Запуск карьеры: проблемы, способы решения, рекомендации

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Запуск карьеры: проблемы, способы решения, рекомендации

Никитина М.С. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагутина
Леонова М.В. 1
1БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагутина
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Мам, дай денег, пожалуйста!» – частая фраза, которую слышат родители от своего ребенка-подростка «А ты заработай!» – доносится в ответ. Действительно, подростку необходимы деньги на карманные расходы, которые позволяют ему ощущать себя более свободно. У родителей попросить деньги не всегда удобно, а, порой, и стыдно. И тогда он задумывается: а не пойти ли мне поработать? В свободное от учебы время! Или заработать в летние каникулы на мечту! И вот тогда возникает следующий вопрос: куда пойти работать? А главное, как устроиться на работу, если в большинстве вакансий предлагают работу только с 18 лет, а тебе всего 14?

Подросткам всегда хочется больше, чем предлагают родители, к примеру, крутой гаджет, еще одну новую вещь. Подростки стремятся «окунуться» во взрослый мир, выделиться среди сверстников. Бывают и семейные обстоятельства, когда подросток вынужден устроиться на работу по необходимости (например, кто-то из родственников болеет, в семье много детей, зарплаты родителей едва хватает на самое необходимое и т.п.)

Трудоустройство несовершеннолетних является важной и актуальной темой в современном обществе, особенно в условиях динамично меняющегося рынка труда. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет представляют собой уникальную категорию работников, которые, несмотря на свою молодость, стремятся к самостоятельности и желанию заработать. Однако, несмотря на наличие законодательных норм, регулирующих трудовые отношения с несовершеннолетними, многие из них сталкиваются с серьезными трудностями при поиске работы. Это связано как с недостатком информации о доступных возможностях трудоустройства, так и с отсутствием четкого понимания правил и ограничений, касающихся их трудовой деятельности.

Возникает противоречие между желанием подростка поработать и невозможностью устроиться по разным причинам, даже на неквалифицированную работу. Мне скоро будет 14 лет, и я хотела бы летом поработать, например, промоутером. В связи с этим у меня сразу возникли вопросы: с чего начать? Какие документы потребуются для трудоустройства? Какие условия труда может предложить мне работодатель? Какую заработную плату я буду получать? Но, самый главный вопрос: куда пойти, чтобы устроиться на выбранную мной вакансию. Поэтому в своей исследовательской работе я хочу изучить и обозначить проблемные вопросы, которые могут стоять при трудоустройстве перед подростком.

Цель моего исследования – определить основные вопросы, возникающие при трудоустройстве подростков в каникулярное время, а также помочь им в решении этих вопросов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю трудоустройства детей в России в разное время

2. Изучить трудовой кодекс РФ, а также документы, регулирующие права подростков на труд.

3. В 7-8 классах провести информационные часы на теме «Трудоустройство подростков», запустить анкетирование обучающихся, их родителей, потенциальных работодателей.

4. Создать справочник «Трудоустройство подростков».

Решаемые задачи проекта направлены на то, чтобы помочь подросткам-школьникам решить проблему трудоустройства в летнее время, составить алгоритм действий в поиске нужной вакансии, а также предоставить перечень вакантных мест, подходящих для их возраста.

Объект исследования: Трудовое законодательство в отношении несовершеннолетних.

Предмет исследования: возможности трудоустройства подростков в соответствии с ТК РФ на территории г. Берёзовского и г. Екатеринбурга.

Проблема: несовершеннолетние часто сталкиваются с трудностями при поиске работы из-за нехватки информации о доступных возможностях и правилах трудоустройства. Подростки хотят зарабатывать, но не знают особенностей трудоустройства и боятся попасть на недобросовестного работодателя. Решение проблемы я вижу в создании алгоритма трудоустройства несовершеннолетнего в процессе исследования рынка труда, который включает анализ причин трудоустройства подростков, возможные вакансии, а также возможные риски, связанные с трудоустройством, и разделен на 3 категории по возрастам.

Актуальность: Подростки хотят заработать, но не знают, как правильно найти подходящую вакансию с надежным и проверенным работодателем.

При работе над проектом я выдвинула гипотезу: если подросток будет иметь конкретную информацию о трудоустройстве, то ему проще будет трудоустроиться по выбранной, подходящей ему вакансии, а работа принесет не только заработок, но и радость в освоении трудового (жизненного) опыта.

Таким образом, исследовательский проект направлен на создание алгоритма действия подростков при трудоустройстве – будь то подработка, стажировка или первая работа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Практическая часть исследования направлена на создание справочника «Трудоустройство подростков», благодаря которому появляется возможность информирования несовершеннолетних о правилах и ограничениях, соблюдение которых необходимо при поиске и осуществлении трудовой деятельности, выпуск информационных буклетов, разработка сценария классного часа и его проведение.

1. Теоретическая часть. Эволюция трудового законодательства в отношении охраны труда несовершеннолетних.

1.1. История трудоустройства несовершеннолетних.

В теоретической части проекта я изучила условия детского труда с XVIII до начала XX века. Проведенный мною контент-анализ показал, что условия труда детей в Российской империи и возрастные ограничения для работы на производстве в этот период никакими специальными актами не регламентировались. Правительство отмечало, что детям необходимо выдавать достаточную плату, но, несмотря на это, дети влачили полуголодное существование, поскольку оплата их труда составляла 3-5 руб., в то время как, например, солдатский паек был 6 рублей [9, с.14].

Яркое выражение детский труд получил в XX в. и в годы Великой Отечественной войны. На уроках «Разговоры о важном» мы часто обсуждаем труд детей и подростков во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Вся работа тыла, без преувеличения была подчинена интересам фронта. Школьники выполняли основную работу на полях, существенную помощь оказывали фактически во всех отраслях производства Дети старше 10 лет добровольно приходили на производство, колхозные поля, с 11 лет работали на почте и в иных отраслях, где не требовались большие физические усилия. На заводах работали по 12 часов за станками, изготавливая военную технику.

