Математический танграм

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математический танграм

Каримова С.Ф. 1
1МОБУ СОШ д. Шамонино
Каримова Л.М. 1
1МОБУ СОШ д. Шамонино
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире все больше детей увлекаются различными гаджетами, виртуальными играми, и все меньше детей играют в настольные игры, головоломки. Я задумалась: как объяснить ребятам, что много логических игр, которые помогают интересно проводить время и совершенствовать свои умственные способности. Как можно через игру развить свой интеллект и привить любовь к математике. Я хотела узнать больше о головоломках и понять, знакомы ли с ними мои одноклассники и будут ли такие игры интересны им?

Мне самой очень нравятся игры-головоломки. Они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, не требуют специальных знаний. Одной из самых любимых головоломок является «танграм». Танграм - это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры. О ней мне рассказала моя бабушка, бывший учитель математики. Я сразу заинтересовались этой математической головоломкой и решила узнать о ней подробно.Вместе с бабушкой мы сделали шаблон танграма, а дома с папой сделали два комплекта. Я стала собирать разные фигурки и так увлеклась, что решила обязательно рассказать об этой математической головоломке братьям, одноклассникам и друзьям. И сейчас мы с полной уверенностью можем сказать, что Танграм в нашей жизни имеет большое значение. В ней можно найти много необычного и увлекательного. Танграм не только занимает наш досуг, но и обучает.

Оказывается, она является самой популярной игрой из серии так называемых «геометрических конструкторов». Поэтому я решила рассказать своим одноклассникам, друзьям об этой игре.

Актуальность работы заключается в том, что сейчас многие дети проводят очень много времени за виртуальными играми, просмотрами коротких видеороликов в интернете. Все эти увлечения пагубно влияют на их зрение, не развивают их логическое мышление, творческие способности. Многие ребята забыли про настольные игры и головоломки. Поэтому я решила провести исследование головоломки Танграм, рассказать о ней своим сверстникам и вызвать интерес.

Цель: создание видеоурока для начинающих изучать Танграм .

Объект исследования: головоломка «Танграм».

Предмет исследования: квадрат «Танграм», состоящий из семи геометрических фигур.

Гипотеза исследования: «Танграм» помогает развивать воображение и творческие способности.

Задачи:

- найти и изучить информацию по теме;

- изучить историю происхождения китайской игры-головоломки;

- разработать вопросы для анкетирования обучающихся;

- пробудить у одноклассников интерес к Танграму;

- научиться изготавливать Танграм;

- собирать конструкции из Танграма;

- создать видеоурок для начинающих изучать Танграм;

- создать буклет про Танграм с инструкцией и примерами фигур;

- исследовать применение Танграма в жизни человека.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- модерирование;

- конструирование;

- проведение опроса среди одноклассников;

- обработка полученных данных;

- анализ и обобщение информации по теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что головоломка Танграм, видеоурок, буклет для начинающих изучать танграм могут быть использованы в работе воспитателями дошкольных учреждений, в школах на уроках и во внеурочной деятельности для развития мышления, воображения, памяти, внимания, а также при проведении внеклассных мероприятий.

2.Теоретическая часть

2.1.История происхождения головоломки Танграм

Танграм  - очень древняя  игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Буквально слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры Танграм. Мне очень понравилась легенда о трех мудрецах, которые придумали «Ши-Чао-Тю».

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

2.2. Правила игры

Танграм – одна из удивительных головоломок, которой может увлечься абсолютно любой человек. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, склонности, возможности, уровень подготовки играющего.

Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует:

1.В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

2.При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

3.Элементы фигур должны примыкать один к другому.

В результате игры получается силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

2.3.Типы задач

1.Необходимо  сложить фигуру по контурному рисунку (Приложение 3).

2. Необходимо  сложить фигуру по рисунку сплошной заливкой.

3.Необходимо сложить с наибольшей точностью силуэты узнаваемых предметов.

4.Сложить более сложную геометрическую конструкцию из двух, трёх комплектов Танграма.

Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия. Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.

2.4. Влияние головоломки «Танграм» на развитие интеллектуальных способностей.

При всей кажущейся простоте Танграм часто называют фитнесом для мозга. Как это часто бывает в случае с развивающими играми, основная и первостепенная задача Танграма – заставить напрячь мышление, решая какую-то задачу, ведь только так можно «прокачать» умственные способности. «Танграм» положительно влияет на склад ума в целом и позволяет достичь цели по развитию следующих навыков: усидчивость, внимание, умение концентрироваться на деталях, воображение (всегда представляешь конечный результат и способы его достижения), логическое мышление (нужно создать из частей целое, что заставляет анализировать разные варианты), умение действовать по правилам и выполнять инструкции.

Все качества и навыки, названные выше, очень важны и для обучения, и для жизни в целом. 

