Введение
На занятиях в детской школе искусств я познакомилась техникой кармацкой (тюменской) росписи и сразу заинтересовалась ею.
Потренировавшись выполнению росписи на деревянных заготовках, я решила расписать сумку-шопер (Приложение I). Результат мне понравился, поэтому я расписала еще один шопер. Захотелось выполнить изделие посложнее. А так как на уроках труда мы учимся шить, пришла идея изготовить предмет одежды с декором по мотивам кармацкой росписи.
Проблема:
В настоящее время декор одежды массового производства очень разнообразен: машинная вышивка, пайетки, аппликация, термотрансферы, прямая печать. Все это, конечно, украшает одежду, но лишает ее индивидуальности. При этом традиционные русские промыслы незаслуженно уходят на второй план.
Гипотеза:
Традиционная Тюменская (кармацкая) роспись имеет возможность эффективного, творческого использования при проектировании и дизайне одежды.
Цель работы: рассмотреть возможность использования мотивов кармацкой (тюменской) росписи в декоре одежды.
Задачи работы:
проследить историю возникновения кармацкой (тюменской) росписи;
изучить технику кармацкой (тюменской) росписи;
спроектировать и изготовить платье с декором по мотивам кармацкой (тюменской) росписи.
Поставленные задачи определили ход исследования, включающий следующие этапы:
- теоретический: в этот период были сформулированы проблема, цель, гипотеза, разрабатывались задачи исследования;
- поисково-информационный: анализ литературы и интернет-источников по теме исследования;
- практический этап: проектирование и практическое изготовление швейного изделия с декором по мотивам кармацкой (тюменской) росписи
- заключительный этап: формулирование выводов работы.
Объект исследования: кармацкая (тюменская) роспись
Предмет: возможность использования кармацкой (тюменской) росписи в декоре одежды.
Методы и приемы исследования: теоретический, исследовательский, практический.
Актуальность темы исследования. В настоящее время интерес к наследию наших предков возрастает. Человек хочет чувствовать себя ближе к природе, проявляет интерес ко всему натуральному. Изделия ручного труда снова обретают свою ценность, так как имеют индивидуальность и неповторимость. Внесение традиционных элементов в повседневную одежду является актуальной задачей, в основу которой заложена необходимость сохранения культурных традиций наших предков.
Теоретическая часть
Глава 1. Обзор литературы.
1.1.История Тюменской (Кармацкой) росписи
Декоративная роспись русской крестьянской избы известна как «дом крашеный со цвяточком». Наибольшее распространение этот вид зафиксирован на обширной территории от Вятки до Тюмени. Расцвет ее пришелся на середину XIX – начало XX века [1].
Мастера кармацкой росписи проживали в поселениях Тюменского уезда Тобольской губернии, расположенных по речке Кармак (кармацкие) – Гилева, Кокшарово, Мальцево. Эти деревни возникли на первых этапах освоения Сибири. Таким образом, красильный промысел существовал в Тюменском уезде более 300 лет.
Мастера-красители из своих деревень ехали на заработки в те районы, в которых был хороший урожай. Ведь доходы сельских жителей зависели от урожая. Чем больше был доход от урожая на селе, тем больше было в селе расписных домов. Позволить себе роспись дома могли только зажиточные крестьяне. Роспись одной комнаты стоила от 15 до 30 рублей, на эти деньги в то время можно было купить корову.
Красильный промысел передавался по наследству, о чем свидетельствуют династии красильщиков. К примеру, в деревне Верховино были династии мастеров Корчагиных, Уткиных, в д. Гилево – династия Пятых, в д. Кокшарово – династия Семашкиных.
1.2. Где применялась.
Особенность тюменской (кармацкой) росписи по дереву – декорирование1 больших плоскостей. Расписывали стены, потолки, подполатные углы и т. д. (Приложение I рис.1) [2]. Вместе с тем, расписывали и бытовую утварь (прялки, рубели, вальки, туеса, коромысла, посуда деревянная) и мебель (шкафы, колыбельки, сундуки), а также транспорт (сани, дуги) (Приложение II рис. 2, 3).
