Введение
Инки — это древнее индейское племя, населявшее Южную Америку.
Империя инков занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора , частично Чили, Аргентины и Колумбии.[1]
Рис.1
2. Ускорение математики
2.1. Что такое кипу
Кипу - это одна общая веревка, на которую привязаны другие, свободно свисающие вниз. Количество их ничем не ограничено – кроме объема информации, которую с их помощью хотят передать [2].
Рис. 2
При помощи кипу инки считали количество воинов или собранного урожая, записывали налоги и даже использовали в качестве календаря. В одном кипу могло быть до 2500 нитей разных цветов и размеров! Чтобы прочитать такое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета.
Также для вычислений применялась юпана – своеобразный древний калькулятор. Мелкие камешки разного цвета помещали в лоточки, на которых указывали числовое значение.
Существовало несколько разновидностей юпаны. Предполагалось, что вычисления на юпане осуществлялись на основе системы счисления с основанием 40.
Но мы не будем рассматривать юпана ввиду громоздкости и необходимости использования в ней камешков.
Рис. 3
2.2. Как считать кипу
Для расчетов с помощью кипу инки использовали различные типы узлов, представляющие числа в десятичной системе. Нижние узлы представляли единицы, чуть выше их находились десятки, на верхнем уровне — сотни, и так далее.
Рис. 4
Производить такие арифметические операции, как сложение и вычитание с помощью кипу почти так же легко, как это делается арабскими цифрами на листе бумаги. Уже в первых словарях языка кечуа было зафиксировано слово quipuni — считать по узлам.
ПРИМЕР: суммирование чисел 352, 223 и 324 производится завязыванием узлов на нитях в соответствующих местах и горизонтальным «прочтением» справа налево или наоборот
Таблица №1
1-я нить |
2-я нить |
3-я нить |
4-я нить (сумма) |
3 |
2 |
3 |
8 |
5 |
2 |
2 |
9 |
2 |
3 |
4 |
9 |
2.3. Методы ускорения математики
Я провела исследование, чтобы выяснить, как можно улучшить математику инков.
Я сделала кипу с общим основанием, благодаря которому можно проводить вычисления.
Рис. 5
Я придумала, как можно упростить количество узлов (у инков были либо сложные узлы, либо указывались в узлах по одному). Вместо счёта до девяти можно использовать дополнительныßй узел, обозначающий достижение числа 5.
Маленький узел будет обозначать число 1.
Желтая веревка по узлам равна числу 71.
Розовая веревка равна числу 20
При складывании двух чисел получаем 91
Рис. 6
5. Также с помощью ниток можно производить умножение (как выполнить умножение, я нигде не нашла и поэтому придумала этот способ сама).
Рис. 7
Попробуем умножить 27 на число 51. Промежуточные вычисления будем “записывать” на серой нитке. 7*1=7 вычисляем верхний разряд 7*5=35. Получаем число 357. На оранжевой нитке вычисляем следующий разряд вычисления. 2*51=102 Следовательно, на ней записываем 1020.
Рис. 8
Совмещая серую и оранжевую нитку, получаем ответ: 357 + 1020 = 1377
Еще для расчетов можно использовать восточную (азиатскую) математику – это удобный вариант операций умножения и деления [3].
Для наглядности был снят мультфильм – в нем можно рассмотреть, как можно улучшить математику инков на примере умножения (таким же способом можно проводить и деление).
Выполним умножение двух чисел: 12 * 11. В основании у нас находится число 12. Желтая нить равняется 10 плюс 2 нитки в нижнем разряде (розовая и коричневая). Для умножения мы кладем пересекающиеся нити: оранжевую, обозначающую 10, и красную, обозначающую 1.
Рис. 9
Переворачиваем под углом и получаем пересечение жёлтой нити и оранжевой. Мы получили число 100. Переходим к следующему разряду: здесь розовая и коричневая нить пересекаются с оранжевой, а красная пересекается с жёлтой нитью. В итоге получаем число 30. Переходим к следующему разряду, где пересекаются красная нить с розовой и коричневой. Получаем число 2. Конечное число равно 132.
Рис. 10
Проверим правильность расчетов: выполняем умножение на калькуляторе и получаем также число 132.
Таким же способом можно выполнить деление (я придумала следующий способ):
Выполним деление 132/11. Для этого вначале ставим 2 нитки (делитель 11 у основания).
И перекидываем одну нитку (число 1000).
Рис. 11
Получаем число 110. Это число не равно 132 – поэтому мы добавляем нитку в нижнем разряде
Рис. 12
Получаем число 121. Это число не равно 132 – добавляем ещё одну нитку в нижнем разряде.
Рис. 13
Получаем число 132. Следовательно, делимое равно 132.
3. Заключение
В ходе работы была исследована математика инков, было придумано, как можно ее упростить. А еще выполнено улучшение математики инков, что позволило производить не только действия по сложению и вычитанию, но и умножение двумя способами и даже деление. Также был создан мультфильм[4], наглядно показывающий, как работает эта методика.
4. Список использованной литературы
(Империя инков: [сайт Википедии]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2)
(Кипу: [сайт Википедии]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%83#:~:text=%D0%9A%D0%B8%CC%81%D0%BF%D1%83%20(%D0%BA%D0%B5%D1%87%D1%83%D0%B0%20%C2%ABkhipu%C2%BB%2C,%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%90%D0%BD%D0%B4.
(Китайский метод умножения: [сайт Яндекс Дзен]. URL: https://dzen.ru/a/XcVPSgbMRsFW4kpH.
5. Приложение
(Видео мультфильма: [сайт Rutube]. URL: https://rutube.ru/video/b501138b9c89516fbecfd1d0bf717247.
(Видео мультфильма: [сайт Мой сделанный сайт]. URL:https://upgrade-incas-mathematics.tilda.ws/