Слайм против бактерий

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Слайм против бактерий

Сивинский К.А. 1
1БОУ СОШ 24 г Омск
Коренная А.В. 1
1Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 24» БОУ г. Омска «СОШ № 24»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  1. Введение

Я постоянно слышу от взрослых замечание о том, что нужно мыть руки, причем так часто, что иногда это злит. Недавно на одном из мероприятий нам не дали сладкие угощения, пока мы не вымыли руки с мылом. А ведь мы с друзьями просто держали в руках телефоны и играли в онлайн игры.

Мне стало интересно, а насколько это опасно – не мыть руки перед едой. А может, есть в нашем современном мире какие-то более простые, но эффективные средства в борьбе с вредными микробами.

Цель: создание эффективного средства в виде игрушки-антистресс для борьбы с опасными бактериями на руках человека.

Гипотеза: если смешать антисептики безопасные для кожи человека в желеобразную массу, то получится эффективное средство для обработки рук.

Задачи:

- Изучить по литературным источникам информацию об опасных микробах, обитающих на немытых руках;

- Выяснить лабораторным путём, где больше всего скапливается микробов в нашей школе;

- Создать антисептическое средство для борьбы с бактериями, живущими на руках;

- Провести исследование эффективности созданного средства на выращенных в лаборатории бактерий;

- Представить результаты исследования одноклассникам.

Объект исследования: кожа рук

Предмет исследования: количество бактерий

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, работа со справочной литературой

  1. Бактерии и антисептики

    1. Бактерии живут всюду

Микроорганизмы играют огромную роль в жизни природы и человека. Одни из них необходимы нам настолько, что без них невозможно существование людей, другие являются источником опасных заболеваний. В современном обществе, в условиях высокой плотности населения в городах нашей страны, ежегодного увеличения количества учеников в школах, постоянной занятости детей в кружках, секциях, а также использование для перемещений общественный транспорт, высоки риски передачи инфекционных заболеваний, в том числе через немытые руки[2]. Грамотность населения, в особенности детей, в вопросах жизни, развития микроорганизмов и их влияния на окружающий мир, позволит оградить нас от опасностей, которые несут в себе многие болезнетворные микробы.

Микроорганизмы могут жить практически где угодно. Они поселяются в самых дальних и труднодоступных местах, забиваются в каждую щель человеческих жилищ.

В человеческом организме, в том числе на руках, обитает до 2 кг микробов. Микробы на руках живут не только на поверхности кожи, но и в глубоких ее слоях. Там, в глубине кожи, находится до 20 % всех микробов, живущих на руках. Микроорганизмы на руках бывают постоянные и временные: постоянные живут и размножаются на коже всегда, а временные попадают на кожу рук при контакте с окружающей средой и могут вызывать разные заболевания[1]. Удалить из глубоких слоев кожи постоянно живущие микроорганизмы с помощью обычного мытья рук с мылом невозможно. Чтобы удалить микроорганизмы с рук полностью, прибегают к специальным способам очистки рук — гигиенической и хирургической дезинфекции[3].

    1. Антисептики бывают разные

Сегодня кроме обычного мыла существует множество средств для борьбы с опасными бактериями на руках. Для удобства созданы спиртовые растворы с функцией распыления. Но детям пользоваться ими не рекомендуют, ввиду того, что на коже появляются раздражения, шелушения, аллергия. Есть гели и масла для обработки рук, которые не все могут использовать, так как остается липкая или жирная плёнка на руках[4].

Прополис, или пчелиный клей – клейкое смолистое вещество. Прополис – природный антисептик, при помощи него пчёлы обеззараживают воздух в улье от бактерий и микроскопических грибков. Цвет прополиса варьируется от буровато-зеленого, красновато-коричневого до тёмно-коричневого. Прополис имеет горьковато-жгучий вяжущий вкус, обладает смолистым, приятным бальзамическим ароматом (смесь запахов мёда, душистых трав, хвои, тополя) [5].

Прополисом пчёлы заделывают щели и неровности в улье, сокращают или уменьшают отверстия, полируют ячейки сотов, для придания им большей прочности и стерильности. Известны случаи, когда в ульи во время зимнего хранения заползали мыши. Погибших грызунов пчёлы обкладывали прополисом так, что получался твердый панцирь, не позволяющий телу разлагаться и отравлять улей. Так прополис способен останавливать рост, распространение вирусов и бактерий. Он активен против дрожжевых инфекций[5].

. 2.3. Лаборатория биологического анализа

Но как же увидеть микробов поближе, ведь они очень малы?

Мне посчастливилось побывать на экскурсии в лабораторном центре «Омскводоканал». Это настоящая испытательная лаборатория с огромным количеством специального оборудования и препаратов для изучения качества воды, почвы, сточных вод. Здесь проводятся химические, микробиологические, паразитологические, санитарно-вирусологические исследования.

