I.Введение
Я заинтересовался данной темой после того, как узнал о том, что во время ремонта здания Шунгенской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Геннадия Ивановича Гузанова была найдена капсула времени [1].
Как известно, капсула времени воплощает сразу две мечты человечества: возможность сохранить что-то важное на века и одновременно совершить символическое путешествие в будущее. Подобные капсулы позволяют нам узнать о ценностях прошлых лет и сохранить связь между поколениями. Существует множество фактов, позволяющих утверждать, что будущее всего общества или конкретного человека находится в зависимости не только от настоящего, но и от прошлого. Именно поэтому тема исследования является актуальной.
Цель работы:
Исследовать информацию о капсулах времени на примере капсулы, извлечённой во время ремонта МБОУ «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г. И. Гузанова».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и изучить информацию о капсулах времени различных времен.
2. Изучить содержимое капсулы времени, вскрытой в МБОУ «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г. И. Гузанова».
3. Собрать информацию о церемонии закладки капсулы времени с участниками событий.
4. Провести анкетирование среди обучающихся по данной теме.
5. Обобщить полученную информацию для размещения на сайте школы.
6. Передать собранный материал в школьный краеведческий музей «Поиск».
Гипотеза исследования: Можно предположить, что изучение капсулы времени даёт возможность осуществить связь поколений.
Объект исследования – процесс хранения информации об общественной деятельности учащихся Шунгенской средней школы в 70-ых годах.
Предмет исследования – «Капсула времени».
Методы исследования:
Теоретические и практические.
Изучение и анализ исторического материала в сети Интернет.
Анализ информации источников в средствах массовой информации.
Анкетирование обучающихся школы.
Аналитическая обработка данных.
Новизна моей работы в том, что я решил изучить эту тему на примере событий нашей школы, совместить исследование в области истории появления социального опыта поколений по хранению и передаче информации через «Капсулы времени», с созданием новой «Капсулы времени» школы для памяти потомков о нас, наших ценностях, традициях.
Практическое применение
Исследовательская работа на тему “Капсула времени - связь поколений” будет использована на уроках Мужества, классных часах, во время проведения экскурсий в школьном краеведческом музее «Поиск».
В ходе исследования были использованы различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы и архив школьного краеведческого музея «Поиск». С целью получения информации о капсулах, заложенных в различных странах, использовались работы Уильяма Э. Джарвиса «Капсулы времени: культурная история», Д. Варламовой «Большие ожидания: что хранится в капсулах времени», А. Билярчик «Капсула времени: письмо в будущее», а также материалы различных печатных изданий, публикуемых в мире, в которых содержится информация о вскрытии уже имеющихся капсул времени и закладке новых капсул (информационное агентство ТАСС, «Деловая газета», «Комсомольская правда», газета «Волжская новь», «Российская газета»).
II.Основная часть
2.1 Что такое «Капсула времени»
"Капсула памяти" (или "капсула времени") – особый формат писем в будущее. Обрёл популярность в ХХ веке, когда человечество питало особую веру в технический прогресс и в то, что через несколько десятков лет мир может измениться до неузнаваемости.
Еще в Древнем Шумере практиковалась закладка в фундаменты храмов и дворцов посланий будущим правителям в виде табличек из обожженной глины. С тех давних времен идет обычай оставлять письма потомкам, запечатанные в специальные приспособления, в основаниях строящихся зданий. Однако сам термин «капсула времени» (англ.time capsule) появляется примерно в 1937 г., что свидетельствует о широте распространения данного явления.
По широте распространения и датировкам сохранившихся «капсул времени» можно не только восстановить историю того или иного места, где находится такая капсула, но и представить мотивы, которые подвигли людей к составлению обращений в будущее. В отличие от посланий в бутылках, отправляемых с кораблей, терпящих крушение, в капсулы времени», как правило, заложена информация, отражающая гордость за собственные успехи, достижения своей страны и ее геополитический потенциал.
К примеру, пионеры "Артека" 1960-х годов оставили потомкам из 2000-х такое послание: «Мы вам немного завидуем… Вы живете при коммунизме, люди ежедневно летают на Луну, и, наверное, в "Артеке" есть свой космодром».
А в 2001 году житель ХМАО обнаружил в своем дворе послание следующего содержания: «К тебе обращаются из прошедшего тысячелетия строители линий электропередач в краю Тюменского Севера. Было любопытно найти тех, кто был силен дерзкой мечтой созидать и строить! Горд тем, что стал причастен к великому делу освоения Севера!»
