитые туманами,

Прекрасные, сильные сердцем и духом их сыновья и дочери!»

Николай Тихонов,

выдающийся русский поэт, писатель.

ВВЕДЕНИЕ

Муги — одно из старейших сел Дагестана, бережно хранящее свою культуру и традиции. Это место, где каждый камень пропитан историей, а жители с гордостью передают свои знания и ремесленные навыки из поколения в поколение. В Муги сильны традиции гостеприимства, уважения к старшим и любви к своему родному краю.

Очень часто я слышу рассказы моих родственников об уникальности нашей малой родины, ведь мои корни ведут в далекое дагестанское село Муги. Это место для меня особенное. Мне важно изучить культуру и традиции этого места, потому что это частичка меня.

Гипотеза: я предполагаю, что несмотря на влияние современных тенденций, традиции и культура села Муги продолжают сохраняться благодаря усилиям местных жителей и потомков, проживающих за пределами села.

Цель работы-изучение народных традиций и культуры села Муги Акушинского района Республики Дагестан, их влияния на местное сообщество и роль в сохранении национального самосознания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

- рассмотреть особенности ремесел и народного творчества жителей села.

- определить влияние традиций на современную жизнь мугинцев, как в селе, так и за его пределами.

- исследовать способы сохранения культурного наследия и передачи его будущим поколениям.

- взять интервью у уроженцев села Муги.

- провести опрос респондентов на тему «Влияние национальных традиций на формирование личностных ценностей»

- сделать макет книги «Фото экскурсия по селу Муги «Сквозь годы и расстояния- с любовью к своей земле», выпустить книгу тиражом 2 штуки.

- воссоздать национальный даргинский костюм.

Актуальность данного работы обусловлена тем, что в условиях глобализации, когда стираются культурные границы, крайне важно сохранять и передавать национальные традиции и обычаи. Село Муги, являясь одним из старейших населенных пунктов Дагестана, обладает уникальным культурным наследием, которое передается из поколения в поколение. Изучение народных традиций и культуры этого села помогает осознать их значимость, способствует укреплению национальной идентичности и сохранению исторической памяти. Актуальность исследования также подтверждается современным курсом России на укрепление и развитие традиционных ценностей народов страны. 2022 год был объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить и сохранять наше культурное наследие, ведь Россия — многонациональная страна, где каждый народ богат своей культурой, традициями и обычаями. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 2024 год был объявлен годом семьи, поскольку семья является основой стабильности общества, источником любви, понимания и поддержки, а также учит нас быть добрыми, честными и справедливыми.

Методика исследования: исследование строится на поисковом методе, методе опроса, анализа и синтеза информации, общенаучного метода сбора и анализа информации по изучаемой проблеме, полевой работе с наблюдением за традициями и обычаями жителей села Муги, Акушинского района, республики Дагестан.

Объект исследования: традиционная культура и народные обычаи села Муги.

Предмет исследования: влияние культуры села Муги на его жителей и их роль в сохранении национальной идентичности.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чторезультаты исследования помогут расширить знания о культуре и традициях села Муги, повысить интерес к региональной истории России, а также внести вклад в изучение этнографического наследия Дагестана.

Практическая значимость работы заключается в том, что потомки выходцев села Муги, проживающие в других районах России, смогут побывать на фото экскурсии по своей малой родине.

Результаты:

- Выступление на уроке ОДНКНР с докладом о культуре даргинского народа, населяющего село Муги, Акушинского района, республики Дагестан

- Создание презентации с иллюстративным материалом по теме «Материальная культура мугинцев»

- Воссоздание мужского и женского национального даргинского костюма.

- Выпуск книги «Фото экскурсия по селу Муги «Сквозь годы и расстояния- с любовью к своей земле».

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Ремесла села Муги Акушинского района республики Дагестан.

Муги — одно из старейших сёл Дагестана. Его история уходит в далёкие времена, когда люди строили дома из камня и вели хозяйство, используя только то, что давала им природа.

Ремесла всегда играли важную роль в жизни жителей села Муги. В старину здесь было обнаружено месторождение железной руды, когда местные жители искали укрытие от врагов в труднодоступной пещере «Мегьла гіями». Информация о залежах железа хранилась в тайне, а мугинцы самостоятельно занимались выплавкой металла, изготавливая из него предметы домашнего обихода, инструменты и даже оружие.1 В советское время эту пещеру изучали археологи Молчаев и Исаков.2

Ремесленное дело в Муги, как и в соседних селах, имело огромное значение. Практически в каждом доме умели обрабатывать добытое сырье: железо, древесину, камень, шкуры. В селе жили опытные строители, каменотесы и кузнецы, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение.

