ВВЕДЕНИЕ
Для своего проекта я выбрала тему - «Межличностные конфликты: методы урегулирования», потому что в современном мире человек не может обходиться без общения, так как большинство своего времени он проводит в обществе. Взаимодействуя и общаясь с окружающими, человек вступает в межличностные отношения.
Особенно актуален вопрос межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте, когда человек начинает переосмысливать себя и свои ценности. Группа ровесников становится для подростка той средой, где он может раскрыть способности и реализовать свои потребности. И в этом процессе возникновение конфликтов неизбежно.
Конфликты возникают везде — в семье, между сверстниками, в садике, школе, на рабочем месте. Подобные конфликты обычно затрагивают интересы небольшого числа людей. А в мировом масштабе конфликты между государствами приводят к войнам, гибели людей, разрушениям городов. Все государства при этом представлены людьми, которые находятся у власти. И по сути конфликты между государствами — это те же межличностные конфликты. А методы урегулирования всех конфликтов универсальны, каковы бы масштабы их не были [5].
Для меня, как для подростка, который находится только в начале жизненного пути, актуальность темы проекта заключается в том, чтобы получить системные знания в области межличностной конфликтологии, для дальнейшего их использования в различных жизненных ситуациях. Отсутствие подобных знаний приводит к трудностям в общении, ухудшению отношений, проблемам со здоровьем.
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что его можно использовать на уроках обществознания, психологии, на лекциях, презентациях с целью изучения темы конфликтов и методов их разрешения.
Гипотеза: Я предполагаю, что школа — это очень конфликтная среда. И если проводить профилактические мероприятия среди подростков, то можно избежать конфликтов.
Цель: доказать, что, несмотря на то, что школа одно из самых конфликтных мест профилактические мероприятия со школьниками – это хороший способ предотвращения конфликтов.
Задачи:
1. Изучить виды и причины возникновения конфликтов
2. Изучить способы и методы урегулирования конфликтов
3. Провести уроки с элементами тренинга и анкетирование среди обучающихся МБОУ СОШ № 117 по теме проекта
4. Анализ проведенного исследования – продукт проекта
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Конфликты, причины их возникновения, функции конфликтов
Межличностный конфликт — это столкновение двух и более личностей, имеющих различные, как правило, противоположные взгляды, цели, интересы [2].
Все причины конфликтов можно систематизировать, а именно [1]:
Причины конфликтов |
Описание |
Зависимость |
межличностная (родитель и ребенок, учитель и ученик, муж и жена), зависимость полномочий и обязанностей (трудовая деятельность) |
Восприятие |
споры возникают из-за языковых ошибок, неправильной интонации и болезненной ответной реакции |
Агрессия |
она становится чередой причин выяснения отношений |
Игнорирование |
когда вы обращаетесь к человеку и видите, что он вам демонстрирует свое нежелание общаться, вам хочется повысить голос и возникают негативные эмоции |
Стремление к самоутверждению |
Иногда человек может нарочно провоцировать более слабое лицо на агрессию, чтобы самоутвердиться |
Стоит отдельно отметить, что подростковые межличностные конфликты имеют свои психологические признаки и характеристики. Так, враждуя с родителями, ровесниками и родственниками, подростки защищают чувство собственного достоинства, которое в этот период у них завышено. Помимо этого, критике подвергается все, что идет «вразрез» понятиям и убеждениям подростка [1].
В конфликтах выделяют субъект и объект конфликта. Субъектами являются участники конфликта, которые стремятся доказать свою правоту, отстоять свои взгляды и цели. Объект — это то, ради чего конфликтуют субъекты, и чем стремятся обладать [2].
Различают следующие функции межличностных конфликтов [2]:
1) конструктивная (положительная) функция помогает найти суть проблемы и найти ее продуктивное решение, улучшая при этом взаимоотношения между людьми;
2) деструктивная (отрицательная) функция проявляется в следующем: разрушением или ухудшением межличностных отношений субъектов конфликта; негативным влиянием на самочувствие индивида и его психику; формированием или укреплением личной неприязни к оппоненту; негативным влиянием на результат общей деятельности субъектов конфликта
1.2 Виды, формы, этапы развития конфликтов
По времени существования деление конфликтов идет на:
- Кратковременные (до нескольких часов) Например: Коля поругался с другом, а через два часа они помирились;
- Длительные (до нескольких суток) Например: Никита поругался со своей девушкой и уже не общается с ней три дня;
- Затяжные (могут длиться годами) Например: Ольга поругалась со своей семьей и уже около двух лет они не общаются между собой [3].