Первые послевоенные годы вопросы регулирования труда мало чем отличались от военных лет: требовалось приложить большие усилия, чтобы восстановить разрушенные войной дома, предприятия, обеспечить производство во всех отраслях экономики. В мирное послевоенное время принимается много нормативных правовых актов, но они не затрагивают вопросы детского труда. В это время все реже встречается информация о привлечении к работе детей в возрасте до 14 лет (за исключением общественно полезного и в сельском хозяйстве). В советское время подработки в принципе не поощрялись для всех возрастов, а слова, определяющие заработок вне стационарного места работы, имели негативный оттенок. Основное место подработки для городских подростков – это колхозы и совхозы, которые периодически нуждались в услугах строительных бригад.

В 80-х годах, то есть на излете СССР, появились легальные возможности для работы подростков:

  • в трудовых лагерях на сборе овощей и фруктов. Однако в большинстве случаев малолетним работникам не платили, поскольку тарифы были низкими, все средства уходили на обеспечения проживания и питания.

  • в учебно-производственных комбинатах. Это был любопытный опыт: завод предлагал школьным УПК, где были, например, станки, заказы, а потом оплачивал их выполнение живыми деньгами.

  • можно было утроиться на время летних каникул на заводы, например, разнорабочим или в ближайший леспромхоз. В леспромхозах школьники садили деревья на старых лесосеках. Оплата в среднем 3 р 50 к в день. За лето можно было заработать на велосипед [12, с.32].

После относительно благоприятных в развитии искоренения детского труда 1960-1980-х лет, к началу 1990- х гг. Россия столкнулась с новой волной детского нелегального труда. Стремительно росла в стране численность беспризорных детей, сирот (в том числе социальных).

Изучив несколько популярных сайтов с вакансиями, я поняла, что в наше время есть достаточно много компаний, которые предлагают вакансии для подростков, но опросы показывают, что далеко не все работодатели считают удобным наличие в трудовом коллективе несовершеннолетних сотрудников.

Я познакомилась с совместным исследованием, которое было проведено в апреле 2024 года сервисами «Работа.ру» [https://www.rabota.ru/] и «Подработка» [https://podrabotka.ru/], которые показали следующее: среди тех компаний, кто не готов трудоустроить подростков, 63% отметили, что у них нет подходящих условий работы для молодых сотрудников. Также 56% респондентов указали на отсутствие подходящих вакансий и задач для подобного возраста, а 30% подчеркнули юридические риски. Еще 30% представителей бизнеса посетовали на сложность оформления документов при таком трудоустройстве (размер выборки составил более 300 респондентов). Это говорит о том, что не все руководители предприятий могут (и хотят) трудоустроить подростков по разным причинам.

Изученный мною статистической вопрос о том, кем приглашают поработать молодых людей и какой возраст предпочтительнее, показал, что в основном на работу приглашают юношей и девушек в возрасте 16-18 лет (83%), 17% отметили, что возраст не имеет значения. Я выяснила, что сервис «Работа.ру» провел социологический опрос взрослого населения, на тему отношения к трудоустройству подростков. Более 80% россиян считают, что подросткам полезно подрабатывать. 63% из них отмечают, что подработка развивает ответственность и учит самостоятельности, а 53% уверены, что работа в свободное от учебы время готовит подростка должным образом ко взрослой жизни и учит принимать важные решения.

Таким образом, и дети, и родители сходятся во мнении о том, что современные подростки хотят начать подрабатывать с 14 лет. Но не все работодатели готовы принять желающих на работу, даже непостоянную. В этом я вижу противоречие между желанием поработать и невозможностью трудоустроиться подростку. Которое и хочу разрешить с помощью данного исследования и предложить алгоритм трудоустройства несовершеннолетних. Это уменьшит риски для подростков и снизит опасения родителей. Для этого необходимо изучить документы Трудового Кодекса РФ.

    1. Нормативные (государственные) документы, локальные акты, регламентирующие трудоустройство подростков 14-15 лет.

Трудовой кодекс Российской Федерации – принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года N 197-ФЗ. Редакция от 26.12.2024). Он защищает права работников, включая подростков, устанавливая четкие рамки их трудовой деятельности. Регулирование отношений между работодателем и несовершеннолетним происходит на основании следующих статей Трудового кодекса РФ: ст. 56, 57, 58, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 69, 70, 242, 244, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 282, 348.8.

С 13 июня 2023 года действует Федеральный закон № 259-ФЗ. Теперь получение согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с подростками от 14 до 18 лет не требуется. При этом требование о наличии письменного согласия одного из родителей (попечителя) несовершеннолетнего сохраняется. Сейчас принимать на работу можно даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, вводит ст. 63 ТК РФ [2].

Таким образом, правовая база трудоустройства несовершеннолетних в России учитывает множество аспектов, охватывающих здоровье, безопасность и права подростков в их первой трудовой деятельности. Создание условий, обеспечивающих справедливые и безопасные условия труда, требует комплексного подхода со стороны всех участников процесса. Основная задача – это разработка качественной системы регулирования, которая будет защищать интересы молодежи и способствовать их активному вовлечению в трудовую сферу.

Далее я рассматриваю особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними: до 14 лет, с 14 лет, с 15 лет, с 16 и 18 лет, а также каким образом можно совмещать учебу и работу [11, с.8]. Некоторая информация представлена в Приложении 9.

Важными вопросами при трудоустройстве несовершеннолетнего считаю подписание трудового договора,оплата труда несовершеннолетних, а также их увольнение. Думаю, что при поиске вакансий потенциальному несовершеннолетнему необходимо ознакомиться с этими вопросами, прописанными в Трудовом кодексе РФ.

Важнымвопросомявляется и где искать работу несовершеннолетнему. В процессе исследования я выявила сайты, доступные для несовершеннолетних, которые помогут найти вакансию, и систематизировала их. Кроме этого, я свела в Таблицу №1 «Варианты вакансий для подростков с 14 лет» (Приложение 1).