Так как земледелие и скотоводство в горных условиях не могли полностью обеспечить жителей всем необходимым, местные крестьяне активно занимались различными ремеслами. Многие семьи специализировались на изготовлении определенных изделий, что позволяло им не только удовлетворять потребности своего села, но и выходить на более широкий рынок. Особенно было развито производство тканей: в Муги традиционно занимались выделкой сукна и паласов, а из грубой шерсти шили серые и черные кафтаны. Из сыромятной кожи местные мастера изготавливали традиционную обувь — чирики. В селе также славились ремесленники, шившие овчинные шубы, папахи, тулупы и другие предметы одежды.

Мугинцы также проявили себя как талантливые строители и мастера по обработке камня. Об этом свидетельствуют исторические сооружения, такие как боевая башня, возведенная в 1833 году, мечеть и старинные надгробные плиты.

В советский период в Муги функционировала кузница, обслуживающая сельское хозяйство, а также вязальная мастерская с современным для того времени оборудованием. В годы войны местные мастерицы вносили вклад в победу, изготавливая для фронта теплую одежду: шерстяные свитера, перчатки и носки.

2.2. Обряды и традиции.

Мугинская обрядовая культура отличается большим разнообразием жанров и стилей. Она включает в себя ритуалы, связанные с календарными, семейными и похоронными традициями.

Календарные обряды тесно связаны с земледельческим циклом и делятся на весенние и осенние.
Весенние традиции включают празднование первой вспаханной борозды, обряды, посвященные свадьбе, первому выгону скота на пастбище, дню белой глины, а также прополке полей.
Осенью отмечали праздники, связанные с окончанием сельскохозяйственных работ: праздник серпа, завершение молотьбы и традиционные собрания у костра.3

В селе Муги значительное место занимают похоронные ритуалы. Одним из древнейших жанров является траурный плач (яс), который передается из поколения в поколение. В этом обряде упоминаются имена безвременно ушедших молодых людей, что усиливает скорбь односельчан. Такие плачи посвящены погибшим в сражениях, жертвам войн, стихийных бедствий и несчастных случаев.

Свадебные традиции также занимают важное место в культуре мугинцев. Среди них можно выделить сватовство, обряд сговора, саму свадебную церемонию, проводы невесты в дом жениха, заключение брака, дарение денег невесте и другие элементы. В прошлом свадьбы длились по три дня, а теперь их проводят всего за один день.

Адат – традиционное право

На протяжении веков в Муги действовали адаты – свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе. В научной литературе термин «адат» означает совокупность обычаев и норм обычного права мусульманских народов. До революции в Дагестане адат имел три основных значения:

  1. система традиций, передаваемых устно из поколения в поколение;

  2. порядок разрешения судебных споров;

  3. локальные правовые нормы, применяемые в определенной местности.4

Среди мугинских адатов особенно почитаются уважение к старшим, забота о детях и больных, почитание родителей, гостеприимство, дружба и поддержка (куначество)5, помощь в трудных ситуациях, ответственность за свою семью и общину, трудолюбие, честность и милосердие. Также важными ценностями являются защита родного края и неприятие врагов.

Традиции захоронений

Кладбище в Муги располагается на окраине села. Самая старая его часть настолько древняя, что даже старожилы не могут назвать хотя бы приблизительное время ее появления. На этих могилах отсутствуют какие-либо знаки, надписи или даты. Надгробиями служат обычные камни, найденные в местности.

Более поздние захоронения уже содержат надписи на надгробных плитах, выполненные на арабском языке. Чаще всего эти надписи включают молитвы и обращения к Всевышнему, а также краткую информацию об усопшем, подчеркивающую его положительные качества.

По надгробным камням можно многое узнать о прошлом села. В некоторых частях кладбища можно увидеть небольшие камни без каких-либо надписей. Эти захоронения относятся к тяжелым временам, когда жители села переживали голод, и ежедневно умирало несколько человек. В таких условиях не было возможности устанавливать памятники. Некоторые могильные плиты имеют отверстия, что служило отметкой о смерти от инфекционных заболеваний. Также на кладбище есть памятники, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. Внешний вид надгробий позволяет судить о разных исторических этапах и о том, как складывалась жизнь мугинцев в разные эпохи.

Перед селом (в поискной части) находится кладбище. Старая часть кладбища очень древняя. Никто из старожилов не знает, даже примерно, к какому времени оно относится. Отсутствует здесь какие-либо знаки, цифры, надписи. Надгробными камнями являются обычные местные камни. Вторая часть — это более позднее погребение. Здесь на некоторых надгробных памятниках есть и даты, и надписи на арабском языке. Надписи на могильных камнях в большинстве содержат в себе молитвы и обращения к Аллаху. Есть надписи, относящиеся к умершему, характеризующие его.6( Приложение 1)

2.3. Даргинская мудрость и символизм в надписях на предметах

Первые сведения о развитии металлообработки и изготовлении оружия в Дагестане относятся к VI–VII векам. Клинки местных мастеров по качеству сравнивали с иранскими, долгое время считалось, что именно оттуда пришли традиции оружейного дела. Однако исследования XX века показали, что дагестанское искусство создания оружия имеет самостоятельные корни.

