Введение
На занятиях по «Истокам» мой классный руководитель Платонова Лариса Александровна рассказала о своей поездке в Усть-Кубенский район. Там она посетила Спасо-Каменный монастырь - один из древнейших монастырей Русского Севера, расположенный на небольшом острове Каменный на Кубенском озере. (Приложение 1) Лариса Александровна показала нам фотографии из журнала «Православный паломник», в котором есть статья об этом удивительном монастыре. (Приложение 2) Меня это заинтересовало, поэтому я решила узнать его историю.
Цель исследования: изучение исторического прошлого и настоящего Спасо-Каменного монастыря.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по заявленной теме;
2. Узнать, чем привлекал Спасо-Каменный монастырь путешественников и исследователей в разные годы своего существования;
3. Выяснить роль храма в наши дни;
4. Обобщить материалы в виде текста и презентации.
Объект исследования: Спасо-Каменный монастырь.
Предмет исследования: историческая судьба монастыря.
Актуальность данной темы заключается в том, что Россия возвращается к своим истокам и культурным традициям. В последнее время в России построено и реконструировано большое количество православных храмов. Один из них Спас-Каменный монастырь. Он является одним из древнейших храмов на Севере. Я считаю, что историю возникновения святых мест необходимо знать каждому.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Работа с интернет-источниками.
3. Беседа с учителем.
4. Формулировка выводов
5. Обобщение.
1. Зарождение монастыря
На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря.
Спасо-Каменный монастырь был основан около 1260 года. История его появления такова. Однажды белозерский князь Глеб Василькович, пересекавший Кубенское озеро, попал в страшную бурю. Он дал обет, что если судаприбьет к какой-нибудь земле, то на этом месте он построит монастырь. [10]
И вышло так, что суда волнами вынесло на крошечный остров, причем произошло это в день Преображения Господня. Остров оказался обитаемым: на нем жило несколько пустынников, которые проповедовали у прибрежных жителей-язычников.
Белозерский князь сдержал слово и основал на острове храм и монастырь в честь Преображения Господня. На свои средства он также снабдил новую обитель иконами и утварью.
Спасо-Каменная обитель с тех пор была под покровительством князей Белозерских и довольно скоро начала процветать. О ней узнали также и князья Московские. Так что к XV веку монастырь уже стал важным религиозно-культурным центром.
Князь Василий III использовал монастырь как место ссылки опальных духовных лиц. А еще здесь он молился вместе с женой Еленой Глинской о даровании сына.
Сын вскоре появился и вошел в историю как царь Иван Грозный. В 1545 году Грозный пожертвовал монастырю колокол, отлитый в Москве. [7]
После сильного пожара, уничтожившего все деревянные постройки, в монастыре был построен новый Спасо-Преображенский собор. Он стал первым каменным зданием не только Вологодчины, но и всей Русской Фиваиды. (Приложение 3)
Затем было несколько периодов упадков и возрождений обители. Так, она была почти заброшена в конце XVIII века. Но император Павел I отдал приказ восстановить монастырь. Он стал зваться Белавинской Спасо-Преображенской пустынью, а старое название – Спасо-Каменная ей вернули в 1892 году.
В тот же период на острове обустроили спасательную станцию: монахи и матросы в любое время года помогали людям, потерпевшим бедствие. Был оборудован маяк, свет которого был виден издалека. А еще повесили специальный колокол, звук которого тоже помогал ориентироваться судам на Кубенском озере в темное время суток и в сильные туманы. [11]
2. Монастырь в XX веке и в наши дни
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. (Приложение 4) На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня. [3]
В годы Великой Отечественной войны на Каменном острове организовали пункт приема и переработки рыбы. После очередного пожара этот промысел оборвался. Во второй половине прошлого века остров стал пристанищем рыбаков и охотников, которые останавливались в руинах бывших монастырских зданий.
В 1980-х годах силами неравнодушных Спасо-Каменный монастырь стали возрождать к жизни. Сейчас обитель снова действующая. От старинных построек уцелела лишь колокольня XVI века. Постепенно идет восстановление других сооружений. Есть также проект воссоздания Спасо-Преображенского монастыря.
.