Самые ранние росписи отличаются простотой и незамысловатостью композиции, с крупными мотивами (круг, наугольники, древо жизни, портала-образное обрамление). Роспись располагается на значимых частях дома – окне, голбце, дверях, красном углу. (Приложение II рис. 4)
1.3. Элементы и символика тюменской росписи.
Мировосприятие тюменских красильщиков и крестьян, которым расписывали дома, накладывало отпечаток на формирование росписи. Символика, заложенная в тюменской росписи, несет в себе глубокий смысл: в основе ее семейное древо, где все элементы (бутоны – дети, цветы – родители, вазон, корни – предки) связаны друг с другом, и несут в себе архаические представления сибиряков о строении мира, о красоте, о благополучии семьи и дома [3].
Таблица 1. Значение элементов мотивов и композиций Тюменской домовой росписи2
|
Мотив росписи |
Семантическое прочтение мотива |
Цвет, применяемый в традиционной росписи |
|
Бутон |
Символ детей |
Белый, синий, красный, желтый, коричневый |
|
Цветы |
Символ солнца, взрослого поколения |
Белый, синий, красный, желтый, коричневый, фиолетовый |
|
Листья |
Символ изобилия и хорошего урожая |
Зеленый, синий, желтый, белый |
|
Птицы |
Символ счастливой жизни |
Красный, охристый, желтый, синий, зеленый, черный |
|
Венок |
Символ солнца, охранитель |
Синий, красный, желтый, коричневый, зеленый |
|
Куст в вазе |
Древо жизни, семейное древо |
Синий, красный, желтый, коричневый, зеленый |
|
Курочка и петушок |
Символ счастливой супружеской жизни |
Белый, голубой, золотистый, красный, коричневый, черный |
|
Голубь |
Символ святого духа |
Голубой |
|
Лев и сова |
Олицетворяют силу и мудрость |
Голубой, охристый. Белый, коричневый |
|
Гирлянда |
Символ изобилия |
Желтый, коричневый, красный, синий, зеленый. |
1.4. Техника письма.
Роспись, как правило, выполняли на ярком цветном или светлом фоне. Изначально при выполнении кармацкой росписи мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями. Краски ремесленники делали сами. Основа краски — олифа, которую получали, вываривая льняное масло. В олифу добавлялись натуральные пигменты — малахит, уголь, глину, кость, охру, ржавчину. Из красок наиболее употребительными были сурик, охра, медянка, белила.
Колорит росписи был ограничен несколькими цветами: красным, желтым, синим, зеленым, изредка – темно-коричневым и фиолетовым. Белый использовали для моделировки форм, чёрный – для приписок, графических элементов. В росписи прялок для фонов использовали темные оттенки синего.
Особенность кармацкой росписи – двухцветный мазок, который позволял росписи быть живописной и маховой. На плоскую кисть одновременно берутся две краски: например, на «пяточку» – темную, на «носик» – светлую. Также в кармацкой росписи встречаются работы, написанные пальцами [4].
После предварительного определения размера мотивов и композиций делали подмалевок основных пятен – цветов, бутонов, листьев (Приложение III), последовательно, от более крупных к мелким. Затем производили их моделировку, во время которой одни, в соответствии с замыслом, превращались в цветы, другие – в бутоны и листья. Моделировку делали белилами, если подмалевок цветной. Если подмалевок светлый, то моделировка делалась темным цветом.
Обмакнув конец кисти в краску нужного цвета и вращая ее вокруг оси округлым мазком, за одно движение преобразовывали подмалевок в ягодку или лепесток цветка.
В исполнении прослеживаются простейшие элементы кистевой росписи: ягодка, шиповинка, запятая, капелька, тычок, листик.
Последующая разработка мотивов «разбелками», «оживками», «приписками» расширяла градации цвета, объединяя их в гармоничное целое.
