Введение
В условиях современного общества, характеризующегося динамичными экономическими изменениями и растущими требованиями к квалификации работников, многие подростки стремятся получить опыт работы, который может стать основой для их будущей карьеры. Однако, несмотря на потенциальные преимущества, трудоустройство несовершеннолетних связано с множеством проблем, включая вопросы правового регулирования, условий труда, а также влияние труда на образование и личностное развитие подростков.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время рынок труда постоянно растёт. Многие подростки заинтересованы в финансовой самостоятельности, что и двигает их пополнить ряды работников. Трудовая деятельность является одним из ключевых факторов, играющих социализирующую роль и оказывающих влияние на форсирование личностных качеств несовершеннолетних. Несмотря на широкий круг действующих норм трудового права, вопрос обеспечения безопасного трудоустройства и нивелирование риска попасться на мошенников остаётся открытым. Это может быть вызвано низким уровнем правовой грамотности юных работников, наличие вариации недобросовестных действий работодателей по отношению к неопытным работникам и незнанием способ защиты своих трудовых прав начинающих кандидатов.
Цель: исследовать проблемы трудоустройства несовершеннолетних и предложить рекомендации для создания условий труда, поддерживающих их развитие и соблюдение трудовых права.
Задачи:
1. Изучить исторические аспекты трудоустройства несовершеннолетних.
2. Рассмотреть законодательство о трудоустройстве несовершеннолетних в России.
3. Выявить ограничения и права несовершеннолетних работников.
4. Исследовать влияние трудовой активности на личностное развитие работающих подростков.
5. Рассмотреть рынок труда несовершеннолетних по России, а также по Республике Татарстан.
6. Составить, провести и проанализировать опрос среди подростков про их опыт трудоустройства.
7. Создать собственное резюме, а также связаться с работодателями.
8. Выявить сложности при трудоустройстве.
9. Создать памятку для несовершеннолетних по трудоустройству, а также чат-бот помощник для юных работников.
Гипотеза: многие несовершеннолетние работники часто сталкиваются с нарушением трудовых прав, что связано с уровнем правовой грамотности подростков.
Объектом исследования являются совокупность правоотношений, складывающиеся в трудовой сфере между несовершеннолетним работником и работодателем.
Предметом исследования являются правовые нормы и механизмы, регулирующие трудоустройство подростков в РФ, а также практические аспекты их применения в реальной жизни.
Практическая ценность: на основе анализа практики трудоустройства подростков можно разработать методические рекомендации для несовершеннолетних, которые помогут им правильно организовать трудовые отношения с работодателями, а также повысить правовую грамотность.
Новизна данной работы заключается в комплексном подходе к исследованию трудоустройства несовершеннолетних, который включает анализ как правовых аспектов, так и социальных и образовательных факторов. В отличие от существующих исследований, которые часто фокусируются на отдельных аспектах проблемы, данная работа предлагает целостное видение, учитывающее влияние различных факторов на трудовую деятельность подростков. Также будет разработана памятка для несовершеннолетних по трудоустройству.
Глава 1. Теоретические основы трудоустройства несовершеннолетних
1.1 Исторические аспекты трудоустройства несовершеннолетних
В древние времена труд несовершеннолетних считался обычным делом. В аграрных обществах дети из крестьянских семей помогали родителям в сельском хозяйстве, а в городах участвовали в ремёслах и торговле. В период феодализма в XVI-XVII веках, особенно в Европе, существовала система ученичества, где в городах подростки обучались ремеслу у мастеров.
Наиболее активное развитие промышленности в России происходило при Петре I. В то время людей, которые имели промышленные навыки, было недостаточно, рабочая сила формировалась за счет крестьян, бродяг, преступников, а также детей. Массовая миграция населения в города привела к увеличению числа фабрик и заводов, где трудились дети. Дети, получая навыки с ранних лет, в будущем становились основной квалифицированной рабочей силой. Рабочий день достигал в среднем 12-16 часов. Несовершеннолетние работали в опасных условиях за низкую плату, что вызывало общественное волнение, что привело к первым попыткам законодательного регулирования.
