Не хочу ходить в школу. Школа мое право или обязанность!?

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не хочу ходить в школу. Школа мое право или обязанность!?

Болденко М.Н. 1
1МБОУ СОШ "Мозаика"
Ульянова Г.П. 1
1МБОУ СОШ "Мозаика"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Учиться в первом классе восхитительно - мало уроков, совсем не задают домашних заданий и самое главное не ставят оценки. Второй класс уже совсем иначе, много уроков, еще больше домашних заданий, контрольные и начинают ставить самые настоящие оценки, бывают и двойки.

Быть школьником очень интересно, но временами хочется вернуться в детский сад, а то в школе так много задают, что теряется всякое желание туда ходить. Каждый хоть раз говорил, что ему надоело ходить в школу или каждый не раз задумывался над тем, а что будет если туда не пойти. Что бывает тем детям или родителям, которые на водят своих детей в школу. Почему мама говорит, что школа - это обязательно и каждый ребенок обязан туда ходить. Так интересно школа - это мое «право» или «обязанность», установленная государством.

В данной работе под понятием «право» понимается возможность субъекта по собственной воле совершать определенные действия, либо воздержаться от них, ходить или не ходить в школу это право?

Обязанность – это действия или поступки, которые необходимо совершать, поскольку того требуют законы.

Актуальность темы исследования. Комфортная образовательная среда, это прежде всего, уровень доверия к правовой системе нашего государства, его эффективности. Практика показывает, что для целей реализации права на образование в сегодняшних условиях его необходимо обеспечить на должном уровне.

При этом в отсутствии осмысления прав и обязанностей среди учащихся и их родителей (законных представителей) создается ситуация неопределенности, а навязываемые извне чуждые культурные тенденции осознанного невежества порождают такой ярко выраженный негативный социальный эффект, как нежелание посещать образовательное учреждение и погружаться в образовательный процесс. Отсутствие серьезных, качественных исследований на этот счет затрудняет проведение результативной правовой, образовательной политики.

Таким образом, в современных реалиях развития образовательных и правовых процессов и явлений все более востребованным становится решение вопроса о том, чем же является образование правом или обязанностью и для родителей, и для их детей. В этой связи, следует отметить, что формирование комфортной образовательной среды обуславливается необходимостью дальнейшего развития сферы образования, и прежде всего школьного, причем это должно выражаться в стремлении найти оптимальный баланс исходя из фундаментальных принципов конституционализма, которые устанавливаются существенным образом из таких приоритетных ценностей как права человека, включая право на образование, создание определенной правовой среды в которой эти права были бы наиболее защищены.

В основе весьма «подвижной и бурлящей» российской правовой системы лежит Конституция Российской Федерации, которая в статье 43 закрепляет право ребенка на получение бесплатного среднего образования. В свою очередь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует вопросы прав и обязанностей учащихся и их родителей.

Можно утверждать, что именно российская правовая традиция, основываясь на преемственности в вопросах механизмов регулирования, даст возможность реального обновления. При этом именно право занимает важную нишу в определении и тщательном изучении процессов, связанных с формированием и реализацией образовательных новаций и регулирования сферы образования. В результате подготовки к работе над темой крепла убежденность, что ее воздействие, в частности, на правотворчество вряд ли возможно не замечать. Высказанный тезис базируется на проблематике, наблюдаемой в жизни школьников.

Основная задача власти вероятно заключается в минимизации градуса конфликтности по отношению к государственным институтам, включая сферу образования в связи с ее качеством деятельности. К тому же в современных условиях интенсификации и усложнения общественных отношений существуют объективные потребности общества в совершенствовании действующих процедур в названной сфере. Право, отчасти способствует трансформации, в частности в контексте поиска обновленных подходов в осмыслении права в парадигме культуры отношения к образованию и как прав, и как к обязанности.

Цель исследования. Установить как рассматривать вопрос с учетом действительности окружающего культурно-правового пространства школа, то есть образование это право или обязанность для учащихся и их родителей (законных представителей).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) дать характеристику истории образования в Российской Федерации;

2) проанализировать правовое положение учащихся;

3) выявить особенности правового положения родителей (законных представителей).

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в образовательном процессе.

Предметом исследования является законодательство об образовании. Также важным аспектом являются научные взгляды, научно-теоретические положения по исследуемой проблематике.

Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как анализ, синтез, логический метод. Кроме того, использован диалектико-правовой метод правового познания, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический частнонаучные методы. На основаниитрудов ученых-специалистов в области теории права, конституционного права, законодательства в сфере образования, а также Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, справочные материалы органов исполнительной власти, личная практика родителей.

Гипотеза исследования. Разработка мер, и, соответственно, конструирование моделей, позволяющих обеспечить более эффективное регулирование сферы образования, прежде всего на уровне общеобразовательных школ, как нам представляется, в неразрывном нормативном и правоприменительном единстве крайне важна. Указанная позиция обуславливается тем, что в реалиях сегодняшнего дня законодательство содержит неиспользованные потенциальные возможности реальной и действенной системы образования. Указанное позволит участникам образовательного процесса разобраться с тем, какие у них есть обязанности и в чем будет заключаться ответственность.

Глава 1. Историко-правовой анализ развития образования в Российской Федерации

В Древнерусском государстве образование было неразрывно связано с религией. Монастыри и соборы стали первыми центрами обучения, где преподавали грамоту, церковное пение и богословие. Кириллица, созданная Кириллом и Мефодием, сыграла решающую роль в распространении письменности. Однако доступ к образованию был ограничен и был привилегией духовенства и знати. Децентрализованная система образования зависела от решений отдельных князей и церковных властей, а многие знания передавались из поколения в поколение устно, в рамках семейных традиций или ремесленных мастерских.

Важно отметить, что с распространением печатных книг, начиная с XVI века начался процесс еще большего расширения грамотности в стране. Однако, доступ к образованию был возможен, как и прежде только для привилегированных слоев населения. Кроме того, вплоть до середины XVII века в России образование преимущественно осуществлялось вне формальных школ, опираясь на религиозные и духовно-нравственные тексты. «Учитель», в то время, был не только наставником в грамоте, но и проповедником божественного слова, в то время как специалистов по обучению детей называли «мастерами грамоты». Семья играла основную роль в воспитании детей, а монастыри служили важным центром просвещения для народа. Примечательно, что до 10 лет ребенок считался безгрешным и служил образцом для подражания взрослым, а не наоборот. Далее, реформы XVII века заложили основу для развития школьного образования в России. Благодаря активной деятельности при патриархе Филарете началось формирование системы духовного образования. Опытные монахи стали первыми преподавателями в открывшихся духовных школах.

Более серьезные образовательные реформы были проведены царями Алексеем Михайловичем (1645–1676) и Федором Алексеевичем (1676–1682), государство приступило к серьезным реформам в области просвещения. Однако в целом уровень развития образования оставался низким. Петровские реформы (начало XVIII века) произвели революцию в российском образовании. Последующее развитие образования проявлялось в открытии университетов, гимназий и реальных училищ, однако доступ к качественному обучению, по-прежнему, оставался ограниченным.

Отдельно следует отметить деятельность великого ученого и педагога
М. В. Ломоносова. Он, синтезируя традиционные русские культурные ценности и идеи европейского просвещения, заложил основы гуманистической педагогики. Главной целью воспитания он считал формирование любви к науке и родине. Идеальный воспитанник – это активная, самостоятельная личность, способная гармонично сочетать личные интересы с общественными и государственными целями. Достичь этого, по мнению ученого, возможно лишь через широко доступное образование для всех сословий. Для этого он разработал специальные правила («Регламенты») для учителей и учеников гимназий. При Императрице Екатерине II были инициированы крупные изменения в российской образовательной системе. Ключевым моментом стало стремление к созданию общедоступной (за исключением крепостных крестьян) школе. Александром I (1801–1825) реформы образования были продолжены. В 1802 году создано Министерство народного просвещения и специальный комитет по реформированию образования, подтверждающие его важность для государства. В период правление императора Николая I образование сопровождалось жесткой регламентацией, сословным подходом к образованию и централизованным контролем над учебными планами (эта система просуществовала вплоть до падения Российской империи в 1917 году). Позднее, министр народного просвещения А. В. Головнин, инициировал и провел значительные реформы системы образования, в том числе ввел две ветви среднего образования: классическую (гуманитарную) и реальную (естественно-научную). В 1866 году был открыт первый платный детский сад (А. Д. Симонович), основанный на методах Ф. Фребеля. В Российской империи последовательно проводился принцип сословности образования, а распространение начальных школ в XIX веке не изменило существующего сословного неравенства в образовании. В начале XX века акцент был сделан на всеобщем начальном образовании, средние школы получили автономию (1905), а реформа высшего образования при Николае II не была реализована. Столыпинские реформы нацеливались на создание единой и общедоступной образовательной системы, включая закон о всеобщем начальном обучении и новый университетский устав. Кроме того, поддержку получили частные учебные заведения.

