1.Введение
Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шёлк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство.
Я живу на Среднем Урале. С детства люблю рисовать. На уроках в школе я познакомилась с народными промыслами и ремёслами нашей страны. Так я узнала о Хохломе, Жостовском подносе, Гжели и многих других промыслах России. Меня просто заворожили изделия народных промыслов! Столько в них русского, народного, праздничного, нарядного! Я заинтересовалась, есть ли в нашем крае ремёсла, живущие издавна? Пролистала много литературы, изучила материалы сети Интернет, расспрашивала родителей и педагогов. Многое узнала.
Наш край богат лесами, полезными ископаемыми и минералами. А самое главное, мой край богат людьми - мастерами своего дела! Это и повлияло в давние времена на зарождение известных центров народных промыслов уральской земли. Самый известный из них – тагильская роспись.Я решила провести исследование на тему «Гордость Урала - Тагильская роспись». Ведь эта тема очень актуальна.
В период последнего 20-летия в нашем современном компьютеризированном мире, знания и интерес к народным промыслам и ручному труду был несколько утрачен. Считалось, что ручной труд не экономичен по времени и энергозатратен. В то же время среди молодёжи утрачиваются такие ценности, как трудолюбие, любовь к родному краю, доброта и душевная красота, семейные ценности. Поэтому, данная тема актуальна и важна в современном мире.
Проблема исследования, заключается в необходимости изучения, сохранения и преемственность народного художественного промысла для общества в современной культуре.
Вид проекта – информационно - исследовательский.
Объект исследования: центр возникновения народного промысла – город Нижний Тагил Свердловской области.
Предмет исследования: Техника Тагильской росписи
Цель проекта: познакомиться с уральскими народным промыслом Тагильская роспись и техникой её выполнения, заинтересовать сверстников разнообразием народных промыслов на Урале.
Гипотеза: Приобщение к народной культуре, через изучение старинного уральского промысла – Тагильская роспись, влияет на развитие личности каждого человека, что очень важно для современного общества. Исходя из цели и гипотезы, поставлены следующие задачи:
Задачи: - изучить литературу и интернет - источники по данной теме;
- определить роль народного промысла Тагильская роспись;
- провести собственное исследование технологии росписи, с целью повышения собственного культурного и творческого уровня, повышения популярности промысла в современном обществе;
- проанализировать и принять участие в экскурсиях с целью изучения объектов старинного уральского промысла
- подготовить фотоматериал для презентации;
- систематизация и обработка материалов, оформление создание, презентации,
- подготовка доклада.
Методы исследования: сбор и анализ информации, анализ полученных данных, метод исследования (опрос, изучение объектов), эксперимент (посещение центра народного промысла – фабрики тагильских подносов, практическое изучение техники Тагильской росписи), обобщение и анализ, организация и проведение школьной Ярмарки.
2.Теоретическая часть
Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России.
2.1 Тагильская роспись.
Город Нижний Тагил – один из крупнейших и старейших горнозаводских центров России. Он находится на Урале в 130 км от Екатеринбурга. Это красивый уральский город, второй по размерам после Екатеринбурга. Когда-то династия Демидовых начала именно с этих мест промышленное развитие Урала, который стал потом опорным краем всей России (Приложение 1).
С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться интересное ремесло — лаковая роспись по металлу. В окрестностях Нижнего Тагила целые семейные артели художников расписывали подносы, сундуки, шкатулки.
Нижний Тагил славился своими мастерами…. Складывались целые династии. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Свое умение Андрей Худояров передал сыновьям Вавиле и Федору. Они начали расписывать подносы. Формы подносов были разные: овальные, круглые, гитаровидные, раковиновидные...Затем продавали их на Ярмарках. Красивейшие подносы пользовались большой популярностью. О них узнали за границей.
Расцвет подносного промысла пришёлся на середину XIX века. При нижнетагильском заводе Демидовы открыли живописную школу, где обучали детей крепостных. Вообще, в то время роспись подносов была исключительно мужским занятием. Также в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий Головановых Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Подносы стоили дорого, их могли покупать высокопоставленные чиновники, духовенство, знать.
