Я-будущий избиратель

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я-будущий избиратель

Валтухов Р.А. 1
1БМАОУ "ГИМНАЗИЯ №5"
Валтухова В.Б. 1
1БМА ОУ " Гимназия 5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Людям издавна свойственно выбирать. Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден силой самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать практически постоянно. Помимо такого повседневного выбора существует и юридически узаконенная процедура выборов, благодаря которой формируются органы власти в современных демократических государствах.

Активность молодежи в решении насущных социально-политических проблем остается очень низкой. Молодые люди пассивны, потому что они не знают своих конституционных прав, которые им предоставляет законодательство для участия в выборах. А наше участие в выполнении важных государственных дел ( таких, как выборы, и в первую очередь выборы органов местного самоуправления) даст свои положительные результаты, ваш голос будет услышан, если вы этого захотите. Право избирать и быть избранным дано нам Конституцией РФ.

В 18 лет молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов, зачастую голосует не умом, а эмоциями или, по примеру родителей, за того же кандидата, которого выбирают родители. К тридцати годам молодые люди набираются жизненного опыта, у них формируется своя жизненная позиция, они точно знают, чего ждут от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор.

Я с нетерпением жду своего совершеннолетия, чтобы воспользоваться своим избирательным правом, чтобы с гордостью ощущать собственную причастность к судьбе своей страны. Я – будущий избиратель, и от меня зависит, будут ли продолжаться позитивные изменения, которые начались в последние годы в нашей России.

Актуальность: в современном российском обществе мы, учащиеся, должны не только овладеть определенной суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, участвуя в выборах и деятельности органов школьного самоуправления, а затем в жизни страны. Нам, молодому поколению, нужно помочь стать политически зоркими, активными, способными делать в жизни самостоятельный правильный выбор, проявлять собственную гражданскую инициативу и в дальнейшем эффективно управлять страной. Для того, чтобы моим сверстникам проще было понять процедуру выборов нашей стране я решил написать сказку о выборах, где доступным языком написал о том, как выбирают мэра, кто может баллотироваться на данную должность, и как осуществляется процедура выборов в демократическом государстве. Я считаю что, умения и навыки в области избирательного права, полученные уже в школьные годы, должны способствовать решению названных задач.

Цель работы: изучить избирательный процесс в РФ

Задачи:

-изучить историю зарождения избирательного права в РФ

- рассмотреть избирательную систему в РФ

- рассмотреть понятие и виды референдума

- изучить порядок формирования Федерального Собрания

- изучить избирательный кодекс в Свердловской области

-создать брошюру для изучения основ избирательного права для учащихся 2-6 классов.

Предмет: избирательный процесс в РФ

Объект: избирательная система РФ

Методы исследования: анализ, сравнение, систематизация, моделирование

Глава 1. История зарождения избирательного права

Формирование и становление избирательной системы России условно можно разделить на 3 периода развития, в соответствии с которыми были разработаны советские конституции 1918 г., 1936 г., 1977 г. В рамках настоящей кратко рассмотрим ключевым изменения, внесенные принятыми конституциями.

10 июля 1918 г. принята первая Советская Конституция. Возрастной ценз был снижен до 18 лет, расширен перечень категорий граждан, имевших право принимать участие в выборах, участие в выборах могли принимать только лица, занимающиеся производительным и общественно-полезным трудом. Частные торговцы, граждане, получающие доход в виде процентов от капитала, бывшие полицейские, священнослужители и др. не подпускались к осуществлению избирательных прав. Была произведена национализация банков, фабрик, заводов. Введены всеобщие воинская и трудовая повинности.

В 1936 г. в СССР принята новая Конституция, закрепившая главенствующую роль Коммунистической партии в области государственного управления. Были внесены изменения в избирательное право: из избирательной системы исключены классовые неравенства городских и сельских жителей, что способствовало усилению её демократизации. Происходил переход к тайному голосованию

Следующая Конституция СССР 1977 г. не внесла существенных изменений в избирательное право, но срок полномочий верховных депутатов увеличен с 4 до 5 лет, а местных сокращен с 4 до 2,5 лет; была включена новая глава, определяющая статус народного депутата; закреплен принцип недопустимости избрания более, чем на 2 срока в Совет народных депутатов.

