Введение.
Сейчас очень важно, чтобы люди больше знали об экологии. Нужно учить людей заботиться о природе через разные способы: газеты, журналы, уроки в школе и даже просто прогулки на свежем воздухе. Для этого можно создавать специальные экологические маршруты.
Мы, школьники, решили сделать такой проект, потому что нас беспокоит состояние природы. Раньше люди могли навредить природе, а теперь она стала очень уязвимой и нуждается в нашей защите. Природа вокруг нас красива и важна для нашего внутреннего мира. Она учит нас быть добрыми и заботиться о ней. Мы хотим, чтобы наш проект помог окружающим не только узнать о тех объектах флоры и фауны,которые находятся на пришкольной территории, но и понять, какие проблемы есть у природы и почувствовать её красоту
Мы видим, как люди часто плохо обращаются с природой: бросают мусор, ломают деревья. Разве можно не думать о том, как наши действия влияют на природу? Я хочу, чтобы дети задумались о том, как важно беречь природу и использовать её ресурсы разумно.
Актуальность данного проекта очевидна: без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы невозможно представить дальнейшее
Цель проекта - создание экологической тропы на территории школы села Петровского и овладение правилами грамотного поведения в природе.
Задачи проекта:
Провести тщательное исследование территории школьного участка, выявив наиболее интересные и значимые с экологической точки зрения объекты.
Определить точки остановок(станции);
Подготовить методическое обеспечение: установить информационные стенды и указатели на маршруте экологической тропы с информацией о растениях, животных и природных особенностях;
Организовать работу по благоустройству тропы: создание удобных дорожек, установку скамеек для отдыха, организация мест для наблюдения за птицами и другими животными;
Организовать образовательные мероприятий на экологической тропе:проведение экскурсий, лекций, мастер-классов и экологических акций;
Создать фото- и видеоматериалы, демонстрирующие красоту природы на территории экологической тропы, для использования в образовательных и просветительских целях.
Практическая значимость проекта заключается в возможности его применения в образовательном процессе для формирования экологической культуры школьников. Результаты исследований и наблюдений могут быть использованы на уроках биологии, географии и окружающего мира. Также планируется создать информационные материалы и буклеты, которые будут распространяться среди местных жителей, чтобы привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды. Кроме того, важно подчеркнуть роль проекта в развитии исследовательских навыков у школьников. Участие в проектной деятельности способствует формированию умений анализировать информацию, проводить собственные исследования, делать выводы и представлять результаты. Эти навыки являются важными не только для дальнейшей учебы, но и для будущей профессиональной деятельности, независимо от выбранной специальности. Я убежден, что экологическое образование и воспитание должны начинаться с малых шагов. На примере проекта я хочу показать, что даже школьники могут внести свой вклад в сохранение природы и улучшение качества жизни. В перспективе мы планируем расширить географию нашего проекта и охватить другие территории нашего села. Мы также хотим разработать онлайн-платформу, на которой будут размещены информационные материалы, результаты наших исследований и практические рекомендации по охране окружающей среды. Мы стремимся к тому, чтобы наш проект стал доступен для широкой аудитории и способствовал повышению экологической грамотности населения.
Глава 1. Отличительные особенности данной экологической тропы
Зачастую, проекты экологических маршрутов ограничиваются схемой пути, кратким описанием, перечислением остановок и, изредка, упоминанием примечательных мест, встречающихся во время прогулки. Я полагаю, что этого недостаточно. Во-первых, природная обстановка на каждой точке маршрута динамична и зависит от сезона. Разные виды флоры и фауны предстают перед нами весной, летом или осенью. Следовательно, проектирование экологической тропы должно принимать во внимание сезонные изменения в природе. Во-вторых, необходимо разработать примерные сценарии экскурсий, адаптированные для разных возрастных групп: для старшей группы детей детского сада, и для младших школьников, где закладываются основы знаний о природе и экологии родного края; для среднего звена, где акцент делается на углубление знаний, полученных на уроках экологии, ботаники и зоологии; и для старшеклассников, где, помимо расширения кругозора, важную роль играет самостоятельная исследовательская деятельность и разработка экологических и биологических проектов.
