Введение
Пробуждение цветения кустарников на пришкольной территории представляет собой важную и актуальную задачу. В последние годы наблюдается тенденция к улучшению школьной инфраструктуры, что включает в себя не только модернизацию учебных классов и спортивных площадок, но и благоустройство пришкольных участков. В этом контексте цветущие кустарники играют ключевую роль, так как они не только украшают территорию, но и создают комфортную и вдохновляющую атмосферу для учащихся, способствуя их обучению и отдыху.
Актуальность данного проекта обусловлена недостатком цветущих растений на пришкольной территории. Наличие зеленых насаждений, особенно цветущих, положительно влияет на психологическое состояние учащихся, способствует снижению уровня стресса и повышению концентрации внимания. В условиях современного образовательного процесса, где важна не только академическая успеваемость, но и общее развитие личности, создание комфортной и эстетически привлекательной среды становится одной из важныхзадач.
Таким образом, данная работа направлена на комплексное изучение методов пробуждения цветения кустарников на пришкольной территории. Экологические проблемы, с которыми сталкивается современное общество, оказывают прямое влияние на здоровье, воспитание и нравственное развитие молодежи. В связи с этим актуальность проектов, связанных с экологическим образованием, возрастает. Пробуждение цветения кустарников на пришкольной территории может не только сделать участок красивым, но стать показателем состояния экосистемы этой территории. Данный проект позволил ответить на вопрос: « Что растению вообще нужно для цветения? Можем ли мы повлиять на цветение?» Построить закономерность: если растение не цветет – значит, условия не соответствуют его потребностям: например, не тот состав почвы, не хватает света, и т.д.Важно не просто выяснить причину, почему кустарники не цветут, но и создать необходимые условия для регулярного ухода за растениями, а также информирования каждого участника процесса об их значении.
Участие нас в таких проектах формирует чувство ответственности за окружающую среду и способствует развитию экологической культуры, а так же пониманию закономерностей, происходящих в природе, которые можно изучать в реальных условиях рядом со школой.
Проблемная ситуация:
На пришкольной территории проблема пробуждения цветения кустарников актуальна не только с точки зрения эстетики, но и в контексте более широких вопросов, связанных с экологическим образованием. Опыт действий по благоустройству показывает, что сделанные ранее проекты учеников существуют (клумба), но в силу разных обстоятельств сезонное озеленение и уход за растениями ученикам не всегда посильны, особенно летом во время каникул.Учащиеся, которые активно занимаются посадкой растений, начинают более осознанно относиться к экологии и важности растительного мира.
Мы предполагаем, что привлечение нас, школьников, в такие проекты помогает приобрести нам не только трудовые навыки, но и воспитывает нравственные качества, такие как ответственность, коллективизм
Реализация нашего проекта, требует тщательной подготовки. Акцент на обрезке кустарников и посадке новых растений, как в весенний, так и в осенний периоды, будет способствовать поддержанию и обновлению флоры пришкольной территории. Забота о насаждениях в течение года включает в себя полив, прополку, что напрямую влияет на сохранение и расширение экосистемы.
Коллективная работа одноклассников, работающих над благоустройством территории, создает доброжелательную атмосферу сотрудничества и взаимодействия. В процессе этого труда не только развиваются навыки командной работы, но и прививается чувство ответственности за результаты своей деятельности.
Цветения у кустарников на пришкольной территории может стать символом не только природного благоустройства, но и улучшения микроклимата в классе, символом единства и труда нашего коллектива.
Цели проекта
- Озеленение школьного пространства, пробуждение цветения у цветущих кустарников и повышение экологической грамотности среди учащихся.
- Сплочение классного коллектива через совместный труд.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Задачи проекта.
1. Первой из важнейших задач являлось обследование существующих кустарников на пришкольной территории. Это подразумевает определение их состояния, видов и количества.
2. Следующей задачей стало изучение факторов, препятствующих цветению. Это включало исследование почвы, уровень освещения, наличие вредителей, а также определение оптимального режима полива и удобрения.
3. Разработка плана и выбор методовпо уходу за кустарниками.
