Почему в хлебе столько дырочек?

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему в хлебе столько дырочек?

Маковецкая М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Субочева Н.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

С. Погореловский.

Недавно в нашем селе Головчино открыли современную пекарню. И моя мама стала работать пекарем. Она очень много рассказывала о своей работе. Сначала я думала, что на пекарне пекут только хлеб, но оказывается, что ассортимент очень велик. Кроме нескольких видов хлеба, выпекают всевозможные булочки, пирожки и т.д. Всего 33 наименования. Работают с вечера и до утра. Выпекать такое количество хлеба и сдобы помогают современные машины: тестомес, округлитель теста, раскаточная машина, есть даже приспособление для колки льда. Можно удивиться. Для чего на пекарне лёд? Оказывается, лёд используют для замеса теста для лаваша. Чтобы замесить тесто для лаваша берут 50% воды и 50% льда. Вот это да!

После того как выпечка готова, её развозят по торговым точкам не только нашего села (магазины «Лидер», «Диана», «Империя», «Берёзка»), но и в магазины г.Грайворона и г. Белгорд - 22.

Особой популярностью пользуются такие хлебобулочные изделия как лаваш «Кавказский», пампушка чесночная, хлеб «Серый», «Пшеничный», батон нарезной. По индивидуальным заказам выпекают даже такие хлебобулочные изделия, как «хлеб с томатом и сыром», булочки для хот догов, булочки для гамбургеров, питу. Одной только сдобной выпечки 14 видов!

За смену выпекают 780 штук лаваша, 370 штук пампушки чесночной, 140 штук хлеба «Пшеничный» и столько же хлеба «Серый», батон нарезной 140 штук и множество различных булочек: «Ромашка с маком», «Ромашка ассорти», «Пирог мак/вишнёвый джем», «Пирог персиковый джем». Вот где раздолье для сладкоежек!

Однажды мама пришла с работы очень расстроенная, она сказала, что отключили электроэнергию и хлеб не успел «подойти». Я ничего не поняла. Куда или к кому не смог подойти хлеб? И тогда мама спросила, видела ли я в хлебе маленькие дырочки, из-за которых хлеб кажется мягче и пышнее? Она стала мне рассказывать о том, как выпекают хлеб. Я узнала много нового и решила проверить, действительно ли на качество хлеба влияют выбор продуктов, температура воздуха? И благодаря чему в хлебе столько дырочек?

Цель проекта:

Выяснить причины появления дырочек в хлебе.

Задачи исследования:

1. Изучить историю появления хлеба.

2. Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки.

3. Испечь вместе с мамой вкусные сдобные булочки к чаю.

Гипотеза исследования основана на предположении, что в хлебе и сдобных булочках есть воздух, который образует поры, отчего и образуются дырочки.

Предмет исследования: хлеб и сдобные булочки

Методы исследования: экскурсия на пекарню, изучение и анализ информации из разных источников по теме,индивидуальные беседы,наблюдение,проведение опытов, выпечка сдобных булочек,анализ результатов и вывод по проведённому исследованию.

I .Теоретические основы проблемы исследования:

1.1 История появления хлеба

Народная мудрость гласит - «Хлеб – всему голова». Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Все ребята любят хлеб. Однажды мама обратила моё внимание, что в изделиях из муки есть дырочки. Мне стало интересно, что это за дырочки, как они называются и откуда появляются в хлебе? И я решила об этом узнать.

Я очень люблю  рассматривать энциклопедии: «Я познаю мир», «Энциклопедию для младших школьников».  Из них я узнала о том, что впервые хлеб появился на земле очень давно.  Долгое время люди употребляли в пищу  зёрна злаковых растений в сыром виде.  Потом они научились растирать их между камнями, получая крупу, варить её. Так появилась первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. 

Однажды люди попробовали поджарить зёрна, каша получилась гораздо вкуснее той, которую они ели из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши, часть её вылилась на очаг  и превратилась в румяную лепешку. Эта лепёшка была гораздо вкуснее каши. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб с броженого теста. Считают, что один пекарь просмотрел тесто, оно подкисло.  Он все же рискнул испечь лепешки. Они получились пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни, когда - то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме.

Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу. Вот некоторые из них:

  • Если хлебом со стола во время трапезы угощать собаку, это чревато бедностью.

  • Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.

  • Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.

  • Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.

  • Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто то из ваших близких терпит нужду и голод.

  • Во время обеда ломоть хлеба упал – гость спешит.

  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

1.2 Хлеб блокадного Ленинграда

В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну.Мы не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией, когда немцы кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г на день.
Когда читаем воспоминания жителей блокадного Ленинграда, начинаешь задумываться о хлебе.

1.3 Воспитание бережного отношения к хлебу

Об отношении к хлебу следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни.