Различают следующие основные методы исследования микроорганизмов:

-микроскопический — изучение микробов в окрашенном и неокрашенном состоянии с помощью различных типов микроскопов;

-микробиологический — посев материала на питательные среды;

экспериментальный — заражение микробами лабораторных животных;

-иммунологический — изучение ответных реакций организма на контакт с микробами [4].

Для нашего проекта меня заинтересовал микробиологический отдел, так как его можно применять в домашних условиях.

В лаборатории нам рассказали, как можно не просто увидеть бактерии поближе, а даже определить где их больше. Чтобы вырастить бактерии собранные с определённой зоны, нужны особые условия.

  1. Борьба с опасными бактериями

    1. Места скопления опасных бактерий

В стерильные чашки Петри, в её нижнюю часть, в лаборатории нам налили раствор питательной среды на основе агара, приготовив его согласно инструкции (Приложение 1). Дали постоять ему несколько часов до полного застывания. Среда для выращивания бактерий готова. С ними мы и отправились в школу, то место, где я бываю каждый день. Чтобы собрать бактерии с каждой зоны я каждый раз чистыми, вымытыми с мылом руками, прикасался к предметам, а потом методом отпечатывания опускал руки в чашку Петри на 2-3 секунды с заготовленной средой. Чашку сразу закрывал, чтобы не допустить попадания бактерий с воздуха. Так мы посеяли бактерии с пяти зон: ручка двери нашего кабинета, поверхность парты, кнопка унитаза, волейбольный мяч, экран телефона. В шестую среду я опустил руку, которую предварительно вымыл с мылом и вытер стерильной марлевой салфеткой. Образцы мы подписали, обернули пленкой и отвезли домой, для выращивания в благоприятных условиях. Расставили их в теплое место согласно инструкции так, что все чашки получали одинаковое количество тепла (Приложение 2).

С целью создания наиболее благоприятной температуры для размножения микробов, мы использовали батарею центрального отопления. Измерив с помощью медицинского ртутного термометра температуру на двух батареях в детской комнате, мы выяснили, что у одной батареи она равна 36,3ºС, а у другой — 36,9ºС. Для проведения опыта мы выбрали вторую батарею, так как температура теплого воздуха над ней была наиболее приближена к 37ºС. С помощью многократных измерений, мы выяснили, что, в зависимости от степени проветривания помещения, от расположения окружающих предметов, температура на батарее может меняться. С целью уменьшения колебаний температуры мы отгородили батарею большими ящиками для игрушек , приставив их как можно ближе к батарее. Сверху мы положили кусок картона, оперев его на ящики и на подоконник. Восходящие тепловые потоки задерживались картонным ограждением, и температура в области расположения чашки на батарее составила 37ºС. Таким образом, используя предметы домашнего обихода, мы добились постоянства и нужного значения температуры. Время выдержки микробов при нужной температуре составляло 24 часа.

Через сутки во всех чашках на агаре образовались колонии бактерий, которые хорошо видно даже без микроскопа. При открывании чашек Петри ощущается специфичный неприятный запах. В лаборатории нам пояснили, что это результат разрастания колоний вредных бактерий.

По количеству бактерий мы выстроили рейтинг и оформили в виде таблицы.

Результат посева бактерий

Таблица 1

Место сбора бактерий

Результат (количество колоний)

1

Волейбольный мяч

> 1000

2

Экран телефона

800

3

Поверхность парты

400

4

Кнопка унитаза

200

5

Ручка двери

100

6

После однократного мытья рук с жидким мылом

Единичные включения

Вывод: во всех образцах присутствуют бактерии. Однократное мытье рук не справляется с микробами, на руках остаются бактерии. Самым грязным местом оказался волейбольный мяч из спортивного зала школы. Не менее опасным местом по количеству бактерий является не унитаз или дверная ручка, а мой телефон.

    1. СлаймПро в борьбе с бактериями

Получается однократного мытья рук недостаточно для избавления от микробов. А ведь среди них могут быть и опасные болезнетворные бактерии.

Зная о том, какими свойствами обладает прополис, мы решили приготовить средство для обработки рук на основе этого натурального продукта. Слайм – в переводе с английского языка, означает слизь. Многим такая игрушка извесна как «Лизун». Это игрушка-антистресс впервые выпущена в1976 году. Слайм состоит из вязкого желеобразного материала, приятного для рук. Его можно полностью сделать в домашних условиях из подручных ингредиентов(Приложение 3). Для приготовления слайма из прополиса нам потребовались:

- прополис 10гр

- гель для душа 40гр

- клей ПВА 80 гр

- сода 1 чайная ложка с горкой

- вода 100 мл

- загуститель 2 чайные ложки

- весы мерные

- терка

- чашка

Мять такой слайм в руках - это очень увлекательное занятие. Разминание слайма в руках расслабляет, успокаивает, а также помогает сосредоточиться, но самое главное при разминании на руках работает невидимая борьба с микробами. Слайм в отличие от мыльной пены проникает во все, даже самые глубоки и мелкие складки кожи.

