Введение
В последние годы волонтёрство в России набирает обороты: во многом благодаря государственной поддержке количество и масштаб благотворительных проектов значительно выросли. После Олимпиады в Сочи о добровольческой деятельности заговорили все: быть волонтёром, как оказалось, не только почётно, но и невероятно увлекательно. В этом актуальность моей исследовательской работы.
Есть много способов принести пользу обществу, однако, с чего начинается волонтёрство? Наверное, с семьи. В чём заключается польза семейного волонтёрства для самого ребёнка и с чего начать тем, кто хочет помогать другим на добровольных началах? Как развивать дальше волонтёрскую деятельность: от семьи до волонтёрского отряда? Об этом — подробно в моём проекте.
Цель работы: создание классного волонтёрского отряда на основе семейного волонтёрства.
Задачи:
изучить литературу по теме;
исследовать новое направление добровольческой деятельности - семейное волонтёрство;
оформить в классе уголок юного волонтёра;
создать классный волонтёрский отряд.
Гипотеза. Предположим, что семейное волонтёрство даёт возможность на развитие добровольческого движения в рамках классного коллектива.
Методы исследования: изучение источников информации, продуцирование идей, формулирование гипотезы
Объект исследования. Волонтёрское движение.
Предмет исследования. Семейное волонтёрство.
Практическая значимость. Данный проект пригодится при создании волонтёрских отрядов. Исследовательская работа может использоваться на классных часах «Разговоры о важном», приуроченных к Всероссийскому Дню Волонтёра (5 декабря).
I. Теоретическая часть. Что такое волонтёрство?
1.1. Волонтёрская деятельность
Что такое волонтёрство? Этот вопрос меня интересовал уже в 5 лет, когда моя семья стала добровольно помогать нуждающимся. Я решила обратиться к Толковому словарю С.И.Ожегова и узнать, кто такой волонтёр. Я прочитала, что «Волонтёр – То же, что доброволец». Тогда мне пришлось узнать, а кто же такой доброволец? «Доброволец - Тот, кто добровольно взял на себя какую-либо работу». Рядом я увидела словарную статью про слово «добровольный» и узнала, что «Добровольный – Совершаемый по собственному желанию, непринудительный. Д. труд. Д.взнос.». В Интернет-источниках я выяснила, что «Волонтёрство — это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп без расчёта на вознаграждение». Мне стало понятно, что все эти слова взаимосвязаны и имеют одно значение – безвозмездно помогать тем, кто нуждается в твоей помощи. Волонтёры становятся волонтёрами не из финансовых побуждений, а ради помощи другим и приобретения бесценного жизненного опыта.
Изучая источник по теме, я познакомилась с видами волонтёрской деятельности:
охрана окружающей среды;
оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях;
наблюдение за природными стихиями и техногенными производствами;
развитие образования, инноваций, науки; популяризация спорта и активного досуга;
сохранение памятников истории и культуры;
организация массовых мероприятий;
создание возможностей для раскрытия творческого потенциала.
Таким образом, я поняла, что такое волонтёрская деятельность. А так как моя семья напрямую связана с волонтёрством, я решила ближе познакомиться с семейным волонтёрством и узнать, как у нас в России развивается именно это направление.
1.2. Как приобщить семью к волонтёрству?
В России Семейное волонтёрство пока только зарождается. Но, как утверждают специалисты, заметна положительная динамика участия семей в социально значимых мероприятиях. Меня заинтересовал вопрос, как же привлечь семью, особенно детей к волонтёрству». Я нашла рекомендации.
Чтобы приобщить семью к волонтёрству, можно использовать следующие советы:
Учить детей добрым делам с раннего детства. Например, обсудить с ребёнком, не хочет ли он помочь отвезти одежду, из которой вырос, в благотворительную организацию.
Учитывать интересы ребёнка. Если он любит животных, предложить отвезти корм и игрушки в приют для бездомных кошек и собак.
