Исследование характеристик баллистического движения с помощью самодельной катапульты

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование характеристик баллистического движения с помощью самодельной катапульты

Ополоник Г.Р. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специализированная физико-математическая школа №35 городского округа Донецк" Донецкой Народной Республики
Кучеренко М.В. 1Кузнецова И.В. 2
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специализированная физико-математическая школа №35 городского округа Донецк" Донецкой Народной Республики
2ГБОУ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 35 Г.О. ДОНЕЦК"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. Все чаще в новостях слышим об успешной работе наших операторов БПЛА в зоне СВО. Беспилотные летательные аппараты позволяет осуществить взлёт в любых условиях, даже если для этого нет подходящей взлётно-посадочной полосы. Для военных беспилотников и других разведывательных аппаратов разработана катапульта.

Целью моей работы стало экспериментальное исследование баллистического движения с помощью самодельной катапульты; разработка программы визуализации баллистического движения в Excel.

Для достижения этой цели я должен решить следующие задачи:

  1. Изучить научную и популярную литературу по исследуемой теме: исторические факты, механику движения.

  2. Изготовить в домашних условиях простейшую модель катапульты из строительных материалов.

  3. Провести экспериментальные исследования с помощью самодельной катапульты.

  4. Проанализировать полученные данные и сделать вывод.

Объект исследования: движение тела под углом к горизонту.

Предмет исследования: скорость тела, дальность и высота полета тела.

Гипотеза: возможно в домашних условиях создать модель катапульты для запуска ЛА; чем больше угол вылета ЛА, тем выше он поднимется, но недалеко улетит от места вылета; можно разработать программу визуализации баллистического движения в Excel.

Методы исследования: изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ, моделирование, проведение экспериментов, их пояснение и обобщение.

  1. Основная часть.

    1. Изучение информации по теме «Движение тела под углом к горизонту».

Каждому мальчишке знакома детская рогатка, но не каждый знает, что это древнее оружие. Детская рогатка — это деревянная рогатка, которая используется детьми для развлечения и хулиганства. Для ее изготовления выбирают V-образный сучок, берут резинку и небольшого кусочек кожи для вкладывания снаряда. Принцип работы рогатки похож на один из видов метательного оружия катапульта.

Метательные машины получили широкое распространение в сухопутных армиях античных государств еще в IV веке до нашей эры. Их прототипами были обычная праща и лук.

Праща — метательное оружие, состоявшее на вооружении некоторых армий Европы до конца XVI века. Ее изготавливали чаще всего из плетеной веревки или кожаного ремешка с расширением посередине, куда устанавливался камень – метательный снаряд. На одном конце ремешка делали петельку, которую цепляли за палец. Во время метания другой конец отпускался и праща разматывалась, выбрасывая снаряд в цель [1]. Праща дает возможность сообщить снаряду большую скорость, но точность метания была невысокой.

Лук – другое метательное оружие, изображение которого и стрел к нему нашли археологи в пещере Сибуду в Южно-Африканской Республике (ЮАР). Им около 60 тысяч лет! Лук делали из двух упругих на изгиб плеча (верхнее и нижнее плечо). После отпускания тетивы при выстреле, она возвращалась в первоначальную форму. Для увеличения дальности полета стрелы лук должен быть сделан с толстыми и длинными плечами. Но еще нужно было учитывать усилия человека для натяжения тетивы.

Физика первого оружия - пращи – состоит в сообщении снаряду большей кинетической энергии за счет удлинения плеча метательного рычага. А физика второго - лука – за счет потенциальной энергии упруго деформированной тетивы. Все это разновидности катапульты.

Катапульта (лат. catapulta, от греч. ϰαταπέλτης – ка­та­пельт, стре­ло­ме­та­тель­ное уст­рой­ст­во), бое­вое ме­тат. уст­рой­ст­во, имев­шее ры­чаг с ков­шом на кон­це и при­во­див­шее­ся в дей­ст­вие си­ла­ми уп­ру­го­сти скручен­ных во­ло­кон [2].

