Особенности экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе

Тяпкина М.А. 1
1ОАНО «Школа ЦПМ»
Тяпкина М.В. 1
1МОУ СОШ №42
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики большую роль играет деятельность стран в мировом хозяйстве. Мировое хозяйство в широком смысле представляет собой совокупность национальных хозяйств во всем мире. Участие государства в международном разделении труда способствует росту национальной экономики, увеличению удельного веса экспортируемой и импортируемой продукции, выгодному сотрудничеству хозяйствующих субъектов внутри страны с иностранными компаниями и т.д.

Таким образом, в современном мире, характеризующемся глобализацией и взаимозависимостью экономик, партнерские отношения между странами играют основополагающую роль в обеспечении стабильного развития и процветания. Российско-китайское экономическое сотрудничество представляет собой яркий пример динамично развивающихся и взаимовыгодных отношений, приобретающих все большее значение не только для обеих стран, но и для международной экономической системы в целом.

Тема международных экономических отношений между Россией и Китаем на современном этапе является актуальной. Занять высокие позиции на мировом рынке – этой цели придерживаются страны-участники международных экономических отношений. Поэтому проблема развития и совершенствования сотрудничества между такими странами, как Россия и Китай, является сегодня наиболее актуальной. И это не случайно. Во-первых, Россия и Китай являются крупнейшими мировыми державами с огромным экономическим потенциалом и стратегическим влиянием. Их взаимодействие оказывает существенное воздействие на геополитическую ситуацию и формирует новые направления экономического развития. Во-вторых, углубление экономического сотрудничества между двумя странами позволяет диверсифицировать экономические связи, снизить зависимость от традиционных рынков и создать новые возможности для роста и инноваций. В-третьих, развитие инфраструктурных проектов (например, «Один пояс, один путь», Северный морской путь, газопровод «Сила Сибири» и др.), открывает новые перспективы для торгово-экономического взаимодействия между Россией и Китаем, а также с другими странами.

Степень разработанности темы курсовой работы в научной литературе достаточно высока. Существует множество исследований, посвященных различным аспектам российско-китайского экономического сотрудничества, включая торговлю, инвестиции, энергетику, транспорт и другие области. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, необходимо постоянное обновление знаний и анализ новых тенденций, возникающих в динамично меняющемся мире. Особое внимание следует уделять анализу влияния геополитических факторов, санкционного давления и цифровой трансформации на развитие двусторонних экономических отношений.

Целью исследования является анализ особенностей экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе, выявление основных тенденций, проблем и мер по их совершенствованию.

Мы поставили следующие задачи:

– изучить исторические процессы становления и развития российско-китайских отношений;

– проанализировать и установить проблемы и особенности экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе;

– разработать и предложить меры по улучшению экономических взаимодействий между Россией и Китаем.

Объектом исследования является российско-китайское экономическое сотрудничество.

Предметом исследования являются экономические отношения между Россией и Китаем на современном этапе.

Методологической основой исследования при написании настоящей работы является традиционный для всех наук диалектический метод познания. В качестве общенаучных методов мы оперировали общелогическими методами (такими, как анализ и синтез, обобщение и систематизация, индукция и дедукция, сравнение и сопоставление), методом функционального анализа, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов были использованы исторический и статистический методы, а также метод экономического моделирования.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в углублении и систематизации знаний о российско-китайском экономическом сотрудничестве, а также в разработке новых подходов к анализу проблем и перспектив его развития.

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможности использования ее результатов для разработки рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области развития российско-китайских экономических отношений.

Структура исследовательской работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть включает в себя три главы, каждая из которых посвящена отдельному аспекту российско-китайского экономического сотрудничества. В заключении представлены основные выводы и результаты исследования, а также предложения по дальнейшему развитию двусторонних экономических отношений.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДВУХСТОРОННИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ

1.1. Исторический аспект российско-китайских экономических отношений

Взаимные экономические отношения России и Китая нельзя объяснить без углубления в их историю. Именно факты, взятые из исторического развития этих стран, определяют направления развития сотрудничества на современном этапе.

Экономические отношения между Россией (включая ее предшественников, таких как Российская империя и Советский Союз) и Китаем имеют богатую и сложную историю, охватывающую несколько столетий. Эти отношения претерпевали значительные изменения, от периодов процветающей торговли до периодов политической напряженности и экономических санкций. До 1991 года, когда распался Советский Союз, экономическое взаимодействие между двумя странами было в значительной степени обусловлено политической идеологией и геополитическими соображениями.

Первые контакты между русскими и китайцами относятся к 17 веку, когда русские исследователи и торговцы начали проникать в Сибирь и Дальний Восток, сталкиваясь с китайскими пограничными поселениями. Нерчинский договор 1689 года, заключенный между Российской империей и династией Цин, стал первым официальным договором между двумя государствами и установил границы между ними, а также регулировал торговлю. Основными товарами, которыми обменивались русские и китайцы, были меха, скот, чай и шелк. Торговля осуществлялась в основном через пограничные города, такие как Кяхта.

В 19 веке, с расширением Российской империи в Среднюю Азию, торговля между двумя странами еще более активизировалась. Россия стремилась к расширению своего влияния в регионе и использовала торговлю как инструмент для достижения своих политических целей. Китай, ослабленный внутренними беспорядками и иностранными интервенциями, был вынужден идти на уступки. Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры, заключенные между Россией и Китаем, привели к территориальным уступкам со стороны Китая, передав России обширные территории в Приамурье и Приморье.

После Октябрьской революции 1917 года в России и установления советского режима, отношения между Россией и Китаем претерпели значительные изменения. Советский Союз оказывал поддержку китайским коммунистам в их борьбе против Гоминьдана. В 1920-х годах советские советники и военные специалисты оказывали помощь Национально-революционной армии Китая (НРА) в организации и обучении. Однако после разрыва между Чан Кайши и китайскими коммунистами, советская поддержка была переориентирована на КПК.

В период существования Китайской Народной Республики (КНР) после 1949 года, советско-китайские отношения характеризовались периодами тесного сотрудничества и идеологических разногласий. В 1950-х годах Советский Союз оказывал КНР значительную экономическую и техническую помощь, включая строительство промышленных предприятий и подготовку специалистов. Были подписаны многочисленные соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. Советские специалисты участвовали в реализации Первого пятилетнего плана развития КНР.

Однако, начиная с конца 1950-х годов, между Советским Союзом и Китаем возникли идеологические разногласия, связанные с интерпретацией марксизма-ленинизма и вопросами внешней политики. Эти разногласия привели к ухудшению отношений между двумя странами и, в конечном итоге, к советско-китайскому расколу в 1960-х годах. Экономические связи между двумя странами были существенно сокращены, а торговля практически прекратилась. В 1969 году произошли вооруженные столкновения на советско-китайской границе.

В 1970-х и 1980-х годах, с началом реформ и открытости в Китае, отношения между двумя странами постепенно начали улучшаться. В 1980-х годах были возобновлены торговые и экономические связи. Советский Союз стал закупать в Китае потребительские товары и сельскохозяйственную продукцию, а Китай, в свою очередь, импортировал советское промышленное оборудование и технологии. Тем не менее, до распада Советского Союза в 1991 году российско-китайские экономические отношения оставались относительно ограниченными по сравнению с последующим периодом. Они были сильно скованы идеологическими ограничениями и политической подозрительностью.