Оказывается, танграм тесно связан с математикой потому, что его использование способствует развитию математических способностей. Игра знакомит с азами геометрии, понятиями части и целого, величины и формы. Она помогает: классифицировать формы;  развивать позитивное отношение к геометрии;  получить более чёткое представление о пространственных отношениях; развить понимание того, как можно разложить геометрические фигуры;  оттачить навыки пространственного вращения; освоить точный словарный запас для манипулирования фигурами (например, «перевернуть», «повернуть»).

Прочитав много статей в интернете, я узнала «Танграм» гармонично развивает целый комплекс интеллектуальных способностей детей: логическое мышление, пространственное мышление и воображение, практические навыки исследовательского поведения. Головоломка является прекрасным инструментом стимулирования творческих способностей – креативности и оказывает положительное влияние на развитие математических способностей.

Несмотря на изобилие компьютерных игр механические головоломки, в том числе «Танграм», доставляют людям интеллектуальное удовольствие. Переживание успеха, ощущение озарения – эти чувства действуют так же, как и на человека, только что покорившего труднодоступную горную вершину. Благодаря простоте своей игровой техники лёгкие схемы Танграма можно начинать осваивать довольно рано, начиная с возраста 4 лет.

2. Практическая часть

2. 1. Изготовление «Танграма».

В настоящее в продаже можно увидеть огромный выбор «Танграма». Его изготавливают из разных материалов: дерева, пластмассы, в магнитном виде. Головоломку можно приобрести как отдельную головоломку, так и в комплекте с разным количеством схем сборки фигур.

Я решила попробовать изготовить модель этой головоломки своими руками: взяла плотный картон, начертила на нем квадрат 10Х10 см. Затем разлиновала его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Вырезала детали по контуру. (см. Приложение 1) Я считаю, что мой вариант получился не хуже любого магазинного. Заметим, что цветовое решение может быть любым, на усмотрение каждого.

Для решения задач «Танграма» я сначала использовала уже существующие схемы сборки фигур, практиковалась составлять фигуры по рисунку со сплошной заливкой. Зная, что схем сборки фигур много, я задалась целью сложить свою собственную фигуру, отличную от уже существующих. Воображая и перебирая возможные способы, мне удалось получить собственные фигуры. Я назвала их воробей и ваза.

2.2. Статистическое исследование

Изучив материалы о головоломке «Танграм», я решила провести исследование и узнать, популярна ли эта игра.

Вопросы анкеты №1: 1. Вы любите головоломки? 2. Вы знаете, что такое танграм? 3. Вы играли в головоломку танграм? 4. Хотите научиться играть?

В анкетировании участвовали учащиеся моего 2 «б» класса, всего 29 человек. В результате проведения анкеты выяснилось, что 17 человек не любят головоломки, 18 учащихся не знали об игре Танграм, 25 учащихся никогда не играли в неё. Оказалось, что  почти все опрошенные  не играли  игры в Танграм.  И все  хотят познакомиться с игрой и поиграть в нее (Приложение 6).

Мы с классом решили изготовить из бумаги шаблоны игры «Танграм» в виде квадрата, разделённого на семь частей. Я выдала квадраты ребятам. Они разрезали его по схеме, раскрасили по своему вкусу. У всех получились удивительные квадраты, не похожие один на другой. В январе во время классного часа я рассказала об истории Танграма, показала суть этой головоломки. Вначале было много вопросов от одноклассников: С чего начать? Как собирать фигурки? Поэтому я решила создать буклет с инструкцией, с примерами фигур (Приложение 5). Также для своих одноклассников я создала видео «Сказка Теремок» с героями, собранными из танграм.

Мы собирали из вырезанных фигур зайца, кошку, гуся, ёлку, самолет и другие интересные фигуры. Всем было очень интересно.

После более глубокого знакомства с игрой, мы провели ещё одно анкетирование.

Вопросы анкеты №2: 1.Вам понравилась головоломка Танграм? 2.Узнали ли вы что-то новое, играя в Танграм? 3. Продолжите ли собирать фигуры из Танграма? 4. Знаете ли вы другие интересные головоломки?

Только 1 человеку из 29 игра не понравилась, 27 учеников узнали новое, 26 учеников продолжат собирать фигуры Танграма, 10 – хотят поделиться своими знаниями о других головоломках. Результаты вы видите на диаграмме в Приложении 6.

Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, предметов домашнего обихода и т.д. Эта головоломка заинтересовала почти всех учеников класса (Приложение 2). Многие из них на переменах достают головоломку танграм и собирают новые фигуры. Фантазируют, думают, сопоставляют, представляют и когда всё получается, то очень довольны. Это дорого стоит, приятно наблюдать за ними. Свои исследования на этом я не заканчиваю, будем продолжать создавать новые образы, используя двойной и тройной Танграм.

