Подосиновики в домашних условиях: практика разведения

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подосиновики в домашних условиях: практика разведения

Семукова А.В. 1
1КОГОАУ "Лицей естественных наук"
Махнёва Н.С. 1Нурулина Ю.В. 2
1КОГОАУ ДО "Дворец творчества - Мемориал"
2КОГОАУ "Лицей естественных наук"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы. Подосиновики - одни из самых популярных и вкусных грибов, которые можно найти в лесу. Однако не у каждого есть возможность отправиться на «тихую охоту». Поэтому выращивание подосиновиков в домашних условиях представляет большой интерес для многих людей. Это позволяет получить свежие грибы прямо у себя дома, независимо от сезона и погодных условий.

В прошлом году я работала над проектом «Выращивание лесных грибов в домашних условиях». Теперь я хочу исследовать, можно ли вырастить подосиновики двумя способами: из покупного мицелия в горшке и с помощью посадки грибницы. Я сравню эти методы и определю, какой из них наиболее эффективен.

Цель проекта: изучить особенности домашнего выращивания подосиновиков и разработать практические рекомендации для успешного разведения этих грибов в условиях, приближенных к лесным.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу на тему проекта;

  2. Составить анкету и провести опрос среди школьников;

  3. Провести эксперимент по выращиванию подосиновика двумя способами.

  4. Разработать практические рекомендации по домашнему выращиванию подосиновиков с учётом полученных данных.

Объект: грибы подосиновики.

Предмет: выращивание гриба подосиновика в домашних условиях.

Гипотеза: я полагаю, что за 14 дней можно вырастить гриб подосиновик из покупных мицелий в цветочном горшке. Для проверки этой гипотезы будут использованы различные методы исследования, такие как анализ научной литературы, изучение опыта других грибоводов, проведение экспериментов и наблюдений.

Практическая значимость: подосиновики являются ценным источником питательных веществ и полезных микроэлементов. Их выращивание в домашних условиях может стать увлекательным хобби, которое принесёт пользу здоровью и разнообразит рацион питания. Изучение особенностей разведения подосиновиков позволит создать благоприятные условия для их роста и получить богатый урожай грибов прямо у себя дома.

I Теоретическая часть

1.1 Гриб подосиновик и его виды

Согласно литературе подосиновик – один из наиболее распространённых и востребованных съедобных грибов. Он известен привлекательным внешним видом, крупными размерами, высокой пищевой ценностью и хорошими вкусовыми качествами.

Оказывается, подосиновиком называют не один конкретный гриб, а несколько разновидностей, принадлежащих единому роду. Поэтому разные подосиновики могут заметно отличаться внешне — по окрасу, размерам, оттенкам ножки и вкусовым качествам [3].

Можно выделить несколько общих признаков, характерных для подосиновиков любого вида:

  1. Шляпка у подосиновиков, или лекцинумов, в молодом возрасте заметно выпуклая, а во взрослом распрямляется, но остается подушкообразной и плотной. Диаметр может отличаться, но в среднем составляет около 15 см.

  2. Снизу шляпка грибов покрыта маленькими порами-трубочками бежевого, желтоватого или красноватого оттенка.

  3. Ножка у подосиновика крепкая, обычно с утолщением в нижней части, до 10-15 см высотой. Иногда ножка волокнистая, иногда может быть покрыта мелкими чешуйками, похожими на чешуйки подберезовика.

  4. Кожица на поверхности шляпки подосиновика обычно гладкая или немного бархатистая, не скользкая и не липкая, как у многих других грибов.

  5. Отличительный признак, заметный на фото и описании подосиновика при срезе, — быстрое потемнение мякоти до синего, фиолетового или почти чёрного оттенка.

По мнению многих авторов у подосиновика существует множество разновидностей, но есть те, которые встречаются чаще всего или их предпочитают грибники. Чтобы не перепутать подосиновичные виды с другими, нужно знать их названия и характеристики [2]:

  • Красный. Гриб вполне съедобный, растёт под деревьями лиственного типа. Максимальный диаметр шляпки 10 см, ножка 10-15 см. Цвет – красно-бурый, а чешуйчатый слой белесо-серый.

  • Белый. Главный отличительный признак – белый цвет шляпки, которая в диаметре может достигать до 22-25 см. В зрелом возрасте гриб приобретает серо-коричневый окрас, поэтому его легко спутать с другими разновидностями грибов.

  • Обабок дубовый – очень похож на подберёзовик, растёт только в дубовой роще и затемнённых участках. Цвет шляпки – кофейно-коричневый, ножка оранжевая с буро-красноватыми чешуйками. Высота – 15 см, диаметр шляпки 5-15 см.