3. Возрождение монастыря
3.1. Точка отсчета
Эта история началась еще в 60-х годах, когда двое мальчишек отправились на велосипедах обследовать местность под Вологдой. Проезжая по берегу Кубенского озера, они увидели, что вдалеке над водной гладью возвышается башенка, похожая на мачту брошенного корабля. Так, 13-летний Александр Плигин впервые увидел остров Спас-Каменный. (Приложение 5)
Таинственный призрак запал мальчику в душу, и он решил дождаться зимы и дойти до него на лыжах. Из былого великолепия Спасо-Каменного монастыря тогда оставалась лишь та самая мачта – колокольня. А церкви и храмы лежали рядом грудами кирпича. Вряд ли 13-летний мальчишка знал историю святой обители и монахов, населявших ее, но детская душа пожалела утраченную красоту. Наверное, тогда и появилась эта мечта – восстановить разрушенное.[8]
3.2. Возрождение обители
В конце 80-х начался учет культурного наследия для Свода памятников. Попал в список и Спасо-Каменный монастырь. На восстановление порушенных храмов страна выделила невеликие, но деньги.
К тому времени Плигины растили троих детей. Александр Николаевич работал и рос по службе: стал генеральным директором одного из вологодских заводов и председателем строительно-монтажного кооператива. И все шло вполне успешно, пока однажды Плигин, человек неожиданных и твердых решений, не уехал на заветный свой островок.
Над ним смеялись, от него отворачивались, но Надежда никогда не упрекала своего Робинзона. Реставрация шла в сотрудничестве с Вологодской епархией. Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки, но в 1994 году прекращается государственное финансирование объекта.
Он разрывался между грандиозностью задач и скудностью средств. Жена перешивала младшим одежду старших, крутилась, экономила, помогала как могла. Вся прибыль от семейного бизнеса стала уходить на восстановление монастыря, но этого не хватало: наемных рабочих пришлось уволить.
Александр Николаевич в одиночку таскал кирпичи, штукатурил, бетонировал, укреплял. В одиночку ставил огромные деревянные леса вокруг той самой мачты-колокольни. [2] (Приложение 6)
3.3. Хранитель острова
Частым гостем на острове был архиепископ Вологодский и Великоустюгский Максимилиан. Зимой владыка по льду ходил на Спас-Каменный в одиночку. Много лет тесно общаясь с хранителем острова, он утверждал, что, именно бескорыстно трудясь над восстановлением обители, Александр Николаевич обрел настоящую веру.
За 12 лет Плигин успел очень многое – колокольня засияла новым куполом со звездами и золотым крестом на макушке. 27 января 2004 года подвижник, бессребреник и мечтатель Александр Плигин умер от сердечного приступа. Ему было всего 56 лет. Его похоронили рядом с развалинами древнего храма, который он так мечтал возродить.
Место мужа на острове заняла его жена – Надежда Александровна, пришло ее время. Преподаватель французского языка, она изучила строительное дело и взвалила на себя организацию дальнейших работ. И теперь она – хранитель острова. Возможно, пройдет много-много лет, и история супругов Плигиных перерастет в легенду. О настоящей любви и безграничной верности. [1]
На остров потянулись многочисленные группы добровольцев: история подвижника, в одиночку восстанавливавшего монастырь, облетела всю страну и многих подтолкнула к действию. Сейчас здесь уже восстановлена трапезная, на очереди Преображенский собор. В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года был освящен храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. (Приложение 7) 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально. Теперь у него есть настоятель, братия и регулярно проходят богослужения. А в сентябре 2018 года в монастырь вернулась одна из его святынь – мощи святого Иосафа Спасокаменского. [6]
В 1980-х годах силами неравнодушных Спасо-Каменный монастырь стали возрождать к жизни. Сейчас обитель снова действующая. В одном из ярусов колокольни оборудован небольшой храм, где регулярно совершает Божественную литургию настоятель монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский). Каждую службу возносится у престола имя Александра Плигина – храмоздателя, русского православного человека, положившего жизнь, как завещал Христос, за други своя: ведь восстанавливал Александр Николаевич древнюю обитель для всех нас. Для всей Вологодчины, для всей России.
