Великий Исторический экскурс "Что для меня Дон..."

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великий Исторический экскурс "Что для меня Дон..."

Дымова Е.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Сальска
Лысикова С.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я верю в простую истину: в единстве нашей страны - залог процветания нашего народа. С чего начинается для каждого человека чувство Родины?! Оно начинается с формирования у ребёнка отношения к семье, к месту, где он родился и растёт. Это корни, связывающие человека с отчим домом и его малой Родиной. Без знаний истории родного края нельзя воспитать патриота и гражданина России. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главные вопросы: что же делать нам сегодня для сохранения самосознания народа, как повлиять на процесс развития культуры, чтобы он носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Интерес к традиционной культуре казаков: к языку, обычаям, обрядам, истории, - растёт не только в нашей стране, но и во всем мире. Стоит каждому задуматься, какую роль он может сыграть, чтобы всегда было актуально выражение «казачьему роду нет переводу».

Поэтому, обучаясь в школе со статусом «Казачье», в 11 классе, выступая в роли наставника у 5-7 классов, я предложила разработать и провести занятие по изучению истории Донского казачества. Изучив большое количество материала, мы вместе с моим руководителем Лысиковой Светланой Юрьевной пришли к выводу, что в одно занятии вместить всё очень сложно. Так пришла идея просветительской программы, состоящей из нескольких занятий. На данный момент разработан цикл из 3 учебных занятий под общим названием «Исторический экскурс «Что для меня Великий Дон…». Предметом исследования являются разработки занятий в рамках просветительской программы наставника.

Гипотеза: образовательный процесс может стать более продуктивным, если ученики привлекаемые в качестве наставников в модели «ученик-ученик», будут реализовывать авторские просветительские программы.

Разработанная программа включает в себя знакомство с историей, традициями, культурой и бытом казаков и состоит из трёх занятий, тесно связанных между собой, способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, развитию чувства коллективного творчества, прививает интерес к традициям и обрядам. Это делает работу актуальной в современных условиях.

Часть 1. Разработка просветительской программы.

Просветительская авторская образовательная программа ученицы 11 класса МБОУ СОШ №7 г. Сальска со статусом «Казачье», Ведута Марии «Цикл из 3 учебных занятий по сохранению истории казачества «Исторический экскурс «Что для меня Великий Дон…»

Цель: создать условия для воспитания патриота и гражданина, преданного своему Отечеству и народу, через формирование личности с активной жизненной и гражданской позицией.

Задачи

- развивать стремление изучать историю родного края;

- прививать любовь к родному краю;

- сохранять бережное и уважительное отношение к памяти предков;

- прививать любовь и бережное отношение к донской природе;

- воспитывать чувство гордости и уважения к людям, живущим на Донской земле, их многовековым традициям;

- развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности.

Мультимедийные средства, дидактический материал и оборудование:

Видеоролик «Родина» и Презентации к занятиям.

Стенды: «История Донского края», «История Донского казачества». «Символика Войска Донского».

Казачья форма.

Оружие казаков: шашка, нагайка, пика, лук.

Костюмы казачки.

Портреты атаманов, известных деятелей науки и культуры.

Основные формируемые понятия: Казак, Казачество, Казачий круг, заповеди, символы.

Персоналии: Дмитрий Донской, воевода Боброк, Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Кондратий Булавин, атаман Платов, генерал Яков Бакланов, Петр Ильич Чайковский, Антон Павлович Чехов, Александр Серафимович, Михаил Александрович Шолохов, Алексей Максимович Горький, Митрофан Борисович Греков, Фаина Раневская, Анатолий Калинин, Виталий Закруткин

Планируемые результаты:

Учащиеся получат возможность:

  • познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону;

  • познакомиться с управлением в казачьем войске и символами;

  • узнать об участии в Отечественных войнах Донских казаков и Войска Донского;

  • разобраться в понятиях: казак, атаман, Казачий круг.

