Открытие маркетплейсов как современный способ продажи одежды

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Открытие маркетплейсов как современный способ продажи одежды

Вебер В.П. 1
1МБОУ СОШ 5 им. Лейтенанта Мурадяна
Калядная М.А. 1
1МБОУ СОШ 5 им. Лейтенанта Мурадяна
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее популярный рост онлайн торговли в данное время представляют маркетплейсы. Маркетплейс – это торговая площадка, которая продаёт товары и услуги разных продавцов через интернет. Они очень удобны в своём использовании, поскольку мы можем заказывать нужный себе товар, находясь дома.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время маркетплейсы набирают широкую популярность во всем мире, в том числе и в России. Яркие вывески пунктов выдачи заказов различных маркетплейсов становятся неотъемлемой частью облика современных городов, поселков и деревень.

Я решила открыть свой магазин одежды на маркетплейсах, потому что меня интересует это направление и такой способ получения дохода.

Проблема заключается в том, что в нынешнее время розничная торговля идет на спад из-за стремительного развития маркетплейсов.

Целью проекта является выявление особенностей работы на популярных интернет-платформах и открытие своих магазинов на них.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить историю появления маркетплейсов в мире и в России;

  2. Проанализировать плюсы и минусы маркетплейсов;

  3. Создать свой бизнес-проект по открытию магазинов на маркетплейсах;

  4. Открыть свои магазины на маркетплейсах;

  5. На основе полученных данных сформулировать вывод в соответствии с поставленной целью.

Объект исследования: маркетплейсы.

Предмет исследования: активизация продажи одежды на торговых площадках – маркетплейсах.

Гипотеза: я предположила, что в будущем лидирующие позиции в торговле займут маркетплейсы.

Методы исследования: в своей работе я использовала эмпирический метод исследования - сравнение, а также теоретические: изучение и обобщение, анализ и синтез.

Результатом работы над проектом является визитная карточка, на которой изображены QR-коды моих магазинов одежды на маркетплейсах "WILDBERRIES" и "OZON".

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы о маркетплейсах выявила особенности работы на них.

Практическая значимость моего проекта состоит в том, что я смогла разработать бизнес-проект и открыть свои магазины на маркетплейсах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 История развития маркетплейсов на мировом рынке

История возникновения маркетплейсов началась с древних времён, когда торговые площадки только начинали свое развитие. В то время торговцы и покупатели встречались лично на базарах и рынках, чтобы обменяться товарами. Это были первые реальные маркетплейсы, предоставляющие пространство для торговли.

Они играли важную роль в экономическом и социальном развитии, способствуя культурному обмену и распространению технологий.

Таким образом, древние рынки и базары заложили основу для современных маркетплейсов, превратившись из простых мест обмена в многофункциональные центры коммерции и общения.

Среди исследователей и экспертов нет единого мнения о том, какой маркетплейс был первым. Однако, можно с уверенностью сказать, что первый маркетплейс, схожий по концепции с современными, был создан в 90-е гг. XX в. Так, 5 июля 1994 г. Джефф Безос зарегистрировал интернет-магазин по продаже книг, назвав его "Amazon".

Через 4 года после создания компании Джефф Безос понял, что достиг максимального развития и решился на два важных шага: диверсификацию и выход на новые рынки. Помимо книг на платформе стали продаваться музыкальные диски, а позже – видеопродукция и медикаменты. Чтобы выйти на рынки Великобритании и Германии, компания приобрела уже существующие сайты по продаже книг в этих двух странах.

"Amazon" стала первой компанией, где стали практиковать бесплатную доставку при стоимости заказа свыше определенной суммы, давать потенциальному покупателю ознакомиться с кратким содержанием книги и публиковать отзывы о товарах. Все те инструменты, которыми пользуются сегодня, были придуманы компанией "Amazon".

Ассортимент площадки продолжал расширяться: программное обеспечение, видеоигры, mp3-записи, электроника, одежда, мебель, еда и игрушки стали доступны для покупателей. Акции компании появились на бирже, а "Amazon" начал создавать подразделения – дочерние компании.

Со временем маркетплейс стал привлекать на свою платформу других продавцов, за счет чего вырос и превратился в одну из крупнейших торговых площадок мира в сегменте электронной коммерции.