Что изображали на подносах? В тагильской лаковой живописи сформировались два направления росписи: сюжетная и цветочная. Мастера копировали картины европейских и русских художников, писали пейзажи и натюрморты.
После революции жизнь промысла замерла. Приёмы лаковой цветочной росписи были забыты.
Во второй половине XX века в 1983 году в Нижнем Тагиле на заводе «Эмальпосуда» решили возродить промысел. Но кто помнит секрет старинного ремесла? Нашлись такие мастера! С помощью художницы Афанасьевой А.В. была возрождена цветочная, ягодная, сюжетная роспись. Возродили и саму технику тагильской росписи, которая позволяет легко отличить тагильскую роспись от других лаковых промыслов. Секрет состоит в том, что здесь используется техника двухцветного мазка, то есть при нанесении элементов рисунка (лепестков, травинок, листиков) художник на кисть набирает одновременно две разные краски.
Со времён основания промысел прошёл длинный и сложный путь развития. Поменялись технологии, появились новые образы и сюжеты. Но традиции тагильского подноса созраняются. Как и триста лет назад, главным мотивом цветочной росписи на зеркальной поверхности подноса остаётся тагильский розан.
Тагильскому промыслу на Урале 278 лет. Уникальная лаковая живопись по металлу – один из лавных культурных брендов Нижнего Тагила. Люди раскупают тагильские подносы для украшения интерьера, кто-то использует в быту для сервировки празднично стола, а кто - как сувенир в подарок. (Приложение2).
В наши дни наиболее крупное предприятие этого направлен , где работают отличные мастера. (Приложение 5.) Нижнетагильский центр народных промыслов и ремёсел «Тагильский поднос».
3. Практическая (исследовательская) глава
3.1 Анкетирование
Для того, чтобы выяснить, что ребята знают о народных промыслах своего родного края Урала, я провела опрос «Что ты знаешь о народных промыслах» среди обучающихся 5-9 классов (45 чел.) Цель опроса: выяснить, какие народные промыслы Урала знают анкетируемые и как они относятся к идее популяризации старинных уральских промыслов в наши дни.
Были заданы 5 вопросов. Результаты опроса можно увидеть в приложении. (Приложение 3).
На первый вопрос 28 обучающихся (62 %) сказали, что народные промыслы- это ремёсла, 10 чел. (22%) считают это искусством. 7 чел.(16%) не смогли ответить на вопрос «Что такое народные промыслы?»
Среди наиболее известных народных промыслов Урала называли гончарное дело – 25 чел (55%) и резьба по дереву -11 чел (25 %). Не назвали никаких промыслов- 9 чел (20%). Я выяснила, что учащиеся знают о существовании народных промыслов, но не все могут назвать ремёсла, существующие на Урале.
Какие предметы народных промыслов есть в ваших семьях (у вас дома)? Учащиеся называли посуду (сахарницу, кувшин, чашки из глины и фарфора) – 16 чел (36%). Берестяные солонки и баночки под специи – 2 чел (4%). Изделия из камня (бусы, сувениры, украшения, шкатулки) – 6 чел.(13%). Лишь у 5 чел. сохранились резные наличники, есть деревянные панно. Затруднялись ответить -16 чел.(36%). Предметы народных промыслов есть практически в каждой семье, большинство изделий относится к предметам посуды .
А вот отвечая на вопрос о желании глубже познакомиться с народными промыслами, «да» сказали – 18 чел. (40%), «не знаю» - 19 чел (42%). Не интересуются – 8 чел.(18%).
На вопрос «Нужно ли сохранять и передавать из поколения в поколение знания о народных промыслах? » «Да» - ответили 38 чел (84%). «Нет» - 3 чел. (7%), «Не знаю» - 4 чел.(9%) Школьники считают, что сохранять народные традиции нужно, так как они часть культурного наследия, это делает человека более развитым, культурным -21 чел (46%)
Из проведённого опроса я сделала вывод, что учащиеся нашей школы интересуются своими корнями, но уровень их заинтересованности ещё недостаточно высок.