Участвовать в волонтёрских проектах всей семьёй. Детей будет проще убедить в необходимости волонтёрства, если родители покажут личный пример.
Посещать семьёй благотворительные мероприятия. Спектакли, фестивали и мастер‑классы позволят ребёнку понять, что помогать не только полезно, но и интересно.
Помогать выбрать подходящую организацию. Если ребёнок хочет стать волонтёром, нужно помочь родителям ему выбрать проверенный благотворительный фонд.
Замечать усилия ребёнка. Если ребёнок совершил хороший поступок, обратить на это внимание и поощрить его старания.
Изучив рекомендации, я пришла к выводу, что волонтёрская деятельность полезна для детей и семьи по следующим причинам:
Развивает эмпатию и чувство семейной солидарности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности за своё семейное дело.
Учит внимательно всех членов семьи относиться к миру вокруг себя.
Участники семейного волонтёрства приобретают полезные практические навыки и знакомятся с разными сферами деятельности.
Развивают социальные и коммуникативные навыки: на таких мероприятиях семьи знакомятся с разными людьми и учатся работать в команде.
Повышают самооценку и чувство собственной компетентности.
II.Семейная волонтёрская деятельность
2.1. Что такое «семейное волонтёрство»?
Жизнь современных родителей очень насыщена и требует больших затрат. Порой мало времени остается на самых близких. Решением этой проблемы может стать семейное волонтёрство, которое даёт возможность стать частью социально значимых проектов.
Семейным волонтёрством называется деятельность на добровольной основе, в которой участвуют двое или более членов одной семьи, в том числе из разных поколений: супруги, родители с детьми, дедушки и бабушки, сестры и братья.
Важно помнить о том, что всем участникам должно быть комфортно. Отличительная черта и настоящее преимущество семейных волонтеров — команда у них уже есть.
Несмотря на то, что волонтёрство основано на добровольной начале, в нём можно найти более ценную мотивацию для каждого.
Сегодня родители через волонтёрство хотят получать полезную информацию. Многие входят в родительские сообщества. В таких центрах развития досуга современных семей молодые мамы, например, объединяются для обмена опытом в решении проблем после родов. Родители объединяются для борьбы, например, с низким качеством безопасности на детских объектах.
Самое главное — выбрать для своей семьи такое направление, где для каждого найдется задание. Но сначала нужно найти мероприятие по душе и определиться с направлением, в котором он хочет участвовать. Понять, что это здорово. И, конечно, найти проект по душе, подать заявку и точно определиться, заинтересует тебя это или нет.
А начиналось всё с участия в субботниках. Это была уникальная возможность на личном примере родителей показать детям, как и что нужно делать и почему важно наводить порядок на улице.
Эксперты советуют семье, которая хочет заняться волонтёрством, сначала зарегистрироваться в единой электронной системе "Добровольцыроссии.рф". Это своеобразный Uber для волонтеров. После регистрации можно будет видеть, где именно и для чего требуется помощь волонтеров. Человек может выбрать опцию "искать рядом со мной" или просто посмотреть на карте России все возможности для добровольца и, если есть желание и возможность, отправиться в любую точку страны.
Чтобы дальше развивать семейное волонтёрство наша семья прошла школу семейного волонтёрства «Сила в семье». Встреча проходила в г.Березовском в Дирекции городских праздников.Об этом мы узнали из соцсетей. На занятии мы узнали, что такое волонтёрство и как оно может сделать мир ярче. Затем мы окунулись в увлекательную ролевую игру и создали ГОРОД ДОБРЫХ СЕРДЕЦ, где каждая команда придумала и воплотила в жизнь свой проект. Наша семья стала ещё дружнее и узнала, как можно менять мир вокруг себя к лучшему!(Приложение 1)
Итак, моя семья стала волонтёрами. Далее я рассмотрела волонтёрскую деятельность нашей семьи подробно через виды добровольческой направленности.
