Введение
Россия спасется крестными ходами
Преп. Серафим Саровский
Святитель Симеон Солунский (ХV век) писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами…» В России традиция крестных ходов выросла из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма. Крестные ходы совершали также во время бедствий: засухи, эпидемий.
Моя бабушка живет в п. Климковка Белохолуницкого района Кировской области. Я часто бываю у нее. И однажды она рассказала мне о Пламенных младенцах, о крестном ходе. Эта история показалась мне очень интересной, удивительной и отчасти загадочной. И я решила больше узнать об этой истории.
Цель: исследовать историю Климковского Крестного хода к «Пламенным младенцам».
Задачи:
1. Изучить историческую, краеведческую литературу по истории Климковского крестного хода;
2. Узнать о трагедия семьи Ворониных (смерть трех мальчиков);
3. Встретиться с участниками крестного хода и взять у них интервью ;
4. Подготовить фотоматериалы с информацией о крестном ходе;
5. Создать памятный альбом, посвящённый крестному ходу к Пламенным младенцам.
6. Провести интервью с участницей Крестного хода.
Объект исследования: крестные ходы в России.
Предмет: Климковский крестный ход к «Пламенным младенцам».
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, систематизация материала):
- практические (интервьюирование).
Гипотеза: влияет ли участие в Крестном ходе к «Пламенным младенцам» на духовную жизнь верующих?
Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на занятиях по внеурочной деятельности учащихся, на уроках краеведения, при проведении классных часов на краеведческие темы.
Работа включает три главы, заключение, библиографию, приложения.
Глава 1
Крестный ход- древняя богослужебная практика вселенской Церкви
Одной из древних богослужебных практик вселенской Церкви, совершаемых и поныне, является проведение крестных ходов. Порядок, время и место менялись и развивались со временем, но основа остается прежней — это молебное шествие народа Божия с крестом и иконами.
1.1.Классификация крестных ходов
По основаниям проведения крестных ходов можно выделить общецерковные и произвольные. По количеству дней их проведения — однодневные и многодневные. По частоте проведения — разовые и традиционные. По целям проведения — уставные, покаянные (или умилостивительные) и благодарственные (или торжественные). Попытаемся разобраться в смысле этого действия, рассмотрим его историю и современные обычаи.
Те, кто неоднократно участвовал в крестных ходах, свидетельствуют, что это благодатный духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, получить ответы на вопросы, которые терзают человека, испросить у Бога мира и милости.
В своей работе я расскажу о Климковском крестном ходе, его история мне показалась очень интересной, удивительной и отчасти загадочной .
1.2. История Климковского Крестного хода к «Пламенным младенцам»
Еще его называют Крестным ходом к «Пламенным Младенцам». Он известен с 1883 года(больше 140 лет). Запрещен в 1962 году, сразу после запрещения хорошо известного всем Великорецкого крестного хода. Возрожден в 2000 году. Совершается со 2 по 5 августа из Белой Холуницы в Климковку и Елево, на место гибели и упокоения трех мальчиков, покинувших этот мир страшной смертью в 1883 году. Путь в обе стороны составляет около 100 км.
Итак,обряд почитания Пламенных младенцев возник более 140 лет назад в Климковском заводе Холуницкого Горного округа Вятской губернии (ныне Белохолуницкий район Кировской области).
1.3. Трагедия семьи Ворониных (смерть трех мальчиков
Положившее начало событие произошло 2 (15 по ст. ст.) февраля 1883 года. Имеются архивные документы с записью рассказа жителя заводского посёлка Климковка Михаила Григорьевича Воронина:
«Мой дед Егор Воронин... жил очень бедно, налоги на него так сильно действовали, что он был полностью разорен и вынужден был кормиться подаянием. У него была семья восемь человек, т. е. он сам, его жена, дочь и пять сыновей: Кирилл, Григорий, Василий, Дмитрий и Илья. Жили тогда все в деревне Подгорновский починок, в 17 км от завода Климковка. Примерно в возрасте 46 лет мой дед не в состоянии стал кормить свою семью, и однажды послал сбирать по деревням двух старших сыновей - Кирилла и Григория 12 и 10 лет, а сам остался дома с тремя маленькими сыновьями (до 7 лет старшему) и дочерью Марией 9 лет. Жена уехала тогда в завод, а дочь вышла к корове. Была истоплена печь. Дед Егор, видимо, с отчаяния, решил покончить с семьей. Он, пользуясь отсутствием домашних, затопил снова печь и, когда она разгорелась, схватил трех младших сыновей и сбросил их в печь, где они все и сгорели...».