Личностные:

  • воспитание гражданина России, духовно связанного со своей малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции.

Метапредметные:

  • способность организовывать и регулировать свою деятельность;

  • развивать умения анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;

  •  использовать различные источники информации.

Предметные: 

  • умение получать и анализировать информацию из различных исторических и современных источников;

  • формировать навык излагать полученные знания об исторических событиях, их участниках;

  • уметь соотносить исторические факты и общие явления.

Часть 2. Цикл из 3 учебных занятий по сохранению истории казачества «Исторический экскурс «Что для меня Великий Дон…»

(просветительская авторская образовательная программа наставника МБОУ СОШ №7 г. Сальска со статусом «Казачье»)

Занятие 1. Введение в историю Донского казачества и Донского края

Ход занятия

(Если занятие проводится в незнакомом классе, то сначала учитель представляется.)

Учитель: (читает авторское стихотворение («Родина»), на экране видеоролик)

Родина –главное слово на свете.

Это страна на огромной планете.

Родину точно не выбирают,

Не предают и всегда защищают.

Родина – место, где ты родился,

Рос и взрослел, и всему научился.

Родина – мамины добрые руки,

Сон беззаботный под нежные звуки.

Родина – первый сделанный шаг.

Родина – гимн, герб наш и флаг.

Родина – отчего дома порог,

Где начинаются сотни дорог.

Родина там, где от школьной скамьи

Тебя отвлекая, поют соловьи.

Родина – радужный мост над рекой.

Родина там, где душевный покой.

Родина – дружеский возглас «Привет!».

Родина – первый в жизни рассвет.

Родина – всё, что тебя окружает,

Подвиги тех, кто её прославляет.

Родина – бурной истории вехи,

Память традиций, забавы, потехи.

А сейчас обращаю ваше внимание на экран

(на слайде последние две строки стихотворения)

……. – наша Родина, край наш родной!

Родина там, где живём мы с тобой!

Можно ли с уверенностью сказать, какое слово пропущено автором?

Ответы учеников: разные варианты

Учитель: Предлагаю разобраться вместе.В какой большой и дружной стране мы с вами живём?

Ответы учеников: – Россия, - Российская Федерация.

Учитель: А как называется наш край, наша малая Родина?

Ответы учеников: - Донской край, - Ростовская область, - Донщина и другие версии

Учитель: Все абсолютно правы и всё вместе называется Донская земля! Предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего занятия и помогут в этом вам высказывания о нашем крае, они на экране и у вас на столе. (Приложение 1.)

Выберите то, которое ближе вам, запишите его номер и попробуйте назвать тему.

Ответы учеников: разные варианты.

Учитель: Верно, наша тема «История Донского края и казачества».

Что вам уже известно о Донской земле?

Ответы учеников: разные варианты.

Учитель: Вы знаете какую площадь она занимает?

Ответы учеников: разные варианты

Учитель: Используя карту, определите протяжённость, кто сидит на 1 варианте - с севера на юг, кто на втором - с запада на восток

Ответы учеников: на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.

Учитель: Молодцы, справились.На территории нашей области могут разместиться 4 государства вместе взятые: Бельгия, Португалия, Дания, Швеция. Назовите столицу Донского края и год основания, а также нашей области.

Ответы учеников: Ростов-на-Дону, основан в 1749г., Ростовская область основана в 1937г.

(отмечаем флажок №1 на карте) (Приложение 3).

Учитель: Почему носит такое название?

Ответы учеников: потому что протекает река Дон.

Учитель: Конечно, Дон дважды пересекает территорию Ростовской области, это одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво. (флажки №2 на карте). (На слайде ученики видят карту, фотографию Дона и стихотворение [2]

Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович.

Таким веками знали его русские люди.

Так величали его донские казаки.

Тихий Дон – колыбель казачества.)

Чтобы достичь нашей цели приглашаю вас в путешествие, которое поможет понять какая у Донской земли богатая и героическая история.