31 мая 1708 года Петр I издал указ «О величине трудового дня, штрафах и наказаниях для адмиралтейских рабочих», который и положил начало развитию трудового законодательства в России. Рабочий день начинался в 5 утра и заканчивался в 9 вечера по пушечному выстрелу, с двумя перерывами на полтора часа в полдень и на полчаса в 19 часов. Также ввелась строгая система штрафов, которая в большинстве случаев влекла за собой телесные наказания.
В 1762 году Екатериной II был издан указ, который ограничивал работу детей на фабриках. Однако на практике эти ограничения не применялись и игнорировались. В результате, в конце XVIII века труд несовершеннолетних стал массовым явлением, особенно в текстильной и металлургической промышленности.
С ростом числа мануфактур возникла необходимость в подготовке квалифицированных рабочих. В 1860-х годах в России началась реформа образования, которая включала создание профессиональных училищ и технических школ. Благодаря этим учреждениям заметно повысился уровень образования среди молодёжи, а также улучшились условия труда [20].
В 1882 году был принят Закон о фабриках, который стал важным этапом в регулировании труда несовершеннолетних. Он установил минимальный возраст для трудоустройства (для мальчиков — 12 лет, для девочек — 11 лет) и ограничивал рабочий день для детей до 8 часов. Закон также предусматривал обязательные перерывы для отдыха и питания. Однако, его исполнение оставалось таким же проблематичным, как и предыдущие попытки урегулирования труда несовершеннолетних.
После Октябрьской революции 1917 года в России произошли значительные изменения в трудовом законодательстве. 10 декабря 1918 года был издан Кодекс законов о труде РСФСР, который обязывал трудиться всех лиц, достигших 16 лет. Именно тогда рабочий день несовершеннолетних был органичен 6 часами.
В 1922 году был принят Кодекс законов о труде, который включал положения о защите прав детей и подростков. В это время активно развивалась система профессионального обучения, что способствовало улучшению условий труда для молодежи. Однако в условиях НЭПа и позднее в годы коллективизации труд несовершеннолетних снова стал массовым, особенно в сельском хозяйстве [21] (см. Приложение 1).
В послевоенные годы, в связи с восстановлением экономики, вопрос о труде несовершеннолетних вновь стал актуальным. В 1956 году была принята новая редакция Кодекса законов о труде, которая усилила защиту прав несовершеннолетних работников.
В это время начали развиваться программы профессионального обучения и трудоустройства для молодежи, что способствовало их социальной адаптации и повышению квалификации.
После распада СССР в 1991 году Россия столкнулась с новыми экономическими проблемами. Переход к рыночной экономике привел к увеличению числа трудовых мигрантов. В это время возникли новые вызовы: многие несовершеннолетние начали работать в неформальном секторе без официального оформления, что лишало их правовой защиты.
В 2002 году был принят Трудовой кодекс Российской Федерации, который действует и по сей день [1]. Он также содержит положения о труде несовершеннолетних. Кодекс устанавливает ограничения по возрасту, условиям труда и времени работы для молодёжи, а также гарантирует их право на образование и защиту от эксплуатации.
Трудовой Кодекс Российской Федерации играет ключевую роль в урегулировании трудовых отношений. Благодаря ему установились определённые нормы рабочих условий не только для взрослых людей, но и также для несовершеннолетних. Сформировались чёткие определения тяжёлых и опасных работ для здоровья, появились нормы, устанавливающие рабочее время, а также ограничения по продолжительности рабочего дня и времени работы в выходные и праздничные дни.
Также Кодекс гарантирует несовершеннолетним работникам право на отдых, оплачиваемый отпуск и другие социальные гарантии, что способствует их полноценному развитию и социальной защите; поддерживает возможность совмещения работы и учебы для несовершеннолетних; а также позволяет им получать законное вознаграждение за свою работу и развивать навыки, необходимые для будущей карьеры.
В ходе изучения истории трудоустройства подростков мы обнаружили, что этот вопрос имеет глубокие корни и претерпел значительные изменения на протяжении веков. На ранних этапах развития общества трудовая деятельность подростков была обязательной частью их взросления. С развитием индустриализации в XIX веке трудоустройство подростков стало более организованным, но также привело к множеству социальных проблем, таких как эксплуатация и небезопасные условия труда. Это вызвало общественное волнение и привело к появлению первых законодательных инициатив, направленных на защиту прав несовершеннолетних работников.