Параллельно с "Amazon" развивалась и другая, не менее известная на данный момент, интернет-площадка "eBay". Компания "eBay" была основана в сентябре 1995 г., когда программист и предприниматель французского происхождения Пьер Омидьяр зарегистрировал первый электронный аукцион на своём личном сайте. 4 сентября 1995 г. он создал страницу аукциона под названием "AuctionWeb".

Сначала веб-аукцион был бесплатным, что способствовало его популярности. К концу первого года существования на платформе ежедневно заключались тысячи сделок. В 1997 г. компания была переименована в "Echo Bay Technology Group", а затем в "eBay.com". К этому времени на платформе аукциона уже проводились 800 тыс. торгов в день, а количество зарегистрированных пользователей превышало миллион.

Таким образом, за первые два года существования электронный аукцион Омидьяра превратился из простой доски объявлений в полноценный B2C портал и стал популярным в США.

В начале своего пути "eBay" функционировал как торговая площадка и посредник в сделках между потребителями, следуя модели "потребитель для потребителя" (C2С). Со временем к продажам присоединились и крупные компании, такие как "IBM" и "Disney Company". Они продавали товары и услуги напрямую потребителям, укрепляя связь с конечными покупателями. Таким образом, бизнес-модель C2C трансформировалась в "бизнес для потребителя" (B2C).

Появление этих двух "бизнес-гигантов" привело к тому, что предприниматели заинтересовались данной бизнес-моделью, и она начала активно развиваться. Вскоре многие интернет-магазины переквалифицировались в маркетплейсы.

В 1999 г. молодой предприниматель Джек Ма собрал группу друзей в Ханчжоу и предложил им создать веб-сайт, который будет помогать малому и среднему бизнесу. Он предложил назвать этот сайт в честь героя сказки "Тысяча и одна ночь" – "Alibaba".

"Alibaba" привлекала к себе предпринимателей, предлагая им выгодные условия для развития бизнеса. Компания предоставляла виртуальные витрины, на которых продавцы могли размещать свои товары, и гарантировала сохранность этих витрин. Более того, продавцы имели возможность регистрировать свои товары бесплатно, что выгодно отличало "Alibaba" от главного конкурента "eBay".

В 2003 г. "Alibaba" запустила платформу "Taobao". Изначально "Taobao" был просто форумом, где продавцы размещали фотографии товаров, чтобы привлечь внимание клиентов. В настоящее время "Taobao" является платформой, где более 10 млн продавцов ведут свой бизнес, предлагая свои товары 400 млн заинтересованных покупателей.

Сетевое взаимодействие участников бизнес-процессов укреплялось, что способствовало развитию деловых связей и усложнению логистики перемещения товаров, управления транзакциями и совершенствования платёжной системы. Во второй половине 2000-х гг. для более эффективной координации бизнеса всё чаще стала применяться интеллектуальная обработка данных.

В параллельном направлении развивалась интернет-платформа "AliExpress", специализирующаяся на розничных продажах и известная российским потребителям. Эта площадка фокусируется на трансграничной торговле с другими странами, обеспечивая менее 10 % дохода всей группы "Alibaba". Поставщиками, использующими платформу, являются малые и средние китайские компании, в то время как большинство клиентов приходят из зарубежных стран, включая Россию, Израиль, Италию, страны Южной Америки, Великобританию и другие.

"AliExpress" начал свою деятельность в 2010 г. как площадка для продажи китайских товаров в другие страны. Изначально платформа функционировала в рамках B2B для закупок и продаж. Однако с течением времени портал расширился до B2C, C2C, облачных вычислений и платёжных сервисов. Товары на платформе продаются в розницу и мелким оптом, в отличие от оптовых продаж на "Alibaba". Платформа не работает на территории КНР, где её заменяет "Taobao".

Первой российской платформой для онлайн-торговли стал "OZON", появившийся в 1998 г. как сервис по продаже книг (взяв за основу уже существующий "Amazon").

"OZON" начал свою работу 9 апреля 1998 г. В магазине продавались книги, видеокассеты с фильмами. Позже ассортимент пополнился музыкальными дисками и дисками с фильмами.

После дефолта, вызванного экономическим кризисом, оборот компании начал расти, что заставило основателей пересмотреть логистические принципы и бизнес-процессы. По этой причине в октябре 1998 г. приём новых заказов в магазине был временно приостановлен. В ноябре компания установила рекорд по количеству заказов, а оборот компании увеличился до 200 тыс. руб.

