Введение
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Златоуст — единственный город в мире, получивший имя в честь святителя Иоанна Златоуста. Родина русского булата и уникальной гравюры на стали, первых стальных пушек и первых ракет морского базирования, город качественной металлургии, важная составляющая военно-промышленного комплекса страны — вот далеко не полный перечень «титулов» нашего города[2].
Красоты нашего города вдохновляют на творчество не только Златоустовских поэтов, художников, актеров, краеведов и ученых, но и талантливых граверов, которые приносят особую славу нашему городу по всему миру.
Златоустовская гравюра на стали относится к русским народным художественным промыслам и заключается в украшении гравировкой стальных изделий. Гравюры, в основе которых лежат характеристики металла, представляют собой самобытный вид искусства. Для оформления декоративного изделия применяется специальная обработка, используются золото, серебро и никель[4].
Зарождение искусства связано с нашим городом. С начала XIX века златоустовские мастера декорировали гравировкой не только бытовые предметы из стали: шкатулки, письменные приборы, портсигары, - но и все виды клинкового холодного оружия.
Во время экскурсии на Златоустовскую оружейную фабрику моё внимание привлекли такие изделия. Мне стало интересно, кто же украшал гравюрой клинковое холодное оружие. Оказалось, что среди множества мастеров были и женщины. А первая женщина оружейник – Нина Владимировна Лохтачёва.
Тема нашего проекта: «Первая в России женщина оружейник».
Цель работы: изготовление и украшение клинка гравюрой, создание альбома эскизов.
Задачи:
Познакомиться с технологией изготовления гравюры на стали;
Познакомиться с биографией Нины Владимировны Лохтачёвой;
Посетить выставку в Краеведческом музее, посвященную жизни и творчеству Нины Владимировны Лохтачёвой; посетить мастер – класс в мастерской декоративно – прикладного искусства «ЛиК»;
Изготовить изделие, украсить его гравировкой.
Подготовиться к защите проекта.
Объект исследования: Златоустовская гравюра на стали
Предмет: творчество и авторские изделия Нины Владимировны Лохтачёвой.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Биография Нины Владимировны Лохтачёвой
Нина Владимировна родилась 19 сентября 1948 в селе Косиха, Алтайский край.
Родилась в семье Эммы Лютцов и Владимира Энгельмана, бывших трудармейцев из числа поволжских немцев. Прадед Карл Эндерс был учителем и священником, также занимался оформлением и переплетом книг. Его внучка, мать Нины Владимировны, унаследовала талант художника и музыкальные способности от деда и с детства обучалась рисованию и мечтала стать художником. Отец – Владимир Энгельман – был талантливым резчиком по дереву. Нина Владимировна Лохтачёва с детства была окружена творческими людьми[4].
В 1941 г. семья была депортирована из Поволжья в Сибирь. В 1956 г. семья из села Косиха Алтайского края переехала в село Ванновка Чимкентской области.
В детстве Нина Владимировна Лохтачёва хотела быть учителем иностранного языка, преподавать немецкий и французский, с этой мечтой и приехала в 1965 г. в Челябинск. Однако в институт не поступила и пошла работать на мебельную фабрику. На Урале начала заниматься рисованием, а затем в 1967 году поступила на художественно-графическое отделение Златоустовского педагогического училища[1].
с 1967 по 1976 годы проработала декоратором в Златоустовском государственном драматическом театре, потом учителем рисования и черчения в школе.
Творческий путь художника-гравера Нина Владимировна начала в 1976 на машиностроительном заводе им. Ленина в группе ведущих художников цеха № 16, где она стала первой женщиной-гравером. Позже это профессиональное лидерство продолжилось: в 1989 г. Нина Владимировна Лохтачёва стала первой женщиной в Златоусте – членом Союза художников СССР и получила в 1996 году почётное звание заслуженный художник России.
В 1990 г. Нина Лохтачёва вместе с мужем Александром Лохтачёвым, скульптором, основала мастерскую декоративно-прикладного искусства «ЛиК» – «Лохтачёвы и компания», название, которое Нина Владимировна трактует по-своему: «Литература, искусство, культура». Создание мастерской позволило им возродить златоустовскую гравюру на металле, создать свою школу, продолжить лучшие традиции старых мастеров и сформировать новые [1].
