Лень двигатель прогресса

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лень двигатель прогресса

Бадикова Е.В. 1
1МБОУ г. Ростов-на-Дону «Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ»
Арутюнова Т.Ю. 1
1МБОУ г. Ростов-на-Дону «Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

1.Актуальность темы

Лень – двигатель прогресса, как бы странно это не звучало. Только подумайте, ведь многие изобретения были придуманы, чтобы облегчить нам жизнь.

В основном, лень является двигателем тогда, когда мы не хотим выполнять многократно повторяющиеся рутинные действия, которые из-за своей методичности вводят человека в состояние убийственной тоски.

Пропадает всяческий интерес к жизни, ведь человек начинает сам себе казаться похожим на робота. Именно тогда, когда все надоедает, и просто в бессилии опускаются руки, и начинает работать самая главная двигающая сила – наша мысль.

Пока мы ленимся, мысль работает. И движется она в том направлении, в котором нужно подумать один раз так, чтобы больше никогда не пришлось работать.

С тех пор как первый человек вышел-выбрался из своей пещеры на свет, мы изо всех сил пытаемся никогда больше не повторять этот ужасный опыт. Тысячи лет мы пытаемся избежать ужаса выхода на улицу, чтобы не напрягать зря свои мышцы.

Египтяне пытались использовать рабов, но рабы жаловались и убегали. Европейцы подарили нам промышленную революцию, но пришлось сидеть за машинами и крутить педали, рычаги…

Но ученые не сдаются и стремятся к достижению своей цели. Мы постоянно изобретаем что-то новенькое, лишь бы не вставать с кресла, в надежде, что наши белые ручки однажды будут совершенно свободны.

2. Цель и задачи

 Целью нашей научно-исследовательской работы является изучение лени, как одной из причин научного прогресса, рассмотреть значимые открытия биологов, сделанных благодаря лени.

Задачи:

  1. Изучить феномен лени, дать определение.

  2. Выяснить лениться – это хорошо или плохо.

  3. Рассмотреть значимые открытия биологов, сделанных благодаря лени.

  4. Провести опрос среди учащихся школы и проанализировать полученные данные.

3.Обзор литературы

3.1. Что такое лень и каковы ее причины?

Лень  — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времяпрепровождения, а не трудовой деятельности. Обществом традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества [1].

Не следует путать лень с естественной потребностью в отдыхе, с безволием, а также симптомами некоторых психических заболеваний, таких как депрессиясиндромом дефицита вниманиярасстройством снашизофрении и так далее [3,4]

Другое определение лени — «потребность в экономии энергии». Лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Причинами лени могут быть:

  • Переутомление, объективная вымотанность организма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.

  • Низкий тонус.

  • Плохое самочувствие.

  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» — когда мы тратим время своей жизни на дела, не являющиеся для нас желанными.

  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.

  • Неподготовленность к решению предстоящих задач.

  • Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни.

  • Отсутствие опыта самостоятельной деятельности.

  • Большое количество дел и отсутствие плана.

  • Желание отдохнуть.

  • Часто лень может быть признаком депрессии[1].

С точки зрения психологии, лень характеризуется больше как вредная привычка, а не психическое расстройство. Главными причинами низкой самооценки, дурных черт характера, отсутствия дисциплины являются неуверенность в собственных силах, отсутствие интереса к какой-либо деятельности или же убеждений в её неэффективности [1].

Исследования в данном направлении показали, что лень — следствие понижения уровня мотивации, вызванная чрезмерной стимуляцией или большим количеством факторов, которые способствуют высвобождению в головном мозге дофамина, отвечающего за удовольствие. Чрезмерное высвобождение дофамина приводит к притуплению нейронных моделей, а также негативно сказывается на передней части мозга, отвечающую за восприятие риска. Специалисты, занимающиеся изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности, говорят, что чрезмерная активность может быть причиной проблем с поведением, рассеянного внимания и эмоциональных травм, впоследствии приводящих к лени, которая может проявляться в виде защитной реакции организма [1].

3.2. Полезна ли лень?

Успешные люди — ленивые люди. Полежать на диване, посмотреть любимый сериал, поспать лишний часок любит каждый. Зачастую человек может переборщить и облениться, но если правильно распоряжаться своим временем, то в лени можно найти и плюсы [3,4].

Лень бывает связана с нежеланием человека чем-либо заниматься. Это может быть связано с огромным рядом причин, начиная от несостыковки необходимости с потребностями, заканчивая тем, что человек находится в таких обстоятельствах, когда ему на данный момент не нужно тратить свою энергию. Ещё одним вариантом может быть ситуация, когда у человека очень большая нагрузка и вся энергия уходит на другие процессы.

Кто-то скажет, что лень – это недостаток трудолюбия у человека, предпочтение отдыха. Ленью называют многие состояния, от безделия до реальной физической и ментальной усталости. Есть и такое суждение, что мы ленимся, когда нет мотивации что-либо делать [2]

Лень — это одна из форм сопротивления психике, в связи с какими-то обстоятельствами. Мы ленимся, потому что нам, например, необходим отдых, либо неинтересно чем-то заниматься, не важно и не нужно то, что нам предлагают. Такое часто бывает, когда мы не понимаем, чего хотим. Тогда подсознание пытается защитить нас от ненужных дел, потому что они не совпадают с личностью [2]

Когда лень полезна и как правильно лениться?

