Научно-обоснованное меню для обеспечения здорового развития подростков 15-17 лет

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Научно-обоснованное меню для обеспечения здорового развития подростков 15-17 лет

Воронкова В.В. 1
1МБОУ СОШ 7
Шаталова Е.А. 1
1МБОУ СОШ 7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном информационном пространстве, включающем научные публикации, средства массовой информации и интернет-ресурсы, вопрос организации рационального питания остается одним из наиболее дискуссионных.

Под сбалансированным (рациональным) питанием понимается физиологически полноценное питание, которое обеспечивает процессы роста, нормального развития и жизнедеятельности индивида. Оно способствует укреплению здоровья и является важнейшим элементом первичной профилактики различных заболеваний. Согласно данным современных исследований, соблюдение принципов здорового питания в сочетании с регулярной двигательной активностью существенно снижает риски возникновения хронических патологий и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2-го типа и другие.

Несмотря на обилие доступной информации, проблема персонализации рациона питания остается актуальной. Это обусловлено тем, что значительная часть рекомендаций носит обобщенный характер, в то время как разработка пищевого рациона должна учитывать индивидуальные антропометрические, физиологические и метаболические параметры человека.

Особую значимость данная проблема приобретает в подростковый период онтогенеза. Данный этап развития характеризуется интенсивными качественными и количественными изменениями в организме, связанными с пубертатной перестройкой. Вследствие бурно протекающих процессов роста, развития систем и органов, а также высокой метаболической активности, существенно возрастают энергозатраты организма. В связи с этим, калорийность суточного рациона должна быть адекватно повышена. Кроме того, критически важное значение имеет достаточное поступление всех необходимых питательных веществ, витаминов и минеральных веществ. Именно в подростковом возрасте наблюдается рост распространенности функциональных нарушений, обусловленных дисбалансом рациона. Актуальность проблемы также связана с возрастающей автономией подростков в выборе пищевого поведения, в то время как родительский контроль над процессом питания значительно ослабевает. Проведенный анализ данных анкетирования учащихся МБОУ СОШ №7 г. Ставрополя (Приложение 1, 2) свидетельствует о следующем: несмотря на то, что респонденты в целом знакомы с концепцией «здорового питания», у них отсутствуют систематизированные знания и практические навыки для его самостоятельной организации. Проблема исследования состоит в необходимости разработки научно-обоснованных подходов к составлению персонализированного сбалансированного рациона для лиц юношеского возраста.

Теоретические аспекты диетологии и нутрициологии, включая принципы сбалансированности рациона, достаточно подробно освещены в научной литературе. Однако практическая реализация этих принципов, особенно в контексте самостоятельного пищевого поведения подростков, исследована в меньшей степени, что и определяет область данного исследования.

Объект исследования: процесс организации сбалансированного питания.

Предмет исследования: принципы и критерии составления сбалансированного рациона питания, соответствующего физиологическим потребностям подростков.

Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы являетсяразработка (научно-обоснованного) сбалансированного рациона питания, адаптированного к физиологическим потребностям лиц юношеского возраста.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Провести реферативный анализ научной литературы по проблеме изучения химического состава пищи и физиологических основ пищеварения;

  2. Систематизировать теоретические положения о понятии «рацион питания» и критериях его сбалансированности;

  3. Разработать и апробировать сбалансированное меню на неделю с учетом возрастного норматива, уровня физической активности и сезонности.

Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое следование (научно-обоснованному) сбалансированному рациону будет способствовать оптимизации метаболических процессов и улучшению показателей физиологического состояния и самочувствия человека.

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы, анкетирование, наблюдение, эксперимент, сравнительно-сопоставительный анализ.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации и составленный рацион могут быть использованы подростками для самостоятельной организации здорового питания, а также найдут применение в просветительской деятельности образовательных учреждений.

Глава 1. Биохимические основы нутриентов и физиологические механизмы пищеварительного процесса в юношеском возрасте

1.1. Теоретические основы: молекулярная структура пищевых компонентов

Пища, потребляемая человеком, необходима для построения и функционирования его организма. Энергия содержится в пище в виде питательных веществ — белков, жиров и углеводов. Их потребление зависит от роста, возраста и пола человека и определяется в граммах [1].