3.2. Исследование объекта старинного уральского промысла.
Моя крёстная Е.С. Степанова (Приложение 4) в молодости закончила Нижнетагильское художественное училище. Долгое время трудилась художником на предприятии в нашем городе, расписывала досочки, кухонную посуду тагильской росписью. Иногда работу брала на дом. Я часто видела её за работой. Меня восхищало её умение быстро без эскиза и карандаша расписывать масляной краской. Из-под её кисти выходили изумительные изделия, яркие и нарядные. Именно она подробно рассказала мне об этом промысле и посоветовала посетить производство Тагильских подносов в городе Нижний Тагил.
Своё исследование я начала с посещения Нижнетагильского центра народных промыслов и ремёсел «Тагильский поднос», который несмотря на меняющуюся с годами моду, не изменяет традиции ручной росписи подносов. (Приложение 5).
Здесь мы с другими экскурсантами посетили музей истории подносного промысла. Датой основания этого промысла является 1746 год.
Интересным был рассказ об основателях этого промысла – семье беглых старообрядцев Худояровых, которые изобрели особый «хрустальный лак» для покрытия металлических подносов (Приложение 6). Лак был очень прозрачен и прочен. Им покрывали рисовку на подносе. Такие подносы не портились. «Ни жаром, ни морозом её не берёт. Коли случится, какую домашнюю кислоту пролить, либо вино плеснуть – вреда подносу нет»- писал П.П.Бажов. Состав лака Худояровы надёжно хранили в секрете, а рецепт его передавали только по наследству. Создав лак, они стали расписывать и продавать подносы на ярмарках, на выставках. Тагильский поднос – это предшественник Жостовской росписи (Приложение 7).
Так почему же поднос стал героем Тагильского промысла? На уральских заводах производился «плавкий и ковкий» металл высочайшего качества, известный во всём мире под маркой «Старый соболь».
На экскурсии нам подробно рассказали, какие стадии проходит тагильский поднос, ведь прежде чем расписывать его, нужна была заготовка. (Приложение 8).
Заготовку для подноса делали из листового металла методом штампования. Подносу придавали форму: овальную. Круглую, прямоугольную. Далее металл обезжиривали.
Поднос грунтовали (грунт помогает защитить изделие от коррозии и царапин).
Далее подносы сушили в печи.
Покрывали эмалью.
Наконец, наступала очередь росписи художником.
Сама роспись проходила тоже в несколько стадий:
Первый слой – «подмалёвок». Мастер наносит на изделие пятна краской. Это будущие бутоны цветов.
Сверху без просушки делалась «чертёжка».
Роспись листьев.
Привязка – то весь рисунок дополняется мелкими цветами и зеленью.
Украшение бортов подноса кружевным орнаментом.
Покрытие подноса лаком.
Просушка. Покрытие лаком. Повторение этого цикла несколько раз.
Цикл изготовления подноса занимал от 15 до 30 дней. И вот выходят из рук художника яркие, удивительной красоты подносы!
Далее мы побывали в цехах росписи подносов и своими глазами увидели, как рождаются знаменитые подносы! Сидят за большом столом по кругу несколько художников (среди них есть и мужчины, и женщины) с заготовками. Каждый художник наносит на заготовку свой элемент росписи, затем - передают по кругу, каждый добавляет ещё элемент. В самом конце художники расписывают борта подноса. Такое поочередное украшение подноса несколькими художниками здесь называют штамповкой.
Роспись подноса даже сейчас – это ручной труд! Какая же это штамповка?
