Введение
Проблема буллинга в школьной среде появилась в XX веке. Именно тогда и была опубликована работа К. Дьюкса о насилии в школе. В 1973 году автор опубликовал книгу «Мальчик для битья и школьные хулиганы». Эту книгу Д. Ольвеус написал на основе своего исследования, которое оказывает большую заинтересованность людей к проблеме буллинга. Опрос показал, что 15% детей систематически сталкиваются с травлей; 9% являются жертвами травли; 7% агрессорами; 2% принимают обе роли.
Буллинг в какой-то степени можно сравнить с конфликтом. Единственное различие между ними это: неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика), повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно), возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей), решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).
Актуальность работы: заключается в том, что в современном мире проблема буллинга имеет большую популярность и быстрое распространение, влечет за собой огромные проблемы. Многие взрослые и дети не видят всю проблематичность и часто закрывают глаза на это явление.
Цель работы: Изучить проблемы и последствия буллинга, найти от него средства защиты.
Гипотеза: Я предполагаю, что проблема распространения буллинга среди школьниковов не изучена.
Задачи:
- Познакомиться с понятием «Буллинг»;
- Изучить типы и виды буллинга;
- Выяснить, как буллинг влияет на настоящее и будущее ребенка;
- Провести анкетирование среди своих сверстников;
- Сопоставить полученные данные;
- Найти средства защиты от буллинга.
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это травля одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает, киббербуллинг – такая же травля, только она происходит в виртуальном мире. В буллинге всегда есть три действующих лица: Агрессор (тот, кто инициирует насилие или подключается к нему), жертва (тот, на кого направлено насилие) и наблюдатели или свидетели (те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её). Главная цель агрессоров – не один раз обидеть жертву, а изводить её систематически, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например: словесные оскорбления, используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней, отбирают или портят вещи, заставляют совершать неприятные действия, толкают, кидают в неё предметы).
1. Буллинг. Типы и виды.
Буллинг – это запугивание, травля, агрессивное отношение одного человека (или целой компании) к другому. Он может выражаться по-разному: от неприличных шуток и оскорблений до избиения. С буллингом связаны переживания страха, замкнутости, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния, и эти переживания очень мало обсуждаются.
Чаще всего агрессорами (агрессор – тот, кто «атакует» с помощью провокаций границы жертвы) являются ученики средней школы. Дети только учатся социуму и не до конца понимают, что такое поведение и действия недопустимы. Подростки отличаются бесстрашием, особой жестокостью и редко когда признают свою вину. Они не думают, чем все может закончиться.
Основная цель агрессоров – запугать жертву, унизить, подчинить, а также повеселиться, издеваясь над жертвой, ограничить в действиях, самовыражении и любом другом проявлении свободы личности.
Выделяют несколько типов буллинга:
- физический;
- психологический;
- социальный;
- вербальный;
- кибербуллинг.
Физический буллинг - это одна из самых банальных и распространенных форм буллинга. Главный признак физического буллинга – применение физической силы для унижения, подчинения, контроля над жертвой. Как правило, агрессор сильнее и крупнее сверстников и использует свою силу как средство контроля и унижения одноклассников. Пинки, удары, шлепки, пощёчины, подножки, нежелательные прикосновения - всё это физическая травля. Также к физической травле относится порча имущества или действия, при которых жертве был нанесен физический вред.
Психологический буллинг - агрессор изводит свою жертву без прямого физического контакта. Его цель – вывести человека из себя, лишить эмоционального равновесия, с помощью слов. К психологической травле относятся: пугание, угрозы, травля, издевательства, изоляция и отвержение, слухи, сплетни.
Социальный буллинг - это может быть бойкот, полнейший игнор – как во время занятий или на переменах, так и после школы, изгнание из группы. По статистике, именно бойкоты становятся самым тяжелым испытанием для ребят, а слишком продолжительная социальная изоляция нередко приводит к мыслям о суициде. Его цель – изолировать жертву от общества.