Расположенный на пересечении различных культурных влияний, Дагестан перенял элементы ремесленного мастерства у соседей: кочевых народов с севера, персов с юга и даже римлян с запада. Оружие играло важную роль не только в военных действиях, но и в ритуалах. Воинов часто хоронили с их клинками, а меч, установленный у изголовья могилы, символизировал мужество и защиту. Новорождённым в колыбель клали нож, а роженицам — шашку, чтобы уберечь от злых сил. Кроме того, постоянные военные столкновения вынуждали население уделять оружейному делу не меньше внимания, чем земледелию. Почти в каждом дагестанском селении были мастера, создававшие оружие.7

Дагестанские кинжалы — это не только средство защиты, но и отражение культурных традиций и символизма. Их клинки украшались надписями, которые несли не только декоративную функцию, но и философский смысл. Эти фразы могли содержать наставления, выражать моральные принципы или предостережения о последствиях применения оружия. Одна из известных надписей гласила: «Сирота кует кинжал, чтобы делать сирот».8Надписи, оставленные на клинках мугинских мастеров. В каждой из них заключена глубокая философия, отражающая мировоззрение и традиции мугинцев. (Приложение )

Надо отметить, что мугинцы делали надписи на детских колыбелях, которые также показывают нам мудрость народа и любовь к своим детям. Это проявление семейной обрядности северокавказских народов - важнейшая часть их традиционно-бытовой культуры. Кроме того, огромный интерес вызывает надписи на книгах, винных рогах. Народные песни мугинцев -выражение души, характера народа. Они появляются не случайно: помогают в радости и в горе, облегчают труд, выражают чувства, настроение и отношение человека к жизни.(Приложение)

2.4. Верования мугинцев

Мугинцы издавна почитали силы, оказывающие влияние на природу, и придавали им сакральное значение. В древних представлениях особое место занимали небо, солнце, ветер, которые воспринимались как высшие божества.

Суеверия, сохранившиеся до наших дней, являются отголосками древних языческих традиций и мировоззрения. Среди них особенно распространены вера в сглаз, использование оберегов и изготовление амулетов (кіа), а также особые ритуальные причитания, предназначенные для укрепления духа (уркіи картіни).

Распространение ислама

С приходом ислама языческие верования постепенно отошли на второй план. Процесс исламизации в Дагестане начался в X веке и длился до XV века. В каждом селении этот процесс имел свои особенности и сопровождался различными легендами.

Согласно преданиям, мугинцы приняли ислам примерно на полвека позже соседних поселений, что, по некоторым источникам, стало причиной разрушения села арабами в XII веке. Исследователи утверждают, что после этого мугинские земли были переданы усищинскому хану и правителю Верхней Мулебки. В отличие от других селений, в Муги ханов никогда не было.9

После принятия ислама в селе появилась мечеть, ставшая центром религиозного обучения. Однако отдельной духовной школы в Муги не существовало, и обучение велось либо в мечети, либо в домах местных наставников. Учителей называли «отцами Корана» (курьа атта), а учеников – «детьми Корана» (кура дархія). Курс обучения длился три года, после чего некоторые продолжали учебу в других селениях у арабистов.

Муги славился выдающимися знатоками арабского языка и исламских наук, среди которых были такие известные личности, как Дамадан Мугинский, Нухкьади, Зекергикьади, Магомедзапир, БахІямма ХІяжи и другие.

2.5. Материальная культура села

Село характеризуется наличием определённой территории проживания и сельскохозяйственных угодий. Согласно археологическим данным, поселение на его территории существовало уже не менее 4 тысяч лет назад, то есть не позднее II тысячелетия до н. э. Это подтверждается результатами раскопок древних захоронений и местности, известной как ГІяргІянчунала хьяб.
Первым жилым кварталом считался Хьарши, позднее к нему присоединились Гьяргьяна и Хьачур. Все эти районы были связаны между собой сетью подземных переходов и охранными башнями.

Жилище

Местные жители традиционно возводили двухэтажные дома. Нижний этаж отводился под содержание скота (дярхъ), а верхний использовался в качестве жилого пространства, включавшего 2–3 комнаты. Основная часть жизни семьи проходила в одной из них.

В обеспеченных домах выделялась комната тавла хьали, где размещался очаг, вокруг которого собирались члены семьи. Со временем у жителей появилось разделение помещений по назначению: пичла хали (кухня), тавхан (гостиная), гела хали (кладовая), а также веранда. Туалет и сеновал традиционно размещались во дворе.

