Создание квеста «80-летию Краснотурьинска посвящается…»

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание квеста «80-летию Краснотурьинска посвящается…»

Алиев Р.О. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Полевая И.И. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ровно 80 лет назад, в 1944 году, рабочий поселок Турьинские Рудники выделен из состава пригородной зоны города Карпинска и преобразован в город областного подчинения. С тех пор наш город носит название Краснотурьинск.

За столь небольшой для города срок Краснотурьинск стал настоящей жемчужиной Северного Урала. Его улицы хранят воспоминания о героических людях, в тяжелые военные и послевоенные годы возводивших на берегах Турьи Богословский алюминиевый завод, строивших дома и улицы, о металлургах и горнорабочих, днями и ночами трудившихся в горячих цехах и темных шахтах, о тех, кто несмотря на все трудности, старался сделать Краснотурьинск красивым городом с богатой культурной жизнью.

Перед нами, потомками первых строителей, металлургов, врачей, учителей, деятелей культуры и спорта, стоит непростая задача развить заложенный в Краснотурьинск потенциал в его лучших традициях современного и яркого города.

Мы уверены, чтобы город рос и процветал, наше поколение должно изучать и знать его историю, историю памятников, храмов, музеев. Поэтому целью проекта стало: создание экскурсии-квеста, которая позволит повысить уровень знания обучающихся о городе Краснотурьинске современном и прошлых лет.

Таким образом, объектом исследования являются история достопримечательностей на территории города Краснотурьинска, а предметом уровень осведомлённости обучающихся о них.

Предполагаем, что экскурсия-квест, как способ повышения знаний об истории культурных объектов Краснотурьинска, как нельзя лучше будет способствовать повышению уровня осведомлённости обучающихся в этом направлении.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить литературные источники по теме проекта.

  2. Проверить уровень знаний обучающихся среднего звена нашей школы об истории культурных объектов Краснотурьинска

  3. Разработать маршруты экскурсий-квестов для повышения интереса к данной теме и совершенствованию уровня осведомлённости в этом направлении.

Выполняя работу, мы использовали библиографический, социометрический, статистический, аналитический, маршрутный, картографический, сравнительный методы.

  1. Теоретическая часть. Обзор литературных источников

1.1 Памятники города, памятные места в черте города и музеи

В городском округе Краснотурьинск городской Думой утверждено 13 памятных мест и зданий, 5 архитектурных памятников и 15 скульптурных памятников. В черте города расположены многие из них.

  1. Памятник А.С. Попову – один из первых памятников в городе.

  2. 2 памятника В.И. Ленину. Местонахождение — перед заводоуправлением Богословского алюминиевого завода и на Центральной площади города

  3. Памятник-надгробье на могиле депутатов Совета рабочих и служащих поселка Турьинские Рудники, расстрелянных 19 ноября 1918 года.

  4. Обелиск строителям треста «Базстрой», погибшим в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.

  5. Мемориальный комплекс краснотурьинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

  6. Памятник Герою Советского Союза М.Н. Мещерягину.

  7. Памятный знак о погибших трудармейцах немецкой национальности НКВД «БАЗстрой» в годы войны 1941-1945 гг.

  8. Мемориал воинам-краснотурьинцам, погибшим в военных конфликтах при выполнении интернационального долга.

В городе находятся 4 музея, наиболее известные из них.

Фёдоровский геологический музей сегодня хранит дух геологов конца XIX века, которые под руководством гения кристаллографии Евграфа Степановича Федорова исследовали природные богатства края.

7 ноября 1957 г. в капитально отремонтированном доме семьи Поповых-Словцовых была открыта первая небольшая экспозиция, посвященная уроженцу Краснотурьинска (Турьинских Рудников) Александру Степановичу Попову. В 1984 г., в канун 125-летия со дня рождения А.С. Попова, была открыта полноценная экспозиция мемориального дома-музея.

Краеведческий музей. Немногие музеи области и страны могут похвастаться наличием отдела «Открытое хранение фондов». Здесь разместились многочисленные коллекции предметов быта жителей Турьинских Рудников – Краснотурьинска периодов XIX-XX веков.