Как один из основателей и с 1992 по 2018 бессменный руководитель творческого коллектива Мастерских «ЛиК», - Нина Владимировна воспитала целую плеяду художников-гравёров на металле. За время работы ведущим художником Мастерских «ЛИК» ею создано множество авторских разработок по украшению посуды, церковной утвари, скульптуры и холодного оружия[3].
На протяжении более чем тридцати лет авторские изделия Лохтачёвой неоднократно экспонировались на престижных всероссийских и международных специализированных выставках и были отмечены дипломами.
В творческой копилке талантливого художника немало интересных работ. Среди них «Щит и Меч Победы», оклад для иконы Богоматери «Иверская», «Дарохранительница» для храма Христа Спасителя в Москве[3].
За добросовестный труд, личный вклад в развитие уникального промысла златоустовской гравюры на металле Лохтачёва награждена знаком-медалью «Честь и польза», почетной грамотой Губернатора Челябинской области. От Мемориального фонда Карла Фаберже награждена Орденом Франца Петровича Бирбаума «Главный мастер» [1].
Благодаря матери Нина Владимировна Лохтачёва познакомилась с общественным движением российских немцев. Эмма Лютцов долгие годы проработала секретарем Артура Карла, возглавлявшего центр немецкой культуры в Энгельсе. В этом городе в 1990 г. была организована первая и единственная совместная выставка работ матери и дочери. Два года спустя Эмму Лютцов как активного члена Всесоюзного общества советских немцев «Возрождение» пригласили на фестиваль в Алма-Ату. Она настояла, чтобы пригласили и ее дочь-художницу. Участие Лохтачёвой в фестивале в Алма-Ате, а затем в Москве послужило толчком к созданию центра немецкой культуры в Златоусте[1].
В 2004 году Нина Владимировна окончила Магнитогорский государственный университет.
В 2010 г. Лохтачёва была избрана председателем вновь созданной организации – Творческого объединения российских немцев (ТОРН).
01 мая 2022 года Нина Владимировна Лохтачёва ушла из жизни, похоронена в Чебаркульском районе в селе Травники рядом с супругом.
Сыновья Нины Владимировны Лохтачёвой, работают в мастерской декоративно – прикладного искусства «ЛиК». Д. А. Лохтачёв – инженер-художник, дизайнер, скульптор, член Союза художников России. А. А. Лохтачёв – генеральный директор [1].
1.2. Технология златоустовской гравюры
Создание златоустовской гравюры на стали — это сложный многоэтапный процесс. Его основные операции:
Изделие начинается с эскиза на бумаге. Он рисуется карандашом или в компьютерной программе.
Металлическую поверхность изделий перед рисовкой полируют.
Художник наносит битумным лаком с помощью кисти изображение на глянцевую обезжиренную металлическую поверхность.
Рисунок 1
Изделие передаётся на участок гальванического травления. Не защищённая лаком поверхность стравливается, то есть с пластины сходит верхний слой. А там, где был рисунок остается глянцевая металлическая поверхность изделия.
Затем слой лака снимают бензином или керосином[3].
Рисунок 2
Для декоративной выразительности изделий большое значение имеет отделка, которую также можно разбить на несколько этапов.
На первом из них происходит чернение — таким образом получают черные оттенки и тени сюжета изображения.
То, что должно остаться черным, закрывается лаком перед последующим процессом никелирования. Никель – это металл белого цвета. С его помощью получают светло-серые матовые или глянцевые тона.
Рисунок 3
После глянцевания и обезжиривания, к работе вновь приступает художник – гравер. Далее начинается «разделка в золото». Один из самых интересных и увлекательных этапов производства.
Все части рисунка, которые не должны быть покрыты золотом, художник закрашивает битумным лаком[3].
Рисунок 4
Изделие передается на участок гальваники, где его покрывают золотом высшей пробы.
После золочения слой битумного лака снимают и уже больше не используют.
Рисунок 5
Золотое покрытие наносится на поверхность картины, после чего при необходимости используются серебрение и синение стали. В специальной ванне изделие нагревается примерно до 450 градусов. При такой температуре сталь постепенно становится красноватой, фиолетовой, синей. А те участки, которые были покрыты никелем или золотом цвет не меняют [3].
