ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики большую роль играет деятельность стран в мировом хозяйстве. Мировое хозяйство в широком смысле представляет собой совокупность национальных хозяйств во всем мире. Участие государства в международном разделении труда способствует росту национальной экономики, увеличению удельного веса экспортируемой и импортируемой продукции, выгодному сотрудничеству хозяйствующих субъектов внутри страны с иностранными компаниями и т.д.
Таким образом, в современном мире, характеризующемся глобализацией и взаимозависимостью экономик, партнерские отношения между странами играют основополагающую роль в обеспечении стабильного развития и процветания. Российско-китайское экономическое сотрудничество представляет собой яркий пример динамично развивающихся и взаимовыгодных отношений, приобретающих все большее значение не только для обеих стран, но и для международной экономической системы в целом.
Тема международных экономических отношений между Россией и Китаем на современном этапе является актуальной. Занять высокие позиции на мировом рынке – этой цели придерживаются страны-участники международных экономических отношений. Поэтому проблема развития и совершенствования сотрудничества между такими странами, как Россия и Китай, является сегодня наиболее актуальной. И это не случайно. Во-первых, Россия и Китай являются крупнейшими мировыми державами с огромным экономическим потенциалом и стратегическим влиянием. Их взаимодействие оказывает существенное воздействие на геополитическую ситуацию и формирует новые направления экономического развития. Во-вторых, углубление экономического сотрудничества между двумя странами позволяет диверсифицировать экономические связи, снизить зависимость от традиционных рынков и создать новые возможности для роста и инноваций. В-третьих, развитие инфраструктурных проектов (например, «Один пояс, один путь», Северный морской путь, газопровод «Сила Сибири» и др.), открывает новые перспективы для торгово-экономического взаимодействия между Россией и Китаем, а также с другими странами.
Степень разработанности темы курсовой работы в научной литературе достаточно высока. Существует множество исследований, посвященных различным аспектам российско-китайского экономического сотрудничества, включая торговлю, инвестиции, энергетику, транспорт и другие области. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, необходимо постоянное обновление знаний и анализ новых тенденций, возникающих в динамично меняющемся мире. Особое внимание следует уделять анализу влияния геополитических факторов, санкционного давления и цифровой трансформации на развитие двусторонних экономических отношений.
Целью исследования является анализ особенностей экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе, выявление основных тенденций, проблем и мер по их совершенствованию.
Мы поставили следующие задачи:
– изучить исторические процессы становления и развития российско-китайских отношений;
– проанализировать и установить проблемы и особенности экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе;
– разработать и предложить меры по улучшению экономических взаимодействий между Россией и Китаем.
Объектом исследования является российско-китайское экономическое сотрудничество.
Предметом исследования являются экономические отношения между Россией и Китаем на современном этапе.
Методологической основой исследования при написании настоящей работы является традиционный для всех наук диалектический метод познания. В качестве общенаучных методов мы оперировали общелогическими методами (такими, как анализ и синтез, обобщение и систематизация, индукция и дедукция, сравнение и сопоставление), методом функционального анализа, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов были использованы исторический и статистический методы, а также метод экономического моделирования.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в углублении и систематизации знаний о российско-китайском экономическом сотрудничестве, а также в разработке новых подходов к анализу проблем и перспектив его развития.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможности использования ее результатов для разработки рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области развития российско-китайских экономических отношений.
Структура исследовательской работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть включает в себя три главы, каждая из которых посвящена отдельному аспекту российско-китайского экономического сотрудничества. В заключении представлены основные выводы и результаты исследования, а также предложения по дальнейшему развитию двусторонних экономических отношений.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДВУХСТОРОННИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ
1.1. Исторический аспект российско-китайских экономических отношений
Взаимные экономические отношения России и Китая нельзя объяснить без углубления в их историю. Именно факты, взятые из исторического развития этих стран, определяют направления развития сотрудничества на современном этапе.
Экономические отношения между Россией (включая ее предшественников, таких как Российская империя и Советский Союз) и Китаем имеют богатую и сложную историю, охватывающую несколько столетий. Эти отношения претерпевали значительные изменения, от периодов процветающей торговли до периодов политической напряженности и экономических санкций. До 1991 года, когда распался Советский Союз, экономическое взаимодействие между двумя странами было в значительной степени обусловлено политической идеологией и геополитическими соображениями.
Первые контакты между русскими и китайцами относятся к 17 веку, когда русские исследователи и торговцы начали проникать в Сибирь и Дальний Восток, сталкиваясь с китайскими пограничными поселениями. Нерчинский договор 1689 года, заключенный между Российской империей и династией Цин, стал первым официальным договором между двумя государствами и установил границы между ними, а также регулировал торговлю. Основными товарами, которыми обменивались русские и китайцы, были меха, скот, чай и шелк. Торговля осуществлялась в основном через пограничные города, такие как Кяхта.
В 19 веке, с расширением Российской империи в Среднюю Азию, торговля между двумя странами еще более активизировалась. Россия стремилась к расширению своего влияния в регионе и использовала торговлю как инструмент для достижения своих политических целей. Китай, ослабленный внутренними беспорядками и иностранными интервенциями, был вынужден идти на уступки. Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры, заключенные между Россией и Китаем, привели к территориальным уступкам со стороны Китая, передав России обширные территории в Приамурье и Приморье.
После Октябрьской революции 1917 года в России и установления советского режима, отношения между Россией и Китаем претерпели значительные изменения. Советский Союз оказывал поддержку китайским коммунистам в их борьбе против Гоминьдана. В 1920-х годах советские советники и военные специалисты оказывали помощь Национально-революционной армии Китая (НРА) в организации и обучении. Однако после разрыва между Чан Кайши и китайскими коммунистами, советская поддержка была переориентирована на КПК.
В период существования Китайской Народной Республики (КНР) после 1949 года, советско-китайские отношения характеризовались периодами тесного сотрудничества и идеологических разногласий. В 1950-х годах Советский Союз оказывал КНР значительную экономическую и техническую помощь, включая строительство промышленных предприятий и подготовку специалистов. Были подписаны многочисленные соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. Советские специалисты участвовали в реализации Первого пятилетнего плана развития КНР.
Однако, начиная с конца 1950-х годов, между Советским Союзом и Китаем возникли идеологические разногласия, связанные с интерпретацией марксизма-ленинизма и вопросами внешней политики. Эти разногласия привели к ухудшению отношений между двумя странами и, в конечном итоге, к советско-китайскому расколу в 1960-х годах. Экономические связи между двумя странами были существенно сокращены, а торговля практически прекратилась. В 1969 году произошли вооруженные столкновения на советско-китайской границе.
В 1970-х и 1980-х годах, с началом реформ и открытости в Китае, отношения между двумя странами постепенно начали улучшаться. В 1980-х годах были возобновлены торговые и экономические связи. Советский Союз стал закупать в Китае потребительские товары и сельскохозяйственную продукцию, а Китай, в свою очередь, импортировал советское промышленное оборудование и технологии. Тем не менее, до распада Советского Союза в 1991 году российско-китайские экономические отношения оставались относительно ограниченными по сравнению с последующим периодом. Они были сильно скованы идеологическими ограничениями и политической подозрительностью.