Если правильно определить понятия и ограничить лень рамками, она может помочь:

  1. Риск эмоционального выгорания сокращается. Делая маленькие «ленивые» перерывы, мы даём возможность разгрузить свой разум, отдохнуть и зарядиться энергией.

  2. Лень полезна для ментального здоровья. Когда мы постоянно работаем, мы окружены заботами. Но истинные чувства заглушаются, что не полезно для эмоционального состояния. Поэтому во время «лентяйства» возвращаемся к реальности, обдумываем и анализируем свои чувства, мысли, заботы.

  3. Пополнение запасов энергии. Не всегда лень связана с бездельем. Когда мы устаём, организму требуется отдых, можно полениться и восполнить запасы энергии.

  4. Проблемы находят решение сами. Порой, если отвлечься от рутины и проблем, перестать постоянно думать о них и абстрагироваться, всё решается само собой. Проблему либо решает кто-то другой, либо она становится неактуальной, а может, и вовсе перестаёт быть проблемой. Но важно понимать, что не стоит спускать всё на тормозах.

  5. Лень работает как сигнал. Когда вам становится лень, стоит прислушаться к своему телу и разуму. Может быть, накопилась усталость или пропала мотивация – важно разбираться в причинах явления.

  6. Переключение между режимами мышления. Наш разум работает в двух направлениях – рассеянное и сфокусированное мышление. Для того чтобы быть продуктивным, мышление стоит переключать. Так же, когда наш разум не сфокусирован, мозг решает долгосрочные задачи.

  7. Возможность справиться со стрессом. Лень помогает разгрузить мысли, подумать над различными ситуациями, избавиться от переживаний и прийти к правильным решениям.

  8. Фокусирование на более важных вещах. Сосредоточение на нужных задачах помогает правильно распределять свои возможности и силы. Ненужные дела уходят на второй план, а основные выполняются легко и без больших затрат энергии.

  9. Решения становятся прорывными. Именно за счёт лени начали появляться различные изобретения или нововведения. Например, эскалаторы, чтобы не подниматься по лестнице, умные часы и различные приложения, которые облегчают поиск информации.

  10. Больше времени для близких. Порой человек не замечает, как попадает в рутину работы, забывает о своих близких. «Полениться» вместе с друзьями и родными очень полезно для поддержания общения и получения положительных эмоций [1,2].

Важно не путать лень с понятием усталости. Если организм уже истощён, не может заниматься базовыми вещами, это значит, что ему необходимо восстановиться. Часто люди называют ленью обычную необходимость останавливаться, осматриваться, обращать внимание на мелочи [2].

Жизнь — это процесс постоянной переработки материала, физическая и информационная нагрузка. А лень — это способ оставить на некоторое время все проблемы и заботы, возможность переключить своё внимание.

Лень может быть сигналом, что нужно обратить внимание на что-то другое – физическое состояние, эмоциональную сферу. Важно понимать, что лень не всегда негативно сказывается на человеке. Усталость и безделье – это совершенно разные вещи, которые часто путают. От лени можно взять много плюсов, но не стоит переусердствовать [2]

3.3 Открытия ученых, благодаря лени.

Как все знают, ученые тоже не очень любят поднимать тяжести. Поэтому работают над созданием таблетки, которая могла бы заменить физические упражнения. И небезуспешно. Ученые проанализировали сигналы, которые наши тела посылают во время тренировок, сканируя людей, делающих кардио. На основе этой информации они составили схему того, что делают наши тела, когда мы занимаемся, и попытались создать те же реакции с помощью таблетки. Самой успешной «таблеткой для упражнений» пока стала искусственная молекула под названием «соединение 14». Она обманывает тело, как будто оно устало, пробежав марафон. Организм думает, что истощен, и раскручивает метаболизм, позволяя вам похудеть. Действие молекулы испытывали на мышах, и один ленивый грызун умудрился потерять 5% веса своего тела за семь дней вообще без движений. Представьте себе, как 90-килограммовая туша сбрасывает 5 килограммов за неделю, отдыхая на диванчике и просматривая сериалы. Ученые называют свое изобретение лекарством для страдающих ожирением и сахарным диабетом [2,3].

Склонность лениться - не всегда благоприобретенное качество. Проведенные недавно исследования подтвердили наличие "гена лени". Американские ученые Фрэнк Бут и Майкл Робертс из университета Миссури провели эксперимент с участием большого количества лабораторных крыс. Половина из них отличалась активностью, крысы охотно бегали в установленном для грызунов колесе. Вторая партия крыс, напротив, была малоактивной. Затем исследователи начали проводит спаривания в каждой из групп, после - спаривание потомков "лентяев" и "бегунов". По прошествии 10 лет Бут и Робертс повторили эксперимент. Результаты были ожидаемыми. Линия потомства крыс-активистов с рвением бегали, линия потомства крыс-лентяев проявляла качества, свойственные их родителям. Исследователи решили проверить уровень митохондрий и генетические показатели у крыс в обеих группах. Оказалось, что в одной из частей мозга у крыс находятся больше 17000 генов, 36 из которых могут мотивировать на какую-либо деятельность. Результаты этого исследования были опубликованы в American Journal of Physiology: Regulatory, Integrative and Comparative Physiology, а Фрэнк Бут за то, что не поленился, был награжден премией Annual Reviews American Physiological Society (APS) 2013 года [2,3].