1. 5. Традиции и современность.
Благодаря команде энтузиастов, которые уже на протяжении 20 лет занимаются тюменской росписью: ездят в экспедиции по деревням и селам, проводят мастер-классы, организуют экспозиции, участвуют в фольклорных конкурсах и фестивалях, ремесло начало возрождаться [5].
В 2022 году тюменскую (кармацкую) роспись внесли в Реестр объектов нематериального культурного наследия Тюменской области[6].
Коллекция предметов с тюменской (кармацкой) росписью по дереву хранится в фондах Музейного комплекса имени И. Я. Словцова [3] . Она включает: прялки – около 200 штук, шкаф, наличники, сундук, колыбельку, туесок. Выразительные образцы и целые интерьеры изб, расписанные тюменскими красильщиками, представлены в экспозициях Нижне-Синячихинского государственного музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства.
В 2019 году в деревне Насекина открыли частный музей истории крестьянского быта. Там работает постоянная выставочная экспозиция «Тюменский цвяточек».
Глава 2. Технологические аспекты реализации проекта в материале.
1. Определение конкретной идеи.
В этом году я закончила художественную школу, поэтому было решено изготовить платье с декором по мотивам кармацкой (тюменской) росписи для торжественного мероприятия в Детской школе искусств.
Мода на платья в 2025 году отражает стремление к индивидуальности, комфорту и устойчивому развитию. Яркие цвета, разнообразные фасоны и экологически чистые материалы помогают каждому выразить свой стиль. Платья должны быть не только красивыми, но и удобными, что делает их идеальным выбором для любого случая.
2. 2. Разработка дизайна изделия.
Для воплощения идеи в материале, была разработана модель платья в стиле бохо. (Приложение IV). Бохо – стиль в одежде, который сочетает в себе элементы различных культур и эпох. Главной особенностью его являются свободный крой, комфорт и использование натуральных тканей. Одежда в стиле бохо часто украшена разнообразными вышивками, кружевами, и другими декоративными элементами.
2. 3. Конструирование и моделирование изделия.
Для изготовления платья я сняла мерки, построила конструкцию основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (Приложение V) и выполнила моделирование лифа платья в соответствии с эскизом модели. Нижние части рукавов и ярусы юбки имеют форму прямоугольников, поэтому их раскрой выполнялся непосредственно на ткани. Коэффициент сборки ткани 1,7. (Приложение VI).
2. 4. Выбор материалов.
2. 4.1. Выбор ткани. Для платья в стиле бохо подходят ткани из натуральных волокон, такие как лен или хлопок. Они не только комфортные, но и создают элегантный, непринужденный образ.
Для изготовления изделия было решено использовать хлопчатобумажную ткань (хлопок креш и поплин). Так же, понадобятся нитки швейные и кружево.
Хлопок крэш — это натуральная ткань из 100% хлопка, изготавливаемая по определённой технологии. Она имеет эффект небольшой жатости, как «после стирки». Материал имеет рельефно-узорную текстуру, не растягивается и не требует глажки. Хлопок крэш довольно плотный, держит форму, при этом отлично пропускает воздух и приятен к телу.
Поплин из хлопка — это ткань полотняного переплетения, которая отличается плотной структурой, лёгкостью и гладкостью.
2.4.2. Выбор отделочных материалов. Для отделки платья было решено использовать хлопчатобумажное кружево, наиболее гармонирующее с натуральными тканями.
2.4.3. Композиционное решение. При выборе цвета ткани учитывалась цветовая гамма росписи, которая была задумана изначально. Это помогло добиться гармонии в изделии.
2.3.4. Выбор материалов и оборудования для выполнения росписи по ткани.
В настоящее время тюменская роспись выполняется масляными художественными красками. Но, так как, роспись не по дереву, а по ткани, нужны специализированные краски для ткани. У меня имеется набор акриловых красок для ткани Невская палитра (коллекции «DECOLA»).
