История Славянского района периода Великой Отечественной войны в математических задачах

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История Славянского района периода Великой Отечественной войны в математических задачах

Фютко К.И. 1
1МБОУ школа № 5
Горозий Т.А. 1
1МБОУ школа № 5
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я живу в удивительном месте с красивым названием - Славянский район. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня основания нашего района. Прошло много знаменательных мероприятий, посвящённых этому событию. Я был удивлён, сколько интересного и познавательного можно увидеть в моём районе, прикоснуться к историческому прошлому моей малой родины, перенестись на несколько тысячелетий назад, в глубь истории. Некоторые уроки у нас проходили в выставочных залах нашего краеведческого музея. Здесь мы посмотрели на развитие нашего района глазами и географа, и историка, и археолога, и даже математика. Я понял, что в мире всё взаимосвязано. И даже такие понятия, как «история» и «математика» могут дружить. На уроках математики мы не только решали задачи из учебника, но и учитель нам предложила решить задачи, которые составили ученики в предыдущие годы. Эти задания содержали исторические данные о моём городе. Задачи показались увлекательными. Появилось желание - самому составить задачи о родном месте с использованием реальных данных. Поэтому я решилпопробовать составить такие математические задачи, содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с периодом истории Великой Отечественной войны нашего района. Я считаю, что эта тема сегодня актуальна, т.к. события нашего времени показывают, насколько важна преемственность поколений. Тем более в год празднования 80-летия Великой Победы, постараться представить историю родного района в математических задачах с целью расширения знаний об исторических событиях того времени родного района.

Цель исследования:

-доказать, что решение математических задач о родном районе, помогают в решении математических задач с практическим содержанием и представить историю родного края в математических задачах.

Задачи исследования:

  1. Изучить исторические факты родного Славянского района периода Великой Отечественной войны.

2. По словарям и справочникам исследовать понятие «математическая задача»;

3. Подготовить памятку составления и решения математических задач с использованием исторического материала;

4. Составить математические задачи, которые содержат исторические факты Славянского района периода Великой Отечественной войны;

5. Оценить эффективности применения краеведческих задач на уроке математики.

Объект исследования: математические задачи.

Предмет исследования: математические задачи, составленные на основе краеведческого материала.

Методы исследования:

-обобщение информации об истории родного района и города, используя ресурсы краеведческого музея и другие информационные источники;

- анкетирование;

-работа с задачами из школьного курса;

- опрос.

Гипотеза: знание истории родного района поможет в развитии умений решения математических задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширят наши знания об истории родного района.

Основная часть.

  1. Теоретическая часть.

    1. Славянский район в годы Великой Отечественной войны.

Чтобы составить математические задачи, необходимо располагать датами и цифрами, связанными с историей и жизнью нашего района. Исторические даты и факты я нашёл в нашем краеведческом музее, в библиотеке.Перед тем как приступить к составлению сборника задач, необходимо было изучить имеющуюся информацию о захвате, оккупации и освобождении Славянского района от немецко-фашистких захватчиков. Приступая к изучению, данного вопроса, я представить себе не мог, сколько горя и ужаса, пережили жители моего района.

22 июня 1941 года вошло чёрной датой в историю нашей Родины: фашистская Германия без объявления войны напала на Союз Советских Советских Республик.

Славянский район немцы начали бомбить 8 августа 1942 года. Они пикировали на районный центр, сбрасывая смертоносный груз. Советские части отходили через железнодорожную станцию. При отступлении были взорваны жизненно важные объекты. Фашисты, занимавшие станицу за станицей, отличались особой жестокостью: грабили местное население, убивали ради забавы взрослых и детей, насиловали женщин, молодых и здоровых угоняли на работу в Германию.

Труд женщин и подростков использовали для расчистки и ремонта дорог. Зима 1942-43 гг. выдалась особенно морозной. Измождённые, голодные люди кирками сбивали ледяные глыбы дорожной грязи, на руках переносили их и скидывали в колеи и выбоины. Так вручную разравнивали многие километры разбитых военной техникой дорог. Но машины все равно застревали, и их приходилось толкать. Под вооружённой охраной станичники носили бревна для строительства блиндажей, разбирали кирпичные здания и укладывали кирпич на дорогу.