  • Окрашенноногий - растет в лиственных и хвойных посадках, шляпка имеет розовый оттенок и плоскую форму, на ножках присутствуют красные чешуйки. Диаметр шляпки – около 14-15 см, высота ножки достигает 12 см.

  • Жёлто-бурый. Высота ножки достигает до 25 см, диаметром шляпки 12-15 см. Окрас бывает разным – оранжево-песочным или жёлто-бурым. Ножки всегда серые, но зернистые чешуйки чёрно-коричневые. Растёт не только под осинами и берёзам, но и под елями и соснами.

  • Сосновый. Отличается необычным цветом – шляпка тёмная малиновая, ножка буроватая. Максимальный диаметр шляпки и высота ножки – 14-15 см. Предпочитаемые места – толокнянки, ельники и сосновые боры.

  • Еловый - отличается шляпкой каштанового оттенка и светло-коричневой ножкой цилиндрической формы. Растет в смешанных пролесках или еловых незагущенных лесах. В среднем шляпка диаметром всего 3 см, а ножка в высоту 6-10 см.

  • Чёрночешуйчатый. Шляпка обладает оранжевым или тёмно-красным оттенком, ножки рыжеватые, так как густо усеяны чешуйками. Диаметр шляпки и высота ножки варьируются от 5 до 12 см. Предпочитает расти в лесах, где присутствуют осины [1].

1.2 Где растёт подосиновик

Учёные установили, что истинные подосиновики не имеют узко избранного типа партнёра-микориза, поэтому симбиоз происходит с большинством видов деревьев. Исключением являются только ели, сосны и прочие хвойные породы – под ними подосиновик не найти.

Гриб чаще всего встречается под такими деревьями как: осина, бук, дуб, граб, тополь, ива или берёза.

Подосиновики растут как в конкретных рощах, так и в смешанных лесах. На территории России с подосиновиками чаще всего грибники встречаются в Северо-Западной части, Европейской, Западно-Сибирской, на Урале, Кавказе, Дальнем Востоке [4].

  • места – вдоль тропинок в лесу, под деревьями, чаще молодыми;

  • субстрат – трава, опавшие листья;

  • период – июнь-октябрь.

1.3 Полезные свойства подосиновика

Подосиновик отличается многочисленными лечебными свойствами. Повышает иммунитет, стимулирует работоспособность щитовидной железы, обладает ранозаживляющим эффектом. Также гриб оказывает положительное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы. Подосиновики в сушеном виде очищают кровеносные сосуды, тем самым снижают уровень холестерина.

В состав подосиновиков входит большое количество витаминов. По содержанию витамина В эти грибы можно сравнить со злаками, а количество витамина РР такое же, как и в говяжьей печени. Также в них есть витамины А и С.

Из минералов в подосиновике много калия, магния, фосфора, кальция, а также натрия и железа. Регулярное употребление в пищу подосиновика способствует выведению из организма токсинов и шлаков, а бульон из этих грибов поможет восстановить иммунитет после вирусных заболеваний.

В результате своего исследования я узнала, что подосиновик — один из самых распространённых съедобных грибов, который пользуется большой популярностью среди грибников. Даже начинающие любители «тихой охоты» легко узнают его в лесу по шляпкам разных оттенков красного или ярко-оранжевого цвета.

Думаю, своё название этот гриб получил из-за того, что растёт там, где есть осины. А в народе его называют красноголовик, красник или красныш из-за характерного красноватого оттенка шляпки.

Кроме того, я выяснила, что подосиновики очень полезны для организма: они повышают иммунитет и положительно влияют на нервную систему.

II Практическая часть

2.1 Анкетирование среди школьников

Я разработала анкету и провела опрос среди учащихся четвёртых классов. В нём приняли участие 43 человека.

Цель опроса — узнать, насколько хорошо школьники информированы о сборе грибов и правилах безопасности, а также выявить уровень знаний о том, как отличать съедобные грибы от ядовитых. Сначала я решила узнать, собирают ли грибы семьи моих одноклассников. Результаты опроса представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Собирает ли ваша семья грибы?

Как видно из результатов большая часть (72%) опрошенных собирает грибы, в то время как остальные 28 % семей не занимаются этим видом деятельности. Это может свидетельствовать о том, что сбор грибов является популярным хобби среди семей учащихся четвёртых классов. Далее я выяснила, знают ли школьники, как отличить съедобные грибы от несъедобных. Результаты этого опроса представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Знаешь ли ты, по каким признакам можно отличить съедобные грибы от несъедобных?