Но, прежде, чем мы начнём наш экскурс в историю, я хотела у вас спросить, кто знает стихотворение А. С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» А где находится это «Лукоморье»?

Ответы учеников: варианты разные

Учитель: Лукоморье – это старое название Таганрогского залива и был там сказочный тот самый дуб зелёный (флажок №3). А в нашей области в 2-3 км от станицы Вёшенской сейчас растёт дуб Великан, которому более 400 лет, объём его ствола составляет 42 м. [13] (флажок №4).

Вначале нашего путешествия предлагаю составить путеводитель, с чего начнём?

Ответы учеников: разные варианты

Подводим итоги и запишем в ваши путеводители, что наше путешествие, состоит, как вы сами сказали, из следующих этапов –

  1. История происхождение Донских казаков.

  2. Основные символы Донского казачества: гимн, флаг, герб, заповеди.

  3. Культура и традиции казачества в настоящем и будущем Донского казачества.

Для начала поделимся на группы, на каждом стуле закреплён номер, найдите его и соберитесь у стола с таким же номером. Это ваш пропуск в архив. (Приложение №2)

(все ученики находят номер и подходят к столам, на которых находятся подготовленные материалы)

Итак, на первом этапе вы становитесь работниками исторических архивов, которым необходимо найти материалы по истории происхождения донских казаков. Задание для каждой группы архивариусов своё. Время на подготовку у вас 10 минут на защиту 3 минуты. Приступаем.

(ребята работают в группах)

Учитель: Все справились и готовы, внимательно слушаем друг друга. Начинаем наше путешествие.

Ответ 1 группы составляется по материалам: Мы живем с Вами на земле “Дикого поля”, так еще в древней Руси назывались земли между Волгой и Доном. Историки не могут дать точного ответа на вопрос, когда появилось казачество, какие народы дали ему начало. Слово казак в настоящее время означает «вольный человек», но и по этому вопросу идут споры. Мы считаем, что казаки – это потомки народов, ранее населявших “Дикое поле”.

Казаки – это народ, появившийся в начале нашей эры, как результат смешения крови между скифским народом Кос-Саха и Приазовскими Славянами. Это жители Донской земли, воины. Они были смелыми и отчаянными, храбрыми наездниками, охотниками. Коня своего берегли и уважали, как верного друга. Прекрасно владели шашкой, луком, пикой, нагайкой. [4, 5, 6, 7]

Ответ 2 группы составляется по материалам: Воинской славе казаков много сотен лет. Из русской летописи известен факт, что Донские казаки в 1380 году преподнесли князю Дмитрию Донскому чудотворную икону Донской Божией Матери накануне Куликовской битвы. Казаки так и остались на Дону, приняв на себя охрану южных границ славянской Руси, и помогли навсегда избавить русский народ от монголо-татар.

Золотыми буквами вписаны в военную историю России и Дона подвиги казаков, совершённые более трехсот семидесятилет назад в легендарном Азовском «осадном сидении». Израненный, но непокорённый Азов, древний город Донской земли, казаки преподнесли в дар русскому царю Михаилу Фёдоровичу Романову. [6,7]

Ответ 3 группы составляется по материалам: Самым выдающимся казачьим военачальником по праву считается донской атаман Матвей Иванович Платов, удостоенный многих русских и зарубежных наград. 1812 год вошёл в историю России как год тяжёлых испытаний. Во всех военных операциях Отечественной войны донские казаки во главе со своим атаманом-вихрем Платовым показали себя мужественными, смелыми, отважными, бесстрашными воинами. Войско Донское было награждено белым императорским Георгиевским знаменем.