Они были массивные, обсуживали одну катапульту от 4 до 10 человек, а на подготовку к стрельбе уходило от 15 мин до 1 ча­са. Первые сведения о применении этого оружия да­ти­ру­ет­ся 4–5 вв. до н. э. и при­ме­ня­лись при осаде крепостей в Ас­си­рии, Ин­дии, Древ­ней Гре­ции, Ри­ме и др.

В современное время катапульта разработана для военных беспилотников и других разведывательных аппаратов. Запуск беспилотника с помощью катапульты интересен тем, что он позволяет осуществить взлёт в любых условиях, даже если для этого нет подходящей взлётно-посадочной полосы.

Устройство со­сто­ит из при­вод­но­го уст­рой­ст­ва (ПУ), на­прав­ляю­ще­го уст­рой­ст­ва (НУ) и за­пус­каю­ще­го ме­ха­низ­ма. ПУ с за­кре­п­лён­ным на нём (летательного аппарата (ЛА) раз­го­ня­ет­ся, ис­поль­зуя энер­гию па­ра, по­ро­хо­вых га­зов, сжа­то­го воз­ду­ха, пру­жин, ре­зи­но­вых шну­ров и т. д., за­тем рез­ко тор­мо­зит­ся, а ЛА отде­ля­ет­ся от не­го со ско­ро­стью, не­об­хо­ди­мой для на­ча­ла са­мо­сто­ятельного по­лё­та [2].

Знакомство с принципом запуска летательных аппаратов катапультой с точки зрения физики начато с изучения теоретического материала «Механика полета тела, брошенного под углом к горизонту». Наука, которая изучает такой полет, называется баллистика. Для решения баллистической задачи на нахождение высоты и дальности полета используются специальные формулы.

Тело брошено под углом α к горизонту с начальной скоростью v0. На рисунке 1 показана траектория движения тела, брошенного с начальной скоростью под углом к горизонту.

Обозначим высоту, на которую поднимается тело в любой момент времени за Н, а дальность полета тела за L. Движение тела происходит вблизи поверхности Земли, считаем, ускорение тела равно ускорению свободного паденияa = ց.

Рис.1. Траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту

Движение тела происходит одновременно по осям ОХ (равномерное) и ОY(равноускоренное).

Уравнение координаты движения тела c учетом проекции начальной скорости тела запишем в виде:

x(t) = x0 + v0x· t = x0 + v0·cosα ·tиy(t) = y0 + v0y·sinα·t - .

Начальная и конечная координата по ОY равна нулю (тело поднимается и падает на одну и ту же высоту). Время полета находится из равенства

0 =v0y·sinα·t - , получаем t = .

Для определения дальности полета L - расстояния, которое пролетело тело, подставив в уравнение х(t) уравнение времени полёта, получим:

L = v0·cosα · = .

Для определения максимальной высоты поднятия тела Н подставим половину времени полета, т.к. время подъема тела и спуска равны:

H = v0·sinα· - = [3].

Под действием силы тяжести и силы сопротивления тело движется по траектории – параболе. Если пренебречь силой сопротивления, то тело будет двигаться с ускорением, равным ускорению свободного падения. В данной работы не будет рассматриваться действие силы сопротивления.

    1. Изготовление модели катапульты.

Работа по изготовлению модели катапульты начата с изучения материалов, размещенных на сайте Российского патентного ведомства. Просмотрено по поисковым базам 71 документ: рефераты российских изобретений (РИ) (60), заявки на российские изобретения (ЗИЗ) (11) [4]. Все просмотренные модели состояли из основных частей: направляющих, пускового устройства, тележки для ЛА.