1.3. Что такое резюме и как правильно его составить?

Для устройства на работу необходимо составить резюме. Резюме – это документ, в котором представлена информация о вашем профессиональном опыте, образовании, навыках и достижениях. Оно является основным инструментом при поиске работы, так как позволяет работодателям быстро оценить вашу квалификацию и опыт, чтобы понять, насколько вы подходите на открытую вакансию. Я составила справочник «Как найти работу подростку. Алгоритм трудоустройства» (Приложение 9), с помощью которого можно составить качественное резюме, которое важно по нескольким причинам:

  • Первое впечатление. Резюме часто служит первым впечатлением о вас как о специалисте. Оно должно быть чётко структурировано и лаконично отражать ваш профессиональный путь.

  • Маркетинговый инструмент. Эффективное резюме действует как маркетинговый инструмент, выделяя ваши уникальные квалификации и навыки, которые делают вас идеальным кандидатом для должности.

  • Организационная функция. Помогает систематизировать ваш профессиональный опыт и образование, давая вам чёткое представление о своих достижениях и областях для развития.

Важно тщательно составить резюме, так как это позволяет не только представить себя в наилучшем свете, но и значительно увеличивает шансы приглашения на собеседование. Резюме подчёркивает ваш профессиональный опыт и образование, выделяет ваши ключевые достижения, помогает структурировать профессиональную информацию логически и последовательно, создаёт положительное первое впечатление у потенциального работодателя. Основные принципы составления резюме представлены в Справочнике (Приложение 9).

Подводя итоги теоретической части исследовательского проекта, могу сделать следующие выводы:

  1. Трудовые права несовершеннолетних стали активно контролироваться и регулироваться государством относительно недавно, но уже сейчас Российское законодательство полностью регламентирует вопросы трудоустройства несовершеннолетних, защищает их права.

  2. Государство создаёт центры занятости молодёжи, публикует на официальных сайтах вакансии, востребованных профессий, видов деятельности, в которых может быть использован труд подростков.

  3. От того, каким будет первый опыт трудовой деятельности у несовершеннолетних, зависит их дальнейшая мотивация к трудовой деятельности и к повышению уровня своего образования. Всё это и обуславливает необходимость особого подхода к организации занятости несовершеннолетних.

  1. Практическая часть. Актуализация и решение вопросов, возникающих при трудоустройстве подростков на примере БМАОУ «Лицей №7»

2.1. Практическая работа № 1. Разработка сценария, подготовка и проведение классных часов.

В практической части исследования я провела два классных часа «Трудоустройство подростка» в 7Б и 8Б классах. По сценарию классный час был разделен на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части я представила материал о Трудовом Кодексе РФ, а также актуализировала вопрос о документах, необходимых для официального трудоустройства. Кроме этого обозначила сайты, на которых можно искать подходящие вакансии, а также возможность самостоятельно вычислить ложные вакансии, которые могут принести не заработок, а значительные проблемы (Приложение 2.).

На основании консультации со школьным психологом, я подобрала методику проведения анкетирования учащихся (в начале классного часа и в завершении) и тест для определения подростком, в какой сфере деятельности стоит ему искать работу.

В первый опрос я включила следующие вопросы:

1. Сколько тебе будет лет 1 июня 2025 г?

2. Хочешь ли ты устроиться на подработку?

3. Знаешь ли ты куда устроиться на подработку?

4. На какую зарплату рассчитываешь?

Второй опрос после классного часа включал следующие вопросы:

1. Был ли у вас трудовой опыт?

2. Хотите ли вы работать?

3. Какую работу вы бы выбрали для подработки (можно выбрать несколько вариантов): Курьер. Промоутер. Расклейщик объявлений. Фотограф. Менеджер сообществ в соцсетях. Модератор контента. Веб-дизайнер, верстка текста, создание презентаций. Свой вариант.

4. На какую зарплату рассчитываете? 10-15 тыс/мес, 15-25 тыс/мес, 25-40 тыс/мес. Свой вариант.

5. Если вы будете подрабатывать летом, то какие навыки и дополнительные знания вам необходимо получить уже сейчас?

6. Будет ли вас устраивать неквалифицированный труд (уборщик, курьер, расклейщик объявлений)?

7. Какой работе отдадите предпочтение: интеллектуальной или физической? Или постараетесь совместить?

8. Обсуждаете ли с родителями вопрос о вашем трудоустройстве?

9. Считается ли в вашем окружении, что иметь самостоятельно заработанные деньги престижно?

По итогам классного часа всем участникам я выдала разработанный буклет, содержащий основную информацию по трудоустройству несовершеннолетних. Анализ анкетирования в виде схем и их описание представлены в Приложении 2.

На классном часе я провела личностный тест: определение типа работы для каждого участника опроса.

Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, испытуемым нужно составить (нарисовать) человечка, состоящего из 10 элементов. При этом должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. После окончания нужно было подсчитать, сколько треугольников использовано в рисунке.

Вот такие получились результаты:

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие наставники. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией. (6 человек)

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. (2 человека)

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и способностей. Склонность к индивидуальной работе. (3 человека)

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Объективный, легко переключается с одного вида деятельности на другой. (5 человек)

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Хорошо чувствует все новое и необычное. Подходят рабочие профессии, где можно проявить свою фантазию. (2 человека)

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор. Обладает богатым воображением. Подходит работа, где можно что-то создавать, строить, придумывать. (7 человек)

Из этого теста следует вывод о том, что в 7 классе равномерное соотношение руководителей, исполнителей, творческих личностей и ученых.

В тесте на личностные качества получились следующие результаты:

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя. (5 человек)

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. (3 человека)

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и способностей. Склонность к индивидуальной работе. (5 человека)

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Объективный, легко переключается с одного вида деятельности на другой. (5 человек)

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Хорошо чувствует все новое и необычное. Подходят рабочие профессии, где можно проявить свою фантазию. (2 человека)

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор. Обладает богатым воображением. Подходит работа, где можно что-то создавать, строить, придумывать. (4 человека).