4. Создание условий для мониторинга роста и цветения кустарников. Важно не только ухаживать за растениями, но и осуществлять регулярное наблюдение за их состоянием, чтобы вносить корректировки в методы ухода. В этой связи мы планируем организовать "Экологический календарь", в который будем вносить основные этапы роста и ухода за кустарниками, а также даты цветения.
5. Улучшение микроклимата в классе, сплочение коллектива через решение одной, для всех, задач.
Методы проведения исследования
В рамках нашего исследования пробуждения цветения кустарников на пришкольной территории были использованы различные методы, направленные на выявление необходимых условий для успешного роста и цветения растений.
1. Система наблюдений. Мы активно участвовали в процессе ухода за растениями, что позволяло вести регулярный учет состояния кустарников, их полив, рыхление почвы и удаление сорняков. Наблюдения обеспечили понимание того, какие факторы способствуют или препятствуют цветению,
2. Анализ результатов наблюдения и отбор опытных растений. Основываясь на научных данных, были отобраны растения, характеризующиеся пышным цветением и декоративностью, такие как чубушник.
3. Эксперименты.
1. Определение влияния рыхления, удобрения растений на их рост и цветение.
2. Определение pH почвы.
Практическая часть
Уход за декоративными кустарниками Уход за растениями мы начали с обрезки, которая включала санитарную и формирующую обрезку.
Санитарная обрезка предполагает удаление поврежденных и сухих ветвей, что особенно важно для поддержания общего состояния растения. Формирующая обрезка необходима для растений, которые требуют поддержания определенной формы.
На наших кустарниках очень мало молодых побегов, в основном все старые. В этом году мы решили удалить 1/3 часть куста, в следующем другую и продолжить формирование кустов на третий год. Ветви, которые были направлены во внутрь удалили также. Места срезов обработали садовым варом.
Таким образом, мы омолодим куст за три года. Мы решили сделать это для того, чтобы куст не заболел и не высох, при полной обрезке. Уделять внимание обрезке следует ежегодно, иначе кустарники могут потерять свою декоративность и выглядеть неухоженными.
Подкормка кустарников – еще один ключевой момент ухода. Для полноценного роста и цветения растениям необходимы питательные вещества, такие как азот, фосфор и калий. Наиболее эффективным будет применение комплексных удобрений в начале весны, что способствует равномерному питанию и активному развитию кустов в течение всего сезона. Мы использовали специализированные смеси, которые обеспечили растения необходимыми элементами в различные фазы вегетации.
3. Эксперименты
1. Определение влияния рыхления, удобрения растений на их рост и цветение.
Цель: определить как влияет подкормка и рыхление на рост и цветение растений.
Для этого на одном участке осуществлялся регулярный полив и удобрение, на другом — минимальные вмешательства в природу.
Пока результат увидеть невозможно, для этого необходимо более длительный период наблюдения.
2. Определение pH почвы.
Цель: определить pH почвы.
Для того чтобы создать благоприятные условия для цветения чубушника, необходимо узнать кислотность почвы. Для этого мы взяли образцы почвы из – под кустарников
Для этого в образцы почвы добавили воду, размешали ее, дали отстояться и перейти растворимым веществам в раствор. После этого отфильтровали раствор и полученные фильтраты исследовали на кислотность. С помощью цифровой лаборатории Releon мы определили рН земли.
Результаты исследований представлены в таблице.
Участок 1. Участок 2.