В 2001 г. "OZON" расширил ассортимент, добавив электронику, и запустил доставку в 400 городов России. На следующий год открылись первые франчайзинговые пункты выдачи. Через 5 лет компания запустила собственный туристический бренд "OZON Travel".

За свою историю "OZON" преодолел несколько кризисов благодаря совершенству своих технологий. Он первым внедрил систему оплаты покупок с помощью электронных карт, что вызвало восхищение среди пользователей. Также "OZON" постоянно увеличивал ассортимент товаров, позволяя покупателям приобретать всё необходимое в одном месте.

Сегодня "OZON" – это универсальный онлайн-гипермаркет, предлагающий огромный выбор товаров, от продуктов питания до авиабилетов.

В 2004 г. появился второй крупнейший на рынке интернет-коммерции российский сервис – "WILDBERRIES".

Основательницей компании является Татьяна Бакальчук. Она предложила клиентам более выгодные условия: низкие цены и возможность примерки товара при получении заказа. Она отказалась брать предоплату с покупателей.

Супруги Татьяна и Владислав Бакальчуки вместе работали над созданием магазина "WILDBERRIES". История этого семейного бизнеса началась в 2004 г. С разработки сайта, в который супруги вложили около 700 долл. Их первый офис располагался в квартире.

Через год после начала продаж через интернет-магазин семья сняла отдельное помещение. В 2006 г. было зарегистрировано "ООО WILDBERRIES". Постепенно "WILDBERRIES" начал расширять ассортимент. В 2010 г. Компания перешла к модели маркетплейса и открыла вход на площадку для других продавцов.

Успех компании обусловлен решением главной проблемы онлайн-покупок – предоставлением возможности примерки товаров перед покупкой для проверки их соответствия ожиданиям покупателей.

Период пандемии "COVID–19" стал для российских и зарубежных маркетплейсов своеобразным вызовом, с которым каждая площадка справлялась по-разному. Карантинные ограничения повлияли не только на поведение потребителей, но и изменили работу самих маркетплейсов, вызвав рост онлайн-покупок.

Пандемия привела к активному развитию маркетплейсов, поскольку они предлагали удобный и быстрый способ покупки товаров для широкой аудитории. Маркетплейсы имеют налаженные логистические цепочки, широкую сеть партнёров и удобные условия для продавцов и покупателей. В результате крупные торговые площадки стали ещё более популярными, привлекая новых клиентов и товары.

Таким образом, маркетплейсы стали неотъемлемой частью современной экономики и электронной коммерции, предоставляя продавцам инфраструктуру для работы и удобные условия для покупателей. Сегодня маркетплейсы предлагают разнообразные товары и услуги, активно используют новые технологии и адаптируются к изменяющимся потребностям пользователей.

1.2 Сущность маркетплейсов

 

Маркетплейс – это многофункциональная торговая онлайн-платформа, представляющая собой витрину для множества продавцов. Площадка служит связующим звеном между покупателями и продавцами, обеспечивая хранение товаров на складах и их доставку. Маркетплейсы дают возможность продавцам создавать собственные магазины с возможностью самостоятельного оформления витрин и установки цен, что даёт им больше контроля над представлением своего товара и стратегией продаж. Это помогает продавцам выделиться среди конкурентов и привлечь больше клиентов. Кроме того, маркетплейсы предоставляют продавцам инструменты для аналитики и управления продажами, что облегчает процесс отслеживания эффективности их бизнеса и принятия решений о развитии.

Сегодня маркетплейсы становятся аналогами рынков и ярмарок, главная задача которых – предоставить покупателям разнообразие товаров и наладить взаимодействие между ними и продавцами.

В настоящее время мало кто не пользуется маркетплейсами, в 2021 году по России они даже обошли поисковики по числу запросов. В пандемию на них оказалось максимально удобно и приобретать, и продавать. Маркетплейсы активно развиваются, подписывают соглашения с ФАС и крупнейшими компаниями, претендуют на новые льготы и предоставляют уникальные возможности.

Существуют различные виды маркетплейсов, они классифицируются как по форме торговли, так и по основным видам предложений. На той или иной площадке продавцами могут быть физические лица и компании. По схеме их взаимодействия можно выделить виды маркетплейсов, смотря кто и кому продает: Бизнес - потребителю(В2С), Бизнес - бизнесу(В2В). Еще один вариант - разделять маркетплейсы по тому, что продается. То есть, по основным видам предложений, например: товарные маркетплейсы, маркетплейсы услуг. Поскольку на маркетплейсах представлено множество поставщиков - здесь шире выбор продуктов и выше их доступность по сравнению с розничной онлайн-торговлей.