Дома строились с плоскими крышами, перекрытыми балками и каменными плитами, с земляными полами и небольшими оконными проёмами. Обстановка была довольно скромной – в домах не было привычной мебели, такой как столы, кровати или шкафы. Спали на полу, используя в качестве постели ворсовые ковры (карчіа). В состоятельных семьях могли встречаться паласы и ковры. Со временем убранство жилища значительно изменилось: появились современные предметы интерьера, мебель и бытовая утварь.10

Одежда

Национальная одежда отличалась большим разнообразием. Её шили из шерстяного сукна, хлопчатобумажных тканей, ситца, конопляной материи и дарая. Обувь изготавливалась из сыромятной кожи или сафьяна (суран). Нижнее бельё в привычном понимании отсутствовало, а рубаха (хава) одновременно выполняла роль и верхней, и нательной одежды.

В мужской гардероб входили:

  • рубаха (хава),

  • гьярціа кьялбар (широкие штаны),

  • бешмет, черкеска,

  • овчинная шуба, бурка, фуфайка,

  • меховые штаны.

Из головных уборов были распространены папаха, чабанская шапка (букіун капа), ушанка и шляпа (варги кьапа). В качестве обуви использовали сапожки, чарики, бурки с жёсткой подошвой и деревянные башмаки. Дополнительно мужчины носили пояса с серебряной оправой и кинжалы.

Женская одежда была более яркой и украшенной. Основу гардероба составляли:

  • свободная рубаха без складок,

  • мешкообразная рубаха (кьап хава),

  • широкие штаны, затягивающиеся шнурком,

  • женская шуба с ложными рукавами,

  • овчинная телогрейка,

  • платье с серебряной отделкой (арцла хава).

Головными уборами служили чухта и чаба (чёрного цвета для замужних женщин и белого для девушек). Волосы заплетались в косы, причём чёлку не носили. Женская обувь мало отличалась от мужской, но часто встречались сафьяновые чувяки (мячіяйти). В качестве украшений использовали серебряные, золотые и жемчужные изделия.11

Кухня

Приготовление пищи происходило в комнате с очагом (тавла хьали). Подобно другим даргинцам, местные жители пользовались общественными квартальными пекарнями, где выпекались чуреки, пироги и чуду.

Основу питания составляли мучные, мясные и молочные продукты. Использовалась мука из различных злаков: пшеницы, ржи, проса, ячменя, кукурузы и гороха. Зерно мололи на водяных и ручных мельницах. Значительное место в рационе занимали молочные продукты – масло, сыр и творог. Среди напитков особенно ценился гаруш (буза).

Наиболее популярными блюдами были хинкал, мясные кушанья, супы, пельмени, чуду, каши, хлебобулочные изделия, сладости и приправы.12

III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Интервью с дедушкой Магомедовым Магомедом Кадиевичем

В рамках школьного проекта по изучению культуры моей малой Родины, я решила взять интервью с моим дедушкой Магомедовым Магомедом Кадиевичем, человеком, который является носителем уникальных знаний о селе Муги. Эти знания передавались в нашей семье из поколения в поколение, начиная с моего прадедушки Магомедова Кади Магомедовича, и я поняла, что они важны для сохранения истории, культуры и традиций нашего села.

Я задала дедушке несколько важных вопросов, которые давно меня интересовали. Вот что он рассказал.

1. Дедушка, что означает название села Муги?

  • Есть две версии. Первая версия связана с рудником, который находится рядом с селом. В пещере есть железный рудник, и название Муги является сокращением от его даргинского наименования. Вторая версия утверждает, что основателем села был человек по имени Муги. Однако никаких летописей не сохранилось. После нашествия Тимура в 1395 году наше село было полностью уничтожено, и только во время земляных работ находят останки наших предков, погибших в той битве.

2. В каком году появилось село?

  • Село очень древнее, но достоверных данных о его основании нет. Мы поищем информацию в исторических источниках.

3. Сколько поколений нашей семьи проживает в селе Муги?

  • Мы происходим из этого села, все наши предки жили здесь. Около 6 тысяч лет назад сформировались горные дагестанские народы, и наш семейный генетический тест показал, что 99,9% наших предков — даргинцы.

4. Что для вас значит Муги?

  • Для меня это самое прекрасное место, потому что я родился здесь. Для тебя, Жасмин, это, возможно, не самое красивое место, но для нас оно родное. Здесь наша история, могилы наших предков, и мы ощущаем связь с этим местом.

5. Почему вы так считаете?

  • Это родина наших предков, здесь наша история, наши корни. Человек без истории не может быть успешным в будущем. Нужно развивать и сохранять то, что было вчера, ценить настоящее и создавать будущее.

6. Как вы считаете, важно ли детям знать историю и культуру своего народа, села, семьи?

  • Да, это очень важно. Сельская жизнь особенная. Здесь каждый человек живет как часть большой общины, и это чувство поддерживает нас в радости и горе. Важно сохранять наши традиции и ценности, так как они делают нас сильными и едиными.

7. Есть ли в нашем семейном архиве фотографии села Муги и наших родственников?

