Введение
Конфуцианство – одно из двух базовых традиционных учений Китая во многом сформировавшее духовно-культурный облик китайской цивилизации. Конфуцианство представляет собой мировоззрение, социальную этику, политическую идеологию, научную традицию и способ жизни. Конфуцианство, рассматриваемое иногда как философия, а иногда как религия, может быть понято как всеобъемлющий гуманизм, который не отрицает небеса и не пренебрегает ими. На протяжении столетий это учение служило идеологическим стержнем китайского государства. Основателем считается проповедник родом из царства Лу-Кун-цзы Кон-Фу (почетный учитель – Конфуций). Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.
Объект исследования : китайская культура.
Предмет исследования: конфуцианство как духовно-культурный феномен.
Актуальность : уточнение статуса конфуцианства в развитии современной культуры и распространения ценностей этой системы, которые могут оказаться полезными и востребованными в современном мире.
Цель:показать влияние конфуцианства на образ жизни общества в целом и человека в частности.
Задачи:
Рассмотреть исторический контекст возникновения конфуцианства;
Изучить основные принципы и учения конфуцианства;
Проанализировать влияние конфуцианства на культуру и общество;
Выявить применение конфуцианских принципов в повседневной культуре.
1.История возникновения Конфуцианства
История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.
Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций. Это имя возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке передали сочетание Кун Фу-цзы.
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III веке до н. э. их было, вероятно, около десяти. Хань Фэй впервые в ранней литературе называет 8 направлений, о некоторых из которых сохранилось очень мало сведений.
В поздние эпохи духовными наследниками Конфуция считаются два мыслителя: Мэн Кэ и Сюнь Куан, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом и легизмом . Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—209 годы до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди в 213 году до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.
Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии — Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.) во II—I веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное («Школа канона древних знаков») и неортодоксальное («Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» — Дун Чжуншу , настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.
В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 году до н. э. была учреждена Государственная академия, объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита». Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.
Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (правил в 57—75 годах). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI веке, а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 году на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция — густобородого старца сложился ещё позднее.
2.Основные принципы и главные культы конфуцианства
Конфуций полагал, что люди могут осуществить любые свои стремления, если самостоятельно преодолеют эгоистические наклонности, «страсти», следуя «установленному для них Дао-пути». Таким образом, конфуцианство предлагает свою стратегию формирования взаимоотношений между человеком и окружающим его миром, в основе которой положена активная познавательная деятельность человека. Познание универсальных этических норм необходимо для правильного служения обществу. Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основные принципы учения, утвержденные Конфуцием, следующие:
1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность, человеколюбие. Основной этический принцип конфуцианства, являющийся главным в семейной и общественной жизни человека. Гуманность достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе.
2. Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал.
3. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа.
5. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность.
6. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту.
7. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе как большой семьи и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства.
Произведенные конфуцианством нормы и стереотипы поведения определяются понятием «китайских церемоний», которые всегда и во всем диктовали обязательные для всех правила поведения и этические каноны. В конфуцианстве ритуал (Ли) является центральной частью социального взаимодействия и порядка и выступает в то же время как важнейшая форма религиозного культового действия. Так, Конфуций во многом воспринял комплекс древних китайских религиозных представлений, который до него дошел. В этих представлениях можно выделить три элемента: почитание духов и душ умерших; культ предков – требование строгого повиновения и почтительности старшим младшими; почитание Неба (тянь), верховного божества Шань-Ди – высшей природной духовной силы мира, способной карать и миловать, творить людей и блага для них. В конфуцианстве не разработан вопрос о происхождении мира и человека, нет акцента на большую, исключительную зависимость их от внешних сил, потому и отсутствует религиозная система. Вместе с тем в конфуцианстве сложился целый ряд взаимосвязанных культов: культ правителя и культ Конфуция; культ письменности, грамотности и образованности; культ ученых-чиновников и благородного мужа как социальных идеалов; наконец, культ китайской конфуцианской цивилизации. Конфуций считал, что важно сначала исправить людей, очистить их, научить нормам поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие; надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека.