Самое интересное было впереди – это цех авторских подносов, где весь поднос расписывает один художник. Стоят такие изделия гораздо дороже цехового (коллективного) подноса. Здесь трудятся настоящие мастера своего дела! У каждого из них есть свои персональные работы с названием, а так же персональные выставки. Эти мастера много умеют и много знают. При росписи подноса они стараются придерживаться исторически сложившейся техники тагильской росписи. Из их рук выходят эксклюзивные уникальные сувениры, расписанные вручную! Нам удалось встретиться с двумя мастерами: Прудниковой Натальей Львовной (Приложение 9) - мастером народных художественных промыслов, которая познакомила нас с завораживающей тагильской росписью поближе. Нашему взору была представлена выставка авторских подносов. Особо запомнился поднос «Девушка с жемчужной серёжкой»(сюжетная роспись). Здесь мы увидели совсем маленькие подносы – семечки, с дырочками. Они хорошо подходят для украшения новогодней ёлки, а если приклеить магнит, то можно приобрести как сувенир в подарок. Кстати, мастера расписывают тагильской росписью не только подносы, но и стены дома, камины, сумки, расчёски, зеркала, баночки и даже обувь!
Сейчас в народном промысле другие направления – маховая роспись и сюжетная. Поднос расписывается быстро, махом, одним приёмом. Но как и много лет назад, сохраняется традиция – художник на кисточку берёт сразу два цвета (тёмный и светлый).
Сейчас за один день художник может расписать до тридцати подносов! Нам рассказали, что традиционный мотив тагильской росписи – растительный. Как основу, берут элементы: букет, веночек, рябинка, веточка. Дальше каждый прикладывает на вкус и фантазию что-то своё.
После такого интересного рассказа захотелось попробовать себя в роли художника. Нам предложили мастер-класс, вручили маленькие заготовки – «семечки», на центр которых уже был нанесён фон: черный, у кого-то зелёный, а у кого – бордовый. Это традиционные фоны для тагильского подноса. Нам вручили масляные краски и беличьи кисти.
Под руководством умелого мастера мы сделали «подмалёвок» под цветок. Для этого мы брали краску прямо на палец и поставили на заготовку кружок – это будущий цветок. Нам показали, как правильно действовать плоской кисточкой, по-разному нажимая на неё.
На кисточку я взяла два цвета. Нарисовала большие цветы, как показал мастер, потом добавила маленькие. Затем и листики зелёным цветом. (Приложение 10).
Далее мы взяли кисточки мелкого размера и стали делать привязку – рисовали много веточек, травинок, точек. Не сразу и не у всех получалось правильно положить краску. Иногда краска скатывалась. Художники нам помогали исправить все наши ошибки. Самое главное, как сказала нам мастер, чтоб ваша работа приносила вам удовольствие.
После мы покрывали наши изделия лаком с обоих сторон. Потом наши подносы забрали и поместили в печки для просушки. Конечно, на самом деле их сушат 2-3 суток, потом протирают шкуркой, затем опять лакируют и опять сушат. Да, процесс трудоёмкий! В нашем случае был один слой лака, для сувенира. Работать было очень интересно и увлекательно.
Секреты росписи тагильских подносов уже не держат в тайне. Наоборот, стараются передавать традиции молодому поколению, чтоб промысел жил и развивался.
Поездка в центр росписи подносов произвела на меня неизгладимое впечатление. Огромное спасибо хочется сказать нашей турфирме «Малыш и Карлсон», которая организовала экскурсионную поездку в центр народных промыслов, моей крёстной Елене Сергеевне Степановой за то, что привлекла моё внимание к этому удивительному ремеслу.
3.3 Работа над продуктом проекта. (Приложение 11)
Я запомнила, каким приёмам тагильской росписи учили на фабрике и решила попробовать по памяти нарисовать веточку по мотивам Тагильской росписи.
Подготовка к работе.
Для этого приготовила гуашевые краски, кисти беличьи круглые разного размера, кисть плоскую, скошенную. Как я сама убедилась, у каждого мастера на Тагильской фабрике есть свои любимые формы кистей. Используя их, можно ощутить всю прелесть работы с ними.
На палитру нанесла нужные цвета: оранжевый, пурпурный, зелёный, жёлтый. Нужны еще будут в конце работы баночки с белой и чёрной краской.
Приготовила лист, предварительно затонировала его коричневым цветом. Это основа.
Роспись. (Приложение 12)
Берём круглую кисть №3. Набираем на неё оранжевую краску.
