Помощь подростку при формировании личности

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Помощь подростку при формировании личности

Корнилова В.С. 1
1МБОУ «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»
Дымова Д.В. 1
1МБОУ «Гимназия №6 имени С.Ф. Вензелева»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Однажды к нам в класс из параллельного класса пришла новенькая ученица, ее звали Маша. В прошлом классе, как нам рассказали учителя, у нее было плохое поведение: она срывала уроки, грубила учителям, хамила одноклассникам. Но после того, как она отучилась в нашем классе полгода, ее поведение значительно улучшилось. Мне стало интересно, почему же так произошло? Может, окружение повлияло на нее? Или возможно она зависима от общества, в котором она находится?!

Актуальность: Как же можно влияние окружения на подростка подстроить на нужный лад. Хочу помочь советами для того, чтобы подростки могли повысить свою самооценку, смогли правильно выйти из конфликтов.

Тема моего исследования: «Помощь подростку при формировании личности».

Цель моего проекта: разобрать влияние общества и создать брошюру, где подростки смогут проанализировать свою самооценку, и смогут исправить ее.

Задачи: Изучить стадии формирования личности;

Изучить влияние общества на подростка;

Провести опрос у одноклассников;

Побеседовать с психологом;

Провести игру «Умение избежать конфликта»

Создать брошюру «познай себя».

Гипотеза исследования: Я считаю, что общество имеет огромное влияние на формирование личности.

Объект исследования: ученики, достигшие подросткового возраста

Предмет исследования: одноклассники

Методы исследования: поиск информации, опрос, наблюдение

интервью с психологом, игра с одноклассниками в умении избежать конфликты

Практическая значимость: создание брошюры «познай себя»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Теория «возрастных кризисов» по Л.С.Выготскому»

Лев Семёнович Выготский, советский психолог и основатель культурно-исторической теории в психологии, выдвинул теорию «возрастных кризисов». Она предполагала, что развитие человека идёт через преодоление кризисов, которые возникают при переходе от одного возрастного периода к другому. 

Выготский выделил следующие периоды и кризисы: 

  • ​​Младенческий возраст (от рождения до 1 года).

  • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). 

  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). 

  • Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). 

  • Подростковый возраст (от 12 до 18 лет). 

По мнению Выготского, в критические периоды происходят качественные изменения в психике детей, формируются новые психологические образования, которые определяют дальнейшее развитие. [стр. 16 №1]

1.2. Подростковый возраст.

Подростковый возраст — это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он хочет больше самостоятельности, но сталкивается с ограничениями и запретами взрослых. Из-за этого назревает конфликт в семье, когда родители напрочь отказываются признавать взросление собственного ребёнка и продолжают себя вести с ним, как с маленьким. В этот период у подростков появляются: резкие изменения в организме, гормональные всплески - психологическое взросление приводят к большой нагрузке. Поведение и реакции подростка отличаются вспыльчивостью, агрессивностью или даже плаксивостью. В этот период ребята критичны к себе и остро воспринимают чужое мнение на свой счёт. Они крайне чувствительны к тому, как к ним относятся окружающие и что про них говорят. В этом возрасте им очень важен свой внешний облик, фигура, параметры. Желание соответствовать моде может привести ко многим ошибкам. Самооценка подростка, как правило, очень низка не из-за объективных причин, а из-за резких скачков настроения, гормональной перестройки.

1.3. Факторы влияющие на развитие личности подростка.

На социализацию ребенка влияют множество факторов.

1.Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека, - это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше ребёнок, тем больше микрофакторов на него влияют.

2.Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся место его рождения: мегаполис, небольшой город, поселок, село, культурные традиции, а также средства массовой информации (телевизор, интернет, газеты, новости).

3.Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофактор, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же, как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели «продвинутый» запад. Поэтому в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

1.4. Влияние социума в разные возрастные периоды

1. Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку он большую часть времени проводит там. Ребенок получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками, и с более старшими людьми.

2. Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Влияние семьи на ребенка мало: он не слушает родителей, зато социализация вне дома становится для него главной задачей. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу. Ребёнок становится самостоятельным, но на него влияют его друзья и их отношение к нему. Он стремится к тому, чтобы к его мнению прислушивались.

3. Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них. [стр. 16 №2]

1.5. Ключевой период формирования личности

Подростковый возраст – это ключевой период формирования личности, в ходе которого молодые люди осознают свои социальные роли и ценности. В этом процессе социальная среда, включая школу, круг общения и общественные нормы, оказывает значительное влияние на поведение подростка, как положительно, так и отрицательно.