1.2 Законодательство о трудоустройстве несовершеннолетних
В современном обществе, где молодёжь все чаще вступает в трудовые отношения, необходимо понимать, какие права они имеют и какие ограничения действуют для защиты их интересов. Рассмотрим некоторые статьи из Трудового Кодекса Российской Федерации о труде несовершеннолетних.
В статье 265 ТК РФ приводится перечень работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет:
Работа с вредными и (или) опасными условиями труда.
Подземные работы.
Работы, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
Работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
В статье 63 ТК РФ описывается возраст, с которого допускается заключение трудового договора (см. Приложение 2).
В статье 267 ТК РФ сказано, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Статья 268 ТК РФ содержит запрет направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в возрасте до восемнадцати лет.
Что касается расторжения трудового договора между работником в возрасте до 18 лет и работодателем, то статья 269 ТК РФ гарантирует, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В статье 270 ТК РФ выделены нормы выработки для работников в возрасте до 18 лет. Также для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, и прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.
Согласно статье 271 ТК РФ, зарплата несовершеннолетним выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Если работник учится, то оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Также изучим 10 статью ФЗ от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», где прописано, что на тяжевых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
По статье 272 ТК РФ особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением (см. Приложение 3). Права и обязанности работников по ТК РФ отражены в приложениях 4 и 5.
Отдельно рассмотрим подзаконные акты, регулирующие труд несовершеннолетних. В Российской Федерации действует Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», которое устанавливает перечень работ, запрещенных для несовершеннолетних [3]. Например, работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную; горные работы, строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения; геолого-разведочные и топографо-геодезические работы; черная металлургия; цветная металлургия; производство и передача электроэнергии и теплоэнергии (энергетическое хозяйство); добыча и переработка торфа; бурение скважин, добыча нефти и газа; переработка нефти, нефтепродуктов, газа, сланцев, угля и обслуживание магистральных трубопроводов и т.п.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» устанавливает санитарные и эпидемиологические требования к условиям труда, в том числе для несовершеннолетних [2].
Рассмотрев НПА о трудоустройстве несовершеннолетних, мы видим, что государство стремиться поддерживать желание несовершеннолетних трудиться, обеспечивая их права. Но несмотря на наличие прав, у несовершеннолетних также есть ряд ограничений. Они направлены на их защиту, чтобы подростки не подвергались ухудшению своего здоровья, а также, чтобы трудовая деятельность не препятствовала получению образованию.
Мы рассмотрели множество нормативно-правовых актов, которые направлены на регулирование труда несовершеннолетних. Исходя из этого, можно сказать, что в настоящее время подростки являются мотивированной рабочей силой, поэтому государству необходимо создавать благоприятные условия для них. Необходимо защищать интересы подростков, а также их права, которые часто нарушаются работодателями.
Глава 2. Практические основы трудоустройства несовершеннолетних
2.1 Анализ рынка труда несовершеннолетних в Татарстане и России
В наше время многие молодые люди хотят стать независимыми и зарабатывать деньги, поэтому вопросы трудоустройства, соблюдения их прав и создания безопасных условий труда становятся особенно важными. Рассмотрим состояние рынка труда несовершеннолетних работников.
В последние годы наблюдается значительный рост числа вакансий, доступных для молодёжи в возрасте от 14 до 17 лет. Такой резкий рост можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, многие компании начали осознавать ценность молодёжи как потенциальных работников. Работодатели видят в них не только возможность привлечь свежие идеи и энергию, но и готовность к обучению и развитию. Во-вторых, в последние годы в России были приняты меры, направленные на упрощение процесса трудоустройства несовершеннолетних, что позволило работодателям легче оформлять молодых сотрудников. Таким образом, рост количества вакансий для несовершеннолетних является положительным знаком, указывающим на изменения в восприятии трудовой деятельности на рынке труда (см. Приложение 7).
Что касается вакансий, наиболее востребованной позицией среди несовершеннолетних является работа курьером, которая составляет более половины от всех предложений для этой возрастной группы. Другими популярными вакансиями для подростков являются менеджер по продаже или работе с клиентами, официант, бариста, разнорабочий, кладовщик и аниматор. Все эти предложения свидетельствуют о том, что найти работу для подростков вполне реально. Рынок труда предлагает множество возможностей, и молодёжь может выбирать из различных вакансий в зависимости от своих интересов и предпочтений (см. Приложение 8).