Родной брат сожженных малышей Григорий Воронин добавил: «Отец подрабатывал на лошади — возил дрова. Перед сожжением месяца за два он заболел и работать не мог. Когда мы с матерью приехали домой, то застали только один пепел. Жену и старших детей отец «успокоил»: «Теперь нам будет жить полегче - у нас сейчас семья маленькая». Были созваны соседи, отец связан и отвезен впоследствии в Вятку, где он и умер через полгода от душевного расстройства, не дождавшись суда».
Черный дым из печной трубы видели все односельчане. Видели они будто бы и трех белых голубей, выпорхнувших оттуда. Потрясенные жители починка, а вслед за ними и все остальные, стали именовать невинных мучеников Пламенными. Пепел с остатками костей от сгоревших ребят был собран в горшок и после расследования в этом же году захоронен Климковским заводоуправлением в церковной ограде.
Глава 2
Истоки почитания младенцев (две версии)
Каким образом произошло почитание младенцев?
Здесь есть две версии. Первая-загадочная, мистическая, ее рассказал священник Елёвской церкви Иван Двоеглазов. Он поведал о том, что служивший тогда священник Алексий Белкин боялся быстрой езды на лошадях. Однажды его лошадь с угора понесла сильно. Испугавшись, он пообещал панихиду по младенцам. Лошадь будто бы усмирилась, а он обещание исправил. Затем же рекомендовал делать такие обещания и верующим, что и сделалось.
Есть и другая версия. После того, как случилась такая беда, местный батюшка собрал потрясённых жителей и обличил народ в равнодушии к судьбе голодающих детей, или, попросту говоря, в нашем человеческом немилосердии. И чтобы память об этом грехе у людей не затихала, он и стал проводить в тех местах ежегодный покаянный крестный ход.
Вероятнее всего, имели место быть и первая и вторая история.
2.1. Строительство часовен Пламенных младенцев в поселке Климковка и починке Подгорновский
Духовенство церкви Климковского завода в тот же год на месте погребения младенцев построило часовню на средства церкви, которую впоследствии стали называть часовней Пламенных младенцев. К ней началось массовое паломничество из Вятской и Северо-Двинской губерний, с Урала. Священник Елёвской церкви на месте сожжения младенцев в починке Подгорновский также выстроил часовню, вырыв около неё колодец. В результате паломничество началось и к ней.
Для Подгорновской часовни была написана икона святых сгоревших младенцев–святителя Василия Великого, великомученика Димитрия Солунского и пророка Илии. На оборотной стороне иконы напечатано: «Икона сия написана в знак памяти сожженных младенцев в печи дома отцом крестьянином Георгием Ивановым Ворониным в починке Подгорском Петропавловского прихода. Дмитрий 7 лет, Илия 4 лет, Василий 2 лет». Позже икону перенесли в Елёвскую церковь.
Пошёл слух, что вода в колодце у дома Ворониных стала святой. Молитвы у иконы якобы помогали отыскать потерявшийся домашний скот, святая вода из колодца и родника под часовней исцеляли калек, избавляли от болезней.
Советской власти и членам Союза воинствующих безбожников не давало покоя такое активное почитание святынь. В 1929 г. закрыли Подгорскую часовню и забросали колодец. В 1930 году было проведено настоящее следствие о возникновении почитания Пламенных младенцев и сделан вывод, что, несмотря на закрытие всех святынь, паломничество, хотя и в меньших размерах, продолжается. В августе 1930 года были арестованы священник Петропавловской Елёвской церкви Иван Двоеглазов, псаломщик и 2 бывшие насельницы Слободского монастыря. Церковь закрылась.
В 1956-1957 годах традиция паломничества ещё существовала: 60-70 человек приходили к закрытой церкви села Елёво накануне Петрова дня. Но Постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам» 1958 года, а затем Июньский Пленум ЦК КПСС 1963 года сыграли свою роль и паломничество к «Пламенным младенцам», как и Великорецкий крестный ход, запретили.