  • Самые старые фотографии появились около 100 лет назад, и они датируются началом 40-х годов. Наше село долгое время было изолированным, связь с внешним миром была ограничена. С установлением советской власти появилась возможность получить образование, и тогда начали открывать школы.

8. Сколько поколений мы знаем?

  • Мы знаем примерно семь поколений, дальше информация теряется, так как советская эпоха стерла многие ценности. Но те, кто интересуется историей своей семьи, сохраняют эти данные и передают их дальше.

9. Какие традиции были в вашем селе в прошлом?

  • Традиции были очень строгими. Например, мой прадедушка не хотел выдать свою дочь замуж за мужчину без земли, ведь без земли нельзя было прокормить семью. Эта жесткость привела к трагическому событию: дочь вернулась в дом отца, покончив с собой, после чего началась кровная месть. В таких случаях старейшины села принимали решение о изгнании из села, чтобы прекратить конфликт.

10. Как село решало такие конфликты?

  • Обычно конфликты решались через примирение. Наши сельчане всегда старались забывать обиды и восстанавливать мир. Даже если между людьми была кровная месть, через примирение и переговоры удавалось избежать дальнейшего насилия.

11. Что вы знаете об истории наших родных мест?

  • Наше село имеет древнее происхождение. Вокруг него нашли стойбище первобытных людей, которым около полутора миллионов лет. Кавказ, и особенно Дагестан, является уникальным регионом, через который проходили шелковые пути. Наше село всегда оставалось самостоятельным, стараясь не смешиваться с другими народами, что обеспечивало его сплоченность.

12. Расскажите про моих предков?

  • Я могу рассказать только о твоих предках по отцовской линии, примерно пять поколений. А по материнской линии мы знаем семь поколений. Многие из ваших предков были учителями и уважаемыми людьми в селе.

13. Каковы были жесткие традиции в селе, например, история с изгнанием дедушки из села?

  • Да, традиции были очень строгими. Твой прапрапрадед не хотел выдать свою дочь замуж за мужчину без земли, и это привело к трагедии. Однако через примирение, выкуп или другие формы разрешения конфликта, вопрос был решен. Впоследствии, наши предки вернулись в село.

Этот разговор был очень ценным и поучительным. Я получила ответы на многие вопросы, которые давно меня интересовали, и узнала много нового о наших корнях, истории и традициях. Я постараюсь извлечь уроки из того, о чем мне рассказал дедушка, и сохранить эти знания для будущих поколений.

Основные выводы из интервью:

Древность и самобытность села Муги – История села уходит в глубину веков, но точные даты его основания неизвестны. Оно сформировалось под влиянием различных исторических событий, включая нашествие Тимура.

Происхождение названия – Существует несколько версий происхождения названия села, включая связь с железным рудником и именем возможного основателя.

Культурные традиции и уклад жизни – Жители села испокон веков жили в строгих традициях, где ключевое значение имели семейные ценности, общинный уклад и уважение к предкам.

Передача исторических знаний – История и культура передаются устно из поколения в поколение, что подчеркивает важность сохранения семейных архивов и устных преданий.

Роль традиций в жизни села – В прошлом традиции строго регулировали социальные отношения, включая брак, имущество и примирение конфликтов, вплоть до изгнания за нарушение норм.

Значимость исторической памяти – Сохранение истории своего народа и родного села важно для самоидентификации и понимания своего места в мире.

Социальные и культурные изменения – С течением времени село адаптировалось к новым реалиям, особенно после прихода советской власти, что дало возможность получать образование, но также привело к утрате части традиций.

3.2. Фото экскурсия по селу Муги.

В рамках своего исследования я работала над очень важным для меня проектом – макетом фотоальбома по истории и культуре моей семьи и истории родного села Муги Акушинского района, Республики Дагестан. Этот проект стал для меня настоящим открытием, возможностью глубже узнать свою историю, сохранить традиции и понять, насколько важно беречь культуру своего народа.

Работа началась с самого сложного – поиска, отбора и систематизации фотографий в семейном фотоархиве. Я перерывала старые альбомы, разговаривала с бабушкой и дедушкой, расспрашивала родителей. Мне было очень интересно узнать, как выглядели мои прадедушка и прабабушка, как они жили, чем занимались. Я нашла их пожелтевшие фотографии, и, когда держала их в руках, чувствовала, что становлюсь ближе к своей семье, к своим корням. Это невероятное чувство – осознавать, что ты часть чего-то большого и значимого.

Помимо семейных снимков, я искала фотографии нашего села, его улиц, домов, красивых пейзажей и, конечно, односельчан. Оказалось, что у нас есть старые фото, где запечатлены не только важные события: народные праздники, свадьбы, строительство дома, но обычная жизнь родственников и односельчан. Это помогло мне увидеть, как менялось село, какие традиции бережно передавались из поколения в поколение.