    1. Православные храмы города

      1. Максимовская церковь

Храм Святого Преподобного Максима Исповедника построен в 1844-1851 годах. Действовал до 1936 года. Во время войны здание церкви служило складом для Базстрой-НКВД, потом было передано базе коопторга. В феврале 1956 г. принято решение о реконструкции храма под широкоформатный кинотеатр. 28 декабря 1958 года был открыт один из лучших в области кинотеатр Россия. В день открытия демонстрировалась цветная стереофонический фильм Илья Муромец. В 1995 году здание передано Русской Православной церкви. Восстановлен в 2000-2006 годах на средства коллектива Богословского алюминиевого завода и пожертвований других предприятий и жителей городского округа Краснотурьинск.

1.2.2 Часовня Александра Невского

Построена в 1870 г. в честь отмены крепостного права на средства прихожан пос. Турьинские Рудники. Является памятником архитектуры XIX в.

В советское время до начала 80-хх в часовне находилась трансформаторная будка. Далее (в начале 80х) и начался процесс

1.2.3 Малый храм Иоанна Богослова

На средства алюминиевого завода был также построен малый храм Иоанна Богослова. Открыт он был в 2001 году. Каменный храм является символом единства всех поколений заводчан города. Расположено здание на бульваре Мира.

1.2.4 Храм Матроны Московской

Деревянный храм Матроны Московской построен по проекту архитектора Нестеренко В.И. Строительство фундамента храма было начато летом 2013 года. 9 апреля 2016 года, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий совершили освящение храма.

1.3 Парки культуры и отдыха

Бурундук-парк" был построен в 2018 году, он стал одним из элементов исторической зоны Краснотурьинска.

Тихомировский парк расположен в центральном районе города, в так называемом "дворянском гнезде". Назван так по фамилии Тихомирова Сергея Степановича, бывшего председателя исполнительного комитета Краснотурьинского городского Совета депутатов трудящихся.

Парк влюблённых

Летом 2016 года в Краснотурьинске за Дворцом культуры БАЗа был открыт Парк влюбленных – первый благоустроенный объект на городской набережной.

Здесь регулярно проводились различные массовые мероприятия для горожан любого возраста. По вечерам в теплые летние дни можно было прийти в парк и отдохнуть в компании друзей.

Помимо традиционного бракосочетания в помещении ЗАГСа, в Парке влюбленных можно было организовать романтическую церемонию на свежем воздухе.

Парк Гагарина

4 октября территорию парка Гагарина открыли после обновления, которое стало рекордным по вложенным средствам.

Тут сделали четыре «островка» детских площадок, разбили скамейки, высадили деревья, установили освещение, новые контейнеры и мусорные урны.

2. Практическая часть

2.1 Социологический опрос по определению уровня осведомлённости обучающихся об истории достопримечательностей города Краснотурьинска.

Нами было опрошено 50 школьников 5-7 классов. Обучающиеся отвечали на вопросы. (Приложение 1)

  1. Как ты считаешь, можно ли тебя назвать знатоком истории города и её достопримечательностей?

А) да, я интересуюсь этим вопросом и мог бы многое рассказать;

Б) Я хорошо ориентируюсь в достопримечательностях, знаю, где расположены некоторые памятник, музеи, но назвать себя знатоком истории и культурных ценностей города не могу.

В) нет, об истории города и достопримечательностей знаю мало.

2. Сколько памятников находится в черте города? Назови знакомые тебе памятники и места их расположения.

3. Сколько музеев расположено в нашем городе? Назови их. Какие экспонаты имеются в этих музеях?

4. Какие парки есть на территории Краснотурьинска. Когда они были созданы? Где расположены?

5. Что тебе известно о храмах, находящихся в городе? Бывал ли ты когда -нибудь в любом из них?

Результаты оказались следующие

Диаграмма 1

Остальные диаграммы можно увидеть в приложении к работе.

Выводы:

  1. Обучающиеся признают, что не являются знатоками истории достопримечательностей города.

  2. Количество памятников в городе они называют разное, но никто не указал верное. Наиболее знакомы памятник Ленина на Центральной площади и памятник А.С. Попову.

  3. Музеи являются ещё более неизвестными очагами культуры. Сколько их в Краснотурьинске знают лишь единицы. Категория опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос «не знаю», самая большая.

  4. Благодаря тому, что с ребятами часто проводят работу служащие Фёдоровского музея. Большая часть называет этот музей и знает, где он расположен.

  5. С городскими парками более знакомы ребята 7 класса, а 5-6 классы знают только Бурундук-парк.