После распада Советского Союза в 1991 году поменялась расстановка сил во всем мире. Перестала существовать биполярная система и закончилась Холодная война. Сложившаяся ситуация привела к глубоким изменениям в системе международных отношений, в том числе и экономических. Пришло время к созданию новых моделей взаимоотношений между странами, которые ранее были либо противниками, либо союзниками.
Таким образом, распад Советского Союза открыл новую главу в экономических отношениях между Россией и Китаем, которые стали развиваться гораздо более динамично и прагматично. Россия и Китай пересмотрели свои взаимоотношения и решили перейти к наиболее адекватным на начало 1990-х годов методам и формам реализации внешнеполитического курса между двумя государствами.
1.2. Договорно-правовая база российско-китайских отношений
Новейший этап становления международных отношений между Россией и Китаем наступил 27(24) декабря 1991 года после признания Китаем новых государств, возникших на территории бывшего Советского Союза. В их число входила и Российская Федерация, с которой впоследствии Китайская Народная Республика (КНР) заключила дипломатические отношения.
В марте 1992 года встреча министров иностранных дел Российской Федерации А.В. Козырева и министра иностранных дел Китайской Народной Республики Цянь Цичэня на территории Китая завершилась подписанием Соглашения между РФ и КНР о торговле и о взаимном предоставлении статуса наибольшего благоприятствования. Данное Соглашение предусматривало также взаимное освобождение от таможенных пошлин и прочих видов налогообложения.
После визита президента России в Китай главы РФ и КНР подписали еще один документ – «Совместную декларацию об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой». Вкратце данная декларация содержит положения «об отношениях добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества…»1, о взаимной поддержке в разрешении мировых конфликтов и т.д.
Как следствие, достаточно в короткий промежуток времени стороны подписали 25 соглашений и документов, содержащих положения о взаимном сотрудничестве в различных сферах: научно-техническая, культурная, торгово-экономическая, военно-техническая и многие другие.
В первой половине 1990-х годов процесс расширения и дальнейшего развития торгово-экономических отношений двух стран можно разделить на три периода:
1. Период быстрого роста товарооборота между двумя странами в период с 1991 года по 1993 год.
За данный период величина товарооборота между РФ и КНР возросла с 3,9 млрд. долларов в 1991 году до 7,68 млрд. долларов в 1993 году. Такой резкий скачок в росте взаимного товарооборота можно объяснить переходом к процессу становления либерализации экономической жизни. В ноябре 1991 года президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ «О либерализации внешней экономической деятельности России», в результате чего произошло снижение влияния государственных монополий на внешней торговле.
На экономические взаимоотношения особое влияние оказало подписание в декабре 1992 году «Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году»2. Протокол содержал идеи развития сотрудничества на внешней торговле на принципах равенства и взаимной выгоды.
К 1993 году, благодаря совместным усилиям Китая и России, Китай стал вторым внешнеторговым партнером РФ. Импорт из Китая составлял продукты, ориентированные на широкое потребление, российский экспорт – черные и цветные металлы, минеральное сырье.
2. Период снижения объемом торговли Китая и России в 1994 году.
Прежде всего, это связано с изменившимися потребностями и возможностями партнеров. Обе страны стали частью мировой экономики. Поэтому каждая из них пытался занять высокие и уверенные позиции на мировой арене. Китай проводил активную финансовую и торговую диверсификацию в различных странах, в том числе и в США, тогда как Россия пыталась найти торговых партеров по экспорту углеводородного и минерального сырья.
Политика свободной торговли имела свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести установление взаимовыгодного сотрудничества Китая и России. Минусами проведения такой политики можно назвать появление стереотипов о китайцах и русских, низкое качество товаров, произведенных в Китае и др. Исправить такое положение можно при помощи государственного регулирования внешнеторговых операций.
3. Период проведения попыток восстановления внешнеторгового оборота и решения противоречивых моментов между Китаем и Россией в 1995 году.
В течение 1995 года по инициативе КНР были подписаны долгосрочные контракты с РФ о поставке электроэнергии, углеводородов, металлов в Китай. Объем торговли вернулся к цифре 5,5 млрд. долларов благодаря активной торговой деятельности сторон. Но никто не задумывался о необходимости регулирования торговых отношений на основе централизованного правительственного управления. Российская сторона не осуществила должного регулирования торгово-экономических действий, чем воспользовалась китайская сторона, нанося ущерб для получения собственной выгоды. Данная ситуация могла разрастись и причинить вред не только экономической сфере.
Начиная со второй половины 1990-х годов и Китай, и Россия понимали необходимость перехода к партнерским отношениям стратегического взаимодействия.
Лидеры РФ и КНР во время очередных переговоров подписали 12 документов, касающихся различных сфер: внешней торговли, освоения космоса, поставки энергоресурсов и т.д. Стороны сформулировали цели развития экономических взаимоотношений Китая и России:
– увеличить объем внешней торговли в 4 раза: с 5 млрд. до 20 млрд. долларов;
– развивать главное значение правительств в торгово-экономических отношениях сторон;
– обеспечить переход с бартера или обмена во внешней торговле национальными валютами РФ и КНР на оплату в валюте;
– вывести в приоритет развитие таких отраслей, как высокие технологии, машиностроение, авиация, энергетика, космос, сельское хозяйство, транспорт.
Россия и Китай нуждались во взаимном сотрудничестве, так как и у РФ, и у Китая имелись определенные потребности, которые требовали удовлетворения. России было необходимо удовлетворить спрос населения на товары широкого потребления, продукты легкой промышленности, а Китай нуждался в обеспечении работой большого количества безработных. В связи с этим власти РФ и Китая предприняли меры по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества для обеих сторон. Власти России создали условия для почти беспрепятственного ввоза продукции для широкого потребления, а власти Китая – для производства и вывоза их из страны на российский рынок.
В 1996 году Китай выказал желание открыть доступ на российский рынок всем провинциям КНР. Россия пошла навстречу китайской стороне.
В 1997-1998 годах Россия и Китай продолжали взаимное сотрудничество в торгово-экономической области. Так, в 1998 году был подписан «Протокол между Правительством РФ и Правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве». Можно ознаменовать это продолжением развития взаимовыгодных экономических отношений сторон.
На начало 21 века сформировались тесные взаимоотношения между Россией и Китаем на основе стратегического взаимодействия. Но также усложнилась ситуация в мире и перед странами встала необходимость установления еще более тесного взаимодействия, укрепления внутренних и внешних структур национальных экономик.
3 ноября 2000 г. произошла регулярная встреча глав правительств России и Китая в Пекине. В совместном коммюнике главы правительств указали, что РФ и КНР достигли определенного продвижения в таких вопросах, как открытие первого китайского супермаркета в Москве, установление и развитие прямых торгово-экономических связей между Россией и Китаем на местном уровне. Россия и Китай достигли договоренностей по строительству крупных объектов в атомной энергетике и нефтегазовой отрасли, отметили положительные результаты соглашения о безвизовом режиме3.
1-3 декабря 2002 г. в Пекине состоялась официальная встреча Цзян Цзэминя и В.В. Путина. Главы государств подписали «Совместное заявление РФ и КНР»4. Особым образом китайская сторона оговорила вопрос о поставках из России нефти и газа ниже мировых цен. В заявлении был поднят вопрос и о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию.