После распада Советского Союза в 1991 году поменялась расстановка сил во всем мире. Перестала существовать биполярная система и закончилась Холодная война. Сложившаяся ситуация привела к глубоким изменениям в системе международных отношений, в том числе и экономических. Пришло время к созданию новых моделей взаимоотношений между странами, которые ранее были либо противниками, либо союзниками.

Таким образом, распад Советского Союза открыл новую главу в экономических отношениях между Россией и Китаем, которые стали развиваться гораздо более динамично и прагматично. Россия и Китай пересмотрели свои взаимоотношения и решили перейти к наиболее адекватным на начало 1990-х годов методам и формам реализации внешнеполитического курса между двумя государствами.

1.2. Договорно-правовая база российско-китайских отношений

Новейший этап становления международных отношений между Россией и Китаем наступил 27(24) декабря 1991 года после признания Китаем новых государств, возникших на территории бывшего Советского Союза. В их число входила и Российская Федерация, с которой впоследствии Китайская Народная Республика (КНР) заключила дипломатические отношения.

В марте 1992 года встреча министров иностранных дел Российской Федерации А.В. Козырева и министра иностранных дел Китайской Народной Республики Цянь Цичэня на территории Китая завершилась подписанием Соглашения между РФ и КНР о торговле и о взаимном предоставлении статуса наибольшего благоприятствования. Данное Соглашение предусматривало также взаимное освобождение от таможенных пошлин и прочих видов налогообложения.

После визита президента России в Китай главы РФ и КНР подписали еще один документ – «Совместную декларацию об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой». Вкратце данная декларация содержит положения «об отношениях добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества…»1, о взаимной поддержке в разрешении мировых конфликтов и т.д.

Как следствие, достаточно в короткий промежуток времени стороны подписали 25 соглашений и документов, содержащих положения о взаимном сотрудничестве в различных сферах: научно-техническая, культурная, торгово-экономическая, военно-техническая и многие другие.

В первой половине 1990-х годов процесс расширения и дальнейшего развития торгово-экономических отношений двух стран можно разделить на три периода:

1. Период быстрого роста товарооборота между двумя странами в период с 1991 года по 1993 год.

За данный период величина товарооборота между РФ и КНР возросла с 3,9 млрд. долларов в 1991 году до 7,68 млрд. долларов в 1993 году. Такой резкий скачок в росте взаимного товарооборота можно объяснить переходом к процессу становления либерализации экономической жизни. В ноябре 1991 года президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ «О либерализации внешней экономической деятельности России», в результате чего произошло снижение влияния государственных монополий на внешней торговле.

На экономические взаимоотношения особое влияние оказало подписание в декабре 1992 году «Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году»2. Протокол содержал идеи развития сотрудничества на внешней торговле на принципах равенства и взаимной выгоды.

К 1993 году, благодаря совместным усилиям Китая и России, Китай стал вторым внешнеторговым партнером РФ. Импорт из Китая составлял продукты, ориентированные на широкое потребление, российский экспорт – черные и цветные металлы, минеральное сырье.

2. Период снижения объемом торговли Китая и России в 1994 году.

Прежде всего, это связано с изменившимися потребностями и возможностями партнеров. Обе страны стали частью мировой экономики. Поэтому каждая из них пытался занять высокие и уверенные позиции на мировой арене. Китай проводил активную финансовую и торговую диверсификацию в различных странах, в том числе и в США, тогда как Россия пыталась найти торговых партеров по экспорту углеводородного и минерального сырья.

Политика свободной торговли имела свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести установление взаимовыгодного сотрудничества Китая и России. Минусами проведения такой политики можно назвать появление стереотипов о китайцах и русских, низкое качество товаров, произведенных в Китае и др. Исправить такое положение можно при помощи государственного регулирования внешнеторговых операций.

3. Период проведения попыток восстановления внешнеторгового оборота и решения противоречивых моментов между Китаем и Россией в 1995 году.

В течение 1995 года по инициативе КНР были подписаны долгосрочные контракты с РФ о поставке электроэнергии, углеводородов, металлов в Китай. Объем торговли вернулся к цифре 5,5 млрд. долларов благодаря активной торговой деятельности сторон. Но никто не задумывался о необходимости регулирования торговых отношений на основе централизованного правительственного управления. Российская сторона не осуществила должного регулирования торгово-экономических действий, чем воспользовалась китайская сторона, нанося ущерб для получения собственной выгоды. Данная ситуация могла разрастись и причинить вред не только экономической сфере.

Начиная со второй половины 1990-х годов и Китай, и Россия понимали необходимость перехода к партнерским отношениям стратегического взаимодействия.

Лидеры РФ и КНР во время очередных переговоров подписали 12 документов, касающихся различных сфер: внешней торговли, освоения космоса, поставки энергоресурсов и т.д. Стороны сформулировали цели развития экономических взаимоотношений Китая и России:

– увеличить объем внешней торговли в 4 раза: с 5 млрд. до 20 млрд. долларов;

– развивать главное значение правительств в торгово-экономических отношениях сторон;

– обеспечить переход с бартера или обмена во внешней торговле национальными валютами РФ и КНР на оплату в валюте;

– вывести в приоритет развитие таких отраслей, как высокие технологии, машиностроение, авиация, энергетика, космос, сельское хозяйство, транспорт.

Россия и Китай нуждались во взаимном сотрудничестве, так как и у РФ, и у Китая имелись определенные потребности, которые требовали удовлетворения. России было необходимо удовлетворить спрос населения на товары широкого потребления, продукты легкой промышленности, а Китай нуждался в обеспечении работой большого количества безработных. В связи с этим власти РФ и Китая предприняли меры по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества для обеих сторон. Власти России создали условия для почти беспрепятственного ввоза продукции для широкого потребления, а власти Китая – для производства и вывоза их из страны на российский рынок.

В 1996 году Китай выказал желание открыть доступ на российский рынок всем провинциям КНР. Россия пошла навстречу китайской стороне.

В 1997-1998 годах Россия и Китай продолжали взаимное сотрудничество в торгово-экономической области. Так, в 1998 году был подписан «Протокол между Правительством РФ и Правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве». Можно ознаменовать это продолжением развития взаимовыгодных экономических отношений сторон.

На начало 21 века сформировались тесные взаимоотношения между Россией и Китаем на основе стратегического взаимодействия. Но также усложнилась ситуация в мире и перед странами встала необходимость установления еще более тесного взаимодействия, укрепления внутренних и внешних структур национальных экономик.

3 ноября 2000 г. произошла регулярная встреча глав правительств России и Китая в Пекине. В совместном коммюнике главы правительств указали, что РФ и КНР достигли определенного продвижения в таких вопросах, как открытие первого китайского супермаркета в Москве, установление и развитие прямых торгово-экономических связей между Россией и Китаем на местном уровне. Россия и Китай достигли договоренностей по строительству крупных объектов в атомной энергетике и нефтегазовой отрасли, отметили положительные результаты соглашения о безвизовом режиме3.