2.2. Помощь животным из приютов
На приют для бездомных животных наша семья вышла по соцсетям. Это оказались «Лапки ZARAPKI» с руководителем Еленой В. Так мы стали зооволонтёрами. Зооволонтёры – это те, кто заботятся о животных: помогают приютам или питомцам на улицах.У нас даже появился семейный девиз: «Нельзя изменить весь мир, но можно преобразить мир для нескольких мохнатых душ». В приют мы отвозили все необходимые вещи и корм для животных. Нам разрешали общаться с животными, кормить их. Мы узнали от волонтёров, как надо ухаживать за питомцами, чем правильно кормить, как выгуливать и т.п.
Наш лицей тоже устраивает благотворительную акцию «Дай лапу!» 2 раза в год в помощь бездомным животным. И тут моя семья тоже подключается к сбору корма и других предметов первой необходимости для четвероногих.
(Приложение 2)
2.3. Экологические акции
Экологическое волонтёрство — добровольное и безвозмездное участие в работе или деятельности, направленных на решение экологических проблем.
Участие в экологических акциях способствует формированию экологической культуры, сознания и мировоззрения младших школьников.
В ходе таких акций решаются различные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.
Вот некоторые примеры экологических акций:
Акция по изготовлению кормушек.
Акция по сбору кормов и принадлежностей для приюта с бездомными животными.
Акция по озеленению пришкольной территории.
Акция по сбережению энергии.
Акция по изготовлению скворечников.
Акция по сбору макулатуры.
Акция по сбережению воды.
Акция по сбору пластиковых крышек.
Акция по сбору отработанных элементов питания
Участие в городских мероприятиях: субботники, посадки деревьев во дворах, ежемесячные акции сбора вторсырья, очистка берегов и водоёмов в городе и другое.
Участие в волонтёрских группах, членство в некоммерческих организациях, гражданских объединениях.
Экоэкспедиции: посадка деревьев и восстановление лесов, обустройство экотроп в национальных парках и заповедниках.
Эковолонтёрство в сети: участие в онлайн-акциях, отслеживание обсуждений законов или разработки проектов, которые могут вредить природе,
Наша семья несомненный участник экологических акций «Помоги зимующим птицам» и «Субботник».
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и детям. Покармливая птиц, я, вместе с родителями, научилась наблюдать за разными видами птиц своей местности, узнала характерные особенности их внешнего вида, поведения, главное, научилась заботиться о птицах и испытывать радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
С папой я изготавливала самодельные кормушки из бросового материала, а с мамой делала своими руками зерновые кормушки и развешивала «птичье меню» на деревьях своего двора.
В лицее тоже стало традицией проведение акций «Покормите птиц зимой!», «Синичкин день», где я тоже активно принимаю участие. Я благодарна своим родителям, что они смогли во мне привить любовь ко всему живому!
2.4. «Своих не бросаем»
Добровольческая помощь давно стала неотъемлемой частью жизни общества. В настоящее время силы тысяч волонтёров объединились вокруг поддержки участников специальной военной операции на Украине. Помощь бойцам стала своего рода новой общностью людей, которые несмотря на штатное обеспечение военнослужащих, считают своим долгом помогать находящимся в зоне СВО не только вещами, предметами быта, но и просто добрым словом, имеющим на фронте огромную ценность.
Наш лицей - не исключение. Дети, родители, педагоги все объединились в одном – помочь участникам СВО. Уже не первый год проходят благотворительные акции «Свеча», «Своих не бросаем» (сбор вещей первой необходимости), «Сухой душ», «Сеть», «Письмо солдату», «Посылка солдату». Моя семья помогает вместе со всеми добровольцами. Мы покупаем средства гигиены, теплые вещи для солдат, собираем банки пустые для изготовления блиндажных свеч. Я, вместе с другими волонтёрами клуба, училась делать «сухой душ» для использования военными, подолгу находящихся в окопах. Юнармейцы и волонтёры вместе изготавливали свечи из воска, заливая его в пустые баночки. Недавно лицей приобрёл оборудование для изготовления блиндажных сетей и планирует плести их в ближайшее время. Я тоже буду учиться этому благому делу и, возможно, летом на даче, наша семья попытается сама мастерить такие сети.(Приложение 4)
2.5. Помощь инвалидам
В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями с каждым годом увеличивается. Поэтому тема волонтёрской деятельности для детей с ОВЗ актуальна в наши дни.