Стоит отметить, что в советской России десятилетиями отсутствовало несколько кандидатов . Отсутствовал принцип состязательности выборов.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принятая Конституция Российской Федерации, которая в отличие от предыдущих редакций Конституций не включала в себя главу об избирательном праве. Таким образом, первое время правовое регулирование выборов осуществлялось Федеральным Собранием РФ.

24 сентября 1993 г. учреждена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Глава 2. Понятие и принципы избирательного права

    1. П

      Избирательное право

      онятие и принципы избирательного права

 

Субъективное

(конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

Пассивное

(право быть избранным)

Активное

(право избирать)

Избирательное право

Объективное

(совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по выборам в органы государственной власти и органы местногосамоуправления)

Всеобщее равного прямого избирательного права при тайном голосовании

  1. Всеобщее – активное с 18 лет, пассивное с 18-35 лет. Лишены избирательного права отбывающие наказание и признанные недееспособным (по суду) лица.

  2. Прямое – избиратель голосует «за», или «против» кандидата, или списка непосредственно.

  3. Тайное - исключается какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей.

  4. Участие в выборах свободное и добровольное

  5. Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.

Глава 3. Избирательная система

Избирательная система – порядок выборов органов государственной власти органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.

Избираются: Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Избирательные комиссии

-Центральная избирательная комиссия РФ;

- Избирательные комиссии субъектов РФ;

- Окружные;

- Территориальные;

- Участковые избирательные комиссии.

ЦИК формируется из 15 членов и формируется на паритетной основе Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думы, действует на постоянной основе.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ, действуют на постоянной основе. Местные избирательные комиссии формируются органами местного самоуправления, на период избирательной кампании.

Виды избирательных систем:

  1. Мажоритарная: проведение выборов по одномандатным, реже – многомандатным избирательным округам и подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. (50% +1 голос).

  2. Пропорциональная: основана на подаче голосов за списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным голосам, при этом устанавливается заградительный барьер.

  3. Смешанная: представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица избираются по мажоритарной системе. Депутаты Государственной Думы избираются по смешанной системе (225 депутатов избираются по мажоритарной системе, столько же избираются по пропорциональной системе). Депутаты законодательных органов субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления избираются, как правило, по мажоритарной системе.

Избирательный процесс:

- назначение выборов;

- составление списков избирателей;

- образование избирательных округов и избирательных участков;

- формирование избирательных комиссий;

- выдвижение и регистрация кандидатов;

- предвыборная агитация;

- голосование;

- подсчёт голосов;

- определение результатов выборов.

Глава 4. Понятие и виды референдума

Референдум – голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Виды референдума:

Референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Референдум субъекта РФ – голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ по важным вопросам государственного значения.

Местный референдум – голосование граждан РФ постоянно проживающих в границах муниципальных образований, по важным вопросам местного значения.

Законодательная база:

Референдум РФ проводится в соответствии с Конституцией РФ.

Принципы референдума: гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Деятельность комиссий референдума осуществляется открыто и гласно. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ.

Назначение референдума осуществляется уполномоченным органом государственной власти. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в дополнительном утверждении.

Глава 5. Порядок формирования Федерального Собрания

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ. Членов Совета Федерации может быть избран
(назначен) гражданин не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом.

- Представитель от двухпалатного законодательного органа избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока.

- Кандидатуры для избирания вносятся председателем законодательного органа, или группами депутатов не менее одной трети от их общей численности.

Совет Федерации:

Представитель в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, решение о назначении вступает в силу, если на ближайшем заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа депутатов не проголосуют против его назначения.

Решения об избрании члена Совета Федерации направляются в Совет Федерации в пятидневный срок принявшими их органами. На ближайшем заседании Совет Федерации подтверждает их полномочия.

Кандидаты для избрания представляют сведения о доходах и имуществе. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим его органом.