Результаты теста в 8 классе практически не отличаются от результатов в 7 классе. Также прослеживается почти равное количество ученых, руководителей, рабочих и творческих людей.

Проведенный контент-анализ показал: после 14 лет подростки профессионально более ориентированы, меняются ценности и ориентиры, появляется более четкое видение дальнейших перспектив. Немаловажную роль в этом играют профориентационные уроки в школе и в различных движениях детей и молодежи. Кроме того, следует отметить, что восьмиклассники уже более информированы о специфике рынка труда для несовершеннолетних, знают динамику заработной платы за свой труд и ищут вакансии с перспективой дальнейшего профессионального развития.

На основании информации проведенных классных часов, а также анализа ответов, я составила несколько диаграмм, они представлены в Приложении 2.

2.2. Практическая работа №2. Опрос родителей обучающихся 7-8 классов.

  1. Как вы относитесь к возможности подработки для вашего ребенка?

  2. Обсуждаете ли вы эту тему подработки с вашим ребенком?

  3. Почему вы против подработки? (Я не против, я даю ребенку достаточно денег, неконтролируемые доходы могут привести к нежелательным тратам (сигарет, спиртное, игры), снизится успеваемость, попадется недобросовестный работодатель).

  4. Согласитесь ли вы на то, чтобы ваш ребенок устроился на неквалифицированную работу (промоутер, уборщик)?

В опросе приняли участие 26 родителей. Большинство опрошенных (20 человек из 26) проголосовали за то, чтобы ребенок подрабатывал, при этом только 15 человек обсуждают с детьми вопрос подработки. Основные опасения родителей, которые против подработки – неконтролируемые доходы могут привести к нежелательным тратам, недобросовестность работодателей и снижение успеваемости. Большинство родителей, согласных на подработку, одобрят неквалифицированный труд ребенка (15 человек – за, 5 – против).

Проанализировав результаты опроса родителей подростков, я сделала вывод, что тема трудоустройства несовершеннолетних актуальна не только для детей, но и для родителей. Рассмотрев опасения родителей, я поняла, что повышение правовой грамотности подростков, снизит опасения родителей, касаемо недобросовестности работодателей.

По результатам опроса я составила диаграммы, анализ представлен в Приложении 5.

2.3. Практическая работа №3. Опрос руководителей и собственников бизнеса.

В практической работе я провела опрос руководителей и собственников бизнеса в Березовском и Екатеринбурге. Только 5 из 17 компаний предоставляют рабочие места для несовершеннолетних. На вопрос почему рабочие места не предоставляются, две компании ответили, что был негативный опыт работы с несовершеннолетними, трое руководителей уверены в том, что подростки не смогут ответственно отнестись к поставленным задачам, один руководитель причиной отказа указал, что очень много сложностей с официальным трудоустройством несовершеннолетний. У 11 компаний специфика бизнеса не предусматривает труд несовершеннолетних. 5 компаний предлагают несовершеннолетним такие рабочие места (вакансии разделены на 2 категории), они представлены в таблице:

Работа с перспективой дальнейшего карьерного роста

Неквалифицированный труд

Фотограф

Помощник инструктора, вожатый

Оформление постов в соц. сетях

Модерация контента

Промоутер

Сборщик заказов

Уборщик служебных помещение

Упаковщик

Трое руководителей считают, что подростки активны, замотивированы на результат и при хорошем наставничестве могут дорасти до полноценных сотрудников. Двое ответили, что подростки, наоборот, неактивны, требуют постоянного контроля и наставничества.

Из данного опроса можно сделать вывод, что очень мало компаний готовы работать с несовершеннолетними. Те компании, которые предоставляют рабочие места, в равной степени предлагают и неквалифицированный труд, а также вакансии с перспективой дальнейшего карьерного роста. Данные опроса представлены в диаграмме в Приложении 6.

2.4. Практическая работа №4. Как вычислить ложные вакансии.

К сожалению, иногда на сайтах по поиску работы скрываются мошенники. Есть простые правила, которые помогают заподозрить обман, – соблюдать их важно вне зависимости от возраста. Эти правила рассмотрены в Приложениях 7 и 9, где указано, что должно насторожить человека, который ищет вакансии.

Вывод: признаков вычисления подозрительных вакансий немного, и они довольно просты и логичны, но, как показывает судебная практика, на уловки недобросовестных работодателей ежегодно попадает большое количество не только подростков, но и совершеннолетних граждан. Следовательно, чем раньше подростки узнают и поймут эти признаки, тем меньше будет шансов попасть на недобросовестного работодателя.

Я считаю, что перед трудоустройством следует внимательно изучить рынок труда, выявить среднюю заработную плату по каждой интересующей вакансии, поискать в интернете информацию и отзывы о компаниях, куда планируете устраиваться на работу. На собеседовании не стоит стесняться и обязательно задать вопрос об официальном трудоустройстве. Если работодатель соблюдает все законы, то такой вопрос его не отпугнет, вы получите полный ответ, а работодатель увидит, что вы серьезно настроены на работу и имеете представления о своих правах. Общие рекомендации по выявлению сомнительных вакансий для соискателей всех возрастов я выделила в Приложении 7.

2.5. Практическая работа №5. Составление справочника «Как найти работу подростку. Алгоритм трудоустройства».

На основании проведенных исследований и опросов я разработала справочник для подростков, в который включена основная правовая информация, места размещения вакансий, возможные риски и самые популярные рабочие места с пояснением возможным плюсов и минусов данной работы. Данный справочник – продукт моего исследование – нацелен на то, чтобы показать подросткам, что в поиске первого рабочего места нет ничего сложного и опасного, если ты владеешь необходимой правовой информацией по данной теме. Справочник может быть использован как раздаточный материал на классных часах, посвященных профориентации или на уроках обществознания при изучении трудового кодекса. Справочник представлен в Приложении 9.

2.6. Практическая работа №6. Как составить Резюме.