Подростковый возраст (15–17 лет) относится к периоду старшего школьного возраста и характеризуется интенсивными процессами роста и развития, завершением пубертатного периода и высокими нагрузками (как физическими, так и умственными). Это обуславливает повышенную потребность во всех питательных веществах. [2]

Белки — азотсодержащие полимеры, аминокислотный состав которых определяет их питательную ценность. Полноценность и количество белка в пище обязательны для поддержания высокого уровня функций организма, его работоспособности, а также устойчивости к вредным для здоровья воздействиям. Полноценные пищевые белки содержат все незаменимые аминокислоты в количестве и соотношениях, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма, его рост и развитие. Преимущественно это белки животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге и молочных продуктах, яйцах, сыре и т. д. Их аминокислотный состав ближе к химическому составу белков организма человека, чем белков растительного происхождения. Полноценность растительных белков (горох, фасоль, пшено, гречневая крупа и др.) значительно ниже, усваивается она хуже, чем животные белки. Белок критически важен для роста мышечной ткани, синтеза гормонов и ферментов.

Общая суточная потребность в белке составляет 90–100 г для юношей и 80–90 г для девушек, при этом не менее 50–60% этого количества должен приходиться на животный белок для обеспечения поступления незаменимых аминокислот, которые не синтезируются в организме. [3] Единых представлений о количественной характеристике норм потребления белков не существует.

Исследованиями последних лет доказано: биологическое действие и проявление строительных свойств животного белка в организме наиболее эффективны при следующем сочетании белка и витамина С: на каждый грамм поступающего белка 1 миллиграмм витамина С. Если это условие не соблюдается, то усваивается столько белка, на сколько хватает витамина С, а оставшаяся часть гниет и идет на корм патогенной микрофлоре.

Углеводы - одна из основных и важнейших групп пищевых веществ, представляют собой соединения углерода, водорода и кислорода. Причем водород и кислород входят в соотношении 2:1, как в воде, отсюда их название. Основное их значение в питании человека - энергетическое снабжение организма: они обеспечивают более половины суточной калорийности рациона. По энергетической ценности углеводы равноценны белкам (1 г углеводов при сгорании в организме освобождает 4 ккал) и используются как источник энергии при любой физической нагрузке, поэтому при всех видах физического труда отмечается повышенная потребность в них. Доля углеводов при смешанном питании человека в среднем в 4 раза превышает долю белков и жиров, поэтому питание имеет выраженную углеводную ориентацию.

Углеводы – главный источник энергии для клеток. Энергетические потребности головного мозга обеспечиваются почти полностью за счет глюкозы, которая кроме энергетической функции служит строительным материалом для синтеза многих веществ.

Суточное потребление углеводов в рационе подростка должно составлять примерно 350–430 г, они должны составлять примерно 55–60% от общей калорийности суточного рациона подростка.

Жиры - вещества, состоящие из глицерина и жирных кислот, соединённых эфирными связями. Жирные кислоты — составные компоненты жиров и жироподобных веществ, обладающих биологической активностью (фосфатиды, стерины). В природных жирах содержится более 60 видов жирных кислот.[3]

Недостаток жира в питании может привести к нарушению деятельности центральной нервной системы, ослаблению иммунобиологических механизмов, дегенеративным изменениям кожи, почек, органов зрения. Жиры жизненно необходимы. Ранее считали, что их поступление с пищей необязательно из-за синтеза в организме из углеводов и частично белков, но сейчас достоверно известно, что жиры сохраняют белок, являются источником биологически активных веществ и необходимы для пластических процессов. Они являются структурной частью клеток и тканей, их присутствие необходимо для всасывания из кишечника витаминов А, Е и D. Жиры улучшают вкусовые достоинства пищи, существенно повышают ее энергетический потенциал (1 г жира высвобождает 9 ккал), лучше других пищевых веществ обеспечивают чувство сытости.

Подросткам 15–17 лет требуется 80-100 г жиров в сутки. Растительные жиры должны составлять не менее 30% от общего количества жиров.