«Социальный буллинг — это неприметный вид травли, который сложно заметить со стороны, поскольку всё протекает внутри детского коллектива и, как правило, участники ситуации стараются не афишировать её. Игнорирование, сплетни, слухи, подчёркнутое пренебрежение, обманы, обидные выдумки — такая травля направлена на подрывание авторитета жертвы и понижение её социального статуса. Такой вид травли чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Булли могут демонстративно замолкать, пересаживаться в столовой подальше от жертвы, отказываться сидеть с ней на уроках, распространять про неё порочащие слухи и т. д. Чаще всего такой вид буллинга практикуют школьники 6-9 классов, но иногда и взрослые люди могут заниматься чем-то подобным на работе, изводя коллег». [1]
Вербальный буллинг (словесный) – этот вид буллинга в школе разнообразен, он может проявляться, как прямыми угрозами и оскорблениями, так и ироничными, внешне безобидными, но всё-таки травмирующими замечаниями. Словесную травлю сложно выявить, потому что у ребёнка обычно не бывает доказательств. Дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать взрослым об обидных словах, произнесенные в их адрес, но, к сожалению, как показывает практика, им никто не верит.
1.2. Причины буллинга.
Причинами буллинга является неумение буллера проявлять себя в обществе. Чтоб привлечь к себе внимание они выбирают жестокий метод проявления своей личности. Буллинг характеризуют как неадекватную асоциальную попытку самоутверждения.
Причины школьного буллинга:
Существует множество различных причин, по которым человек может стать жертвой. Чаще всего буллеры применяют свою агрессию на более слабых людей – морально или физически.
● Зависть – одна из самых распространённых причин буллинга. Буллеры могут возненавидеть и гнобить человека из-за зависти. Они считают такое положение не равным, и пытаются «поставить жертву на свое место». В голове обидчика могут возникнуть мысли о том, что если бы не было этого в чем-то преуспевшего человека, то все его блага могли бы достаться ем самому. Но это вовсе не так.
Также у буллера возникает чувство недостатка и обиды. Чтоб их подавить он отыгрывается на другого.
● Самоутверждение – за счет унижения другого человека, буллер хочет показать собственную ценность и значимость. Благодаря этому он добивается значительный для него статус в обществе.
● Месть – жертва становится на позицию буллера, чтоб наказать обидчиков за причинённые страдания.
● Пребывание в центре внимания, желание выглядеть «крутым» – одна из основных причин для буллинга. Чтоб показать свое «превосходство» атакующий доминирует над жертвой, тем самым заполучая признание и мнение, что он такой «крутой, уверенный и бесстрашный». Его поступки послужат темой для обсуждения, и он попадет в центр внимания.
● Неприязнь – довольно часто агрессоры начинают травлю против человека по личным причинам: отвращение к жертве, конкуренция, из-за разных мнений.
● Скука – чтоб развеять и развеселить себя подростки-буллеры начинают неприлично шутить, издеваться над жертвой,
● Власть – для завоевания власти буллеры прибегают к злоумышленным действиям. Другие учащиеся видят происходящее и бояться выступать против буллера, поэтому они стоят на ступени ниже агрессора. Не участвуещие в травле в страхе стать жертвой прислуживаются и выполняют все, что скажет буллер.
По мнению подростков, травля происходит: за национальность, внешний вид, успеваемость в школе и материальные ценности.
Стать жертвой буллинга может абсолютно любой ребенок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения.
2. Влияние буллинга на психологическое состояние ребенка.
Буллинг – очень распространенная и значимая проблема в настоящее время среди школьников, которые имеют серьезные последствия. Буллинг оказывает значительное негативное влияние на психическое состояние ребенка, отрицательно влияют на результат обучения в школах. Одним из основных психологических последствий для подростков является депрессия – ухудшение памяти, снижение настроения, нежелание что-либо делать. Депрессия опасна тем, что человек теряет интерес к жизни и ему кажется, что в ней есть только плохие события и никакой радости. В итоге человек может довести себя до суицида. Жертвы травли довольно часто испытывают чувство беспомощности, безнадежности и никчемности. У ребёнка возникают проблемы со сном, может развиться энурез, болит живот или голова. Постоянный стресс влияет на иммунную систему и негативно воздействует на способности ребенка. В результате он часто болеет и плохо учится.
Это может привести к плохой успеваемости и повлиять на будущие образовательные и карьерные возможности подростка.
Буллинг может привести к сильной тревоге, понижению самооценки и уничтожению хороших качеств жертвы. Также они влияют на успеваемость школьника и приводят к снижению мотивации. Пострадавшие могут испытывать страх перед возможностью новых нападок. Часто они избегают социальных групп и изолируются от своих сверстников, что приводит к чувству одиночества и изоляции от мира. Агрессия, направленная на подростка, часто приводит к негативному самовосприятию – оно может повлиять на чувство замкнутости и неуверенности в себе. Психологическое воздействие буллинга на подростков может быть настолько серьезным, что приводит к проблемам с психическим здоровьем и негативно сказывается на их социальной жизни.