  6. Храмы – самые сложные объекты, для их изучения ребятам требуется помощь и разъяснительная беседа. Большая часть (58%, 28 из 50 человек) не бывала в них. Некоторые упомянули Максимовскую церковь, и то допуская ошибки в её названии «большая церковь», «главная церковь», а то и просто «церковь».

При этом при беседе об истории достопримечательностей, памятных мест, культурных объектов школьники соглашаются, что это необходимо знать и изучать. Поэтому проанализировав ответы опрашиваемых, мы убедились, что просветительская работа не просто важна, но и необходима.

Поскольку категория школьников, с которыми нам пришлось поработать, более активно проявляют себя в игре. Мы решили создать квест, но с элементами ауди-экскурсии, чтобы сделать её более необычной и интересной.

Но для проведения игры необходимо было подготовить наши команды, ведь им предстояло справляться с заданиями на объектах, запланированных нами; показать хотя бы некоторые знания в этой области.

Перед тем, как пригласить их в игру. Мы создали для участников мероприятия познавательные материалы: буклеты и презентацию с видеофрагментами. Провели виртуальное путешествие, посвящённое 80-летнему юбилею города.

2.2 Квест с элементами экскурсии.

Для проведения мероприятия создаются 4 команды, ребята проходят тот маршрут, который не был им представлен на виртуальном путешествии. На каждом этапе они выполняют задания: (Приложение 6-9)

  • устный опрос-викторина;

  • тест с одновременным сбором пазлов (на карточке с ответом, которую они выбирают, на обратной стороне фрагмент фотографии объекта, с которым они работают, при ответе на все вопросы правильно должна сложиться картинка образа (памятника, храма и т.д.), если ответ не верен на обратной стороне пустой фрагмент («пробел») в знаниях. Им придётся возвращаться к вопросу и исправлять ответ.

  • построение исторической последовательности изменения вида культурного объекта во времени по фото или лабиринт;

  • информация на карточках по 2-м объектам («установи соответствие») или реши ребус и объясни какое отношение это слово имеет к объекту.

  • кроссворд на конечной станции «Памятник Ленину» (приложение 9)

На каждом этапе команды получают или находят спрятанную букву и в конце квеста, объединившись участники собирают фразу КРАСНОТУРЬИНСКУ – 80 ЛЕТ!!!

На промежуточных отрезках (от объекта к объекту) для ребят приготовлены ауди-фрагменты. Перед самой игрой они получают их на телефон и во время длинных пауз, слушают мини ауди-экскурсии.

2.2.1 Квест по маршруту «Экскурсия для друга

Мы начинаем наш квест со станции Заречный район и его культурные объекты. Немного истории…

Застройка правого берега Турьи началась в 1973 году, а к зиме 1974 года был сдан первый 270-квартирный дом. 30 декабря исполком горсовета в спешном порядке решал, какое имя дать первой улице Заречного. Предлагалось назвать Новогодней, но по голосам перевесило название Парковая, хотя такая улица уже была на Медной Шахте. В 1978 году на месте времянки-вокзала встало современное здание железнодорожной станции «Краснотурьинск» с удобным перроном. На одном из собраний рабочие Богословского алюминиевого завода предложили увековечить память директора завода Михаила Константиновича Рюмина. Их предложение поддержали, и одной из улиц в районе Заречный было присвоено имя Рюмина, а на доме № 8 установлена мемориальная доска, также посвященная директору БАЗа.

  1. Перед нами храм, что вы о нём знаете?

Деревянный храм Матроны Московской

  1. Когда он был построен?

Строительство фундамента храма было начато летом 2013 года, освещён в 2016 году 9 апреля.

  1. К какому празднику было приурочено открытие?

а) Пасха;

б) Благовещанье;

в) Родительская суббота.

4) Кто такая Матрона Московская?

Матрона родилась в крестьянской семье в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. Девочка родилась незрячей, у неё не было глазных яблок. уже с восьми лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее. В возрасте около 17 лет у неё отнялись ноги. святая Матрона днём принимала людей (до сорока человек в день), исцеляя их и давая советы, как поступать, а ночью молилась

  1. Какая из Святых изображает образ Матроны Московской?

- Пройдём дальше, наш путь лежит к плотине.

