Введение
Однажды услышав выражение «Каждый купец на свой аршин меряет», я задумалась о значении слова аршин. Я нашла значение этого слова и узнала, что в давние времена так называлась одна из мер длины на Руси. Среднее значение этой меры равнялось приблизительно 71 сантиметру. Мне стало очень интересно, а какие еще меры длины в древности существовали на Руси. Так появилась тема моей исследовательской работы: «Каждый купец на свой аршин меряет. Старинные русские меры длины.»
Актуальность работы
Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как в учебной и художественной литературе, а также в жизни, мы часто встречаем древнерусские меры длины, но даже не знаем, какое значение они имеют. Моя работа познакомит учащихся со старинными мерами длины и будет способствовать повышению интереса у школьников к истории математики и своей страны.
Гипотеза:
Я предполагаю, что старинные меры длины в настоящее время мало используют, либо не используют, так как они связаны с частями тела человека, и поэтому не точные.
Объектом исследовательской работы являются старинные русские меры длины.
Предмет исследования - использование старинных мер длины в современном мире.
Цель:
выяснить, какие меры длины существовали в давние времена на Руси, а также почему они не используются в настоящее время.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
– изучение литературы с целью получения информации о мерах длины на Руси;
– установление связи мер длины с русской литературой и с устным народным творчеством;
– проведение анкетирования;
– практическое сравнение старинных и современных мер длины;
– создание информационного буклета по старинным мерам длины.
Методы исследования:
– изучение необходимой литературы, сбор информации;
– систематизация и анализ;
– анкетирование, опрос;
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Старинные русские меры длины.
С самых давних времен, мерой длины всегда был человек и его тело: на сколько он протянет руку, как далеко может шагнуть, сколько сможет поднять на плечи.
У каждого народа в древности были единицы измерения, связанные с частями тела.
Такие меры длины очень удобные, так как всегда при себе, но люди ведь очень разные по росту, весу, длине частей тела, поэтому и меры измерений не совпадали.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Вершо́к — старорусская единица длины, равнялась длине основной фаланги указательного пальца, приблизительно 4,5 см. Обычно в народных выражениях вершок используется в значении малого расстояния (длины, высоты) или близости к чему-то, например, в присказке «от греха на вершок» или в поговорке «Слов на мешок, а дел на вершок», которая означала, что человек много говорит, но почти ничего не делает. Интересно, что вершками измеряли рост человека. Например, в рассказе Ивана Тургенева «Муму» так описывается главный герой, немой дворник Герасим: «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…» Однако 12 вершков это чуть больше полуметра. Секрет в том, что в человеке должно было быть априори два аршина (~ 142 см), а уже к ним прибавляли вершки. Также вершки были распространены в измерении отрезов тканей. (Приложение № 1)
Пядь — расстояние от конца большого пальца до конца указательного пальца при наибольшем возможном их раздвижении, приблизительно 17,78 см. Известна также «большая пядь» — расстояние между кончиком большого и среднего пальцев. Кроме того, использовался так называемый «пядень с кувырком» («пядь с кутыркой») — пядь с прибавкой двух или трех суставов указательного пальца. Пядь была очень распространенной мерой, применявшейся в быту (например, для измерения толщины снежного покрова или размера иконы).
Помните поговорку «семь пядей во лбу»? Так говорят про невероятно умного человека. (Приложение № 2)
Локоть — единица измерения длины, равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. Локоть равнялся половине английского ярда. В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки. «Локоток» встречается в пословицах «Сам с локоток, а кафтан короток», «Сам с ноготок, а борода с локоток» - они говорят о несоответствии внешнего вида и ума или социального статуса. (Приложение № 3)
Аршин – равняется примерно двум локтям или расстоянию от кончика среднего пальца до плеча, 71 см. Первые мерные линейки имели размер аршина и делились на вершки - в одном аршине 16 вершков. Именно поэтому рост человека мерили двумя аршинами и к ним прибавляли вершки.
Аршин также называли шагом - в XIX веке в них мерили, например, расстояние, на которое стреляет винтовка. Аршин также вытеснил локоть и плотно вошел в торговлю, однако поначалу его длина не была закреплена ни в каких уставах и у каждого торговца было свое представление. Отсюда даже пошла поговорка «Мерить всех на свой аршин», в переносном смысле она означает судить всех по себе. (Приложение № 4)
Сажень. Сажень - расстояние от пальца одной руки до пальца другой руки, если вытянуть их горизонтально в стороны, 178 см. Саженями мерили расстояние в пути, а также активно применяли при строительстве или земельных работах.