1-3 декабря 2002 г. в Пекине состоялась официальная встреча Цзян Цзэминя и В.В. Путина. Главы государств подписали «Совместное заявление РФ и КНР»4. Особым образом китайская сторона оговорила вопрос о поставках из России нефти и газа ниже мировых цен. В заявлении был поднят вопрос и о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию.

На встрече глав правительств РФ и КНР, состоявшейся 21-23 августа 2002 г. подписали Соглашение о рамках кредита на покупку экспортных товаров на сумму в 200 миллионов долларов5.

Во время встречи глав правительств 24-25 сентября 2003 г. шла речь о согласии КНР допустить на китайский рынок продукцию российского машиностроения. РФ открыто потребовала от Китая оказать поддержку по вопросу о вступления России в ВТО. Особо российская сторона выделила проблемы, связанные с неблагоприятными последствиями стихийной китайской торговли на территории РФ и необходимостью переработки леса на территории России. Российская сторона соглашалась на участие китайского капитала в развитии Сибири и Дальнего Востока. Китай предлагал России вкладывать капиталы в развитие западной части КНР. Стороны обсудили условия инвестиций. Наконец, РФ и КНР подтвердили намерения содействовать разработке проектов поставки нефти и газа из России в Китай.

23-25 сентября 2004 г. состоялась очередная встреча глав правительств обоих государств. Россию и Китай на ней представляли Фрадков и Вэнь Цзябао. Центральное место на этой встрече занял вопрос о содействии КНР вступлению РФ в ВТО. Китай соглашался с просьбой России, но требовал взамен предоставить ему широкие права на осуществление торгово-экономической деятельности на территории РФ. Стороны договорились открыть свои внутренние рынки друг для друга6.

По приглашению Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао Президент РФ В.В. Путин 21-22 марта 2006 года совершил официальный визит в КНР. В области российско-китайского торгово-экономического сотрудничества главы государств отметили большую актуальность и значение повышения его эффективности, наполнения качественно новым содержанием, совершенствования форм и методов осуществления торгово-экономических связей. Стороны выказали уверенность в том, что к 2010 году товарооборот между РФ и КНР выйдет на уровень 60-80 млрд. долл. США7.

Во второй половине 2000-х гг. продолжали развиваться межгосударственные экономические и торговые отношения РФ и КНР. По итогам 2008 г. товарооборот между Россией и Китаем увеличился на 38,7% по сравнению с 2007 г. и составил 55,9 млрд. долларов. Китай занял третье место среди внешнеторговых партнеров РФ после ФРГ и Нидерландов. Российский экспорт преимущество составляли сырьевые товары и продукты первичной обработки: нефть, лес, рыба, химическая продукция. В импорте товаров из КНР преобладают четыре группы товаров: машины, оборудование и транспортные средства; текстильные изделия и обувь; металлические изделия; продукция химической промышленности.

В 2009 г. Россия и Китай предприняли шаги с целью развития взаимоотношений в сфере поставок в КНР нефти и природного газа из России. Летом 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев подписал с КНР соглашение о поставке из РФ в Китай 300 млн. тонн российской нефти в течение 20 лет по цене 45 долларов за баррель. Стоимость контракта составляет 100 млрд. долларов8.

Для России, как и для многих других стран, Китай является важнейшим торговым партнером, в то время как Россия в качестве партнера КНР по объему товарооборота занимает лишь 10-е место. В 2013 г. объем торговых операций между странами достиг 89,21 млрд. долл. При этом обе страны стремятся и далее расширять масштабы торговли и оптимизировать ее структуру. Руководители двух стран неоднократно совместно говорили о повышении объема двустороннего товарооборота к 2015 г. до 100 млрд. долл., к 2020 г. - до 200 млрд. долл.9.

Россия и Китай на высшем уровне постоянно подтверждают готовность продолжать взаимодействие, как в двустороннем формате, так и на международных площадках ШОС и БРИКС. В частности, в октябре 2015 г. в Сочи в рамках председательства Российской Федерации в БРИКС состоялась первая в истории встреча руководителей миграционных ведомств государств-членов этой организации. Экономическое сотрудничество и дальнейшее развитие российско-китайских отношений на современном этапе будут способствовать углублению миграционного сотрудничества между двумя государствами10.

В целом, как представляется, можно выделить три основных этапа российско-китайских экономических отношений с 1991 года по настоящее время.

Первый этап (1991-2000 гг.) – переходный период и формирование новой модели сотрудничества. В этот период Россия, переживавшая глубокий экономический кризис, остро нуждалась в рынках сбыта для своей продукции, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК). Китай, проводивший политику реформ и открытости, испытывал дефицит технологий и сырья, необходимых для дальнейшего экономического роста. Этот дисбаланс и определил структуру торговли между двумя странами: Россия экспортировала в Китай преимущественно продукцию ВПК, сырье и энергоносители, а Китай поставлял товары народного потребления и продовольствие. Характерным признаком этого этапа было преобладание бартерных сделок и приграничной торговли. Недостаточно развитая инфраструктура, институциональная слабость и высокая степень коррупции с обеих сторон затрудняли развитие более диверсифицированного и устойчивого экономического сотрудничества.

Второй этап (2001-2013 гг.) – стратегическое партнерство и углубление экономического взаимодействия. Вступление Китая в ВТО в 2001 году и стабилизация экономического положения в России создали благоприятные условия для интенсификации российско-китайских экономических отношений. Подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 2001 году закрепило политическую основу стратегического партнерства, что благоприятно отразилось на развитии экономических связей. В этот период наблюдается значительный рост товарооборота между двумя странами, обусловленный увеличением поставок российских энергоносителей в Китай и расширением ассортимента китайской продукции, экспортируемой в Россию. Наряду с торговлей развиваются инвестиционное сотрудничество, в частности, в сфере энергетики и инфраструктуры. Важным шагом стало создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая сыграла важную роль в развитии регионального экономического сотрудничества.

Третий этап (2014-настоящее время) – новые возможности. После 2014 года, в условиях западных санкций против России и усиления геополитической напряженности, российско-китайские отношения приобрели еще большее значение для обеих стран. «Поворот на Восток» в российской внешней политике и китайская инициатива «Один пояс, один путь» создали новые возможности для углубления экономического сотрудничества. В этот период наблюдается рост торговли в национальных валютах, развитие инфраструктурных проектов, в частности, строительство газопровода «Сила Сибири» и развитие Северного морского пути. Усиливается сотрудничество в сфере высоких технологий, электронной коммерции и цифровой экономики. Пандемия COVID-19 и последующая экономическая турбулентность внесли свои коррективы в развитие двусторонних экономических связей, однако общая тенденция к укреплению стратегического партнерства сохраняется и сегодня.

Таким образом, можно отметить, что начиная с 1991 года по настоящее время двусторонние отношения России и Китая прошли большой исторический путь. Их отличало сочетание перспективного стратегического подхода к различным направлениям с внимательным отношением к наиболее сложным проблемам современности.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В историческом аспекте российско-китайские отношения по сотрудничеству в торгово-экономической и финансовой сфере развивались достаточно стремительно. Роль Китая как основного торгового партнера России значительно возросла в последние годы во многом из-за давления санкции и усложнения международной обстановки, препятствующей сотрудничеству России с западными и восточноевропейскими странами и с Северной Америкой.

К особенностям экономического двустороннего сотрудничества относятся11:

1. Товарооборот России и Китая и динамика его роста.