Запугивание – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями, как для жертв травли, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия. Взрослые, родители и учителя считают хулиганство естественным для детей, оправдывая тем, что дети «так играют», а мальчишки «всегда дерутся», но в настоящее время это носит серьезный характер и не менее серьезные последствия.
2.1 Средства защиты от буллинга.
Если ребенок подвергался буллингу обязательно нужно оказать помощь и ни в коем случае не игнорировать эти явления.
Важно сообщить о проблеме взрослым людям, но что делать, когда дети не хотят или не могут откровенно рассказать о том, что его травят? Прежде всего, взрослому необходимо показать, что ребенок может ему довериться и его поймут и не осудят.Оказать любую моральную поддержку, доказать жертве, что она не виновата в данной ситуации. Нельзя давить на ребенка и выпытывать у него информацию, это может привести к еще большей проблеме. Если попытки поговорить были безуспешны, можно обратиться к другому человеку. Чаще всего рассказывать о своих проблемах незнакомому человеку легче, нежели близкому.
На данный момент существует немало служб для оказания психологической помощи детям, подросткам в их трудных жизненных ситуациях, где можно анонимно поделиться со своей проблемой и получить нужную поддержку.
Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Чтобы подросток мог сосредоточиться на учебе и получал от посещения школы удовольствие, ему в обязательном порядке нужно научиться защищать себя. И всячески противостоять буллингу в процессе столкновения с ним. Об этом говорит социальный педагог, медиатор Привольная Елена Викторовна:
- Сначала нужно обязательно обратиться за помощью к взрослому. Иногда ребенок не в состоянии сам за себя постоять, но это не значит, что он по жизни «слабак». Бывает что ребенку необходимо поддержка, и он пойдет дальше и сделает верный шаг. Никогда нельзя падать духом! Никогда! Я считаю, что всегда нужно давать отпор! Главное - победить свой страх и не держать это в себе.
Чаще всего те, кто занимается буллингом, собираются компаниями, то есть по отдельности, они мало что из себя представляют. Это такие слабохарактерные люди, которые хотят на фоне других детей показать, что они чего-то стоят. Собравшись в кучку, они друг перед другом бравируют, пытаются найти слабого и на нем отыграться, чтобы самим показать, что они какие-то «герои». Чаще всего они трусоваты, иначе бы они не собирались в кучки и так бы не задевали своих одноклассников. Пока они не собирались, на них никто не обращал внимания.
Эта ситуация не будет решена, пока не повлечет общественной огласки взрослых. Уже после, я уверенна, они не будут никого обижать, начнут понимать, что могут ими заинтересоваться и родители, и комитет по несовершеннолетним, и социальный педагог, и полиция. Рычагов очень много.
Если над ребенком кто-то пытается издеваться, надо сразу кричать о помощи. Безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно помочь и решить проблему, но об этом должен знать взрослый человек. А вот если уже взрослый будет равнодушен, это конечно, совершенно другая тема. И это, кстати, уголовная статья «оставление в опасности».
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход. Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам.
О средствах защиты от буллинга я пообщалась с семейным психологом, магистром ЮФУ Рагулиной Галией Рифхатовной:
- Во-первых, самое важное - не стесняться обращаться за помощью! Это один из самых простых и одновременно самых сложных шагов. К кому именно обращаться? Да к кому угодно! К родителям, старшим братьям/сестрам, учителю, психологу, вожатому в лагере… любому взрослому. Важно не оставаться с этим в одиночестве. Подросткам и детям совершенно необходима помощь совершеннолетних, даже если кажется вначале, что они не верят или обесценивают переживания жертвы. Есть также горячая линия и организации, которые занимаются этими проблемами.
Важно, что вопрос буллинга не должен решаться на уровне отдельных людей, потому что это может превратиться в большой конфликт и ответный буллинг, драки и физические травмы.
Есть хороший алгоритм, называется: «Стоп. Уйди. Расскажи». Когда кто-то обижает тебя (или ты кого-то обижаешь), можно предпринять три шага:
Стоп. Обозначь, что тебе это не нравится. «Со мной так нельзя. Не делайте так, прекратите!». Во-первых, на этом шаге многие буллеры действительно прекращают травлю. Во-вторых, мы учимся обозначать свои границы, говорить о том, что происходит что-то, что нам не нравится.