Волонтёрская работа среди подростков с ОВЗ требует специфичных навыков и умений, знаний особенностей данной категории ребят.
Моя семья уже несколько лет помогает школе-интернат для детей с ОВЗ. Мы собираем вещи, покупаем вкусняшки и едем в школу. Наш лицей тоже курирует интернат № 12 в Екатеринбурге. Уже 8 лет волонтёры собирают коробки со сладостями и небольшими сувенирами, отвозят и дарят детям. Иногда выезжают наши волонтёры с концертом, чтобы дети-инвалиды могли пообщаться с ребятами из другой школы. (Приложение 5)
Недавно наша семья узнала о городской акции «Новый год – в Интернат!». Об этом мы прочитали в соцсетях от волонётра Светланы Ж. Она – сотрудник Березовского Психоневрологического диспансера. Это интернат для взрослых людей, кто по причине своей болезни самостоятельно проживать не может. Под Новый год Светлана размещает в ВК пост о помощи людям-инвалидам. И каждый раз мы подключаемся к этой благотворительной акции: собираем вещи, продукты питания, денежные средства. (Приложение 6 )
Также перед Новым годом проходит в городе Акция «Ёлка желаний» для детей с ОВЗ. Моя семья выезжает по адресу г. Березовский, ул. Маяковского 5, «Содружество» и привозит новогодние подарки. (Приложение 7)
Так мои родители привили мне любовь к ближнему, научили понимать боль другого человека, быть внимательной и заботливой по отношению ко всем людям.
2.6. Школа юного волонтёра
Школы юных волонтёров — это образовательные проекты, направленные на вовлечение детей и подростков в добровольческую деятельность и развитие их социальной ответственности.
В рамках этих проектов участники учатся оказывать помощь нуждающимся, участвуют в благотворительных акциях, проводят мероприятия по улучшению окружающей среды и другие виды волонтёрской работы. Такие школы находятся в каждом городе. Вот и в нашем г.Берёзовском тоже действует Школа юного волонтёра под руководством Татьяны Анатольевны К.
Когда я подросла, мне захотелось выучиться на волонтёра и самостоятельно помогать людям, нуждающимся в помощи. В 5 классе я вступила в волонтёрский лицейский клуб «ДОБРО», от которого я прошла в нашем городе «Школу добровольчества по начинающему волонтёрству». И начала участвовать в молодёжном движении «Добро.рф»
В школе юного волонтёра я прошла 4 занятия, на которых научилась, как правильно помогать людям с инвалидностью, как участвовать в экологических акциях (учились сажать деревья).
Специалисты-волонтёры из Екатеринбурга рассказали, как непросто быть волонтёром. Дали советы, объяснили, что такое вообще волонтёрство и как здорово им заниматься. Говорили о своём направлении – социальный волонтёр, которое учит людей быть помощниками в проведении мероприятий больших масштабов.
На занятиях я приобрела друзей по интересам, познакомилась с необычной собакой-волонтёром Дримом, которая научена всем командам в помощь человеку-инвалиду. Организатор школы Татьяна Анатольевна К. показывала на практике, как дрессировать таких животных.