Ауди-экскурсия

Завод строился на высоком левом берегу небольшой горной речушки Турья. Чтобы обеспечить завод достаточным количеством воды, пришлось строить длинную и высокую плотину. Автором проекта этой плотины был политический заключенный (по 58-й статье), инженер-гидростроитель еще дореволюционной выучки Пашков.   Эту плотину возводили тоже немцы-трудармейцы. Котлован в каменистом ложе реки для фундамента плотины приходилось долбить вручную кирками, ломами, кувалдами, так как техники почти не было.  Строительство плотины и закладка фундамента под строительство самого завода – это была самая тяжелая работа. Именно на этих работах погибло много людей. Много позднее оставшиеся в живых трудармейцы говорили: «Плотина-то на костях построена. Там столько людей полегло, сколько камней в плотине».  

Трудармейцы – это не военнопленные немцы. Трудармейцы – это, если можно так сказать, обрусевшие немцы, предки которых поселились в России еще при Екатерине Второй. И именно эти люди попали в немилость советских властей 28 августа 1941 года, когда увидел свет Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Тогдашнее правительство страны решило, что эти люди являются пособниками фашистской Германии, поэтому их нужно отослать куда подальше – на Урал и в Сибирь.

Трудовые лагеря были открыты – трудармейцам разрешили привезти свои семьи – уже после войны.. Немцам многое запрещалось, для них вводилось много ограничений – даже после войны. Например, им запрещалось покидать границы одного конкретного города – за это могли наказать 20 годами каторжных работ. Ежемесячно все, кто был старше 16 лет, должен был отмечаться в комендатуре. Паспорта людям не выдавали. [4]

В конце плотины мы видим памятник.

Испытание тест-пазл

  1. Кому он посвящён?

а) трудоармейцам или б) военнопленным

2) К какому событию приурочено открытиепамятника?

а) 50-летию победы или б) 70-летию победы

3) Кем инициировано открытие памятника

а) мэром города б) бывшим трудоармейцем

4) Сколько трудоармейцев погибло при строительстве плотины и завода

а) более 3 тыс. б) более 2 тыс.

Во время войны и в послевоенные годы только в Краснотурьинске умерло 3480 трудармейцев – Иван Филиппович Вайс более 20 лет собирал материалы о каждом немце, сосланном в Краснотурьинск для строительства завода и города. Имена всех погибших расположены рядом с памятным крестом.

5) Назовите фразу, написанную на памятнике

а) «Никто не забыт и ничто не забыто…» или б) «Вы всегда в нашей памяти…»

- Дальше пройдём по Набережной

Набережная является историческим центром Краснотурьинска – она сама и дома построены в 1950 годах в стиле сталинского ампира

  1. А совсем недавно её реконструировали. Когда это было?

В 2018 году

  1. Расположи фото в хронологическом порядке

-Двигаемся к парку Влюблённых

3) Когда был открыт парк влюблённых?

Летом 2016 года в Краснотурьинске за Дворцом культуры БАЗа был открыт Парк влюбленных – первый благоустроенный объект на городской набережной.

Здесь регулярно проводились различные массовые мероприятия для горожан любого возраста. По вечерам в теплые летние дни можно было прийти в парк и отдохнуть в компании друзей.

4) Самый популярный арт-объект в парке?

Самый популярный арт-объект в Парке влюблённых — специальное дерево, куда молодожёны могут вешать замочки в знак вечной любви.

5) Найдите букву, которая даст вам дополнительное очко.

- Выходим ко Дворцу Культуры. В нашем городе 2 дворца, расположенные рядом друг с другом.

Из карточек выбери факты, относящиеся к одному и другому.

  1. ФОТО.

  2. 1943 1952

  3. «Индекс» входит в эту организацию

  4. Дворец металлургов Дворец культуры.

  5. Раньше назывался Дворец Строителей.

Двигаемся по главной улице города к памятнику Ленина

У памятника Ленина последнее испытание кроссворд

2.2.2 Квест по маршруту «Патриотическая экскурсия»

  1. Объект Танк (викторина)

  1. Как называется этот памятник?

Мемориал воинам-краснотурьинцам, погибшим в военных конфликтах при выполнении интернационального долга открыт

  1. Когда он был открыт?

7 сентября 1996 года. В августе 2006 года установлен камень с фамилиями погибших воинов срочной службы. При выполнении интернационального долга в Афганистане погибло пять краснотурьинцев и столько же пало в боях на территории Чеченской Республики в ходе двух военных кампаний XX века.

В августе 2006 года установлен камень с фамилиями погибших воинов срочной службы.