На встрече глав правительств РФ и КНР, состоявшейся 21-23 августа 2002 г. подписали Соглашение о рамках кредита на покупку экспортных товаров на сумму в 200 миллионов долларов5.
Во время встречи глав правительств 24-25 сентября 2003 г. шла речь о согласии КНР допустить на китайский рынок продукцию российского машиностроения. РФ открыто потребовала от Китая оказать поддержку по вопросу о вступления России в ВТО. Особо российская сторона выделила проблемы, связанные с неблагоприятными последствиями стихийной китайской торговли на территории РФ и необходимостью переработки леса на территории России. Российская сторона соглашалась на участие китайского капитала в развитии Сибири и Дальнего Востока. Китай предлагал России вкладывать капиталы в развитие западной части КНР. Стороны обсудили условия инвестиций. Наконец, РФ и КНР подтвердили намерения содействовать разработке проектов поставки нефти и газа из России в Китай.
23-25 сентября 2004 г. состоялась очередная встреча глав правительств обоих государств. Россию и Китай на ней представляли Фрадков и Вэнь Цзябао. Центральное место на этой встрече занял вопрос о содействии КНР вступлению РФ в ВТО. Китай соглашался с просьбой России, но требовал взамен предоставить ему широкие права на осуществление торгово-экономической деятельности на территории РФ. Стороны договорились открыть свои внутренние рынки друг для друга6.
По приглашению Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао Президент РФ В.В. Путин 21-22 марта 2006 года совершил официальный визит в КНР. В области российско-китайского торгово-экономического сотрудничества главы государств отметили большую актуальность и значение повышения его эффективности, наполнения качественно новым содержанием, совершенствования форм и методов осуществления торгово-экономических связей. Стороны выказали уверенность в том, что к 2010 году товарооборот между РФ и КНР выйдет на уровень 60-80 млрд. долл. США7.
Во второй половине 2000-х гг. продолжали развиваться межгосударственные экономические и торговые отношения РФ и КНР. По итогам 2008 г. товарооборот между Россией и Китаем увеличился на 38,7% по сравнению с 2007 г. и составил 55,9 млрд. долларов. Китай занял третье место среди внешнеторговых партнеров РФ после ФРГ и Нидерландов. Российский экспорт преимущество составляли сырьевые товары и продукты первичной обработки: нефть, лес, рыба, химическая продукция. В импорте товаров из КНР преобладают четыре группы товаров: машины, оборудование и транспортные средства; текстильные изделия и обувь; металлические изделия; продукция химической промышленности.
В 2009 г. Россия и Китай предприняли шаги с целью развития взаимоотношений в сфере поставок в КНР нефти и природного газа из России. Летом 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев подписал с КНР соглашение о поставке из РФ в Китай 300 млн. тонн российской нефти в течение 20 лет по цене 45 долларов за баррель. Стоимость контракта составляет 100 млрд. долларов8.
Для России, как и для многих других стран, Китай является важнейшим торговым партнером, в то время как Россия в качестве партнера КНР по объему товарооборота занимает лишь 10-е место. В 2013 г. объем торговых операций между странами достиг 89,21 млрд. долл. При этом обе страны стремятся и далее расширять масштабы торговли и оптимизировать ее структуру. Руководители двух стран неоднократно совместно говорили о повышении объема двустороннего товарооборота к 2015 г. до 100 млрд. долл., к 2020 г. - до 200 млрд. долл.9.
Россия и Китай на высшем уровне постоянно подтверждают готовность продолжать взаимодействие, как в двустороннем формате, так и на международных площадках ШОС и БРИКС. В частности, в октябре 2015 г. в Сочи в рамках председательства Российской Федерации в БРИКС состоялась первая в истории встреча руководителей миграционных ведомств государств-членов этой организации. Экономическое сотрудничество и дальнейшее развитие российско-китайских отношений на современном этапе будут способствовать углублению миграционного сотрудничества между двумя государствами10.
В целом, как представляется, можно выделить три основных этапа российско-китайских экономических отношений с 1991 года по настоящее время.
Первый этап (1991-2000 гг.) – переходный период и формирование новой модели сотрудничества. В этот период Россия, переживавшая глубокий экономический кризис, остро нуждалась в рынках сбыта для своей продукции, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК). Китай, проводивший политику реформ и открытости, испытывал дефицит технологий и сырья, необходимых для дальнейшего экономического роста. Этот дисбаланс и определил структуру торговли между двумя странами: Россия экспортировала в Китай преимущественно продукцию ВПК, сырье и энергоносители, а Китай поставлял товары народного потребления и продовольствие. Характерным признаком этого этапа было преобладание бартерных сделок и приграничной торговли. Недостаточно развитая инфраструктура, институциональная слабость и высокая степень коррупции с обеих сторон затрудняли развитие более диверсифицированного и устойчивого экономического сотрудничества.
Второй этап (2001-2013 гг.) – стратегическое партнерство и углубление экономического взаимодействия. Вступление Китая в ВТО в 2001 году и стабилизация экономического положения в России создали благоприятные условия для интенсификации российско-китайских экономических отношений. Подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 2001 году закрепило политическую основу стратегического партнерства, что благоприятно отразилось на развитии экономических связей. В этот период наблюдается значительный рост товарооборота между двумя странами, обусловленный увеличением поставок российских энергоносителей в Китай и расширением ассортимента китайской продукции, экспортируемой в Россию. Наряду с торговлей развиваются инвестиционное сотрудничество, в частности, в сфере энергетики и инфраструктуры. Важным шагом стало создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая сыграла важную роль в развитии регионального экономического сотрудничества.
Третий этап (2014-настоящее время) – новые возможности. После 2014 года, в условиях западных санкций против России и усиления геополитической напряженности, российско-китайские отношения приобрели еще большее значение для обеих стран. «Поворот на Восток» в российской внешней политике и китайская инициатива «Один пояс, один путь» создали новые возможности для углубления экономического сотрудничества. В этот период наблюдается рост торговли в национальных валютах, развитие инфраструктурных проектов, в частности, строительство газопровода «Сила Сибири» и развитие Северного морского пути. Усиливается сотрудничество в сфере высоких технологий, электронной коммерции и цифровой экономики. Пандемия COVID-19 и последующая экономическая турбулентность внесли свои коррективы в развитие двусторонних экономических связей, однако общая тенденция к укреплению стратегического партнерства сохраняется и сегодня.
Таким образом, можно отметить, что начиная с 1991 года по настоящее время двусторонние отношения России и Китая прошли большой исторический путь. Их отличало сочетание перспективного стратегического подхода к различным направлениям с внимательным отношением к наиболее сложным проблемам современности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В историческом аспекте российско-китайские отношения по сотрудничеству в торгово-экономической и финансовой сфере развивались достаточно стремительно. Роль Китая как основного торгового партнера России значительно возросла в последние годы во многом из-за давления санкции и усложнения международной обстановки, препятствующей сотрудничеству России с западными и восточноевропейскими странами и с Северной Америкой.
К особенностям экономического двустороннего сотрудничества относятся11:
1. Товарооборот России и Китая и динамика его роста.
Согласно сообщениям ТАСС, в 2016 году товарооборот между двумя странами вырос на 2,2% в годовом исчислении, достигнув 69,52 млрд. долларов, а за 2017 год - на 20,8%. Таким образом, объем двусторонней торговли составил 84,1 млрд. долларов (что на 19% больше, чем в 2016 году) – об этом свидетельствуют данные, опубликованные таможенными органами Китая.