Любая разновидность конфликтов может осуществляться в двух формах: скрытой (мотив тщательно маскируется за повод, по которому якобы возник конфликт) и открытой (ясны мотивы и противоборствующие стороны) [3].
В динамике развития конфликта выделяют следующие этапы:
1. Предконфликт или латентный период
Субъекты понимают наличие проблемы и предпринимают попытки бесконфликтно ее устранить. На данном этапе один из участников может уступит, и тогда проблемная ситуация не перерастет в конфликт. Но если участники ощущают угрозу своим интересам, то конфликт переходит на вторую стадию [2].
2. Конфликт или открытый период
В начале конфликта возникает некий инцидент, как столкновение мнений субъектов. Далее конфликт обостряется, растет эмоциональное напряжение, объект конфронтации уходит на второй план. Данный процесс называется эскалацией конфликта. После осознания неэффективности конфликта его интенсивность снижается, но оппоненты еще не предпринимают попытки по достижению согласия. При переходе субъектов к поиску решения проблемы или прекращению конфликта наступает его завершение. Конфликт при этом может разрешиться, урегулироваться, затухнуть или перейти в другой конфликт [2].
3. Послеконфликтный период
Если негативные эмоции, возникшие в конфликте, не исчезли, то возникает частичная нормализация отношений между субъектами. Полная нормализация происходит после осознанности сторон в дальнейшем взаимодействии и преодолении личной неприязни [2].
1.3 Способы, методы разрешения конфликтов
Существует несколько способов разрешения конфликтов, а именно [2]:
1) уход или уклонение от конфликта
Под уходом понимают избегание индивидом конфликтной ситуации с отказом обсуждения возникшей проблемы. С одной стороны, уход позволяет участникам конфликта получить время для обдумывания и анализа проблемной ситуации. С другой стороны, проблема не решается, а недовольство субъектов накапливается.
2) сглаживание
Личность, заинтересованная в сглаживании не пытается решить проблему и выполнять обещания, она требует солидарности и указывает на неэффективность конфликта. В результате сглаживание приводит к снижению эмоционального напряжения и прекращению открытого конфликта. Однако, сглаживание не помогает найти суть проблемы.
3) компромисс
Субъекты конфликта устраняют проблему с помощью частичных уступок с каждой стороны. Компромисс является важным и эффективным способом разрешения конфликта, он выгоден для всех его участников.
4) принуждение
Личность полностью игнорирует мнение оппонента и подавляет его. Оппонент часто испытывает унижение, а проблема не решается.
5) сотрудничество
Этот способ является самым эффективным и оптимальным способом разрешения конфликта. Личности должны обсудить проблему и выбрать альтернативное решение, при котором обе стороны выигрывают.
6) ассертивное поведение
Способность субъекта отстаивать свою точку зрения и находить решение проблемы, не ущемляя интересы оппонента. Это также эффективный способ разрешения конфликта [2].
Идеального способа разрешения конфликтов буквально для всех не существует. Однако тут всегда можно задействовать проверенные, хорошо работающие психологические приемы. Вот несколько из них [4].
Применение силы общественного мнения
Именно общественное мнение можно подключать для того, чтобы повлиять на противников. Есть люди, для которых мнение большинства очень много значит, им требуется поддержка коллектива, а её отсутствие способно вызвать тяжелые эмоциональные переживания [4].
Привлечение «третейского судьи»
Данный метод подходит для разрешения таких типов конфликтов, когда есть возможность обратиться к авторитетному человеку, мнение которого имеет серьезный вес для всех участников [4].
Метод «взрыва»
Это подходящий метод для разрешения трудовых конфликтов в коллективе компании. Метод заключается в том, чтобы собраться всем коллективом и выразить недовольство поведением спорщиков и тем, как это отражается на всех остальных сотрудниках, в целом на деятельности организации [4].
1.4 Профилактика конфликтов
Профилактика конфликтов — это, главным образом, их прогнозирование, к примеру, тяжесть последствий или время наступления. Проведение мероприятий по профилактике конфликтов возможно только при помощи таких методов, как экспертный опрос, экспериментальное и математическое моделирование, экстраполяция и т. п. Кроме того, осуществляться профилактика должна на всех уровнях: личностном уровне, микроуровне, среднем уровне и макроуровне [5].