  1. Это место является только памятником или выполняет ещё какие либо функции?

В этом месте проходят патриотические мероприятия в честь Дня пограничника и других воинских праздников.

  1. Какое другое название имеет этот памятник?

«Воинам срочной службы»

  1. По чьей инициативе был создан памятник?

Памятник воинам-краснотурьинцам, погибшим в военных конфликтах при выполнении интернационального долга, воздвигли по всенародной инициативе.

-Далее двигаемся по бульвару Мира к следующему объекту

Объект №2

Мы видим перед собой храм. Давайте попробуем из своих знаний и мозаики ответов собрать картинку, отображающую этот святой объект. Участникам после каждого вопроса выдаются варианты ответов, из которых они выбирают верный. (На обратной стороне фрагмент фото храма. Если какие-либо ответы не верны, карточка с обратной стороны показывает пробел «пробел в знаниях»)

  1. Именем какого святого назван храм?

а) Иоанна Богослова б) Максима Исповедника

  1. Какой дате посвящено открытие храма?

а) в честь 50-летия города б) в честь 55-летия завода

  1. Кто предложил воздвигнуть храм?

а) Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий б) Директор завода А.В. Сысоев.

  1. Как церковь называет Иоанна Богослова?

а) Апостол любви или б) Апостол веры?

  1. Что было принято делать в день Иоанна Богослова?

а) печь пироги и раздавать прохожим б) супружеские пары, которые хотят прожить в согласии и любви, выходят из дому, держась за руки, стряхивают снег с дерева и произносят специальный заговор.

! Дополнительный вопрос Какой знак находится рядом с храмом Ионна Богослова (можно задать, если ребята плохо знают информацию о святом)

а) В память о ликвидаторах последствий Чернобыльской АЭС б) в память о революционерах, погибших от рук белогвардейцев.

-Идём до объекта №3 и слушаем историю улицы по которой идём, Бульвар Мира

Аудио-экскурсия до объекта №3

Только старожилы Краснотурьинска помнят, что до начала 60-х годов практически в самом центре города - там, где сейчас бульвар Мира - находилось старое заброшенное кладбище. Скорее всего, там хоронили жителей Турьинских рудников, для которых это место было окраиной. Когда пустили в эксплуатацию трамвайную линию до 6-й серии, она проходила аккурат мимо кладбища. Зрелище было жуткое: освещения не было, из окон трамвая были видны покосившиеся деревянные и железные кресты. Не хватало только мертвых с косами как в известном фильме. Единственным относительно ухоженным местом был памятник борцам за Советскую власть, павшим от рук белогвардейцев. Памятник представлял собой пирамиду со звездой, окрашенную в голубой цвет. Сразу за кладбищем был каток, вторая стена его выходила прямо на улицу Ленина. Скорее всего, кладбище было закрыто с началом строительства нового города. Время шло, город строился, а до кладбища как-то не доходили руки. Наконец, в начале 60-х кладбище было ликвидировано, а деревянный памятник погибшим красногвардейцам был заменен на гранитный, который стоит и по сейдень. Каток тоже ликвидировали, и угрюмое место превратилось в одну из достопримечательностей Краснотурьинска -- бульвар Мира. [2]

Объект №3 Площадь Победы

Разгадываем лабиринт (Приложение 10)

-Двигаемся через Центральную площадь к Тихомировскому парку

О бъект №4

Ребятам предлагается найти очередную букву ключевого слова квеста в парке, разгадав ребус

Объект 5 Памятник Ленина на Центральной площади.

2.2.3 Экскурсия «Старый город»

1 ОБЪЕКТ, у которого мы находимся 1) называется…?

Часовня Александра Невского

2) Чем часовня отличается от храма?

По своим архитектурным особенностям часовня внешне очень напоминает храм, однако имеет более скромные размеры.

3) Когда она появилась?

В 1870 году

4) В честь кого и какого события она построена?

Часовня в Краснотурьинске построена в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Она была возведена в 1870 году в честь отмены крепостного права.

5) В советские годы, когда церковь отделили от государства, что здесь находилось?

Трансформаторная будка

  1. ОБЪЕКТ парк, на территории которого расположена Часовня Александра Невского. Как он называется?

Бурундук-парк (собираем пазлы, выполняя тест-задания)

  1. В каком году был создан парк?

а) 2015 или б) 2018

  1. К какому событию приурочено открытие парка?