Основные характеристики таких красок:
хорошо ложатся на поверхность ткани.
быстро сохнут.
после высыхания не впитываются в ткань, а создают эластичную пленку.
волокна нитей ткани на участках росписи акрилом становятся плотнее.
сохраняют целостность покрытия во время стирки.
Так же понадобятся синтетические кисти круглые (№ 6) и плоские (№ 8, 16).
Последовательность выполнения росписи представлена в приложении (Приложение VII).
2.5. Выбор инструментов и оборудования для шитья.
Для выполнения работы необходимы: сантиметровая лента, линейка масштабная, линейка портновская, ножницы для раскроя, швейная игла, швейная машина, оверлок, утюг.
2. 6. Выполнение технологических операций.
Карта технологической последовательности изготовления изделия представлена в приложении (Приложение VIII).
Заключение
При работе над теоретической частью исследовательской были приобретены навыки работы с литературой, рассмотрены основные вопросы по теме исследования: я узнала историю Кармацкой росписи, познакомилась с элементами, символикой и техникой письма.
В практической части данной работы внимание было уделено разработке и изготовлению платья с декором по мотивам кармацкой (тюменской) росписи. (Приложение IX).
Считаю, что все поставленные задачи решены. Цель достигнута.
Гипотеза исследования подтверждена: Традиционная Тюменская (кармацкая) роспись имеет возможность эффективного, творческого использования при проектировании и дизайне одежды.
Новизна работы заключается в том, что был предложен новый подход к декорированию одежды, используя мотивы традиционной кармацкой (тюменской) росписи.
Практическая значимость данного исследования определяется ценностями идеи - использование мотивов традиционной кармацкой (тюменской) росписи в декоре современной одежде как сохранение, развитие традиций своего региона, и определяется возможностью использования ее результатов:
- в качестве примера при разработке новых моделей одежды.
- в качестве практического руководства при изготовлении подобного изделия.
Со своей работой я приняла участие во Втором Всероссийском конкурсе-фестивале «В лабиринте моды» в г. Тобольске, где заняла 1 место в номинации «Юный дизайнер» и получила приглашение на участие в Международном молодежном дизайн-конкурсе «Золотая нить» в г. Санкт-Петербурге (Приложение X).
Перспективы дальнейшей деятельности: выполнить другие изделия с декором по мотивам традиционной кармацкой (тюменской) росписи.
Моя работа доказывает, что наследие предков живо и ему есть место в нашей современной жизни.
Список использованных источников и литературы
Тюменская домовая роспись https://gorod-t.info/culture/istoriya/4625/?sphrase_id=18081 (дата обращения: 16. 08. 2024).
История под штукатуркой https://sp72ru.ru/2023/04/01/27930/istoriya-pod-shtukaturkoj/ (дата обращения: 22.10. 2024)
Тюменская домовая роспись. Технология художественных промыслов. /Ред.- сост. В.А. Барадулин. – РИЦ ТГИИК, Тюмень, 2006. – 111 с.