История создания препаратов инсулина берет начало в 1869 году, когда в Берлине студент медицинского факультета Пауль Лангерганс, изучая с помощью нового микроскопа строение поджелудочной железы (ПЖ), обнаружил новые клетки, образующие группы, получившие впоследствии название островок Лангерганса. Однако назначение этих клеток в то время оставалось непонятным. В 1889 году немецкий физиолог Оскар Минковский удалил ПЖ у собаки и вызвал экспериментальный диабет, диагностированный самым простым методом: на сладкую мочу летели мухи. Это позволило связать СД и повреждение ПЖ. Но только благодаря работам русского ученого Л.В. Соболева в 1900 году было доказано наличие в ПЖ секрета, способного после перевязки протоков ПЖ и атрофии железистой ткани предупреждать развитие СД. Он предложил использовать железу новорожденных животных для выделения вещества с противодиабетическим действием, но не довел свои исследования до финального результата, то есть не получил экстракт с гормональной активностью. Следующий этап развития знаний об инсулине связан с Фредриком Грантом Бантингом. Он заинтересовался СД и пришел к выводу, что заболевание может быть следствием недостатком пептидного гормона – инсулина, секретируемого в островках Лангерганса, и предложил, что он может быть использован для лечения СД. Идею экстракции инсулина из ПЖ Бантинг изложил профессору физиологии Торонтского университета Джону Маклеоду. В декабре 1921 года Ф.Бантингу и Ч.Бесту удалось выделит инсулин из ПЖ собаки и испытать его на подопытном животном. После этого Маклеод привлек к работе блестящего биохимика, Джеймса Коллипа, который разработал эффективный метод очистки инсулина. 11 января 1922 года после множества успешных испытаний на собаках, 14 - летнему Леонарду Томпсону была сделана первая в мире инъекция инсулина [5]

В 1928 году ученый Александр Флеминг заметил, что плесневый грибок пенициллин заразил один из его образцов с болезнетворными бактериями стафилококка, оставленный у открытого окна. Флеминг изучил образец под микроскопом и заметил, что плесень уничтожала бактерии. Важность открытия Флеминга стала ясной лишь в 1940 году, когда в мире были начаты массовые исследования нового типа лекарств-антибиотиков. Ныне антибиотики крайне широко применяются в медицине, они составляют до 15% всех продаваемых в мире лекарств [2,3]

  1. Степень изученности данной проблемы

Исследование феномена лени остается интересным всегда. Это подтверждается тем, что в качестве материалов для исследования были использованы литературные статьи, научные публикации, а также интернет-ресурсы.

  1. Характеристика личного вклада автора в решении выбранной проблемы

Автором выполнены поиск и анализ литературных источников по теме научно-исследовательской работы, разработана анкета для опроса учащихся школы, проведено анкетирование, проанализированы полученные данные.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Материал и методы исследования

Сбор информации, опрос (анкетирование), анализ, наглядное представление информации в виде диаграмм, подготовка презентации.

Я провела опрос среди учащихся начальной, средней и старшей школы №80 города Ростова-на-Дону. Ученики начальной школы выполняли анкетирование при помощи родителей.

Анкета состояла из 12 вопросов (приложение 1), на каждый из которых необходимо было дать один ответ. Время заполнения около 10 мин. Было опрошено 15 учеников первого класса и по 38 учеников седьмого, десятого классов соответственно.

Глава 2. Анализ и обработка полученных данных

На первый вопрос: «С чем у вас ассоциируется лень?» 53,3% опрошенных среди первых классов ответили, что с одной из самых пагубных привычек человека, с которой надо бороться во что бы то ни стало. По 20%, что с приятным времяпрепровождением и с чем-то малополезным, от чего хотелось бы как-то избавиться соответственно и 6,7% ответили, что с чем-то не совсем приятным.

Среди средней школы ответы были следующие: у 44,7% опрошенных лень ассоциируется с чем-то малополезным, от чего хотелось бы как-то избавиться, у 28,9% с приятным времяпрепровождением; у 15,8%, что с одной из самых пагубных привычек человека, с которой надо бороться во что бы то ни стало и у 10,5%, что с чем-то не совсем приятным.

Старшеклассники ответили следующим образом: у 39,5% лень ассоциируется с чем-то малополезным, от чего хотелось бы как-то избавиться; у 31,6% с одной из самых пагубных привычек человека, с которой надо бороться во что бы то ни стало; у 18,4% с чем-то не совсем приятным и у 10,5% с приятным времяпрепровождением.

На второй вопрос: «Как вы считаете существует ли «ген – лени»?»: 46,7% первоклассников ответили, что затрудняются с ответом; 26,7% - ответили, что да, он был открыт в 2009 году; 20% ответили, что гена лени не существует и 6,6% ответили, что это все выдумка.

Учащиеся средней школы ответили следующим образом: 68,4% затруднились с ответом; 21,1%, что ген лени не существует; 7,9% ответили, что он был открыт в 2009 году и 2,6% -это все выдумка.

Старшеклассники ответили следующим образом: 36,8% ответили, что да, он существует и был открыт в 2009 году; 28,9% затруднились с ответом; 18,4% сказали, что это все выдумка; 15,8% решили, что гена лени не существует.