Витамины - низкомолекулярные органические соединения, не синтезируемые в организме человека и поступающие с пищей, не обладающие энергетическими и пластическими свойствами, проявляющие биологическое действие в малых дозах. Их недостаток вызывает серьёзные расстройства. Скрытая авитаминозная недостаточность без явных симптомов снижает работоспособность, общий тонус организма и его устойчивость к разным неблагоприятным факторам. Удлиняется период выздоровления после перенесенных заболеваний, а также возможны различные осложнения. [4] Наиболее критичны показатели уровня витаминов в организме подростков, участвующие в метаболизме, работе нервной системы и кроветворении:

  • Витамин D: 10–15 мкг/сутки (400–600 МЕ). Крайне важен для усвоения кальция;

  • Витамин C (аскорбиновая кислота): 70–90 мг/сутки. Укрепляет иммунитет, способствует усвоению железа;

  • B₁ (тиамин): 1.3–1.5 мг/сутки (для поддержания энергии и нервной системы);

  • B₂ (рибофлавин): 1.5–1.8 мг/сутки (для здоровья кожи и зрения);

  • B₆ (пиридоксин): 1.7–2.0 мг/сутки (для синтеза белков и гемоглобина);

  • B₁₂ (цианокобаламин): 2.4–2.8 мкг/сутки (для кроветворения и нервной системы);

  • Фолиевая кислота (B₉): 400 мкг/сутки. Особенно важна для девушек.[5]

1.2. Физиологические аспекты усвоения пищи

Пищеварение - многоуровневый процесс ферментативного гидролиза пищевых веществ до простых соединений, обеспечивающих их последующее усвоение и транспортировку в кровеносную и лимфатическую системы. Полный цикл занимает от 24 до 72 часов в зависимости от особенностей метаболизма, состава пищи и состояния желудочно-кишечной системы и подразделяется на три фазы:

Цефалическая (головная) фаза инициируется на доконтактном этапе при визуальном, обонятельном или когнитивном восприятии пищи. Стимуляция коры головного мозга приводит к передаче сигналов в гипоталамус и продолговатый мозг. Импульс по блуждающему нерву провоцирует высвобождение ацетилхолина, что обусловливает увеличение желудочной секреции до 40% от её максимального объёма. Параллельно наблюдается активация слюноотделения и секреции пищеварительных ферментов. [8, c. 115]. Желудочная фаза длится 3–4 часа после поступления пищи в желудок. Ключевыми стимулами выступают механическое растяжение стенок желудка и снижение уровня pH. Поступление белков сопровождается связыванием ионов водорода, что приводит к повышению pH и снижению ингибирования секреции гастрина. Концентрация HCl в желудочном соке составляет приблизительно 0,5%, обеспечивая снижение pH до показателей 1–3. Дополнительную регуляцию кислотности осуществляют ацетилхолин и гистамин. Кишечная фаза включает возбуждающий и ингибирующий этапы. При поступлении частично переваренной пищи (химуса) в двенадцатиперстную кишку выделяется кишечный гастрин. Активация энтерогастрального рефлекса по блуждающему нерву вызывает сокращение пилорического сфинктера, что ограничивает дальнейшую эвакуацию желудочного содержимого и обеспечивает поэтапное переваривание. [9]

Глава 2. Практическое исследование пищевых привычек и разработка меню

2.1. Анализ результатов анкетирования среди учащихся 10–11 классов

Цель анкетирования заключалась в выявлении фактического характера питания и типичных пищевых нарушений среди подростков для обоснования актуальности разработки научно-обоснованного меню. (Приложение 1, 2)

В исследовании приняли участие учащиеся средней и старшей школы. Преобладающую часть респондентов (67,2%) составили лица женского пола. Наиболее представленной возрастной группой стали подростки 16 лет (42,6%). 1. Анализ режима и структуры питания

Результаты анкетирования свидетельствуют о наличии системных нарушений в режиме и рациональной структуре питания у значительной части опрошенных.