Была также «косая сажень», которая измерялась от вытянутой руки до стопы противоположной ноги и равнялась примерно 2.5 метра. В народе была популярна поговорка «косая сажень в плечах» - так говорили про людей богатырского телосложения. (Приложение № 5)
Верста - старорусская путевая мера. Произошло от слова «вертеть». Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении —1066,8 м. Большие дороги на Руси измерялись в верстах и каждую версту ставили специальные «верстовые» столбы - прежде всего это нужно было для удобства почтовых перевозок.
Слово очень долго сохранялась в языке и в литературе из-за близости к определению километра. «Слышно за версту»; «Бешеной собаке семь верст не крюк» - эти поговорки указывают именно на большую длину этой единицы измерения. (Приложение № 6)
1.2 Меры длины в литературе.
Сегодня старинные меры не используются на практике. Но слова, обозначающие их, остались жить в русском языке, в пословицах и поговорках. Пословицы о старинных мерах длины активно используются в разговорной речи.
Изучив литературу по данной теме, я подобрала пословицы, поговорки с использованием старинных русских мер длины:
Уступишь на пядь, потеряешь сажень - упустив что-то малое, можно потерять и что-то очень большое.
Москва верстой далека, а сердцу рядом - даже если ты далеко от своей родины, ты всегда о ней помнишь, любишь ее (она у тебя в сердце).
Каждый купец на свой аршин меряет - о человеке, который всё судит по себе, исходя из собственных интересов.
Любовь не верстами меряется - любовь не может быть измерена или оценена количественно.
Косая сажень в плечах - о человеке крепкого, крупного телосложения.
Близко локоть да не укусишь - говорится о чем-либо с виду доступном или легко осуществимом, но на самом деле недостижимом.
Сам с ноготок, а борода – с локоток - о человеке, который обладает неприметной внешностью или же очень молод, но при этом умен.
Семь пядей во лбу - об очень умном человеке.
На аршин борода, да ума на пядь - борода может иметь аршинную длину, но это не гарантирует наличия ума или мудрости.
Не уступишь ни пяди - не отдать даже самой малости.
Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку - кажется, что справишься с делом быстро, а выходит наоборот.
Пяденька за пяденькой, а не стало саженьки - даже большое дело можно осилить, если не останавливаться и идти к своей цели маленькими шагами.
Жили сажень, а доживать пядень - жизнь была долгая – а вот кончится она незаметно.
От слова до дела – целая верста - так говорят, чтобы человек хвастался сделанным делом, а не словами.
Верстой ближе, пятаком дешевле - чем мы ближе к цели, тем меньше ресурсов нам надо потратить для ее достижения.
На версту отстанешь – на десять догоняешь - даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.
Врёт семь верст до небес, и все лесом - очень много наговорить, наобещать.
За семь верст комара искали, а комар – на носу - о тех усилиях, которые тратятся напрасно.
Охотник за семь верст ходит киселя хлебать - о напрасном, неоправданном движении в дальнее место.
Тянись верстой, да не будь простой - расти, учись, но будь осторожен и осмотрителен в окружающем тебя мире.
По морю плыть, на вершок от смерти быть. Эта фраза принадлежит купцам, которые каждый день рисковали жизнью, переплывая моря.
Нос с локоток, а ум с ноготь - любопытный, но недалекий человек.
Видеть на два аршина под землю - быть проницательным, догадливым.
От горшка два вершка - о человеке, который неразумен, мал, чтобы судить о чём-то.
1.3 Метрическая система мер.
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. На Всемирной выставке 1867 года в Париже в организованном там международном комитете мер, весов и монет русский академик Б. С. Якоби выступал с докладом о преимуществах метрической системы как экономически самой выгодной вследствие её десятичной основы. Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. (Приложение № 7)
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон во Франции. С этого момента метр и килограмм стали определяться как длина и вес международных эталонов.
В России учёные с начала XIX века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику. К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на эталоне метра: «На все времена всем народам!».
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анкетирование и его результаты. (Приложение № 8)
Работая над проектом, я провела опрос учащихся пятых классов нашей школы. Было интересно узнать, какие старинные и современные меры длины знают ребята. В опросе участвовали 30 человек.
