Введение.
Актуальность. Все чаще в новостях слышим об успешной работе наших операторов БПЛА в зоне СВО. Беспилотные летательные аппараты позволяет осуществить взлёт в любых условиях, даже если для этого нет подходящей взлётно-посадочной полосы. Для военных беспилотников и других разведывательных аппаратов разработана катапульта.
Целью моей работы стало экспериментальное исследование баллистического движения с помощью самодельной катапульты; разработка программы визуализации баллистического движения в Excel.
Для достижения этой цели я должен решить следующие задачи:
Изучить научную и популярную литературу по исследуемой теме: исторические факты, механику движения.
Изготовить в домашних условиях простейшую модель катапульты из строительных материалов.
Провести экспериментальные исследования с помощью самодельной катапульты.
Проанализировать полученные данные и сделать вывод.
Объект исследования: движение тела под углом к горизонту.
Предмет исследования: скорость тела, дальность и высота полета тела.
Гипотеза: возможно в домашних условиях создать модель катапульты для запуска ЛА; чем больше угол вылета ЛА, тем выше он поднимется, но недалеко улетит от места вылета; можно разработать программу визуализации баллистического движения в Excel.
Методы исследования: изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ, моделирование, проведение экспериментов, их пояснение и обобщение.
Основная часть.
Изучение информации по теме «Движение тела под углом к горизонту».
Каждому мальчишке знакома детская рогатка, но не каждый знает, что это древнее оружие. Детская рогатка — это деревянная рогатка, которая используется детьми для развлечения и хулиганства. Для ее изготовления выбирают V-образный сучок, берут резинку и небольшого кусочек кожи для вкладывания снаряда. Принцип работы рогатки похож на один из видов метательного оружия катапульта.
Метательные машины получили широкое распространение в сухопутных армиях античных государств еще в IV веке до нашей эры. Их прототипами были обычная праща и лук.
Праща — метательное оружие, состоявшее на вооружении некоторых армий Европы до конца XVI века. Ее изготавливали чаще всего из плетеной веревки или кожаного ремешка с расширением посередине, куда устанавливался камень – метательный снаряд. На одном конце ремешка делали петельку, которую цепляли за палец. Во время метания другой конец отпускался и праща разматывалась, выбрасывая снаряд в цель [1]. Праща дает возможность сообщить снаряду большую скорость, но точность метания была невысокой.
Лук – другое метательное оружие, изображение которого и стрел к нему нашли археологи в пещере Сибуду в Южно-Африканской Республике (ЮАР). Им около 60 тысяч лет! Лук делали из двух упругих на изгиб плеча (верхнее и нижнее плечо). После отпускания тетивы при выстреле, она возвращалась в первоначальную форму. Для увеличения дальности полета стрелы лук должен быть сделан с толстыми и длинными плечами. Но еще нужно было учитывать усилия человека для натяжения тетивы.
Физика первого оружия - пращи – состоит в сообщении снаряду большей кинетической энергии за счет удлинения плеча метательного рычага. А физика второго - лука – за счет потенциальной энергии упруго деформированной тетивы. Все это разновидности катапульты.
Катапульта (лат. catapulta, от греч. ϰαταπέλτης – катапельт, стрелометательное устройство), боевое метат. устройство, имевшее рычаг с ковшом на конце и приводившееся в действие силами упругости скрученных волокон [2].
Они были массивные, обсуживали одну катапульту от 4 до 10 человек, а на подготовку к стрельбе уходило от 15 мин до 1 часа. Первые сведения о применении этого оружия датируется 4–5 вв. до н. э. и применялись при осаде крепостей в Ассирии, Индии, Древней Греции, Риме и др.
В современное время катапульта разработана для военных беспилотников и других разведывательных аппаратов. Запуск беспилотника с помощью катапульты интересен тем, что он позволяет осуществить взлёт в любых условиях, даже если для этого нет подходящей взлётно-посадочной полосы.
Устройство состоит из приводного устройства (ПУ), направляющего устройства (НУ) и запускающего механизма. ПУ с закреплённым на нём (летательного аппарата (ЛА) разгоняется, используя энергию пара, пороховых газов, сжатого воздуха, пружин, резиновых шнуров и т. д., затем резко тормозится, а ЛА отделяется от него со скоростью, необходимой для начала самостоятельного полёта [2].
Знакомство с принципом запуска летательных аппаратов катапультой с точки зрения физики начато с изучения теоретического материала «Механика полета тела, брошенного под углом к горизонту». Наука, которая изучает такой полет, называется баллистика. Для решения баллистической задачи на нахождение высоты и дальности полета используются специальные формулы.
Тело брошено под углом α к горизонту с начальной скоростью v0. На рисунке 1 показана траектория движения тела, брошенного с начальной скоростью под углом к горизонту.