На сегодняшний день бурное развитие маркетплейсов обеспечило их общее преимущество - оно в универсальности и многофункциональности. То есть маркетплейсов очень много, они предлагают уникальные фишки, и продавцам легко подобрать для себя оптимальный вариант. Площадка может взять на себя привлечение покупателей и коммуникацию с ними, доставку товаров, массу других задач. Маркетплейсы играют роль посредника между продавцами и покупателями, они берут комиссию за свои услуги и выполняют несколько важных функций для предпринимателей, с которыми работают:

1) Увеличивают аудиторию. У маркетплейсов высокая посещаемость: каждый месяц их просматривают миллионы человек. За счет этого у продавцов больше шансов привлечь покупателей и расширить свою аудиторию.

2) Позволяют быстро запустить продажи. Маркетплейсы - это налаженная экосистема, поэтому начинающие продавцы могут сэкономить время на старте. Им не нужно создавать сайт с нуля, настраивать онлайн-кассы и интернет-эквайринг, привлекать трафик на свою площадку.

3) Упрощают логистику. За отдельную плату поставщики могут арендовать у маркетплейса склад и организовать доставку. Размер оплаты и варианты услуг различаются в зависимости от площадки.

4) Расширяют географию покупок. Крупные маркетплейсы работают не только на территории России, поэтому продавцы могут выйти на зарубежный рынок. Также площадка берет на себя операции с валютой.

1.3 Преимущества и недостатки маркетплейсов

 

Рассмотрим преимущества и недостатки маркетплейсов подробнее. Преимущества маркетплейсов: не требуется раскручивать площадку; не понадобятся онлайн-кассы; можно работать без склада и помещений; есть инструменты для аналитики.

Из других плюсов маркетплейсов в маркетинге - программы лояльности и скидок для партнеров, развитые системы отзывов. Также площадка может усилить технические возможности по аналитике, сбору данных по потребителям и продукции.

Чем больше аудитория - тем больше объемы продаж. Делая выбор в пользу маркетплейса и найдя на выход средства, можно не только повысить продажи, но и с умом подойти к собственным расходам и оптимизировать их. Так, помимо маркетинга и привлечения аудитории, маркетплейсы позволяют сэкономить на содержании собственного сайта, торговой площадки, на кадрах, на транспортировке и логистике.

К недостаткам можно отнести сложности с рыночной регуляцией. Соответствующие нормы сейчас на стадии развития. Все еще есть юридические расхождения в них, которые влекут спорные блокировки продавцов или судебные разбирательства между площадками и третьими лицами, курьерскими службами и складами.

Отдельным пунктом является - порча или кража товаров. Это неизменный риск, который массово проявляется на маркетплейсах: вещи портятся даже просто из-за множества примерок, а вину вменяют продавцу. Однако, несмотря на свои недостатки, маркетплейсы выгодны для тех продавцов, которые готовы разделить с единой площадкой как свои бизнес-задачи, так и возможный негатив в ее сторону.

Итак, выше было дано понятие маркетплейса, их основные преимущества и недостатки. Несмотря на ряд минусов в работе маркетплейсов, они остаются наиболее популярными каналами продаж на рынке маркетплейсов. Торговать через маркетплейс удобно. Площадка отвечает за привлечение трафика, прием платежей, доставку и коммуникацию с покупателем. Продавец оформляет карточки товаров, отвечает на вопросы пользователей, прорабатывает отзывы. Маркетплейсы помогают снизить издержки, найти покупателя и привлечь его внимание.

1.4 Тенденции развития российских маркетплейсов

 

Интерес к маркетплейсам в России продолжает расти: В конце 2020 года по статистике АКИТ объем рынка достиг 3,2 трлн. рублей, а уровень продаж вырос на 57%. В 2021 году динамика почти не изменилась - "E-Commerce" показал рост в 44% относительно 2020 года. 72% покупок пользователи совершили с помощью маркетплейсов.

Количество предпринимателей, торгующих через маркетплейсы, также выросло. В начале 2021 года на "WILDBERRIES" было зарегистрировано около 80 тысяч селлеров, в декабре - почти 450 тысяч. 90% из них - самозанятые, малый и средний бизнес.