Мой опрос показал следующее:
Большинство опрошенных знают современные меры длины: миллиметры, сантиметры, дециметры, метры и километры. Кроме этих мер назвали еще милю, дюйм, фут и лье. (Приложение № 9)
95% участников опроса безошибочно записали основные соотношения между современными единицами измерения. (Приложение № 10)
А вот старинные меры длины смогли назвать немногие: от 50 до 60% опрошенных назвали аршин, сажень, пядь и вершок. (Приложение № 11)
Соотношения между старинными и современными мерами длины не назвал никто.
Проанализировав результаты опроса, я сделала вывод, ребята знают и используют современные русские меры длины. Старинные меры длины постепенно вытесняются из обихода. Ребята называют старинные меры длины, но затрудняются в определении их значения. Это происходит по причине того, что эти меры не используются в повседневной жизни.
2.2 Практическое применение старинных мер длины
Изучая данную тему, я обратила внимание на то, что в разных источниках приводятся разные значения старинных мер длины. Я провела исследование, получила значения старинных мер длины, измерив части тела членов своей семьи в см. Результаты занесла в таблицу. (Приложение № 12)
Из анализа таблицы видно, что все измерения с помощью старинных мер дают неточные результаты. Но эти измерения могут помочь определить примерные размеры какого-либо предмета, когда под рукой нет измерительных инструментов.
Также я составила таблицу перевода старинных мер длины в различные современные единицы измерения. (Приложение № 13)
В дальнейшем эту таблицу я использовала в своем информационном буклете по старинным мерам длины и взаимосвязи их с современными. (Приложение № 14)
Заключение
По итогам моей исследовательской работы я сделала следующие выводы:
1) Узнала, что в России существует большое количество старинных мер длины.
2) изучила пословицы, поговорки со старинными мерами длины;
3) провела анкетирование среди учащихся, с целью выявления популярности использования и знания русских мер длины;
4) составила таблицу перевода мер длины в различных единицах ;
5) провела исследование по практическому применению старинных мер длины на примере своей семьи ;
Моя гипотеза «старинные меры длины не используют в настоящее время, так как они связаны с частями тела человека, и поэтому не точные» подтвердилась.
Для понимания материала на уроках литературы, истории, математики , я создала информационный буклет по старинным мерам длины и взаимосвязи их с современными.
Список литературы
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс. – М.: Мнемозина, 2008.
2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.
3. Карпушина Н.М. Рукотворные мерки. Математика в школе. 2008. № 7. С. 49–61.
4. Старинные русские меры в народных пословицах и поговорках. – Газета «Математика», № 10/1996.
5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник в 2 частях. 3 класс. М. Академкнига / Учебник, 2013.
6. https://ru.wikipedia.org.
7. www.iro.yar.ru. Меры длины.
8.https://ru.rbth.com/read/1089-russkiye-meri-dliny
Приложения.
Приложение № 1. Старинные русские меры длины. Вершок.
Приложение № 2. Старинные русские меры длины. Пядь.
Приложение № 3. Старинные русские меры длины. Локоть.
Приложение № 4. Старинные русские меры длины. Аршин.
Приложение № 5. Старинные русские меры длины. Сажень. Косая сажень.
Приложение № 6. Старинные русские меры длины. Верста.
Приложение № 7. Эталон метра в Париже.
Приложение № 8. Анкета для учащихся.
Приложение № 9. Ответы на 1 вопрос анкеты.
Приложение № 10. Ответы на 2 вопрос анкеты.
Приложение № 11. Ответы на 3 вопрос анкеты.
Приложение № 12. Таблица с результатами исследования.
Член семьи |
Вершок |
Пядь |
Локоть |
Аршин |
Сажень |
Папа |
4,5 см |
18 см |
47 см |
70 см |
176 см |
Мама |
4,5 см |
17,5 см |
45 см |
68 см |
173 см |
я |
4 см |
15,5 см |
39,5 см |
61 см |
145 см |
Приложение № 13. Таблица перевода старинных мер длины в современные.
старинная мера длины |
мм |
см |
м |
км |
Вершок |
44,4 мм |
4, 44 см |
0,0444 м |
0,0000444 км |
Пядь |
177,8 мм |
17,78 см |
0,1778 м |
0,0001778 км |
Локоть |
470 мм |
47 см |
0,47 м |
0,00047 км |
Аршин |
710 мм |
71 см |
0,71 м |
0,00071 км |
Сажень маховая |
1780 мм |
178 см |
1,78 м |
0,00178 км |
Сажень косая |
2500 мм |
250 см |
2,5 м |
0, 0025 км |
Верста |
1066800 мм |
106680 см |
1066,8 м |
1,0668 км |
Приложение № 14. Информационный буклет