Обозначим высоту, на которую поднимается тело в любой момент времени за Н, а дальность полета тела за L. Движение тела происходит вблизи поверхности Земли, считаем, ускорение тела равно ускорению свободного паденияa = ց.
Рис.1. Траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту
Движение тела происходит одновременно по осям ОХ (равномерное) и ОY(равноускоренное).
Уравнение координаты движения тела c учетом проекции начальной скорости тела запишем в виде:
x(t) = x0 + v0x· t = x0 + v0·cosα ·tиy(t) = y0 + v0y·sinα·t - .
Начальная и конечная координата по ОY равна нулю (тело поднимается и падает на одну и ту же высоту). Время полета находится из равенства
0 =v0y·sinα·t - , получаем t = .
Для определения дальности полета L - расстояния, которое пролетело тело, подставив в уравнение х(t) уравнение времени полёта, получим:
L = v0·cosα · = .
Для определения максимальной высоты поднятия тела Н подставим половину времени полета, т.к. время подъема тела и спуска равны:
H = v0·sinα· - = [3].
Под действием силы тяжести и силы сопротивления тело движется по траектории – параболе. Если пренебречь силой сопротивления, то тело будет двигаться с ускорением, равным ускорению свободного падения. В данной работы не будет рассматриваться действие силы сопротивления.
Изготовление модели катапульты.
Работа по изготовлению модели катапульты начата с изучения материалов, размещенных на сайте Российского патентного ведомства. Просмотрено по поисковым базам 71 документ: рефераты российских изобретений (РИ) (60), заявки на российские изобретения (ЗИЗ) (11) [4]. Все просмотренные модели состояли из основных частей: направляющих, пускового устройства, тележки для ЛА.
Для запуска беспилотных летательных аппаратов широко используют пусковые установки с направляющими — жесткими конструкциями, обеспечивающими точное направление и разгон. Направляющая устанавливается под углом к горизонту и имеет длину, позволяющую аппарату разогнаться до нужной скорости перед сходом. Это повышает безопасность и точность запуска. ЛА размещается на направляющей с помощью тележек, обеспечивающих нужный угол атаки. После схода тележки отсоединяются и падают или улавливаются. Перед стартом аппарат фиксируется замком, который открывается командой на пуск, и начинается разгон.
В пусковых устройствах с направляющими используют силовые пневматические цилиндры, резиновые амортизаторы, а также гидравлические или электрические приводы.
За основу была выбрана модель, представленная на видео https://yandex.ru/video/preview/12590858479532078470.
Первый шаг в создании модели катапульты — это подбор материалов. Для этого потребовались лёгкие и прочные детали из резины, дерева и металла. Начертил схему катапульты (см. рис.2): 1 – две деревянные направляющие рейки 62 см; 2 – две рейки 8-10 ; 3 - две рейки (для опоры) 12 см; 4 – брусок 8 5 – брусок 12 6 – 4 металлических уголка (два для крепления опоры, два – для закрепления резинки); 7 – саморезы; 8 – резинка (длина регулируется для получения желаемой дальности полета); 9 – бельевая прищепка для удержания ЛА в стационарном состоянии.
Второй шаг – изготовление модели. Особое внимание уделено сборке и надёжному закреплению всех компонентов, чтобы предотвратить поломки во время работы катапульты. Следует учесть, что для быстрого и сильного запуска резиновая лента должна быть сильно упругой. В роли ЛА выбран бумажный самолетик, изготовленный самостоятельно, приклеенный на металлический прочный провод длиной 40 см. Один край провода загнут в виде петли (за нее удерживается ЛА прищепкой), другой конец – Г-образно (им захватывается резинка). Из бумаги вырезан макет транспортира для измерения угла вылета ЛА и подвешен на кнопку отвес (грузик на нити) для выбора угла вылета ЛА. Модель катапульты готова к испытаниям (см. рис.3)
|
Рис.2. Схема модели катапульты |
Рис.3. Модель катапульты в готовом виде |
. Экспериментальные испытания и исследования.
Исследование зависимости дальности полета ЛА и определение его скорости.
Запуск ЛА и измерение дальности полета бумажного самолетика (ЛА) производился трижды для каждого угла вылета. Результаты эксперимента, представленные в приложении (приложение табл.1), показывают, что с увеличением угла вылета до 450 дальность полета возрастает, а после 450 начинает уменьшаться. Вывод: при угле вылета самолетика в 450 дальность полета наибольшая.
Вычислить скорость, с которой ЛА вылетает, можно по формуле:
,где L – дальность полета, α – угол вылета, ց = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения. Результаты вычислений скорости при углах от 300 до 600 колеблются от 5,88 м/с до 5,94 м/с. Вывод: самолетик вылетает со скоростью приблизительно 5,9 м/с.