|
Время |
Датчик температуры |
Датчик pH-метр |
Время |
Датчик температуры |
Датчик pH-метр |
|
0 |
129880,6 |
7,43 |
0 |
97380,6 |
7,6 |
|
0,5 |
159854,9 |
7,43 |
0,5 |
178110,6 |
7,58 |
|
1 |
169474,9 |
7,42 |
1 |
143344,9 |
7,58 |
|
1,5 |
158090,6 |
7,42 |
1,5 |
168100,6 |
7,59 |
|
2 |
154450,6 |
7,41 |
2 |
154710,6 |
7,61 |
|
2,5 |
129304,9 |
7,41 |
2,5 |
159000,6 |
7,63 |
|
3 |
165890,6 |
7,41 |
3 |
151980,6 |
7,63 |
|
3,5 |
145164,9 |
7,4 |
3,5 |
146130,6 |
7,62 |
|
4 |
142824,9 |
7,4 |
4 |
135080,6 |
7,62 |
|
4,5 |
154450,6 |
7,39 |
4,5 |
162064,9 |
7,61 |
|
5 |
175900,6 |
7,39 |
5 |
152370,6 |
7,6 |
|
5,5 |
160040,6 |
7,38 |
5,5 |
152370,6 |
7,59 |
|
6 |
152890,6 |
7,38 |
6 |
150160,6 |
7,57 |
|
6,5 |
183570,6 |
7,38 |
6,5 |
143140,6 |
7,56 |
|
7 |
184090,6 |
7,37 |
7 |
154710,6 |
7,55 |
|
7,5 |
157310,6 |
7,37 |
7,5 |
143270,6 |
7,54 |
|
8 |
149510,6 |
7,36 |
8 |
160300,6 |
7,53 |
|
8,5 |
149974,9 |
7,36 |
8,5 |
163160,6 |
7,52 |
Колба 3. Колба 4.
|
0 |
194880,6 |
7,48 |
Время |
Датчик температуры |
Датчик pH-метр |
|
0,5 |
141914,9 |
7,49 |
0 |
129880,6 |
7,31 |
|
1 |
168044,9 |
7,49 |
0,5 |
175250,6 |
7,3 |
|
1,5 |
148990,6 |
7,49 |
1 |
173300,6 |
7,29 |
|
2 |
149770,6 |
7,49 |
1,5 |
165760,6 |
7,28 |
|
2,5 |
162770,6 |
7,5 |
2 |
167190,6 |
7,27 |
|
3 |
151980,6 |
7,5 |
2,5 |
161804,9 |
7,27 |
|
3,5 |
131960,6 |
7,5 |
3 |
159780,6 |
7,26 |
|
4 |
153800,6 |
7,5 |
3,5 |
145350,6 |
7,25 |
|
4,5 |
157570,6 |
7,5 |
4 |
152890,6 |
7,24 |
|
5 |
161860,6 |
7,51 |
4,5 |
155620,6 |
7,24 |
|
5,5 |
158350,6 |
7,51 |
5 |
182400,6 |
7,23 |
|
6 |
181824,9 |
7,51 |
5,5 |
185650,6 |
7,22 |
|
6,5 |
172390,6 |
7,51 |
6 |
197740,6 |
7,21 |
|
7 |
171740,6 |
7,51 |
6,5 |
172000,6 |
7,21 |
|
7,5 |
185780,6 |
7,52 |
7 |
155100,6 |
7,2 |
|
8 |
153484,9 |
7,52 |
7,5 |
148665,6 |
7,2 |
|
8,5 |
155100,6 |
7,52 |
8 |
150940,6 |
7,19 |
|
8,5 |
156270,6 |
7,18 |
Кислотность почвы в среднем соответствовала 7,36.
Вывод: данная кислотность подходит для кустарника чубушника.
Заключение
В рамках проекта были поставлены четкие цели и задачи, которые включали в себя не только определение причины отсутствия цветения чубушника, а также регулярный уход за растениями.
Методы проведения исследования, использованные в проекте, позволили глубже понять особенности роста и цветения кустарника чубушника, а также их требования к условиям произрастания. Это знание стало основой для выбора методов ухода за чубушником, применение которых должно привести к цветению.
Мы выявили причины, почему кустарники чубушника не цветут. Одной из них является то, что кустарники очень старые и ни разу не проводилось омоложение кустов.
Научились определять кислотность почвы при помощи универсального индикатора и при помощи цифровой лаборатории. Кислотность почвы на пришкольном участке соответствует норме.
Составили рекомендации по уходу за кустарниками.
Провели санитарную и формирующую обрезку, разработали план омоложения кустарников, с целью добиться цветения кустарников.