Большинство американских капсул рассчитаны на более длительное хранение (от нескольких сотен до нескольких тысяч лет). Пример долгосрочной капсулы – послание потомкам от американской электрической компании Westinghouse Electric (считающееся первой официальной "капсулой времени"). В 1939 году в цилиндр из фирменного сплава поместили десятки небольших предметов, характеризующих эпоху: книгу бухгалтерского учета, шариковую ручку, карандаш, пачку сигарет Camel, образцы различных материалов, 15-минутную кинохронику, микроскоп, инструкцию по изготовлению проектора, а также письма современников, в том числе Альберта Эйнштейна.
В 1965 году "вдогонку" рядом с первой капсулой была заложена вторая, содержащая свидетельства о космических достижениях человечества. Оба послания планируется вскрыть в 6939 году.
Самой масштабной капсулой считается Крипта цивилизации – герметичная комната, расположенная в подвальных помещениях Оглторпского университета (штат Джорджия, США). В ней находятся свыше тысячи предметов.
Эта Крипта содержит память о цивилизации, которая существовала в Соединенных Штатах и большей части остального мира в первой половине XX века. В емкостях из нержавеющей стали, в которых воздух заменен на инертный газ, находятся энциклопедии, книги по истории, научные работы, специальные выпуски газет, книги о путешествиях, бобины с кинолентами, модели, фонографические записи и другое, из чего можно составить впечатление о положении и природе цивилизации, существовавшей с 1900 по 1950 год. Комнату, запечатанную в 1940 году, планируется открыть в 8113 году.
"Капсулы времени" продолжают закладываться и в наши дни. Так, в 2016 году глава Чечни Рамзан Кадыров оставил послание потомкам в основании строящегося торгового комплекса "Грозный Молл", а сообщение от мэра Москвы Сергея Собянина было заложено в основание бассейна "Лужники".
На сегодняшний день во всём мире насчитывается около пяти тысяч неоткрытых капсул. В среднем за десятилетие вскрывается от двух до пяти капсул, и столько же новых появляется в разных точках планеты — за всю историю капсул существовало до пятнадцати тысяч. Исследованиями этого процесса занимается специальная организация — Международное общество капсул времени (ITCS). Общество было основано в 1990 году американским журналистом Кнутом Бергером. Цель ITCS — регистрация и отслеживание новых капсул, а также розыск утерянных. Офис общества находится в Университете Оглторп, рядом с «Криптой цивилизации».
2.2 Обращение работников колхоза «Дружба»
В ходе работы над исследованием данной темы, я узнал, что во время ремонта памятника Погибшим воинам - односельчанам в селе Шунга, была извлечена капсула с обращением к будущим потомкам. 8 мая 2018 года в 11 часов 30 мин от здания Шунгенской средней общеобразовательной школы начинается шествие Бессмертного полка. По пути следования к колонне присоединяются жители села Шунга с портретами своих родственников. Колонна останавливается у Памятника погибшим воинам-односельчанам. Максимова Л., художественный руководитель Шунгенского культурно-досугового центра, открывает митинг, посвященный Дню Победы. Учащиеся 7-ых классов возлагают гирлянду к памятнику Погибшим воинам.
Вот несколько строк из капсулы, извлечённой при ремонте памятника:
«Дорогие потомки! Мы получили эстафету жизни от наших славных предков, свершивших чудесные дела. Наше поколение с честью и достоинством пронесли эту эстафету сквозь годы. Мы твёрдо уверены в том, что вы, люди 21 века, высоко пронесёте знамя борьбы за лучшее будущее человечества и приумножите славные трудовые традиции нашего советского народа. Вы, наши внуки и правнуки, унаследовали от нас такие непреходящие духовные ценности, как любовь к жизни и людям, чувство справедливости и человеческого гуманизма, преданность своей родной земле… Да будет вечна эстафета жизни и вдохновенного труда! Через десятилетия, разделяющие нас, мы протягиваем Вам руку дружбы и товарищества. Здравствуйте, дорогие потомки! Здравствуйте, люди нового века! Будьте всегда счастливы и достойны великих дел!» Колхозники колхоза «Дружба», село Шунга, год 1967.
Текст подготовил председатель колхоза «Дружба» Ботин В. М. Печатала С. Комарова» [2].