Правила составления Резюме описаны в исследовательском проекте. Здесь представлен образец Резюме несовершеннолетнего, который желает устроиться на работу в летний период.

 

Марьяна Станиславовна Н.

Промоутер

     

Желаемая зарплата: 20 000 Рублей

Занятость: Частичная, Неполный день

Контакты:

+ 7___ ___ __ __

 

_ _______________@mail.ru

 
 

КОМПЬЮТЕРНЫЕНАВЫКИ

 

- Опытный пользователь ПК

- Знание MS Office

- Знание офисной техники

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

- Коммуникабельна, артистична, активная жизненная позиция, занимаюсь народными танцами, вокалом, играю на гитаре, сочиняю стихи.
- Открыта к общению и новым контактам.
- Легко нахожу общий язык с людьми.
- Обладаю организаторскими способностями.
- Ответственно отношусь к выполнению поручений.

Л ИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Гражданство:

Город проживания: Березовский, Невозможен переезд

Дата рождения: __ июня 20__ (__ лет)

Пол: Женский

Семейное положение: Не замужем

О БРАЗОВАНИЕ

  • БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагуткина

Факультет:

Специальность:

Дата окончания: 2027 год

Форма обучения: Очная

Достижения: Учусь стабильно на 4 и 5, стабильная 5 по русскому языку и литературе. 2023, 2024 г - 1 место на школьном этапе НПК. 2024 г - 1 место на муниципальном этапе НПК. 2023, 2024 г - Диплом 1 степени, Сириус за проекты по физике и обществознанию Ежегодные дипломы на конкурсах чтецов, сочинений.

Заключение

В заключение данной работы следует подчеркнуть, что трудоустройство несовершеннолетних от 14 до 18 лет представляет собой важную и актуальную тему, требующую комплексного подхода и внимательного изучения. В условиях современного общества, где молодежь сталкивается с множеством вызовов, связанных с поиском работы, необходимы эффективные механизмы, которые помогут подросткам не только найти подходящую подработку или стажировку, но и развить свои профессиональные навыки, что в дальнейшем окажет положительное влияние на их карьерный рост.

Законодательство о трудоустройстве подростков, как было рассмотрено в работе, играет важную роль в обеспечении прав несовершеннолетних работников. Однако, несмотря на наличие законов, многие подростки и их родители не осведомлены о существующих правилах и ограничениях. Проведение информационных кампаний, направленных на разъяснение законодательства, является необходимым шагом для повышения уровня осведомленности среди молодежи. Такие кампании могут включать в себя семинары, вебинары и распространение информационных буклетов, которые помогут подросткам лучше понять свои права и обязанности.

Проблемы трудоустройства подростков, такие как нехватка информации, отсутствие опыта и предвзятое отношение со стороны работодателей, требуют активного вмешательства со стороны как государственных структур, так и частного сектора. Поддержка работодателей, готовых предложить стажировки и временные рабочие места, является важным аспектом решения данной проблемы. Работодатели должны быть заинтересованы в привлечении молодежи, так как это не только способствует развитию их бизнеса, но и помогает формированию ответственного и квалифицированного кадрового резерва.

Важность профессионального развития подростков через трудоустройство нельзя переоценить. Это не только способствует формированию их профессиональной идентичности, но и помогает развивать такие важные навыки, как ответственность, коммуникабельность и умение работать в команде. Все эти качества будут полезны им в будущем, независимо от выбранной профессии.

В заключение, могу сказать, что трудоустройство несовершеннолетних – это многогранная проблема, требующая совместных усилий всех заинтересованных сторон. Создание информационных платформ, проведение образовательных кампаний, поддержка работодателей и активное вовлечение подростков в процесс трудоустройства — все это является необходимыми шагами для улучшения ситуации на рынке труда для молодежи. Только совместными усилиями мы сможем создать условия, в которых каждый подросток сможет найти свое место в мире труда, развить свои способности и уверенно шагнуть в будущее.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Буянова А.В., Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2005.

  2. Гессен Вл. Юл. «Труд детей и подростков в фабрично-заводской промышленности России от XVII в. до Октябрьской революции». М.: 1927.

10. Горшенин М. «Фабричное законодательство в царской России». // Советская юстиция. 1939.

11. Иванова Н.B. «Юридическая защита прав несовершеннолетних работников «// Журнал трудового права. – 2020.

12. Опарина М.В. «Трудовые отношения с несовершеннолетними»// Новый правовед, 2005

13. Тимуров А.Ю. «Законодательство о трудоустройстве несовершеннолетних: анализ изменений» // Трудовое право. – 2020.

14. Указ от 07.08.1845 «О запрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12 летнего возраста»/ / Полное собрание законодательства Российской империи. Собр. 2. Т.20. Ч.1 (1845). ст.19262

15. Федосеева Л.А. Социальные аспекты трудоустройства молодежи в России // Экономика и социум. – 2022.

Интернет-ресурсы:

1. https://hh.ru/article/311410

2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329107/

3. https://www.consultant.ru/law/hotdocs/70562.html

4. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd

5. https://www.rbc.ru/life/news/660aa1ba9a79475372e76cc4

6. https://school.kontur.ru/publications/2401

7. https://kontur.ru/articles/5270

Приложение 1.

Таблица 1. Варианты вакансий для подростков с 14 лет

Вакансия

Обязанности

Заработная плата

Плюсы

Минусы

Курьер

Доставка товаров, документов

от 20000 руб/мес

Гибкий график,

физическая активность

Работа на улице в любую погоду

Промоутер

Раздача листовок, пробников, дегустация продуктов,

проведение опросов

от 15000 руб/мес

Постоянная работа, развитие навыков коммуникации

Однообразие, возможна негативная реакция со стороны прохожих

Официант

Прием и вынос заказов в ресторанах и кафе

от 30000 руб/мес

Чаевые,

развитие навыков общения,

опыт работы в команде

Физическая нагрузка,

стресс в часы пик

Аниматор

Проведение детских праздников

от 15 000 руб/мес

Творческая работа,

развитие артистических навыков

Высокая эмоциональная нагрузка,

нестабильный график

Расклейщик объявлений

Размещение рекламных материалов

от 10 000 руб/мес

Свободный график,

простая работа

Низкая оплата, работа на улице, зависимость от погодных условий

Фотограф

Съемка мероприятий, обработка фото

от 5 000 руб/проект

Творческая работа,

перспектива высокого дохода

Нестабильность заказов, нужно собственное оборудование.