Для запуска беспилотных летательных аппаратов широко используют пусковые установки с направляющими — жесткими конструкциями, обеспечивающими точное направление и разгон. Направляющая устанавливается под углом к горизонту и имеет длину, позволяющую аппарату разогнаться до нужной скорости перед сходом. Это повышает безопасность и точность запуска. ЛА размещается на направляющей с помощью тележек, обеспечивающих нужный угол атаки. После схода тележки отсоединяются и падают или улавливаются. Перед стартом аппарат фиксируется замком, который открывается командой на пуск, и начинается разгон.

В пусковых устройствах с направляющими используют силовые пневматические цилиндры, резиновые амортизаторы, а также гидравлические или электрические приводы.

За основу была выбрана модель, представленная на видео https://yandex.ru/video/preview/12590858479532078470.

Первый шаг в создании модели катапульты — это подбор материалов. Для этого потребовались лёгкие и прочные детали из резины, дерева и металла. Начертил схему катапульты (см. рис.2): 1 – две деревянные направляющие рейки 62 см; 2 – две рейки 8-10 ; 3 - две рейки (для опоры) 12 см; 4 – брусок 8 5 – брусок 12 6 – 4 металлических уголка (два для крепления опоры, два – для закрепления резинки); 7 – саморезы; 8 – резинка (длина регулируется для получения желаемой дальности полета); 9 – бельевая прищепка для удержания ЛА в стационарном состоянии.

Второй шаг – изготовление модели. Особое внимание уделено сборке и надёжному закреплению всех компонентов, чтобы предотвратить поломки во время работы катапульты. Следует учесть, что для быстрого и сильного запуска резиновая лента должна быть сильно упругой. В роли ЛА выбран бумажный самолетик, изготовленный самостоятельно, приклеенный на металлический прочный провод длиной 40 см. Один край провода загнут в виде петли (за нее удерживается ЛА прищепкой), другой конец – Г-образно (им захватывается резинка). Из бумаги вырезан макет транспортира для измерения угла вылета ЛА и подвешен на кнопку отвес (грузик на нити) для выбора угла вылета ЛА. Модель катапульты готова к испытаниям (см. рис.3)

   

Рис.2. Схема модели катапульты

Рис.3. Модель катапульты

в готовом виде

    1. . Экспериментальные испытания и исследования.

Исследование зависимости дальности полета ЛА и определение его скорости.

Запуск ЛА и измерение дальности полета бумажного самолетика (ЛА) производился трижды для каждого угла вылета. Результаты эксперимента, представленные в приложении (приложение табл.1), показывают, что с увеличением угла вылета до 450 дальность полета возрастает, а после 450 начинает уменьшаться. Вывод: при угле вылета самолетика в 450 дальность полета наибольшая.

Вычислить скорость, с которой ЛА вылетает, можно по формуле:

,где L – дальность полета, α – угол вылета, ց = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения. Результаты вычислений скорости при углах от 300 до 600 колеблются от 5,88 м/с до 5,94 м/с. Вывод: самолетик вылетает со скоростью приблизительно 5,9 м/с.

Проверил на сколько точно была измерена дальность полета. Для этого подставил получившееся значение скорости в формулу для определения дальности полета L = . Сравнительный анализ получившихся данных представлен диаграммой (приложение диаграмма 1).

На диаграмме прослеживается совпадение результатов расчетов и измерений, если не считать незначительное отличие при 500. Для вычисления отклонения результата в процентах воспользовались формулой:

ε = ·100% = ·100% = 0,09% .

Вывод: анализ данных свидетельствует о том, что расчетная дальность и экспериментальная совпадают.

Определение максимальной высоты полета ЛА

Для вычисления высоты подъёма ЛА при заданных углах вылета использовалась формула:

H = v0·sinα·tподъема - , где Н — высота подъема, v — скорость вылета самолетика, α — угол бросания, tподъема – время подъема на максимальную высоту, g = 9,8 м/с2 — ускорение свободного падения.

Результаты вычислений высоты полета представлены в приложении (табл. 2), а наглядное изображение – на рисунке 4.