Текст послания хранится в школьном краеведческом музее «Поиск» Шунгенской средней школы. Заложил новую капсулу, ведущий митинга, краевед школьного музея ученик 8а класса Ковалёв М. Вскрыть капсулу нужно через 50 лет, 8 мая 2068 года. Несколько строк из обращения к потомкам 2068 года:
«Нам посчастливилось вырасти в стране, где над головой мирное небо и светит яркое солнце. Это небо нам подарили наши прабабушки и прадедушки, победив в страшной войне 1941-1945 гг. Очень надеемся, что вы, наши потомки, сохраните и сбережете достижения своих предков. Старайтесь беречь природу, которая вас окружает: березовые рощи и сосновые боры, реки и озера, моря. Но, пожалуй, самое главное, чтобы чтили и помнили свою историю, уважали свое прошлое! Без прошлого нет будущего. Чтобы те ошибки, которые совершались нами, не довелось сделать вам, будущему поколению. Сделайте правильные выводы из нашего опыта. Надеемся, что в ваше время люди не будут безразличны по отношению друг к другу и всему живому, прекратится погоня за материальным «счастьем». Нет убийств, не развязана война. Может быть, ваши интеллектуальные способности будут направлены не на создание оружия, а на благо человека, всей Земли» [3].
2.3 История школы
Поскольку во время ремонта здания Шунгенской средней общеобразовательной школы осенью 2024 года была найдена капсула времени, поэтому я обращаюсь к истории нашей школы.
19 декабря 1880 года в с. Шунга открылась церковно-приходская школа [4]. В 1965 году торжественно открылись двери нового современного здания Шунгенской средней школы. Школа обслуживает большую по протяженности территорию: здесь учатся дети из всех близлежащих сел и деревень – Стрельниково, Шунга, Тепра, Некрасово, Саметь, Петрилово, Пасынково, Гридино, Яковлевское, Аферово, Казанка, Борок [5].
С 11 сентября 2016 года школа носит имя Героя Советского Союза Геннадия Ивановича Гузанова. Геннадий Иванович учился в Шунгенской школе, окончил 7 классов. Он часто посещал свою родную школу. Много общался со школьниками, рассказывал, как вместе со всей страной воевал с фашизмом, а после – поднимал страну из руин. Геннадий Иванович тесно сотрудничал со школьным краеведческим музеем «Поиск», принимал активное участие в школьных мероприятиях. Геннадий Иванович вместе с ветеранами Шунгенского сельского поселения участвовал в закладке каштановой Аллеи Памяти около школы. И память о выдающемся земляке останется в стенах Шунгенской школы навсегда, считают все, кто лично знал Героя Советского Союза Геннадия Ивановича Гузанова [6].
Областные депутаты единогласно поддержали ходатайство коллектива образовательного учреждения о присвоении школе имени выдающегося земляка. Просьбу педагогов поддержал губернатор Костромской области С. Ситников, председатель Костромской областной Думы А. Анохин и администрация Костромского района.
Время быстротечно: в 2025 году исполняется 145 лет со дня основания Шунгенской средней школы и 60 лет со дня переезда школы в новое здание.
2.4 Федеральная программа
«Модернизация школьных систем образования»
В 2024 году в рамках реализации федеральной программы «Модернизация школьных систем образования» в Шунгенской средней школе приступили к капитальному ремонту здания. Подрядчик был определен по результатам конкурсных процедур, им стала строительная компания «Ин Тенс» города Костромы [7]. Сроки капитального ремонта школы определены с 1 июня 2024 г. по 31 июля 2025 г. Сметная стоимость объекта 84 млн. рублей, средства выделены из федерального бюджета. Капитально будут отремонтированы: кровля, системы отопления, водоснабжения, канализации, фасад школы будет облицован панелями на первых двух этажах, отремонтируют входную группу, все помещения в школе. Летом на ремонтных работах школы работал стройотряд студентов Костромского политехнического колледжа. В настоящее время ремонт продолжается.
В администрации Костромского района создан штаб, осуществляющий контроль за ходом проведения капремонта школы, также к наблюдению за ходом работ привлекаются родители учеников школы.
На время капитального ремонта образовательный процесс осуществляется на базе МКОУ “Саметская основная общеобразовательная школа имени дважды Героя Социалистического труда П.А. Малининой”
2.5. Привет из прошлого
Во время ремонта Шунгенской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Г.И. Гузанова необычную находку обнаружили работники строительной фирмы «Ин Тенс». Бутылка с письмом 58 лет находилась под полом в актовом зале школы, который вскрыли при капитальном ремонте [8].