Провели подкормку кустарников.
Эти мероприятия являются необходимыми для поддержания здоровья растений и их декоративного вида. Важно, чтобы уход за растениями стал неотъемлемой частью школьной жизни. Мы думаем, что учащихся стоит вовлекать в процесс заботы о природе и воспитывать у них трудовые навыки работы в коллективе, экологическую грамотность. Наше участие в проекте по пробуждению цветения кустарников может привести к образованию нового поколения сознательных граждан. Мы будем не только осознавать ценность природы, но и уметь действовать в ее защиту, включая свои знания и возможности в повседневную практику. Подобные проекты способны послужить основой для формирования более устойчивого подхода к окружающей среде на уровне всей школы.
5. Мы решили продолжить ухаживать за выбранными кустарниками и дальше, для того чтобы добиться результата. Создадим экоотряд, который будет проводить необходимые работы. Задача его заключается в дальнейшем уходе за кустарниками.
6. Результат нашей работы, в июне, растения, за которыми мы ухаживали очень красиво зацвели. Соседние кустарники по –прежнему остались не цвели.
Рекомендации по уходу за чубушником
Для посадки чубушника подойдут высокие участки с низким уровнем грунтовых вод, ведь корневая система кустарника быстро завоевывает подземное пространство, поэтому не рекомендуется выращивать культуру в условиях повышенной влажности.
На проблемных участках необходимо уложить на дно посадочной ямы слой дренажа, в качестве которого могут использоваться битый кирпич, галька, керамзит, щебень.
Жасмин садовый предпочитает расти на открытых солнечных участках, но неполный день под ультрафиолетовыми лучами тоже не приведет к проблемам, поэтому можно высаживать саженцы чубушника на участках с ориентацией на восток или запад.
Культура требует выращивания в плодородной рыхлой почве, лучше всего подходят суглинки, разбавленные перегноем или перепревшим навозом. Слишком плотную землю нужно разрыхлить, добавить в нее песок. Закисленные почвы раскисляют известью или мелом, а оптимальный уровень кислотности почвы для чубушника – pH 6,5-7.5. Эти показатели характерны для нейтральной почвы.
Обрезка чубушника. Всего существует три вида обрезки чубушника: а) Санитарная обрезка кустов садового жасмина – обычно проводится весной после зимовки, но при необходимости может повторяться летом и осенью. б) Омолаживающая обрезка – подразумевает вырезание старых основных побегов и формирование нового скелета куста. Эту процедуру лучше проводить весной до начала сокодвижения. в) Формирующая обрезка – рекомендуется обрезать куст жасмина, придавая ему определенную форму один раз в 1-3 года, обычно такую операцию планируют сразу после цветения.
Полив и подкормка чубушника. Чубушник требует обильного полива сразу при посадке. Под каждое растение выливают от 2 до 3 ведер воды. Для сохранения влаги в почве постарайтесь укрыть почву под жасмином слоем мульчи. Летом при дефиците влаги даже взрослые растения легко теряют тургор листьев, куст никнет, листья начинают засыхать. В сильную жару необходимо увлажнять чубушник через 2-3 дня, но только при сухой погоде. После выпавших дождей режим полива следует скорректировать. В первый год после посадки молодые чубушники можно не удобрять, а вот со следующей весны внесение питательных веществ жизненно необходимо. Второй год после посадки – ранней весной под кусты вносят Нитрофоску или Азофоску. Летом можно удобрить кусты компостом, а ближе к осени полить раствором калийных удобрений. Третий год после посадки – ранней весной под кусты вносят фосфорно-калийные удобрения, второй раз подкормку этими составами проводят сразу после цветения. Норма расхода на 1 растение – от 40 до 50 г удобрений на 1 ведро воды.
Список литературы
1. Актуальность создания экологически безопасной... [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2018/04/17/aktualnost-sozdaniya-ekologicheski-bezopasnoy-obrazovatelnoy, свободный.
2. Статья "Экологическое воспитание школьников — актуальность..." [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-aktualnost-problemy-4152185.html, свободный.
3. Проект «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный.