Введение
Тема проекта: “Как мы считаем каждый день”
Математика — это не просто школа, она вокруг нас!
Мне интересна эта тема, потому что я хочу научится обращаться с деньгами так, чтобы мне на все хватало и накопить на мечту.
В рамках проекта я узнала, как правильно планировать свой бюджет и почему математика важна, чтобы принимать правильные решения.
Проблемы и сложности
У меня была проблема с правильным расчетом денег в покупках и распределения карманных денег. Каждый день при обращении с деньгами возникают сложности:
сколько денег нужно на покупку?
как правильно посчитать сдачу?
как планировать свои расходы?
что важнее сейчас купить?
как выбрать более выгодный товар и что такое скидка?
а как можно экономит
Цель и задачи проекта
Цель — научиться разумно обращаться с деньгами.
В рамках проекта посмотрим на примере планирования финансов, как математика помогает в жизни принимать правильные решения. Узнаем, как мы используем математику в ежедневных покупках.
Математика — это не просто школа, она вокруг нас!
Задачи:
Самостоятельно сделать покупку
Спланировать бюджет
Провести бюджетный челлендж
Анализ расходов
Накопить на мечту
Что такое деньги и как мы их используем
Деньги – это специальный предмет, который мы используем для обмена на товары и услуги.
Деньги бывают разных форм: наличные - бумажные купюры и металлические монеты, безналичные - на карте на счете в банке. Все они имеют свою стоимость. Например, одна купюра в 100 рублей стоит больше, чем купюра в 10 рублей.
Когда мы покупаем что-то, важно правильно посчитать, сколько стоит товар и сколько денег у нас есть.
Математика помогает нам знать, сколько что стоит и планировать покупки. Она делает нашу жизнь проще.
Как мы считаем деньги?
Когда мы говорим о деньгах, нам часто нужно складывать и вычитать.
Сложение — это когда мы добавляем деньги.
Например, если я хочу купить три шоколадки, и каждая стоит 10 рублей, то я должна сложить:
10 рублей + 10 рублей + 10 рублей = 30 рублей.
Значит, мне нужно 30 рублей на три шоколадки.
Вычитание — это когда мы убираем деньги. Например, если у меня есть 50 рублей, и я купила игрушку за 30 рублей, то я должна вычесть:
50 рублей - 30 рублей = 20 рублей.
Теперь у меня осталось 20 рублей.
Учимся считать сдачу
Проблема: хватит ли денег на покупку и сколько останется
П роведение закупки: родители дали мне 1000 рублей наличными.
Список покупок:
Ручка 2 шт - 100 руб
Точилка 2 шт - 100 руб
Ластик 2 шт -100 руб
Тетрадь 1 шт - 100 руб
Пластелин 2 шт - 100 руб
Итого планирую потратить: 500 руб
Измерение результатов
Подсчет общей суммы потраченных денег по чеку:
Ручка 23 руб х 2 шт = 23+23 = 46 руб
Точилка 143 руб х 2 шт = 143+143 = 286 руб
Ластик 34 руб х 2 шт = 34 + 34 руб = 68 руб
Тетрадь 37 руб х 1 шт = 37 руб
Пластилин 213 руб х 2 шт = 213+213 = 426 руб
Итого: 46 + 286 + 68 + 37 + 426= 863 руб
П осле расчета стоимости покупок, проверила сколько сдачи вернули:
1 000 руб - 863 руб = 137 руб.
В результате стоимость покупки получилось немного больше, чем я планировала изначально на 363 руб.
Мой бюджет
Я договорилась с родителями, что они будут выделять из семейного бюджета деньги мне на карманные расходы.
Бюджет на месяц: 4000 руб - это и будет мой доход.
Свои расходы я могу планировать сама в рамках моего бюджета.
Моя задача каждую неделю вести учет расходов и доходов, чтобы научится распределять деньги грамотно. Для этого я решила записывать каждую покупку в тетрадь.
А по итогам месяца провести анализ своих трат.
Планирование бюджета
Чтобы распределить свои деньги равномерно на все, что хочу купить, решили поделить бюджет на категории:
½ половина на инкубатор (игрушка)
¼ четверть на вкусняшки
по ⅛ на мечту и “курицу” (накопления)
Бюджетный челлендж
Задача: за 1 месяц уместиться в запланированный бюджет в 4000 руб
Я должна была сама решать, как распределить средства между различными категориями расходов, но иногда спрашивала совета родителей.
Каждый раз перед покупкой я спрашивала себя: то, что я сейчас покупаю, мне правда нужно?