Проверил на сколько точно была измерена дальность полета. Для этого подставил получившееся значение скорости в формулу для определения дальности полета L = . Сравнительный анализ получившихся данных представлен диаграммой (приложение диаграмма 1).
На диаграмме прослеживается совпадение результатов расчетов и измерений, если не считать незначительное отличие при 500. Для вычисления отклонения результата в процентах воспользовались формулой:
ε = ·100% = ·100% = 0,09% .
Вывод: анализ данных свидетельствует о том, что расчетная дальность и экспериментальная совпадают.
Определение максимальной высоты полета ЛА
Для вычисления высоты подъёма ЛА при заданных углах вылета использовалась формула:
H = v0·sinα·tподъема - , где Н — высота подъема, v — скорость вылета самолетика, α — угол бросания, tподъема – время подъема на максимальную высоту, g = 9,8 м/с2 — ускорение свободного падения.
Результаты вычислений высоты полета представлены в приложении (табл. 2), а наглядное изображение – на рисунке 4.
Рис.4. Зависимость высоты подъема ЛА от угла вылета
Вывод: диаграмма показывает, что максимальная высота, на которую поднимается самолетик, достигается при 600.
Визуализация баллистического движения с применением программного обеспечения Microsoft Excel
Microsoft Excel – это инструмент для работы с электронными таблицами, который помогает упорядочивать, анализировать и наглядно представлять данные через сетку из строк и столбцов, образующих ячейки. Использование Microsoft Excel для визуализации физических задач значительно упрощает процесс обучения и решения различных задач, помогая выполнить автоматизацию расчетов, построение и редактирование графиков, использование функций. В Excel доступно множество математических и статистических функций, которые можно использовать для обработки данных. Это упрощает вычисления и позволяет сосредоточиться на анализе результатов [5].
Для построения траекторий полёта воспользуемся программой для работы с электронными таблицами Microsoft Excel. Составим план для визуализации данных:
Создать таблицу с начальными данными: углом бросания, начальной скоростью и ускорением свободного падения.
Вычислить угла, данного в градусах.
Найти дальность полёта.
Задать диапазон значений в таблице для L.
Записать нужную формулу в столбец h.
При помощи мастера диаграмм выбрать точечную диаграмму с гладкими кривыми.
Рассмотрим более подробно описанный алгоритм. Создадим ячейки для угла наклона, его синуса и косинуса, начальной скорости, ускорения свободного падения и общего времени полёта, после чего внесём в них соответствующие начальные данные.
Рис. 5. Описание начальных данных в Excel с формулами
Рис. 6. Описание начальных данных в Excel с числовыми значениями
Траектория полёта будет иметь вид параболы, для построения которой необходимо вычислить точки на координатной плоскости и провести через них кривую. Координаты тела, брошенного под углом к горизонту, на осях x и y в момент времени t вычисляются по формулам:
Чтобы вычислить координаты и отобразить их на графике, сделаем в таблице отдельный столбец для значений времени от 0 до общего времени полёта с шагом в 1% от общего времени полёта, заполнив ячейки D3:D103. Далее создадим столбцы для осей координат x и y и создадим алгоритм, который будет вычислять координаты тела для соответствующих им значений времени t по формулам =$I$3*$G$3*D3, =$I$3*$H$3*D3-$J$3*D3*D3*0,5 в диапазоне A3:B103.
Рис. 7. Вычисление координат в Excel по формулами
Рис. 8. Вычисление координат в Excel с числовыми значениями
В результате мы имеем необходимое количество точек для построения графика траектории полёта тела. Выделив координаты точек, находящихся в ячейках диапазона A3:B103, на вкладке Вставка в блоке Диаграммы выберем построение точечного графика, после чего данные отобразятся на графике (приложение Диаграмма 2).
Проделав эти действия со значениями для угла наклона α в 30°, 40°, 45°, 50° и 60°, можем отобразить их траектории полёта на одном графике и вынести диаграмму на отдельный лист (приложение Рис.8).
Создание таблиц в Microsoft Excel предоставляет уникальную возможность визуализации траекторий баллистического падения, что значительно облегчает процесс освоения данной темы в рамках курса физики. Данное программное обеспечение позволяет моделировать движение тела в пространстве, демонстрируя, как изменяются параметры траектории при варьировании начальных условий, таких как угол запуска и начальная скорость.
Этот метод способствует более глубокому пониманию физических принципов, лежащих в основе баллистического движения, и облегчает решение типовых задач, связанных с данной темой. Ученики могут эффективно использовать Excel для самостоятельного выполнения расчетов, а затем сверяться с эталонными решениями, что способствует формированию у них навыков критического мышления и аналитического подхода к решению физических задач [6].