Образовательная среда, отношения учителей и взаимодействие со сверстниками могут оказывать значительное влияние на эмоциональное и социальное развитие. Негативное отношение со стороны учителей или одноклассников может привести к изоляции и поведению, не одобряемому обществом.

Позитивная школьная атмосфера, основанная на уважении и поддержке, способствует укреплению самооценки подростков. Участие в школьных мероприятиях помогает подросткам развивать социальные навыки и улучшать их взаимоотношения с другими.

В подростковом возрасте влияние сверстников становится особенно значимым. Желание соответствовать группе может толкать подростка на рискованные поступки, такие как употребление наркотиков или алкоголя. Однако положительное влияние сверстников может способствовать развитию конструктивных навыков и ценностей, таких как ответственность и эмпатия.

Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании идентичности подростка. Подростки учатся распознавать свои сильные и слабые стороны, а также определять, каким образом они хотят быть восприняты обществом.

Если подросток отклоняется от социальных норм, то это сказывается на его поведении. Он может курить, употреблять наркотики, проявлять вандализм, агрессивное поведение и другие формы нарушения общественного порядка. Подросток может нарушать закон. Эти действия могут быть вызваны желанием привлечь внимание сверстников, протестом против социальных норм или внутренними конфликтами.

Причины могут быть как индивидуальными, так и социальными. Индивидуальные факторы включают низкую самооценку, эмоциональные расстройства, отсутствие навыков решения конфликтов и проблем в обучении. Социальные факторы могут включать влияние сверстников, проблемы в семье, неблагоприятные условия жизни. Подростки, испытывающие чувство одиночества, депрессию или тревогу, могут быть более склонны к такому поведению. Подростки, страдающие от психических расстройств, чаще становятся жертвами буллинга или, наоборот, агрессорами. (стр. 17 №3)

На современные особенности развития и социализации подростков также влияет их воздействие средств массовой информации и технологий. Подростки подвергаются воздействию широкого спектра средств массовой информации, таких как телевидение, кино, музыка, видеоигры и социальные сети, которые могут влиять на их отношение, убеждения и поведение. Более того, использование подростками технологий, таких как смартфоны, планшеты и ноутбуки, стало повсеместным, и это оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на их развитие и социализацию. Технологии могут способствовать общению, обучению и творчеству, но они также могут привести к отвлечению внимания, зависимости и кибербуллингу. [стр. 16 №4]

1.6. Способы избежать дурного влияния

Подростки являются не до конца сформированными личностями, поэтому часто попадаются под влияние. Как же можно избежать этого?

Виды влияния

1. Убеждение — менять мнение на то, что выгодно провокатору.

2. Принуждение — влияние без аргументов

3. Самопиар — постепенно «звезды» класса становятся лидерам мнений и могут навязывать свою волю остальным.

4. Подражание — такое влияние вызывает желание у ребенка во всем подражать объекту своей симпатии.

5. Критика — цель критикующего — унизить «жертву», психологически измотать ее и сместить акцент с реальной проблемы на вымышленную.

6. Манипуляция — когда руками «жертвы» выполняются действия, угодные провокатору.

Как же противостоять негативному влиянию?

Категорический отказ

Если ребенок заметил воздействие, ответ прямым отказом: «Я не буду этого делать».

Непрямой отказ

Здесь нужно немного хитрости: ребенок вроде и соглашается, но выполняет желания провокатора не полностью, медлит с выполнением.

Ссылка на родителей

Простой способ— сослаться на то, что родители запрещают это делать. К примеру, на предложение покурить за гаражами ребенок может сказать, что мама, если унюхает, из дома не выпустит месяц. Вроде и не отказал, но тем не менее не поддался влиянию.

Поиск единомышленника

Отличный способ избавиться от таких видов влияния, как подражание и самопиар. Нужно найти единомышленника, которому претит всеобщее подчинение неформальным лидерам коллектива.

Контркритика

На замечание всегда можно подобрать контраргумент.

Психологическая самооборона

Это целый комплекс моделей поведения и фраз, которые помогают выиграть время в ситуации, когда провокатор оказывает давление. Выучите несколько фраз-нейтрализаторов:

  • «Давай поговорим об этом позже».

  • «Я пока не готов ответить».