Таким образом, проект направлен на повышение уровня экологического образования обучающихся путем интеграции активной практической деятельности в природе, способствует развитию интеллектуальных способностей и воспитанию ответственного отношения к окружающей среде.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Структура проекта
Название тропы: «По следам Робинзона».
Местонахождение: Местонахождения: с. Петровское, Отрадненский р-н., Краснодарский кр., ул.Ленина, д.99
Протяженность: 700 м
Землепользователь: Администрация Благодарненского сельского поселения.
Год разработки: 2025.
Назначение: Экологическое просвещение, обучение, экологическое воспитание, бережное отнашение к окружающей природе
2.2. Маршрут учебной экологической тропы
рис.1.Маршрут учебной экологической тропы МБОУ СОШ №4
Маршрут разработан: обучающимся 8 класса Ямбаевым Евгением под руководством учителя биологии и географии Дворядкиной Веры Николаевны. Маршрут начинается у крыльца школы (рис.1.Маршрут учебной экологической тропы МБОУ СОШ №4). Тропа тянется от крыльца школы на юго-восток, огибая территорию школьного двора. Первым на пути встречается памятник В.И. Ленину, свидетель истории и культуры. Далее царство растений: голосеменные, кустарниковые заросли (чубушник, жимолость, спирея), грецкий орех. Далее поворот на запад - каштаны, «Кубанское подворье», барбарис Тунберга, поворот на север - ивовая аллея, зона отдыха, березово – липовая роща, выход на восток к цветнику, поворот на север через футбольное поле к одинокому ясеню. Завершает путешествие движение на запад к лекарственной поляне, где благоухают зверобой, тысячелистник и цикорий, а затем на юг – к гостеприимной «Птичьей гостиной».
Состояние экологической тропы: удовлетворительное, на отдельных участках хорошее
Тип тропы: кольцевая.
Необходимые мероприятия: отсыпка тропинок, укрепление информационных табличек и указателей, создание малых архитектурных форм.
Охрану маршрута осуществляют: учащиеся школы и учителя.
Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.
Формы работы: экскурсии, уроки под открытым небом, научно-исследовательские и лабораторные занятия, квест-игры, фенологические наблюдения, практические работы, акции, сбор гербария, сбор природного материала.
На маршруте предусмотрено 15 остановок, где экскурсанты могут более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу Разнообразие флоры и фауны позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии, а также собирать наглядный материал для уроков в зимний период. Общая протяженность тропы составляет 700 метров. Для младших школьников и воспитанников детского сада предусмотрено использование лишь часть маршрута. Для уроков на открытом воздухе достаточно выйти к той или иной станции, наиболее полно иллюстрирующей изучаемую тему. Продолжительность экскурсии – от 30 минут до 1 часа. Такие экскурсии мы планируем проводить с экскурсоводами (старшеклассниками) (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях можно использовать лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию можно не включать.
Основные объекты на тропе:
Крыльцо школы - «Начало тропы»
остановка №1- Памятник культуры регионального значения В.И. Ленину
остановка №2- Голосеменные
остановка №3- Кустарники(чубушник, жимолость, спирея)
остановка №4- Грецкий орех
остановка №5- Каштаны
остановка №6- Кубанское подворье
остановка №7- Барбарис Тунберга
остановка №8- Ивовая аллея
остановка №9- Зона отдыха
остановка №10-Березово – липовая роща
остановка №11- Цветник
остановка №12- Сосна
остановка №13- Одинокий ясень
остановка №14- Лекарственная поляна(зверобой, тысячелистник, ромашка аптечная, цикорий)
остановка №15 - Птичья гостиная.