Менеджер сообществ в соцсетях

Ведение групп, создание контента, общение с подписчиками

от 20 000 руб/мес

Удаленная работа,

развитие навыков в digital-сфере,

возможность карьерного роста

Необходимо постоянно быть на связи, работа с негативом в комментариях

Модератор контента

Проверка и модерация контента в соцсетях и на сайтах.

от 20 000 руб/мес

Гибкий график,

возможность удаленной работы,

развитие внимательности

Монотонность, возможность столкнуться с неприятным контентом

Веб-дизайнер,

верстка текста, создание презентаций, озвучивание

Создание простых сайтов, баннеров, презентаций, озвучивание REEL,s, клипов.

от 2 000 руб/задача

Творческая работа,

высокий потенциал заработка,

востребованные навыки

Высокая конкуренция, нестабильность заказов

Приложение 2.

Опросы обучающихся 7 и 8 классов. БМАОУ «Лицей №7» и анализ анкетирования.

Анализ анкетирования в 7 классе показал следующее:

  • Опрос перед началом показал, что к началу летних каникул 18 человек ещё не отметят 14 лет и только 7 человек уже получат паспорт.

  • Несмотря на это, уже 18 человек хотят найти подработку, только 5 не планируют работать и двое воздержались от ответа.

  • На вопрос «Владеете ли вы информацией куда можно трудоустроиться?» - 15 человек ответили утвердительно, 10 человек не владели такой информацией.

  • Три человека из 25 готовы зарабатывать до 15 тысяч рублей в месяц, 15 человек рассчитывают на зарплату от 15 до 25 тысяч, 7 человек хотят зарабатывать более 25 тысяч в месяц. Три человека воздержались от ответа.

  • Из первого опроса можно сделать вывод, что тема трудоустройства очень актуальна для учащихся 7 класса.

  • Второй опрос, проведенный после классного часа, показал, что количество желающих найти подработку увеличилось с 18 до 23 человек. Трудовой опыт уже был у 10 опрашиваемых.

  • Ожидания по заработной плате не изменились: до 15 тысяч – 4 человека, 15-25 тысяч – 16 человек, свыше 25 тысяч – 5 человек.

  • На вопрос «Будет ли вас устраивать неквалифицированный труд?» - 14 человек ответили утвердительно, 11 человек такой труд не устраивает.

  • Четверо опрошенных предпочли бы интеллектуальный труд, 8 человек – физический и 13 человек будут стараться совместить интеллектуальную и физическую работу.

  • Вопрос возможного трудоустройства с родителями обсуждают только 15 человек, 10 человек с родителями эту тему не обсуждают.

  • Большинство опрошенных (19 человек) считают, что иметь самостоятельно заработанные деньги – престижно, 6 человек считают, что нет.

  • Среди рассматриваемых вакансий, на первом месте стоит работник ПВЗ (11 человек), далее следует аниматор (8 человек), фотограф и курьер (6 человек), модератор контента (5 человек) и по три голоса набрали промоутер, официант, расклейщик объявлений и веб-дизайнер.

  • После того, как опрашиваемые определились с интересующими местами работы, следовал логичный вопрос: а какие личные качества вам нужно развивать сейчас, чтобы получить желаемую работу?

  • 10 опрашиваемых воздержались от ответа, пять человек понимают, что нужно развивать ответственность, четверым необходимо больше терпения, троим самостоятельности, два человека отметили тренировку памяти и умение работать в команде.

Анализ анкетирования в 8 классе показал следующее:

  • В 8 классе уже в первом опросе по сравнению с 7 классом были видны изменения. На момент начала летних каникул все уже получат паспорт. На подработку планируют устроиться 21 человек из 24 опрашиваемых. Большинство опрошенных (17 из 24 человек) знают, куда можно устроиться на работу. Заработную плату свыше 25 тыс. в месяц будут искать 15 человек, 7 человек готовы получать 15-25 тыс. руб в месяц, двоим достаточно оплаты до 15 тыс. руб. в месяц.

  • Второй опрос, проведенный после классного часа, показал, что трудовой опыт уже был у половины опрашиваемых (12 человек из 24). Ожидания по заработной плате у восьмиклассников выше: до 15 тысяч – 2 человека, 15-25 тысяч – 7 человек, свыше 25 тысяч – 15 человек.

  • На вопрос «Будет ли вас устраивать неквалифицированный труд?» 13 человек ответили утвердительно, 10 человек такой труд не устраивает, один воздержался от ответа. Четверо опрошенных предпочли бы интеллектуальный физический труд, 3 человека – интеллектуальный и 17 человек будут стараться совместить интеллектуальную и физическую работу.

  • По сравнению с 7 классом, у восьмиклассников значительно меньше желающих заняться исключительно интеллектуальным трудом, но выше показатель по ,лать вывод, что в восьмом классе подростки уже понимают, что для организма полезнее равномерное распределение интеллектуальной и физической нагрузки.

  • Вопрос возможного трудоустройства с родителями обсуждают только 22 восьмиклассника, только два человека ответили на этот вопрос отрицательно. По сравнению с 7 классом можно сделать вывод, что для подростков старше 14 лет и их родителей тема трудоустройства становится актуальнее, чем годом ранее.

  • На вопрос «Считается ли в вашем окружении, что иметь самостоятельно заработанные деньги – престижно?», ответы «да» и «нет» распределились почти равномерно. 13 человек считают, что престижно, 11 человек считают, что нет. В 7 классе самостоятельный заработок считается намного престижнее.