На третий вопрос: «Каких знаменитых ученых считали в свое время лентяями?», первоклассники ответили: 73,3% Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна и Исаака Ньютона; 13,3% - С.П. Боткина, И.М. Сеченова и И.И. Мечникова; и по 6,7% ответили, что А. Левенгука, Ж.Б. Ламарка, К. Линнея и Михаила Ломоносова, Луи Пастера и И.П. Павлова соответственно.

Средняя школа дала следующие ответы: 42,1% учащихся считают, что лентяями были Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон; по 21,1% - Михаил Ломоносов, Луи Пастер, И.П. Павлов и Левенгук, Ж.Б. Ламарк, К. Линней соответственно; 15,8% - С.П. Боткин, И.М. Сеченов и И.И. Мечников.

Старшеклассники ответили следующим образом: 55,3% считают, что лентяями были Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон; 18,4% - Михаил Ломоносов, Луи Пастер, И.П. Павлов; 15,8% - С.П. Боткин, И.М. Сеченов и И.И. Мечников и 10,5%, что А. Левенгук, Ж.Б. Ламарк, К. Линней.

На четвертый вопрос: «Какие изобретения появились на свет благодаря лени?», 66,7% учащихся первого класса ответили, что синтетический инсулин, плесневой грибок пенициллин; 20% - открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей»; 13,3% - открытие ДНК и «дыхания» бактерий.

Учащиеся средних классов ответили следующим образом: 34,2% - открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей»; 26,3% - открытие лекарства от СПИДа и болезни Альцгеймера; 23,7%, что синтетический инсулин, плесневой грибок пенициллин; 15,8% - открытие ДНК и «дыхания» бактерий.

Старшеклассники ответили следующим образом: 55,3% - что синтетический инсулин, плесневой грибок пенициллин; 18,4% - открытие ДНК и «дыхания» бактерий; и по 13,2% это открытие лекарства от СПИДа и болезни Альцгеймера и открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей» соответственно.

На пятый вопрос: «Вы верите, что, победив лень, вы многого достигните?», 46,7% первоклассников ответили, что вполне может быть; 40% - абсолютно, это правда; 13,3% - нет, конечно.

Семиклассники ответили следующим образом: 39,5% - вполне может быть; 36,8% - абсолютно, это правда; 13,2% - маловероятно и 10,5% - нет, конечно.

50% старшеклассников ответили, что вполне может быть, победив лень, они много достигнут; 44,7% - абсолютно, это правда и 2,65% ответили, что маловероятно и 2,65%, что нет.

На шестой вопрос: «Ваше отношение к ленивым людям?» 60% первоклассников ответили, что нейтральное; 33,3%, что скорее негативное; 6,7% - однозначно негативное.

Ученики седьмого класса дали следующие ответы: 86,8% - нейтральное отношение к ленивым людям; 10,5% сказали, что лентяи молодцы и 2,7% - однозначно негативно относится к ленивым людям.

65,8% старшеклассников ответили, что нейтрально относятся к ленивым людям; 15,8% - скорее негативно; 13,2% - однозначно негативно и 5,2% сказали, что ленивые люди молодцы.

На седьмой вопрос: «Как вы относитесь к историям успеха великих людей?» 53,3% учащихся начальной школы ответили, что периодически проявляется интерес к подобным историям; 40% очень интересно, поскольку истории успеха великих людей вдохновляют и мотивируют на новые свершения; 6,7% - пугают, зная, сколько они вложили в это труда, они бы себе такого не пожелали.

Средняя школа ответила следующим образом: 57,9% ответили, что им очень интересно, поскольку истории успеха великих людей вдохновляют и мотивируют на новые свершения; 26,3% ответили, что периодически проявляется интерес к подобным историям; 7,9% пугают, зная, сколько они вложили в это труда, они бы себе такого не пожелали и 7,9% учащихся безразлично, поскольку они знают, что сами все равно так не смогут.

Старшеклассники ответили: 65,8% очень интересно, поскольку истории успеха великих людей вдохновляют и мотивируют на новые свершения; 26,3% ответили, что периодически проявляется интерес к подобным историям и по 3,95% опрошенных ответили, что истории успеха великих людей пугают, зная, сколько они вложили в это труда, а также, что им безразлично, поскольку они знают, что сами все равно так не смогут соответственно.

На восьмой вопрос: «Представьте себе, что вы стали настоящим миллиардером, что будете делать?» 46,7% первоклассников ответили, что будут продолжать трудиться, чтобы приумножить добро на земле; у 26,7% пока нет ответа на этот вопрос, но что-то делать в принципе они не против; 13,3% были удивлены, что потом надо еще что-то делать и 13,3% будут продолжать приумножать свои миллиарды.

Семиклассники ответили следующим образом: 52,6%, что будут продолжать трудиться, чтобы приумножить свои миллиарды; у 21,1% пока нет ответа на этот вопрос, но что-то делать они в принципе не против; 18,4%, что будут продолжать трудиться, чтобы приумножить добро на земле; 7,9% удивились, что потом надо еще что-то делать.

Старшеклассники ответили, так: 52,6%, что будут продолжать трудиться, чтобы приумножить свои миллиарды; 23,7%, что будут продолжать трудиться, чтобы приумножить добро на земле; у 15,8% пока нет ответа на этот вопрос, но что-то делать в принципе они не против и 7,9% ответили, а что разве потом надо еще что-то делать?

На девятый вопрос: «Какой уровень вашей лени по отношению к учебному процессу?» по 46,7% первоклассников ответили, что низкий и средний соответственно; 6,6% ответили, что высокий.