Товарооборот между Россией и Китаем в 2018 году вырос на 27,1% - до более 107 млрд. долл. Об этом заявил глава департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР Ли Куйвэнь12.
2. Развитие транспортной инфраструктуры
Транспорт является основным способом осуществления торгово-экономических поставок, обмена между Россией и Китаем необходимыми ресурсами, товарами и услугами. Улучшение и обновление транспортной инфраструктуры приводит к укреплению экономических российско-китайских отношений.
Так, 13-14 мая 2017 года прошла церемония открытия Международного форума «Один пояс, один путь», которая посвящена двум проектам Китая: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской путь XXI века».
В речи Президента России Путина прозвучало несколько важных для развития транспортной инфраструктуры фраз: «Необходимо снимать инфраструктурные ограничения для интеграции и создавать систему современных связанных транспортных коридоров. Россия с её уникальным географическим положением готова к такой совместной работе», «Россия видит будущее евразийского партнёрства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни»13.
Реализация сухопутного проекта «Экономический пояс Шелкового пути» во многом может быть выгодной для России, в особенности северное направление является наиболее перспективным, так как проходит через его территорию.
А проект «Морской путь XXI века» не был одобрен со стороны России по ряду существенных причин. Россией был предложен Северный морской путь. Но это также вызвало ряд вопросов: будет ли Северный Морской путь менее затратным по транспортировке из-за не самого короткого пути?; является ли транспортировка через воды Северного Ледовитого Океана безопасной и не имеющей значительные трудности?
3. Влияние валюты на торгово-экономическое сотрудничество России и Китая.
Нестабильное состояние на мировом рынке заставило задуматься странам об отказе продажи товаров и услуг в валюте доллар-евро. Введение прямых расчетов в национальных валютах позволит осуществлять процессы экспорта и импорта намного быстрее и дешевле (не нужно платить комиссию за конвертацию).
По данным за 2017 год 15% поставок было произведено в юанях, а 9% - в рублях14].
4. Развитие экспорта и импорта нефти и газа между Китаем и Россией.
Китайская экономика находится на стадии быстрого развития индустриализации и урбанизации, имеет высокие темпы экономического развития. А также одним из направлений развития экономики Китая является производство нефти и других источников энергии (4 крупнейший производитель нефти в мире) и импорт иностранной нефти (в конце 2013 года стал «крупнейшим в мире импортером нефти и других жидкостей» согласно Energy Information Administration (EIA)).
В то же время Россия, страна, богатая энергоресурсами, занимает 2 место в мире по добыче нефти. Доля от мирового объема по добыче нефти составляет 13%. Этого более чем достаточно для проведения экспорта нефти в другие страны, например, в Китай.
По данным Главного таможенного бюро Китайской Народной Республики в январе 2018 года импорт нефти из России в Китай увеличился в общей сложности примерно на 23,6%. Уже 11 месяцев Россия является крупнейшим экспортером нефти в Китай15.
Совместными проектами России и Китая являются:
– запуск трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО);
– договор между «Роснефтью» и CNPC (China National Petroleum Corporation) 2013 года по проекту «Восточная» ветка газопровода «Сила Сибири» и др.
В то же время Китай является крупнейшим покупателем газа в мире на 2018 год. Объем поставок газа из России в Китай составил 125,7 миллиардов кубических метров. По сравнению с 2017 годом показатель импорта газа вырос в общей сложности примерно на 31% (на 30,3 миллиарда кубических метров). Наибольшая доля увеличения этого показателя приходится на сжиженный газ или СПГ. В Китае нет возможности удовлетворять все потребности в снабжении топливом, используя при этом только трубопроводы, поэтому они импортируют СПГ у России (52,6 миллиарда кубических метров в год).
Роснефть и Газпром являются двумя энергетическими гигантами, участвующими в большинстве сделок Китая. В 2017 году CEFC (Corps of Engineers Finance Center) и Beijing Enterprises приобрели две дочерние компании «Роснефти» на общую сумму 10,8 млрд. долларов США. Между тем, Газпром подписал контракт на 400 миллиардов долларов США на поставку природного газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», начиная с 2019 года. Все эти проекты были реализованы в результате соглашений, заключенных на самом верху: громкие сделки, заключенные правительством, остаются отличительной чертой большинства соглашений между двумя государствами.
5. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество.
Объем торговли между Китаем и Россией растет, лидеры обеих стран стремятся к более тесным отношениям, и новые области развития и экономического сотрудничества становятся все более ценными для двух стран. В то время как политики и комментаторы одинаково говорят о важности двусторонней торговли, предмет инвестиций часто остается в стороне. Пока что инвестиции в реальную экономику сильно отстают от торговых показателей. Сейчас ситуация меняется, так как правительства осознают необходимость и предпринимают конкретные шаги для поощрения взаимных инвестиций как со стороны государства, так и частных лиц. Поскольку западный капитал практически отсутствует из-за режима санкций, российский экономический и политический акцент смещается на восток. Поскольку Азия и Ближний Восток становятся основными источниками иностранного капитала, российское правительство пытается привлечь больше китайских денег в реальную экономику. В то время как китайские инвестиции в российскую экономику быстро растут, число поддерживаемых Россией сделок в Китае остается очень низким.
Китай очень заинтересован в развитии отношений с Россией и обеспечении статуса политического союзника для удовлетворения своих потребностей в ресурсах. Эти цели соответствуют секторам, в которые Китай больше всего инвестирует: в производителей энергии и других товаропроизводителей, которые составляют более половины объема инвестиций.
Инвестиционная стратегия Китая за рубежом основана на нескольких основных этапах: инвестиции по причинам нехватки энергии, инвестиции по политическим причинам, создание проектов в рамках Инициативы «Пояс и дорога» за рубежом и осуществление проектов, связанных с китайским экспортом технологий и оборудования. Все они направлены на достижение одной из следующих целей: поддерживать или расширять политические партнерства, получать немедленную отдачу от инвестиций или увеличить присутствие китайского бизнеса за рубежом.
6. Научно-техническое сотрудничество для продвижения инновационного подхода в российско-китайских отношениях.
В эру развития глобализационных и интенсификационных процессов международная конкуренция за рынки сбыта зависит от внедрения в экономику инновационных проектов. Поэтому в условиях исчерпания экстенсивных ресурсов инновационное развитие становится единственным путем повышения конкурентоспособности стран. Основными задачами, стоящими перед Китаем и Россией, для развития экономик становятся осуществление в широких масштабах модернизации важных секторов экономики, а также создание высокотехнологичных передовых производств – драйверов инновационного развития.
Обе стороны заинтересованы в наращивании экспорта наукоемких технологий для развития национальных экономик, следовательно, «международное научно-техническое сотрудничество России и Китая в высокотехнологичных отраслях экономики позволит объединить инновационные разработки и достичь синергетического эффекта»16.
В настоящее время Китай вкладывает достаточное количество ресурсов практически во все важные направления российской экономики, от совместных проектов в области энергетики и добычи ископаемых до сферы обслуживания и торговли. Особое внимание Китай уделяет предприятиям, деятельность которых так каким-либо образом связана с Дальневосточной частью страны.