Рис.4. Зависимость высоты подъема ЛА от угла вылета

Вывод: диаграмма показывает, что максимальная высота, на которую поднимается самолетик, достигается при 600.

    1. Визуализация баллистического движения с применением программного обеспечения Microsoft Excel

Microsoft Excel – это инструмент для работы с электронными таблицами, который помогает упорядочивать, анализировать и наглядно представлять данные через сетку из строк и столбцов, образующих ячейки. Использование Microsoft Excel для визуализации физических задач значительно упрощает процесс обучения и решения различных задач, помогая выполнить автоматизацию расчетов, построение и редактирование графиков, использование функций. В Excel доступно множество математических и статистических функций, которые можно использовать для обработки данных. Это упрощает вычисления и позволяет сосредоточиться на анализе результатов [5].

Для построения траекторий полёта воспользуемся программой для работы с электронными таблицами Microsoft Excel. Составим план для визуализации данных:

  1. Создать таблицу с начальными данными: углом бросания, начальной скоростью и ускорением свободного падения.

  2. Вычислить угла, данного в градусах.

  3. Найти дальность полёта.

  4. Задать диапазон значений в таблице для L.

  5. Записать нужную формулу в столбец h.

  1. При помощи мастера диаграмм выбрать точечную диаграмму с гладкими кривыми.

Рассмотрим более подробно описанный алгоритм. Создадим ячейки для угла наклона, его синуса и косинуса, начальной скорости, ускорения свободного падения и общего времени полёта, после чего внесём в них соответствующие начальные данные.

Рис. 5. Описание начальных данных в Excel с формулами

Рис. 6. Описание начальных данных в Excel с числовыми значениями

Траектория полёта будет иметь вид параболы, для построения которой необходимо вычислить точки на координатной плоскости и провести через них кривую. Координаты тела, брошенного под углом к горизонту, на осях x и y в момент времени t вычисляются по формулам:

Чтобы вычислить координаты и отобразить их на графике, сделаем в таблице отдельный столбец для значений времени от 0 до общего времени полёта с шагом в 1% от общего времени полёта, заполнив ячейки D3:D103. Далее создадим столбцы для осей координат x и y и создадим алгоритм, который будет вычислять координаты тела для соответствующих им значений времени t по формулам =$I$3*$G$3*D3, =$I$3*$H$3*D3-$J$3*D3*D3*0,5 в диапазоне A3:B103.

Рис. 7. Вычисление координат в Excel по формулами

Рис. 8. Вычисление координат в Excel с числовыми значениями

В результате мы имеем необходимое количество точек для построения графика траектории полёта тела. Выделив координаты точек, находящихся в ячейках диапазона A3:B103, на вкладке Вставка в блоке Диаграммы выберем построение точечного графика, после чего данные отобразятся на графике (приложение Диаграмма 2).

Проделав эти действия со значениями для угла наклона α в 30°, 40°, 45°, 50° и 60°, можем отобразить их траектории полёта на одном графике и вынести диаграмму на отдельный лист (приложение Рис.8).

Создание таблиц в Microsoft Excel предоставляет уникальную возможность визуализации траекторий баллистического падения, что значительно облегчает процесс освоения данной темы в рамках курса физики. Данное программное обеспечение позволяет моделировать движение тела в пространстве, демонстрируя, как изменяются параметры траектории при варьировании начальных условий, таких как угол запуска и начальная скорость.

Этот метод способствует более глубокому пониманию физических принципов, лежащих в основе баллистического движения, и облегчает решение типовых задач, связанных с данной темой. Ученики могут эффективно использовать Excel для самостоятельного выполнения расчетов, а затем сверяться с эталонными решениями, что способствует формированию у них навыков критического мышления и аналитического подхода к решению физических задач [6].

Таким образом, Excel не только упрощает технические расчеты, но и помогает глубже понять физические процессы благодаря наглядной визуализации данных. Это делает его незаменимым инструментом как для учителей, так и для учащихся при изучении физики.