Враг отчаянно сопротивлялся и не желал сдаваться без боя. Это был последний его оборонительный рубеж перед «Голубой линией». От рук фашистов только в станице Славянской погибло 550 мирных граждан и расстреляно 435 советских военнопленных. А при освобождении района пали смертью храбрых более 18 тысяч бойцов Красной армии.

После освобождения станицы Славянской 23 марта 1943 года оккупантов выдворили из станицы Анастасиевской. Затем освободили хутора Ханьков, Прикубанский и Коржевский. Особенно сложные бои развернулись в направлении Анастасиевская — Темрюк. Советская армия пыталась прорвать укрепленную «Голубую линию» обороны у хутора Свистельников. 4 апреля район был полностью освобожден.

За годы Великой Отечественной войны более 22 тысяч славянцев ушли на фронт и почти половина из них осталась на поле брани. Многие вернулись с боевыми наградами, званиями, прославив родной район.

История нашей малой родины тесно связана с восемнадцатью легендарными личностями, получившими за мужество и ратную доблесть высшую награду — Звезду Героя Советского Союза. Семеро из них — уроженцы Славянского района, пятеро — приехали сюда жить с семьями в детстве. Местным военкоматом на фронт было отправлено двенадцать будущих обладателей Золотых Звезд. Еще пятеро героев, уроженцев других мест, поселились в ст. Славянской после войны. В боях на «Голубой линии» был тяжело ранен украинский летчик Николай Данилович Кудря. Умер воин в Славянском госпитале, похоронен в городском сквере Памяти. Получается, всего с нашим районом связано восемнадцать Героев Советского Союза. Будучи морским десантником, в ноябре 1943 года погиб под Керчью сержант Павел Филиппович Крупский. В боях за укрепленное украинское село Куцеволовка, расположенное на берегу Днепра, сложил голову разведчик Павел Стефанович Кузуб — прикрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота. Незадолго до окончания войны погибли командир противотанковой роты Евгений Андреевич Зикран (октябрь 1944-го, Латвия) и кавалер семи орденов подполковник Василий Матвеевич Вальков (при штурме Берлина).

В Славянской земле навечно осталось лежать более 20 тысяч воинов-освободителей.

    1. Математическая текстовая задача. Алгоритм составления задач на краеведческом материале.

Главным понятием моего исследования является понятие «задача». Слово “задача” является исконнорусским, образовано от глагола “задать”, и в этимологическом словаре М.Н. Шанского определяется как “то, что задано”.
В словаре русскогоя зыка Сергея Ивановича Ожегова мы нашли 4 значения этого слова:

  1. То, что требует исполнения, разрешения. (И именно это значение мы имели в виду, когда ставили задачи в нашем исследовании)

  2. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления, математическая задача.

  3. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. Научная задача.

  4. О чём-нибудь, трудновыполнимом, сложном.

К нашему исследованию подходит второе значение - математическая задача, а именно: текстовая задача.

На сайте “Студенческая библиотека онлайн” мы уточнили, что текстовая задача - это математическое высказывание, состоящее из двух частей. Первая часть - условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи. Вторая часть - вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ”.
Из уроков математики мы знаем, что текстовые задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной.В ходе исследования, мы подсчитали, что в учебнике по математике 4 класса содержится 1260 заданий. Из них по геометрии - 252 задачи, на сообразительность-144 задачи. Примеров на вычисление и на сравнение выражений – 576 и текстовых задач – 288, что составляет ¼ часть всех заданий. Автором этих задач является Мария Игнатьевна Моро. Для того чтобы составить задачу на историческом материале, необходимо изучить те исторические факты, которые будут использоваться при её составлении.Эти факты я описал выше. Потом нужно выделить в этих фактах математическое содержание и определить, какого типа задача будет составляться.