Семиклассники ответили следующим образом: у 50% средний уровень лени; у 23,7% низкий; у 18,4% - высокий и 7,9% опрошенных никогда не ленятся.

Старшеклассники ответили следующим образом: у 42,1% средний уровень лени по отношению к учебному процессу; у 34,2% - низкий; у 18,4% высокий уровень лени и 5,3% опрошенных никогда не ленится.

На десятый вопрос: «Какой ваш уровень лени в жизни в целом?» 46,7% первоклассников считают, что средний; 33,3% ответили, что они не ленивые и 20%, что низкий уровень.

52,6% семиклассников ответили, что у них средний уровень лени в жизни в целом; 28,9%, что низкий; 15,8% - высокий и 2,7% никогда не ленятся.

50% десятиклассников ответили, что средний; 26,3% низкий; 13,2% - высокий и 10,5% сказали, что никогда не ленятся.

На одиннадцатый вопрос: «Хотели ли вы победить привычку лениться?» 40% первоклассников ответили, то однозначно хочу и чем быстрее, тем лучше; 26,7% - в принципе хотелось бы; 20% - да, хотелось бы; 13,3% - пока нет, может быть, когда-нибудь захочу.

Семиклассники, ответили следующим образом: 34,2% да, хотелось бы; 26,3% в принципе хотелось бы; 23,7% однозначно хочу, чем быстрее, тем лучше и 15,8% - пока нет, может быть, когда-нибудь захочу.

39,5% десятиклассников однозначно хотят и чем быстрее, тем лучше; 36,8% да, хотели бы; 18,4% пока нет, может быть, когда-нибудь захочу и 5,3% в принципе хотелось бы.

На двенадцатый вопрос: «Как вы считаете лень – это благо или зло?» 93,3% первоклассников ответили, что сказать однозначно не могут, всегда и во всем есть свои плюсы и минусы и 6,7% - если ты уже многого достиг в жизни, то ничего плохого в лени я не вижу.

Седьмые классы ответили следующим образом: 47,4%, что сказать однозначно не могут, всегда и во всем есть свои плюсы и минусы; 31,6%, если ты уже многого достиг в жизни, то ничего плохого в лени я не вижу; 13,2% - конечно, зло и 7,8% - благо, так как благодаря лени было совершено много открытий.

Десятый класс ответил следующим образом: 36,8% ответили, что если ты уже многого достиг в жизни, то ничего плохого в лени нет; 28,9%, конечно, зло; 23,7% сказать однозначно не могут, всегда и во всем есть свои плюсы и минусы и 10,5% - благо, так как благодаря лени было совершено много открытий.

Глава 3. Результаты анкетирования

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. У 53,3% первоклассников лень ассоциируется с одной из самых пагубных привычек человека, с которой надо бороться во что бы то ни стало. У 20% с приятным времяпрепровождением; у 20% с чем-то малополезным, от чего хотелось бы как-то избавиться и у 6,7% с чем-то не совсем приятным.

У 44,7% семиклассников лень ассоциируется с чем-то малополезным, от чего хотелось бы как-то избавиться, у 28,9% с приятным времяпрепровождением; у 15,8% с одной из самых пагубных привычек человека, с которой надо бороться во что бы то ни стало и у 10,5% с чем-то не совсем приятным.

У 39,5% старшеклассников с чем-то малополезным, от чего хотелось бы как-то избавиться; у 31,6% с одной из самых пагубных привычек человека, с которой надо бороться во что бы то ни стало; у 18,4% с чем-то не совсем приятным и у 10,5% с приятным времяпрепровождением.

2. 46,7% первоклассников затруднились с ответом на вопрос - существует ли ген лени? 26,7% ответили, что да, он был открыт в 2009 году; 20% ответили, что гена лени не существует и 6,6% ответили, что это все выдумка.

68,4% семиклассников затруднились с ответом; 21,1% ответили, что ген лени не существует; 7,9% ответили, что он был открыт в 2009 году и 2,6% - это все выдумка.

36,8% старшеклассников ответили, что он существует и был открыт в 2009 году; 28,9% затруднились с ответом; 18,4% сказали, что это все выдумка; 15,8% решили, что гена лени не существует.

3. 73,3% первоклассников считают, что лентяями были Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон; 13,3% - С.П. Боткин, И.М. Сеченов и И.И. Мечников; и по 6,7% ответили, что А. Левенгук, Ж.Б. Ламарк, К. Линней и Михаил Ломоносов, Луи Пастер и И.П. Павлов соответственно.

42,1% семиклассников считают, что лентяями были Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон; по 21,1% - Михаил Ломоносов, Луи Пастер, И.П. Павлов и Левенгук, Ж.Б. Ламарк, К. Линней соответственно; 15,8% - С.П. Боткин, И.М. Сеченов и И.И. Мечников.

55,3% старшеклассников считают, что лентяями были Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон; 18,4% - Михаил Ломоносов, Луи Пастер, И.П. Павлов; 15,8% - С.П. Боткин, И.М. Сеченов и И.И. Мечников и 10,5%, что А. Левенгук, Ж.Б. Ламарк, К. Линней.

4. 66,7% учащихся первого класса считают, что благодаря лени появились синтетический инсулин, плесневой грибок пенициллин; 20% - открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей»; 13,3% - открытие ДНК и «дыхания» бактерий.