Октябрьская революция провозгласила равенство в доступе к образованию, вне зависимости от социального положения. Образовательная система была унифицирована, именно тогда введено обязательное начальное и неполное среднее (семилетнее) образование, был достигнут значительный прогресс в ликвидации неграмотности и расширении доступа к обучению. Революция 1917 года привела к коренному преобразованию образовательной системы, проводились реформы, ориентированные на трудовое и политехническое обучение. К 1932 году уровень грамотности среди взрослого населения значительно вырос. В результате проведенных реформ в сфере образования советская наука смогла выйти по многим направлениям на мировой уровень и заняла лидирующие позиции.

В 1984 году началась реформа советской школы, направленная на усиление трудового воспитания, профессиональной подготовки и обеспечение всеобщего профессионального образования. Среднее образование стало одиннадцатилетним (с шести лет), в старших классах ввели профильное обучение по актуальным для региона специальностям.

Распад СССР инициировал крупные преобразования в российской системе образования. Была введена многоуровневая структура, новые государственные образовательные стандарты, усилена роль рынка образовательных услуг.

Историко-правовое осмысление образования представляется крайне важным для нашего исследования.

Сфера российского образования имеет богатую и сложную историю, отражающую эволюцию общества, политических режимов и философских взглядов. От скромных начал в Киевской Руси до современной, многоуровневой системы, она прошла путь трансформаций, преодолевая кризисы и адаптируясь к новым вызовам. Кроме того, образовательная деятельность выделяется своим комплексных характером. На протяжении всей истории образования и в Российской империи, и позднее в СССР процесс развития образования шел с разной степенью интенсивности и эффективности. Изначально, на стадии его становления и формирования образование было практически недоступно широкому кругу масс, а также женщинам. Ретроспектива истории развития образования, прежде всего школьного все больше занимают исследователей, формируя широкий спектр дискурса об эволюции образования прав и обязанностей учащихся и их родителей (законных представителей) в связи с этим.

Традиционно образование рассматривается как сфера, объединяющая публичные и частные интересы. В процессе исторического развития нашей страны понимание и подходы к значимости тех или иных интересов в образовании заметно менялись. Так, в дореволюционной России образовательная деятельность рассматривалась как одна из составляющих полицейской деятельности1. В советские годы образовательное законодательство формировалось преимущественно как специальная часть административного законодательства, в центре которого стояли проблемы государственного управления сферой образования.2

Из всего изложенного важным является то, что на протяжении истории изменялся, расширялся и усложнялся объем прав и обязанностей как учащихся, так и их родителей.

В настоящее время образование - основа развития. Это фундаментальное и право, и обязанность человека.

Глава 2. Права и обязанности детей и их родителей в сфере образования

Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал фразу: «у тебя есть не только права, но и обязанности». Когда мы говорим про образование детей, это тоже справедливо. Мы знаем, что в нашей стране каждому ребенку гарантировано бесплатное общее образование. для того, чтобы эти заявленные права реализовывались на деле, ежедневно работает огромное количество людей. Государство в ответ ждет - чтобы ребенок учился и ответственно подходил к этому делу. Таким образом, положение в обществе определяется не только правами, но и его обязанностями и ответственностью, соответственно исполнение обязанностей и несение ответственности - непременные условия реализации своих прав.

Образование представляет собой для нас особую ценность. Это основа национальной безопасности, национальных интересов, государствостроительства. В современных реалиях образование также предстает целеполаганием в формировании личности российского гражданина.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. При этом следует указать и на то, что сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определенная, в статье 72 Конституции Российской Федерации включает в себя в том числе общие вопросы воспитания, образования. Положения этой статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. В свою очередь в статье 76 Конституции Российской Федерации говорится, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вообще сама способность иметь права (правоспособность) возникает у человека с рождения. При этом его набор прав и обязанностей, а также характер ответственности определяются возрастом ребенка. Согласно статьям 63 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Таким образом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих несовершеннолетних детей, включая образование.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на образование может быть реализовано с двухмесячного возраста: именно с этого момента ребенок вправе посещать детский сад, а с шести лет ребенок имеет право на поступление в школу. По статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» с восьми лет ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения, а с четырнадцатилетнего возраста участником молодежного объединения. Вместе с тем, лица, достигшие возраста 15 лет оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации, могут получать общее образование в иной форме обучения.