Таким образом, Excel не только упрощает технические расчеты, но и помогает глубже понять физические процессы благодаря наглядной визуализации данных. Это делает его незаменимым инструментом как для учителей, так и для учащихся при изучении физики.
Заключение.
В ходе работы над получилось самостоятельно изготовить модель катапульты из подручных средств, испытать его в действии.
Экспериментально определены дальность и время полета ЛА, с помощью формул рассчитана скорость вылета и максимальная высота подъема ЛА.
В ходе работы выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Установлена зависимость дальности и высоты полета от угла выстрела: чем больше угол вылета ЛА, тем выше он поднимется; наибольшая дальность полета достигнута при 450.
Разработанное программное приложение позволяет наглядно изучать процесс баллистического движения при любой скорости вылета.
Исследования, проводимые в ходе данной работы, предполагают продолжить работу по данной теме в направлении замены пускового механизма – использование пружины и установление зависимости между параметрами через закон сохранения энергии.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что модель катапульты и программное приложение можно использовать в образовательных целях.
Список литературы
Катапульты — метательные машины древности: от пращи и лука до гастрафета, арбалета, анагра и требушета//РобоВики : [сайт]. – 2025. - URL: https://robo-wiki.ru/robotics-blog/throwing-machines-of-antiquity (дата обращения: 22.12.2024).
Большая российская энциклопедия : официальный сайт. – Москва, 2017. - URL: https://old.bigenc.ru/military_science/text/2051933 (дата обращения: 10.12.2024).
Баллистика. Бросок под углом к горизонту // Школково : [сайт]. - URL: https://3.shkolkovo.online/theory/604?SubjectId=4 (дата обращения: 10.01.2025).
Федеральный институт промышленной собственности : официальный сайт. – Москва, 2019. - URL: https://www.fips.ru/iiss/search_res.xhtml?faces-redirect=true(дата обращения: 15.01.2025).
Морозов, Н.П. Практикум по работе с приложением MS Excel. Задания 1 – 12. Офисные приложения: учеб. Пособие / Н.П. Морозов. – Москва : Издательство ООО "Издательские решения", 2024. – 49 с.
Кильдишов, В. Д. Решение задач стрельбы и баллистики с использованием MS Excel и VBA: учеб. пособие / В. Д. Кильдишов, И. П. Пунин. — Москва: Солон-пресс, 2023. — 280 с.
Приложения
Таблица 1. Результаты эксперимента
|
№ опыта |
Угол наклона, α, град |
Дальность полёта L, м |
Среднее значение Lср, м |
Время полета t, с |
Среднее значение tср, с |
|
1 |
30 |
3,2 |
3,1 |
0,65 |
0,67 |
|
2 |
3,12 |
0,68 |
|||
|
3 |
2,99 |
0,69 |
|||
|
1 |
40 |
3,5 |
3,48 |
0,8 |
0,78 |
|
2 |
3,45 |
0,75 |
|||
|
3 |
3,49 |
0,79 |
|||
|
1 |
45 |
3,57 |
3,64 |
0,85 |
0,85 |
|
2 |
3,7 |
0,86 |
|||
|
3 |
3,65 |
0,84 |
|||
|
1 |
50 |
3,52 |
3,49 |
0,93 |
0,94 |
|
2 |
3,48 |
0,93 |
|||
|
3 |
3,49 |
0,95 |
|||
|
1 |
60 |
3,14 |
3,12 |
1,12 |
1,12 |
|
2 |
3,05 |
1,11 |
|||
|
3 |
3,17 |
1,13 |
Таблица 2. Сравнение экспериментальной и расчетной дальности полета
|
угол вылета, град |
Средняя дальность полета эксперимен- тальная, м |
Средняя дальность полета расчетная, м |
Средняя высота подъема, м |
Среднее значение времени полета tср, с |
Среднее значение времени подъема tподъема, с |
|
30 |
3,1 |
3,096 |
0,88 |
0,67 |
0,335 |
|
40 |
3,48 |
3,474 |
1,47 |
0,78 |
0,39 |
|
45 |
3,64 |
3,637 |
1,87 |
0,85 |
0,425 |
|
50 |
3,46 |
3,487 |
2,07 |
0,94 |
0,47 |
|
60 |
3,12 |
3,120 |
2,78 |
1,12 |
0,56 |
Диаграмма 1. Зависимость дальности полета «снаряда» катапульты
от угла вылета
Диаграмма 2. Построение точечного графика в Excel
Рис. 8. Построение точечных графиков для различных углов в Excel
Фотографии «Катапульта для запуска ЛА»
|
Общий вид
|