У нас получился слайм цвета прополиса, темно-коричневый, но очень ароматный и приятный на ощупь. При желании можно добавить в состав блестки, яркие пищевые или неоновые красители.

На баночке для хранения мы разместили QR код на статью, в которой оформили ход и результаты нашего исследования. Так мы информируем пользователей о необходимости обрабатывать руки. Такой слайм может стать как карманным антибактериальным средством, так и пластичной игрушкой.

Мы продолжили исследование. На ту часть образца, где бактерий было особенно много, приложили наш готовый СлаймПро. В течение 2-3 секунд методом отпечатывания слайм держали на агаре с колониями бактерий.

Эксперимент повторили и снова все чашки Петри поместили в тепло. В результате увидели, что почти во всех образцах на той половине, где был приложен слайм, колонии бактерий исчезли. Результаты для сравнения снова оформили в таблицу.

Результат посева бактерий

Таблица 2

Место сбора бактерий

Результат (количество колоний)

До использования Слайма Про

После использования СлаймаПро

1

Волейбольный мяч

> 1000

Единичные включения

2

Экран телефона

800

-

3

Поверхность парты

400

-

4

Кнопка унитаза

200

-

5

Ручка двери

100

-

6

После однократного мытья рук с жидким мылом

Единичные включения

-

Вывод: приготовленный слайм, с содержанием прополиса, является эффективным методом борьбы с микробами, заселение которых составляет менее 1000 колоний.

    1. Полезный картхолдер

Поскольку большое количество бактерий обитает на наших телефонах, мы сделали подарочные картхолдеры для одноклассников, где разместили предупреждение о том, сколько микробов заселяет экран наших телефонов.

Картхолдер - это чехол для пластиковых карточек. В нем удобно хранить банковские кредитки, скидочные карты из любимых магазинов, а также пластиковые пропуска, которые обычно делают такого же размера. Такой отдельный аксессуар- это удобно и стильно.

    1. Перспективы развития проекта

Сейчас мы изучили места скопления микробов вокруг нас в школе и разработали эффективное средство борьбы с бактериями. В будущем мне хотелось бы обследовать место для занятий спортом, ведь раз на мяче так много бактерий, значит их много и на площадке. Возможно, нам удастся разработать средство или методику борьбы с микробами в спортзале.

  1. Заключение

Наша гипотеза подтвердилась – если смешать антисептики безопасные для кожи человека в желеобразную массу, то получится эффективное средство для борьбы с микробами. Нам удалось в домашних условиях создать необычный антисептик в виде игрушки-антистресс, который привлекает внимание младших школьников для того, чтобы разминать его в руках и бороться одновременно с микробами, скопившимися на коже рук.

  1. Список использованных источников и литературы

  1. Воробьев, А. А. Медицинская и санитарная микробиология / А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. - М.: Академия, 2018. - 480 c.

  2. Емцев, В. Т. Микробиология / В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. - М.: Дрофа, 2014. - 448 c.

  3.  Жданов, В.М. Занимательная микробиология / В.М. Жданов, Г.В. Выгодчиков, Ф.И. Ершов. - М.: Знание, 2011. - 192 c.

  4.  Красникова, Е. С. Методические Указания По Дисциплине «Клиническая Микробиология» / Е.С. Красникова, Л.С. Назарова. - Москва: Гостехиздат, 2012. - 936 c.

  5. Панин, Илья Лучшие рецепты пчелиной аптеки. Мед, перга, прополис, маточное молочко для красоты и здоровья / Илья Панин. - М.: Вектор, 2013. - 176 c.

  6. Франк, Рената Чудо-мед. Вкусный лекарь / Рената Франк. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, 2014. - 192 c.

Приложение 1

Состав питательной среды и инструкция по его приготовлению

Питательный агар сухой

Масса нетто, 500

Состав среды: (г/л)

  • Пептон мясной ферментивный 21,0г

  • Агар микробиологический 12,15г

  • Натрий хлористый 6,5 г

  • Глюкоза 6,25г

  • Натрий фосфорнокислый двузамещенный 3,5 г

  • Калий фосфорнокислый однозамещенный 0,6 г

Способ приготовления:

50г порошка растворяют в 1000 см3 дистиллированной воды, нагревают до полного расплавления агара, при наличии осадка фильтруют через ватно- марлевый фильтр, устанавливают pH (7,3+-0,1) ; охлаждают до 45-50 градусов по Цельсию и разливают в чашки Петри .

Готовая среда прозрачная, светло-соломенного цвета.

Приложение 2

Сбор посевов бактерий

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

Приложение 3

Приготовление СлаймаПро

   
   
Просмотров работы: 18