Ограничения:
Нельзя совсем не тратить, то есть отложить
Нельзя потратить всё за раз
Нельзя потратить все на одну категорию
Список покупок
Для начала решили составить список желаемых покупок на неделю.
Я написала список вещей, которые хотела купить, указала примерные цены:
1 нед. |
газировка |
р.100 |
чипсы |
р.150 |
|
2 нед. |
конфеты |
р.200 |
сухарики |
р.50 |
|
3 нед. |
чипсы |
р.150 |
мороженое |
р.100 |
|
4 нед. |
конфеты |
р.150 |
батончик |
р.100 |
|
Итого: |
р.1 000 |
Определение приоритетов: что важнее купить, а что можно отложить?
Мои траты
Для подведения итогов мне помог мой дневник расходов, которые я заполняла каждый раз после покупки:
План |
Факт |
|||
1 нед. |
газировка |
р.100 |
сок |
р.85 |
чипсы |
р.150 |
чипсы |
р.115 |
|
2 нед. |
конфеты |
р.200 |
конфеты |
р.237 |
сухарики |
р.50 |
- |
||
3 нед. |
чипсы |
р.150 |
сухарики |
р.87 |
мороженое |
р.100 |
мороженое (со скидкой) |
|
|
4 нед. |
конфеты |
р.150 |
булочка |
р.120 |
батончик |
р.100 |
шоколадка |
р.87 |
|
Итого: |
р.1 000 |
р.826 |
Анализ бюджета
В конце я сравнила, что планировала потратить и что в итоге купила.
Так как я старалась каждую неделю уместиться в определенную сумму и старалась выбрать товар со скидкой, то мне удалось сэкономить 174 руб.
В январе я смогла отложить на накопления больше плана, так как 1000р подарили на Новый год.
В следующем месяце я решила больше выделить на мечту, чтобы быстрее на нее накопить и не покупать игрушки.
Копилка мечты
Как правильно копить на мечту я узнала из книги “Пес по имени Мани”.
Я мечтаю купить бородатую агаму, которая стоит
33 000 рублей вместе с террариумом.
Я планирую откладывать по 1000 рублей каждый месяц до лета осталось 5 месяцев.
Накопления
Вот так выглядит график моих накоплений сейчас. Начала копить на свой ДР в конце июля. За полгода я собрала уже почти половину нужной суммы.
Подарили на праздники 11 000 р
Отложила сама 5 500 р
Накопила: 11 000 + 5 500 = 16 500 р
Осталось накопить: 33 000 - 16 500р = 16 500 р
До цели примерно полгода.
Правила безопасных покупок
Хочу рассказать о том, как безопасно покупать вещи в интернете. Важно помнить простые правила:
Спрашивай взрослых. Перед тем как что-то заказать, всегда спрашивай маму или папу. Они помогут выбрать надежный сайт и безопасный товар.
Читай отзывы. На сайте могут быть отзывы от других людей. Если много людей пишут, что товар плохой или сайт обманщик, лучше не покупать там.
Не давай свои данные. Никогда не рассказывай свои личные данные, такие как адрес, номер телефона, пароль, код из смс незнакомым людям.
Осторожно с предложениями. Если что-то выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, скорее всего, это обман.
Нужно быть внимательным и всегда просить помощи у взрослых!
Выводы
Новые знания
заранее составить список покупок
расставить приоритеты
следить за ценами
распределять деньги равномерно
вести дневник расходов
Я научилась обращаться с карманными деньгами: сравнивать цены, делать простые расчеты (например, сколько останется денег после покупок).
А планирование бюджета и анализ расходов помог научиться экономить на мелочах для более крупных покупок.
Теперь я сама формирую свой бюджет на месяц и каждый раз после покупок записываю расходы.
Заключение
Применение новых знаний в будущем
Я буду продолжать следить за своими финансами. Я поняла, что математика поможет мне в будущем. Когда я буду взрослой и у меня появятся свои деньги, я смогу планировать бюджет: сколько тратить на еду, сколько откладывать на мечты или развлечения. Я также смогу организовать свои карманные деньги так, чтобы их хватало на всё нужное.
Математика — это не просто предмет в школе.
Это важный инструмент для жизни.
Я рада, что изучаю её!
Список литературы
Ульянова Г. П. Финансовая грамотность для школьников . — Москва, 2023.
Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. 2 класс . — М.: Просвещение, 2022.
Кийосаки Роберт. Пес по имени Мани / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2020.
Блог «Финграмотный ребенок» [https://fingram.ru ] – онлайн-ресурс для детей и родителей.
Министерство финансов РФ. Материалы по финансовой грамотности для школьников.
URL: https://www.pfr.gov.ru
Видеолекции по финансовой грамотности для детей от Центрального банка РФ.