После этого установить зависимость между числами. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответь на вопрос, поставленный в задаче.На основании этого, мы подготовили памятку составления текстовой задачи на историческом материале.

  1. Собрать фактические данные.

  2. Дать небольшую историческую справку.

  3. Выбрать математическое содержание и тип задачи.

  4. Установить зависимость между числами.

  5. Составить условие задачи, ее решение.

  6. Оформить задачу.

II. Практическая часть.

2.1. Анкетирование одноклассников.

Прежде, чем приступить к составлению задач я, решил узнать, какими сведениями о Славянском районе периода Великой Отечественной войны обладают мои одноклассники. Для этого я провёл анкетирование по следующим вопросам:

1 . Знаете вы о таком периоде в истории нашей страны как Великая Отечественная война?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Хотели бы вы узнать больше о событиях Великой Отечественной войне?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Как вы думаете, затронула ли война территорию Славянского района?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли вы, с какого периода Славянский район находился в оккупации?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли вы, сколько человек было призвано из Славянского района за годы Великой Отечественной войны?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли вы, сколько мирных граждан погибло от рук фашистов в станице Славянской? Сколько советских военнопленных было расстреляно?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли вы, сколько воинов-освободителей осталось в Славянской земле?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли вы, сколько земляков Славянского района были удостоены звания Героя Советского Союза, сколько стали полными кавалерами ордена Славы?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. Хотели бы вы больше узнать о оккупации и освобождении Славянского района от немецко-фашистских захватчиков?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  1. А вы знаете, что можно изучить историю Великой Отечественной войны, решая математические задачи? Хотите попробовать?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

Результаты анкетирования.

В анкетировании приняли участие 32 обучающихся моего 4 класса.

1. Знаете вы о таком периоде в истории нашей страны как Великая Отечественная война?

а) да: 32 чел.- 100%

б) нет: 0 чел.

в) затрудняюсь ответить: 0 чел.

  1. Хотели бы вы узнать больше о событиях Великой Отечественной войне?

а) да: 30 чел.- 94%

б) нет: 1 чел. - 3%

в) затрудняюсь ответить: 1 чел.- 3%

  1. Как вы думаете, затронула ли война территорию Славянского района?

а) да: 20 чел. - 63%

б) нет: 8 чел. - 25 %

в) затрудняюсь ответить: 4 чел. - 12%

  1. Знаете ли вы, с какого периода Славянский район находился в оккупации?

а) да: 10 чел.- 33%

б) нет: 20 чел. - 66%

в) затрудняюсь ответить: 2 чел.- 1%

  1. Знаете ли вы, сколько человек было призвано из Славянского района за годы Великой Отечественной войны?

а) да: 2 чел. -2 %

б) нет: 25 чел. - 80 %

в) затрудняюсь ответить: 5чел. - 18 %

  1. Знаете ли вы, сколько мирных граждан погибло от рук фашистов в станице Славянской? Сколько советских военнопленных было расстреляно?

а) да: 1 чел. -1 %

б) нет: 26 чел. - 81 %

в) затрудняюсь ответить: 5чел. - 18 %

  1. Знаете ли вы, сколько воинов-освободителей осталось в Славянской земле?

а) да: 6 чел. - 19 %

б) нет: 21 чел. - 66 %

в) затрудняюсь ответить: 5 чел. - 15 %

  1. Знаете ли вы, сколько земляков Славянского района были удостоены звания Героя Советского Союза, сколько стали полными кавалерами ордена Славы?

а) да: 0 чел.

б) нет: 25 чел. - 78 %

в) затрудняюсь ответить: 7 чел. - 22 %

  1. Хотели бы вы больше узнать о оккупации и освобождении Славянского района от немецко-фашистких захватчиков?

а) да: 28 чел.- 88%

б) нет: 2 чел. -6 %

в) затрудняюсь ответить: 2 чел. - 6 %

  1. А вы знаете, что можно изучить историю Великой Отечественной войны, решая математические задачи. Хотите попробовать?