  • 26,2% респондентов питаются бессистемно. Нерегулярный прием пищи нарушает синхронность работы желудочно-кишечного тракта и процессов метаболизма, что может способствовать развитию гастроэнтерологических заболеваний.

  • Тем не менее, более половины опрошенных (54,1%) осознают важность утреннего приема пищи и стараются завтракать дома. Это соответствует базовым принципам рационального питания.

  • 32,8% учащихся выбирают на завтрак бутерброды с колбасой и сыром. Подобный прием пищи характеризуется избытком насыщенных жиров, простых углеводов и соли при возможном дефиците клетчатки, витаминов и сложных углеводов, что не обеспечивает длительного чувства сытости и стабильного уровня энергии.

  • Критическим нарушением является недостаточное потребление фруктов и овощей. Почти половина опрошенных (47,5%) употребляет их лишь 3-4 раза в неделю, что не соответствует рекомендациям ВОЗ о ежедневном потреблении не менее 400 г. Это свидетельствует о дефиците пищевых волокон, витаминов-антиоксидантов (А, С, Е), фолиевой кислоты и микроэлементов.

  • 34,4% учащихся в качестве перекуса выбирают хлебобулочные изделия, которые, как правило, являются источником рафинированных углеводов и не несут значительной пищевой ценности, способствуя резким колебаниям уровня глюкозы в крови.

  1. Оценка отношения к продуктам и самочувствие.

  • Большинство респондентов (73,8%) стараются употреблять молочные продукты ежедневно, что является положительной практикой для обеспечения потребности в кальции и витамине D.

  • 50,8% учащихся определяют правильное питание как питание качественными и натуральными продуктами, допуская употребление жирных и сладких продуктов. Это отражает современный тренд на избегание жестких диет и формирование сбалансированного подхода без полного исключения каких-либо категорий продуктов, что с точки зрения диетологии является более рациональным.

  • Подавляющее большинство (75,4%) утверждают, что употребляют фастфуд редко. Это может говорить о возрастающей осведомленности о вреде такой пищи, однако требует осторожной интерпретации, так как может иметь место эффект социально ожидаемых ответов.

  • 39,3% опрошенных оценивают свое самочувствие как хорошее, но отмечают периодические недомогания. Этот факт может косвенно указывать на связь между пищевыми нарушениями (нерегулярность, дисбаланс нутриентов) и функциональными состояниями (снижение энергии, ослабление иммунитета).

  1. На основании проведенного анкетирования можно выделить следующие типичные нарушения среди подростков:

  • Нерегулярный прием пищи: Отсутствие четкого режима питания у четверти опрошенных.

  • Дисбаланс макронутриентов: Склонность к потреблению избыточного количества насыщенных жиров и простых углеводов на завтрак и во время перекусов.

  • Критический дефицит клетчатки и витаминов: Недостаточное ежедневное потребление овощей и фруктов.

  • Неоптимальный выбор продуктов для основных приемов пищи и перекусов: Преобладание рафинированных продуктов с высокой калорийностью и низкой питательной ценностью.

  • Данные нарушения подтверждают актуальность проблемы и необходимость практических инструментов в виде разработанного сбалансированного меню, которое будет ориентировано на: формирование режима питания, оптимизацию нутриентного состава рациона, включение необходимого количества овощей, фруктов и цельнозерновых продуктов, предоставление вариантов полезных и удобных перекусов.

2.2. Стратегия построения сбалансированного рациона

На потребность организма в энергии и питательных веществах влияют такие факторы, как: пол, возраст и масса тела человека, его физическая активность, климатические условия, биохимические, иммунологические и морфологические особенности организма [6, 14].

Разработка научно обоснованного меню для подростков 15-17 лет (Приложение 3) осуществлялась на основе комплексного подхода, интегрирующего современные физиологические нормы и критерии сбалансированности питания. Ключевые принципы:

  1. Принцип соответствия физиологическим нормам

Рацион рассчитан в соответствии с последней из современных формул расчета калорийности с учетом одного из типов телосложения (самого распространенного среди респондентов). Это формула Миффлина - Сан Жеора, в которой рассматривается лишь основной обмен — энергия, которая необходима организму для обеспечения жизнедеятельности (тепло, дыхание, сон и так далее):

  • 10a + 6,25b — 5c + 5 (для мужчин);

  • 10a + 6,25b — 5c — 161 (для женщин), где

a — вес в килограммах, b — рост в сантиметрах, с — возраст в годах (от 14 лет).