На лист основы наносим «замалёвок». Так нижнетагильские мастера называют основу для цветка. В центре листа рисуем сплющенный круг («тыковку»). Это будет бутон цветка.
Беру кисточку со скошенным краем. На неё набираем два цвета : пурпурную и оранжевую. Проведём по палитре толстую полосу так, чтобы основные цвета остались по краям полосы, а граница между ними смешалась.
Рисую верхнюю часть цветка закруглёнными движениями (на кисти два цвета) Это края внутренних лепестков цветка.
Теперь длинными мазками пририсовываю к бутону верхние лепестки : справа…., слева…, нижнюю часть цветка…
Рисую листья. Для этого на скошенную кисть набираю два цвета: зелёный и жёлтый. Извилистыми мазками рисую лист сначала справа, потом слева. Причём нажим на кисть меняю: с краёв, где лист начинает расти, нажим слабый- линия получается тонкая. Затем нажимаю сильнее- мазок получается шире. Затем опять нажим ослабляю – на кончике листа мазок совсем тоненький…. Так прорисовываю листья в свободной форме вокруг цветка в верхней части. Роспись – не симметричная. В свободной форме.
Нижние листья можно написать симметрично: два листа смотрят вправо-влево, между ними промежуток для стеблей. Прорисуем стебли.
Над цветком нарисуем красные ягодки круглой тонкой кистью. Это будут ягодки рябины. Этой же кистья можно над листьями сверху добавить маленький цветочек: справа, потом ещё цветочек слева.
На тонкую круглую кисть набираю чёрную краску. Рисую прожилки у листьев, стебельки-травки. Жёлтой краской рисую серединки маленьких цветов.
Набираю на тонкую кисть белую краску. Выполняю мазки на бутоне центрального цветка. Ставлю белые точки на ягодках – блики. Белый цвет очень оживляет композицию! Делает рисунок наряднее.
На тонкую кисть набираем чёрную краску. Прорисовываем изогнутые тычинки в центре бутона цветка. Затем украшаем каждую тычинку сверху белыми точками. От них цветок оживает! Итак, я нарисовала веточку по мотивам цветов Нижнего Тагила. Цветок получился как живой! Можно заглянуть внутрь цветка, как в летнем саду, и увидеть все тычинки, внутренние лепестки…
Трудно ли мне было расписывать? Нет, зная секрет тагильской росписи, что на кисть берётся две краски сразу, используя нужные кисти, всё у меня получилось живописно. Мазок кисти я старалась делать правильно: длинный без отрыва, толщина мазка получалась разная, смотря как я нажимала на кисть.
Конечно, тагильские мастера для росписи подносов использовали не гуашь, а масляные краски. Но макет подноса на бумаге у меня тоже, отлично выглядит. Своей работой я осталась довольна.
Моими рисунками заинтересовались ребята в школе. Я подробно рассказала им о своей поездке, о мастерах и их чудесных изделиях, показала им фото подноса, который мне посчастливилось приобрести, о том, как можно научиться так же красиво писать узоры, как и на подносе. Затем я провела для них свой мастер-класс по тагильской росписи. Не у всех получалось, но сам процесс приносил всем радость.
Мы с одноклассниками решили организовать в школе народный праздник в стиле Ярмарки, где каждый класс будет представлять один из народных промыслов Урала. А их в нашем крае много! Это не только Тагильские подносы, но и самоварный и сундучный промысел, камнерезное и гончарное дело, сысертский фарфор, бурачный промысел.
Идея всем очень понравилась, и закипела подготовительная работа! На внеурочных занятиях, на уроках ИЗО, технологии каждый класс изучал уральский промысел, готовил номер художественной самодеятельности в народном стиле к Ярмарке. Мы собирали натуральные образцы народных ремёсел Урала, готовили макеты предметов уральских народных промыслов.
В подготовке праздника Ярмарки участвовали все: учащиеся, родители, учителя. Такая работа очень сдружила не только ребят, но и родителей. (Приложение 13).