Согласно сообщениям ТАСС, в 2016 году товарооборот между двумя странами вырос на 2,2% в годовом исчислении, достигнув 69,52 млрд. долларов, а за 2017 год - на 20,8%. Таким образом, объем двусторонней торговли составил 84,1 млрд. долларов (что на 19% больше, чем в 2016 году) – об этом свидетельствуют данные, опубликованные таможенными органами Китая.

Товарооборот между Россией и Китаем в 2018 году вырос на 27,1% - до более 107 млрд. долл. Об этом заявил глава департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР Ли Куйвэнь12.

2. Развитие транспортной инфраструктуры

Транспорт является основным способом осуществления торгово-экономических поставок, обмена между Россией и Китаем необходимыми ресурсами, товарами и услугами. Улучшение и обновление транспортной инфраструктуры приводит к укреплению экономических российско-китайских отношений.

Так, 13-14 мая 2017 года прошла церемония открытия Международного форума «Один пояс, один путь», которая посвящена двум проектам Китая: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской путь XXI века».

В речи Президента России Путина прозвучало несколько важных для развития транспортной инфраструктуры фраз: «Необходимо снимать инфраструктурные ограничения для интеграции и создавать систему современных связанных транспортных коридоров. Россия с её уникальным географическим положением готова к такой совместной работе», «Россия видит будущее евразийского партнёрства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни»13.

Реализация сухопутного проекта «Экономический пояс Шелкового пути» во многом может быть выгодной для России, в особенности северное направление является наиболее перспективным, так как проходит через его территорию.

А проект «Морской путь XXI века» не был одобрен со стороны России по ряду существенных причин. Россией был предложен Северный морской путь. Но это также вызвало ряд вопросов: будет ли Северный Морской путь менее затратным по транспортировке из-за не самого короткого пути?; является ли транспортировка через воды Северного Ледовитого Океана безопасной и не имеющей значительные трудности?

3. Влияние валюты на торгово-экономическое сотрудничество России и Китая.

Нестабильное состояние на мировом рынке заставило задуматься странам об отказе продажи товаров и услуг в валюте доллар-евро. Введение прямых расчетов в национальных валютах позволит осуществлять процессы экспорта и импорта намного быстрее и дешевле (не нужно платить комиссию за конвертацию).

По данным за 2017 год 15% поставок было произведено в юанях, а 9% - в рублях14].

4. Развитие экспорта и импорта нефти и газа между Китаем и Россией.

Китайская экономика находится на стадии быстрого развития индустриализации и урбанизации, имеет высокие темпы экономического развития. А также одним из направлений развития экономики Китая является производство нефти и других источников энергии (4 крупнейший производитель нефти в мире) и импорт иностранной нефти (в конце 2013 года стал «крупнейшим в мире импортером нефти и других жидкостей» согласно Energy Information Administration (EIA)).

В то же время Россия, страна, богатая энергоресурсами, занимает 2 место в мире по добыче нефти. Доля от мирового объема по добыче нефти составляет 13%. Этого более чем достаточно для проведения экспорта нефти в другие страны, например, в Китай.

По данным Главного таможенного бюро Китайской Народной Республики в январе 2018 года импорт нефти из России в Китай увеличился в общей сложности примерно на 23,6%. Уже 11 месяцев Россия является крупнейшим экспортером нефти в Китай15.

Совместными проектами России и Китая являются:

– запуск трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО);

– договор между «Роснефтью» и CNPC (China National Petroleum Corporation) 2013 года по проекту «Восточная» ветка газопровода «Сила Сибири» и др.

В то же время Китай является крупнейшим покупателем газа в мире на 2018 год. Объем поставок газа из России в Китай составил 125,7 миллиардов кубических метров. По сравнению с 2017 годом показатель импорта газа вырос в общей сложности примерно на 31% (на 30,3 миллиарда кубических метров). Наибольшая доля увеличения этого показателя приходится на сжиженный газ или СПГ. В Китае нет возможности удовлетворять все потребности в снабжении топливом, используя при этом только трубопроводы, поэтому они импортируют СПГ у России (52,6 миллиарда кубических метров в год).

Роснефть и Газпром являются двумя энергетическими гигантами, участвующими в большинстве сделок Китая. В 2017 году CEFC (Corps of Engineers Finance Center) и Beijing Enterprises приобрели две дочерние компании «Роснефти» на общую сумму 10,8 млрд. долларов США. Между тем, Газпром подписал контракт на 400 миллиардов долларов США на поставку природного газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», начиная с 2019 года. Все эти проекты были реализованы в результате соглашений, заключенных на самом верху: громкие сделки, заключенные правительством, остаются отличительной чертой большинства соглашений между двумя государствами.

5. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество.

Объем торговли между Китаем и Россией растет, лидеры обеих стран стремятся к более тесным отношениям, и новые области развития и экономического сотрудничества становятся все более ценными для двух стран. В то время как политики и комментаторы одинаково говорят о важности двусторонней торговли, предмет инвестиций часто остается в стороне. Пока что инвестиции в реальную экономику сильно отстают от торговых показателей. Сейчас ситуация меняется, так как правительства осознают необходимость и предпринимают конкретные шаги для поощрения взаимных инвестиций как со стороны государства, так и частных лиц. Поскольку западный капитал практически отсутствует из-за режима санкций, российский экономический и политический акцент смещается на восток. Поскольку Азия и Ближний Восток становятся основными источниками иностранного капитала, российское правительство пытается привлечь больше китайских денег в реальную экономику. В то время как китайские инвестиции в российскую экономику быстро растут, число поддерживаемых Россией сделок в Китае остается очень низким.

Китай очень заинтересован в развитии отношений с Россией и обеспечении статуса политического союзника для удовлетворения своих потребностей в ресурсах. Эти цели соответствуют секторам, в которые Китай больше всего инвестирует: в производителей энергии и других товаропроизводителей, которые составляют более половины объема инвестиций.

Инвестиционная стратегия Китая за рубежом основана на нескольких основных этапах: инвестиции по причинам нехватки энергии, инвестиции по политическим причинам, создание проектов в рамках Инициативы «Пояс и дорога» за рубежом и осуществление проектов, связанных с китайским экспортом технологий и оборудования. Все они направлены на достижение одной из следующих целей: поддерживать или расширять политические партнерства, получать немедленную отдачу от инвестиций или увеличить присутствие китайского бизнеса за рубежом.

6. Научно-техническое сотрудничество для продвижения инновационного подхода в российско-китайских отношениях.

В эру развития глобализационных и интенсификационных процессов международная конкуренция за рынки сбыта зависит от внедрения в экономику инновационных проектов. Поэтому в условиях исчерпания экстенсивных ресурсов инновационное развитие становится единственным путем повышения конкурентоспособности стран. Основными задачами, стоящими перед Китаем и Россией, для развития экономик становятся осуществление в широких масштабах модернизации важных секторов экономики, а также создание высокотехнологичных передовых производств – драйверов инновационного развития.

Обе стороны заинтересованы в наращивании экспорта наукоемких технологий для развития национальных экономик, следовательно, «международное научно-техническое сотрудничество России и Китая в высокотехнологичных отраслях экономики позволит объединить инновационные разработки и достичь синергетического эффекта»16.