Опрос показал, что 63% школьников не знают, как отличить съедобные грибы от несъедобных, и только 37% знакомы с основными признаками. Мне стало интересно, можно ли вырастить лесные грибы в цветочном горшке. Я также решила спросить об этом ребят, результаты представлены на рисунке 2.3.

Из этого следует, что большинство опрошенных не знакомо с правилами сбора грибов, поэтому важно проводить просветительскую работу среди школьников. А также стоит отметить, что многие школьники не имеют представления о выращивании лесных грибов в домашних условиях.

Рисунок 2.3 - Как ты думаешь, можно ли вырастить лесные грибы в цветочном горшке?

81% опрошенных считает, что лесные грибы невозможно вырастить в цветочном горшке, в то время как 19% полагают, что это возможно.

Рисунок 2.4 - Хотел бы ты узнать больше о грибах?

Как можно заметить, почти все мои одноклассники хотят больше узнать о лесных грибах. Для них я подготовила презентацию с интересными фактами о наиболее распространённых съедобных видах в наших краях.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что большинство школьников интересуется темой грибов. При этом многие из них не знают, как отличить съедобные грибы от несъедобных и сомневаются в возможности выращивания лесных грибов в домашних условиях. Это подчёркивает важность подготовленной презентации с интересными фактами о наиболее распространённых съедобных видах в наших краях.

2.2Выращивание грибов в домашних условиях

Следующим этапом я решила провести эксперимент в домашних условиях и вырастить грибы двумя способами, а затем сравнить результаты.

В первом случае я буду использовать покупной мицелий подосиновиков. Во втором — попробую вырастить грибы в цветочном горшке из самой грибницы, которую мы выкопали в лесу.

Цель эксперимента — сравнить эффективность двух методов выращивания грибов: с использованием покупного мицелия и с применением грибницы, выкопанной в лесу.

Срок эксперимента: 14 дней.

Для эксперимента мне потребовались:

    • два цветочных горшка;

    • речной песок;

    • лесной грунт;

    • вода;

    • мицелий грибов подосиновика;

    • грибница подосиновика.

Ход работы:

  1. Первым делом я купила мицелий подосиновика на известном маркетплейсе. Внимательно изучила описание товара и отзывы других покупателей.

  2. Пока доставляли мицелий, мы с мамой пошли в лес, нашли грибницу и вырезали её из почвы.

  3. Затем я приступила к подготовке субстрата: смешала в равных частях речной песок и лесной грунт, чтобы создать оптимальные условия для роста грибов. После этого я выбрала два подходящих по размеру цветочных горшка.

  4. После этого сделала в горшке №1 небольшие углубления и поместила туда мицелий, стараясь распределять его равномерно для обеспечения хорошего роста грибов.

  5. В горшок №2 я посадила грибницу, немного присыпала её землёй, добавила листву, обложила мхом и полила водой.

  6. Оба образца засыпала подготовленным субстратом, аккуратно разровняла землю и снова полила. Теперь мне оставалось только ждать и ухаживать за посадкой, поддерживая оптимальную влажность и температуру.

  7. Я оставила горшки под деревом, где было достаточно света, но не прямых солнечных лучей. Регулярно проверяла влажность субстрата и при необходимости поливала его.

Результаты эксперимента:

Через 5 дней после посадки грибницы появились три маленьких грибочка подосиновика. В горшке с мицелием первый маленький гриб появился только через 8 дней (фотоотчёт представлен на рисунке 2.5). Эксперимент продолжается.

   

Образец №1 - Горшок с грибницей

Образец №2 - Горшок с мицелиями

Рисунок 2.5 - Грибы на 5-ый и 8-ой дни после посадки

Через 10 дней после посадки в образце №1 с грибницей грибы активно росли, но один из них стал немного больше остальных, а также я заметила, что у одного маленького гриба шляпка чуть темнее, чем у других.

В образце №2 с мицелием также наблюдался активный рост, однако хорошо была видна только коричневая «шляпка». Важно отметить, что вырос всего один гриб. Фотоотчёты за десятый день эксперимента представлены на рисунке 2.6. Продолжаю наблюдение.

   

Образец №1 - Горшок с грибницей

Образец №2 - Горшок с мицелиями

Рисунок 2.6 - Грибы на 10-ый день после посадки

В образце №1 с грибницей на двенадцатый день один из грибов сгнил, второй начал темнеть, а третий значительно вырос. В образце №2 рост продолжается.

На четырнадцатый день в образце с грибницей остался один большой гриб, остальные сгнили. Диаметр его шляпки составил 8 см. Образец №2 также продолжает расти, но значительно медленнее, чем образец №1. Диаметр шляпки образца №2 — 4,5 см. Подробный фотоотчёт представлен на рисунке 2.7 и рисунке 2.8.