Предусмотрено не менее 15% белков от общей калорийности рациона (90–100 г для юношей, 80-90 г для девушек) с долей животных белков не менее 50% [2, c. 45]. Ограничено содержание насыщенных жиров до 10% от общей калорийности при обеспечении полиненасыщенных жирных кислот (омега-3, омега-6). При разработке меню предпочтение отдавалось преимущественно сложным углеводам (70-75% от общего количества) с ограничением добавленных сахаров до 10% [3, c. 112].

Чтобы учесть фактор физической активности, результат при вычислении по формуле нужно умножить на коэффициент А. Для минимальной нагрузки он равен 1,2, а для максимальной — 1,9.

Рассчитаем суточную норму калорий и соотношение КБЖУ для подростка по формуле Миффлина-Сан-Жеора:

Вес-55 кг, рост-160 см, возраст-16 лет, средняя физическая активность-1,5

Юноша: (10*55+6,25*160-5*16+5)*1,5=2212,5 ккал

Белки-331,875; жиры-663,75 ккал; углеводы-1216,875 ккал

Девушка:(10*55+6,25*160-5*16-161)*1,5=1963,5 ккал

Белки-294,525 ккал; жиры-589,05 ккал; углеводы-1079,925 ккал;

  1. Принцип нутриентной сбалансированности

Меню обеспечивает ежедневное поступление:

  • Кальция: 1200 мг/сутки через включение молочных продуктов, сыров и кунжута [5].

  • Железа: 12-18 мг/сутки за счет красного мяса, печени, гречки и шпината.

  • Витаминов группы B: акцент на цельнозерновые продукты, яйца, орехи и бобовые.

  • Витамина D: 10-15 мкг/сутки через яичные желтки, жирную рыбу и обогащенные продукты [10].

  1. Принцип режимной организации питания

Структура рациона включает:

  • 5-разовый прием пищи с интервалами не более 3.5-4 часов.

  • Распределение калорийности: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%.

  • Термическая щадящая обработка: преимущественное использование запекания, тушения и паровой варки [3, c. 78]

  1. Принцип биохимической адекватности

Учтены особенности пищеварения в подростковом возрасте:

  • Исключение продуктов-ингибиторов ферментов (сырая фасоль, соя).

  • Сочетание животных и растительных белков для повышения усвояемости.

  • Введение пищевых волокон (25-30 г/сутки) через овощи и фрукты.

  1. Принцип практической реализуемости

  2. Меню адаптировано к: сезонности продуктов (использование доступных овощей и фруктов), временным затратам на приготовление, индивидуальным вкусовым предпочтениям подростков.

  3. Принцип профилактической направленности

Ограничены:

  • Трансжиры (менее 1% от калорийности)

  • Поваренная соль (менее 5 г/сутки).

  • Простые углеводы (соки, кондитерские изделия) [2].

2.3. Описание процесса апробации меню

Апробация разработанного рациона проводилась на добровольце из числа учащихся (девушка 16 лет) в течение 7 дней. Целью апробации являлась практическая оценка переносимости, удобства применения и субъективной эффективности предложенного меню.

Характеристика респондента:

Возраст: 16 лет

Пол: женский

Антропометрические показатели: рост 160 см, масса тела 55 кг

Коэффициент физической активности: 1.5 (умеренная активность)

Этапы апробации:

  1. Подготовительный этап (2 дня) включал в себя проведение инструктажа по ведению дневника питания; измерение антропометрических показателей; ознакомление с принципами приготовления блюд.

  2. Основной этап (7 дней) состоял из ежедневного соблюдения предложенного рациона, фиксации субъективных ощущений в дневнике питания, контроля соблюдения питьевого режима (1.5–2 л/сутки), еженедельное взвешивание и измерение объемов тела.