В настоящее время Китай вкладывает достаточное количество ресурсов практически во все важные направления российской экономики, от совместных проектов в области энергетики и добычи ископаемых до сферы обслуживания и торговли. Особое внимание Китай уделяет предприятиям, деятельность которых так каким-либо образом связана с Дальневосточной частью страны.

Одним из примеров совместных проектов в области энергетики является сотрудничество России и Китая в области развития Тяньваньской АЭС. Оно включает в себя строительство блоков №7 и №8 АЭС, работы по поставке радиоизотопных термоэлектрических генераторов, взаимодействие с китайскими партнерами в доработке быстрого реактора17.

В качестве другого примера российско-китайской кооперации, но теперь в сфере нефтедобычи, можно привести соглашение ПАО НК «Роснефть» и «China National Petrolium Corporation» (Китайской нефтегазовой национальной корпорацией) о наращивании объема транзитного потока углеводородов через Казахстан и продлении срока данного соглашения вплоть до 2023 года. Согласно вышеуказанному контракту, количество транспортируемой нефти увеличится до 91 млн. тонн и позволит планово наращивать продажи в высоко маржинальном азиатском направлении18.

7. Структура внешней торговли России и Китая.

Экспорт России в Китай в 2018 году составил 56,1 млрд. долл. США, увеличившись на 44% (17 млрд. долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Импорт России из Китая в 2018 году составил 52,2 млрд. долл. США, увеличившись на 8,7% (4 млрд. долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Сальдо торгового баланса России с Китаем в 2018 году сложилось положительное в размере 3 млрд. долл. США, в то время как по итогам 2017 года оно было отрицательным в размере 9 млрд. долл. США.

Доля Китая во внешнеторговом обороте России в 2018 году составила 15,7% против 14,8% в 2017 году. По доле в российском товарообороте в 2018 году Китай занял 1 место (в 2017 году – также 1 место).

Доля Китая в экспорте России в 2018 году составила 12% против 11% в 2017 году. По доле в российском экспорте в 2018 году Китай занял 1 место (в 2017 году – также 1 место).

Доля Китая в импорте России в 2018 году составила 22% против 21% в 2017 году. По доле в российском импорте в 2018 году Китай занял 1 место (в 2017 году – также 1 место).

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика в процентах общих объемов поставок на следующие виды товаров в структуре экспорта. Можно отметить незначительный прирост поставок нескольких видов товаров.

Таблица 1 – Доля поставок на следующие виды товаров в структуре экспорта России в Китай по 2017 и 2018 гг. (составлена автором на основе данных Росстата)

п/п

Вид товара

Доля от всего объема экспорта России в Китай за 2017 г. в %

Доля от всего объема экспорта России в Китай за 2018 г. в %

1.

Минеральные продукты

67,8

76

2.

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

10,7

8,6

3.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё

4,6

4,5

4.

Машины, оборудование и транспортные средства

6,9

3,3

5.

Продукция химической промышленности

4,4

2,8

6.

Металлы и изделия из них

1,7

2,4

Наибольший прирост экспорта России в Китай в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

– Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные - рост на 16 млрд. долл. США;

– Медь и изделия из нее - рост на 614, 6 млн. долл. США;

– Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные​ - рост на 403,9 млн. долл. США;

– Руды, шлак и зола - рост на 352,9 млн. долл. США;

– Древесина и изделия из нее; древесный уголь - рост на 287,9 млн. долл. США;

– Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) - рост на 265,7 млн. долл. США.

Наибольшее сокращение экспорта России в Китай в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксировано по следующим товарным группам:

– Электрические машины и оборудование, их части;

– Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности - сокращение примерно на 531 млн. долл. США;

– Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности - сокращение на 223,7 млн. долл. США.

В структуре импорта России из Китая в 2018 году (и в 2017 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

– Машины, оборудование и транспортные средства - 57,1% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 58,9%);

– Текстиль и обувь - 11,2 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 11,1%);

– Продукция химической промышленности - 9,91% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 8,97%);

– Металлы и изделия из них - 7,8% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 7,1%);

– Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 3,6% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 3,7%).

Наибольший прирост импорта России из Китая в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

– Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности - рост на 2,5 млрд. долл. США;

– Пластмассы и изделия из них - рост на 289 млн. долл. США;

– Изделия из черных металлов - рост на 265,3 млн. долл. США;

– Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности - рост на 243,1 млн. долл. США;

– Органические химические соединения - рост на 220,7 млн. долл. США;

– Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали - рост на 166,8 млн. долл. США.

Наибольшее сокращение импорта России из Китая в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксировано по реакторам ядерным, котлам, оборудованию и механическим устройствам и их частей - сокращение на 1,6 млрд. долл. США.

И, наконец, следует отметить, что в связи с несовпадением потенциалов экономик двух стран во взаимоотношениях существуют некоторые проблемы, влияющие на российско-китайское экономическое сотрудничество.

К таким проблемам относятся:

1. Серьезный дисбаланс в структуре российско-китайской торговли.

Анализ структуры российско-китайской торговли выявляет преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, что делает экономику России зависимой от колебаний цен на мировых рынках. Китай же экспортирует широкий спектр готовой продукции, от электроники до текстиля, что создает дисбаланс в добавленной стоимости товаров, которыми обмениваются страны. Преодоление этой проблемы требует диверсификации российского экспорта за счет развития высокотехнологичных отраслей и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Необходимо также стимулировать развитие совместных предприятий, ориентированных на производство конкурентоспособной продукции на рынках обеих стран и третьих стран.

2. Слаборазвитая инфраструктура.

Слаборазвитая транспортная инфраструктура, особенно в приграничных регионах, существенно ограничивает возможности для расширения торговли между Россией и Китаем. Пропускная способность существующих железнодорожных и автомобильных магистралей часто не соответствует потребностям растущего товарооборота. Развитие инфраструктуры, включая строительство новых транспортных коридоров, модернизацию существующих магистралей и упрощение таможенных процедур, является необходимым условием для дальнейшего углубления экономического сотрудничества между двумя странами.

3. Определение обменного курса для пары рубль-юань на Московской бирже (МБ) и Шанхайской валютной бирже через доллар США и ограниченный характер использования национальных валют Китая и России.

Посредничество доллара США в операциях обмена валют между рублем и юанем создает дополнительные издержки и риски, связанные с колебаниями курса доллара. Прямой обмен валют позволит снизить транзакционные издержки, повысить прозрачность расчетов и укрепить финансовую независимость России и Китая. Недостаточный объем валютных операций в национальных валютах по сравнению с общим объемом торговли свидетельствует о неполном использовании потенциала рубля и юаня в двусторонних экономических отношениях.

4. Неравное соотношение инвестиционных вложений с обеих сторон торговых партнеров.

Неравномерность инвестиционных потоков также является сдерживающим фактором. Китайские инвестиции в российскую экономику значительно превышают российские инвестиции в китайскую. Стимулирование российских инвестиций в Китай, особенно в сектора, представляющие взаимный интерес, позволит сбалансировать инвестиционные потоки и укрепить партнерские отношения. Создание благоприятных условий для инвестиций, включая упрощение административных процедур и защиту прав инвесторов, является важным шагом в этом направлении.