В ходе исследования:
- Мною был глубоко изучен материал по народному промыслу Урала: Тагильская роспись,
- на экскурсии в центре «Тагильские подносы» познакомилась с мастерами и историей росписи по лаку, особенностями техники тагильской росписи, научилась выполнять основные элементы росписи, приняла участие в мастер-классе по росписи макета тагильского подноса.
4. Результаты
Я узнала, что народный художественный промысел Тагильская роспись продолжает жить и развиваться. Главным результатом моего проекта стала «Ярмарка народных промыслов Урала», с помощью которой к активной деятельности было привлечено большое количество участников, как детей, так и взрослых. Праздник получился яркий и весёлый (Приложение 14). Я довольна, что предала свои знания и умения по тагильской росписи своим сверстникам. Они достойно представили этот промысел на Ярмарке. Замечены положительные изменения: повышение познавательной активности и интереса ребят нашей школы к изучению уральских промыслов, это и активные занятия ручным трудом, участие в районных выставках декоративно-прикладного искусства, укрепление семейных связей. Сверстники научились ценить и помнить ремёсла своих предков. (Приложение 13)
Занимаясь проектом «Гордость Урала - Тагильская роспись», я глубже изучила историю своего края, получила опыт художественной росписи в тагильских традициях, пополнила копилку знаний по краеведению. В результате этой работы я научилась разбираться в технике Тагильской росписи, а также познакомила с ней своих сверстников.
Гипотеза, что приобщение к народной культуре и возрождение старинных уральских промыслов важно для общества и влияет на нравственность молодого поколения, подтвердилась. На уральской земле существует много старинных народных промыслов, они живут и продолжают развиваться. Результатом работы над проектом я довольна. Проведённая работа над проектом привела к повышению уровня художественно-эстетических навыков моих сверстников, интереса к культуре своего края, развитию творческих и интеллектуальных способностей, сплочению их семей, заинтересованности родителей народными промыслами.
5. Заключение
Урал, за счет своей уникальности, привлекателен исторически сложившимися центрами народных промыслов и ремёсел, которые в большинстве своём живут и сейчас. Тагильская роспись – это бренд Урала. Она знаменита на весь мир. Её ценность и уникальность в том, что в ней проявились лучшие черты русского народа, лучшие человеческие ценности: доброта, оптимизм, трудолюбие, мудрость, смелость, стремление к красоте. Она сохраняет и несёт в наш современный мир русскую историю, обычаи, эстетику. Это богатство мы должны беречь, и с любовью передавать из поколения в поколение.
Литература
Афанасьева, А. В. В гармонии с душой : [к 105-летию со дня рождения тагильской мастерицы: альбом] / Министерство инвестиций и развития Свердловской области, администрация города Нижний Тагил ; [ответственный за выпуск М. В. Алеева ; автор-составитель и автор вступительной статьи Л. А. Хайдукова ; составитель каталога в части "Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" О. В. Лошагина ; научная редакция Е. В. Ильина и др. ; фотографии В. А. Кулак и др.]. – Издание 2-е, дополненное. – Нижний Тагил : [б. и.], 2019. – 124 с. : цв. ил., портр. – Библиография: с. 122-123. – Текст : непосредственный.
Гаранина Н. К. Приобщение школьников к народной культуре
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2е изд. – М. : Просвещение, 2006. 5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997
Голынец, Г. В. Нижнетагильский расписной поднос: общие закономерности композиции : методическое пособие / Галина Голынец, Галина Торкотюк ; Министерство культуры Свердловской области, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 20 с.
Лаврова С.А. Удивительный Урал. Издательство «СОКРАТ», 2019.г.Екатеринбург.
Народные художественные промыслы Свердловской области: 80 лет славных традиций : к 80-летию со дня образования Свердловской области / [О. П. Губкин и др. ; составитель, редактор М. Павлова ; ответственный за выпуск: Г. Ю. Полухина] ; Министерство культуры Свердловской области, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 49 с.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. https://hornews.com/top/craft74/
2. https://ekb.tour52.ru/online/
Приложения
Приложение 7.1 Тагильский промысел- гордость Урала.