Государственная Дума:

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на пятилетний срок полномочий.

225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, на основе единой нормы представительства, но не менее одного округа в субъекте РФ (мажоритарная система), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки, выдвинутые избирательными объединениями.

Кандидат в депутаты:

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года ( не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным, или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Все кандидаты обладают равными правами и не в праве использовать преимущества служебного положения. Кандидат может баллотироваться только в составе одного федерального списка и только в одном избирательном округе.

Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее трех процентов избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов – не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей.
предвыборная кампания:

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию на равных основаниях. Расходы на проведение выборов производят за счет федерального бюджета.

За осуществление нарушения федерального закона избирательная комиссия может отменить регистрацию.

Подведение итогов:

Выборы признаются несостоявшимися:

  1. Одномандатный округ – если наибольшее число избирателей проголосовало против всех кандидатов;

  2. Партийный список – если ни один федеральный список кандидатов не получит 5 % голосов, или если все избирательные списки, не получат в совокупности 50% голосов.

  3. Если в них приняло участие менее 25% избирателей.

Глава 6. Избирательный кодекс в Свердловской области

Кодекс в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, регулирует порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Свердловской области, выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований.

Настоящим кодексом устанавливаются гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Кодекс.

Глава 2. Избирательные права граждан и принципы проведения выборов

Статья 9. Избирательные права граждан

  1. «В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, имеет право избирать депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области, избирать в органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действий…»

  2. Гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным по достижении возраста:

  1. Восемнадцати лет – депутатов представительного органа муниципального образования;

  2. Двадцати одного года – депутатом Законодательного Собрания Свердловской области, главой муниципального образования;

  3. Тридцати лет – Губернатором Свердловской области.

  1. В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан РФ, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Глава 7. Брошюра « О выборе и выборах в Простоквашино»

Для того, чтобы моим сверстникам проще было понять процедуру выборов

В нашей стране я решил написать сказку о выборах, где доступным языком написал о том как выбирают мэра, кто может баллотироваться на данную должность, и как осуществляется процедура выборов в демократическом государстве (См. Приложение 1).

Заключение

Избирательная система в России формировалась на протяжении 100 лет. И это очень важный процесс для нашего государства.

В молодом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве, но, подходя к избирательным урнам каждый должен голосовать не чувствами, а умом, поэтому любой человек должен понимать значение выборов, референдума для формирования демократических основ нашего государства

Каждый должен обладать мужеством отстаивать свои убеждения, вследствие этого приходя на избирательный участок, все мы голосуем за лучшую жизнь, за светлое будущее, за сильное могучее государство – за великую нашу родину Россию. Просто так голоса никто не отдаст. Наша общая задача – сделать так, чтобы молодые люди поняли: от них зависит, как будет жить в будущем наш город, наша область, наша страна. Россия воспрянет ото сна тогда, когда каждый его гражданин будет стремиться внести свою лепту в ее процветание. А первый шаг – это прийти на избирательный участок и высказать свое мнение, показав свою свободу. Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен, а всякий долг, добровольно возложенный на себя, подразумевает свободу.

В настоящее время Россия встала на путь демократии, и каждому из нас важно из множества политических партий и кандидатов выбрать достойных людей, которые смогут повести государство по правильному курсу. Верю и надеюсь, что будет так!

Список литературы

  1. Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. «Мы, народ!», Москва, 1998

  2. Князев С.Д. «Очерки теории российского избирательного права». Владивосток, 1995

  3. Иванченко А.В. «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов под редакцией». Москва, 2009.

  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», 2008

  5. Кукушкин М.И., Югов А.А. «Понятие и структура избирательного процесса// Теория и практика избирательного процесса», 1998

  6. Князев С.Д. «Современное избирательное право». Владивосток, 2009

  7. Комментарий Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ред. Васильева В.И., Вешняков А.А., Лысенко В.И., Москва, 2009

  8. Скворцова И.В., Бурусов Е.И. «Быть гражданином и патриотом учимся в школе». Ульяновск, 2012

Приложение 1

Просмотров работы: 7