Таким образом, сотрудничество России и Китая имеет ряд особенностей, таких как рост товарооборота, развитие инвестиционных вложений, роль национальных валют во внешнеторговом обороте и другие. Но также не обойтись без противоречий в процессе организации экономических взаимоотношений между торговыми партнерами. В то же время обе стороны стремятся организовать наиболее взаимовыгодные экономические отношения. Не случайно президент Китая Си Цзиньпин постоянно выражает готовность укрепить доверие с Россией и расширить сотрудничество с Москвой: «Стороны поддерживают тесное взаимодействие и координацию по наиболее важным международным вопросам и вносят важный вклад в дело защиты международного мира и стабильности»19. Об этом же говорит и Президент РФ В.В. Путин: «Отношения с Китайской Народной Республикой находятся на беспрецедентно высоком уровне. Это действительно всеобъемлющее стратегической партнерство…Наши страны координируют позиции по ключевым проблемам глобальной и региональной повестки дня и слаженно работают в международных организациях»20.

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ

Экономическое сотрудничество России и Китая основано на взаимовыгодных условиях. Но проблем в осуществлении взаимного торгового партнерства не избежать. Прежде всего, экономические показатели развития национальных хозяйственных систем имеют существенные различия. Это и может способствовать возникновению противоречий в торговом партнерстве.

Безусловно, существует большое количество путей совершенствования экономических отношений между Россией и Китаем, а также методов, с помощью которых можно либо снизить существенное влияние какой-либо проблемы на экономики обеих сторон, либо решить проблему окончательно и в дальнейшем предпринять меры по уменьшению вероятности возникновения проблем.

Так, на уровне правительства Китая и России в течение продолжительного периода времени каждый год принимается целый ряд соглашений о взаимодействии и взаимопонимании, направленных на укрепление и установление тесных связей в финансовой отрасли.

Создание крупных совместных инфраструктурных проектов, как, например, газовые и нефтепроводы, проходящие по территориям стран, способствуют решению проблемы с дефицитом распределительных центров для поступающих товаров из Китая в Россию, а также увеличению числа доступных маршрутов для приграничной торговли и упрощению процесса прохождения таможенных процедур.

Тем не менее, далеко не все решения реализуются в действительности.

Как представляется, к основным направлениям сотрудничества, призванным обеспечить значительный рост товарооборота, относятся:

1. Укрепление институциональной базы сотрудничества. В рамках данного направления можно выделить следующие меры:

– Совершенствование межправительственных комиссий и рабочих групп. Необходимо оптимизировать структуру и функциональность существующих межправительственных комиссий и рабочих групп, сделав их работу более оперативной и ориентированной на решение конкретных задач. Важно установить четкие KPI для этих структур и регулярно оценивать эффективность их деятельности. Особое внимание следует уделить цифровизации процессов взаимодействия и внедрению современных технологий для обмена информацией и координации действий.

– Развитие правовой базы сотрудничества. Необходимо продолжить работу по созданию и совершенствованию правовой базы, регулирующей экономическое сотрудничество. Это можно осуществить путем заключения новых соглашений и внесения изменений в действующие, с учетом современных экономических реалий и потребностей бизнеса. Важно обеспечить прозрачность и предсказуемость правового регулирования, что будет способствовать привлечению инвестиций и развитию торговли.

– Создание механизмов разрешения споров. Для защиты интересов бизнеса и обеспечения благоприятного инвестиционного климата необходимо усовершенствовать механизмы разрешения споров, возникающих в рамках экономического сотрудничества. В качестве конкретных предложений можно предложить создание арбитражных центров, специализирующихся на рассмотрении споров между российскими и китайскими компаниями, а также развитие альтернативных способов разрешения споров, таких как медиация.

2. Улучшение инвестиционного климата. В этом направлении важными представляются следующие меры:

– Снижение административных барьеров, упрощение процедуры регистрации и лицензирования, а также повышение прозрачности и предсказуемости регулирования. Важно создать благоприятные условия для работы иностранных инвесторов, обеспечивая равные условия конкуренции и защиту прав собственности.

– Развитие инфраструктуры поддержки инвесторов, включая консалтинговые услуги, юридическую помощь и информационное обеспечение. Важно также создавать специальные экономические зоны и территории опережающего развития, предлагающие льготные условия для инвесторов.

– Поддержка малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Необходимо оказывать поддержку малым и средним предприятиям, заинтересованным в развитии торговли и инвестиций между двумя странами, например, предоставлять льготные кредиты, консультационные услуги и помощь в выходе на рынок.

3. Совершенствование механизмов торговли. В рамках данного направления можно выделить следующие меры:

– Упрощение таможенных процедур, что является важным фактором для развития торговли между Россией и Китаем. Необходимо сократить время и стоимость таможенного оформления, а также повысить прозрачность и предсказуемость таможенного регулирования. Следует также активнее внедрять современные технологии – электронное декларирование и систему управления рисками.

– Устранение технических барьеров в торговле и различий в стандартах и требованиях к продукции. Важно гармонизировать стандарты и требования, а также создать механизмы взаимного признания сертификатов соответствия.

– Развитие электронной торговли. Электронная торговля имеет огромный потенциал для развития торговли между Россией и Китаем. Необходимо создавать благоприятные условия для развития электронной торговли, включая развитие инфраструктуры, упрощение процедур оплаты и доставки, а также защиту прав потребителей.

Для краткости и наглядности отразим выделенные выше направления и конкретные меры сотрудничества в таблице 2.

Таблица 2

Направления и меры по совершенствованию экономического сотрудничества России и Китая (составлена автором)

Направление

Меры по совершенствованию

1. Укрепление институциональной базы сотрудничества

1. Совершенствование межправительственных комиссий и рабочих групп

* Пересмотр и оптимизация структуры и функций существующих межправительственных комиссий и рабочих групп для повышения эффективности их работы. * Регулярное проведение заседаний и оперативное рассмотрение актуальных вопросов экономического сотрудничества. * Привлечение экспертов и представителей бизнеса к работе комиссий и групп для обеспечения практической направленности принимаемых решений. * Создание новых специализированных комиссий и групп для работы над приоритетными направлениями сотрудничества, такими как цифровая экономика, инновации и экология.

2. Развитие правовой базы сотрудничества

* Активное заключение новых двусторонних соглашений и договоров в сфере экономики, торговли, инвестиций, финансов и технологий. * Гармонизация национальных законодательств в области экономического сотрудничества. * Приведение нормативных актов в соответствие с международными стандартами и передовой практикой. * Разработка и принятие единых правил и процедур для регулирования совместных проектов и предприятий.

3. Создание механизмов разрешения споров

* Создание независимой двусторонней комиссии по разрешению экономических споров с участием опытных юристов и арбитров. * Разработка четких и прозрачных правил и процедур разрешения споров, включая альтернативные методы разрешения споров (медиация, арбитраж). * Признание и исполнение решений международных коммерческих арбитражей. * Укрепление сотрудничества между юридическими фирмами и экспертами обеих стран для обеспечения эффективной защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов.

2. Улучшение инвестиционного климата

1. Снижение административных барьеров

* Упрощение процедур регистрации и лицензирования предприятий с иностранным капиталом. * Сокращение сроков рассмотрения заявок и выдачи разрешительной документации. * Внедрение принципа «одного окна» для инвесторов, чтобы снизить необходимость обращения в различные государственные органы. * Оптимизация налогового администрирования и снижение налоговой нагрузки на инвесторов.