  • «Не хочу это обсуждать».

  • «Давай поговорим о чем-то другом».

Игнор

Если ребенок понимает, что на него влияют, нужно или перестать общаться с этим человеком, или же не реагировать на его просьбы, предложения, критику. Сделать вид, что он их не понимает или не принимает. 

Конфронтация

Открытый протест против действий провокатора не означает, что ребенок должен сам начать травить обидчика. Наоборот, это защита, которая направлена на отражение угрозы. 

Вывод: Формирование личности подростка — это сложный процесс. На него влияют не только его окружение, но и все общество. Важно развивать уверенность в себе, чтобы противостоять негативному влиянию и стать достойным человеком. [стр. 16 №5]

1.7. Самооценка

Правильная (адекватная) самооценка положительно влияет на подростка, помогает ориентироваться в мире и знать своё место в нём, положительно взаимодействовать с обществом, помогает стойко пережить испытания и ощутить большую радость от приятных моментов.

Подросток с высокой самооценкой доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение. Минус он не воспринимает другого мнения.

Заниженная самооценка, напротив, негативно влияет на положение подростка в обществе. Она может стать причиной конфликтов в семье и коллективе, а также замкнутости подростка. Чаще всего они подаются дурному влиянию.

Таким образом, от того, какая у подростка сформируется самооценка, во многом зависит его будущее.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Опрос одноклассников

Я задала одноклассникам и учителям несколько вопросов:

  1. Много ли у вас друзей?

Да-13 человек, нет-9 человек. (Приложение стр.17 №1)

  1. Зависимы ли вы от мнения окружающих?

Да-7, не всегда -7, нет- 8. (Приложение стр.17 №2)

  1. Как вы думаете, общество влияет ли на подростка?

Да -7, не всегда-7, нет-8. (Приложение стр.18 №3)

  1. Как общество, по вашему мнению, влияет на него?

В хорошую сторону-17, в плохою сторону-5. (Приложение стр.18 №4)

  1. Дайте совет будущему подростку, чтобы не попасть под влияние окружающих?

Быть собой, не зависеть от мнения общества. НЕ слушать чужие советы. Никогда не принижать других. Прислушиваться к родителям.

Вывод:Многие имеют много друзей. Считают, что не всегда зависят от общества. Общество, по их мнению, как положительно, так и отрицательно влияет на подростка. Почти все считают, что нужно оставаться собой, не боясь мнения общества. Необходимо уважать друг друга, а не принижать более слабых.

2.2. Интервью с психологом

Я решила поговорить с практикующим психологом. Обратилась за помощью в центр «Семья» в отделение психолого-педагогической деятельности. Получилось очень интересное интервью с Красиловой Галиной Васильевной.

Часто ли к вам обращаются за помощью подростки?

- За 10 лет количество обращений подростков увеличилось в 3 раза. Раньше приходили родители с маленькими детьми дошкольного возраста. Предположительно профессия психологов стала популярна, их перестали бояться!

С какими проблемами чаще всего обращаются к психологу?

- Подростки 6-8 классов: конфликты, взаимоотношение со сверстниками, родителями, учителями. 9-11 класс: нестабильное состояние, самооценка, профориентация, самоопределение, детско-родительские отношения.

Важно ли сразу решать проблему?

- Да, конечно. Но для подростков свойственно не решать самому проблему, а побыстрее избавится от неприятного чувства, состояния.

Есть ли способы избежать дурного влияния?

- Бывают полезные конструктивные способы совладения со стрессом, а бывают деструктивные. И для этого не обязательно нужны другие люди. Подросток сам может себе навредить. Часто подростки не умеют разрешать конфликты, преодолевать трудности.

Я подобрала некоторые способы дурного влияния на подростков и способы их избежать. Поняла, что это очень сложно в случае с манипуляцией. У меня вопрос: Существуют ли вообще универсальные способы противостоять давлению со стороны сверстников?

- Универсальных рецептов не существует. Но есть важные моменты. Человек сможет противостоять другим, если у него есть внутренние и внешние опоры. Это семья, надежные друзья, позитивный опыт преодоления конфликтов, сформированная стабильная адекватная самооценка. Тогда он знает себе цену и не даст себя в обиду, сможет обратиться за помощью.

Какой бы вы дали совет, чтобы оставаться собой и не попасть под дурное влияние?