Одним из примеров совместных проектов в области энергетики является сотрудничество России и Китая в области развития Тяньваньской АЭС. Оно включает в себя строительство блоков №7 и №8 АЭС, работы по поставке радиоизотопных термоэлектрических генераторов, взаимодействие с китайскими партнерами в доработке быстрого реактора17.
В качестве другого примера российско-китайской кооперации, но теперь в сфере нефтедобычи, можно привести соглашение ПАО НК «Роснефть» и «China National Petrolium Corporation» (Китайской нефтегазовой национальной корпорацией) о наращивании объема транзитного потока углеводородов через Казахстан и продлении срока данного соглашения вплоть до 2023 года. Согласно вышеуказанному контракту, количество транспортируемой нефти увеличится до 91 млн. тонн и позволит планово наращивать продажи в высоко маржинальном азиатском направлении18.
7. Структура внешней торговли России и Китая.
Экспорт России в Китай в 2018 году составил 56,1 млрд. долл. США, увеличившись на 44% (17 млрд. долл. США) по сравнению с 2017 годом.
Импорт России из Китая в 2018 году составил 52,2 млрд. долл. США, увеличившись на 8,7% (4 млрд. долл. США) по сравнению с 2017 годом.
Сальдо торгового баланса России с Китаем в 2018 году сложилось положительное в размере 3 млрд. долл. США, в то время как по итогам 2017 года оно было отрицательным в размере 9 млрд. долл. США.
Доля Китая во внешнеторговом обороте России в 2018 году составила 15,7% против 14,8% в 2017 году. По доле в российском товарообороте в 2018 году Китай занял 1 место (в 2017 году – также 1 место).
Доля Китая в экспорте России в 2018 году составила 12% против 11% в 2017 году. По доле в российском экспорте в 2018 году Китай занял 1 место (в 2017 году – также 1 место).
Доля Китая в импорте России в 2018 году составила 22% против 21% в 2017 году. По доле в российском импорте в 2018 году Китай занял 1 место (в 2017 году – также 1 место).
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика в процентах общих объемов поставок на следующие виды товаров в структуре экспорта. Можно отметить незначительный прирост поставок нескольких видов товаров.
Таблица 1 – Доля поставок на следующие виды товаров в структуре экспорта России в Китай по 2017 и 2018 гг. (составлена автором на основе данных Росстата)
|
№ п/п |
Вид товара |
Доля от всего объема экспорта России в Китай за 2017 г. в % |
Доля от всего объема экспорта России в Китай за 2018 г. в % |
|
1. |
Минеральные продукты |
67,8 |
76 |
|
2. |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
10,7 |
8,6 |
|
3. |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё |
4,6 |
4,5 |
|
4. |
Машины, оборудование и транспортные средства |
6,9 |
3,3 |
|
5. |
Продукция химической промышленности |
4,4 |
2,8 |
|
6. |
Металлы и изделия из них |
1,7 |
2,4 |
Наибольший прирост экспорта России в Китай в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксирован по следующим товарным группам:
– Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные - рост на 16 млрд. долл. США;
– Медь и изделия из нее - рост на 614, 6 млн. долл. США;
– Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные - рост на 403,9 млн. долл. США;
– Руды, шлак и зола - рост на 352,9 млн. долл. США;
– Древесина и изделия из нее; древесный уголь - рост на 287,9 млн. долл. США;
– Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) - рост на 265,7 млн. долл. США.
Наибольшее сокращение экспорта России в Китай в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксировано по следующим товарным группам:
– Электрические машины и оборудование, их части;
– Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности - сокращение примерно на 531 млн. долл. США;
– Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности - сокращение на 223,7 млн. долл. США.
В структуре импорта России из Китая в 2018 году (и в 2017 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:
– Машины, оборудование и транспортные средства - 57,1% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 58,9%);
– Текстиль и обувь - 11,2 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 11,1%);
– Продукция химической промышленности - 9,91% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 8,97%);
– Металлы и изделия из них - 7,8% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 7,1%);
– Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 3,6% от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 3,7%).
Наибольший прирост импорта России из Китая в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксирован по следующим товарным группам:
– Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности - рост на 2,5 млрд. долл. США;
– Пластмассы и изделия из них - рост на 289 млн. долл. США;
– Изделия из черных металлов - рост на 265,3 млн. долл. США;
– Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности - рост на 243,1 млн. долл. США;
– Органические химические соединения - рост на 220,7 млн. долл. США;
– Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали - рост на 166,8 млн. долл. США.
Наибольшее сокращение импорта России из Китая в 2018 году по сравнению с 2017 годом зафиксировано по реакторам ядерным, котлам, оборудованию и механическим устройствам и их частей - сокращение на 1,6 млрд. долл. США.
И, наконец, следует отметить, что в связи с несовпадением потенциалов экономик двух стран во взаимоотношениях существуют некоторые проблемы, влияющие на российско-китайское экономическое сотрудничество.
К таким проблемам относятся:
1. Серьезный дисбаланс в структуре российско-китайской торговли.
Анализ структуры российско-китайской торговли выявляет преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, что делает экономику России зависимой от колебаний цен на мировых рынках. Китай же экспортирует широкий спектр готовой продукции, от электроники до текстиля, что создает дисбаланс в добавленной стоимости товаров, которыми обмениваются страны. Преодоление этой проблемы требует диверсификации российского экспорта за счет развития высокотехнологичных отраслей и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Необходимо также стимулировать развитие совместных предприятий, ориентированных на производство конкурентоспособной продукции на рынках обеих стран и третьих стран.
2. Слаборазвитая инфраструктура.
Слаборазвитая транспортная инфраструктура, особенно в приграничных регионах, существенно ограничивает возможности для расширения торговли между Россией и Китаем. Пропускная способность существующих железнодорожных и автомобильных магистралей часто не соответствует потребностям растущего товарооборота. Развитие инфраструктуры, включая строительство новых транспортных коридоров, модернизацию существующих магистралей и упрощение таможенных процедур, является необходимым условием для дальнейшего углубления экономического сотрудничества между двумя странами.
3. Определение обменного курса для пары рубль-юань на Московской бирже (МБ) и Шанхайской валютной бирже через доллар США и ограниченный характер использования национальных валют Китая и России.
Посредничество доллара США в операциях обмена валют между рублем и юанем создает дополнительные издержки и риски, связанные с колебаниями курса доллара. Прямой обмен валют позволит снизить транзакционные издержки, повысить прозрачность расчетов и укрепить финансовую независимость России и Китая. Недостаточный объем валютных операций в национальных валютах по сравнению с общим объемом торговли свидетельствует о неполном использовании потенциала рубля и юаня в двусторонних экономических отношениях.
4. Неравное соотношение инвестиционных вложений с обеих сторон торговых партнеров.
Неравномерность инвестиционных потоков также является сдерживающим фактором. Китайские инвестиции в российскую экономику значительно превышают российские инвестиции в китайскую. Стимулирование российских инвестиций в Китай, особенно в сектора, представляющие взаимный интерес, позволит сбалансировать инвестиционные потоки и укрепить партнерские отношения. Создание благоприятных условий для инвестиций, включая упрощение административных процедур и защиту прав инвесторов, является важным шагом в этом направлении.