Покупатели стали чаще заказывать товары на маркетплейсах. В России крупнейшим маркетплейсом является "WILDBERRIES", он занимает 20% рынка, доля рынка "OZON" - около 10% по данным за 2021 год. Еще меньшая доля приходится на маркетплейсы: "СберМегаМаркет", "Яндекс.Маркет" и другие.

По данным компании "Data Insight" Российский "E-Commerce" переживает трансформацию в модель "Маркетплейсы плюс брендовые магазины". В частности: маркетплейсы не вытесняют остальной рынок, он уходит сам: маленькие и средние неспециализированные игроки переходят на маркетплейсы; брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара; неспециализированные интернет-магазины массово падают в объеме продаж, это ведет к росту селлеров на маркетплейсах. Маркетплейсы развивают экосистему: увеличивается список сервисов для маркетплейсов. По данным за 2022 год темпы роста маркетплейсов выше, чем другие сегменты рынка интернет-торговли. В частности, в декабре 2022 года в сумме "WILDBERRIES" и "OZON" объемы продаж выросли на 84% относительно декабря 2021 года.

По словам экспертов, в том числе представителей самих маркетплейсов, один из основных трендов в среде селлеров — работа на нескольких торговых площадках параллельно. И речь не только о крупных ритейлерах, но и об индивидуальных предпринимателях, о малом, среднем бизнесе.

Основными трендами развития российских маркетплейсов являются: рост количества маркетплейсов, выход на зарубежные рынки, увеличение количества продавцов, рост спроса на крупногабаритные товары, развитие новых сервисов на маркетплейсах и другое. Рассмотрим подробнее.

1) Маркетплейсов становится больше. Может казаться, что рынок маркетплейсов уже поделен, но это не так. С крупными площадками конкурировать трудно, однако шансы на успех есть у нишевых маркетплейсов. В рейтинге 100 крупнейших ритейлеров аналитического агентства "INFOLine" по итогам первого полугодия 2021 года за гигантами рынка следуют специализированные площадки.

2) Маркетплейсы активно выходят на зарубежные рынки. Несмотря на сложности в организации поставок и денежных переводов за рубеж, площадки ориентированы на расширение. Так, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), сегодня на китайском рынке представлено уже 50 российских компаний. При этом государственные инициативы активно помогают российскому бизнесу обосновываться в сложных условиях китайской торговли.

3) Маркетплейсы продолжат расширяться за счет количества продавцов. Выход на маркетплейсы - нарастающий тренд для владельцев интернет-магазинов и даже новичков, не имеющих пока опыта в продажах. Высокие обороты, низкий порог входа и освободившиеся в результате ухода зарубежных компаний ниши делают маркетплейсы привлекательными для селлеров.

4) Растет спрос на крупногабаритные товары на маркетплейсах. В последнее время маркетплейсы ориентируются на упрощение логистики: продавцы могут сами организовывать доставку или перейти на фулфилмент (площадка возьмет на себя ответственность за хранение, упаковку, доставку, возврат).

5) Компании запускают собственные маркетплейсы. Это актуально для крупного бизнеса, который может развернуть площадки такого масштаба.

6) Маркетплейсы добавляют новые сервисы. Площадки ритейла превращаются в экосистемы: они предлагают покупателям новые услуги и заходят на новые рынки. Так, у "WILDBERRIES" появился банк и сервис услуг по сборке и установке крупногабаритных и требующих настройки товаров. "OZON" выпустил свою платежную карту, которая дает дополнительные бонусы при оплате покупок на их сайте.

Таким образом, выше были рассмотрены основные тенденции развития российских маркетплейсов, которые обещают отличные перспективы.

1.5 Проблемы, риски и ограничения использования маркетплейсов

Может показаться, что маркетплейсы являются абсолютно идеальным решением для бизнеса, существует ряд проблем и рисков, с которыми продавцы могут столкнуться при выходе на площадки:

  1. Высокая степень зависимости от условий, поставленных маркетплейсом. Это может включать в себя особые правила размещения и описания продукции, сертификацию и соблюдение правил безопасности продукта (для некоторых категорий товаров), необходимость участвовать в совместных акциях, делать скидки, запускать программы лояльности.