2. Развитие инфраструктуры поддержки инвесторов

* Создание и развитие специализированных индустриальных парков и зон экономического развития с благоприятными условиями для инвестиций. * Обеспечение доступа инвесторов к необходимой инфраструктуре, включая транспорт, энергетику, телекоммуникации и логистику. * Создание информационных центров и консультационных служб для инвесторов, оказывающих поддержку на всех этапах реализации проектов. * Проведение регулярных инвестиционных форумов и конференций для привлечения новых инвесторов и обмена опытом.

3. Поддержка малого и среднего бизнеса

* Разработка и реализация специальных программ поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированных на экспорт и инвестиции. * Предоставление льготных кредитов и гарантий для финансирования малых и средних предприятий. * Организация обучения и консультаций для предпринимателей по вопросам ведения бизнеса с Китаем. * Содействие участию малых и средних предприятий в международных выставках и ярмарках.

3. Совершенствование механизмов торговли

1. Упрощение таможенных процедур

* Внедрение системы электронной таможенной декларации и предварительного информирования. * Сокращение времени и стоимости таможенного оформления товаров. * Оптимизация процедуры таможенного контроля и досмотра. * Усиление сотрудничества между таможенными органами России и Китая для борьбы с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства.

2. Устранение технических барьеров в торговле

* Гармонизация технических регламентов и стандартов в области безопасности продукции, защиты окружающей среды и энергоэффективности. * Взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции. * Усиление сотрудничества между органами по стандартизации, метрологии и аккредитации. * Создание совместных рабочих групп для выявления и устранения технических барьеров в торговле.

3. Развитие электронной торговли

* Разработка правовой базы для регулирования электронной торговли между Россией и Китаем. * Создание платформы для электронной торговли, обеспечивающей доступ к информации о товарах, услугах и поставщиках. * Развитие инфраструктуры для электронной торговли, включая логистику, платежные системы и кибербезопасность. * Поддержка участия малых и средних предприятий в электронной торговле.

И, наконец, четвертым направлением совершенствования российско-китайских экономических отношений хочется выделить расширение сфер экономического сотрудничества, в рамках которого можно выделить следующие меры:

– Углубление сотрудничества в энергетической сфере. Энергетика является одним из ключевых направлений сотрудничества между Россией и Китаем. Необходимо продолжать реализацию крупных энергетических проектов (строительство газо- и нефтепроводов), а также развивать сотрудничество в области возобновляемой энергетики и энергосбережения. Важно также стимулировать разработку и внедрение новых технологий в энергетической сфере.

– Развитие транспортной инфраструктуры. Совершенствование транспортной инфраструктуры имеет решающее значение для развития торговли и инвестиций между Россией и Китаем. Необходимо продолжать реализацию проектов по строительству и модернизации автомобильных и железных дорог, портов и аэропортов. Важно также развивать транзитные коридоры, соединяющие Азию и Европу, проходящие через территорию России.

– Содействие развитию инноваций и высоких технологий. Россия и Китай обладают значительным потенциалом для сотрудничества в области инноваций и высоких технологий. Необходимо стимулировать совместные исследования и разработки, создание совместных предприятий и технологических парков. Важно также развивать сотрудничество в области цифровой экономики, искусственного интеллекта, биотехнологий и других перспективных направлений.

– Расширение сотрудничества в сельском хозяйстве. Учитывая растущий спрос на продовольствие в Китае и потенциал российского сельского хозяйства, необходимо расширять сотрудничество в этой сфере. Эти меры могут включать в себя увеличение объемов экспорта российской сельскохозяйственной продукции в Китай, развитие совместных сельскохозяйственных проектов и внедрение передовых технологий в сельском хозяйстве.

– Развитие финансового сотрудничества. Для поддержки экономического сотрудничества необходимо развивать финансовое сотрудничество между Россией и Китаем, а именно увеличение объемов расчетов в национальных валютах, развитие платежных систем и инфраструктуры для трансграничных платежей, а также сотрудничество в области банковского регулирования и надзора.

Представим для наглядности таблицу 3, в которой отразим основные меры по расширению различных сфер российско-китайского экономического сотрудничества.

В целом, можно отметить, что Россия и Китай смогут усовершенствовать экономическое сотрудничество, реализуя методы и мероприятия по названным выше направлениям. Торговые партнеры не только заинтересованы в увеличении взаимного товарооборота, но и в стимулировании взаимодействия в соответствии с такими национальными интересами, как диверсификация рынков энергоресурсов, интернационализация национальных валют, снижение влияния доллара США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поддержание стабильного роста экономики и преодоление ограниченных условий, под влиянием которых оказалась Россия в настоящее время.

А в завершении хочется еще раз подчеркнуть, что российско-китайские экономические отношения прошли путь от сравнительно ограниченной торговли сырьем и товарами народного потребления до комплексного стратегического партнерства, охватывающего широкий спектр экономических сфер. В то же время несмотря на сохраняющиеся проблемы российско-китайское экономическое сотрудничество обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития и углубления.

Таблица 3

Меры по расширению сфер российско-китайского экономического сотрудничества (составлена автором)

Направление сотрудничества

Текущее состояние

Проблемы

Перспективы развития

Предлагаемые меры

Энергетика

Активная реализация крупных проектов (газопроводы, нефтепроводы)

Зависимость от мировых цен на энергоносители, инфраструктурные ограничения

Расширение сотрудничества в области возобновляемой энергетики, развитие новых технологий

Стимулирование совместных исследований и разработок, создание совместных предприятий

Транспортная инфраструктура

Развитие транспортных коридоров, модернизация портов и железных дорог

Недостаточная пропускная способность, высокие тарифы, длительные сроки доставки

Увеличение объемов транзитных перевозок, развитие мультимодальных перевозок

Реализация проектов по строительству новых автомобильных и железных дорог, снижение тарифов

Инновации и высокие технологии

Сотрудничество в отдельных областях (космос, авиация)

Недостаточное финансирование, отсутствие эффективных механизмов коммерциализации

Развитие сотрудничества в области цифровой экономики, искусственного интеллекта, биотехнологий

Создание совместных технологических парков, поддержка стартапов

Сельское хозяйство

Увеличение объемов экспорта российской сельхозпродукции в Китай

Технические барьеры в торговле, конкуренция с другими поставщиками

Диверсификация ассортимента, развитие органического сельского хозяйства

Упрощение таможенных процедур, гармонизация стандартов

Финансовое сотрудничество

Увеличение объемов расчетов в национальных валютах

Ограниченная ликвидность национальных валют, волатильность курсов

Развитие платежных систем и инфраструктуры для трансграничных платежей

Создание совместных финансовых институтов, расширение использования цифровых валют

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в заключение работы, посвященной исследованию особенностей экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе, необходимо подчеркнуть, что отношения между двумя странами достигли значительного уровня развития и стратегической глубины. Проведенный анализ позволяет выделить ряд основных тенденций, определяющих динамику и перспективы российско-китайского экономического взаимодействия.