2.2. История иконы «Пламенных младенцев
Когда Елёвскую церковь разграбили, икону «Пламенных младенцев» сберегла у себя монашка сестра Анна: тайно на руках унесла икону из села Елёво за 13 километров в Климковку, что было нелегко (икона написана на дереве и имеет размеры 100х90 см.). Умирая, она завещала племяннице вернуть икону в Елёвскую церковь. Но храм уже был превращен в тракторную мастерскую и обезображен.
По воспоминаниям старожило, в 70-е годы XX века паломники тайком приходили к святому месту заброшенного Подгорновского починка. Колодец был уже частично завален, но люди всё равно доставали воду из него банками, спуская их вниз верёвкой. Позже колодец был полностью уничтожен. Сейчас на месте починка нет даже холмов, которые обычно оставались от изб. Лишь заросли крапивы напоминают о том, что здесь жили люди. Село Елёво тоже обезлюдело, сейчас там нет ни одного дома. Только стоит оскверненная Петропавловская церковь, вздымая к небу купола и кресты, в металлическую оправу которых когда-то были вставлены зеркала.
(Приложение 1)
Глава 3
Современное бытование обряда
В 1994 году в Белой Холунице в церкви Всех Святых возобновилась служба. Отцу Виктору удалось вернуть сохранённую икону «Пламенных младенцев» из избы старой климковчанки в действующий Холуницкий храм. Вернула она её с большой неохотой, объяснив причину своего упорства тем, что ей велено было вернуть икону в Елевскую церковь, когда та вновь откроется.
В октябре 1994 года усилиями местной администрации, прихожан и по настоянию священнослужителей отца Тихона из Омутнинска и отца Виктора была восстановлена могила в Климковке, где погребены «Пламенные младенцы». Отслужен молебен во здравие прихожан и панихида по сожжённым младенцам. В 2004 году на могилке построили открытую часовню высотой 9 метров.
На том месте, где был починок Подгорский и изба Ворониных, тоже установлен крест, огороженный железной оградкой.
24 ноября 2017 года в Белохолуницкий храм Воскресения Христова прибыла новая рукописная икона, посвященная «Пламенным Младенцам». Иконописец Вера Архангельская закончила трёхлетний труд, и теперь Климковский крестный ход возглавляет новая икона с изображением святителя Василия Великого, великомученика Димитрия Солунского и пророка Илии.
2 февраля в день гибели Пламенных младенцев совершается паломничество на место их гибели, а настоятелем церкви Всех Святых служится Панихида в Климковке над останками Пламенных младенцев.
Главным культовым событием является Климковский крестный ход к Пламенным младенцам. Возрождением его считается дата 12-14 июля 2000 года, когда после Петровского поста с благословения архиепископа Хрисанфа прихожане совершили крестный ход к местам, связанным с «Пламенными младенцами». Кроме белохолуничан в нем участвовали около семидесяти человек из Омутнинска, Слободского, Кирова, Самары, Петербурга, в том числе молодые люди и школьники. С 2001 года Крестный ход, как в прежние времена, выходит в путь не в Петров, а в Ильин день 2 августа.
3.1. Исполнение обряда
90-километровый путь хода одолевается в три дня. Священное хождение для православной церкви считается завершённым, когда возвращается в ту же точку, откуда началось. Тогда считается, что крестный ход принят Господом и Сатана взят в кольцо.
События Климковского крестного хода берут отсчет, как правило, 1 августа, когда в 15 часов начинается Всенощное бдение, а затем исповедь в церкви Всех Святых в Белой Холунице.
2 августа после Божественной литургии в 8 часов начинается движение паломников в посёлок Климковка - здесь находится могила Пламенных младенцев. Над ней служится Панихида. (Приложение 2)
Затем процессия движется к источнику Манигор или, как он называется официально, источник Святого целителя Пантелеимона. Здесь служится молебен с водосвятием, совершается омовение. 16 февраля 2005 года - Белохолуницкая районная Дума вынесла решение: признать источник Манигор объектом культового значения и определить прилегающие к источнику территории особо охраняемыми территориями местного значения. (Приложение 3)
Следующая остановка Крестного хода - Село Елево. В здешней церкви апостолов Петра и Павла, были крещены замученные младенцы, здесь хранилась икона их небесных покровителей. И, наконец, починок Подгорский - цель пути, место гибели трех мальчиков. Здесь был их дом и колодец с чудодейственной водой. Отсюда, замыкая круг, крестный ход тем же маршрутом возвращается в Белую Холуницу. (Приложение 4)
Всю дорогу участники крестного хода несут на руках икону тезоименитых святых сгоревших младенцев, которая возвращается на место хранения в церковь Всех Святых в городе Белая Холуница. (Приложение 5
Крестный ход обретает широкую огласку в различных средствах массовой информации. В настоящее время крестным ходом проходит более 1000 человек из разных городов России. Из города Омутнинска совершается молодежный Крестный ход к Пламенным младенцам. Климковский крестный ход – это семейный ход, в нём участвуют немало подростков и малышей разного возраста, с радостью переносящих тяготы трехдневного пути. По складывающейся традиции к Пламенным младенцам часто идут на будущий год с вымоленными, недавно родившимися детьми.