Меры по профилактике конфликтов должны быть связаны с устранением условий, способствующих возникновению конфликтов (например, устранение деформации общественных отношений, разделения общества на социальные слои, социальная психогигиена и социальная защита населения, психотерапия, обучение, просвещение) [5].
Все эти нюансы в обязательном порядке должны быть учтены, т.к. гораздо проще устранить проблему в её зародыше, чем впоследствии справляться с ней, прибегая к всевозможным способам, приёмам и хитростям [5].
Глава 2 Практическая часть
2.1 Анкетирование обучающихся школы по теме проекта
Для подтверждения выдвинутой в данном проекте гипотезы, мною было проведено анкетирование среди учащихся 5 «Б», 9 «А» и 10 «А» классов МБОУ СОШ № 117, по результатам которого более 50 % респондентов отметили, что школа — это самое конфликтное место, а именно: в 5 «Б» - 77 % (17 человек из 22 опрошенных); в 9 «А» - 50 % (15 человек из 30 опрошенных); в 10 «А» - 53 % (9 человек из 17 опрошенных).
По результатам анкетирования также видно, что для более половины опрошенных (более 55 %) в каждом из классов тема конфликтов очень актуальна. В 9 и 10 классах подростки более осведомлены, что такое межличностные конфликты (более 65 % опрошенных) по сравнению с учениками 5 класса (36%). Большинство опрошенных во всех трех классах больше всего сталкиваются с конфликтами в школе (более 50%) и хотят узнать об этой теме поподробнее (более 77% опрошенных во всех трех классах). Первое место по популярности среди подростков занял метод преподнесения информации – игровой тренинг (более 47% во всех трех классах).
2.2. Урок с элементами тренинга и анкетирование по теме проекта
Мною были проведены уроки с элементами тренинга и анкетирование среди учащихся 9 «Б» и 10 «А» классов МБОУ СОШ № 117.
Такая форма была выбрана не случайно. В процессе игровой деятельности материал обычно усваивается лучше, нагляднее. В игре участникам не страшно совершить какие — либо ошибки, ведь их можно исправить. Как правило, игра всегда сопровождается положительными эмоциями и в неё включаются все присутствующие, так как это что-то удивительное и необычное. Тем более, что среди детей игровой метод донесения информации самый актуальный и действенный. При анкетировании среди учащихся 5 «Б», 9 «А» и 10 «А» классов МБОУ СОШ № 117 на вопрос - «Какая форма преподнесения информации для Вас наиболее интересна?» - около половины опрошенных респондентов выбрали именно игровые тренинги, а именно: в 5 «Б» - 55 % (12 человек из 22 опрошенных); в 9 «А» - 57 % (17 человек из 30 опрошенных); в 10 «А» - 47 % (8 человек из 17 опрошенных).
Уроки с элементами тренинга были проведены по следующей схеме: все ученики были произвольно поделены на три команды, затем была проведена разминка — ребятам было предложено высказать ассоциации, которые у них возникают при произнесении слова «конфликт», далее каждой из трех команд учеников было предложено написать определение конфликта и причин их возникновения, затем каждой из команд была выдана определенная конфликтная ситуация, которую им нужно было проанализировать и ответить на предложенные вопросы в письменном виде. Завершало урок с элементами тренинга анкетирование.
Урок с элементами тренинга для подростков на тему
«Конфликты и способы их разрешения»
Цель урока: выявить знания подростков о конфликтах и причинах их возникновения, дать возможность подросткам самостоятельно проанализировать реальные конфликтные ситуации и выявить способы выхода из конфликта, которые они предлагают.
Разминка. Здравствуйте, ребята. У нас сегодня игра-урок с элементами тренинга на тему «Конфликты и способы их разрешения». Я хочу предложить вам для начала высказать свои ассоциации, которые вызывает у вас слово «конфликт».
Итог: В большинстве случаев слов «Конфликт» вызывает негативную реакцию.
Работа в группах. Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."), и причины возникновения конфликта -……
После работы в группах представитель каждой группы высказывает наработки. Обсуждение.
Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
- итак, что приводит к конфликту?
- неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.
Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого.
Упражнение «Ящик недоразумений»
Цель: Выявить способы разрешения конфликтов.
Формируются группы по рядам. Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация - это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Задача каждой команды - найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт (записать на листке).
1-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы сделали в этой ситуации?
2-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова реакция девушки?
- Как бы вы сделали на месте мамы?
3 – я ситуация. За одной партой сидели две подружки. Одна была отличница, а другая - нет. Однажды одноклассница не помогла своей подружке на контрольной. Между ними вспыхнул конфликт.