  2. Высокий уровень конкуренции на маркетплейсе. Особенно ярко выражено на маркетплейсах-гигантах, где представлены десятки тысяч товаров от продавцов из разных стран.

  3. Маркетплейс может не подходить для некоторых товарных категорий и услуг. В силу низкой стоимости некоторую продукцию просто невыгодно продавать через маркетплейс, поскольку комиссия площадки будет обнулять всю прибыль. Нерационально также будет продавать товары или услуги, предназначенные для аудитории, не закупающейся на данных маркетплейсах.

  4. Необходимость оформления лицензий, сертификатов и другой документации для продажи некоторых категорий товаров или предоставления услуг.

  5. Системы возврата неликвидного товара поставщику (например, если определенные нестандартные размеры одежды или обуви не были распроданы).

  6. Юридические тонкости, связанные с ответственностью поставщиков товаров и услуг и ответственностью самой площадки. К сожалению, в отношении некоторых площадок до сих пор не проведено разграничение ответственности в случае, например, брака продукции (т.к. урон товару может быть нанесен и при производстве, и при приемке товара на склад маркетплейса, и при транспортировке сторонними службами доставки).

Этого можно избежать за счет тщательного изучения рынка и выявления потребностей своей целевой аудитории.

Таким образом, при работе с маркетплейсами стоит учитывать некоторые трудности и проблемы, с которыми может столкнуться продавец.

1.6 Рекомендации по функционированию бизнеса на маркетплейсах

Первым делом перед продавцом встают вопросы о том, какой конкретно товар выставлять на продажу через маркетплейс, какая география продаж в приоритете и в зависимости от этого и ряда других факторов какой маркетплейс выбрать. Стоит провести сравнительный анализ нескольких площадок и выбрать наиболее подходящую под требования и желания продавца. Необходимо также учитывать те маркетплейсы, через которые обычно совершается покупка той или иной целевой аудиторией. А также проанализировать, какая схема поставки наиболее выгодна и удобна для селлера.

Таким образом, мною был разработан перечень рекомендаций относительно ведения бизнеса через маркетплейсы.

В данной главе я изучила историю развития маркетплейсов на мировом рынке, их значение и функции. Выявила преимущества и недостатки маркетплейсов, а также ознакомилась с тенденцией их развития. А также рассмотрела проблемы, риски и рекомендации относительно функционирования бизнеса на маркетплейсах.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Выбор маркетплейсов для продажи одежды

Продажа одежды на маркетплейсах - прибыльное дело, если выбрать подходящую площадку, найти удачный товар и правильно продвигать его. Но есть и сложности: переменчивые тренды, множество необходимых документов и высокая конкуренция. 

Для старта я решила рассмотреть три варианта размещения для своей продукции: на "WILDBERRIES", "OZON" и " Lamoda". Первые два – крупнейшие «универсальные» маркетплейсы, а третий посвящен в первую очередь одежде и аксессуарам. Рассмотрим подробнее каждую площадку.

  1. Продажа одежды на "WILDBERRIES"

Площадка "WILDBERRIES" изначально создавалась именно как интернет-магазин одежды. Сейчас это крупнейший маркетплейс с 800 000 селлеров разных ниш. Но одежда там по-прежнему продаётся активнее всего. При этом и конкуренция высокая. Например, брюки для женщин "plus size" продают свыше 7 000 селлеров.На "WILDBERRIES" охотно покупают одежду, обувь и аксессуары в любом ценовом сегменте: от футболки за 150 ₽ до шуб за 300 000 ₽. В ходу как популярные бренды, так и одежда из небольших местных магазинов. Всего на площадке 185 000 селлеров продают женскую одежду и 50 000 - мужскую.

  1. Продажа одежды на "OZON"

Одежда - не основное направление для "OZON", обычно площадка ассоциируется с качественной недорогой электроникой. Возьмём для сравнения  "WILDBERRIES", те же брюки для женщин "plus size" - продают только 3 000 селлеров. Всего здесь 50 000 продавцов женской одежды и 27 000 - мужской.Однако у "OZON" есть и преимущества. Здесь нет обязательного гарантийного взноса в 10 000 ₽, как на "WILDBERRIES", комиссии в среднем ниже, а штрафы можно оплачивать не деньгами, а штрафными баллами.

