Игра ребенка – жизненная лаборатория

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игра ребенка – жизненная лаборатория

Бронфина М.В. 1
1МБОУ «СОШ №112» г. Трехгорного Челябинской области
Чванова О.П. 1
1МБОУ «СОШ №112» г. Трехгорного Челябинской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность:

На протяжении трех лет я работаю в детском оздоровительном лагере вожатой. В нашей школе есть традиция: старшие вожатые обучают новичков навыкам общения с детьми, делятся своими эмоциями от предыдущих смен, а также показывают различные игры. Однако каждый год многие интересные игры забываются, новички путают их предназначение или в целом не используют в ходе смены. Я решила создать сборник для удобного поиска различных игр, чтобы упростить и разнообразить дальнейшую работу вожатых.

Цель:

Исследование игр для создания удобного сборника «Игра ребёнка – это жизненная лаборатория».

Гипотеза:

Возможно, изучив игры разных поколений, я смогу создать сборник со своей классификацией игр для вожатых.

Задачи:

  1. Изучить понятие игры и историю её появления

  2. Рассмотреть функции игры

  3. Описать структуру игры

  4. Сделать обзор игровых классификаций

  5. Создать сборник игр на основе проведенных исследований

Методы:

Изучение литературы и её анализ, моделирование, обобщение результатов.

Объект:

Игры

Предмет:

Классификации игр

Основная часть

Изучение понятия игры

«Игра ребёнка – это жизненная лаборатория»

С. Т. Шацкий

Я обратилась к нескольким источникам для того, чтобы составить наиболее точное определение понятия «Игра»:

Таблица1

Источник

Значение

Ключевые слова

«Большая советская энциклопедия»

тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе и сопровождает человечество на протяжении всей его истории

Исторически сложившаяся, осмысленная деятельность

Википедия

форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры

Интеграция образовательного процесса в игровой, общественный опыт, деятельность в условной ситуации

«Словарь русского языка» С. И. Ожегов

тот или иной вид этого действия, как совокупность определенных приемов, правил

Правила и совокупность приемов

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль

забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие

Развлекательный характер, правила, игровые объекты

«Новейший философский словарь» Грицанов А. А.

разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.

физическая и интеллектуальная деятельность,

самореализация, принятие новой социальной роли

Вывод: игра – вид деятельности, возникший исторически, имеющий развлекательно-познавательный характер и направленный на усвоение навыков и социальных ролей (в установленных правилах).

История возникновения игры

Игра возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Существовало множество теорий о происхождении игры. Но все они сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают неизменность игры и ее первичность по отношению к труду, другие, напротив, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее развитие.

Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. В жизни человеческого общества труд гораздо старше игры, поэтому естественно-исторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Игры были неразделимы с природой, пением, танцами, музыкой. Передаваясь из поколения в поколение, игры выполняли обучающую функцию.

По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления, игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия.

Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах воспитания детей в соответствии с законами данного общества.

Таблица 2

Ученый

Деятельность

1794

Иоганн Генрих Песталоцци

Поддерживал идею обучения через игру, акцентируя внимание на важности игрового процесса для развития детей.

1794–1795

Фридрих Шиллер (Shiller)

«Письма об эстетическом воспитании человечества»

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»

Человек был создан не затем, чтобы подавлять, о чтобы воплощать свое чувственное начало в игре, порождаемой любовью; она [игра] служит «лестницей, поднимаясь по которой, человек обретает подобие Божие»

19 век

Фридрих Фребель

Разработал концепцию "игрушек" и "игр", которые способствуют развитию детей через активное участие.

1899 год

немецкий ученый

К. Грос

«Игра объективно — это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих». Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.

1914 год

Х. Ортега-и-Гассета

испанский философ

Жизнь людей выдающихся сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия, придавая новые оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства жизни.

1918 - 1923год

А. В. Луначарский

Для сборника «Игра»

В статье «Вместо введения» он подчёркивал значение игры как важнейшего истока творчества и основы всей человеческой культуры.

В работе «О классовой школе»

Роль игры в процессе обучения, её значение как метода самообразования и связь с задачами трудового воспитания.