34,2% семиклассников считают, что благодаря лени появилось открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей»; 26,3% - открытие лекарства от СПИДа и болезни Альцгеймера; 23,7%, что синтетический инсулин, плесневой грибок пенициллин; 15,8% - открытие ДНК и «дыхания» бактерий.

55,3% старшеклассников, что синтетический инсулин, плесневой грибок пенициллин; 18,4% - открытие ДНК и «дыхания» бактерий; и по 13,2% это открытие лекарства от СПИДа и болезни Альцгеймера и открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей» соответственно.

5. 46,7% первоклассников верят, что, победив лень, они многого достигнут; 40% считают, что это абсолютная правда; 13,3% в это не верят.

39,5% семиклассников считают, что вполне может быть; 36,8% - абсолютно, это правда; 13,2% - маловероятно и 10,5% - нет, конечно.

50% старшеклассников ответили, что вполне может быть; 44,7% - абсолютно, это правда и по 2,65% ответили, что маловероятно и нет, конечно соответственно.

6. 60% первоклассников нейтрально относятся к ленивым людям; 33,3% скорее негативно; 6,7% однозначно негативно.

86,8% семиклассников нейтрально относятся к ленивым людям; 10,5% сказали, что молодцы и 2,7% - однозначно негативно относится к лентяям.

65,8% старшеклассников ответили, что нейтрально относятся к ленивым людям; 15,8% - скорее негативно; 13,2% - однозначно негативно и 5,2% сказали, что молодцы.

7. 53,3% учащихся начальной школы периодически проявляют интерес к историям великих людей; 40% очень интересно, поскольку истории успеха великих людей вдохновляют и мотивируют на новые свершения; 6,7% - пугают, зная, сколько они вложили в это труда, они бы себе такого не пожелали.

57,9% семиклассников очень интересно, поскольку истории успеха великих людей вдохновляют и мотивируют на новые свершения; 26,3% периодически проявляют интерес к подобным историям; по 7,9% пугают, зная, сколько они вложили в это труда, они бы себе такого не пожелали и им безразлично, поскольку знают, что сами все равно не смогут, соответственно.

65,8% старшеклассникам очень интересно, поскольку истории успеха великих людей вдохновляют и мотивируют на новые свершения; 26,3% периодически проявляют интерес к подобным историям и по 3,95% опрошенных ответили, что истории успеха великих людей пугают, зная, сколько они вложили в это труда, а также, что им безразлично, поскольку они знают, что сами все равно так не смогут соответственно.

8. 46,7% первоклассников, если станут настоящим миллиардером, будут продолжать трудиться, чтобы приумножить добро на земле; у 26,7% пока нет ответа на этот вопрос, но что-то делать в принципе они не против; 13,3% удивились, что надо потом еще что-то делать и 13,3% будут продолжать приумножать свои миллиарды.

52,6% семиклассников будут продолжать трудиться, чтобы приумножить свои миллиарды; у 21,1% пока нет ответа на этот вопрос, но что-то делать они в принципе не против; 18,4% будут продолжать трудиться, чтобы приумножить добро на земле; 7,9% удивились, что надо еще что-то делать.

52,6% старшеклассников будут продолжать трудиться, чтобы приумножить свои миллиарды; 23,7%, что будут продолжать трудиться, чтобы приумножить добро на земле; у 15,8% пока нет ответа на этот вопрос, но что-то делать в принципе они не против и 7,9% - разве потом надо еще что-то делать?

9. 46,7% первоклассников ответили, что у них низкий уровень лени по отношению к учебному процессу; у 46,7% - средний; у 6,6% - высокий.

У 50% семиклассников средний уровень лени по отношению к учебному процессу; у 23,7% низкий; у 18,4% - высокий и 7,9% опрошенных никогда не ленятся.

У 42,1% старшеклассников средний уровень лени по отношению к учебному процессу, у 34,2% - низкий, у 18,4% высокий уровень лени и у 5,3% опрошенных никогда не ленится.

10. 46,7% первоклассников считают, что у них средний уровень лени в жизни в целом; 33,3% ответили, что они не ленивые и 20%, что низкий.

У 52,6% семиклассников средний уровень лени в жизни в целом; у 28,9% - низкий; у 15,8% - высокий и 2,7% никогда не ленятся.

50% десятиклассников ответили, что средний; 26,3% низкий; 13,2% - высокий и 10,5% сказали, что никогда не ленятся.

11. 40% первоклассников однозначно хотели победить привычку лениться и чем быстрее, тем лучше; 26,7% - в принципе хотелось бы; 20% - да, хотелось бы; 13,3% - пока нет, может быть, когда-нибудь захотят.

34,2% семиклассников хотели бы победить привычку лениться; 26,3% в принципе хотелось бы; 23,7% однозначно хочу, чем быстрее, тем лучше и 15,8% - пока нет, может быть, когда-нибудь захотят.

39,5% десятиклассников однозначно хотят и чем быстрее, тем лучше; 36,8% да, хотели бы; 18,4% пока нет, может быть, когда-нибудь захочу и 5,3% в принципе хотелось бы.

12. 93,3% первоклассников не могут однозначно сказать лень – это благо или зло, всегда и во всем есть свои плюсы и минусы; 6,7% ничего плохого в лени не видят, если ты в жизни уже многого достиг.