Когда у меня собралось достаточно материала, начался новый этап – создание макета фотоальбома. Конечно, не все фото из семейного архива вошли в альбом. Я постаралась выбрать наиболее знаковые снимки, которые наилучшим образом демонстрируют колорит села и проживавших в нем людей. Я работала в специальной программе для дизайна. Это было непросто: нужно было правильно расположить фотографии, выбрать фон, добавить подписи и пояснения. Мне хотелось, чтобы альбом был не просто красивым, но и информативным, чтобы каждый, кто его откроет, смог погрузиться в атмосферу села и почувствовать его дух. Я долго подбирала цвета и шрифты, чтобы они соответствовали стилю и характеру нашего края. К некоторым фото мне захотелось добавить стихи, которые я тщательно подбирала, стараясь передать свое настроение людям, изображенным на фото. Это было сложно, но безумно интересно!

Я горжусь тем, что этот проект стал не просто исследовательской работой, а настоящим вкладом в сохранение истории и культуры нашего села и традиций моей семьи, чьи корни уходят в лучшее место на свете- село Муги. Я думаю, что мои братья и сестра, родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, друзья, одноклассники, разглядывая этот альбом смогут мысленно оказаться в далеком и прекрасном селе. И разумеется, это важно для меня. Ведь сегодня, когда традиции сталкиваются с вызовами современности, особенно важно не забывать свои корни. Я знаю, что государственная политика России сейчас направлена на поддержку традиционных ценностей и национальных традиций, и я очень рада, что могу внести свой скромный вклад в это дело.

Этот фотоальбом стал для меня не просто проектом, а чем-то личным, значимым. Он напомнил мне, насколько важно знать свою историю, уважать своих предков и сохранять культуру своего народа. Я надеюсь, что моя работа поможет другим ребятам понять это и вдохновит их на изучение своих семейных и родных традиций.

IV. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

4.1. Подготовка опроса.

Сначала мы составили семь вопросов, которые на наш взгляд позволят определить не только значимость сохранения традиционных ценностей и национальной культуры народов России, но и способы их популяризации. Мы предложили респондентам ответить на следующие вопросы, предложив несколько вариантов ответа:

1. Как вы считаете, насколько важно сохранять культурные традиции народов России?

  • Очень важно

  • Скорее важно

  • Не имеет значения

  • Скорее не важно

  • Совсем не важно

2. Какую роль традиции играют в вашей жизни?

  • Очень важную, я стараюсь соблюдать традиции своей культуры

  • Скорее важную, но не всегда их придерживаюсь

  • Скорее неважную, но иногда участвую в традиционных мероприятиях

  • Совсем не играют роли

3. Достаточно ли вы знаете о культуре и традициях народов России?

  • Да, хорошо знаком(а)

  • В общих чертах

  • Очень мало знаю

  • Практически ничего не знаю

4. Какой способ знакомства с народными традициями вам наиболее интересен?

  • Фестивали и культурные мероприятия

  • Книги и статьи

  • Документальные фильмы и телепередачи

  • Практические мастер-классы (кулинария, ремесла)

  • Виртуальные экскурсии и онлайн-курсы

5. Влияют ли народные традиции на формирование национальной гордости?

  • Да, это важная часть национальной идентичности

  • Скорее да, но не для всех

  • Скорее нет, но некоторым это важно

  • Нет, традиции не имеют значения для национальной гордости

6. Какие элементы традиционной культуры вы используете в повседневной жизни? (можно выбрать несколько вариантов)

  • Традиционные блюда

  • Народная музыка и танцы

  • Одежда или украшения с национальными мотивами

  • Народные игры и развлечения

  • Ничего из перечисленного

7. Что, на ваш взгляд, поможет сохранить и популяризировать народные традиции?

  • Проведение культурных фестивалей и мероприятий

  • Введение новых школьных предметов по этнокультуре

  • Развитие туризма в регионах

  • Поддержка традиционных ремесел и промыслов

  • Ничего не поможет, традиции теряют актуальность

4.2. Проведение опроса.

Данный опрос был проведен среди жителей села Муги, учащихся и родителей нашей гимназии. Мы создали ссылку на «Googl Фоме» и распространили ее респондентам. В опросе приняли участие 115 человек. Ниже результаты, которые мы получили.

4.3. Анализ результатов.
Опрос показывает, что большинство респондентов считают сохранение культурных традиций народов России важным (82,3% ответили «очень важно», 13,3% – «скорее важно»). Это доказывает, что культурные ценности и традиции имеют большое значение для жителей села Муги, учащихся и их родителей.

Второй вопрос показывает, что традиции активно играют роль в жизни большинства респондентов:

  • 52,2% стараются соблюдать традиции своей культуры;

  • 35,4% считают их важными, но не всегда придерживаются;

  • Только 8,8% участвуют в традиционных мероприятиях редко, и совсем не следят за традициями единицы.
    Полученные данные подтверждают, что тема проекта является актуальной. Жители села Муги осознают значимость традиций, а значит, важно продолжать изучение и популяризацию культурного наследия, особенно в контексте народов Дагестана. Опрос доказывает, что сохранение традиций – не просто абстрактная идея, а важный аспект повседневной жизни людей

Осведомленность о культуре и традициях народов России

  • 33,3% респондентов хорошо знакомы с традициями.

  • 57% знают лишь в общих чертах.

  • 7,9% имеют минимальные знания, а 1,8% практически ничего не знают.

Несмотря на то, что треть опрошенных хорошо осведомлены, большинство (почти 60%) знают традиции поверхностно, а небольшой процент вовсе не знаком с ними. Это говорит о необходимости просветительской работы.

Предпочтительные способы знакомства с народными традициями

  • 44,7% респондентов предпочитают фестивали и культурные мероприятия.

  • 21,9% интересуются документальными фильмами и телепередачами.

  • 19,3% предпочитают практические мастер-классы (кулинария, ремесла).

  • 8,8% читают книги и статьи.

  • 5,3% выбирают виртуальные экскурсии.

Самый востребованный способ знакомства с традициями – живое участие в фестивалях и мероприятиях. Это подчеркивает важность организации подобных событий. Также значительный интерес вызывают мастер-классы и документальные фильмы.

Влияние народных традиций на национальную гордость

  • 68,8% считают традиции важной частью национального самосознания.

  • 25,9% говорят, что это скорее важно.

  • Только 5,3% респондентов считают, что традиции не имеют значения.

Абсолютное большинство опрошенных (почти 95%) считают народные традиции важным фактором формирования национальной гордости.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • Народные традиции остаются важной частью культурной идентичности.

  • Необходимо развивать образовательные программы, популяризирующие народную культуру.

  • Фестивали, мастер-классы и документальные фильмы – лучшие способы знакомства с традициями.

Мы рекомендуем активнее вовлекать молодежь в изучение культуры через интерактивные форматы, организовывать больше фестивалей и поддерживать народные ремесла. Важно не только сохранять традиции, но и адаптировать их к современным реалиям, делая их интересными и доступными для всех.

Наш проект показал, что сохранение традиций – это не только дань прошлому, но и важный фактор формирования национальной гордости. В наших силах сделать так, чтобы культура народов России продолжала жить, передаваясь из поколения в поколение.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Село Муги — это не только одно из старейших поселений Дагестана, но и настоящий хранитель традиций, культуры и истории. Оно представляет собой живое свидетельство древних ремесел, обрядов, а также ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Через исследование народных традиций и обычаев села Муги я смогла лучше понять, как важно сохранять память о корнях своего народа, а также о тех принципах, которые всегда были важны для жителей этого села — уважение к старшим, гостеприимство, трудолюбие и любовь к родной земле.

Целью работы было не только изучение культурного наследия села, но и анализ того, как эти традиции продолжают жить в современности, несмотря на воздействие глобализации и изменений в обществе. Изучая ремесла, обряды, обычаи и даже повседневную жизнь мугинцев, я поняла, что эти традиции не только сохраняются, но и активно передаются новым поколениям. Мугинцы гордятся своим прошлым и уважают наследие своих предков, что помогает им не только сохранять свою идентичность, но и укреплять общину.

Это исследование стало для меня не только важным уроком в области культуры и истории, но и помогло осознать ценность и важность традиций для формирования личности, а также значимость их сохранения для будущих поколений. Муги — это не просто село, это место, где живет история, и его культура будет продолжать существовать, если мы будем хранить и передавать её, как это делали наши предки.

VI. СПИСПОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиева Рабият Мурадовна «Моя малая родина- село Муги».Махачкала, 2012.

  2. Гаджимуратов Г.М. Поселение и жилище акушинцев в начале XIX-начале XX вв. https://cyberleninka.ru/article/n/poselenie-i-zhilische-akushintsev-v-xix-nachale-xx-vv/viewer

  3. «Из истории права народов Дагестана» (Материалы и документы). Составитель А.С. Омаров. Махачкала, 1968.

  4. «Культура и традиции народов Дагестана»; Москва, 1998, стр.58

  5. «Кинжал в соционормативной культуре народов Дагестана» Юридический вестник ДГУ.Т24.,2017, №4

  6. Османов М.О. Жилище даргинцев в XIX-XX веках (Этапы развития)/Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.-Махачкала, 2009. https://instituteofhistory.ru/media/library/publication/files/Османов_2009._Жилище_даргинцев_VuOI7jL.pdf

  7. Национальная одежда даргинцев. https://etokavkaz.ru/nacionalnosti/dargincy/odezhda

  8. Обычаи и традиции Дагестана. https://obychai-i-tradicii.ru/narodi-rossii/darginci/tradicionnaya-kuhnya

  9. Песнь клинков: история дагестанского оружия. https://промыслы.рф/history/view/499

VII. ПРИЛОЖЕНИЕ

Надписи на надгробных камнях:

Спасибо тебе хороший человек,

Спасибо за человечность, доброту

Спи спокойно, дорогой человек.