В целом данная работа будет строиться вокруг содержания тех прав и обязанностей, которые определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако необходимо исходить из того, что все обязаны соблюдать правила и нормы этики и морали.

Итак, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей). Обучающимся предоставлены такие права как: выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы получения образования; предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; право на каникулы для отдыха и иных социальных целей; перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня; участие в управлении образовательной организацией; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами; развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях и другие.

Вообще начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 18 лет, конечно, если такое образование не было получено в более раннем возрасте.

Итак, наряду с правами на обучающихся в образовательных организациях возложены такие обязанности как:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в такой организации, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

4.1) не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживать в ней чистоту и порядок;

6) с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.

В статье 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерацииуказывается на иные обязанности обучающихся, не предусмотренные настоящей статьей, установленные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

Общее образование (9 классов) может быть получено в школе, а также в форме семейного образования. А среднее общее образование, кроме этого, может быть получено и в форме самообразования. Соответственно, в 10-м и 11-м классах ученик может осваивать образовательную программу самостоятельно. такое широкое усмотрение и вариативность связана с учетом неравномерности взросления.

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, в том числе требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в такой организации, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития или нарушением интеллекта). Однако отсутствие у названных категорий обучающихся дисциплинарной ответственности за совершенные проступки не означает, что к ним нельзя применять меры воспитательного воздействия, предусмотренные уставом школы, правилами поведения обучающихся или другими локальными актами. Такими мерами могут быть, например, направление родителям письма, вызов родителей в школу, обсуждение проступка на педсовете или в классе с соблюдением педагогической этики и права ребенка на личное достоинство.

При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 названного Федерального закона, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Таким образом, дисциплинарная мера с правовой точки зрения - это юридическая ответственность (наказание), которая может повлечь за собой неблагоприятные правовые последствия для нарушителя, с соблюдением всех процедур и условий, установленных законодательно.

Неисполнение родителями обязанности по обучению своих несовершеннолетних детей влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Они могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Конечно, не сумма указанного штрафа, а сам факт привлечения к административной ответственности может возыметь действие. Субъектами правонарушения части 1 статьи 5.35 КоАП РФ являются родители или иные законные представители несовершеннолетних. С субъективной стороны правонарушение по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности. В судебной практике вывод о наличии в поведении родителя состава административного правонарушения и объяснение ненадлежащего исполнения родительской обязанности по обучению несовершеннолетнего обосновывается тем, что родитель допустил «систематические пропуски занятий ребенком в школе», «не обеспечил явку ребенка на сдачу итоговой аттестации». Но чаще всего объективная сторона административного правонарушения объединяет неисполнение родителем совокупности обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Кроме того, согласно статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации неисполнение обязанностей по воспитаниюнесовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

При этом следует учитывать, что понятие воспитания, используемое в статье 156 УК РФ, означает планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам, в том числе образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально полезной деятельности и общения. Воспитание основывается на взаимодействии с воспитуемым, оно должно быть направлено на формирование и упрочение внутренней позиции и поведения личности. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Однако по отношению к наступлению вредных последствий, вина может состоять и в неосторожности. Преступления, связанные с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, вызывают особую озабоченность. Данный вид преступности недаром относится к числу наиболее опасных социальных явлений, поскольку в первую очередь он затрагивает конституционные права и законные интересы наименее защищенной категории граждан - детей и подростков.

С учетом изложенного делается вывод о том, что законодательством установлены различные виды ответственности как учащихся, так и родителей (законных представителей) за неисполнение обязанностей по обучению, а в отношении родителей еще и ограничение в родительских правах.

Заключение

Школа как историческое явление представляет каждую эпоху культурно-исторического развития.

Тип школы определялся всей системой образования, задачами, поставленными в тот или иной исторический момент под влиянием культурных, политических и экономических условий.

Права и обязанности учащихся и их родителей отражали этап развития российского государства в целом.

Сфера образования - это сфера особого интереса как государства, так и граждан, поскольку затрагивает жизненно важные интересы каждого гражданина.