Во-первых, наблюдается устойчивый рост товарооборота, который обусловлен как объективными факторами, такими как взаимодополняемость экономик двух стран, так и целенаправленной политикой государств, направленной на стимулирование торговли. При этом, структура товарооборота постепенно меняется в сторону увеличения доли несырьевых товаров, что свидетельствует о диверсификации экономического партнерства. Значимым фактором является развитие транспортной инфраструктуры, в частности, реализация проектов, связанных с инициативой «Один пояс, один путь» и Северный морской путь, что способствует снижению транзакционных издержек и увеличению объемов торговли.

Во-вторых, российско-китайское экономическое сотрудничество углубляется в инвестиционной сфере. Китайские инвестиции в российскую экономику растут, охватывая различные отрасли, включая энергетику, инфраструктуру, сельское хозяйство и высокие технологии. С другой стороны, российские компании также проявляют интерес к инвестиционным возможностям в Китае. Важную роль в этом процессе играет поддержка инвестиционных проектов со стороны государственных институтов и финансовых организаций.

В-третьих, энергетическое сотрудничество остается одним из ключевых направлений экономического взаимодействия России и Китая. Россия является крупным поставщиком энергоресурсов в Китай, обеспечивая значительную часть потребностей китайской экономики в нефти, газе и угле. При этом, сотрудничество не ограничивается поставками энергоресурсов, а также включает совместные проекты по разработке месторождений, строительству трубопроводов и развитию энергетической инфраструктуры.

В-четвертых, расширяется финансовое сотрудничество между Россией и Китаем. Стороны все более активно используют национальные валюты во взаимных расчетах, снижая зависимость от доллара США. Развивается сотрудничество в банковской сфере, создаются совместные финансовые институты, расширяется сеть корреспондентских счетов. Эти меры способствуют повышению устойчивости двусторонней торговли и инвестиций к внешним шокам.

В-пятых, активно развивается сотрудничество в сфере высоких технологий. Россия и Китай реализуют совместные проекты в области космических исследований, авиастроения, информационных технологий и других высокотехнологичных отраслях. Это способствует обмену опытом и технологиями, повышению конкурентоспособности национальных экономик и стимулированию инновационного развития.

Вместе с тем, существуют и определенные проблемы, которые необходимо учитывать при развитии российско-китайского экономического сотрудничества. К ним относятся: зависимость от мировых цен на сырье, конкуренция на мировых рынках, структурная несбалансированность торговли, недостаточность инфраструктуры и необходимость дальнейшего совершенствования институциональной среды, геополитические факторы, различия в законодательстве, административные барьеры и др. Поэтому для успешного развития сотрудничества необходимо продолжать работу по устранению этих препятствий, созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и развитию взаимовыгодного партнерства.

В целом, в заключение, можно констатировать, что экономическое сотрудничество России и Китая имеет стратегическое значение для обеих стран. Оно способствует укреплению их экономического суверенитета, повышению конкурентоспособности, стимулированию экономического роста и обеспечению стабильности в регионе. При этом дальнейшее развитие сотрудничества требует совместных усилий, направленных на углубление взаимовыгодного партнерства, диверсификацию экономического сотрудничества и адаптацию к меняющимся условиям мировой экономики. Перспективы российско-китайского экономического сотрудничества представляются весьма благоприятными, при условии сохранения взаимного доверия, учета интересов друг друга и готовности к совместному решению возникающих проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахмадеев Б.А., Гаязов И.Р. Взаимоотношения России и Китая: историческое наследие и перспективы развития // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 1 (57). С. 13-22.

  2. Бризицкая А.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества России и Китая в новых геополитических условиях // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. Т. 21. № 2. С. 25-39.

  3. В обход доллара: почему российские и китайские компании готовы использовать в расчётах рубли и юани. URL: https://russian.rt.com/business/article/501618-rubl-yuan-raschet-biznes.

  4. Дондокова Е.Б., Ли С. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2020. № 1 (9). С. 43-48.

  5. Занданова О.Ф. Региональные аспекты миграционного сотрудничества России с Китаем URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-aspekty-migratsionnogo-sotrudnichestva-rossii-s-kitaem.

  6. Каткова Е. Россия остается главным экспортером нефти в Китай. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/02/26/11663455.shtml?updated.html.

  7. Лидер КНР заявил о готовности расширять сотрудничество с Россией. URL: https://ria.ru/20171231/1512028802.html.

  8. Международный форум «Один пояс, один путь». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491.html.

  9. Михневич С.В. Приоритеты развития экономического сотрудничества России и Китая // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2019. № 22. С. 43-48.

  10. Официальный интернет-портал государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» URL: https://www.rosatom.ru/production/design/stroyashchiesya-aes.

  11. Официальный интернет-портал информационного агентства Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/544603.

  12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/?ref=toptrafficsites

  13. Пестерева Д.В., Шолохова Д.Л. Современные проблемы торгово-экономического сотрудничества России и Китая // Вестник современных исследований. 2018. № 12.7 (27). С. 373-375.

  14. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  15. Путин оценил уровень российско-китайских отношений. URL: https://ria.ru/20200205/1564279470.html.

  16. Раздел III Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  17. Сафиуллина Э.И. Состояние и перспективы сотрудничества России и Китая в высокотехнологичных отраслях экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. С. 128-135.

  18. Синь Ж. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество на современном этапе: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.15. М., 2015. 26 с.

  19. Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  20. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  21. Совместное коммюнике девятой регулярной встречи глав правительств КНР и РФ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  23. Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  24. Товарооборот России и Китая. URL: https://tass.ru/ekonomika/5994096.html.

  25. Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на 2001-2005 годы // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

  26. Якупов Б.Т. Реалии и перспективы экономического сотрудничества России и Китая // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 8. С. 235-239.

1 Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

2 Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

3 Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на 2001-2005 годы // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

4 Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

5 Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

6 Совместное коммюнике девятой регулярной встречи глав правительств КНР и РФ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

7 Раздел III Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.

9 См.: Синь Ж. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество на современном этапе: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.15. М., 2015. 26 с.

10 Занданова О.Ф. Региональные аспекты миграционного сотрудничества России с Китаем URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-aspekty-migratsionnogo-sotrudnichestva-rossii-s-kitaem.

11 Рассмотрим далее официально опубликованные на момент написания курсовой работы данные.

12 Товарооборот России и Китая. URL: https://tass.ru/ekonomika/5994096.html.

13 Международный форум «Один пояс, один путь». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491.html.

14 В обход доллара: почему российские и китайские компании готовы использовать в расчётах рубли и юани. URL: https://russian.rt.com/business/article/501618-rubl-yuan-raschet-biznes.

15 Каткова Е. Россия остается главным экспортером нефти в Китай. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/02/26/11663455.shtml?updated.html.

16 См. подробнее: Сафиуллина Э.И. Состояние и перспективы сотрудничества России и Китая в высокотехнологичных отраслях экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. С. 128-135.

17 Официальный интернет-портал государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» URL: https://www.rosatom.ru/production/design/stroyashchiesya-aes.

18 Официальный интернет-портал информационного агентства Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/544603.

19 См., например: Лидер КНР заявил о готовности расширять сотрудничество с Россией. URL: https://ria.ru/20171231/1512028802.html.

20 См., например: Путин оценил уровень российско-китайских отношений. URL: https://ria.ru/20200205/1564279470.html.

Просмотров работы: 15