Как помочь подругам уладить конфликт?
Как можно было не допустить конфликтной ситуации?
Рефлексия:после проведения урока с элементами тренинга необходимо задать аудитории следующие вопросы:
- Чему вы научились в ходе проведения данного урока?
- Какие выводы для себя вы сделали, после разбора и обсуждения предложенных конфликтных ситуаций?
- Хотели бы Вы, чтобы такие уроки проводились на постоянной основе?
Вывод: В жизни много конфликтных ситуаций и выходов из них тоже много, но, чтобы оставаться добрым, вежливым, воспитанным человеком нужно использовать эффективные методы – без драк и оскорблений.
2.3 Анализ проведенного исследования.
В ходе проведения уроков с элементами тренинга мною было замечено, что ребятам было очень интересно, они были активны, пытались разобраться в предложенных конфликтных ситуациях, очень бурно обсуждали все ситуации внутри своих групп. Их заинтересованность в подобных уроках с элементами тренинга прослеживается и в результатах анкетирования, а именно: большинство респондентов хотели бы, чтобы подобные игровые тренинги проводились чаще — в 9 «Б» классе - 69 % опрошенных (11 человек из 16), в 10 «А» классе — 56 % опрошенных (10 человек из 18).
В 9 «Б» классе в ходе урока мне пришлось некоторым группам помогать с формулированием определения конфликта и причин их возникновения. Одна из групп в 9 «Б» классе на вопросы к конфликтной ситуации затруднилась ответить, написали ответ в шуточной форме в связи с недостаточностью знаний и опыта по данной теме.
Напротив, в 10 «А» классе затруднений ни одной из групп не возникло, в связи с тем, что данную тему они начали проходить по уроку обществознания.
Ученики обоих классов в целом правильно понимают, что такое конфликт, и формулируют причины их возникновения.
В ходе анализа ответов на предложенные вопросы к конфликтным ситуациям учениками обоих классов в основном были предложены два способа разрешения конфликтов — компромисс и уход от конфликта. Это говорит о том, что у подростков пока очень мало знаний и опыта по данной тематике. Они предпочитают уходить от конфликта, не стремятся разобраться в ситуации, предпринять какие — либо действия. Ученики также предлагают найти компромисс, но не во всех конфликтных ситуациях это может быть действенным способом их разрешения.
Эти же способы разрешения конфликта набрали наибольшее количество голосов в анкетировании в 10 «А» классе, а именно: избегают конфликтов - 56 % опрошенных (10 человек из 18), пытаются найти компромисс - 61 % (11 человек из 18), а также хотят взаимовыгодного решения ситуации — 50 % (9 человек из 18).
В 9 «Б» классе наибольшее количество голосов в анкетировании набрали следующие способы их разрешения: взаимовыгодное решение ситуации — 37,5 % (6 из 16 человек), любым способом доказываю свою правоту — 37,5 % (6 из 16 человек) и способы — избегаю конфликтов и пытаюсь найти компромисс — по 31 % (5 человек из 16).
Наибольшее количество опрошенных учеников попадали в ситуации, похожие на те, которые были предложены на тренинге, а именно: в 10 «А» классе — 61 % (11 человек из 18), в 9 «Б» классе — 87,5% (14 человек из 16). Отсюда можно сделать вывод, что конфликтные ситуации для урока с элементами тренинга были выбраны очень правильно и с ними в жизни сталкивается практически каждый человек.
Проведенные мною уроки с элементами тренинга и анкетирование показали, что подростки в своем большинстве считают школу самым конфликтным местом, что доказывает выдвинутую мною гипотезу. Ученики имеют небольшие знания о сути конфликтов и большинство из них предпочитает избегать конфликтов или находить компромисс. Поскольку школа — это очень конфликтное место, то именно здесь важно проводить профилактические мероприятия для того, чтобы предупреждать различные деструктивные ситуации в школьной среде. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально — психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогам, ученикам, родителям.
Результаты проведенного мною анкетирования показали, что наибольшее количество опрошенных в качестве профилактики конфликтов в школьной среде считают — создание доброжелательной и доверительной атмосферы (56 % респондентов в 9 «Б» классе - 9 человек из 16; 78 % респондентов в 10 «А» классе — 14 человек из 18); установление справедливых правил поведения в школе для учеников и учителей (в обоих классах 50 % опрошенных); проведение игровых тренингов (в 9 «Б» классе — 37,5 % - 6 человек из 16; в 10 «А» классе — 72 % - 13 человек из 18).