- Умение сказать твердое «НЕТ», уверенная позиция подростка может сформироваться, если он четко знает, что по-настоящему для него важно (это про ценности), и умение расставлять приоритеты. Необходимо научится видеть последствия своего выбора, укрепить свою оценку.

Вывод:Необходимо четкопонимать, что для тебя важно, уметь правильно расставлять приоритеты. Нужно учится видеть последствия своего выбора. Не боятся обращаться за помощью к родителям и к психологу.

2.3. Моя игра

Я предложила своим одноклассникам поиграть в игру. Цель данной игры: знакомство детей со способами поведения в конфликте.

1 задача. Для начала я предложила посмотреть мультик «МОСТ». [стр. 16 №6] Я попросила одноклассников ответить на вопросы: Кто прав в этом конфликте? Кто выиграл?

Вывод: Конфликт – это такое явление в отношениях, где всегда проигрывают все. Например, можно выиграть в споре, но потерять друга или свое честное имя, авторитет.

2 задача. Задание: Представьте себе, что вы 2 команды и вам предстоит встретится в состязании. Каждая команда пытается победить, и поэтому пытается снизить боевой дух соперника. Вам предстоит выдвинуть 5 аргументов, в чем вы лучше их и почему ваши соперники проиграют. В то время, когда ребята говорят неприятную фразу, я проговариваю возможные ответы снять конфронтацию.

Фразы:

- И что?

- У вас все хорошо? А у вас у самих- то все в порядке?

- Я правильно понимаю, что вы хотите…?

- Оставьте свою злость при себе.

- Вы хотите выразить свою мысль, так это можно сделать без злости.

Вывод: Чтобы сгладить конфликт, можно произносить определенные фразы. Интонация очень важна и много значит. Она может снимать напряжение, а может усугубить конфликт.

3 задача. Представьте себе, что есть такая ситуация: Перед вами одноклассники, Вова и Витя. Они сорятся, мы не знаем причин. Вспомните наши фразы помощники. Помогите мальчикам выйти из конфликта, используя их.

Если Вова говорит Вите:

- Опять лезешь не в свое дело. Вечно ты все портишь, слабак!

Как вы думаете, что ответил Витя? (ответы детей)

Помогите Вите так ответить, чтобы конфликт не развивался.

Если Витя начал первый и сказал:

- Если бы не ты, наша команда бы выиграла.

Помогите Вове.

Вывод: Мы все разные, у каждого есть свое мнение, всегда у каждого своя правда. Мы не обязаны всем нравится, но должны грамотно, культурно и с достоинством общаться друг с другом. Мы должны помнить, что есть слова- помощники, но работают они при условии, что вы проявляете уважение к другим и принимаете других такими какие они есть.

Золотое правило дружбы: Поступай с другими, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой! [приложение стр.19 №5]

2.4. Брошюра «познай себя»

Я решила изготовить брошюру, благодаря которой подросток сможет исправить самооценку, чтобы в дальнейшем он мог избежать дурного влияния и смог справился с любыми трудностями и конфликтами.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя гипотеза подтвердилась. Социальная среда оказывает большое влияние на становление личности. Под ее воздействием у ребенка формируются свои представления, идеи, ценности. Сначала на него влияет семья и то, где он родился. Потом подросток проводит большую часть своего времени в школе. Отношения с одноклассниками, учителями, несомненно, накладывают свой отпечаток на нем.

Друзья также способствуют развитию подростка. Общие интересы подкрепляют дружбу. Однако если у него будет сформирована неправильные самооценка и ценности, большая вероятность того, что он попадёт в плохую компанию и у него будут проблемы, с которыми он не сможет справится самостоятельно. Самым важным при формировании личности является любящая семья и надёжные друзья, которые могут поддержать в трудную минуту.

IV.Список литературы интернет сайтов

  1. https://nadpo.ru/academy/blog/vozrastnye-periody-razvitiya-cheloveka-v-psihologii/

  2. https://solncesvet.ru/tv/401642/

  3. https://apni.ru/article/10322-vliyanie-socialnoj-sredy-na-povedenie-podrostka

  4. https://www.b17.ru/article/423159/

  5. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_uberech_rebyonka_ot_ploxogo_vliyaniya_so_storonyi_drugix_lyudej/

  6. https://yandex.ru/video/preview/11132356544196833367

V. Приложение

Рис. №1

Рис. №2

Рис. №3

Рис. №4

Просмотров работы: 27