Тюменская роспись: где посмотреть и потренироваться https://vsluh.ru/novosti/obshchestvo/tyumenskaya-rospis-gde-posmotret-i-potrenirovatsya_380952/?sphrase_id=38749 (дата обращения: 27.10. 2024)
Традиционная тюменская домовая роспись выходит на всероссийский уровень
https://tumentoday.ru/2024/05/12/traditsionnaya_tyumenskaya_domovaya_rospis_vykhodit_na_vserossiyskiy_uroven/ (дата обращения: 01.02. 2024)
Официальный порталорганов государственной власти Тюменской области https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/culture/object_nOIKN.htm (дата обращения: 01.12. 2024)
Приложение I
|
|
Приложение II
|
Рис.1 |
|
|
Рис. 2 |
Рис. 3 |
|
Рис. 4 |
|
Приложение III
Таблица 2. Элементы мотивов и композиций Тюменской домовой росписи3
|
Ягодка |
Ягодка-листик |
Ягодка-цветочек |
|
Бутон |
Цветы |
Цветы |
|
Ягодки и бутоны |
Ягодки и бутоны |
Листья |
Приложение IV
Приложение V
Таблица 3. Построение чертежа основы платья с цельнокроеным рукавом
Мерки: Сг2 – 52, Сш – 18, Оп – 34, Дст – 35, Ди – 120,
Прибавки: Пг – 6 см., Поп – 6
|
1. Построить прямой угол в т.В ВН = Ди = 120 см. ↓ |
|
2. От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВl = (Сг2 + Пг) : 2 = (58+6):2 = 29см.→ |
|
3. Достроить чертеж до полного прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1. Поставить точку Н1. |
|
4. Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле: BB2 = (Сш : 3) + 1 = 18:3+1 = 7см. → Отложить вниз от точки В глубину горловины спинкиВВз: ВВз = BB2 : 3 = 7:3 = 2,3 см.↓ Соединить плавной кривой точки В2 и Вз |
|
5. Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4: ВВ4 = BB2 + 1 = 7+1 = 8 см↓ Соединить плавной кривой точки B2 и В4 |
|
6. Отложить вниз от точки Вl глубину проймы В1Г рассчитанную по формуле: В1Г = (Оп:2)+ Поп = 34:2+6= 23 см.↓ От точки Г вправо провести горизонтальную линию. |
|
7. Отложить вправо от точки Вl длину рукава B1B5 , которая обычно составляет 5 -7 см. B1B5 = 6см. Достроить прямоугольник по двум сторонам – В1Г и B1B5. Обозначить точку Г1. |
|
8. Вниз от точки Г отложить отрезок ГГ2, равный отрезку ГГ1 = 6см. Соединить прямой линией точки Гl и Г2. |
|
9. Для построения криволинейного участка линии бокового среза необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба 1 - 1,5 см (точка Г4). Соединить точки Г1, Г 4 и Г 2 плавной кривой. |
|
10. Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Нl, Н2, который обычно равен 8 - 12 см. НIН2 = 8 см. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2. |
|
11. От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н - точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой. |
|
12. Отложить от точки В вниз длину спины до талии ВТ. ВТ = Дтс = 35 см. От точки Т провести горизонтальную линию талии и отметить на ней точки Tl и Т2 |
|
13. От точки Т2 вверх по линии Т2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Т3, а на середине отрезка ТТ1- точку Т4 Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой. |
|
14. Обвести контур чертежа основной сплошной линией. |
Приложение VI
Дополнительныке детали кроя
|
№ |
Наименование и размер детали |
Кол-во |
|
1 |
Верхняя ступень юбки шириной 1,50 м. и высотой 30 см. |
1 дет. |
|
2 |
Средняя ступень юбки шириной 2,50 м. и высотой 30 см. |
1 дет. |
|
3 |
Нижняя ступень юбки ступень юбки шириной 4,30 м. и высотой 30 см. |
1 дет. |
|
4 |
Деталь нижней части рукава шириной 75 см. и длиной 38 см. |
2 дет. |
|
5. |
Бейка горловины длиной 58 см. и шириной 5 см. (выкроена по косой ) |
1 дет. |
|
6 |
Кулиска рукава длиной 75 см. и шириной 3 см. |
2 дет. |
Приложение VII
Таблица 4. Последовательность выполнения росписи
|
№ п/п |
Технологический этап |