а) да: 32 чел.

б) нет: 0 чел.

в) затрудняюсь ответить: 0 чел.

Выводы: анализирую анкету, мы видим, что все ребята знают о таком периоде в истории нашей страны как Великая Отечественная война (100%). Но вот, что касается истории родного района, изучаемого периода, здесь мы видим, низкий уровень осведомлённости ребят. Радует факт, что мои одноклассники хотели бы вы больше узнать о оккупации и освобождении Славянского района от немецко-фашистких захватчиков (88 %). И не просто получить новую информацию, а закрепить её решая математические задачи по заданной теме по истории родного района (100 %).

  1. 2. Сборник задач «История Славянского района периода Великой Отечественной войны в математических задачах».

Исторические факты для составления задач по истории Славянского района в годы Великой Отечественной войны находил в библиотечных книгах, журналах, посещал краеведческий музей. И на основе изученных данных, составил следующие задачи:

1. В станице Славянской от рук фашистов погибло около 550 мирных граждан и 435 советских военнопленных. Сколько всего человек стало жертвами оккупации?

2. Во время освобождения Славянского района погибли более 18 тысяч советских солдат и офицеров. Если известно, что в освобождении станицы Славянской участвовало 295-я и 389-я стрелковые дивизии, а потери каждой дивизии составили примерно равное количество, то сколько примерно воинов каждой дивизии погибло?

3. В эвакогоспитале № 2148, расположенном в станице Славянской, работали много женщин-медсестер. Если в госпитале работало 120 человек персонала, и 75% из них составляли женщины, то сколько женщин работало в госпитале?

4. После освобождения станиц Славянской и Анастасиевской была сформирована 301-я стрелковая дивизия, в которую вошли 460 девушек-добровольцев. Если общее количество бойцов дивизии составило 2500 человек, то какой процент от общего состава дивизии составили девушки?

5. В приазовских плавнях, покрывающих большую часть Славянского района, шли тяжелые бои. Если известно, что советские бойцы проводили в ледяной воде в среднем 18 часов в сутки в течение 5 дней, то сколько всего часов они провели в воде?

6. В ночь на 23 марта 1943 года началась операция по освобождению станицы Славянской. Если известно, что советские войска вошли в станицу в 9 часов утра, а наступление началось в 2 часа ночи, то сколько часов длилась операция до полного освобождения станицы?

7. В станице Славянской фашисты взяли в заложники 53 человека, которых затем расстреляли. Если среди заложников было 35 пожилых мужчин и остальные подростки, то сколько подростков было среди заложников?

8. Славянский район находился в оккупации с 11 августа 1942 по 23 марта 1943 года. Посчитайте, сколько полных месяцев находился в оккупации Славянский район?

9.После освобождения района в марте 1943 года на территории Славянского района расположились авиационные части. Если 210-й штурмовой авиаполк совершил 120 вылетов, а 164-й разведывательный авиаполк - в 1.5 раза меньше, то сколько всего вылетов совершили оба полка?

10. Жители станицы, которые по каким-либо причинам не подлежали призыву на фронт, активно вступали в 4-й казачий кавалерийский Кубанский гвардейский корпус. В основном это были несовершеннолетние ребята и мужчины старше 50-ти лет. Решив примеры, узнаете, кто командовал казачьим корпусом.

34∙2+ 200= (а) 100-7∙8= (з) 90-9∙8= (к) 940 – 1= (о) 525+345-89= (н)

81÷3678= (е) 1564-861= (ч)

80:8∙0= (и) (84-77):1= (л) 9∙9 - 8∙5= (в) 998-899=(й) 566÷2-65= (с)

781

0

18

939

7

268

99

н

и

к

о

л

а

й

41

268

218

0

7

705

41

0

703

в

а

с

и

л

е

в

и

ч

  1. На какой улице находится памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне?Запиши числа в порядке убывания.