2.3. Экологическая характеристика тропы
Тропа знакомит с типичными для данного района биоценозами естественного и искусственного происхождения. Растительный мир богат и разнообразен, представлен разными жизненными формами. В зоне прохождения тропы обитают многочисленные беспозвоночные (насекомые, паукообразные, черви, моллюски), пресмыкающиеся (серая ящерица), а также позвоночные: белки, посещающие сосны и туи, разнообразные птицы (черный дрозд, синицы, черноголовая славка, чечевица, горихвостки, дятел, горлицы).
2. 4. Оформление экотропы
Используются следующие типы информационных текстов и знаков:
Общий указатель и схема тропы;
Правила поведения на природе;
Указатели. Указатели, или маркировочные знаки, представляют собой простейший тип информационных объектов. Для маркировки маршрута экологической тропы «По следам Робинзона» используются деревянные стрелки - указатели направления движения (рис. 2 Указатели для экологической тропы)
рис. 2 Указатели для экологической тропы
Лозунги и призывы;
Таблички со сведениями о природных объектах и явлениях со ссылками на источники, где можно получить дополнительную информацию об объекте), представлены в лаконичной форме с рисунками и фотографиями, о природных объектах данного места;
Экологические знаки (рис. 3. Примеры информационных текстов на тропе)
Информационные материалы для организации экологического просвещения на маршруте экотропы «По следам Робинзона»» - буклеты путеводители.
рис.3. Примеры информационных текстов на тропе.
2.5. Описание станций экологической тропы. Экскурсионные объекты (станции)
Поскольку маршрут экологической тропы «По следам Робинзон», представляет собой в основном учебную направленность, то темы информационного насыщения должны иметь следующие направления: экологическое обучение и воспитание (Таблица 1. Основные темы информационного насыщения маршрута экологической тропы «По следам Робинзона ».
Таблица 1. Основные темы информационного насыщения маршрута экологической тропы «По следам Робинзона »
|
Станции |
Место расположения |
Название объекта и основное содержание |
Вид |
|
Начало маршрута |
Крыльцо здания школы |
Учащиеся знакомятся с паспортом «Школьной экологической тропы». Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах путешествия, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. |
|
|
№1 |
В 10 метрах южнее образовательного корпуса. |
Памятник культуры регионального значения В.И. Ленину. 1954 г. Памятник монументального искусства регионального значения. Памятники создавались с целью увековечить память революционера-вождя, основателя большевистской партии и Советского государства Владимира Ильича Ульянова (Ленина). С 1924 года памятники В.И. Ленину устанавливались во многих населённых пунктах нашей страны. |
|
|
№2 |
С южной стороны образовательного корпуса. Школьный двор. |
Хвойники. Группа голосеменных растений (туи, пихты, сосны), посажены 80 лет назад. Мероприятия на тропе: - уроки под открытым небом - рассказ о характерных признаках отдела голосеменные, а также о представителях произрастающих на данной территории; - игра-викторина;-для детей дошкольников и начальных классов сказка о мудрых хвойниках, загадки. |
|
|
№3 |
По периметру школьного забора с восточной стороны школьного двора. |
Декоративная композиция из популярных садовых кустарников (чубушник, жимолость, спирея). - уроки под открытым небом - беседа о жизненных формах растений, рассказ о декоративных кустарниках. |
|
|
№4 |
По периметру школьного забора с восточной стороны школьного двора |
Грецкий орех. Территория представлена зонами отдыха и наблюдения за природой. Здесь предусмотрены удобные тропинки для прогулок, лавочки для отдыха. Мероприятия: -сбор урожая; поделки из природных материалов; наблюдение за животными и птицами. |
|
|
№5 |
По периметру школьного забора с северной стороны школьного двора. |
Каштаны, возраст около 30 лет. Станция, предназначена для знакомства с биологическими особенностями и экологическим значением каштановых деревьев.Мероприятия: - сор плодов и листьев;- поделки из природных материалов; - Фенологические наблюдения . |
|
|
№6 |
Школьный двор |