Я здесь полностью согласна с опрошенными мною учениками. Ведь каждому приятно приходить в коллектив, в котором доброжелательная обстановка, где все с уважением относятся друг к другу, где установлены справедливые правила и все их исполняют, а не только делают вид. Проведение игровых тренингов я считаю просто необходимым, потому что они проходят в непринужденной неформальной обстановке, в форме игры. Ученики могут приобрести знания и опыт общения, взаимопонимания, лучше узнать друг друга, сплотиться в один дружный коллектив, способный выполнять вместе различные задачи. Здесь также будут очень уместны внеурочные совместные мероприятия учителей и учеников, позволяющие лучше узнать и понять друг друга, осознать каждому, что ты часть большого школьного дружного коллектива, где никак нельзя никого подвести, где важен каждый человек, как личность и как «кирпичик» общего целого — школы.
Таким образом, из анкетирования следует, что предложенные на уроке с элементами тренинга конфликтные ситуации оказались очень жизненными, так как более половины опрошенных учеников в обоих класса попадали в подобные ситуации (более 61%). Для профилактики конфликтов в школе подростки в своем большинстве предложили создание доброжелательной и доверительной атмосферы в школе (более 56%) и установление справедливых правил поведения в школе для учеников и учителей (по 50% в обоих классах). Подростки в обоих классах свои конфликты решают следующими способами – уход от конфликта, ищут взаимовыгодное решение или компромисс. И более половине опрошенных респондентов в обоих классах (более 56 %) понравился урок с элементами тренинга и они бы хотели их повторения. Это подтверждает то, что я правильно выбрала способ преподнесения информации подросткам по теме своего проекта.
Заключение
Таким образом, в заключение проведенного мною исследования по теме проекта, выдвинутая гипотеза полностью доказана результатами анкетирования учащихся МБОУ СОШ № 117.
В теоретической части мною проведено исчерпывающее изучение видов, причин возникновения межличностных конфликтов и методов их разрешения. Следовательно, цель проекта мною достигнута.
Все задачи, которые были поставлены в данном проекте, выполнены. Я провела среди учащихся МБОУ СОШ № 117 уроки с элементами тренинга, которые были направлены на изучение понятия «конфликт», причин их возникновения, формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. В ходе проведения уроков, я хотела показать подросткам, что конфликты — это не страшно. Просто нужно научиться их анализировать и не действовать сгоряча. Эта задача мною была достигнута. Учащимся было очень интересно, они не боялись ошибиться, рассуждали, пытались анализировать предложенные конфликтные ситуации и найти способы выхода из них. Я думаю, что, если подобные уроки с элементами тренинга будут проводиться среди учащихся на постоянной основе, то это будет самая лучшая профилактика конфликтов в школьной среде, так как на подобных уроках разбираются конфликтные ситуации, с которыми сталкивается в жизни каждый ученик.
Также было проведено анкетирование учащихся по теме проекта и анализ полученных результатов. Все проведенные мною исследования и их анализ являются продуктом данного проекта. В дальнейшем с целью профилактики конфликтов в школьной среде можно использовать составленную мною схему урока с элементами тренинга, чтобы расширять знания школьников по данной теме и продолжать их обучение в направлении разрешения конфликтных ситуаций.
Список литературы
1. Абдрахманов А. Р. Что такое межличностный конфликт, какие особенности и стадии он имеет? - 13.01.2023. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teledoctor24.ru/article/400-99-mezhlichnostnyy-konflikt, свободный.
2. Межличностный конфликт и способы его урегулирования/ электронная платформа – Справочник от автор24. - 27.04.2024., - [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/mezhlichnostnyy_konflikt _i_sposoby_ego_ raz resheniya/, свободный.
3. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение/ Интернет - энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education, - [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://maximumtest.ru/uchebnik/9klass/obshchestvoznaniye/mezhlichnostnye-konflikty-ikh-konstruktivnoye-razresheniye, свободный (дата обращения: 22.11.2024).
4. Соколов Е. Методы разрешения конфликтов: как не допустить катастрофы. - 24.01.2023. - [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dasreda.ru/media/for-managers/metody-razresheniya-konfliktov, свобод-ный.
5. Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов/ Интернет – платформа 4BRAIN. - [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/conflictology/razreshenie.php?ysclid=m1m28bb0at153746355, свободный (дата обращения: 22.11.2024).