315

999

595

689

456

200

194

н

к

а

р

с

а

я

Ответ:

999

689

595

456

315

200

194

к

р

а

с

н

а

я

  1. По информации на 2011 год, с Славянским районом было связано 18 Героев Советского Союза. Из них семеро — уроженцы Славянского района, пятеро приехали жить в него с семьями в детстве, ещё несколько героев, уроженцев других мест, поселились в станице Славянской после войны.Сколько героев, уроженцев других мест, поселились в станице Славянской после войны?

Из составленных задач мы создали и распечатали сборник задач, который будет применяться на уроках математики в 4 классе. Пока сборник включает в себя 12 задач. Каждая задача имеет небольшую историческую справку, касающейся изучаемого периода.

С целью выявления пользы составленных задач и интереса к ним со стороны одноклассников был проведён эксперимент. Была сформирована группа одноклассников, любителей математики. Она состояла из 15 человек. Ребятам было предложено в течение 40 минут решить по три типичных задач из учебника и задач, включенных в составленный сборник.

По окончании работы членам группы было необходимо обсудить следующие вопросы:

  1. Какие задачи вызвали затруднение. Почему?

  2. Интересны ли были задачи, составленные на краеведческом материале?

  3. Что более привлекательно было в краеведческих задачах?

По первому вопросу ответы респондентов были следующие:

  • Задания на краеведческом материале были труднее, так как задачи из сборника не часто решаются на уроке – 8 человек (55 %).

  • Задачи из учебника сложнее, но более привычные - 5 человек (33%).

  • Мне все равно, что решать – 2 человека (12 %).

По второму вопросу ответы респондентов были следующие:

  • Да, интересны – 10 человек (67%).

  • Нет, неинтересны– 1 человек (6 %).

  • Не вижу разницы– 4 человека (27 %)

По третьему вопросу ответы респондентов были следующие:

  • Возможность заняться решением задач7 человека (47 %).

  • Информация о районе – 8 человек (53 %).

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод: задачи, составленные на краеведческом материале, способствуют развитию интереса к математике и повышению уровня математических знаний у школьников.

Заключение.

В начале нашей исследовательской работы я выдвинул гипотезу – поможет ли знание истории родного края в развитии умений решать математические задачи и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширит ли наши знания об истории родного района.

В ходе изучения литературы рассмотрели понятие «математическая задача», создали памятку по составлению математических задач. Я изучил краеведческие материалы по теме, собрали статистические данные о Славянском районе, составили сборник математических задач «История Славянского района периода Великой Отечественной войны в математических задачах». Пока сборник включает в себя только 12 задач, но в ближайшем будущем я хотел бы его расширить, и включить задачи связанные с историческим развитием моего района.

Проведённые мною анкетирование, наблюдение и опрос помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: составление и решение задач, включающих краеведческий материал, способствует развитию творческого, логического мышления, эрудиции, умения обобщать, расширяет наш кругозор.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена. Местный краеведческий материал – это интересно, познавательно, он помогает изучить математику.

Список использованных источников и литературы.

  1. https://slavhistory.ru

  2. «Славянск-на-Кубани и Славянский район. Страницы истории», Н.А.Андрияш, Н.Л.Заболотный. Советская Кубань, Краснодар, 1995 г. – 176 с.

  3. «Мой город Славянск-на-Кубани», Н.А.Андрияш. Типография ОАО «Внешторгиздат», Москва, 2000 г.

  4. "Это нашей истории строки. 30 лет Славянской районной организации ветеранов" ООО фирма "Блиц" г. Славянск-на-Кубани. 2009 г. - 32 с.

  5. Славянский район: история и современность: научно популярное издание; авт.-сост. Д.А.Решмет. - краснодар, 2017. - 544 с.

  6. Моро М. И. Математика 4 класс. – М.: Просвещение, 2014

  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство “Мир”, 2014

  8. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: [Электронный ресурс].

  9. Студенческая библиотека онлайн: [Электронный ресурс]

  10. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1975

Просмотров работы: 6