Список регионов, предлагающих наибольшее количество вакансий для школьников, возглавила столица России — Москва, где было зарегистрировано 21% от общего числа предложений. На втором месте находится Санкт-Петербург, где доля вакансий для школьников составила 11%. Среди других регионов, активно нанимающих подростков, выделяется Свердловская область, где доля вакансий составила 4%(см. Приложение 9).
Работодатели, нанимающие несовершеннолетних соискателей, предъявляют определённые требования к кандидатам, которые становятся важными для успешного трудоустройства. Одним из ключевых ожиданий стало знание города. Это требование особенно актуально для позиций, связанных с работой на местности, такими как курьеры или работники в сфере обслуживания, где важно ориентироваться в географии и инфраструктуре.
Следующим по значимости навыком является умение работать в команде, на которое указали 9% работодателей. Это подчеркивает важность взаимодействия и сотрудничества среди сотрудников, особенно в динамичных рабочих средах, где коллективная работа играет ключевую роль в достижении общих целей. Другими важными навыками являются грамотная речь, деловое общение, ответственность, владение компьютером, телефонные переговоры, активные продажи, мобильность (см. Приложение 10).
Таким образом, работодатели ожидают от несовершеннолетних не только базовых знаний и умений, но и более сложных навыков, которые помогут им эффективно интегрироваться в рабочий процесс и стать ценными членами команды.
2.2 Социологический опрос несовершеннолетних работников
Для выявления сложностей трудоустройства несовершеннолетних нами был проведён социологический опрос (см. Приложение 6).
Всего в результате приняло участие 120 человек из разных регионов России: из Краснодарского края, Республики Татарстан, Кемерово, Ростовской области, Севастополя, Республики Саха, Республики Марий Эл, и др.
Исходя из результатов опроса, можно сделать следующие выводы. Подростки работали в таких сферах, таких как общепит, торговля, услуги, работа с детьми, строительство, маркетинг, таргетинг, медицина и прочее.
Результаты опроса «Во сколько лет вы начали работать?», показывают, что большинство человек начали работать в возрасте 15-17 лет, что составляет 43,3% от общего числа опрошенных. Значительная доля участников (37,3%) начала трудовую деятельность в более раннем возрасте — 13-14 лет. Лишь 11,9% опрошенных начали работать в возрасте 18 лет и старше, что свидетельствует о том, что большинство молодёжи выходит на рынок труда до достижения совершеннолетия. Наконец, 7,5% респондентов начали работать до 12 лет, что подчёркивает раннее вовлечение детей в трудовую деятельность (см. Приложение 11 График 1).
Ответы на вопрос «Как вы узнали о трудоустройстве для несовершеннолетних?» показывают, что основным источником информации для большинства учащихся стали друзья, о чем сообщили 54,3% участников. На втором месте находится интернет, который стал источником информации для 31,3% опрошенных. Значительную роль также сыграла школа, где о возможностях трудоустройства узнали 17,9% респондентов. Наконец, 16,4% участников получили информацию от родителей. Данные говорят о важности социальных связей и образовательной среды в информировании молодежи о возможностях трудоустройства (см. Приложение 11 График 7).
Следующий вопрос «Какие факторы повлияли на ваше решение начать работать?» показал, что основным мотивом для большинства стало желание заработать деньги, о чем заявили 80,6% участников. Получение опыта также сыграло значительную роль в принятии решения о трудоустройстве, на что указали 40,3% опрошенных. Кроме того, 16,4% респондентов отметили, что поддержка родителей оказала влияние на их выбор начать работать. Эти данные подчёркивают, что финансовые мотивы являются главными для молодёжи, однако также важным аспектом является стремление к приобретению опыта, что может способствовать их личностному и профессиональному развитию (см. Приложение 11 График 6).
Результаты ответов на вопрос «Какие платформы вы использовали для нахождения работы?» показывают, что наибольшее количество участников опроса (59,7%) использовало вакансии на Авито для поиска работы. На втором месте находится площадка HeadHunter, которую использовали 31,3% участников. Платформа Зарплата.ру заняла третье место с 10,4%, а SuperJob использовали лишь 6% опрошенных. Кроме того, респонденты упоминали и другие источники поиска работы, такие как информация от знакомых или других людей, объявления, предложения в социальных сетях, а также советы, полученные в школе (см. Приложение 11 График 2).