3.Роль конфуцианства в культуре и обществе современного мира
На сегодняшний день в Китае многие известные мыслители, философы и культурологи проводят исследования по истории китайской мысли и конфуцианства. Однако мало кто обращает внимание на отношения между конфуцианством и повседневной жизнью простых китайцев. На самом деле, в современном Китае, хотя внешне жизнь людей (одежда, еда, жилье и транспорт) отличается от той, что была в древние времена, все же конфуцианство до сих пор регулирует и направляет поведение людей.
Главные особенности общественных и культурных отношений, норм поведения, сформировавшихся под влиянием конфуцианства и существующие ныне в Китае, которые можно свести к следующим основным характеристикам: 1. Упор на долге, обязанностях, а не на правах человека.
2. Акцент на управление посредством человеческого фактора или добродетели, нежели чем законом, что позволяет увеличить гармонию и сплоченность внутри общества; одновременно подчеркивается роль ритуала или этикета.
3. Сильный акцент на строгих, жестких состязательных принципах образования, которые обеспечивают на всю жизнь высокие качества во всем.
4. Сильное ощущение связи между прошлым и настоящим, что помогает глубокому пониманию исторического времени и долгосрочных обязательств, необходимых для достижения успехов в институциональных и аналогичных областях. Это сильно контрастирует с бытующим в западной традиции акцентом на краткосрочный эффект, связанный с денежными отношениями между людьми.
5. Принадлежность к человеческому сообществу, общине важнее, чем обладание собственностью или имуществом. Поэтому экономическая власть находится в руках людей, следующих нравственным нормам и вместе с тем хорошо понимающих экономическую реальность.
6. Значительный удельный вес логических и рационалистических элементов в китайском мышлении уравновешивается интуитивными и эмоциональными моментами.
7. Глубокое осознание того, что реальность имеет изменяющуюся сущность, причем характеризующие ее полярные противоположности находятся, скорее, в отношениях взаимодействия, чем конфликтов.
8. Отличное понимание роли торговли, технологии и науки с осознанием проблем, существующих между инновациями, обусловленными развитием экономики, и состоянием окружающей среды. В этой связи большой интерес проявляется не к «прорывам» в области науки, а к возможности «слияния» разных технологий, что больше отвечает интересам сообщества.
9. Сильный инстинкт к институциональному прагматизму и инновациям в ответ на возникающие проблемы. Это находит свое отражение в больших полномочиях и ответственности чиновников.
10. Глубокое беспокойство по поводу «духовного загрязнения», ассоциируемого с вестернизацией и индивидуализмом. Стремление избежать этого «зла», поскольку оно способно ослабить общество.
Конфуцианство защищает семейную гармонию. Прежде всего отец, мать, брат, сестра, должны поддерживать гармоничные отношения. Тогда как интересы национального общества вторичны, поскольку вытекают из благополучия семьи. Сын должен быть преданным своим родителям, а братья и сестры должны любить друг друга. Только тогда, когда семья будет стабильной и люди смогут чувствовать тепло и уют в семье, социальная нестабильность будет значительно уменьшена.
Конфуцианство, являясь важной частью китайской классической мысли, в определенной степени направляло творческие искания художников и находит отражение в произведениях искусства разных периодов развития культуры. В свою очередь произведения искусства обеспечивают художественное воплощение конфуцианской мысли и передачу ее следующим поколениям.
Конфуцианство оказало огромное влияние на древнюю и современную архитектурную культуру Китая, в частности на технологию строительства и строительную систему в целом. Основная идея здесь, подчеркнуть единство природы и человека, обрести гармонию, что обуславливает иерархический строй китайской архитектоники. Конфуцианские идеи отражаются на типе зданий, выборе места, планировке и дизайне. С древних времен в Китае считалось, что Человек является органической частью природы. Небо, земля и человек выступают единым целым. Китайская архитектура полностью воплощает эту концепцию, интегрируясь в окружающую природу. Архитектурная конструкция должна оптимально использовать естественную среду, формируя широкую, яркую и живую картину
В ходе исторического развития Китая появилось множество систем обучения, но только конфуцианство, пройдя две тысячелетий путь развития, по-прежнему считается основной идеей китайской культуры. Это неотделимо от активной интеграции конфуцианства и различных учений, а также от активной эволюции самого конфуцианства.