Когда пришла новая беда и началась Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей миллионы людей становились на защиту нашей Родины. В первых рядах были донские казаки. За боевые отличия при освобождении Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков 11 соединениям и частям были присвоены почетные наименования "Донские". за мужество и отвагу, проявленные ростовчанами в годы Великой Отечественной войны город Ростов-на-Дону был награжден орденом Отечественной войны I степени [12]

Ответ 4 группы составляется по материалам: Сальский округ войска Донского был образован в 27 января 1884 года в районе задонских степей К началу XX века округ занимал большую площадь и в 1914 году станиц насчитывалось 16. Юртовое казачье общество «Сальск» и входящие в него казачьи общества, представляют собой дееспособную систему казачьих обществ, принимающих активное участие в общественно-политической и культурной жизни города Сальска и Сальского района. Так, во время Великой Отечественной войны на территории Сальского района была сформирована 116-я Донская казачья добровольческая дивизия. В честь этой казачьей дивизии в городе Сальске установлен памятник, который и сейчас встречает сальчан и гостей города. [11]

(после выступления каждой группы учитель дополняет и уточняет информацию, спрашивает у всех, проставляют флажки)

Учитель: На «отлично» справились все группы. А вы знаете как традиционно принято выражать одобрение это у казаков?

Ответ учеников: если знают, отвечают «Любо»

Учитель: Давайте выразим одобрение всему услышанному словом «Любо», готовы, все вместе:

Ответ учеников хором: Любо!

Учитель: Сегодня мы с вами вспомнили о самых весомых страницах истории донского казачества, которые более подробно вы будете изучать на следующих занятиях. Но помните вопрос, который я задала в начале

(на слайде последние две строки стихотворения)

……. – наша Родина, край наш родной!

Родина там, где живём мы с тобой!

Теперь вы можете сказать какое слово пропущено?

Ответ учеников: Дон

Учитель: Да, конечно.

Вы активно участвовали сегодня, попробуйте ответить на вопросы используя выделенные фрагменты стихотворения. Какие понятия мы сегодня рассмотрели, а какие нет?

(на слайде всё стихотворение, ученики определяют и поднимают руки)

Родина – главное слово на свете.

Это страна на огромной планете.

Родину точно не выбирают,

Не предают и всегда защищают.

Родина – место, где ты родился,

Рос и взрослел, и всему научился.

Родина – мамины добрые руки,

Сон беззаботный под нежные звуки.

Родина – первый сделанный шаг.

Родина – гимн, герб наш и флаг.

Родина – отчего дома порог,

Где начинаются сотни дорог.

Родина там, где от школьной скамьи

Тебя отвлекая, поют соловьи.

Родина – радужный мост над рекой.

Родина там, где душевный покой.

Родина – дружеский возглас «Привет!».

Родина – первый в жизни рассвет.

Родина – всё, что тебя окружает,

Подвиги тех, кто её прославляет.

Родина – бурной истории вехи,

Память традиций, забавы, потехи.

ДОН – наша Родина, край наш родной!

Родина там, где живём мы с тобой!

Ответы учеников: Рассмотрели понятия «Родина», «малая Родина», «История», «Дон», «Донская земля» и другие варианты.

Не рассмотрели понятия «Гимн», «Герб», «Флаг», «Традиции», «Культура» и другие варианты

Учитель: Домашнее задание, найти информацию об этих понятиях, подготовить выступления на 2 минуты.

Стартом может послужить для вас презентация, которую предлагаю вам посмотреть дома по ссылке, не забывайте отмечать на своих картах флажками интересные моменты и события.

Занятие 2. Культура и традиции казачества в настоящем и будущем Великого Дона

Ход занятия

Учитель: «Здорово ночевали?!»

Ответ учеников: кто готовился к занятию обязательно ответит «Слава богу».

Учитель: Обычно именно так приветствовали друг друга казаки утром. Сегодня наше путешествие завершается самой интересной станцией или этапом. И говорить мы будем, подскажите, о чём или о ком?

Ответы учеников: о культуре и знаменитых людях, о традициях и обрядах.

Учитель: Чтобы не повторяться, предлагаю первым и третьим партам развернуться сейчас к своим одноклассникам и обсудить все моменты: кто и какой владеет информацией, обсудите и мы начнём, так как вас четверо - 8 минут на обсуждение. Вспомогательный материал можно получить у меня. Схематично представьте все, что готовы рассказать, на это ещё вам 10 минут.