Фото, схемы |
|
1 |
На альбомном листе рисуем эскиз росписи, распределяя все элементы. |
|
|
2 |
Переносим композицию на ткань. |
|
|
3 |
Распределяем на ткани подмалевки (цветочки, ягодки) с помощью тонкой кистью и указательного пальца. |
|
|
4 |
Приступаем к моделировке форм (цветочков, ягодок.). Набирая на кисть два цвета краски: на короткий ворс наносим светлую краску на длинный ворс темную краску. |
|
|
5 |
Выкладываем листочки и веточки на ткань с помощью кисточки, аналогично на короткий ворс наносим светлую краску, на длинный ворс темную краску. Если листочки по больше, то с подмалевком. |
|
|
6 |
Берем тонкую кисть, наносим черной краской приписки (череночки, капельки, точки, прожилки) для завершения полного образа цветочков, ягодок, листочков, веточек). |
|
|
Окончательно закрепляем рисунок с помощью теплого фена. На небольшом расстоянии просушиваем роспись. |
Приложение VIII
Таблица 5. Карта технологической последовательности изготовления изделия
|
№ п/п |
Технологический этап |
Фото, схемы |
Инструменты, материалы |
|
1 |
Построить конструкцию платья в М 1:1, произвести моделирование. |
Линейка, карандаш, сантиметровая лента. |
|
|
2 |
Раскроить изделие. |
Раскройные ножницы, линейка, мелок. |
|
|
3 |
Наметать и настрочить кружевную тесьму по нижнему срезу средней части переда, оставив припуск по линии низа. Приутюжить. |
Ручная игла, ножницы, швейная машина, утюг. |
|
|
4 |
Сметать и стачать среднюю и боковые части переда лифа платья. Заутюжить припуски в сторону боковых частей переда. |
Ручная игла, ножницы, швейная машина, утюг. |
|
|
5 |
Сметать средний шов спинки лифа, стачать отступив сверху 15 см на застежку. Швы разутюжить. |
Ручная игла, ножницы, швейная машина, утюг. |
|
|
6 |
Сметать и стачать плечевые швы, заутюжить в сторону переда. |
||
|
7 |
По верхним срезам нижних деталей рукавов проложить параллельные строчки, стянуть. Приметать и притачать к срезам рукавов. |
Ручная игла, ножницы, швейная машина, утюг. |
|
|
8 |
Обработать горловину косой бейкой. Для этого косую бейку заутюжить вдвое, приметать и притачать по срезу горловины (ширина шва 5 мм.), затем обогнуть срезы шва бейкой, заметать и проложить строчку под бейкой, приутюжить. |
Ручная игла, ножницы, швейная машина, утюг. |
|
|
9 |
Нижний срез рукава оверложить и пришить кружевную тесьму. |
Ручная игла, швейная машина, утюг. |
|
|
10 |
На расстоянии 6 см. от нижнего края рукава настрочить кулиску, вдеть резинку. |
Ручная игла, ножницы, швейная машина, утюг |
|
|
11 |
Сметать и стачать боковые швы и нижние швы рукавов. Выполнить ВТО. |
Ручная швейная игла, нитки, ножницы., утюг. |
|
|
12 |
Сметать и стачать швы ярусов юбки, заутюжить в сторону переда. Низ нижнего яруса оверложить и обработать швом вподгибку с открытым срезом. |
Ручная швейная игла, нитки, ножницы |
|
|
13 |
По верхним срезам ярусов юбки проложить параллельные строчки, стянуть, сметать и стачать швы ярусов. Выполнить ВТО. |
Ножницы |
|
|
14 |
Соединить лиф и юбку стачным швом, совмещая контрольные точки. Швы заутюжить. |
Ручная швейная игла, нитки, ножницы |
|
|
15 |
Выполнить окончательную отделку и ВТО изделия. |
Утюг |
Приложение IX
Приложение X
Второй Всероссийский конкурс - фестиваль «В лабиринте моды»
(г. Тобольск)
1 место в номинации «Юный дизайнер».
1 Декорирование - нанесение какого-либо украшения на поверхность, придавая вещи или предмету завершенный вид и свои уникальные, присущие только ему, отличительные особенности.
2 По материалам книги В.А. Барадулина «Тюменская домовая роспись. Технология художественных промыслов».
3 Элементы росписи выполнены Народным мастером Союза художников России
Быковой Верой Ивановной.