Арктика. Традиции и современность

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Арктика. Традиции и современность

Авраменко В.В. 1
1Ломоносовская гимназия №73
Гмиро Л.В. 1
1Ломоносовская гимназия №73
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель:

Проанализировать истоки зарождения традиций, их значение в прошлом, настоящем и будущем на примере народов, проживающих в Арктике.

Исследовать мнение современников о роли традиций. Подчеркнуть их важность для развития культуры и сохранения ценностей.

Заинтересовать сверстников изучением культуры разных народов.

Гипотеза:

Традиции – важная часть жизни людей, необходимо их поддерживать, т.к. они передают культуру, самобытность народов, в них заключен многовековой опыт, который важно сохранить.

Задачи и методы:

Изучить понятие «традиция».

Исследовать культуру и обычаи народов Арктики.

Провести опрос среди учащихся на тему «Что вам известно о традициях в современном мире?». На основе собранных данных сделать вывод об осведомленности сверстников в рассматриваемых вопросах, их отношении к традициям и заинтересованности в изучении культуры разных народов.

Подготовить брошюру, иллюстрирующую обычаи народов Арктики. Брошюра должна дать интересную и полезную информацию для ознакомления школьников с культурой и традициями этого региона, привлечь внимание к его исследованию, поспособствовать росту популярности.

Актуальность

Основная характеристика современного мира – это динамичность. За последние десятилетия произошли огромные изменения во всех сферах жизни – от технологических до социально-политических и экологических. Во все времена наш мир двигался по пути развития: происходили новые открытия; старинные обычаи и правила постепенно отходили на второй план. Но тем не менее, есть ценности и традиции, сохранившиеся по сей день.

Моя работа посвящена исследованию роли традиций для поколений людей. Что такое традиции? Почему они важны? Какие традиции пережили испытание временем и сохранились до наших дней, а какие нет? Очень интересным и показательным для исследования представляется регион Арктики, особенный с точки зрения условий проживания, культуры и ценностей. На примере этого края я изучила обычаи, принципы воспитания, примеры народного творчества и постаралась понять, какие причины мотивируют людей несмотря на все изменения современной жизни стремиться сохранить и передать свои традиции.

1. Определение понятия «традиция»

Чтобы ответить на поставленный вопрос, зачем нужно поддерживать традиции в современном мире, я постаралась разобраться, а что же обозначает понятие «традиция» - несет ли она в себе положительный заряд или отбрасывает нас назад в прошлое, мешая развиваться.

Словарь Даля дает такое определение: «Традиция - преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое» [10].

Мне кажется наиболее полно передает смысл понятия Социологический словарь: «ТРАДИЦИЯ — это: элементы социального и культурного наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах в …течение длительного времени. Традиция охватывает …материальные и духовные ценности, а также способы, с помощью которых эти ценности передаются. Традиция – это обычай, установившийся порядок поведения в быту» [10].

Новейший философский словарь делит традиции на два вида, которые можно выразить эпитетами:

1 - благородная, благотворная, блестящая, блистательная, богатая, вековая, великая, великолепная, вечная;

2 - вредная, обветшалая, патриархальная, закостенелая [10].

Таким образом мы видим, что и сами традиции, и отношение к ним различны. И по-настоящему важны, и жизнеспособны те традиции, которые обеспечивают преемственность и позволяют сохранить связи между поколениями.

2. Что представляет из себя Арктика?

Арктика - северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств (Россия, Канада, США, Норвегия, Дания). К Арктической зоне Российской Федерации относится около трети всей площади Арктики.

Климат Арктики очень необычен. Полярная ночь длится 174 дня с сентября по март. В это время солнечный свет и тепло не поступают в регион, происходит непрерывное охлаждение поверхности. Полярную ночь сменяет полярный день. Около 190 дней с марта по сентябрь солнце не заходит за горизонт.

Полюс холода Северного полушария находится в Якутии. Зимой температура может достигать минус 68,5°С.