47,4% семиклассников однозначно не могут сказать, так как всегда и во всем есть свои плюсы и минусы; 31,6% ничего плохого в лени не видят, если ты уже многого достиг в жизни; 13,2% - конечно, зло и 7,8% - благо, так как благодаря лени было совершено много открытий.

36,8% старшеклассников, что если ты уже многого достиг в жизни, то ничего плохого в лени нет; 28,9%, конечно, зло; 23,7% сказать однозначно не могут, всегда и во всем есть свои плюсы и минусы и 10,5% - благо, так как благодаря лени было совершено много открытий.

ВЫВОДЫ

На основании литературных источников и интернет ресурсов, мы изучили феномен лени и выяснили, что определений её множество. Одни исследователи считают, что лень – это отсутствие или недостаток трудолюбия,стремление человека отказаться от преодоления проблем, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Другие, что потребность в экономии энергии. Мы ленимся, потому что нам необходим отдых или неинтересно чем-то заниматься. И лень - это способ поставить на паузу все заботы, возможность переключить своё внимание.

Нам удалось выяснить, лениться – это хорошо или плохо. Однозначно сказать нельзя. Да, человек, который бездействует во всех сферах жизни, безусловно вызывает, если и не негативные эмоции, то хотя бы недоумение со стороны окружающих. Но стоить повнимательнее вникнуть в проблему и мы можем увидеть, что может быть человек перегружен в своей работе или учебе, как это нередко бывает с учениками на последнем году школы, когда наряду с занятиями в школе, в спортивных, творческих секциях, дети еще и интенсивно занимаются подготовкой к вступительным экзаменам. И наступает момент, когда организм встает на паузу, потому что дальше не может продолжать в таком режиме. А родители думают, что ребенок ленится. Я хочу сказать, что лень может быть сигналом, что нужно обратить внимание на что-то другое – физическое состояние, эмоциональную сферу. Важно понимать, что лень не всегда негативно сказывается на человеке. Таким образом, не следует путать лень с естественной потребностью в отдыхе и однозначно утверждать, что лень – это зло нельзя. Она многолика. Мы совершенно не умеем лениться, нас никто этому не учил. Делая маленькие «ленивые» перерывы, мы даём возможность раз-грузить свой разум, отдохнуть и зарядиться энергией. Я хочу всем пожелать: «Будьте ленивы! Но ленивы искусно!»

Также мы выяснили, что благодаря лени были сделаны важнейшие открытия в научной сфере. В 1889 году немецкий физиолог Оскар Минковский удалил ПЖ у собаки и вызвал экспериментальный диабет. А как же он его диагностировал? Он просто заметил, что на сладкую мочу летели мухи! Это позволило связать СД и повреждение ПЖ.

В 1928 году ученый Александр Флеминг заметил, что плесневый грибок пе-нициллин заразил один из его образцов с болезнетворными бактериями стафи-лококка, оставленный у открытого окна. Флеминг изучил образец под микро-скопом и заметил, что плесень уничтожала бактерии!

Современные ученые долгие годы работают над созданием таблетки, которая могла бы заменить физические упражнения. Самой успешной «таблеткой для упражнений» пока стала искусственная молекула под названием «соединение 14». Организм думает, что истощен, и раскручивает метаболизм, позволяя вам похудеть. Ученые называют свое изобретение лекарством для страдающих ожирением и сахарным диабетом.

Фокусирование на более важных вещах и сосредоточение на нужных задачах помогает правильно распределять свои возможности и силы. Именно за счёт лени появились эскалаторы, чтобы не подниматься по лестнице, дистанционные пульты от телевизоров, чтобы не вставать с дивана, умные часы и различные приложения, которые облегчают поиск информации.

Таким образом, очевидно, лень является не только защитным механизмом, предохраняющим человеческий организм от перегрузок, но и двигает технический прогресс и поэтому для нас полезна.

На основании анкетирования также можно сделать выводы:

У 20% учащихся лень, все-таки, ассоциируется с приятным времяпрепровождением и половина опрошенных первых и седьмых классов не знают существует ли ген лени.

Большинство (90%) учеников проявляют интерес к историям великих людей, так как они их вдохновляют и мотивируют и около 60% среди учащихся всех классов, знают знаменитых ученых лентяев. Известные открытия, совершенные благодаря лени известны 60% ученикам первого и десятого класса, однако, только 23,7% семиклассников ответили верно. Большинство опрошенных из седьмых классов решили, что благодаря лени появилось открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей». Это новые открытия в науке, но благодаря упорному и кропотливому труду ученых.

Ученики первого класса отметили, что у них низкий и средний уровень лени по отношению к учебному процессу, никто из них не отметил, что он не ленится и только около 7% признали, что у них высокий уровень лени. Больше 30% первоклассников ответили, что не ленятся в жизни в целом, 20%, что у них низкий уровень лени, 46,7%, что он средний и никто не ответил, что уровень лени высокий. На основании анализа ответов первоклассников на эти вопросы и того, что жизнь учеников школы включает в себя учебный процесс можно сделать вывод, что уровень лени у них средний и многие из опрошенных (33,3%) считают себя не ленивыми в жизни и соответственно в учебе, при этом этого не признают. У семиклассников и десятиклассников уровень лени в жизни и по отношению к учебе совпадает – низкий и средний. Только 18,4% опрошенных семиклассников и десятиклассников признали, что у них высокий уровень лени по отношению к учебному процессу, при этом в жизни они ленятся меньше.