Ответы на вопрос «Сколько часов в неделю вы примерно работали или работаете?» показывают, что 31,3% респондентов трудятся менее 10 часов в неделю. Примерно 17,9% опрошенных работают от 10 до 20 часов, 13,4%— от 21 до 30 часов, а 11,9% — от 30 до 35 часов .
Результаты показывают, что большинство респондентов имеют положительное мнение о своих условиях труда. 44,8% участников оценили свои условия как хорошие, в то время как 29,9% отметили их как отличные. Удовлетворительные условия указали 23,9% опрошенных, и лишь 1,5% оценил свои условия как плохие.
Следующие сведения показывают, что большинство респондентов (63,1%) не сталкивались с нарушениями своих прав. Однако 36,9% участников признали, что имели такие случаи. Эти данные указывают на преобладание положительного опыта среди молодежи, но также подчеркивают наличие проблем, с которыми сталкивается значительная часть опрошенных.
Те, кто столкнулся с нарушением своих прав отметили, что часто задерживали зарплату или вовсе её не получали, испытывали неуважение со стороны взрослых, делали дополнительную работу, которая не входила в их обязанности, мирились с увеличением часов работы, работодатели заставляли выйти на смену в день законного выходного без дополнительной оплаты. Эти данные показывают нам, что существует значительная проблема с соблюдением трудовых прав молодежи.
Сведения на вопрос «Знаете ли вы об ограничениях для работы несовершеннолетних?» показывают, что подавляющее большинство респондентов (68,7%) осведомлены о существующих ограничениях для работы несовершеннолетних. Эти данные указывают на высокий уровень информированности среди молодёжи о правилах и законах, касающихся их трудовой деятельности. Тем не менее, оставшаяся часть респондентов, не знающая об этих ограничениях, подчёркивает необходимость дальнейшего просвещения и распространения информации о трудовых правах.
Данные показывают, что 72,6% респондентов уверены в своих знаниях о способах защиты трудовых прав. Однако 27,4% участников признали, что не знают, как это сделать.
Для получения личного опыта, мы провели эксперимент, создав резюме на платформе HeadHunter для несовершеннолетнего кандидата. Целью данного опыта было не только изучить процесс трудоустройства молодежи, но и выявить существующие проблемы, с которыми сталкиваются подростки при поиске работы (см. Приложение 1).
В результате нашего исследования мы столкнулись с несколькими ключевыми проблемами.
1. Большинство предложений работы для подростков связано с низкоквалифицированными должностями..
2. Многие вакансии требуют наличия опыта работы или квалификации, которые у несовершеннолетних кандидатов зачастую отсутствуют. Без опыта трудно получить работу, а без работы невозможно приобрести опыт.
3. Многие компании не предлагают гибкие графики или возможности для совмещения работы с учёбой, что является важным фактором для подростков.
4. Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются несовершеннолетние при поиске работы, является риск мошенничества. Мы заметили, что на платформах по поиску работы часто встречаются подозрительные объявления, которые могут оказаться обманом. Мошенники могут использовать различные схемы, включая:
• Ложные вакансии: объявления о работе могут обещать высокую зарплату за простые задачи, но на самом деле они могут быть частью схемы по выманиванию личной информации или денег.
• Запрос предоплаты: некоторые мошенники требуют от кандидатов оплатить «регистрационный взнос» или «обучение», обещая трудоустройство.
• Сбор личных данных под предлогом оформления документов.\
Эти проблемы требуют внимания как со стороны работодателей, так и со стороны государственных органов и образовательных учреждений.
2.3 Составление рекомендаций для несовершеннолетних
Изучив результаты нашего опроса, мы сделали следующие выводы и сформулировали рекомендации для молодых соискателей. Рекомендации представлены в приложении 14. Для наглядности основные нюансы трудоустройства представлены в памятке (см. Приложение 15).
Также, мы разработали и создали телеграмм-бот, который поможет несовершеннолетним работникам обезопасить себя, дать советы в различных трудовых ситуациях. Благодаря ему подростки будут лучше знать свои права, смогут сами создать резюме для трудоустройства, подготовиться к собеседованию, а также распознать мошенничество (см. Приложение 13).