Не долгий прожил век

Неведано, где жил, что делал

Известно только был человек

***

Здесь покоится добрый человек,

Здесь покоится добрый человек,

Пусть будет рай на небесах.

Ты жил честно, красиво

За это тебе спасибо.

***

Лежащий здесь недолгий прожил век

Неведомо где жил, что знал

Известно только был он человеком

Родился - плакал, умирал - стонал.

***

Эй трус, не радуйся, что пал

Что спит в земле герой.

Свою винтовку и кинжал

Он не забрал с собой.

***

Был у невесты выбор невелик:

Могильный камень или муж-старик

***

Дороги строим мы, но вот беда

Дороги все приводят нас сюда.

***

Живой, пусть все приводят нас сюда.

Утешься, брат, мне хуже, чем тебе.

***

От мудрецом не слыл

Он храбрецом не слыл

Но поклонись ему-

Он человеком был.

С неправдами при жизни

В спор вступал джигит

Неправда ходит до сих пор

А он лежит.

Надписи на кинжалах:

Приняв кинжал, запомни для начала:

Нет лучше ножен место для кинжала.

Кинжал в руках глупца нетерпелив,

В руках у мудрецов нетороплив.

***

Кланясь за рукоять держись,

Но острием его не клянись.

Если я не быстр и туповат,

Ты, хозяин, в этом виноват.

***

Ты не хвались, джигита сын,

Своим кинжалом.

Ты обладаешь не один

Таким кинжалом.

Надписи на колыбелях:

И ты когда-то аксакал

На этом скакуне скакал.

Она покажет мир тебе

Расскажет о его судьбе.

Надписи на книгах:

Ослы и те,

Когда читать пытались,

То в просторе

Ослами не считались

***

Увидеть можем мы

Лишь на страницах книг

И осень, и весну

В один и тот же миг.

Надписи на винных рогах:

Здесь не молоко, не вода, не чай.

Тех, кто не хочет, не заставляй.

***

За чьё ни пил бы ты здоровье,

Своё щадил бы ты здоровье

Мугинские народные песни:

Вадила риканайли

Вадила юлдашлисра

Дигай ахъили вара,

Дигайла духъун карціай

Хьябуртакиб бец 1 лван

Барткелли майдунтиван

Хьяб шулумдурцулигу.

Гуни урдалтулигу.

***

Ахъушад ціа дихьили

Цударахъад ціадикаб

Лавашад чяй рурчахъан,

Ахъушад дурадикаб

Дигили абдал диккай,

Хура нура х1ейгути

Мух1ен рурсби рурччахьан.

Ціала байлаб балбикаб.

***

Ахьиубли хІерьасли

Ну келгьул дила буруш

Унццурби мегьла сади,

Мигла урцулла тахта,

Шурухуй х 1 еризасли,

Хулбас дашул мурьил хІанкІ

Чиргьми цементла сади.

Бекілис кагил иццала.

(Сяргу Ахъай)

1 Алиева Рабият Мурадовна «Моя малая родина- село Муги»

2Гаджимуратов Г.М. Поселение и жилище акушинцев в начале XIX-начале XX вв. https://cyberleninka.ru/article/n/poselenie-i-zhilische-akushintsev-v-xix-nachale-xx-vv/viewer

3 «Культура и традиции народов Дагестана»; Москва, 1998, стр.58

4 «Из истории права народов Дагестана» (Материалы и документы). Составитель А.С. Омаров. Махачкала, 1968.

5 Северокавказский обычай, схожий с побратимством, когда мужчины (кунаки), принадлежащие к разным родам или народностям, вступают в дружеские отношения и оказывают друг другу помощь.

6 Алиева Рабият Мурадовна «Моя малая родина- село Муги»

7 Песнь клинков: история дагестанского оружия https://промыслы.рф/history/view/499

8 «Кинжал в соционормативной культуре народов Дагестана» Юридический вестник ДГУ.Т24.,2017, №4

9 Алиева Рабият Мурадовна «Моя малая родина- село Муги»

10 Османов М.О. Жилище даргинцев в XIX-XX веках (Этапы развития)/Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.-Мазачкала, 2009. https://instituteofhistory.ru/media/library/publication/files/Османов_2009._Жилище_даргинцев_VuOI7jL.pdf

11Национальная одежда даргинцев https://etokavkaz.ru/nacionalnosti/dargincy/odezhda

12Обычаи и традиции Дагестана https://obychai-i-tradicii.ru/narodi-rossii/darginci/tradicionnaya-kuhnya

Просмотров работы: 5