  • Среди рассматриваемых вакансий в 8 классе тоже значительно отличающиеся данные – нет желающих стать работником ПВЗ (а в 7 классе эта вакансия была на первом месте), появилась в своих вариантах работа в IT-сфере (разработчик, программист, системный администратор).

Вот как распределились трудовые места в рейтинге:

- работа в соц. сетях (менеджер сообществ, модератор контента, монтаж и озвучивание рекламных видеоклипов) – 17 человек

- курьер – 10 человек

- официант – 9 человек

- работа в IT-сфере – 6 человек

- расклейщик объявление – 6 человек

- промоутер – 3 человека

- фотограф – 2 человека

- аниматор – 2 человека

- садовник – 1 человек

  • В ответах на вопрос «Какие личные качества вам нужно развивать сейчас, чтобы получить желаемую работу?» тоже появились новые варианты. Наравне с внимательностью (8 человек), ответственностью (7 человек) и умением работать в команде (5 человек), появились варианты: самодисциплина (7 человек), коммуникабельность (5 человек), умение отличать ложные вакансии (2 человека), понимать сколько стоит моя работа (1 человек). Исходя из этого можно сделать вывод, что подростки в 8 классе больше профессионально ориентированы, имеют планы на получение определенной профессии и лучше понимают какие качества им нужны для достижения цели.

Приложение 3.

Буклет «Трудоустройство подростков».

Приложение 4.

Классный час в 7 и 8 классах.

Приложение 5.

Опрос родителей обучающихся 7 и 8 классов.

Приложение 6.

Опрос руководителей компаний.

Приложение 7.

Основные признаки, по которым можно узнать сомнительные вакансии

Когда ищешь работу, иногда попадаются сомнительные вакансии. Например, в объявлении слишком высокая зарплата или подозрительные контакты. Это могут быть мошенники, которые потратят ваше время или обманут.

Что должно насторожить соискателя в вакансии:

Указаны странные данные

⛔ Иногда в вакансии много информации о компании, но указаны странные контакты. Например, электронная почта типа chetkiy_dimon@mail.ru или номер телефона с кодом из другой страны, хотя фирма работает только в России. А иногда – физический адрес, которого не найти на карте.

✅ Компании, которые действительно существуют, указывают свои реальные данные. В том числе физический адрес и телефон: можно легко дозвониться или посетить офис. Кроме того, распознать честных работодателей можно по email-адресу. У большинства реальных организаций корпоративная почта. Но ИП часто пользуются обычными почтовыми сервисами, а в адресе указывают реальные имя и фамилию сотрудника, например, a_volkov@mail.ru.

Все крупные сайты по поиску работы несут ответственность за размещенные вакансии, поэтому проверяют информацию о компании еще при регистрации – для этого работодатель заполняет анкету. В ней нужно указать, например, название, полный адрес, контакты и данные сотрудника, который будет просматривать отклики и общаться с соискателями.

Модераторы сайта выясняют, насколько информация достоверна. Например, звонят по указанным телефонам, связываются по электронной почте с фирмой, ищут адрес на картах. Если ответа не поступает или информацию найти не удалось, анкету блокируют, и фирма не сможет публиковать вакансии.

Нет прямого названия компании

⛔ Часто в вакансиях вместо конкретного бренда встречаются только общие фразы об организации: «крупная», «серьезная», «мировая». Поэтому не получится найти дополнительную информацию о компании и понять, чем она занимается. А некоторые мошенники используют для обмана названия реально существующих фирм.

✅ Чтобы исключить и отсеять злоумышленников, сервисы запрашивает у компании различные документы при регистрации. Так, юрлица должны предоставить ЕГРЮЛ, свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет. Модераторы проверяют не только наличие, но и подлинность документов через специальные сервисы. Так точно можно убедиться, что компания существует и официально зарегистрирована.

Еще модераторы запрашивают документы у частных лиц. Например, HR-специалисты должны подтвердить, что действительно сотрудничают с компаниями и кадровыми агентствами. А у стартапов, которые только в процессе регистрации юрлица, запрашивают документы о том, что процедура запущена. Модераторы сервиса изучают сайт и соцсети фирмы. Это тоже помогает убедиться, что организация действительно работает.

Готовность быстро подписать договор

⛔ Если компания предлагает сразу же подписать договор, это подозрительно. Возможно, от вас скрывают какие-то нюансы и условия работы, и в будущем вы пожалеете, что так быстро подписали документы.

✅ Не стоит торопиться. Внимательно прочитайте договор, задайте уточняющие вопросы. Возьмите небольшую паузу, чтобы подумать и решить, подходят ли вам условия.

Еще можно почитать отзывы о компании и узнать мнения ее сотрудников. Но сайтов много, и не всегда удается распознать заказные комментарии. Воспользуйтесь популярными сайтами по поиску работы: на многих работодателей соискатели могут оставлять отзывы. Сервис проверяет комментарии, а затем они отображаются на страницах компаний. Каким бы ни был комментарий, он не удаляется, если не нарушает правил модерации. Поэтому вы можете не сомневаться, что прочитаете только реальные мнения бывших или действующих сотрудников.

Пользователи ставят оценки работодателям по пятибалльной шкале и пишут, что понравилось или разочаровало. Благодаря этому вы сможете понять, стоит ли связываться с компанией или нет. Отзывы сотрудников помогут узнать о реальных условиях работы и решить, подходят ли они вам

«Тайный» договор

⛔ При устройстве на некоторые должности особенно важно сразу знать детали работы. Например, количество смен, рабочих часов, основания для штрафов, точные обязанности. Все это должно быть указано в договоре. Если представитель компании отказывается показать полную информацию до подписания бумаг или вообще скрывает договор — это «красный флаг».

✅ Надежный работодатель всегда показывает договор соискателю. Он продемонстрирует все необходимые документы и подробно расскажет об условиях сотрудничества на собеседовании. Часто детали работы описывают еще в объявлении.

Адекватность и реалистичность зарплаты.