II. Результаты исследования:

2.1 Анализ тестирования учащихся

Мама рассказала, что приготовление хлеба связано с брожением. Дрожжи  поедают сахар и превращаются в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки – это углекислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры. Углекислый газ заставляет хлеб в печи подниматься. Пузырьки увеличивают объем теста. Разрезав хлеб, мы можем видеть поры.

Я узнала, что на процесс брожения влияют сахар и температура.

Опрос детей: 

У нас на улице много детей и я решила спросить у них:

• Любите ли вы хлеб?

• Замечали ли вы дырочки в хлебе?

• Откуда они берутся в хлебе?

• Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек?

Я сделала следующий вывод: Ребята очень любят хлеб и видели дырочки в нём. Они предполагают, что дырочки появляются ещё в тесте, но точного ответа не знают. А мнения о том, зависит ли вкус хлеба от количества дырочек, у ребят разошлись.

После проделанной работы мне захотелось узнать, а как же всё-таки образуются дырочки в хлебе?

2.2Анализ эксперимента №1

Опыт 1: Как влияет сахар на процесс брожения.

Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налила в два стакана тёплой воды. В каждый стакан положила по щепотке дрожжей. Все хорошенько перемешала. В один стакан добавила сахар. В другой стакан сахар не добавляла. И стала наблюдать за процессом брожения.

Через некоторое время в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.

Жидкость в стакане приобрела кислый запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось.

2.3Анализ эксперимента №2

Опыт 2: Как влияет температура на процесс брожения.

Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.  Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль. Я замесила тесто, разложила его в две чашки.

Одну чашку поставила в теплое место, поближе к батарее. Другую - в прохладное место.

Через некоторое время тесто, которое стояло около батареи, сильно увеличилось в объеме. Тесто, стоявшее в прохладном месте, тоже увеличилось, но значительно меньше.

После этого опыта мама сказала: «Посмотри, как подошло тесто!» И теперь я поняла её выражение «хлеб не подошёл».

III. Практическая работа

Затем мы с мамой решили испечь сдобные булочки и убедиться, что не только в хлебе есть волшебные дырочки.

Мы приготовили все ингредиенты: муку, сливочное масло, молоко, сахар, дрожжи, яйца, ванилин. Затем взбили яйца с сахаром, растопили масло, дрожжи развели в тёплом молоке. Замесили мягкое тесто, накрыли плёнкой и поставили на 1 час в тёплое место. Через час тесто вдвое увеличилось в объёме. Выкладываем тесто на рабочую поверхность и подмешиваем немного муки. Тесто оставляем ещё на 15-20 минут.

Затем формируем порционные кусочки по 220-230 граммов, раскатываем в пласт и смазываем джемом. Затем сворачиваем в рулет и нарезаем в виде цветочков.

Когда булочки немного подошли, смазываем взбитыми яйцами, посыпаем орехами и отправляем в духовку при 180 градусах на 20 минут.

Какая красота и вкуснота получилась! После того как булочки остыли, я разломала одну пополам. Внутри было очень много маленьких дырочек. Мама сказала: «Тесто удалось!»

Гипотеза подтвердилась. Почти во всех хлебных изделиях бывают дырочки, их может быть много или мало. Хлеб и булочки, в которых больше дырочек, вкуснее.

Результаты исследований

- Для процесса брожения необходим сахар. Таким способом дрожжи получают энергию, необходимую им для жизни.

- Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается при понижении температуры.

- Чтобы приготовить хлеб, нужно замесить тесто, для которого обязательны дрожжи, сахар, и тепло. 

- Дырочки в хлебе называются порами. Они появляются при брожении теста.

Заключение

В ходе своей исследовательской работы я узнала, как работают современные пекарни, изучила историю появления хлеба, пришла к выводу, что благодаря работе дрожжей в хлебе и булочках при выпекании появляется большое количество дырочек. И если забыть положить дрожжи при замесе теста, то хлеб не получится пышным и с дырочками и будет не таким вкусным. Вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше процесс брожения, тем больше дырочек – пор, тем вкуснее хлеб.

В ходе практического опыта я ответила на поставленный вопрос:

Откуда в хлебе дырочки?

  • Дрожжи попадают в тесто.

  • Грибки сразу принимаются за дело.

  • Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит.

  • В жаркой печи пузырьки лопаются, углекислый газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

Рекомендации

При выпечке хлеба давать тесту выстояться нужное количество времени, предусмотренное в рецепте для приготовления хлеба.

Список литературы

1. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав.редактор В.Володин.-

М.6Аванта+, 2004 -640с.

2. Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М.,

РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.

3. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель.

АСТ, 2007 г.

4. http://lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ Рецепты

5. http://gotovim-hleb.ru/рецепт-белого-хлеба-в-духовке/

6 .www.o-xlebe.com

7. ru.wikipedia.org

Приложение 1.

Приложение 2.

Просмотров работы: 41