Глава 3
Интервью с участницей Крестного хода
Мариной Васильевной К.
Мы взяли интервью у жительницы Белой Холуницы Кировской области , Марины Александровны К., которая несколько лет участвует в Климковском Крестном ходе (Приложение 7).
Вопросы:
1.Сколько раз Вы были участником Крестного хода?
2.Что побудило Вас участвовать в Крестном ходе?
3.Каковы взаимоотношения между людьми Вы наблюдаете во время Крестного хода?
4.Что дает участие в Крестном ходе?
5.Меняется ли Крестный ход?
Марина Васильевна, сколько лет Вы участвуете в Климковском Крестном ходе?
В Климковский Крестный ход я хожу с 2016 года. Правда, свой первый ход пройти полностью не смогла, дошла только до Климковки ,а вот с 2017 года иду весь путь полностью.
Что побудило Вас отправиться в Крестный ход?
Крестный ход в Белой Холунице проходит около моего дома. Я наблюдала за паломниками из окна и задавала себе вопрос: «Что заставляет людей идти такие километры, в жару,в дождь,в непогоду...? Почему вопреки усталости у людей такие светлые лица?» Я решила пройти этот путь ради интереса. Действительно, мой первый ход-это проверка себя, испытание себя, выдержу или нет, хотела понять, кто я. А вот второй–уже осознанный.
Какие взаимоотношения между людьми вы наблюдаете во время Крестного хода?
Когда ты попадаешь в Крестный ход, ты попадаешь в другое время, другое измерение,в другую Вселенную, это тот идеальный мир ,в котором каждому человеку хотелось бы жить. Там каждый делится всем, чем может, помогает. Это поражает, удивляет, особенно в первый раз. В нашем мире, где царит культ денег, ты встречаешь других людей. Это удивительно,очень.
Что дает участие в крестном ходе?
Оказывается,для счастья человеку надо совсем немного: кусочек хлеба, близкий по духу человек, осознание того, что многое можешь. Все можно пережить, перенести, если ты веришь!
Меняется ли Крестный ход? Или он остается неизменным из года в год?
Каждый Крестный ход проходит по-разному, начиная с погодных условий, заканчивая людьми, которые идут ход. Меняется ход, меняются люди. Да,он каждый год разный, и молимся мы из года в год о разном... Я искренне желаю вам пройти (хоть немного ) этот крестный ход, окунуться в этот духовный мир, испытать благодать, это огромная духовная поддержка на весь следующий год.
Ответы участника Крестного хода Марины Александровны К. заставляют задуматься о смысле жизни, вере, морали и духовности, о том, что вера помогает преодолевать трудности и находить утешение. Крестный ход объединяет людей разных возрастов, социальных статусов и убеждений вокруг общей цели– укрепления веры и духовного роста человека.
Заключение
Вятские крестьяне, почитавшие память Пламенных младенцев, установили крестный ход, не только как способ излечения от болезней, но и для того, чтобы не огрубела и не очерствела совесть, чтобы не быть равнодушными к горю и злу и не стать самим носителями этого зла. Если в те далёкие годы случившаяся беда не оставила никого равнодушным, то паломничество к Пламенным младенцам в наши дни становится для многих духовной опорой. Оно будит спящую совесть, служит началом покаяния и пути к преодолению различных пороков и недостатков, которые могут привести, а порой и приводят, к страшным трагедиям. Участие в крестном ходе - это подвиг молитвенного деяния (Приложение 6).
Цель нашей работы достигнута. Задачи выполнены. Мы узнали о классификация крестных ходов, об история Климковского Крестного хода к «Пламенным младенцам», о трагедия семьи Ворониных (смерть трех мальчиков), изучили историю иконы «Пламенные младенцы», собрали материал о современном бытовании обряда, провели интервью с участниками Климковского крестного хода.