а) 145-летию часовни А. Невского или б) 260-летию Турьинских рудников

3) Инициатор создания парка был

а) мэр города Краснотурьинска Александр Устинов или б) директор Краснотурьинского краеведческого музея Юрий Гунгер

4) Почему выбрали этого зверька символом города?

а) много этих зверьков в окрестностях города, б) так называли себя местные жители.

5) когда празднуют день Бурундука?

а) 27 ноября – в день рождения города; б) в первую субботу сентября

- Поднимаемся вверх к следующему объекту

3 Объект Фёдоровский геологический музей.

Разгадываем лабиринт (Приложение)

-Переходим через дорогу и видим…

4 объект памятник Мещерягину – герою Советского Союза.

Демонстрируем карточки с информацией о нём, а ребята объясняют факты

1914 – год рождения; 1943 – пошёл на фронт

Село Троицкое Каменского района – место рождения героя

Южно-Заозёрский прииск – место работы; 1944 - погиб

-По Октябрьской движемся к памятнику Ленина

Ауди-экскурсия

Богата история улицы Октябрьской. В дореволюционное время ее называли Центральной. На ней располагались горное училище, торговые ряды, там жила знать селения. Своим новым названием она обязана знаменательным дням 1917 года. 28 октября (10 ноября по новому стилю) возле Максимовской церкви (теперь кинотеатр «Россия») на многолюдном митинге была провозглашена Советская власть. Отсюда уходили добровольцы на борьбу с белогвардейцами. Здесь родилась первая ячейка комсомола. С этой улицы отправлялись на битву с фашизмом наши земляки. А ещё много ранее эту улицу называли Максимовский проспект, и улица России.

Следующая улица, которая проходит мимо магазина Столичный называется Ленинского Комсомола, ранее Трудовая, а улица Ленина называлась Комсомольской. По пути до памятника Ленина называем все культурные объекты Краснотурьинска.[1]

2.3.4 Квест по маршруту экскурсия «Историческая».

1) объект на нашем маршруте

1. называется…?

Максимовская церковь.

2) В каком годуона была построена?

Она была построена в далёком 1782 году, но, из-за несчастного случая, сгорела дотла в 1829. Несмотря на это, церковь взялись восстанавливать, и в 1852 году она была отстроена заново.

3) По чьей инициативе она была построена?

В 1782 году при Турьинском медном руднике освятили деревянный храм во имя Максима Исповедника. Хозяином рудника являлся Григорий Походяшин, а основателем — его отец Максим Походяшин. В память об отце Григорий и выбрал посвящение для нового храма. В 1829 году деревянная Максимовская церковь сгорела.

4) Когда празднуют Максимов день?

3 февраля

5) Как по-другому называли Максима Исповедника?

Максим Утешитель

В Максимов день каждому человеку полагалось вспомнить добрым словом всех, кто когда-либо протягивал ему руку помощи, а по возможности — и отблагодарить делом. Также в этот день молились о благополучии семьи.

В этот день хозяин и хозяйка выходили во двор, держась за руки, подходили к деревьям и вместе стряхивали с них иней и снег, произнося: "Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу". Как считалось, этот ритуал укрепляет семейные узы.[1]

-Следующий объект нашей экскурсии-квеста расположен через дорогу. Это Памятный знак Максиму Походяшину.

1) Кем был Максим Походяшин?

а) Учёным- историком б) горнозаводчиком, основателем рудников

2) Когда был установлен памятный знак?

а) в 2016 году б) в 2000 году

3) Какая надпись нанесена на памятный знак?

а) от благодарных потомков… б) будем помнить всегда…

4) По чьей инициативе он был создан.

а) жителей города б) администрации города и компании Полиметалл

5) Кто такой горнозаводчик?

Капиталист, владелец горнозаводского предприятияЭто предприятие дореволюционной России по добыче полезных ископаемых, выплавке металлов и выпуску изделий из них.  

-Спускаемся по улице Карпинского к следующим объектам расположенных рядом друг с другом.

Как называются 2 этих здания: каменное и деревянное?

Музей Попова и краеведческий музей

Идём по лабиринту 2-ух музеев (Приложение 14).

-От музеев наш путь лежит к памятнику Александра Степановича Попова.