После анализа ответов первоклассников на восьмой вопрос: «Представьте себе, что вы стали настоящим миллиардером, что будете делать?» можно отметить, что они в большинстве хотят приумножать добро на Земле и все равно хотят заниматься каким-то делом после того, как станут миллиардерами. И эти выводы подтверждают ответы на одиннадцатый вопрос, потому что больше 80 % хотят победить лень или стремятся к этому. Больше половины опрошенных семиклассников будут приумножать свои миллиарды и только 20% приумножать добро на Земле и в принципе потом не против что-то делать. Десятиклассники в большинстве будут приумножать добро на Земле и при этом что-то делать. При анализе ответов на одиннадцатый вопрос прослеживается стойкая тенденция к тому, что семиклассники и десятиклассники хотят победить лень и только небольшой процент учеников думают об этом в перспективе.

Можно отметить, 93% первоклассников однозначно сказать не могут: лень – это благо или зло, также как и 43% семиклассников, большинство же десятиклассников в лени ничего плохого не видят и некоторые считают ее за благо и только около 29% считают, что лень – это зло.

Рецепт от лени

  • Каждый день с самого утра пить натощак напиток из улыбок, хорошего настроения и нескольких капель эликсира трудолюбия.

  • В течение дня, через час после еды, несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух все, что нужно сделать за день.

  • Перед сном необходимо вспомнить все, что сделано за день, и составить план на следующий день.

  • Затем нужно выпить стакан теплого напитка удовольствия с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.

Список использованной литературы:

1. Берендеева М. Лень – это полезно. Курс выживания для ленивцев – М.: Книжкин дом, Эксмо, 2004 г.

2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. — 348, [4] с.: ил.

3. Иголкина И. Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени – М.: Астрель: АСТ, 2007

4. Ожегов С.: Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова,-28-е изд., перераб. – М.:ООО «Издательств «Мир и Образование»; 2014г. – 1376.

Интернет-ресурсы

1. Википедия

2. https://hi-tech.mail.ru/news/115771-poyavilas-tabletka-imitiruyushchaya-uprazhneniya/

3.https://nauka.tass.ru/nauka/11387313?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

4.https://fb.ru/article/25137/kak-pobedit-len-ischite-koren-problemyi

5. https://cyberleninka.ru/article/n/preparaty-insulina-100-let-otkrytiy-i-uspeha/viewer

Приложение1

Ваш возраст_______

1. С чем у вас ассоциируется слово лень?

а) с приятнейшим времяпрепровождением

б) с чем-то малополезным, от чего хотелось бы как-то избавиться

в) с одной из самых пагубных привычек человека, с которой надо бороться во что бы то ни стало

г) с чем- то не совсем приятным

2. Как вы считаете существует ли «ген – лени»?

а) да, он был открыт в 2003 году

б) гена лени не существует

в) затрудняюсь ответить

г) это все выдумка

3. Каких знаменитых ученых считали в свое время лентяями?

а) Михаил Ломоносов, Луи Пастер, И.П. Павлов

б) Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон

в) С.П. Боткин, И. М. Сеченов, И.И. Мечников

г) А. Левенгук, Ж.Б. Ламарк, К. Линнеей

4. Какие изобретения появились на свет благодаря лени?

а) синтетический инсулин, плесневой грибок пенициллин

б) открытие ДНК и «дыхания» бактерий

в) открытие лекарства от СПИДа и болезни Альцгеймера

г) открытие новых РНК – содержащих вирусов и рождение «ребенка от трех родителей»

5. Вы верите, что победив лень, вы многого достигните?

а) нет, конечно

б) абсолютно

в) вполне может быть

г) маловероятно

6. Ваше отношение к ленивым людям?

а) молодцы

б) нейтральное

в) однозначно негативное

г) скорее негативное

7. Истории успеха великих людей вас

а) пугают, поскольку, зная, сколько они вложили в это труда, вы бы себе такого не пожелали

б) вам это очень интересно, поскольку истории успеха великих людей вдохновляют и мотивируют на новые свершения

в) вам безразлично, поскольку знаете, что сами все равно так не сможете

г) периодически проявляете всяческий интерес к подобным историям

8. Представьте себе, что вы стали настоящим миллиардером, что будете делать?

а) будете продолжать трудиться, чтобы приумножить свои миллиарды

б) будете продолжать трудиться, чтобы приумножить добро на земле

в) а что, разве потом надо еще что-то делать?

г) пока у вас нет ответа на этот вопрос, но что -то делать вы в принципе не против

9. По вашему скромному мнению, какой уровень вашей лени по отношению к работе на которой вы сейчас работаете?

а) я никогда не ленюсь

б) низкий

в) средний

г) высокий

10. А какой ваш уровень лени в жизни в целом? Только честно:

а) я не ленивый человек

б) низкий

в) средний

г) высокий

11. Хотите ли вы победить привычку лениться?

а) однозначно хочу, чем быстрее, тем лучше

б) да, хотелось бы

в) пока нет, может быть когда-нибудь захочу

г) в принципе хотелось бы

12. Как вы считаете лень – это благо или зло?

а) конечно, зло

б) благо, так как благодаря лени было совершено много открытий

в) если ты уже многого достиг в жизни, то ничего плохого в лени я не вижу

г) сказать однозначно не могу, всегда и во всем есть свои плюсы и минусы

Просмотров работы: 35