Содержание прав и обязанностей выступает в качестве инструмента государственной политики по обеспечению реализации права на образование. В этой связи законодательством установлены различные виды ответственности как учащихся, так и родителей (законных представителей) за неисполнение обязанностей по обучению, а в отношении родителей еще и ограничение в родительских правах.

Нежелание ходить в школу позволило провести системное и комплексное исследование в части правовых аспектов данного вопроса в сфере образования, а также в рамках исследования были соотнесены права и обязанности детей, их родителей (законных представителей), а также подготовлена теоретическая база для возможного формирования предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства об образовании, а также предлагается разработать соответствующие рекомендации для школьников в целях формирования среди них правовых основ осознанного подхода к посещению школы.

По результатам проведенного исследования сформированы следующие выводи с предложением конкретных мероприятий:

1) по результатам изучения развития законодательства о об образовании наглядно проявляется тенденция, что первоначально были выработаны общие нормы законодательства об образовании, касающиеся прав и обязанностей детей и их родителей (законных представителей), в рамках сформированного вывода предлагается рассмотреть возможность проведения тематических бесед, классных часов, разговоров о важном на тему: Школа – это право или обязанность ребенка, последствия непосещения образовательных организаций;

2) права не единственное, чем наделяют законодательные акты различных уровней, права порождают корреспондирующие им обязанности. Получение детьми основного общего образования обеспечивают родители (законные представители). В правовой науке с одной стороны, в законодательстве с другой, существует проблема рассогласованности подходов в сфере образования. В рамках данного вывода предлагается субъектам обладающим правом законодательной инициативы рассмотреть необходимость унификации и согласованности правовых норм в данной сфере;

3) обеспечение реализации прав и обязанностей должно осуществляться комплексно с использованием специальных средств и способов, в том числе различных приемов правового регулирования, лежит не только в плоскости дальнейшего совершенствования законодательных процедур, но и в реализации потребности разработки рекомендаций. В целях формирования предложений по данному пункту требуется дополнительная согласованность с представителями преподавательского и родительского сообщества в целях выработки единых критериев и рекомендаций, так например: первостепенно требуется провести круглый стол на с участием членов Общественной палаты, профильных министерств и ведомств, представителей ассоциаций родителей и педагогов, а также участников молодежных движений нашей страны.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд дополнительных выводов.

По результатам теоретического анализа литературы при проводимом исследовании установлена теоретическая значимость исследования, она обусловлена потребностями в выработке современных научных представлений и поиском нетривиальных решений и подходов адекватных общественному и правовому развитию, крайне необходимых для дальнейшего развития сферы образования, школы в целом и в непосредственном нежелании учащихся посещать образовательные организации.

При формулировке актуальных проблем, существующих в школьной жизни, имеющихся способов их преодоления. По-прежнему часть детей в мире не может получать качественное образование. Некоторые ребята из ряда стран оказываются и вовсе лишены такой возможности. Изменение этой ситуации должно быть целью не только участников образовательного процесса, но и всего мирового социума. Отсутствие доходчивых подходов в разъяснении правовой природы образования среди детей по результату формирует такие правовые вопросы и неясности в позиции вопросов прав и обязанностей образовательного процесса среди учащихся.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21 июля 2014 г.) [текст] // СЗ РФ. – 2014.№ 31, ст. 4398

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30ноября 1994 года № 51-ФЗ (в редакции от 18 июля 2019 г. ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32, ст. 3301; СЗ РФ. – 2019. – № 29 (часть I), ст. 3844

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 ноября 1996 года № 14-ФЗ (в ред. 18 марта 2019 г. ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5, ст. 410; СЗ РФ. – 2019. – № 12 (часть II), ст. 1224

  4. \Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012

Список использованной литературы

  1. Андреевский И.В. Полицейское право. В 2 т. Т. 2. Полиция благосостояния. СПб., 1876. С. 110 - 111; Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб., 1903.

  2. Михайлов М.В. Правовое регулирование образования в России в XVIII - XIX вв. // История государства и права. 2012. №14.

  3. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015.

  4. Свиридович С.Ф. Право на образование в истории дореволюционной России // История государства и права, 2008, № 5

  5. Социальное законодательство: Науч. практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005.

1: Андреевский И.В. Полицейское право. В 2 т. Т. 2. Полиция благосостояния. СПб., 1876. С. 110 - 111; Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб., 1903. С. 339.

2 Социальное законодательство: Науч. практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005. С. 121 - 123.

Просмотров работы: 49