Приложение 7.2 Тагильские подносы.
Приложение 7.3 Анкетирование учащихся школы (2-9 класс)- 45 чел.
|
Вопрос 1. |
Гончарное дело |
Резьба по дереву |
Тагильский поднос |
|||
|
Какие народные промыслы есть на Урале? Назовите. |
25 чел. 55 % |
11 чел. 25 % |
9 чел. 20 % |
|||
|
Вопрос 2. |
Посуда |
Берестяные изделия |
Изделия из камня |
Резные панно и наличники |
Не знаю |
|
|
Какие предметы народных промыслов есть в ваших семьях? |
16 чел. 36 % |
2 чел. 4 % |
6 чел. 13 % |
5 чел. 16 % |
16 чел 36% |
|
|
Вопрос 3. |
Это Тагильские подносы |
Кухонные досочки |
Чашки |
|||
|
Что ты знаешь о Тагильской росписи? |
18 чел. 40 % |
8 чел. 18 % |
19 чел. 42 % |
|||
|
Вопрос 4. |
Да |
Нет |
Не знаю |
|
Хотелось бы тебе освоить искусство тагильской росписи? |
20 чел. 44 % |
8 чел 18% |
17 чел. 38% |
|
Вопрос 5. |
Да. Это народные традиции нашего края. |
Да, т.к. это очень красиво |
Да, т.к. на этом можно заработать |
Не нужно сохранять |
|
Нужно ли сохранять и передавать из поколения в поколение знания о Тагильской росписи? Почему? |
36 чел. 80% |
3 чел. 7 % |
4 чел. 9% |
2 чел 4 % |
Приложение 7.5
Нижнетагильский центр народных промыслов и ремёсел «Тагильский поднос»
рррррРПриложение 7.6 Старообрядцы Худояровы – основатели промысла
Приложение 7.7
Тагильский поднос – предшественник Жостовского подноса.
Приложение 7.8 С чего начинался Тагильский поднос.
Приложение 7.10 Элементы Тагильской росписи
Приложение 7.11
Поэтапная работа над продуктом проекта (Практическое исследование)
Приложение 7.12 Макеты подносов
Приложение 7.13 Готовимся к Ярмарке народных промыслов.
Приложение 7. 14
Сценарий праздника ЯРМАРКА УРАЛЬСКИХ ПРОМЫСЛОВ (отрывок)
Цель: Проведение творческого досуга.
Задачи: - Расширение кругозора учащихся об истории, промыслах уральского народа.
- Формирование интереса у учащихся к познанию истории и культуры наших предков через знакомство с народными промыслами, к фольклорным праздникам.
- Знакомство с народными традициями, крестьянским бытом, устным фольклором, с народными промыслами Урала;
- Воспитывать уважение к традициям своего народа, чувство любви и гордости к «малой» родине, её истокам.
ТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
1. Истинно тагильский
Из промыслов народных
(хором) Промысел подносный
Известный всенародно.
2. В слободке кержатской в тагильском краю
Стояли избушки в бытность свою,
Красой удивляли рябина, цветы
И люди здесь жили, имея мечты.
3.Чтоб жизнь была краше для жителей тех,
Писали на жести узоры для всех.
И здешний народ кистью чудо вершил
В подносах он росписью сказку творил.
4. Здесь сказка вплеталась в поднос и бурак –
Тагильская роспись прославилась так!
1 коробейник: Подносы знатные для всех,
Товар сей по миру имеет успех!
Коробейник 2: Подносы славные, не зевайте, разбирайте!......
Худояров создал лак – он на это был мастак!
1 коробейник:
И рисовку на подносе всю до капельки видать
А картинка – то влитая на железе…как « живая».
Коробейник 3 :
Подносы знатные, они повсюду славятся
Авось и вам понравятся.
Коробейник 4 :
Промысел этот гордость Тагила
Лаку такому нет равного в мире!
Коробейник 5
Подносы красивые в хозяйстве незаменимые!
Коробейник 2. Покупай, народ честной,
поднос железный, расписной!