   

Образец №1 - Горшок с грибницей

Образец №2 - Горшок с мицелиями

Рисунок 2.7 - Грибы на 14-ый день после посадки

Результаты эксперимента показали, что образец с грибницей демонстрирует более активный рост грибов по сравнению с образцом, где использовался мицелий. Однако оба метода позволяют вырастить грибы в домашних условиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование грибницы в качестве исходного материала для выращивания грибов является более эффективным способом, который позволяет получить более быстрый и качественный результат. В то же время применение мицелия также может быть успешным, хотя и требует больше времени для получения урожая.

В целом, результаты эксперимента подтверждают возможность выращивания грибов в домашних условиях с использованием различных методов. Это открывает перспективы для дальнейшего изучения и разработки оптимальных способов культивирования грибов, которые могут быть полезны как для научных исследований, так и для практического применения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Заключение

В теоретической части исследования я изучила информацию о подосиновиках — популярных съедобных грибах, которые легко узнать по характерным красным или ярко-оранжевым шляпкам. Эти грибы получили своё название из-за того, что они часто растут под осинами. В народе их также называют красноголовиками, красниками или краснышами.

В практической части работы я провела опрос среди школьников и выяснила, что большинство школьников интересуется темой грибов. При этом многие из них не знают, как отличить съедобные грибы от несъедобных и сомневаются в возможности выращивания лесных грибов в домашних условиях. Это подчёркивает важность подготовленной презентации с интересными фактами о наиболее распространённых съедобных видах в наших краях.

Результаты опроса также указывают на необходимость проведения просветительской работы среди школьников, чтобы повысить их осведомлённость о правилах сбора грибов и особенностях их выращивания.

Далее я провела эксперимент в домашних условиях и вырастила грибы двумя способами, а затем сравнила результаты. В первом случае я использовала покупной мицелий подосиновиков. Во втором — вырастила грибы в цветочном горшке из самой грибницы, которую мы выкопали в лесу.

Результаты эксперимента показали, что образец с грибницей растёт более активно по сравнению с образцом, где использовался мицелий. Однако оба метода позволяют вырастить грибы дома. Это говорит о том, что применение грибницы в качестве исходного материала для выращивания грибов может быть более эффективным способом, который позволяет получить результат быстрее и с лучшим качеством. В то же время использование мицелия также может принести успех, хотя и требует больше времени для получения урожая.

Таким образом, проведённое исследование подтверждает возможность выращивания грибов в домашних условиях с помощью разных методов. Эксперимент позволил сравнить эффективность этих способов и сделать выводы об их особенностях. Результаты работы могут быть полезны как для дальнейшего изучения и разработки оптимальных методов культивирования грибов, так и для практического применения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

В результате данной исследовательской работы я достигла цели, реализовала все поставленные задачи и подтвердила свою гипотезу. На мой взгляд, моя исследовательская работа получилась очень интересной и познавательной.

Список использованной литературы

  1. Гриб подосиновик: описание, польза, разновидности © Ферма.expert // Ферма.expert URL: https://ferma.expert/griby/podosinovik/opisanie-i-raznovidnosti (дата обращения: 07.11.2024).

  2. Как выглядит и как готовить подосиновик // Сайт Gribnik.info URL: https://gribnik.info/kak-vyglyadit-i-kak-gotovit-podosinovik (дата обращения: 07.11.2024).

  3. Подосиновик: фото и описание, интересные факты // Земледелие онлайн — электронный журнал для садоводов, фермеров и огородников URL: ёhttps://proogorod.com/dacha/griby/podosinoviki/podosinovik-foto-i-opisanie-interesnye-fakty (дата обращения: 07.11.2024).

  4. ПОДОСИНОВИКИ: ВИДЕО СБОРА ГРИБОВ, ГДЕ И КОГДА СОБИРАТЬ // Портале fermilon.ru URL: https://fermilon.ru/sad-i-ogorod/griby/podosinoviki-video-sbora-gribov-gde-i-kogda-sobirat.html (дата обращения: 07.11.2024).

П
риложение

Строение подосиновика

Анкета

1. В вашей семье собирают грибы?

  • Да

  • Нет

2. Знаешь ли ты, по каким признакам можно отличить съедобные грибы от несъедобных?

  • Да

  • Нет

3. Как ты думаешь, можно ли вырастить лесные грибы в цветочном горшке?

  • Да

  • Нет

  • Затрудняюсь ответить

4. Хотел бы ты узнать больше о грибах?

  • Да

  • Нет

Спасибо за участие!

Просмотров работы: 46