Дополнительно мы провели мероприятие для обучающихся 7-9 классов с целью повышениях правовой культуры и осведомлённости учеников о их трудовых правах и обязанностях, а также особенностях трудоустройства (см. Приложение 16).
Также, нами был разработан проект настольной игры «Карьера на старте», для формирования навыков трудоустройства несовершеннолетних. Игроки проходят все этапы трудоустройства, обучаясь принимать важные решения и справляться с жизненными ситуациями (см. Приложение 17).
Следуя всем рекомендациям, несовершеннолетние работники смогут значительно снизить риск столкновения с мошенниками и сделать процесс поиска работы более безопасным.
Заключение
В нашем исследовании «Правовые аспекты трудоустройства подростков: от теории к практике» мы рассмотрели ключевые аспекты современного состояния и тенденций в этой области. Законодательство, регулирующее трудоустройство несовершеннолетних, защищает их права и интересы. Мы проанализировали Трудовой кодекс РФ и другие нормативные акты, которые устанавливают ограничения по времени работы, условиям труда и минимальному возрасту для трудоустройства, подчеркивая важность соблюдения этих норм для работодателей.
Опрос подростков из различных регионов России показал, что они активно трудятся в сферах общепита, торговли, услуг, образования, строительства и медицины, стремясь к получению опыта и финансовой независимости. Анализ графиков трудоустройства выявил рост интереса к работам в сфере услуг и торговле, а также увеличение числа подростков в творческих и технических профессиях.
На основе исследования мы составили памятку для подростков о том, как адаптироваться на рынке труда, акцентируя внимание на составлении резюме, подготовке к собеседованиям и развитии личных навыков. Также, мы разработали телеграм-бот, оказывающий информационную помощь юным работникам для трудоустройства. В дополнении нами было проведено мероприятие, нацеленное на повышение правовой культуры школьников, а также разработан проект онлайн-игры, где игроки смогут пройти все этапы трудоустройства от получения образования до продвижения по карьерной лестнице.
В заключение, наше исследование показывает, что трудоустройство несовершеннолетних — это сложный процесс, требующий внимания молодежи, работодателей и государства. Защита прав подростков, создание безопасных условий труда и развитие профессиональных навыков являются ключевыми факторами для успешной интеграции молодёжи в рабочую среду.
Список используемой литературы
1. Законодательство и иные нормативные акты.
Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: АСТ, 2014. – 64 с
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"
Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (ред. от 20.06.2011) "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2022 г. № 713н «Об утверждении формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемой работнику работодателем, формы предоставления сведений о трудовой деятельности из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и порядка их заполнения».
Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста».
Проект федерального закона № 231551-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005)
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
2. Специальная литература.
Агамиров К.В. Законодательное регламентирование защиты трудовых прав несовершеннолетних и прогностические направления его совершенствования/К.В. Агамиров// Образование и право. – 2020. – № 8. – С. 98 – 102.
Белозерцева В.В. Эмансипация несовершеннолетних лиц по российскому гражданскому праву/ В.В. Белозерцева// Социально-политические науки. — 2018. — № 3. — С. 197– 200.
Бронникова М.Н. Охрана труда несовершеннолетних: учебное пособие. – Самара: Самарского университета, 2019. – 56 с.
Буянова, А.В. Основания увольнения несовершеннолетнего работника/ А.В. Буянова//
Ильясов М.З. Права несовершеннолетних работников и работодателей в Российской Федерации/ М.З. Ильясов// Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – № 7. – С. 143 – 147.
Мацкевич О.В. Трудовое право: Учебник для бакалавриата. – М.: Прометей, 2022. – 569 с.
Протченко Е.А. Труд несовершеннолетних работников: история и современное развитие/ Е.А. Протченко// Проблемы права. – 2014. – № 5 (48). – С. 88 – 90.
Ромашова М.В. Трудовое взросление в СССР во второй половине 1940-х гг./ М.В. Ромашова// Власть. — 2012. — № 10. — С. 187–190.
Соснина Н.Г. Проблемы ранней трудовой деятельности детей: зарубежный и российский опыт/ Н.Г. Соснина// Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». — 2018. — № 3. — С. 53–55.
Приложения
Приложение 1
Кодекс законов о труде 1922 года.
Приложение 2
Возрастные особенности трудоустройства несовершеннолетних.
Приложение 3
Ограничения при трудоустройстве несовершеннолетних.