(Ребята обсуждают в мини группах, составляют интеллект-карты выступлений)

Учитель: А сейчас мы проводим уникальный эксперимент. По рядам обменяйтесь картами и попробуйте разгадать схему ваших соседей. На это вам 5 минут.

(Ребята обсуждают в мини группах, разгадывают интеллект-карты).

Учитель: меняемся назад и готовимся к выступлениям

Выступления групп по тематике

Казачий Круг. Жили казаки самоуправляющейся общиной и все свои проблемы решали на Казачьем круге, который был народным собранием всего Войска Донского, получившее свое название от того, что на своих Казачьих Кругах, проходивших на открытой площади, казаки действительно вставали в круг, в котором стояли без шапок, в знак уважения друг к другу. На кругу выбирали атамана.АТАМАН – в переводе с тюркского языка означало: АТА – отец, Ман – народ, то есть отец народа. Славные имена атаманов навсегда в памяти у донских казаков – воевода Боброк, Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Кондратий Булавин, атаман-вихрь граф Платов, заговоренный от горских кинжалов и пуль казачий генерал Яков Бакланов и многие, многие другие.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки. [9]

Казачья форма. Существует предание, что однажды войску царь из России пожаловал сукно. Синее и красное. Казаки по своему обычаю все разделили поровну. Но синего сукна было много и каждому хватало на форму, а вот красного чуть- чуть. Вот откуда появилась эта красная отделка.

Лампас — цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.

Головные уборы – это особая часть любого народного костюма, а у казаков головные уборы овеяны легендами и  преданиями. У мужчин – казаков существовал обычай приносить головной убор после военных походов в жертву и благодарность батюшке тихому Дону за возвращение из военного похода живым, поэтому казаки бросали в Дон и кивера, и папахи, и фуражки, ведь Дон всегда был живым для донцов.

Виды казачьего оружия Шашка — холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. Шашка хранилась дома на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки — большой позор для казака. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Нагайка — короткая конская плеть — так же оружие, которое использовалась казаками в боевых схватках. В повседневной жизни — знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка предназначалась и для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета стариков. (показывают нагайку).

Культурные традиции казачества. [8]

А сейчас давайте посмотрим, как были одеты донские казачки.

Покрытие женской головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Повойник — головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг.

Учитель: Отличные выступления вы подготовили. Но жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем небольшое состязание по словарю донского говора. Получите конверты с заданиями: найдите пары слов, соответствующие по значению.

Какая группа окажется быстрее. (ребята получают задания и находят пары слов) [1]

Горище – чердак

Гутарить – говорить

Курень – дом

Вечерить – ужинать

Атаман – вожак

Казаки – вольные люди

Майдан – площадь

Станица – село большое

Хутор – село маленькое

Кочет – петух

Чувяки – тапки

Хворать – болеть

Цибарка – ведро

Баз – сарай

Нехай – пусть

Ноне – сегодня

Отсель – отсюда

Отколь – откуда

Похилилась- наклонилась

Справная – хорошая, добрая, ласковая

Учитель: А, теперь, давайте с вами вспомним знакомые вам пословицы о казаках, а кто-то узнает новые (выходят ученики берут часть пословицы, а в группах ищут их продолжение)

1.Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.

2.Казак сам не поест, а коня накормит.

3.Когда два казака заодно, никакой коршун не страшен.

4. Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.

5.Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

6.Терпи, казак, атаманом будешь.

7.На Донской земле все родится – надо только трудиться.

8.Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.

9.Бери жену с Дона, проживешь без урона.

10.Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

Учитель: Наш Донской край богат талантливыми людьми. Кого из знаменитых людей, которые родились на Донской земле, вы знаете?