2.3. Создание видеоурока, буклета

Чтобы побольше детей узнало о головоломке Танграм, я решила создать видеоурок в программе Adobe Premier, разместить его в популярных социальных сетях. Для того, чтобы детям было интересно, в своем видео я рассказываю знакомую им русскую народную сказку «Теремок», где герои сказки преподнесены в необычным для восприятия виде. Персонажи сказки (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок) выполнены по схемам танграм. Ребенок, глядя на мое видео, в любой момент может приостановить его, попробовать собрать героя сказки по предложенной схеме.

Мой видеоурок будет полезен для детей, которые только начали изучать танграм и не знают с чего начать пробовать. На мой взгляд, видеоурок получился понятным, красочным. Дети, которые просмотрели его, попробовали собрать героев сказки, обязательно должны увлечься головоломкой танграм и начать собирать более сложные фигуры.

Также для начинающих изучать танграм я создала буклет, где приведены правила игры в Танграм, схемы составления разных фигур (Приложение 5).

Мой видеоурок, моя презентация, буклет могут быть использованы на уроках математики, труда, классных часах, в дошкольных образовательных учреждениях.

2.4. Применение Танграма в жизни

Головоломку «Танграм» можно использовать в качестве увлекательного и полезного вида досуга, выбирая удобный для себя вид игры. «Танграм» с успехом можно использовать и в образовательном процессе в дошкольном учреждении, на уроке и во внеурочной деятельности в школе, при проведении внеклассных мероприятий и различных конкурсов. Ведь «Танграм» не только интересно решать, но ещё и полезно.

Современный «Танграм» во всех его проявлениях можно встретить не только в виде игры, но также в разных областях, начиная от дизайна одежды и мебели, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.

Его деталями украшают изысканные декоративные подносы, изящные лаковые шкатулочки и резные столики из дерева. 

В последнее время «Танграм» частенько используют дизайнеры, в качестве мебели. Вся мебель, построенная по принципу танграма, очень удобна и функциональна. Она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина (Приложение 4).

Заключение

Работая над темой, я узнала много нового и интересного: историю возникновения головоломки «Танграм», типы задач, решаемые этой головоломкой, о существовании большого числа различных схем сборки фигур, о влиянии головоломки «Танграм» на развитие интеллектуальных способностей человека. В процессе работы сама изготовила «Танграм», практиковалась в решении разного типа задач и мне удалось составить собственные воображаемые фигуры.

В результате проведенного исследовательского проекта можно сделать следующие выводы: решение головоломки «Танграм» является не только интересным и увлекательным занятием, но и одновременно развивает творческие способности, пространственное воображение, комбинационные навыки, логическое мышление.

Также я создала видеоурок, буклет для начинающих изучать «Танграм». Таким образом, цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что головоломка «Танграм» помогает развивать воображение и творческие способности подтвердилась.

Материал данной работы можно использовать для самостоятельного ознакомления с головоломкой «Танграм», в качестве досуга, на занятиях математического кружка, для проведения внеклассных мероприятий.

Я расширила свои знания о математических головоломках. Я поняла, что увлечение танграмом оказывает положительное влияние на развитие моего логического, пространственного мышления, воображения, сообразительности. Я стала более внимательной, терпеливой. Выделяю в себе плюсы в умении рассуждать, анализировать пути решения задач. В дальнейшем я планирую продолжить увлечение танграмом, попрактиковаться в составлении собственных фигур.

Список используемой литературы:

  1. Владимирова Е. Е., Васильева С. Н. Танграм: от истории к современности // Юный ученый. — 2015. — №2. — 88-94с.

  2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Оникс, 1994. — 146с.

  3. Драко, М. В. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки. — Попурри, 2009. — 56 с.

  4. Интернет-ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм.

  5. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. — 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 189 с.

Приложение 1

Математическая головоломка «Танграм»

Рис.1. Изображение «Танграм»

Рис.2. «Танграм» из дерева

Рис.3. Схема для изготовления «Танграм»

Приложение 2

Изучение математической головоломки «Танграм»

Рис.3. Рассказ об игре «Танграм»

Рис.3. Показ танграма из дерева и танграма на магнитной доске

Приложение 3

В иды комбинаций головоломки «Танграм»

Рис.10. Примеры изображений по контурному рисунку

Рис.11. Примеры изображений со сплошной заливкой

Приложение 4

Применение танграма в жизни.

Рис.12. Стол в форме частей танграма

Рис.13. Трансформируемая мягкая мебель на основе танграма

Рис.14. Книжные полки в форме танграма

Рис.15. Мебель в форме танграма

Приложение 5

Буклет для начинающих изучать танграм

Приложение 6

Просмотров работы: 24