Территория северной части нашей планеты простирается на тысячи километров: арктическая пустыня, приморские районы и тундра, перемещаясь к южным границам сменяются тайгой. Множество видов редчайших растений и животных можно найти только на территории Арктики.

Животные, обитающие в этом регионе, приспособились и отлично чувствуют себя в тундре или в ледяных водах, окружающих Северный полюс: белый медведь, арктический заяц-беляк, полярная крачка, полярный олень и даже полярная акула и многие другие. И, конечно, нельзя себе представить Арктику без северных оленей – главных друзей коренных народов.

Арктический край суров, но очень разнообразен, красив и богат удивительными редчайшими представителями растительного и животного мира [9; 11].

3. Народы Арктики сегодня

В российской части Арктики проживают около 2 500 000 человек.

Самый многочисленный из сибирских народов – якуты. Это 500 000 человек.

82 500 — представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Сорок коренных народов проживают на территории Российской Федерации. К наиболее крупным относятся: долганы, нганасаны, ненцы, саамы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы (юпики) и юкагиры.

У каждого коренного народа свои язык, эпос, традиционные занятия, уникальный жизненный уклад, унаследованные от предков и адаптированные к суровым условиям выживания [2; 12].

4. Традиции народов Арктики: их истоки и значение

В моем исследовании я использовала материалы выставки Этнографического музея «Арктика – земля обитаемая» [5].

Представленные сюжеты из жизни людей арктических территорий помогли понять условия, в которых происходило освоение земель, создание домашнего очага, ведение хозяйственной деятельности и одновременно зарождение культуры, ценностей и традиций.

Тысячи лет назад на земли, занесенные снегом, пришли люди. Зима длится почти целый год, температура доходит до минус 60 градусов, несколько месяцев в году все погружается в темноту полярной ночи, когда солнце не выходит из-за линии горизонта. Метели, сырой ветер, мороз. Чтобы выжить приходится прикладывать неимоверные усилия. С огромной радостью встречают долгожданную весну. Приходят белые ночи. Природа просыпается вместе с солнцем. Именно в этом краю, точно в сказке, «небо сходится с землей», день соединяется с ночью. И мало на земле найдется мест, где жизнь людей настолько взаимосвязана, объединена с природой, как здесь. В таких условиях зарождались традиции и обычаи народов Арктики.

4.1. Шаманизм.

Слово «шаман» – эвенкийского происхождения: «саман» – «колдун», «кудесник».

В традиционной культуре существовало представление о делении Вселенной на 3 мира: Нижний – мир мертвых, Средний – мир людей и Верхний – мир светлых духов и божеств. Шаман – это посредник между людьми и духами.

В долгую полярную ночь шаман давал силу, вселял надежду, лечил, наставлял. Главной его задачей была помощь людям, а если дар, доставшийся от предков, шаман употреблял во зло, духи могли покинуть его.

4.2. Очаг, семья

Особое место в укладе коренного населения Арктики занимает взаимосвязь дома и семьи. У арктических народов чум и яранга считались «настоящим домом», который связывал человека с миром, создавал личное пространство и гармонию в жизни. Центральное место в чуме и яранге занимал очаг. Издавна существовало понятие об огне как о доброжелательном существе.

Семьи, связанные общностью огня, назывались «имеющими один огонь», «люди одного огня». Такая связь семьи и семейного очага прослеживается не только в трепетном отношении к огню очага, но и в традиционных свадебных обрядах и праздниках.

4.3. Оленеводство

Оленеводство – одно из основных занятий местного населения. Олени – это и средство передвижения, и источник полезного питания, и теплой одежды. Кроме приносимой выгоды, оленеводство имеет для коренного населения и другую значимость. Жители просто не представляют, как бы им удалось выжить в сложных северных условиях без такого промысла. Даже само слово “олень” означает “дающий жизнь” в переводе с древнейшего местного языка. Оленчик, как ласково называют красивых животных оленеводы-эвенки, любимый герой и образ в народном творчестве.