Ауди-экскурсия

Прошло 90 лет после того, как со стоном н свистом упала первая корабельная сосна. За это время рядом с шахтами Васильевского рудника на древней мансийской земле появились русские избы на Суходойском и Фроловском рудниках, а у реки, на косогоре, — обособленное поселение выходцев из центральной России - Макарская часть поселка. На месте первой деревянной церквушки появилась прекрасно построенная кирпичная Максимовская церковь, а вокруг — прямые, как строчки в тетради, улицы и переулки: Максимовская, Катушечная, Телефонная, Борцовская, Первый Поперечный переулок, Второй… Здесь на углу Телефонной и Второго Поперечного переулка (теперь улицы Попова и Карпинского) в декабре 1846 года произошло, по-житейски обыденное событие, которому тем не менее суждено было стать Второй примечательной страницей в летописи Краснотурьинска. В доме майора корпуса горных инженеров П. М. Карпинского родился сын - будущий президент АН СССР академик А. П. Карпинский.[8]

-Остановимся у памятника нашему земляку. Чей это памятник?

Памятник Попова Александра Степановича

Слова «радио» «священник» «внучка» «улица» «город» зашифрованы в виде ребусов. (Приложение 15)

По ребусам восстановить слова и определить какую роль они играют в жизни нашего города, связанную с Поповым

-Дальше двигаемся по улице Ленина и на конечном этапе отгадываем кроссворд (Приложение 9)

Подводим итог квест-экскурсии, все собранные буквы, которые выдавались командам на объектах выстраиваем в фразу «КРАСНОТУРЬИНСКУ – 80!!!»

Награждаем памятными призами всех.

Заключение.

Подводя итог выполненной работе, можно уверенно сделать выводы:

1. Просветительская деятельность, направленная на повышение уровня знаний обучающихся об истории их малой родины, достопримечательностей, биографий значимых людей, имеет не только образовательное значение, но и воспитательное. Ведь в истории памятников, храмов, музеев просматриваются судьбы замечательных, талантливых людей. Тех, кто является примером целеустремлённости, патриотизма, гуманности.

2. Эта работа заставила погрузиться в интереснейший исторический материал, совершить краеведческую экспедицию во времена предков, наших земляков и помогла почувствовать, что связь поколений – это та самая ниточка, держась за которую мы ощущаем себя гражданином и патриотом.

Задачи, которые были поставлены для достижения цели были выполнены.

3. Благодаря моделированию виртуальных и реальных экскурсий, квест- заданий удалось открыть в себе творческий потенциал и помочь ребятам осознать, что можно получать знания увлекательно и интересно.

4. Подрастающее поколение, которое знает историю города, края, страны останется всегда преданным ей.

5. Виртуальная экскурсия позволила ребятам пополнить, даже лучше сказать, наполнить багаж краеведческих знаний, так как первоначальный уровень осведомлённости в этом вопросе, был очень низкий. Более 50 % опрашиваемых не могли воспроизвести никакой конкретной информации, а их ответы «что-то слышал», «где-то видел» давали понять, что просветительская деятельность в работе с ними просто необходима.

6. Реальная экскурсия даёт возможность видеть объекты, погружаться в эту историческую эпоху, воображать и представлять себя участником событий, а также знать где расположены памятные места, культурные объекты и т.д.

7. Работа оказалась очень полезной и для самообразования и развития своих способностей

Литературные источники

  1. Буйносова Н.И. Наследники Икара: Культурно – исторические очерки. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. - 416 с.

  2. Воронов Г.И., Каёта Г.М. Краснотурьинск. – Свердловск: Средне -Уральское книжное издательство, 1978. - 112 с.

  3. Никлаус Г.И., Луцкая Л.П. Богословский алюминиевый завод. Годы. События. Люди. – Краснотурьинск: ОАО «БАЗ», 2000. - 271 с.

  4. Путилов Б.А. Вставший на крыло. – Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство, 1980. – 270 с.

  5. Степанова И.П. Малая краеведческая энциклопедия. – Екатеринбург: Реал, 2004. – 271 с.

  6. Углицких Б.А. Таёжный посёлок на речушке Турье. Турьинские рудники. Художественно – исторический очерк. – Краснотурьинск: ООО ПТЦ «Яса», 2005. - 123 с.

  7. Серовский государственный архив.

  8. Фонды Краснотурьинского краеведческого музея

  9. Архивные материалы Краснотурьинска

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Диаграммы ответов на вопросы анкеты

Приложение 8

Приложение 9

Просмотров работы: 22