Рисунок 6
Процесс создания гравюры достаточно трудоемкий и требует от мастеров тщательной проработки мелких элементов изображения. От исполнителей ожидается ювелирная точность и собранность на каждом из этапов технологического процесса. При этом они должны владеть разнообразными техниками, такими как чернение, травление, никелирование, золочение, серебрение, гравирование поверхности. Именно их искусное применение позволяет достичь разнообразия, выраженности узоров, красоты фактуры изделий.
1.3 Особенности стиля Нины Владимировна Лохтачёвой
Нина Владимировна Лохтачёва воспринимала оружие как полотно, на котором можно изобразить нечто прекрасное[1].
Лохтачёва первой в современной истории Златоустовской гравюры начала изготовление и украшение бытовых вещей, чего не делалось с 1930-х гг. Можно сказать, что она является пионером возрождения прикладного характера гравюры и создания вещей, предназначенных для украшения интерьера, сервировки, женских украшений и аксессуаров дамского и мужского платья. Свою задачу как художника-гравёра Нина Владимировна видела в том, чтобы придать художественную ценность подарочным изделиям: коллекционному оружию и бытовым предметам[3].
Все художники имеют свой стиль, манеру украшения вещей, которые складываются на основе тяготения художника к определенной линии, декору, к степени контрастности света и тени, к излюбленным сюжетам и т. п.
Работы Нины Владимировны Лохтачёвой можно сразу отличить от работ других художников по плавной, очень женственной линии, мягким, несложным формам сюжетных и орнаментальных композиций, по равномерному распределению по плоскости украшаемой вещи света и тени, по насыщенной заполняемости элементами украшения каждого сантиметра плоскости. Эта манера украшения. придает работам Н. В. Лохтачёвой своеобразную певучесть и лиричность.
Сын Нины Владимировны, А. А. Лохтачёв, рассказал нам во время посещения Мастерской декоративно – прикладного искусства «ЛиК», что в творчестве Нина Владимировна придерживалась классического стиля Бушуевской школы гравюры и оружейного ремесла. Наиболее сильная сторона её искусства, вдохновлённого красотой уральской природы — создание изысканных орнаментальных композиций на основе растительно-цветочной вязи. Нина Владимировна также знаток орнаментов разных народов, отражающих художественную культуру многонациональной России.
Рисунок 7
Стараниями Нины Лохтачёвой сохраняется ярко выраженная стилевая особенность художественного почерка мастерских «ЛиК» — увлечение орнаментом. Бесконечное разнообразие и неповторяемость композиционного построения декора является отличительной чертой «ЛиКа»[1].
Глава 2. Практическая часть
2.1 Посещение выставки
Изучив особенности стиля Нина Владимировны Лохтачёвой, 8 октября мы посетили галерею Златоустовского краеведческого музея, в которой проходила выставка «Лохтачёвы. Творческий дуэт». Эта выставка посвящена художникам, граверам, и, конечно же, мастерам уникального прикладного оружия, супругам Лохтачёвым.
Выставка отражает многогранную творческую деятельность этих легендарных личностей.
Во время посещения данной выставки мы познакомились с технологией Златоустовской гравюры, а также узнали о творчестве семьи Лохтачёвых.
Экспозиция проходила сразу на нескольких площадках музея и в различных форматах. Первый этаж - визуальная компьютерная графика, рассказывающая предысторию зарождения ремесла в Златоусте, и рождении четы мастеров.
На втором этаже, перед входом в основные залы экспозиции, находились картины Юрия Эйбушица, учителя Лохтачевых и основателя художественно-графического отделения педагогического колледжа Златоуста. А далее несколько залов музея занимали работы самих мастеров. Гравюры, наградное оружие, кубки и даже жанровые миниатюры из камня и металла были необыкновенной красоты.
Мы решили углубиться в эту тему и посетить Мастерские декоративно – прикладного искусства «ЛиК».
2. 2. Экскурсия в Мастерскую декоративно – прикладного искусства «ЛиК»
Во время проведения экскурсии мы встретились сыном Нины Владимировны, А. А. Лохтачёвым, который ответил на интересующие нас вопросы.
Внук Нины Владимировны, А. А. Лохтачёв, провёл экскурсию в музей «ЛиК», скульптурную мастерскую и мастерскую по изготовлению Златоустовской гравюры на стали.
Мы узнали о нескольких стилях гравюры на стали: пейзажный, орнаментальный и другие. Уникальным стилем Нины Владимировны является орнамент.