4.4. Традиционный костюм

Арктические народы использовали для пошива одежды шкуры промысловых животных.

Главная цель - защита от влаги, ветра, мороза.

При этом большое внимание уделялось украшению одежды. Ведь как радуют глаз радужные ремешки, образы солнца, северного сияния, меховая опушка.

В настоящее время национальная одежда или её элементы (обувь, головные уборы) сохраняются у коренного населения занятого в традиционных отраслях хозяйства – оленеводстве и охоте.

4.5. Декоративно-прикладное искусство

Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, бересты еще в прошлые века привлекали внимание путешественников, исследователей, ученых. Эти работы восхищают и нас, современных людей. Декоративно-прикладное искусство неотделимо связано с природой края. В изделиях часто используются образы солнца, северного сияния, многоцветные бутоны и побеги с листьями, как напоминания о непродолжительном, но очень ярком летнем периоде.

Такие украшения радовали глаз и помогали пережить долгие полярные ночи [3].

4.6. Праздники

Джек Лондон написал: «Мороз и вялость несовместимы».

На Крайнем Севере особое отношение к праздникам. Это необходимая и важнейшая часть жизни, сформировавшая за многие годы в условиях тесного взаимодействия человека и природы.

День оленевода, День полярного медведя, День карельской и вепсской письменности, Хэйро – праздник окончания зимы у долган и многие другие.

Самый радостный праздник отмечается на Крайнем Севере с приходом весны. Закончился зимний охотничий сезон, оленей перегоняют на летние пастбища.

В Якутии таким праздником является - Ысыах. Это праздник народа саха, помогающий сохранять этническую специфику – национальную одежду, пищу, музыку, фольклор. Праздник символизирует возрождение человека, каждому даруется возможность изменить свою судьбу, стереть плохое, завоевать счастливое будущее и благополучие. Главное священное действие – встреча солнца, лучи которого обладают целебной силой очищения всего живого [4].

5. Какие трудности, проблемы связаны с сохранением традиций? Перспективы, тенденции

Традиционная культура малочисленных народов Севера сегодня на грани исчезновения. Это неизбежное следствие распространения европейских форм массовой культуры. Урбанизация (повышение роли городов, городской культуры и «городских отношений») изменила традиционный образ жизни и нарушила обособленность малочисленных народов. Площадь оленьих пастбищ уменьшилась из-за активной добычи ископаемых ресурсов.

Несмотря на эти трудности, коренные народы Арктики стремятся сохранить свою идентичность.

Они объединяются в ассоциации, участвуют в конференциях.

Созданы организации, в т.ч. международные, представляющие интересы малочисленных народов Арктики:

· Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

· Арктический совет;

· Общественный проект «Чистая Арктика» и др.

Носители традиций – в основном, люди пожилого возраста. Важнейшей задачей поэтому является приобщение детей и молодежи к национальной культуре, к наследию предков.

Организуются мероприятия, направленные на сохранение родного языка, фольклора, духовных традиций, в т.ч.:

· организуются этнографические экспедиции;

· проводятся выставки работ мастеров, конкурсы;

· поддерживается деятельность Домов народного творчества, самодеятельных коллективов, предприятий народных художественных промыслов;

· регулярно организуются национальные праздники [6; 7; 9; 12].

6. Опрос среди учащихся на тему «Что вам известно о традициях в современном мире?»

6.1 Цель и организация анкетирования

Задача моей работы – вызвать интерес у сверстников к изучению культуры разных народов, а также определить причины, по которым следует сохранять и поддерживать традиции в современном мире.

Для решения этой задачи я провела анкетирование среди учеников 5-х классов и задала вопросы, связанные с знанием, пониманием традиций и отношением к ним. Приняли участие 88 человек.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под словом «ТРАДИЦИЯ»?

2. Стоит ли знать и следовать традициям своего народа?

3. Хотели бы Вы познакомиться с культурой и традициями других народов?

4. Сколько представителей коренных народов населяет Арктику в России?