Материалы работы можно использовать на уроках краеведения, а также на классных часах, на занятиях по внеурочной деятельности обучающихся, что поможет сформировать знания по истории Вятского края, расширить кругозор и воспитать любовь к малой родине.
Библиография
Книги:
Балыбердин А. Г. Безумие : хрущёвские гонения на Вятской земле. Киров, 2006.
Дерябин И. Чудеса «Пламенных младенцев» // Холуницкие зори [Белая Холуница], 1998, 1 августа.
Климковский крестный ход : [брошюра] [Киров, 2004]
О придании статуса «Памятник природы» источнику Манигор : решение Белохолуницкой районной Думы № 318 от 16.02.2005 г. // Белохолуницкая районная Дума второго созыва. Протокол заседания. Февраль 2005 г. - С. 39
Пересторонин Н. Манигорская купель // Вятский край. 2007. 13 февраля (№ 29). С. 6.
Порошин И. Возрождение традиции // Холуницкие зори [Белая Холуница]. 2000. 22 июля.
Порошин И. К «Пламенным младенцам» - с покаянием // Холуницкие зори [Белая Холуница]. 2001. 9 августа.
Солонинина Е. «...Да спасение получим вашими молитвами...» // Холуницкие зори [Белая Холуница]. 2007. 6 февраля.
Солонинина Е. Паломники: кто они? // Холуницкие зори [Белая Холуница]. 2009. 11 августа.
Что читать о Климковском крестном ходе : библиогр. указ. / МБУК «Белохолуницкая центр. библиотека» ; Сектор краеведения ; сост. К. Н. Тарасова ; В. П. Повышева. – Белая Холуница, 2014. – 28 с. : фото.
Чудиновских Е. Пламенные младенцы [Электронный ресурс] URL: http://gaspiko.ru/html/elevo
Шабалин Д. Ю. История исчезнувших населённых пунктов вокруг Чёрной Холуницы и Климковки : [исследование] [неопубл.]. Белая Холуница, 2012. С. 31-33.
Покаяние : видеофильм [Электронный ресурс] / Смоленцева Д. ; МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей; по благословению настоятеля Храма Воскресения Христова иерея Михаила Быданова. – Белая Холуница : МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей», 2017. – 1 электронный диск CD.
Баталова Н. Молодёжный крестный ход [Электронный ресурс]. URL: http://www.eparhiya-urzhum.ru/Климковский крестный ход [Электронный ресурс]. URL: http://www.eparhia-vtk.ru/eparchy/news/425/
Подгорена [Электронный ресурс]. URL: http://rodnaya-vyatka.ru/places/podgorena
[В храме Воскресения Христова - новая икона] / [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/video/367016610437
17.Фотоматериалы из личного семейного архива Д. Быданова , О. Савельевой, Л. Шулятьевой и др.
Электронные ресурсы:
https://dk-bholunca.ru/item/753076
Приложения
Приложение 1
Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Елёво. Фото 2017 год
Паломники у церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Елёво. Фото 2009 г.
Паломники у церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Елёво. Фото 2023 г.
Паломники у церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Елёво. Фото 2024 г.
Приложение 2
Могилка Пламенных младенцев в поселке Климковка. Фото 2023 г.
Могилка Пламенных младенцев в оселке Климковка. Фото 2009 г.
Приложение 3
Святой источник Манигор.Фото 2022г.
Святой источник Манигор.Мостик к купели .Фото 2016г.
Святой источник Манигор.Фото 2024г.
Святой источник Манигор. Молебен у источника Святого Пантелеймона на Манигоре.
Фото 2007 г.
Более 1000 человек из разных городов России проходят кресный ход к Пламенным младенцам.
Фото 2018 года
Паломники в церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Елёво. Фото 2022 года
Молебен в починке Подгоренный .Фото 2022 года
П риложение 5
И кона Пламенных младенцев, тайно вывезенная из села Елево(икона написана на дереве и имеет размеры 100х90 см.)
Новая икона Пламенных младенцев, сейчас находится в храме в городе Белая Холуница
Приложение 6
Отправление крестного хода от церкви в поселке Климковка. Фото 2024г.
Путь паломников к починку Подгорены .Фото 2015г.
Путь паломников к починку Подгорены .Фото 2024г.