Таким образом, сотрудничество России и Китая имеет ряд особенностей, таких как рост товарооборота, развитие инвестиционных вложений, роль национальных валют во внешнеторговом обороте и другие. Но также не обойтись без противоречий в процессе организации экономических взаимоотношений между торговыми партнерами. В то же время обе стороны стремятся организовать наиболее взаимовыгодные экономические отношения. Не случайно президент Китая Си Цзиньпин постоянно выражает готовность укрепить доверие с Россией и расширить сотрудничество с Москвой: «Стороны поддерживают тесное взаимодействие и координацию по наиболее важным международным вопросам и вносят важный вклад в дело защиты международного мира и стабильности»19. Об этом же говорит и Президент РФ В.В. Путин: «Отношения с Китайской Народной Республикой находятся на беспрецедентно высоком уровне. Это действительно всеобъемлющее стратегической партнерство…Наши страны координируют позиции по ключевым проблемам глобальной и региональной повестки дня и слаженно работают в международных организациях»20.
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ
Экономическое сотрудничество России и Китая основано на взаимовыгодных условиях. Но проблем в осуществлении взаимного торгового партнерства не избежать. Прежде всего, экономические показатели развития национальных хозяйственных систем имеют существенные различия. Это и может способствовать возникновению противоречий в торговом партнерстве.
Безусловно, существует большое количество путей совершенствования экономических отношений между Россией и Китаем, а также методов, с помощью которых можно либо снизить существенное влияние какой-либо проблемы на экономики обеих сторон, либо решить проблему окончательно и в дальнейшем предпринять меры по уменьшению вероятности возникновения проблем.
Так, на уровне правительства Китая и России в течение продолжительного периода времени каждый год принимается целый ряд соглашений о взаимодействии и взаимопонимании, направленных на укрепление и установление тесных связей в финансовой отрасли.
Создание крупных совместных инфраструктурных проектов, как, например, газовые и нефтепроводы, проходящие по территориям стран, способствуют решению проблемы с дефицитом распределительных центров для поступающих товаров из Китая в Россию, а также увеличению числа доступных маршрутов для приграничной торговли и упрощению процесса прохождения таможенных процедур.
Тем не менее, далеко не все решения реализуются в действительности.
Как представляется, к основным направлениям сотрудничества, призванным обеспечить значительный рост товарооборота, относятся:
1. Укрепление институциональной базы сотрудничества. В рамках данного направления можно выделить следующие меры:
– Совершенствование межправительственных комиссий и рабочих групп. Необходимо оптимизировать структуру и функциональность существующих межправительственных комиссий и рабочих групп, сделав их работу более оперативной и ориентированной на решение конкретных задач. Важно установить четкие KPI для этих структур и регулярно оценивать эффективность их деятельности. Особое внимание следует уделить цифровизации процессов взаимодействия и внедрению современных технологий для обмена информацией и координации действий.
– Развитие правовой базы сотрудничества. Необходимо продолжить работу по созданию и совершенствованию правовой базы, регулирующей экономическое сотрудничество. Это можно осуществить путем заключения новых соглашений и внесения изменений в действующие, с учетом современных экономических реалий и потребностей бизнеса. Важно обеспечить прозрачность и предсказуемость правового регулирования, что будет способствовать привлечению инвестиций и развитию торговли.
– Создание механизмов разрешения споров. Для защиты интересов бизнеса и обеспечения благоприятного инвестиционного климата необходимо усовершенствовать механизмы разрешения споров, возникающих в рамках экономического сотрудничества. В качестве конкретных предложений можно предложить создание арбитражных центров, специализирующихся на рассмотрении споров между российскими и китайскими компаниями, а также развитие альтернативных способов разрешения споров, таких как медиация.
2. Улучшение инвестиционного климата. В этом направлении важными представляются следующие меры:
– Снижение административных барьеров, упрощение процедуры регистрации и лицензирования, а также повышение прозрачности и предсказуемости регулирования. Важно создать благоприятные условия для работы иностранных инвесторов, обеспечивая равные условия конкуренции и защиту прав собственности.
– Развитие инфраструктуры поддержки инвесторов, включая консалтинговые услуги, юридическую помощь и информационное обеспечение. Важно также создавать специальные экономические зоны и территории опережающего развития, предлагающие льготные условия для инвесторов.
– Поддержка малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Необходимо оказывать поддержку малым и средним предприятиям, заинтересованным в развитии торговли и инвестиций между двумя странами, например, предоставлять льготные кредиты, консультационные услуги и помощь в выходе на рынок.
3. Совершенствование механизмов торговли. В рамках данного направления можно выделить следующие меры:
– Упрощение таможенных процедур, что является важным фактором для развития торговли между Россией и Китаем. Необходимо сократить время и стоимость таможенного оформления, а также повысить прозрачность и предсказуемость таможенного регулирования. Следует также активнее внедрять современные технологии – электронное декларирование и систему управления рисками.
– Устранение технических барьеров в торговле и различий в стандартах и требованиях к продукции. Важно гармонизировать стандарты и требования, а также создать механизмы взаимного признания сертификатов соответствия.
– Развитие электронной торговли. Электронная торговля имеет огромный потенциал для развития торговли между Россией и Китаем. Необходимо создавать благоприятные условия для развития электронной торговли, включая развитие инфраструктуры, упрощение процедур оплаты и доставки, а также защиту прав потребителей.
Для краткости и наглядности отразим выделенные выше направления и конкретные меры сотрудничества в таблице 2.