Ответы учеников: Петр Ильич Чайковский, Антон Павлович Чехов, Александр Серафимович Михаил Александрович Шолохов, Алексей Максимович Горький, Митрофан Борисович Греков,Фаина Раневская, Туроверов, Анатолий Калинин, Виталий Закруткин и другие варианты

С творчеством донских писателей и поэтов вы будете знакомиться на уроках литературы, а с творениями композиторов, художников, актёров – на уроках истории.

Учитель: Настоящее и будущее донского казачества.

(На экране слова президента РФ Владимира Владимировича Путина: «Современная история России немыслима без казачества»)

В наше время казаки оберегают рубежи нашей Родины, казачьи дружины следят за соблюдением общественного порядка, т.е. охраняют нашу с вами мирную жизнь. В Ростовской области функционирует девять казачьих кадетских учебных заведений, в том числе 4 казачьих кадетских корпуса, 4 казачьих кадетских профессиональных техникума и казачий кадетский профессиональный лицей. [12]

Я предлагаю вам записать видеоролик, как итог всех наших трёх занятий.

Возьмите по одной строчке стихотворения, а последние слова мы произносим все вместе. Давайте определим оператора нашего ролика.

(ребята получают строчку и записывают, ролик демонстрируется сразу)

Быть Дону Великим в Великой России!

Вера, обряды, культура, традиции!

Всё, чем по праву мы можем гордиться,

Потомки великих сынов и отцов,

Прославленных доблестью славных Донцов.

Шолохов, Чехов, Закруткин, Толстой –

Все те, кто мой край воспевали строкой

Романа, былины и песни простой,

Сейчас составляют наш Фонд Золотой!

В нём же народной истории лица:

Разин, Ермак, Пугачёв - лишь частица.

Сотни героев из Войска Донского.

Встретишь там Платова или Краснова.

Ныне в эпоху культур возрожденья

Верю в казачьих истоках спасенье.

Есть в Духе Казачества ноты стальные –

Быть Дону Великим в Великой России!!!

Учитель: Что нового вы узнали на занятиях? Как считаете, полезно бы было для нас (имеется в виду современное общество) снова вернуть строгие обычаи и правила? Чему мы можем поучиться у них? Сколько отметок в виде флажков теперь на вашей карте?

Ответы учеников: разные варианты.

Предлагаю вам дома выполнить любое из двух заданий. Первое: написать мини-сочинение, как подсказку можно использовать незаконченные предложения. Второе: попробуйте себя в роли режиссёров и подберите песни, которые подошли бы вам для сьёмокфильма по вашему любимому произведению о Донской земле. Жду ваши работы. (на экране для ребят не законченные предложения)

  • На занятиях я узнал(а) …

  • Я понял(а), что …

  • Теперь я могу …

  • Я научился(ась) …

  • Для меня было открытием то, что …

  • Мне показалось важным …

  • Материал занятий был для меня …

Заключение.

В нашей школе данная программа прошла апробацию в седьмых классах. Вместе с руководителем и научным консультантом мы проанализировали эффективность предложенных форм работы, содержание занятий, используемый дидактический материал. Нами было отмечено:

1.На занятиях, работая в группах и самостоятельно, ученики углубили знания о событиях, связанных с появлением казачества на Дону. Разобрались с управлением в казачьем войске и закрепили символы, заповеди и не путаются в понятиях: казак, атаман, Казачий круг и других. Узнавая дополнительные сведения об участии в Отечественных войнах Донских казаков и Войска Донского, подростки с воодушевлением исполняли гимн.

2.Использование различных форм работы позволило развить у ребят способность организовывать и регулировать свою деятельность, умения анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и использовать различные источники информации. Большинство учеников были активны и проявили способность получать и анализировать информацию из различных исторических и современных источников.

3.Включение школьников в исследовательскую деятельность способствовало формированию навыков излагать полученные знания об исторических событиях, их участниках, умению соотносить исторические факты и общие явления.