Имя Александра Плигина внесено в учебное пособие «Герои Вологодчины». (Приложение 8)
Во имя восстановления монастыря был образован и ученический отряд «Спасики». Больше 20 лет назад это движение зародилось в Усть-Кубинской школе. «Спасем и сохраним Спас Каменный» - под таким девизом стройотряд устьянских подростков в 1998 году отправился на остров. Его идейными организаторами и руководителями стали учителя Л. Соколова и В.Соловьев. [5]
Заключение
Известный вологодский историк Александр Камкин считал, что Спасо-Каменный монастырь умирал несколько раз в своей истории, в XX веке он погиб от людского недомыслия и попыток построить жизнь без Бога.[4] Мы - свидетели нового рождения Спасо-Каменной обители. Даст Бог, не за горами те времена, когда святыня вновь возродится из руин. И мечта Александра Плигина, его семьи, обитателей монастыря, «Спасиков», волонтеров, строителей, паломников и многих-многих неравнодушных окончательно и бесповоротно сбудется.
Работая над этой темой, я получила полное представление о Спас-Каменном монастыре. Узнала историю возникновения монастыря и его роль в разные исторические эпохи. Также я научилась работать с дополнительной литературой и использовать информацию из интернета. Цель моей работы достигнута. В дальнейшем мне хотелось бы побывать в Спас-Каменном монастыре и продолжить работу над этой интересной темой.
Список использованной литературы:
1. Боричева А. Воскресающий из руин: древнейшая святая обитель Русского Севера Спасо-Каменный монастырь восстанавливается / Альбина Боричева // Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Вологда, 2019. – 18 октября (№ 80). – С. 1-3
2. Герои Вологодчины: учебное пособие для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений / Е.А. Скупинова, И.В. Спасенкова, Е.С. Ульянова; Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования; - Вологда: Учебная литература, 2023. – 183 с.: ил.
3. Голубкова Ю. Спас и его подвижники / Юлия Голубкова // Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Вологда, 2020. – 17 ноября (№ 89). – С. 7
4. Груздев Н. Как начиналась реставрация [Спасо-Каменного монастыря] / Николай Груздев // Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Устье, 2012. – 28 июня (№ 72). – С. 3
5. Демидова Т. На острове Каменном вновь открыли мужской монастырь / Тамара Демидова // Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Вологда, 2017. – 20 октября (№ 82). – С. 1, 8
6. Демидова Т. Мощи святого Иоасафа вернули в родную обитель / Тамара Демидова // Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Вологда, 2018. – 28 сентября (№ 74). – С. 2
7. Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века: М.: Северный паломник, 2005. – 532 с.: илл.
8. Кузнецов А. Возрождение монастыря. Вспомним тех, кто начинал / Александр Кузнецов // Северная новь: газета. – Устье, 2012. – 8 мая. – С. 4
9. Лёзова Т. На Спасе Каменном разбирают руины Преображенского собора / Татьяна Лёзова // Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Вологда, 2019. – 1 ноября (№ 84). – С. 3
10. Стародубов Ю. Спас-Каменный – остров отшельников / Юрий Стародубов // Православный Паломник: журнал-путеводитель. -Москва, 2012. – август (№8). – С. 66-75
11. https://vologda-poisk.ru/articles/aleksandr-i-ego-nadezhda-ko-dnyu-pamyati-aleksandra-pligina.
Приложение 1. Платонова Лариса Александровна на Каменном.
Фотография их личного архива Платоновой Ларисы Александровны
Приложение 2. Журнал «Православный паломник» со статьей о монастыре.
Фотографии из личного архива Полетаевой Анны
Приложение 3. Князь Глеб Василькович пристал к Каменному острову.
Судно белозерского князя Глеба Васильковича прибивает волной к каменному острову. Конец XVII в.Лицевой сборник житий вологодских святых [Увар. 107, Государственный исторический музей 80269], л. 174.
Приложение 4. Спасо-Каменный монастырь в начале ХХ века
Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Устье, 2012. – 28 июня (№ 72). – С. 3
Приложение 5. Александр Плигин в 60-е годы.
Фотография из личного архива Н.А. Плигиной
Приложение 6. Восстановление церкви-колокольни.
Фотография из личного архива Н.А. Плигиной
Приложение 7. Монастырь в наши дни
Северная новь: усть-кубинская районная газета. – Вологда, 2018. – 28 сентября (№ 74). – С. 2
Приложение 8. Герои Вологодчины
Фотография из личного архива Плигиной Н.А.