  3. Методы оценки эффективности

Субъективная оценка по 5-балльной шкале

  • Уровень энергии в течение дня

  • Чувство насыщения после приемов пищи

  • Удобство приготовления блюд

Объективные показатели:

  • Динамика массы тела

  • Изменение объемов талии и бедер

  • Качество сна (по данным дневника самонаблюдения)

Результаты апробации:

По итогам данного периода отмечены стабилизация энергетического уровня в течение дня, отсутствие эпизодов голода между приемами пищи, улучшение качества сна (по субъективной оценке), сохранение стабильной массы тела (±0.5 кг), положительная динамика в субъективной оценке самочувствия.

Выводы:

Предложенное меню продемонстрировало хорошую переносимость и соответствие физиологическим потребностям организма девушки-подростка. Рацион обеспечивает необходимое нутриентное разнообразие и может быть рекомендован для дальнейшего применения в данной возрастной группе.

Заключение

В рамках проведения проблемно-реферативного исследования на тему «Научно обоснованное меню для обеспечения здорового развития подростков 15–17 лет» была достигнута поставленная цель — разработать и апробировать модель сбалансированного рациона питания, адаптированного к физиологическим потребностям лиц юношеского возраста. В процессе работы решены все поставленные задачи:

1. Проведен анализ научной литературы, позволивший систематизировать данные о физиологических нормах потребления нутриентов, особенностях пищеварения и принципах сбалансированности питания у подростков;

2. Методом анкетирования выявлены типичные нарушения в пищевом поведении учащихся 10–11 классов, включая нерегулярность питания, избыточное потребление рафинированных углеводов и дефицит овощей и фруктов;

3. На основе анализа полученных данных разработаны принципы составления рациона, включая соответствие физиологическим нормам, нутриентную сбалансированность, режимную организацию питания и практическую реализуемость;

4. Составлено и апробировано на добровольце примерное меню на 7 дней с учётом возрастных норм калорийности, макро- и микронутриентов.

Практическая апробация меню, проведённая на примере девушки 16 лет с умеренным уровнем физической активности, подтвердила его эффективность и переносимость. В ходе апробации отмечены стабилизация энергетического уровня, отсутствие чувства голода между приёмами пищи и улучшение субъективных показателей самочувствия.

Выводы:

1. Теоретический анализ подтвердил, что рацион подростков должен обеспечивать повышенные потребности в энергии, белке, кальции, железе и витаминах при соблюдении принципа сбалансированности.

2. Анкетирование выявило низкую осведомлённость подростков в вопросах практической организации питания при наличии теоретических знаний о его важности.

3. Разработанное меню является научно обоснованным инструментом, способствующим формированию здоровых пищевых привычек и профилактике алиментарно-зависимых заболеваний.

4. Результаты апробации свидетельствуют о возможности применения данного рациона в повседневной жизни подростков.

Перспективы дальнейших исследований включают расширение выборки респондентов, разработку сезонных вариантов меню, а также углублённое изучение влияния рациона на объективные показатели здоровья (биохимические параметры крови, физическую выносливость).

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации и примерное меню могут быть использованы подростками и их родителями для планирования рациона, а также применены в образовательных учреждениях в рамках программ по формированию здорового образа жизни.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что систематическое следование научно обоснованному сбалансированному рациону способствует оптимизации метаболических процессов и улучшению самочувствия, подтверждена.

Список использованной литературы и интернет-ресурсы

Список литературы

  1. Энциклопедия химии [Электронный ресурс]. – Электрон. – Москва: Комминфо, 2012.

  2. МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». — М., 2021. — (Официальный источник).

  3. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П. Питание и здоровье школьников. — М.: ДЕАН, 2007. — 160 с.

  4. Спиричев В.Б. Витамины и минеральные вещества в современной клинической практике: возможности и перспективы применения // Лечащий Врач. — 2009. — № 4. — С. 64-68.

  5. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Витамины в питании детей и подростков // Вопросы детской диетологии. — 2013. — Т. 11. — № 3. — С. 40-49.