Таблица 2
Направления и меры по совершенствованию экономического сотрудничества России и Китая (составлена автором)
|
Направление |
Меры по совершенствованию |
|
1. Укрепление институциональной базы сотрудничества |
|
|
1. Совершенствование межправительственных комиссий и рабочих групп |
* Пересмотр и оптимизация структуры и функций существующих межправительственных комиссий и рабочих групп для повышения эффективности их работы. * Регулярное проведение заседаний и оперативное рассмотрение актуальных вопросов экономического сотрудничества. * Привлечение экспертов и представителей бизнеса к работе комиссий и групп для обеспечения практической направленности принимаемых решений. * Создание новых специализированных комиссий и групп для работы над приоритетными направлениями сотрудничества, такими как цифровая экономика, инновации и экология. |
|
2. Развитие правовой базы сотрудничества |
* Активное заключение новых двусторонних соглашений и договоров в сфере экономики, торговли, инвестиций, финансов и технологий. * Гармонизация национальных законодательств в области экономического сотрудничества. * Приведение нормативных актов в соответствие с международными стандартами и передовой практикой. * Разработка и принятие единых правил и процедур для регулирования совместных проектов и предприятий. |
|
3. Создание механизмов разрешения споров |
* Создание независимой двусторонней комиссии по разрешению экономических споров с участием опытных юристов и арбитров. * Разработка четких и прозрачных правил и процедур разрешения споров, включая альтернативные методы разрешения споров (медиация, арбитраж). * Признание и исполнение решений международных коммерческих арбитражей. * Укрепление сотрудничества между юридическими фирмами и экспертами обеих стран для обеспечения эффективной защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов. |
|
2. Улучшение инвестиционного климата |
|
|
1. Снижение административных барьеров |
* Упрощение процедур регистрации и лицензирования предприятий с иностранным капиталом. * Сокращение сроков рассмотрения заявок и выдачи разрешительной документации. * Внедрение принципа «одного окна» для инвесторов, чтобы снизить необходимость обращения в различные государственные органы. * Оптимизация налогового администрирования и снижение налоговой нагрузки на инвесторов. |
|
2. Развитие инфраструктуры поддержки инвесторов |
* Создание и развитие специализированных индустриальных парков и зон экономического развития с благоприятными условиями для инвестиций. * Обеспечение доступа инвесторов к необходимой инфраструктуре, включая транспорт, энергетику, телекоммуникации и логистику. * Создание информационных центров и консультационных служб для инвесторов, оказывающих поддержку на всех этапах реализации проектов. * Проведение регулярных инвестиционных форумов и конференций для привлечения новых инвесторов и обмена опытом. |
|
3. Поддержка малого и среднего бизнеса |
* Разработка и реализация специальных программ поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированных на экспорт и инвестиции. * Предоставление льготных кредитов и гарантий для финансирования малых и средних предприятий. * Организация обучения и консультаций для предпринимателей по вопросам ведения бизнеса с Китаем. * Содействие участию малых и средних предприятий в международных выставках и ярмарках. |
|
3. Совершенствование механизмов торговли |
|
|
1. Упрощение таможенных процедур |
* Внедрение системы электронной таможенной декларации и предварительного информирования. * Сокращение времени и стоимости таможенного оформления товаров. * Оптимизация процедуры таможенного контроля и досмотра. * Усиление сотрудничества между таможенными органами России и Китая для борьбы с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства. |
|
2. Устранение технических барьеров в торговле |
* Гармонизация технических регламентов и стандартов в области безопасности продукции, защиты окружающей среды и энергоэффективности. * Взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции. * Усиление сотрудничества между органами по стандартизации, метрологии и аккредитации. * Создание совместных рабочих групп для выявления и устранения технических барьеров в торговле. |
|
3. Развитие электронной торговли |
* Разработка правовой базы для регулирования электронной торговли между Россией и Китаем. * Создание платформы для электронной торговли, обеспечивающей доступ к информации о товарах, услугах и поставщиках. * Развитие инфраструктуры для электронной торговли, включая логистику, платежные системы и кибербезопасность. * Поддержка участия малых и средних предприятий в электронной торговле. |
И, наконец, четвертым направлением совершенствования российско-китайских экономических отношений хочется выделить расширение сфер экономического сотрудничества, в рамках которого можно выделить следующие меры:
– Углубление сотрудничества в энергетической сфере. Энергетика является одним из ключевых направлений сотрудничества между Россией и Китаем. Необходимо продолжать реализацию крупных энергетических проектов (строительство газо- и нефтепроводов), а также развивать сотрудничество в области возобновляемой энергетики и энергосбережения. Важно также стимулировать разработку и внедрение новых технологий в энергетической сфере.
– Развитие транспортной инфраструктуры. Совершенствование транспортной инфраструктуры имеет решающее значение для развития торговли и инвестиций между Россией и Китаем. Необходимо продолжать реализацию проектов по строительству и модернизации автомобильных и железных дорог, портов и аэропортов. Важно также развивать транзитные коридоры, соединяющие Азию и Европу, проходящие через территорию России.
– Содействие развитию инноваций и высоких технологий. Россия и Китай обладают значительным потенциалом для сотрудничества в области инноваций и высоких технологий. Необходимо стимулировать совместные исследования и разработки, создание совместных предприятий и технологических парков. Важно также развивать сотрудничество в области цифровой экономики, искусственного интеллекта, биотехнологий и других перспективных направлений.
– Расширение сотрудничества в сельском хозяйстве. Учитывая растущий спрос на продовольствие в Китае и потенциал российского сельского хозяйства, необходимо расширять сотрудничество в этой сфере. Эти меры могут включать в себя увеличение объемов экспорта российской сельскохозяйственной продукции в Китай, развитие совместных сельскохозяйственных проектов и внедрение передовых технологий в сельском хозяйстве.
– Развитие финансового сотрудничества. Для поддержки экономического сотрудничества необходимо развивать финансовое сотрудничество между Россией и Китаем, а именно увеличение объемов расчетов в национальных валютах, развитие платежных систем и инфраструктуры для трансграничных платежей, а также сотрудничество в области банковского регулирования и надзора.
Представим для наглядности таблицу 3, в которой отразим основные меры по расширению различных сфер российско-китайского экономического сотрудничества.
В целом, можно отметить, что Россия и Китай смогут усовершенствовать экономическое сотрудничество, реализуя методы и мероприятия по названным выше направлениям. Торговые партнеры не только заинтересованы в увеличении взаимного товарооборота, но и в стимулировании взаимодействия в соответствии с такими национальными интересами, как диверсификация рынков энергоресурсов, интернационализация национальных валют, снижение влияния доллара США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поддержание стабильного роста экономики и преодоление ограниченных условий, под влиянием которых оказалась Россия в настоящее время.
А в завершении хочется еще раз подчеркнуть, что российско-китайские экономические отношения прошли путь от сравнительно ограниченной торговли сырьем и товарами народного потребления до комплексного стратегического партнерства, охватывающего широкий спектр экономических сфер. В то же время несмотря на сохраняющиеся проблемы российско-китайское экономическое сотрудничество обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития и углубления.
Таблица 3
Меры по расширению сфер российско-китайского экономического сотрудничества (составлена автором)
|
Направление сотрудничества |
Текущее состояние |
Проблемы |
Перспективы развития |
Предлагаемые меры |
|
Энергетика |
Активная реализация крупных проектов (газопроводы, нефтепроводы) |
Зависимость от мировых цен на энергоносители, инфраструктурные ограничения |
Расширение сотрудничества в области возобновляемой энергетики, развитие новых технологий |
Стимулирование совместных исследований и разработок, создание совместных предприятий |
|
Транспортная инфраструктура |
Развитие транспортных коридоров, модернизация портов и железных дорог |
Недостаточная пропускная способность, высокие тарифы, длительные сроки доставки |
Увеличение объемов транзитных перевозок, развитие мультимодальных перевозок |
Реализация проектов по строительству новых автомобильных и железных дорог, снижение тарифов |
|
Инновации и высокие технологии |
Сотрудничество в отдельных областях (космос, авиация) |
Недостаточное финансирование, отсутствие эффективных механизмов коммерциализации |
Развитие сотрудничества в области цифровой экономики, искусственного интеллекта, биотехнологий |
Создание совместных технологических парков, поддержка стартапов |
|
Сельское хозяйство |
Увеличение объемов экспорта российской сельхозпродукции в Китай |
Технические барьеры в торговле, конкуренция с другими поставщиками |
Диверсификация ассортимента, развитие органического сельского хозяйства |
Упрощение таможенных процедур, гармонизация стандартов |
|
Финансовое сотрудничество |
Увеличение объемов расчетов в национальных валютах |
Ограниченная ликвидность национальных валют, волатильность курсов |
Развитие платежных систем и инфраструктуры для трансграничных платежей |
Создание совместных финансовых институтов, расширение использования цифровых валют |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключение работы, посвященной исследованию особенностей экономического сотрудничества России и Китая на современном этапе, необходимо подчеркнуть, что отношения между двумя странами достигли значительного уровня развития и стратегической глубины. Проведенный анализ позволяет выделить ряд основных тенденций, определяющих динамику и перспективы российско-китайского экономического взаимодействия.