В работе «Философия школы и революция»

Роль игры в начальной школе, её связь с процессом обучения и воспитания.

1905-1930-е

С.Т.Шацкий

Акцентировал внимание на значении игры как основного метода обучения и развития детей. Он подчеркивает, что игра способствует не только познанию окружающего мира, но и формированию социальных навыков и эмоционального интеллекта.

1930-е

Лев Выготский

Изучал роль игры в развитии мышления и социального взаимодействия, подчеркивая значение игры для обучения.

1930–е

Й. Хейзинга (Huizinga)

Игру нельзя отрицать как почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. В ней нет места несерьезному, смеху или чему-то комическому. Игра отнюдь не глупа – она вне противопоставления мудрость – глупость, поскольку является свободным действием, необходимым индивидууму как биологическая функция, а обществу как культурная.

1943

Герман Гессе (Hesse)

У игры нет начала, она существовала всегда, ее прообраз встречается в прошедших эпохах, у Пифагора, древних китайцев, на вершинах арабо-мавританской духовной жизни, у философов и романтиков. Игра лежит по ту сторону реальной культуры – в этом позитивный смысл «игровой альтернативы» кризису культуры и мирового интеллекта.

Игра- «символическая форма поисков совершенного».

1960 е

Ханс-Георг Гадамер

«Важнее то, что в игре заложена ее собственная серьезность. ...Сам играющий знает, что игра – это только игра, и она происходит в мире, определяемом серьезностью цели»

1960-е

Жан Пиаже

Исследовал когнитивное развитие детей и влияние игр на формирование мышления и понимания окружающего мира.

1970-е

Эрик Эриксон

Рассматривал игру как важный элемент в процессе социализации и формирования идентичности.

1980-е

Марио Касагранде

Изучал влияние видеоигр на когнитивное развитие и навыки решения проблем у детей.

Вывод: Игра была связана с деятельностью человека с момента появления общества. В дальнейшем учёные рассматривали игру как средство обучения и развития у ребёнка культуры, самовоспитания, самообразования, социализации.

Функции игры

Благодаря такому виду деятельности, как игра, происходит развитие качеств личности:

  • Интеллектуальных (логика, мышление);

  • Социальных (общение и коммуникации);

  • Физических (ловкость, активность).

Таблица 3

Функции игры

Сущность

Коммуникативная

Установление контактов со всеми участниками игрового процесса

Деятельностная

Взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром

Компенсаторная

Восстановление энергии, эмоциональной стабильности, тонуса психологических нагрузок

Воспитательная

Организация деятельности человека, воспитание необходимых социальных качеств

Дидактическая

Развитие различных умений и навыков

Прогнозирующая

Предсказывание дальнейшей деятельности

Моделирующая

Отражение условных ситуаций, созданных для воссоздания и усвоения социального опыта

Развлекательная

Создание благоприятной положительной атмосферы, способствующей установлению эмоциональной комфортности

Релаксационная

Снятие эмоциональной напряженности

Психотехническая

Перестройка психики участников игрового процесса для получения и усвоения новой информации

Развивающая

Развитие личности, творческой активности, благоприятного эмоционального состояния

Вывод: Функции игры направлены на формирование человека как личности, познание им мира, всех сфер жизни общества.

Структура игры

Каждая игра - сложный деятельный процесс, имеющий свою структуру.

Схема1

Также кроме структуры игры как вида деятельности, существует структура игрового процесса.

Схема 2

Вывод: Структура любой игры позволяет человеку осваивать социальные роли, принимать правила, диктуемые игрой.

Вывод: В процессе работы над теорией я выяснила, что игра имеет важное значение в жизни каждого ребенка, это действительно его «жизненная лаборатория». Поэтому при составлении сборника я должна уделить внимание классификации игр с примерным набором каждого вида, методическими рекомендациями и местом для их собственных заметок. Также мой сборник будет выполнен для удобства в электронном виде.

Практическая часть

Опрос

Для дальнейшего исследования в практической части своего проекта я решила обратиться к разным группам лиц с вопросом: «Назовите ваши любимые игры». Так как результаты опроса были разноплановые, я решила поместить наиболее популярные ответы в таблицу, классифицируя их по возрасту опрашиваемых.