Мы попробовали создать эскизы тарелочки в орнаментальном стиле.
Рисунок 8 Рисунок 9
Рисунок 10
Нас впечатлило творчество Нины Владимировны Лохтачёвой, и мы решили создать авторское изделие в стиле Златоустовской гравюры на стали.
2.3 Мастер – класс по созданию гравюры на стали
В ходе нашей работы мы посетили мастер – класс в Оружейной фабрике по созданию гравюры на стали. На данном мастер – классе мною были выполнены операции по созданию гравюры на стали, которые допустимы мне по возрасту и технике безопасности.
Нам была предоставлена отполированная металлическая заготовка клинка.
Работу мы начали с выбора эскиза. Мы приложили копировальную бумагу гладкой стороной к металлической поверхности, сверху наложили лист с эскизом. Проверили, чтобы эскиз полностью уместился на сталь. Далее мы обвели карандашом эскиз, прорисовывая все детали. А после мы убрали эскиз и копировальную бумагу в сторону. На нашем изделии остался эскиз.
Рисунок 11
Рисунок 12
Гравировальным станком с твердой фрезой мы нанесли углублённый рисунок по эскизу.
После этого мы нанесли битумным лаком с помощью кисти изображение на глянцевую обезжиренную металлическую поверхность.
Рисунок 13 Рисунок 14
Просушили изделие.
На данном этапе мы завершили операцию по созданию гравюры на стали, так как далее изделие передается на участок гальванического травления, а работа с кислотой не положена мне по технике безопасности.
По завершению работы над проектом я выступила с данной работой перед одноклассниками на занятии по курсу «Я – златоустовец», познакомила ребят с первой в России женщиной - оружейником Ниной Владимировной Лохтачёвой. Многие ребята, заинтересовавшись таким промыслом, посетили мастер – класс в ГБПОУ «ЗлатИк им. П. П. Аносова» по теме «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы». Этот вид искусства не только приобщает нас к культуре и истории родного края, но и помогает нам применить полученные знания на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности.
Заключение
Становление личности человека, знающего и любящего свою Родину, начинается с познания природы, культурных традиций, искусства родного края. В рамках нашего исследования мы ближе познакомились с искусством Златоустовской гравюры на стали, которое относится к русским народным художественным промыслам. С уникальным самобытным искусством украшения изделий из металла связано имя первой женщины – оружейника Нины Владимировны Лохтачёвой. Она, украшая изделия из металла гравировкой, придавала им художественную ценность, что принесло славу нашему городу по всему миру. Этот вид искусства не только приобщил нас к культуре и истории родного края, но и к миру чувств и мыслей таких замечательных людей.
По итогу подготовки семейного проекта нами получены следующие результаты:
Изучила имеющуюся литературу по данной теме;
Познакомилась с технологией изготовления гравюры на стали;
Познакомилась с биографией Нины Владимировны Лохтачёвой;
Посетила выставку в Краеведческом музее, посвященную жизни и творчеству Нины Владимировны Лохтачёвой; посетила мастер – класс в Мастерской декоративно – прикладного искусства «ЛиК», побеседовала с сыном Нины Владимировны – генеральным директором Мастерской декоративно – прикладного искусства – А.А. Лохтачёвым.
Нарисовала эскизы, в основе которых лежит орнамент.
Выполнила некоторые операции на металлической заготовке по созданию гравюры на стали.
Выступила с данной работой перед одноклассниками на занятии по курсу «Я – златоустовец», познакомила ребят с творчеством Нины Владимировны Лохтачёвой.
В начале исследования я поставила перед собой цель: изготовление и украшение клинка гравюрой, создание альбома эскизов. Следует отметить, что поставленная цель нами достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
Нина Лохтачёва: История семьи. Творчество. - М.: РусДойч Медиа, 2017.
А. В. Козлов и др., Под ред. М.А.Тарынина, В.Г.Глыбовского — Златоуст: [Златоуст. рабочий], 1994-1997
https://www.lik.ru/?ysclid=lt7oscr8oy945965396
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%85%D1%82%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0,_%D0%9D%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Приложение I
Галерея Краеведческого музея
Приложение II
Начальные этапы технологии Златоустовской гравюры на стали на разных металлических заготовках (эскиз, гравировка, нанесение битумного лака)