Кубанское подворье. Мероприятия: -уроки Кубановедения под открытым небом; - беседа о жизни, быте, традициях кубанских казаков; -казачьи игры |
|
|
№7 |
Школьный двор. С западной стороны кубанского подворья |
Барбарис Тунберга. Исследовательская. Мероприятия: - опрос-викторина о растениях, окружающих тропу; -исследования и эксперименты: изучение кислотности ягод; определение плотности древесины; исследование формы листьев.. |
|
|
№8 |
Школьный двор. |
Аллея ивы, посажена 6 лет назад, является предметом гордости и заботы школьников. Мероприятия: - Рассказ о жизни ивы, уникальных способностях растения;-уроки технологии под открытым небом создание изделий из ивы). |
|
|
№9 |
Школьный двор. 5 метров к северу от школьного крыльца. |
Зона отдыха. Экологические игры. |
|
|
№10 |
Школьный двор. 5 метров к северу от школьного крыльца |
Березово-липовая роща, Здесь произрастают преимущественно два основных вида деревьев. -экскурсии и уроки под открытым небом : беседа про зелёные растения живые фильтры и шумозащитники. Знакомятся с деревьями. Вспоминают, какие птицы живут на ветках, какие насекомые прячутся в стволе и корнях деревьев. Рассматривают лишайники на стволе берёз. - Фенологические наблюдения . |
|
|
№11 |
Внутренняя часть школьного двора. |
Цветник. Здесь представлена богатая коллекция декоративных растений, включая многолетники, однолетники и луковичные цветы. Мероприятия: -Мастерская по созданию букетов; знакомятся с различными способами и материалами для оформления ландшафтного дизайна. |
|
|
№12 |
Внутренний двор, рядом с цветником Школьный двор |
Сосна. Возраст 15 лет. Уроки под открытым небом |
|
|
№13 |
Внутренний двор, за футбольным полем |
Одинокий Ясень. Возраст примерно 50 лет. Беседы о роли зеленые насаждений в жизни человека. |
|
|
№14 |
Северо-западная часть Внутреннего двора. |
Лекарственная поляна. -уроки под открытым небом; - бееседа о лекарственных растениях и насекомых, которые обитают на данной поляне. Изучение травяного разнообразия поляны; правила сбора и применения лекарственных растений. |
|
|
№15 |
Школьный двор. |
-Беседы о птицах, о правилах поведения в природе, слушание голосов птиц; наблюдение за птицами; викторина «Птичий мир».- Фенологические наблюдения за птицами. |
Заключение.
В рамках проекта была проведена и ведётся работа по созданию школьной экологической тропы, которая способствует формированию экологической культуры и ответственного отношения к природе у учащихся.
Цели проекта были достигнуты благодаря тщательно спланированным мероприятиям. Были изучены экологические особенности территории, разработаны маршруты тропы, проведены работы по благоустройству. Также были разработаны информационные стенды и маршруты для учащихся, что способствует повышению уровня знаний о природе и экологии.
Создание школьной экологической тропы имеет большое значение для экологического воспитания школьников. Она не только помогает лучше узнать природу, но и способствует развитию бережного отношения к ней. Регулярные прогулки по тропе и экологические мероприятия помогут сформировать у учащихся устойчивые экологические привычки и ответственное отношение к окружающей среде.
В перспективе планируется расширение маршрута, создание новых остановок и объектов, разработка методических материалов и интерактивных программ для различных возрастных групп. Экологическая тропа «По следам Робинзона» призвана стать центром экологического просвещения и воспитания, способствуя формированию ответственного отношения к природе и устойчивому развитию территории.
Литература и источники.
1.Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г., Гущина Э. В., Практикум по экологии. – М., 1996. 2. Ломакин И.А., Попова Е.И. Экотропа как средство формирования экологической культуры и рационального природопользования// Успехи современного естествознания. – 2016. – № 11-1. – С. 146-150;
2.Сафиуллина Т.Ю., Степанова О.А., Щетинина Н.Н., Носач Л.В., Сборник методических материалов по теме: «Экологическая тропа как одна из форм учебно-воспитательного процесса»- Самара, 2021 год
3. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. – М.: Просвещение,1984.
4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке // Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.