Всё это позволило сделать выводы, что на занятиях создаётся благоприятная атмосфера, разнообразные задания вызывают заинтересованность учеников, содержание усваивается. Значит создаются условия, способствующие воспитанию гражданина России, духовно связанного со своей малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции. Программа имеет практическую направленность и может использоваться учениками-наставниками из числа старшеклассников, учителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями. Но требует корректировки в соответствии с возрастом и уровнем знаний. В данный момент разрабатываю ещё два занятия, мне способствует в этом вера в то, что «казачьему роду – нет переводу».

Список литературы и Интернет-источников:

1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. – Ростов н/Д.:-«Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006

2.Астапенко М.П., Славен Дон, Ростов н/Д.- Ростовское книжное издательство, 1985

3.Астапенко М.П., Астапенко Е.М., История Донского края, Ростов н/Д.: ООО «Мини Тайп», 2005

4.Веряскина О.Г., История Донского края Ростов н/Д.:-Ростовский издательский дом, 2004

5.Воробьёв, Ю. Казачество: Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого/ Ю. Воробьёв. - М.: Аванта+, 1977.

6.Гордеев А.А.История казачества.-М:Вече, 2006.

7. Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. Т. 1-2. – М.: Граница, 1992.

8. Кислицын С.А., Кислицына И.Г. История Донского края XX в. 9 класс, Ростов н/Д.:Донской издательский дом,2010

9.Новак Л, Фрадкина Н., «Как у нас-то было на тихом Дону», Ростов н/Д.: Ростовское книжное издательство 1985

10. Сайт ВОЙСКОВОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВОВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.don-kazak.ru/symbol/, свободный. – Загл. с экрана.

11. Сайт ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  https://depkazak.donland.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

12.Сайт ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  https://www.donland.ru/activity/225/, свободный. – Загл. с экрана.

13. Сайт Ростов-на-Дону и область [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  https://xn----8sbeyfccd4aauifcm.xn--p1ai/wiki/sh/1582/, свободный. – Загл. с экрана.

Приложение 1

Высказывания о Донском крае

1

Л. Гумилёв

Казак - это «гремучая смесь» романтики и прозы, нежности и жестокости. Находясь в гармонии с природой, любимой им и им же оберегаемой, он был ею защищён и сбережён. Широта. Простор. Мощь. Сила. Прорыв. Мятежность.

2

Л. Толстой

...вся история России сделана казаками.

3

С. И. Ожегов.

СловарьКазак, - а, мн. - аки, - ов.

1. В старину: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвовавших в защите и расширении государственных границ.

2. Вольный казак (разг.) - о свободном, ни от кого не зависящем человеке.

4

А. Чулков

Исторический край бесконечной борьбы,

Край казачества, вольности, славы!

Подвергался не раз ты ударам судьбы,

Сын свободный великой державы...

5

А. Чехов

«Это фантастический край! Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку...»

6

А. Калинин

«Мне, как и всем моим землякам, до боли дорог отчий казачий край. Под высоким донским небом и я учился первым шагам, рвал тюльпаны в бескрайней степи, вслушивался в музыку и слова несравненных казачьих песен. С ними вливались в сердце и навсегда остались в нем любовь и сочувствие к людям, населяющим родную степь. Восторг перед их трудолюбием и воинской отвагой.

7

М.Шолохов

Будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края... Святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать

Приложение 2

Для деления учеников на группы

УДОСТОВЕРЕНИЕ

АРХИВАРИУСА

Отдел:

Исторический

УДОСТОВЕРЕНИЕ

АРХИВАРИУСА

Отдел:

Воинская слава

УДОСТОВЕРЕНИЕ

АРХИВАРИУСА

Отдел:

Отечественные войны

УДОСТОВЕРЕНИЕ

АРХИВАРИУСА

Отдел:

Сальский округ

Приложение 3

Карта Ростовской области для каждого обучающегося распечатывается без флажков

 

2

1

7

2

5

6

3

4

Приложение 4

Для оформления путеводителя

Просмотров работы: 39