  1. Продажа одежды на "Lamoda"

Большинство пользователей знают "Lamoda" исключительно как интернет-магазин для продажи одежды, хотя там есть и аксессуары для дома, и косметика. Аудитория площадки хуже, чем на "WILDBERRIES" и "OZON", но и конкурентов в разы меньше: женскую одежду продают 1500 селлеров, мужскую — 650.

Годовая выручка только "WILDBERRIES" уже превысила 1,6 трлн рублей. На "OZON" в прошлом году купили товаров вдвое меньше – в районе 800 млрд рублей. Две этих торговых площадки забирают половину электронного товарооборота, а ведь есть ещё и другие маркетплейсы. Обычные интернет-магазины и близко не приближаются к этим цифрам.

Проанализировав данные факты, для продажи своей одежды я выбрала маркетплейсы "WILDBERRIES" и "OZON".

2.2 Регистрация на платформах "WILDBERRIES" и "OZON"

Для того, чтобы начать работу на маркетплейсах "WILDBERRIES" и "OZON" я зарегистрировалась в приложении "WB партнёры" и в приложении  "OZON Seller". На первом этапе достаточно было ввести мой номер телефона. После этого я попала в личный кабинет.

Здесь необходимо было ввести данные регистрационных документов, паспортные данные, страну проживания, форму организации, ИНН, реквизиты счёта в банке и другую ключевую информацию.

В личном кабинете "WILDBERRIES" и "OZON" есть все необходимые инструменты для работы. Так для селлеров действуют несколько ключевых разделов: 

  • поставки;

  • товары;

  • цены и скидки;

  • аналитика; 

  • управление поставками;

  • работа с клиентами — отзывы и вопросы. 

На этом данный этап был завершён.

2.3 Создание и наполнение карточек товара

Следующим этапом было создание карточек на "WILDBERRIES" и "OZON". В разделе «Товары» я создала карточки товара. При заполнении карточек высвечивались поля для заполнения данных о характеристиках товара. Поля зависят от самого товара: для продуктов важны одни характеристики, а например, для электроники - другие. Я вносила в карточки на "WILDBERRIES" и "OZON" максимально подробную информацию. Чем более детально указываются характеристики товара, тем в дальнейшем легче покупателю найти интересующий его товар.

Также мне необходимо было добавить оригинальные фотографии и видео. Для этого я обратилась в модельное агентство и фотостудию.

Изначальные требования к разрешению фотографий установлены -не меньше 450х450. Максимальное количество фотографий, которое можно загрузить на "WILDBERRIES" и на "OZON" – 30 шт. 

Далее я указала цены на позиции моей одежды и заполнила описание. После внесения всей информации добавила товары на площадки. 

2.4 Поставка на склады "WILDBERRIES" и "OZON" и анализ заказов

"WILDBERRIES" и "OZON"предлагает поставщикам модели работы по схеме FBS и схеме FBO при отгрузке товара на маркетплейс.

  1. FBS (Fulfillment By Seller) – это система поставок, когда поставщик хранит товар у себя дома, на складе или фулфилменте и доставляет на маркетплейс, только по факту заказа. Услуга FBS бесплатна, поставщик не платит за хранение и дополнительную доставку до склада транспортной компанией, в случае торговли из регионов.

  2. FBO (Fulfillment By Operator) – это система поставок, когда поставщик хранит товар на складе маркетплейса и соответственно плати за это хранение.

Разница между моделями работы с поставками FBS и FBO в месте, где хранится товар и комиссии, которую оплачивает продавец. Еще одно отличие FBO и FBS в скорости доставки товара до покупателя. Так как в ранжировании карточек на маркетплейсе большую роль играет скорость доставки, необходимо выбрать самую быструю модель работы. Поставки по системе FBS необходимо собирать на регулярной основе, а при торговле со склада маркетплейса поставку достаточно делать раз в 1-1,5 месяца. Для увеличения продаж и для отсутствия простоя, продавцы обычно выбираю обе схемы работы.

После выполнения всех этапов часть своего товара я отправила на склады "WILDBERRIES" и "OZON", а часть оставила у себя. Передать продукцию на склады маркетплейсов можно через водителя или транспортную компанию.

После заполнения остатков и передачи товара на склады маркетплейсов моя продукция появилась в продаже и стала доступной для заказа.

На склады "WILDBERRIES" и "OZON" первая партия худи, лонгсливов и джоггеров была поставлена мною в сентябре 2024 г. За период с сентября 2024 г. по январь 2025 г. было заказано 566 товаров из них выкуплено 354 товара, что считается не плохим показателем в плане выкупаемости т.е. более 50%.