Такие школы помогают найти себя. Я твердо решила, что стану волонтёром и буду привлекать сверстников к такому доброму делу. (Приложение 8 )
2.7. Участие в молодёжном движении «Добро.рф»
Движение волонтёров «ДОБРО.РФ» является важной частью гражданской активности в России, возникшим в ответ на высокий интерес к волонтёрству, который был проявлен во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Созданная в 2017 году ассоциацией волонтерских центров и Росмолодежью, платформа объединяет организации, ищущие волонтёров и граждан, желающих помочь. Она предоставляет удобные инструменты для регистрации волонтёрского опыта и деления историями, создавая таким образом уникальную экосистему IT-сервисов, способствующих активному участию граждан в социально значимых инициативах. Это движение вдохновляет молодежь на добрые дела и помогает формировать культуру взаимопомощи в обществе.
Все участники нашего лицейского клуба «ДОБРО» зарегистрированы на этой платформе (https://dobro.ru/) и являются её активными волонтёрами.
(Приложение 9 )
III. Практическая часть
3.1. Создание классного волонтёрского отряда
Благодаря семейному волонтёрству, я поняла, что сама могу стать полезной для окружающих. И тогда я приняла решение – создать на базе нашего класса волонтёрский отряд. Предложила одноклассникам проголосовать за название и девиз отряда. Большинство голосов пришло к мнению, что наш добровольческий класс будет называться «Светлые руки». Девиз: «Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!»
Далее я разработала заповеди нашей дружной команды.
1. Главное правило волонтёра —делайте добро просто так.
2.Помощь – это не путь к славе. Помогайте ради результата, а не
благодарности!
3.Цени важность своей роли — роли толкователя общественных интересов.
4.Критикуешь - предлагай, предлагаешь –выполняй!
5.Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
6. Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих.
7. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого
деятельности.
8. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным
отношениям и поступкам.
Придумала и нарисовала эмблему к названию отряда. Оформила уголок волонтёра.
Теперь мой класс стал по-настоящему командой добровольцев. Далее мы составим все вместе план на будущий год благотворительных мероприятий, в которых бы наш класс смог поучаствовать. (Приложение 10)
Заключение
Таким образом, в своей исследовательской работе я показала, как можно самому подростку организовать своё свободное время через волонтёрскую деятельность, начиная с семейной добровольческой направленности, переходя к настоящему волонтёрскому отряду. Цель моего проекта достигнута, задачи решены. Команда добровольцев создана. Далее – многоплановая работа по благотворительной деятельности классного коллектива. Быть добровольцем – это здорово!
Список литературы
1. Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных
исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022 - №5. - С.77-83.
2.Губина Н.В. Организация семейного волонтёрства. Нижнекамск; НХТИ, 2014—20с.
3. Земба, Е.В. Волонтерство - как средство проявления милосердия и сострадания [Текст] / Е. В. Земба // Региональная школа управления. - 2020 - №3. - С. 76-79.
4. Ожегов. С.И. Толковый словарь русского языка. М. «ОНИКС Мир и Образование», 2011, с.736
5. Шипилов, Р. Волонтер - это звучит гордо! Они там, где нужна помощь [Текст] / Р. Шипилов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2019 - №8. - С. 46-49.
Интернет-ресурсы:
1.https://karaeva-dsdaschkov-serp.edumsko.ru/folders/post/3256003
2. https://www.nchti.ru/phocadownload/nchti_ucheb2/nchti_Gubina-Askerova.pdf
Приложение 1
Моя семья
Приложение 2
Посещение приюта для бездомных животных
Приложение 4
Акция «Своих не бросаем!»
Акция «Своих не бросаем», «Свеча». Немтина П.
Приложение 6
Помощь семьи Психоневрологическому интернату
Приложение 7
«Елка Желаний» для детей с ОВЗ, г. Березовский, ул. Маяковского 5, «Содружество». Семья Немтиных
Приложение 8
Школа начинающих волонтёров
Школа начинающих волонтёров
Приложение 9
Платформа Добро.рф
Приложение 10
Атрибуты волонтёрского отряда «Светлые руки». Эмблема