Приложение 4
Права работников согласно Трудовому Кодексу.
Приложение 5
Обязанности работников.
Приложение 6
Список вопросов при проведении онлайн-опроса респондентов в возрасте до 18 лет
Ваш возраст.
В каком регионе Вы проживаете? (Укажите город или область)
Устраивались ли Вы когда-нибудь на работу? (Если да, то в какой сфере)
Во сколько лет Вы начали работать?
Как Вы узнали о возможности трудоустройства для несовершеннолетних?
Какие факторы повлияли на ваше решение начать работать?
Какие платформы вы использовали при поиске работы?
Сколько часов в неделю вы работали / работаете?
Как вы оцениваете свои рабочие условия?
Были ли у вас трудности с работодателями из-за вашего возраста?
Сталкивались ли вы с нарушением ваших прав? (Если да, то с какими)
Какие советы вы можете дать подросткам, которые хотят зарабатывать деньги?
Знаете ли Вы об ограничениях для работы несовершеннолетних?
Знаете ли Вы как защищать свои трудовые права?
Приложение 7
Динамика вакансий, доступных для подростков по России.
Приложение 8
Сферы трудоустройства для подростков.
Приложение 9
Топ регионов, предоставляющие вакансии подросткам.
Приложение 10
Навыки, указанные в вакансиях.
Приложение 11
Результаты социологического опроса.
Диаграмма 1. Возраст первого опыта трудоустройства респондентов.
Диаграмма 2. Популярные платформы для трудоустройства среди несовершеннолетних
Диаграмма 3. Частотность возникновения сложностей трудоустройства для несовершеннолетних работников.
Диаграмма 4. Ответы опроса «Сталкивались ли вы с нарушением ваших прав?».
Диаграмма 5. Ответы опроса «Знаете ли вы об ограничениях для работы несовершеннолетних?».
Диаграмма 6. Цели трудоустройства несовершеннолетних.
Диаграмма 7. Источники информации, откуда несовершеннолетние узнают о возможностях трудоустройства.
Приложение 12
Создание резюме для поиска работы на платформе HeadHunter
Приложение 13
Телеграм-бот, содержащий ответы на самые распространённые ответы при поиске работы, а также советы и полезные материалы для трудоустройства
Приложение 14
Рекомендаций для несовершеннолетних работников, чтобы избежать мошенничества при поиске работы отражены в приложении.
1. Следует избегать вакансий, в который нет названия компании, вакансия описана общими словами, в которых нет конкретики. Нет четко выстроенных требований, а при встрече, работодатель неохотно рассказывает о своей компании или данные не сходятся.
2. Денежный взнос перед трудоустройством. К примеру, требование купить курс обучения или же рабочую форму компании являются недопустимыми. Несовершеннолетние соискатели должны быть бдительны к такого рода вакансиям, прикрытым ложными целями их трудоустройства. Соискатель не должен платить за то, чтобы стать работником какой-либо организации, это противоречит порядку выстраивания трудовых правоотношений.
3. Большая заработная плата и минимальные требования. Вакансии, в которых ребенку готовы предложить большие деньги за короткие рабочие часы, не имя никаких требования ни к чему являются обманными вакансиями. Такого рода вакансии созданы для привлечения детского внимания, дабы заманить его крупными цифрами, вероятнее всего, при заключении трудового договора указанная сумма будет в разы меньше предложенной.
4. Испытательный срок. Работодатель, который хочет назначить испытательный срок для несовершеннолетнего нарушает трудовое законодательство.
5. Медицинские осмотры и их оплата. Если при собеседовании с работодателем, он не говорит о предстоящем медицинском осмотре, как об необходимом факторе для трудоустройства, это показатель того, что данный работодатель не знает или сознательно игнорирует трудовое законодательство.
6. Детальный сбор информации. Наткнувшись на вакансию в одной из социальных групп или интернет-платформ не стоит спешить присылать свои личные документные сведения и давать личную информацию, для начала нужно убедиться в подлинности вакансии. Детальный сбор данный, вплоть до семьи ребенка может быть простым инструментом мошенничества.
Приложение 15
Памятка для трудоустройства несовершеннолетних
Приложение 16
Мероприятие для учеников 7-10 классов о трудоустройстве подростков
Приложение 17
Проект настольной игры «Старт в карьере»