Рейтинг магазина на "WILDBERRIES" составляет 4.9 балла из 5. Рейтинг магазина на "OZON" – 4.8 балла из 5. Все отзывы положительные, покупателям нравится качество пошива, дизайн и удобство одежды.

2.5 Создание визитной карточки

Чтобы создать визитные карточки, на которых будут ссылки моих магазинов одежды на "WILDBERRIES" и "OZON", мною использовались сайты www.printut.ru и www.qrcoder.ru.

Для создания QR-кодов я скопировала электронные адреса магазинов и вставила их в соответствующий раздел на сайте www.qrcoder.ru. Это позволило мне быстро и легко получить уникальные QR-коды.

Чтобы создать дизайн визитки, я обратилась к сайту www.printut.ru. На этом ресурсе нашла подходящую тематику (одежда), а с помощью встроенного редактора изменила цветовую схему визитки и добавила название магазинов.

Готовый образец я сохранила на флешку и отнесла в типографию для распечатки. Таким образом, у меня получились уникальные визитки, с помощью которых я могу дополнительно привлечь новых покупателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в рамках данного проекта мне удалось подробно исследовать особенности открытия маркетплейсов на конкретном практическом примере. В ходе работы я подтвердила гипотезу о том, что в будущем лидирующие позиции в торговле займут маркетплейсы. Ведь они уже сейчас занимают лидирующие позиции. Покупателям намного удобнее и выгоднее заказать товар на маркетплейсе, чем искать его по всему городу в оффлайн магазинах.

Я изучила историю развития маркетплейсов на мировом рынке, их значение и функции. Выявила преимущества и недостатки маркетплейсов, ознакомились с тенденцией их развития. А также рассмотрела проблемы, риски и рекомендации относительно функционирования бизнеса на маркетплейсах.

Помимо этого, в рамках проекта мною был разработан перечень рекомендаций относительно ведения бизнеса через маркетплейсы.

Я выяснила, что продажа на маркетплейсах имеет свои особенности. Первым делом перед продавцом встают вопросы о том, какой конкретно товар выставлять на продажу через маркетплейс, какая география продаж в приоритете и в зависимости от этого и ряда других факторов какой маркетплейс выбрать. Стоит провести сравнительный анализ нескольких площадок и выбрать наиболее подходящую под требования и желания продавца. Необходимо также учитывать те маркетплейсы, через которые обычно совершается покупка той или иной целевой аудиторией. А также проанализировать, какая схема поставки наиболее выгодна и удобна для селлера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барроу К., Барроу П., Браун Р., Бизнес-планирование. Маркетинговое исследование. Бизнес-стратегии. Прогнозирование результатов. Рычаги финансового контроля: учебное пособие / К. Барроу. – Москва: КноРус, 2003. – 397 с.

  2. Бобков О. В., Маркетплейс: что это такое, самые лучшие и популярные платформы электронной коммерции в России, 2024. – URL:https://www.cleverence.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/marketpleys-chto-etotakoe-samye-luchshie-i-populyarnye-platformy-elektronnoy-kommertsii v-rossii / (дата обращения: 20.12.2024).

  3. Куликова О. М., Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли, 2020. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=44347350 / (дата обращения: 20.12.2024).

  4. Курганова Н.Ю., Формирование и развитие современных маркетплейсов, 2019. – URL:http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/449/article-449-2554.pdf / (дата обращения: 20.12.2024).

  5. Орлова Н. И., Инструменты продвижения на маркетплейсах, 2021. – URL: http://www.sberbank.ru/start/articles/marketplace/promotion_tools / (дата обращения: 20.12.2024).

  6. Серпухова Е. П., Основы предпринимательства и бизнес-планирования: учебник / Е.П. Серпухова. – Саратов: КноРус, 2022. – 175 c.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Разновидности маркетплейсов

Приложение № 2

Тенденции развития российских маркетплейсов

Приложение № 3

Мой выбор маркетплейсов для продажи одежды

Приложение № 4

Регистрация на платформах "WILDBERRIES" и "OZON"

Приложение № 5

Мой магазин на "WILDBERRIES"

Приложение № 6

Мой магазин на "OZON"

Приложение № 7

Отзывы

Приложение № 8

Моя визитная карточка

Просмотров работы: 10