 

Интеллектуальные

Социальные

Физические

Музыкальные

Начальная школа

Шашки и шахматы, игры-эксперименты, загадки

Монополия, дженга, словодел, дубль, уно, ролевые игры

Тише едешь…, выше ноги от земли, колечко, пол — это лава, резиночка

Я ракета

Золотые ворота, алые паруса и другие музыкальные игры в детских оздоровительных лагерях

Основная школа

Мы идем в поход, оригами, морской бой, задания со спичками,

интеллектуальные квесты

Мафия, игры на доверия, летела ворона…, социальные квесты

Скелет, горячая картошка, 5 секунд, казаки-разбойники,

огонь

Взрослые (50-60 лет)

Игры в слова, шахматы и шашки, интеллектуальные игры и головоломки

Запутанный комок, лото, игры-ходилки

Морская фигура, 12 палочек, выше ноги от земли, ручеек

Вывод: В одних ответах чувствовалось уважение к членам семьи, а в других – неприятие (в начальной школе). Опрос показал, что многие игры передаются из поколения в поколение, однако также с каждым поколением добавляются и новые игры и совершенствуются старые.

Классификации

Исследуя различные источники, такие как опрос, интернет-ресурсы, я смогла выделить следующую классификацию.

Интеллектуальные игры

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.

  1. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие;

• репродуктивные, продуктивные, творческие;

• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

  1. ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:

  • Предметные

    • Настольно-печатные

    • Настольно-предметные шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку

    • пространственные

  • Словесные

    • загадки,

    • логические задачи (и загадки-истории),

    • игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет» и пр.),

    • ребусы,

    • кроссворды

    • викторины

  1. ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: 

  • Индивидуальные

  • Парные

  • Командные и массовые викторины.

  1.  ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:

  • Соревновательные и интерактивные

  • Пространственные и комбинаторные

  • Логические

Социальные игры

Социальные игры – это вид игр, в которые участники ориентируются на взаимодействие между друг другом, что развивает социальные навыки, коммуникативные способности и понимание социальных ролей.

Всего же различают три типа социальных игр, отличающихся между собой сюжетом и соответствующим процессом проведения.

  • Социально коммуникативные игры в группе:

    • Игры на знакомство

    • Командные задачи (Игры, где группы должны совместно решить проблему или выполнить задание, например, построить мост из подручных материалов или разгадать головоломку)

    • Дискуссионные игры (Игры, такие как дебаты или мозговые штурмы, где участники обсуждают и аргументируют свои мнения по различным темам. Яркий пример подобной игры - всеми любимая «Мафия»)

  • Социально сюжетные игры:

    • Ролевые игры (Игроки берут на себя роли вымышленных персонажей и действуют в рамках заданного сюжета)

    • Имитационные игры (Участники имитируют реальные или вымышленные ситуации, например, бизнес-процессы, политические события или исторические сценарии)

Физические игры

Физические игры – это игры, которые способствуют развитию моторики, координации движений, баланса и физической активности.

(Примеры: Примерами таких игр могут быть прыжки, игры с мячами и упражнения для развития гибкости, а также:

-эстафеты и забеги на короткие дистанции;

прыжки в длину и в высоту (дети могут прыгать -через веревку, палку);

-игры в футбол, баскетбол, волейбол;

-попеременный бросок мяча друг другу;

-упражнения для развития гибкости и силы – отжимания и подтягивания;

-упражнения на гимнастических матах, ходьба на брусьях;

-мини-гонки с преодолением препятствий)

Музыкальные игры

Музыкальные игры — это комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения.

Создание сборника

В основу моего сборника вошли наиболее популярные игры из опроса, а также игры, которые я часто использовала, будучи вожатой.

В результате составления классификации, игры своего сборника я разделила на 4 группы:

  • интеллектуальные,

  • социальные,

  • физические,

  • музыкальные

Среди интеллектуальных игр я выделила:

  • индивидуальные

  • коллективные,

среди социальных:

  • игры на знакомство,

  • сплочение

  • настольные игры,

физические можно разделить на:

  • предметные,

  • беспредметные,

музыкальные на:

  • игры и песни в орлятском кругу

  • танцевальные

Свой сборник я решила сделать в двух форматах: бумажный и электронный, названием ему стал эпиграф моей работы.