Завышенная сумма вызывает подозрения. В этом случае модераторы дополнительно проверяют компанию. Правильное определение должности и обязанностей. Если между ними есть разногласия, модераторы выясняют, не пытается ли работодатель ввести соискателя в заблуждение. Если модератор обнаружил нарушение, вакансию возвращают компании для редактирования

Чтобы минимизировать риск встречи с недобросовестными работодателями, ищите вакансии на популярных и проверенных сайтах. Сервис проверяет каждую компанию при регистрации и модерирует все ее объявления. Если фирма предоставила необходимые документы и подтвердила указанные в анкете данные, сервис помечает ее галочкой. Это знак того, что компания прошла проверку и реально существует.

Как вычислить ложные вакансии.

К сожалению, иногда на сайтах по поиску работы скрываются мошенники. Есть простые правила, которые помогают заподозрить обман, – соблюдать их важно вне зависимости от возраста. Насторожить должны следующие вещи.

1. Нет названия компании. Вряд ли «крупное международное предприятие» будет скрывать своё имя.

2. Нет описания обязанностей и условий работы. Требования должны быть максимально понятными и конкретными. Под видом «работы через интернет» может скрываться что угодно.

3. Указана очень высокая зарплата. Как правило, хорошие деньги готовы платить кандидатам, у которых есть образование и опыт. Если за простую работу, например, за доставку посылок, предлагают 200 тысяч рублей, не исключено, что передавать предстоит что‑то нелегальное.

4. Перед устройством на работу нужно что‑то купить. От подростка могут потребовать оплатить обучение, форменную одежду, товары для перепродажи. Это ловушка: после перевода денег «работодатель» перестанет выходить на связь.

5. Чтобы узнать подробности, нужно позвонить на короткий номер. Вся важная информация должна быть указана в вакансии. Не исключено, что после звонка со счёта спишут круглую сумму.

6. Чтобы попасть на собеседование, нужно заполнить анкету с вопросами, которые не касаются работы. Например, подростка попросят указать телефоны и адреса родственников. В будущем эти данные могут перепродать спаммерам.

Вывод: признаков вычисления подозрительных вакансий немного, и они довольно просты и логичны, но, как показывает судебная практика, на уловки недобросовестных работодателей ежегодно попадает большое количество не только подростков, но и совершеннолетних граждан. Следовательно, чем раньше подростки узнают и поймут эти признаки, тем меньше будет шансов попасть на недобросовестного работодателя.

Я считаю, что перед трудоустройством следует внимательно изучить рынок труда, выявить среднюю заработную плату по каждой интересующей вакансии, поискать в интернете информацию и отзывы о компаниях, куда планируете устраиваться на работу. На собеседовании не стоит стесняться и обязательно задать вопрос об официальном трудоустройстве. Если работодатель соблюдает все законы, то такой вопрос его не отпугнет, вы получите полный ответ, а работодатель увидит, что вы серьезно настроены на работу и имеете представления о своих правах.

Приложение 8.

Справочник «Как найти работу подростку. Алгоритм трудоустройства».

Основные правила составления РЕЗЮМЕ

Краткость. Резюме должно быть сжатым и точным. Избегайте лишних деталей и фокусируйтесь на ключевой информации, которая демонстрирует вашу квалификацию и опыт.

Конкретность. При составлении резюме важно быть конкретным и избегать общих фраз. Укажите конкретные достижения и результаты вашей работы.

Правдивость. Правдивость в резюме критически важна. Указывайте только ту информацию, которую вы можете подтвердить фактами и документами.

Структура резюме. Правильная структура резюме имеет решающее значение. Она помогает потенциальным работодателям быстро найти необходимую информацию и создаёт первое впечатление о кандидате.

Личные данные. Раздел с личными данными – это ваша визитная карточка в резюме. Он должен быть кратким, но содержать всю необходимую информацию для связи. Включите следующие пункты:

• полное имя, возраст.

• контактный телефон.

• электронная почта.

• адрес проживания (по желанию).

Контакты. В разделе контакты обратите внимание на почтовый ящик – он должен соответствовать профессиональному статусу. Адрес kisulya1987@mail.ru подчеркнёт неделовой подход к работе. А вот angelina.vavilonova@gmail.com – уже лучше.

Цель. Раздел «Цель» в резюме является вашим кратким профессиональным заявлением, в котором вы указываете, какую позицию вы ищете и чего хотите достичь на новом месте работы. Это помогает работодателям понять ваши карьерные амбиции и как они соотносятся с их потребностями.

Образование. Раздел «Образование» в вашем резюме информирует работодателей о вашем академическом фоне. Укажите учебные заведения, которые вы посещали, полученные степени и даты окончания учёбы. Если у вас есть особо значимые академические достижения или награды, также стоит их включить. Это может быть особенно важно для начинающих специалистов, у которых ещё нет значительного профессионального опыта.

Профессиональные навыки и достижения. В разделе «Профессиональные навыки и достижения» вы должны выделить свои ключевые компетенции и успехи, которые могут отличить вас от других кандидатов. Особенно важно указать те навыки, которые прямо связаны с желаемой должностью. Составьте список, который включает:

• технические навыки (например, владение программным обеспечением, инструментами, технологиями),

• профессиональные курсы, имеющиеся сертификаты или тренинги, которые вы прошли,

• мягкие навыки (например, умение чётко выражать свои мысли, способность эффективно работать в группе, умение быстро реагировать на новые вызовы),

• языки, на которых вы свободно говорите.

Дополнительная информация. Раздел «Дополнительная информация» в резюме предоставляет возможность поделиться важными деталями, которые могут не вписываться в другие разделы, но при этом значимы для вашей кандидатуры. Здесь можно упомянуть:

• опыт или участие в общественных организациях

• хобби или интересы, связанные с профессиональной деятельностью или демонстрирующие ключевые навыки

• достижения в области спорта или искусства, если они показывают вашу целеустремлённость или лидерские качества

Включение этих элементов может помочь создать более полное представление о вас как о персоне и профессионале, увеличивая шансы на успешное трудоустройство.

Просмотров работы: 64