Заключение.

В ходе работы над получилось самостоятельно изготовить модель катапульты из подручных средств, испытать его в действии.

Экспериментально определены дальность и время полета ЛА, с помощью формул рассчитана скорость вылета и максимальная высота подъема ЛА.

В ходе работы выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Установлена зависимость дальности и высоты полета от угла выстрела: чем больше угол вылета ЛА, тем выше он поднимется; наибольшая дальность полета достигнута при 450.

Разработанное программное приложение позволяет наглядно изучать процесс баллистического движения при любой скорости вылета.

Исследования, проводимые в ходе данной работы, предполагают продолжить работу по данной теме в направлении замены пускового механизма – использование пружины и установление зависимости между параметрами через закон сохранения энергии.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что модель катапульты и программное приложение можно использовать в образовательных целях.

Список литературы

  1. Катапульты — метательные машины древности: от пращи и лука до гастрафета, арбалета, анагра и требушета//РобоВики : [сайт]. – 2025. - URL: https://robo-wiki.ru/robotics-blog/throwing-machines-of-antiquity (дата обращения: 22.12.2024).

  2. Большая российская энциклопедия : официальный сайт. – Москва, 2017. - URL: https://old.bigenc.ru/military_science/text/2051933 (дата обращения: 10.12.2024).

  3. Баллистика. Бросок под углом к горизонту // Школково : [сайт]. - URL: https://3.shkolkovo.online/theory/604?SubjectId=4 (дата обращения: 10.01.2025).

  4. Федеральный институт промышленной собственности : официальный сайт. – Москва, 2019. - URL: https://www.fips.ru/iiss/search_res.xhtml?faces-redirect=true(дата обращения: 15.01.2025).

  5. Морозов, Н.П. Практикум по работе с приложением MS Excel. Задания 1 – 12. Офисные приложения: учеб. Пособие / Н.П. Морозов. – Москва : Издательство ООО "Издательские решения", 2024. – 49 с.

  6. Кильдишов, В. Д. Решение задач стрельбы и баллистики с использованием MS Excel и VBA: учеб. пособие / В. Д. Кильдишов, И. П. Пунин. — Москва: Солон-пресс, 2023. — 280 с.

Приложения

Таблица 1. Результаты эксперимента

№ опыта

Угол наклона,

α, град

Дальность полёта

L, м

Среднее значение Lср, м

Время полета t, с

Среднее значение tср, с

1

30

3,2

3,1

0,65

0,67

2

3,12

0,68

3

2,99

0,69

1

40

3,5

3,48

0,8

0,78

2

3,45

0,75

3

3,49

0,79

1

45

3,57

3,64

0,85

0,85

2

3,7

0,86

3

3,65

0,84

1

50

3,52

3,49

0,93

0,94

2

3,48

0,93

3

3,49

0,95

1

60

3,14

3,12

1,12

1,12

2

3,05

1,11

3

3,17

1,13

Таблица 2. Сравнение экспериментальной и расчетной дальности полета

угол вылета, град

Средняя

дальность полета эксперимен-

тальная, м

Средняя дальность полета расчетная, м

Средняя высота подъема, м

Среднее значение времени полета tср, с

Среднее значение времени подъема tподъема, с

30

3,1

3,096

0,88

0,67

0,335

40

3,48

3,474

1,47

0,78

0,39

45

3,64

3,637

1,87

0,85

0,425

50

3,46

3,487

2,07

0,94

0,47

60

3,12

3,120

2,78

1,12

0,56

Диаграмма 1. Зависимость дальности полета «снаряда» катапульты

от угла вылета

Диаграмма 2. Построение точечного графика в Excel

Рис. 8. Построение точечных графиков для различных углов в Excel

Фотографии «Катапульта для запуска ЛА»

Общий вид

Вид сбоку

Вид сверху

Шкала с разметкой угла вылета ЛА

Проведение исследований

Просмотров работы: 54