Таблица 5 Алгоритм работы над электронным сборником

Описание действий

Скриншот

1.

Систематизация информации об играх в документе Word

 

2.

Выбор формата содержания для быстрого поиска

 

3.

Прикрепление ссылок на отдельные страницы документа

4.

Оформление страницы и титульного листа сборника

 

5.

Помещение музыкальных игр на Яндекс-диск с добавлением в работу QR-кода на него

 

6.

Конвертация файла сборника из формата DOC в формат PDF

 

7.

Создание QR-кода сборника

 

Вывод: с помощью QR-кода я распространю свою работу как среди вожатых школы, так и среди заинтересовавшихся ею людей.

Бумажный сборник для удобства я сделала с разделителями, так информацию об играх будет быстрее найти.

Алгоритм работы:

  • Выбор размера сборника (А5)

  • Подготовка обложки и содержания (аналогично электронному)

  • Распределение материала согласно классификации

  • Предоставление области для заметок

  • Печать сборника и его брошюрование

Вывод: оба формата сборника получились удобными, мобильными в обращении, а самое главное информативными в плане подготовки вожатых и использовании ими сборника в своей работе.

Заключение

Так как сборник я презентую данной работой, то мне бы хотелось иметь первоначальную обратную связь, для этого я обратилась к жителям нашего города.

Опрос показал, что большинство взрослых хотели бы иметь сборник игр, но, к сожалению, 30% опрошенных не заинтересовались данным предложением.

Таким образом, моя гипотеза: возможно, изучив игры разных периодов, я смогу создать сборник со своей классификацией игр для вожатых подтвердилась.

Эпиграфом моего индивидуального проекта я выбрала слова С. Т. Шацкого:

«Игра ребёнка – это жизненная лаборатория», в которой ребенок экспериментирует, исследует и формирует представления о мире. В этом я убедилась, работая над проектом, выявляя функцию игр, их структуру и составляя классификацию для своего сборника.

Надеюсь, что моя работа поможет осознать вожатым, педагогам и родителям необходимость игр в повседневной жизни ребенка для развития и формирования эмоционального интеллекта, кругозора, речевых навыков, социальных связей и физического совершенствования.

Литература

Издания:

500 лучших детских игр/Сост. А.Г.Бочарова, Т.М.Горева, В.Я.Окунь – М.: ООО Издательство Яуза, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.-416с

Поломис К. Дети на отдыхе/Пер. с чешского; ил. З.Махитки. – М.: культура и традиции, 1995.-384с

Мочалов Л.П. Головоломки – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1980.-128с

Кузовок – Красноярское книжное издательство, 1987.-31с.

Источники:

Понятие игра

https://gufo.me/dict/dal/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0

История

https://pedagogika-cultura.ru/pedagogicheskie-tekhnologii/mandel-b-r-istoricheskie-aspekty-opredeleniya-sotsialno-kulturnogo-fenomena-igry

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitija-igrovoi-dejatelnosti-v-isledovanijah-otechestvenyh-i-zarubezhnyh-psihologov-i-pedagogov.html

Структура и функции

https://portal.tpu.ru/SHARED/y/YAROCKAYA/biog/Tab5/Лекция%203.pdf

https://studwood.ru/1062934/pedagogika/funktsii_struktura_igry_razvivayuschie_vozmozhnosti_igry

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/08/intellektualnye-igry-voprosy-ih-klassifikatsii-i-razrabotki

Классификации

https://studopedia.net/5_13805_klassifikatsiya-voprosov-i-zadaniy-dlya-intellektualnih-igr-yuv-ganichev.html?ysclid=m4yezmdy6h23399758 (интересные термины интеллектуальные игры)

https://claustrophobia.com/blog/socialnye-igry-v-moskve (Социальные игры)

https://фцомофв.рф/files/ioe/documents/5MRWA23WKZ9BN7IGIAYE.pdf (Методический сборник физических игр)

Просмотров работы: 7