Послание написали ученики Шунгенской средней школы в 1966 году. Они обращались к школьникам 1977 года: "Дорогие десятиклассники! К вам, 10-му выпуску Шунгенской средней школы 1977 года, обращаются первые выпускники выпуска 1967 года. Сегодня, 18 ноября 1966 года, на празднике, посвященном 1-й годовщине со дня рождения школы, через десятилетие протягиваем вам наши дружеские руки и обращаемся с этим письмом. Мы первые, кто получает среднее образование в этой школе в знаменательный 50-й год советской власти. Мы провели воскресник в помощь борющемуся Вьетнаму. В честь 48-й годовщины ВЛКСМ были посажены две комсомольские аллеи и на "Огоньке" встретились с делегатом XV съезда ВЛКСМ В. Алдошкиным. Провели диспут "В чем твой долг, комсомолец!". Мы были первыми в спорте. Ребята! Боритесь за построение коммунизма! Не теряйте звания лучших спортсменов! Пусть бьет ключом ваша комсомольская жизнь! Будьте достойными людьми своей Родины!"
Письмо подписали 10 первых десятиклассников Шунгенской средней школы:
Борисов В. П.
Гаврилова В. А.
Калинин Н. Н.
Клементьев Н. М.
Корытова Е. И.
Кубашина А. Н.
Козлов В. Г.
Лезин М. А.
Малинин Н. В.
Новожилов В. Г.» [9].
Находка взволновала не только коллектив обучающихся и педагогов Шунгенской средней школы, но и бывших выпускников, и жителей Шунгенского сельского поселения.
2.6. Встреча с участниками события
Сегодняшние ученики Шунгенской средней школы смогли отыскать двух выпускников 1967 года, которые принимали участие в составлении послания.
12 сентября 2025 года состоялась встреча учащихся школы с участниками данных событий. В ходе беседы Е.И.Корытова выпускница 1967 года сообщила, что инициатором закладки капсулы был учитель географии, участник Великой Отечественной войны, основатель школьного краеведческого музея «Поиск» Соколов М. М.
Старожилы вспомнили, что в 1965 году Шунгенская средняя школа переехала в новое здание. Поэтому и выпуск 1967 года в письме называется первым. Очевидцы добавили, что в 1977 году послание вскрыли, прочитали и затем вернули на место под пол актового зала школы, где оно и долежало до наших дней. Соколов М. М. предложил взять бутылку из-под шампанского из-за толщины стекла и ощущения праздника. Текст писали тушью на ткани, так как боялись, что бумага истлеет.
Своими воспоминаниями делится на встрече выпускница 1967 года: «Знаете, мы же были дети своего времени. Свято верили, что придет коммунизм. Знали, что мы пойдем учиться, потом будем работать, что не будем лишними. В общем, так и получилось. Мы все выучились, все работали. У всех дети, внуки, правнуки. Тогда все грезили приключениями, путешествиями, космосом, изучением новых земель».
Выпускник 1967 года Н.В.Малинин на встрече сказал: «Текст составляли все вместе. Всем классом. Класс-то большой был. Комсомольцы все. Радостные все были. В общем, так и получилось».
Ветераны педагогического труда нашей школы тоже были очевидцами этих событий, они присутствовали на торжественной линейке, посвященной закладке капсулы. Ирина Николаевна рассказала школьникам, что на торжественном открытии нового здания Шунгенской средней школы в ноябре 1965 года ей вручали символический ключ от школы. В это время она была ученицей 5 класса и хорошо помнит событие открытия школы.
Завуч школы тоже помнит о событии закладки капсулы. Она закончила Шунгенскую среднюю школу, работала учителем биологии, затем продолжительное время была заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. В своем выступлении она поблагодарила организаторов встречи за возможность прикоснуться к истории школы. Отметила, что школа всегда большое внимание уделяла патриотическому воспитанию подрастающего поколения и привитию любви к малой родине.
2.7. Новое послание будущим потомкам
На встрече присутствовали учащиеся 10 класса, они с замиранием сердца внимательно слушали очевидцев того события. «Мне было очень интересно узнать про людей того времени, как они жили, о чем мечтали, какие цели себе ставили» - сказал ученик Шунгенской средней школы имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова А. Кузнецов.
После встречи с выпускниками 1967 года школьники решили последовать примеру своих предшественников и тоже отправить письмо в будущее. Письмо десятиклассники решили поместить в бутылку из-под шампанского, только уже Российского. И оставить там же под полые актовые зала школы. Церемония назначена предварительно на сентябрь 2025 года, когда в Шунгенской школе закончится капитальный ремонт.