  6. Иванова, Ю.А. Гигиена питания/Ю.А. Иванова. – Москва: София, 2003. – 457 с. Под редакцией Барановского Ю.А. Диетология (5-ое издание). 2017. Санкт-Петербург

  7. Озерная, О. С. Физиология пищеварения/О.С. Озерная. – Санкт-Петербург: ОНИКС XXI век, 2008.- 76 с.

  8. Ивашкин В.Т., Лапина Т.Л. Гастроэнтерология. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 480 с.

  9. Хамитов Р.Ф., Ягода А.В. Физиология пищеварения: учебное пособие. — М.: МИА, 2017. — 115–120 с.

  10. Хавкин А.И.. Современные подходы к диетотерапии в подростковой гастроэнтерологии. Детская гастроэнтерология, 2021, 18(2), 45–51. Глава 3. Практическая часть.

Интернет-ресурсы:

  1. Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 2011. – Режим доступа к журн. :http://zhurnal.mipt.rssi.ru.

  2. https://58.rospotrebnadzor.ru/bytag1/

  3. https://gbuzrcmp.ru/propaganda-zozh/zdorovoe-pitanie/ratsionalnoe-pitanie-shkolnikov/

  4. https://www.fat-down.ru/diagnostic_obesity/bmi

Приложение 1. Вопросы для анкетирования

  1. СколькоразвденьВыпитаетесь?

    • 1-2раза

    • 3-5раз

    • 6-8раз,сколькохочу

  2. ЗавтракаетелиВыежедневно дома перед школой?

    • да

    • нет

    • иногда

  3. НравитсялиВампитатьсяв школьной столовой?

    • да

    • нет

    • иногда

  4. Какчастовыкушаетесвежие овощи и фрукты?

    • каждыйдень

    • 3-4разав неделю

    • редко

  5. ЧтоВыпредпочтетеизедыв качестве перекуса?

    • йогурт

    • фрукт

    • хлебобулочные изделия (сосискавтесте,булочка)

    • кондитерскиеизделия (конфеты, шоколад)

    • чипсы,сухарики

  6. Чтовылюбитекушатьна завтрак?

    • каша

    • омлет

    • бутербродсколбасойили сыром

    • нелюблю завтракать

  7. Как часто Вы употребляете молочные и кисломолочные продукты(молоко,йогурт,творог, сметана, сыр, сливочное масло)

    • ежедневноиличерездень

    • 1-2разав неделю

    • не употребляю

  1. Как часто вы употребляете продуктыизразрядафастфуд

(бургеры,картошкафри,пицца, шаурма и т.д.)

  • ежедневноиличерездень

  • 1-2разав неделю

  • редко

ЧтодляВасозначает«правильное и полезное питание»?

  • регулярноесбалансированное питание качественными и натуральными продуктами

  • преимущественно питание качественными и натуральнымипродуктами, допуская употребление

жирныхисладкихпродуктов

  • частоеупотреблениежирных и сладких продуктов

Охарактеризуйтесвоенынешнее состояние здоровья

  • отличное,яздоров,бодри весел

  • хорошее,иногдаболею,ноэто не мешает мне быть бодрым и веселым

  • плохое,ячастоболею,уныли совсем не весел

НемноговопросовоВас:Ваш пол

  • мужской

  • женский

Вашвозраст

ВкакомклассеВыучитесь?

П

Около 26,2% опрошенных питаются ежедневно сколько хотят

54,1% подростков стараются завтракать дома

32,8% выбирают на завтрак бутерброд с колбасой и сыром

37,7% опрошенных не любят еду из столовой

На перекус 34,4% выбирают хлебобулочные изделия

47,5% подростков едят фрукты и овощи только 3-4 раза в неделю

73,8% стараются употреблять молочные продукты каждый день

Правильное питание-преимущественно питание качественными и натуральными продуктами, допуская употребление жирных и сладких продуктов, так считают 50,8%

75,4% очень редко едят фастфуд

39,3% говорят, что хорошо себя чувствуют, го иногда болеют

Большинство опрошенных было женского пола (67,2)

42,6% подростки 16 лет

риложение 2. Анкетирование школьников

Просмотров работы: 103