Можно сказать, что конфуцианство открыло путь совместного развития традиции и инноваций. Инновации можно условно разделить на три категории: инновации формы, инновации в методах и инновации идей. Среди них форма существования и процесс развития конфуцианства являются важными проявлениями новаторства форм. От раннего конфуцианства до неоконфуцианства в династиях Сун и Мин и до современного конфуцианства, интеграция различных академических точек зрения и интеграция конфуцианства с религией привели к тому, что конфуцианство существовало в различных формах в разные периоды. Было несколько успешных примеров формальных инноваций (нововведений) в традиционном конфуцианстве, но современная трансформация конфуцианства все еще продолжается.
Под влиянием конфуцианства, предлагающего концепцию управления страной, которая опирается на нравственное воспитание человека, современный Китай сформировал отличную от западной систему демократии. Эти отличия просматриваются в глубинных различиях культур, креационной на Западе (Бог) и эволюционной на Востоке (Дао). Иначе в этой связи воспринимаются и соотношение ответственности человека и его прав. Не соответствует западным концепциям и правовая система, но она отнюдь не менее справедливая. Конструктивные и критические функции конфуцианства обеспечивают сплоченность современного китайского общества и способствует политическому развитию и восполнению моральных ориентиров в период социальных преобразований. С точки зрения экономического и коммерческого развития влияние конфуцианства в большой степени заметно в повышении самооценки бизнесменов. Следование конфуцианским ориентирам делают экономический рынок Китая более стабильным и упорядоченным. Давление, вызванное жесткой рыночной конкуренцией, в Китае значительно ниже. В то же время, под влиянием конфуцианства принудительное соблюдение правил сменилось активным исполнением моральных обязательств, что сделало формирование рыночного порядка более гармоничным. Конфуцианство способно справляться с трудными задачами, встающими перед человечеством и будущими проблемами, связанными с развитием технологий, коммуникаций, искусственного интеллекта и проблем грядущего общества. Влияя на систему образования современное конфуцианство не должно ограничиваться изучением его истории. Необходимо уделять внимание практическому конфуцианству применяя его принципы и идеи самосовершенствования личности. Только так традиции конфуцианства смогут оказывать плодотворное влияние на будущее развитие китайской культуры.
Заключение.
Конфуцианство – основа традиционной китайской культуры – прошло сложный и извилистый путь развития. Его уничтожали, возрождали, снова отвергали, оно подвергалось воздействию других учений. На протяжении многих эпох конфуцианское этико-политическое учение проходило циклы упадка и процветания. Непреходящие истины учения обеспечили ему главенство в сознании китайского народа. Его цикличность на протяжении истории объясняется субъективным фактором, то есть приходом к власти того императора или руководителя, кто определяет роль учения в жизни народа. В настоящее время руководство КНР признает важность конфуцианских традиций в жизни китайского общества, в результате чего конфуцианство в Китае возрождается вновь. Китай придерживается пути мирного развития, стремится не только создать благоприятную среду для собственного развития, но и увеличить возможности мирового политического, социального, экономического и культурного процесса.
Список литературы
1.Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / М. Гране; [пер. с фр. В.Б. Иорданского]. - М. : Алгоритм, 2008.
2.Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993.
3.Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). М.: Стилсервис, 2009.
4.Гэн Бяо Конфуцианство в современном Китае // Studia Culturae, № 42 (2019).
5.Девятов А. П. Три источника китайского чуда // Китайская философия и совреманная наука. М.: Самообразование, 2008.
6.https://ru.ruwiki.ru/wiki/Конфуцианство
7.https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6fbae980327d862096bb
8.https://bigenc.ru/c/konfutsianstvo-3340af