Уйди. Убеги, окажись в безопасном пространстве.
Расскажи. Обратись за помощью. Умалчивание - самый опасный сосед буллинга, потому что оно может привести к страшным последствиям, о которых все узнают слишком поздно...
Заключение
Буллинг – это процесс, который был, есть и будет. Полностью искоренить буллинг невозможно, но это не значит, что люди должны игнорировать это явление и ничего не предпринимать. Важно рассказывать о буллинге, о его последствиях, предупредить и вовремя его ликвидировать.
Задача для взрослого – не просто поддержать ребенка в тяжелой и опасной ситуации, а учить его взаимодействовать с окружающими, дать верные советы, как вести себя в конкретной ситуации. В нашей жизни случается много ситуаций, в которых без обид, столкновений с жестокостью жить невозможно. Именно поэтому, важно научить ребенка противостоять буллерам и не брать с них примера.
Говорить об этой проблеме с детьми должны не только родители, но и учителя, психологи школы.
В ходе работы я просмотрела фильм по теме буллинга: «Светлячок». Он представляет собой подростковую драму о страхе быть непринятым. По сюжету главный герой - Света Василькова переезжает в новую школу в город. Появление новенькой, которая даже в жару ходит в красной шапочке и кажется через чур наивной и улыбчивой, кардинально меняет привычную жизнь класса. Будущая «элита общества», как они сами себя называют, вынуждена взглянуть на себя со стороны и обнаружить не самые лучшие черты. Принимает новенькую только один одноклассник Вадим Сурков, за внимание которого давно борется Женя – красотка и лидер своей компании. Ради любви Женя решается на жестокие поступки...
По итогам своей работы, я пришла к выводам:
1) если ты подвергался когда-либо буллингу, это не значит, что нужно опускать руки, менять себя из-за слов в свой адрес. Нужно оставаться собой и не прятать свой характер за маской. Найдутся люди, которые будут тебя ценить и любить таким, каким ты являешься на самом деле.
2) не стоит унижать человека за его внешний вид, стиль, это никогда не приведет к хорошему. Каждый из нас отличается, каждый из нас имеет право выглядеть так, как ему хочется. Нельзя самовыражаться за счет унижения других людей, это не делает буллера сильным человеком, а наоборот, это показатель слабости и внутренних комплексов, которые агрессор усердно пытается скрыть.
3) нельзя ставить себя выше какого-либо человека, мы все равны, вне зависимости от места рождения, материального состояния. Просто у кого-то что-то выходит лучше, чем у остальных, но это не повод принижать человека.
Каждый человек вправе бороться за свою жизнь! За свои права и безопасность! Нужно только поверить в свои силы и никогда ничего не бояться.
Используемая литература
Андреева, А.О. Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей). - Магнитогорск: МаГУ. – 2015. – С. 21-28.
Бенгина Е.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка / Е.А. Бенгина // Вестник университета. Современные тенденции в психологии. – 2018. - № 2. – С. 153-156.
Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе / Педагогика, психология и социология. - 2013. - № 18. - С. 45-46
Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? М., 2009. 263с.
Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / "Семья и школа". - 2006. - №11. - с 15-19
Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.
Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004
Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
С.В.Кривцова. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных» 2011г.
Корзун С.А., Страпко О.В. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 8. С. 107-111.
Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. ТГПУ. № 6 (18). С. 151-154.
Электронные ресурсы
Кондрашкин, А.В. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.10.2020).
Баранов, А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin-podrostkovogo-kiberbullinga
Таранова, Т. Н. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11 (25).
https://blog.school-olymp.ru/travlya-v-shkole/
https://childdevelop.info/articles/conflict/746/
https://4gdkp.by/tsentry/56-stranichka-psikhologa-yuniks/471-bulling-ili-travlya-sredi-sverstnikov
Приложения
Проведя опрос о буллинге в своем 3 классе, получила следующий результат:
Сталкивались ли вы с буллингом?
Да – 18 человек.
Нет – 8 человек
Знаете ли вы как бороться с буллингом?
Да – 22 человека
Нет – 4 человека
Были ли вы буллерами?
Да – 1
Нет – 25 человек
Буллинг и кибербуллинг – сталкивались ли вы с такими проблемами?
Да – 6 человек
Нет – 20 человек
Буллинг и кибербуллинг – это хорошо или плохо?
Хорошо – 1 человек
Плохо – 25 человек