Текст послания: "Привет из прошлого! Вам пишут десятиклассники 2025 года Шунгенской школы. Нам очень повезло, ведь мы живем в век инновационных технологий, которые задействованы везде: в промышленности, в транспорте, в науке, в образовании, экономике и культуре. Буквально недавно никто не мог и представить, что можно будет благодаря одному телефону побывать в любом уголке мира. Мы живем именно тогда, когда активно ведутся перемены в устройстве общества и мира в целом. Нам предстоит перенять право написать собственную историю, чем мы и воспользуемся. Мы уверены, что в вашем времени уже освоена большая часть Вселенной, активно используется экологичная термоядерная энергия. Но больше всего надеемся, что наша родная и любимая Шунгенская школа не перестает радовать и обучать будущие поколения умных, добрых и отзывчивых людей!" [10].
2.8 Освещение обнаружения «Капсулы времени» в СМИ
На встрече поколений побывала съемочная группа ГТРК «Кострома».
Директор нашей школы в интервью отметила: «Когда мне сказали, что у нас такая находка я, конечно, сначала оторопела. Потом мы прочитали, и знаете, вот даже я еще захватила советские времена в своей школе. И для меня вот то, что там написано, тоже близко» [11].
Обнаружение «Капсулы времени» и встреча с очевидцами этого события активно освещалась кроме ГТРК «Кострома и в других средствах массовой информации: газетах «Волжская новь», «Российская газета», «Комсомольская правда» в Костроме. Ссылки. Кюар коды [12].
Артефакт был передан на встрече руководителю школьного краеведческого музея «Поиск» Терентьевой Г.С. и будет храниться в музее. [13].
Для того, чтобы выяснить знают ли мои сверстники о Капсуле времени я провел опрос посредством анкетирования. В опросе приняло участие 50 человек.
На вопрос:
Для Вас знакомо словосочетание «Капсула времени»?
Да - 85% Нет – 13% затрудняюсь ответить - 2%
Вы слышали о Капсуле времени, найденной при ремонте Шунгенской средней школы?
Да - 85% Нет - 11% затрудняюсь ответить - 4%
Для Вас интересна информация о «Капсуле времени»?
Да - 94% Нет - 4% затрудняюсь ответить – 2%
Хотели бы Вы участвовать при закладке новой капсулы времени в нашей школе?
Да 96% Нет - 4% затрудняюсь ответить -13%
III. Заключение.
К мотивам, подвигавшим людей прошлого на обращение в будущее, относились реальные открытия, изобретения, свершения. Однако этого было мало. Требовалось еще и особое восприятие действительности, не просто гордость за сопричастность к выдающимся делам, а стремление передать это чувство в будущее, сделать человека из достаточно далеких времен связанного с собой, превратить его в наследника того достояния, которое заложено в «капсулу времени». Это поведение является следствием национального менталитета, отражением как существующей социально-экономической и политической обстановки, так и геополитического видения будущего.
Вывод: Результаты моего исследования представляют интерес для учащихся школы и жителей нашего поселения. Данное исследование может быть использовано учителями школы при подготовке уроков Мужества и внеклассных мероприятий.
Цель работы достигнута, темаисследовательской работы раскрыта, гипотеза доказана. Нами оформлен буклет и презентация о капсуле времени. Весь оформленный материал, включая текст исследовательской работы, передан в школьный краеведческий музей «Поиск».
Список литературы
.
А. Билярчик «Капсула времени: письмо в будущее».
Д. Варламовой «Большие ожидания: что хранится в капсулах времени». http://www.improvement.ru/zametki/new/tnp03062016.htm
Уильяма Э. Джарвиса «Капсулы времени: культурная история», а также материалы печатных изданий. https://fis.wikireading.ru/hxzGlHn9f2
Газета Волжская новь №38 от 18 09.2024 стр.3.
Российская газета.
Архив школьного краеведческого музея «Поиск»
Международный издательский центр ЭТНОСОЦИУМ Этносоциум и межнациональная культура № 1 (79) https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1744871213&tld=ru&lang=ru&name=1-
Приложение
1.Текст капсулы времени, извлечённой в сентябре 2024 года.
3.Закладка нового послания от 8 мая 2018 года. Вскрыть через 50 лет.
4. Старое здание Шунгенской школы.
5. Новое здание Шунгенской средней школы, открытой в 1965 году.
Герой Советского Союза Гузанов Геннадий Иванович
Логотип строительной компании.
8. Извлечённая капсула времени в сентябре 2024 года.
9.Выпускники Шунгенской средней школы 1967 года - участники закладки капсулы времени.
12.Волжская новь № 38 от 18 сентября 2024 года