5. Перечислите известные Вам коренные народы Арктики

6. Знаете ли вы о традициях народов населяющих Арктику?

7. Что даст Вам изучение традиций и обычаев других народов, в т.ч. народов Арктики?

Ответы на эти вопросы в целом дали информацию о том, какое значение традиции имеют для молодых людей, что они знают о традициях разных народов, в частности, населяющих Арктику.

При ответах на вопросы можно было выбрать один из предложенных вариантов, а также привести примеры и дать пояснения.

6.2 Результаты анкетирования по 1-му вопросу

1. Что Вы понимаете под словом «ТРАДИЦИЯ»?

Варианты ответов

Количество ответов, %

Примечания

А- Важный опыт, передающийся от поколения к поколению

60%

 

Б- Обычаи, применявшиеся в прошлом, но уже не имеющие значения в наши дни

18%

 

В- Праздники

3%

 

Г- Иное. Укажите свой ответ

3%

Обычаи из прошлого, видоизмененные, адаптированные в современных условиях.

Затруднились ответить

16%

 

Меньше четверти опрошенных считает, что традициями являются обычаи применявшиеся в прошлом, но уже не имеющие значения в наши дни.

При этом мнение половины опрошенных совпадает с общепринятым понятием: Традиции – это важный опыт, передающийся от поколения к поколению.

Остальные считают, что традиции – это различные праздники и обычаи, как семейные, так и общественные, например, традиционное празднование дня города.

Таким образом мнение 66 % опрошенных говорит о том, что традиции у нас есть и являются важной частью нашей жизни.

6.3 Результаты анкетирования по 2-му вопросу

2. Стоит ли знать и следовать традициям своего народа?

Варианты ответов

Количество ответов, %

Примечания

А- Да. Укажите, почему

78

Причины:

ü Опыт предков, который важно сохранить

ü История народа

ü Знания народа

ü Помнить традиции и своего народа, и семьи

ü Дань уважения предкам

ü Память о родных и близких

ü Дань уважения к городу и стране.

ü Традиции объединяют народ

ü Традиции помогают понять человека

ü Каждая традиция связана с историческим событием или личностью

ü Традиции интересны, украшают и разнообразят нашу жизнь

ü Народ, чтящий свои традиции, вызывает уважение

Б- Нет. Укажите, почему

12

Причины:

ü Нужно создавать новое

ü Нужно жить настоящим, а не прошлым

ü Современным людям это не интересно

ü Традиции устарели

Затруднились ответить

10

 

Подавляющее большинство ребят, 78%, считают, что нужно знать и следовать традициям своего народа.

Традиции позволяют нам не только сохранять и использовать знания и опыт наших предков, на также изучать историю, проявлять уважение к своему родному городу, стране. Помимо того, традиционные мероприятия, праздники украшают и разнообразят нашу жизнь.

6.4 Результаты анкетирования по 3-му и 7-му вопросам

3. Хотели бы Вы познакомиться с культурой и традициями других народов?

Варианты ответов

Количество ответов, %

Примечания

А- Да. Укажите, каких

46%

ü Китайцы 4

ü Испанцы 4

ü Японцы 3

ü Белорусы 3

ü Буряты 2

ü Башкиры 2

ü Евреи 2

ü Турки 2

ü Мусульмане, Абхазцы, Грузины, Румыны, Американцы, Чукчи , Украинцы, Англичане , Итальянцы, Якуты , Калмыки, Карелы, Индейцы, Корейцы, Индусы , Греки, Немцы, Азербайджанцы , Алтайцы, Адыгейцы

Б- Нет

54%

 

 

7. Что даст Вам изучение традиций и обычаев других народов, в т.ч. народов Арктики?

Варианты ответов

Количество ответов, %

Примечания

Принесет пользу

49%

ü Позволит получить новые знания, опыт

ü Позволит изучить культуру

ü Расширит кругозор

ü Это интересно

ü Может быть увлечением

ü Позволит лучше понимать другие народы и их культуру

ü Позволит улучшить взаимоотношения между людьми

Ничего не даст

26%

 

Затруднились ответить

25%

 

Мнения при ответе на 3-й вопрос разделились примерно пополам. Ответы на 7-й вопрос помогают понять причины, по которым люди или хотели бы, или не хотели бы знакомиться с культурой и традициями других народов.