Во-первых, наблюдается устойчивый рост товарооборота, который обусловлен как объективными факторами, такими как взаимодополняемость экономик двух стран, так и целенаправленной политикой государств, направленной на стимулирование торговли. При этом, структура товарооборота постепенно меняется в сторону увеличения доли несырьевых товаров, что свидетельствует о диверсификации экономического партнерства. Значимым фактором является развитие транспортной инфраструктуры, в частности, реализация проектов, связанных с инициативой «Один пояс, один путь» и Северный морской путь, что способствует снижению транзакционных издержек и увеличению объемов торговли.
Во-вторых, российско-китайское экономическое сотрудничество углубляется в инвестиционной сфере. Китайские инвестиции в российскую экономику растут, охватывая различные отрасли, включая энергетику, инфраструктуру, сельское хозяйство и высокие технологии. С другой стороны, российские компании также проявляют интерес к инвестиционным возможностям в Китае. Важную роль в этом процессе играет поддержка инвестиционных проектов со стороны государственных институтов и финансовых организаций.
В-третьих, энергетическое сотрудничество остается одним из ключевых направлений экономического взаимодействия России и Китая. Россия является крупным поставщиком энергоресурсов в Китай, обеспечивая значительную часть потребностей китайской экономики в нефти, газе и угле. При этом, сотрудничество не ограничивается поставками энергоресурсов, а также включает совместные проекты по разработке месторождений, строительству трубопроводов и развитию энергетической инфраструктуры.
В-четвертых, расширяется финансовое сотрудничество между Россией и Китаем. Стороны все более активно используют национальные валюты во взаимных расчетах, снижая зависимость от доллара США. Развивается сотрудничество в банковской сфере, создаются совместные финансовые институты, расширяется сеть корреспондентских счетов. Эти меры способствуют повышению устойчивости двусторонней торговли и инвестиций к внешним шокам.
В-пятых, активно развивается сотрудничество в сфере высоких технологий. Россия и Китай реализуют совместные проекты в области космических исследований, авиастроения, информационных технологий и других высокотехнологичных отраслях. Это способствует обмену опытом и технологиями, повышению конкурентоспособности национальных экономик и стимулированию инновационного развития.
Вместе с тем, существуют и определенные проблемы, которые необходимо учитывать при развитии российско-китайского экономического сотрудничества. К ним относятся: зависимость от мировых цен на сырье, конкуренция на мировых рынках, структурная несбалансированность торговли, недостаточность инфраструктуры и необходимость дальнейшего совершенствования институциональной среды, геополитические факторы, различия в законодательстве, административные барьеры и др. Поэтому для успешного развития сотрудничества необходимо продолжать работу по устранению этих препятствий, созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и развитию взаимовыгодного партнерства.
В целом, в заключение, можно констатировать, что экономическое сотрудничество России и Китая имеет стратегическое значение для обеих стран. Оно способствует укреплению их экономического суверенитета, повышению конкурентоспособности, стимулированию экономического роста и обеспечению стабильности в регионе. При этом дальнейшее развитие сотрудничества требует совместных усилий, направленных на углубление взаимовыгодного партнерства, диверсификацию экономического сотрудничества и адаптацию к меняющимся условиям мировой экономики. Перспективы российско-китайского экономического сотрудничества представляются весьма благоприятными, при условии сохранения взаимного доверия, учета интересов друг друга и готовности к совместному решению возникающих проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ахмадеев Б.А., Гаязов И.Р. Взаимоотношения России и Китая: историческое наследие и перспективы развития // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 1 (57). С. 13-22.
Бризицкая А.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества России и Китая в новых геополитических условиях // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. Т. 21. № 2. С. 25-39.
В обход доллара: почему российские и китайские компании готовы использовать в расчётах рубли и юани. URL: https://russian.rt.com/business/article/501618-rubl-yuan-raschet-biznes.
Дондокова Е.Б., Ли С. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2020. № 1 (9). С. 43-48.
Занданова О.Ф. Региональные аспекты миграционного сотрудничества России с Китаем URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-aspekty-migratsionnogo-sotrudnichestva-rossii-s-kitaem.
Каткова Е. Россия остается главным экспортером нефти в Китай. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/02/26/11663455.shtml?updated.html.
Лидер КНР заявил о готовности расширять сотрудничество с Россией. URL: https://ria.ru/20171231/1512028802.html.
Международный форум «Один пояс, один путь». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491.html.
Михневич С.В. Приоритеты развития экономического сотрудничества России и Китая // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2019. № 22. С. 43-48.
Официальный интернет-портал государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» URL: https://www.rosatom.ru/production/design/stroyashchiesya-aes.
Официальный интернет-портал информационного агентства Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/544603.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/?ref=toptrafficsites
Пестерева Д.В., Шолохова Д.Л. Современные проблемы торгово-экономического сотрудничества России и Китая // Вестник современных исследований. 2018. № 12.7 (27). С. 373-375.
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Путин оценил уровень российско-китайских отношений. URL: https://ria.ru/20200205/1564279470.html.
Раздел III Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Сафиуллина Э.И. Состояние и перспективы сотрудничества России и Китая в высокотехнологичных отраслях экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. С. 128-135.
Синь Ж. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество на современном этапе: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.15. М., 2015. 26 с.
Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Совместное коммюнике девятой регулярной встречи глав правительств КНР и РФ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Товарооборот России и Китая. URL: https://tass.ru/ekonomika/5994096.html.
Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на 2001-2005 годы // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
Якупов Б.Т. Реалии и перспективы экономического сотрудничества России и Китая // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 8. С. 235-239.
1 Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
2 Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
3 Торговое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на 2001-2005 годы // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
4 Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
5 Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
6 Совместное коммюнике девятой регулярной встречи глав правительств КНР и РФ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
7 Раздел III Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru.
9 См.: Синь Ж. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество на современном этапе: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.15. М., 2015. 26 с.
10 Занданова О.Ф. Региональные аспекты миграционного сотрудничества России с Китаем URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-aspekty-migratsionnogo-sotrudnichestva-rossii-s-kitaem.
11 Рассмотрим далее официально опубликованные на момент написания курсовой работы данные.
12 Товарооборот России и Китая. URL: https://tass.ru/ekonomika/5994096.html.
13 Международный форум «Один пояс, один путь». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491.html.
14 В обход доллара: почему российские и китайские компании готовы использовать в расчётах рубли и юани. URL: https://russian.rt.com/business/article/501618-rubl-yuan-raschet-biznes.
15 Каткова Е. Россия остается главным экспортером нефти в Китай. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/02/26/11663455.shtml?updated.html.
16 См. подробнее: Сафиуллина Э.И. Состояние и перспективы сотрудничества России и Китая в высокотехнологичных отраслях экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. С. 128-135.
17 Официальный интернет-портал государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» URL: https://www.rosatom.ru/production/design/stroyashchiesya-aes.
18 Официальный интернет-портал информационного агентства Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/544603.
19 См., например: Лидер КНР заявил о готовности расширять сотрудничество с Россией. URL: https://ria.ru/20171231/1512028802.html.
20 См., например: Путин оценил уровень российско-китайских отношений. URL: https://ria.ru/20200205/1564279470.html.