Половина опрошенных ответили отрицательно. Называют следующие причины, по которым они не хотели бы изучать культуру других народов:

- считают, что это не принесет им пользу;

- предпочитают использовать время на изучение других вещей;

- считают, что нужно изучать культуру своего народа.

Вторая половина опрошенных высказала заинтересованность в знакомстве с культурой других народов.

Изучение традиций и обычаев других народов для них важно, т.к.:

- дает новые знания;

- расширяет кругозор;

- может служить источником новых увлечений и интересов, что может пригодиться при выборе занятий в дальнейшей жизни.

Наибольший интерес вызывают у ребят китайцы, испанцы, японцы и белорусы. В целом же диапазон интересов очень широкий, охвачены, как народы нашей страны, так и всего мира.

6.4 Результаты анкетирования по 4-му, 5-му, 6-му вопросам

Вопрос

Количество ответов, %

Примечания

4. Сколько представителей коренных народов населяет Арктику в России?

А- 2 500 000 чел.

14%

 

Б – 82 500 чел.

46%

Правильный ответ

В- 500 000 чел.

13%

 

Г – 5 000 000 чел.

19%

 

5. Перечислите известные Вам коренные народы Арктики

Смогли перечислить

19%

Якуты - 4

Чукчи - 9

Не смогли перечислить

81%

 

6. Знаете ли вы о традициях народов, населяющих Арктику?

А- Да. Укажите, о каких

0%

 

Б- Нет

100%

 

Эти вопросы направлены на получение информации об осведомленности школьников об Арктике и народах, ее населяющих.

Почти половина ребят правильно назвали количество представителей коренных народов, населяющих российскую часть Арктики – 82 500 чел.

При этом очень немногие смоги перечислить известные им народы – назвали только 2 народа из 40 существующих.

И никто из ребят не известно не смог ничего сказать о традициях народов, населяющих Арктику.

7. Заключение

Уникальная природа Арктики, неразрывная связь человека с окружающим миром, многовековой опыт предыдущих поколений сформировали характер людей, легли в основу их культуры и ценностей.

Пример народов Крайнего Севера показал нам, что традиции имели ключевую роль в жизни людей на протяжении многих лет и являлись незаменимым механизмом развития культуры. И сейчас, когда есть большие трудности, связанные с сохранением наследия, во всем мире уделяют этим вопросам большое внимание.

Важность сохранения традиций подтвердили также и результаты опроса школьников. Ребятам очень мало известно о культуре и традициях других народов. Но в то же время почти все понимают их значимость и необходимость поддержания. Среди причин, по которым следует это делать, называют объединение, сближение семьи и укрепление хороших отношений, сохранение памяти о близких людях.

Исследование, проведенное мной, и результаты опроса школьников подтвердили предположение, поставленное в гипотезе работы: Традиции – важная часть жизни людей, необходимо их поддерживать, т.к. они передают культуру, самобытность народов, в них заключен многовековой опыт, который важно сохранить.

На примере Арктики я изучила роль и значение традиций.

Брошюра, разработанная мной в ходе исследования, направлена на развитие интереса школьников к изучению культуры Арктики и поспособствует росту популярности этого региона (см. Приложение 1). При оформлении использованы иллюстрации [3; 4; 5; 6; 7; 8].

Традиции обеспечивают нашу связь с культурой и историей. Являясь связующей нитью с прошлым, традиции позволяют не потерять все ценное и лучшее, что хотели передать нам предыдущие поколения, для развития и улучшения нашего мира в будущем.

В заключение я хочу привести слова из анкет, заполненных учениками:

«Мы передаем традиции, и тем самым продолжаем свой род»;

«Традиции – это знания, опыт и наша история!»

Просмотров работы: 22